Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста

Я родился в Москве в 1925 году.

1925 — Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля в Москве (ул. Пятницкая, дом 43)
в семье архитектора Михаила Петровича Коржева и Серафимы Михайловны Коржевой.

Мой отец парковый архитектор, много сил положивший на озеленение Москвы.

Михаил Петрович Коржев (1897-1986) родился в Калуге — архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры. Практически все бульвары, парки и прочие крупные памятники ландшафтной архитектуры в Москве (Центральный парк культуры и отдыха, Главный ботанический сад, Измайловский парк, Лефортовский парк, Водный партер в Химках, парковый ансамбль МГУ на Ленинских горах и др.) были созданы при участии Михаила Петровича Коржева, где он выступал либо как соавтор, либо как руководитель проектов. Михаил Петрович был одним из первых «зелёных архитекторов» Советского Союза, получив в профессиональных кругах звание «Дон Кихот ландшафтный».

Мама — учительница одной из московских школ, где проработала более сорока лет.

Серафима Михайловна Коржева, в девичестве Чувелёва (-1896-1986), родилась в Москве, преподавала русский язык и литературу в гимназии. Воспитывала троих детей: Гелия,
Ветту и Эльдину.

Ветта Михайловна Коржева (1931-2002) окончила экономический факультет МГУ
с красным дипломом, работала экономистом в строительных трестах.

Эльдина Михайловна Коржева (1932-2011) окончила философский факультет МГУ
с красным дипломом, работала в Институте социологии РАН.

1929 — семья Коржевых переехала в один их первых кооперативных домов в 1-м Зачатьевском переулке, дом 13.

1933 — поступил в начальную школу и посещал детскую студию в Государственном музее изобразительного искусства на ул. Волхонке.

С десяти лет учился в детских художественных студиях Москвы.

1936 — учился в изостудии при Доме художественного воспитания Фрунзенского района на Большой Пироговской улице под руководством ученицы В.А. Серова и К.Ф. Юона Антонины Петровны Сергеевой.

В 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу, в третий класс. В художественной школе началось профессиональное обучение у педагогов-художников. Здесь же зарождалась и творческая дружба среди учеников, дружба, продолжающаяся и до сегодняшнего дня.

1939 — по совету А.С. Сергеевой сдал вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ).

МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, С.В. Герасимова в целях повышения уровня образования подрастающего поколения в профессии. Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах.

По результатам экзаменов Гелий Коржев был принят в третий класс. Среди первого набора в МСХШ были В.Ф. Стожаров, Л.А. Шитов, А.П. Ткачёв, В.И. Иванов, В.З. Пурыгин, А.С. Папикян, К.В. Бахтеева, П.П. Оссовский и др.

Специальные предметы в школе вели художники В.В. Почиталов, М.В. Добросердов, А.П. Шорчев, С.М. Михайловский. Директором был назначен Н.А. Каренберг.

Во второй половине дня 22 июня мы собрались с моим приятелем Димой Краснопевцевым пойти в Третьяковку. С утра я сидел в кабинете отца и рисовал «Испанку». Это был этюд с тети Нюры, которую я решил превратить в страстную испанку. Вот за этим занятием застал меня звонок Димы: «Война!»…

1941 — записался на курсы по подготовке снайперов и выехал на полевые занятия под Смоленск. С приближением боев воспитанники курсов вернулись в Москву.

Во время войны школа выехала в Башкирию и размещалась в большом селе Воскресенское. Два года, проведенных учениками школы в деревне, среди природы, надолго определили творческое лицо школы. Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели, что красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас.

1941 — по настоянию учителей 25 сентября вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ эвакуировался в Башкирию, село Воскресенское. В Воскресенском педагоги постепенно наладили быт и занятия школы.

В 1944 году окончил школу и в этом же году поступил в Художественный институт им. Сурикова на отделение живописи. Много прекрасных художников-педагогов тогда работали в институте. Педагогами у меня были С.В. Герасимов, Н.X. Максимов и В.В. Почиталов. И хотя бытовые условия жизни были трудными, учеба шла очень интенсивно. В группу бывших воспитанников художественной школы, ставших студентами, начали вливаться вернувшиеся с войны фронтовики. Они, люди прошедшие войну и серьезные испытания, принесли с собой горячую жажду знаний.

1944 — школа вернулась в Москву, где была проведена отчетная выставка в залах «Всекохудожника», по результатам которой все воспитанники школы были приняты в Московский художественный институт (МХИ), ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. С 3-го курса института обучался в мастерской С.В. Герасимова.

1945 — во время учебы в институте вместе с однокурсниками работал в Пушкинском музее, разбирая спасенные Советской армией шедевры Дрезденской галереи.

Кира Владимировна Бахтеева (1923-2007) училась в МСХШ с 1939 по 1944 гг. Студентка МХИ с 1944 по 1946 гг. С 1947 года училась на актерском отделении ГИТИСа и окончила его в 1953 году. Состояла в Союзе художников с 1964 года.

В 1950 году я закончил институт, получив звание художника-живописца. Первые самостоятельные шаги всегда трудны. Нужно было найти свою тему, свой язык и просто самого себя. Нужно было на-учиться зарабатывать деньги на жизнь так, чтобы не мешать развитию творчества. Я понимал, что знаний и умения еще очень немного и чтобы развиваться, необходимо участвовать в выставках. Впервые я участвовал в ученической выставке в 1941 году. Там, рядом со старшими художниками и своими товарищами лучше понимаешь свои недостатки и свои возможности. Вскоре в Москве стали организовываться молодежные выставки, которые стали второй школой. На этих выставках мы набирались опыта и уверенности.

1950 — окончил МГХИ им. Сурикова. Дипломная работа «Молодые архитекторы» с оценкой «хорошо». Присвоена квалификация «художник-живописец».

Я довольно рано начал работать педагогом. Мой учитель С.В. Герасимов в 1951 году пригласил меня в Строгановское училище на младшие курсы преподавать живопись. И эта работа была полезной для меня. Уча других, я учился сам. Закончил свою педагогическую карьеру заведующим кафедрой отделения монументальной живописи в 1984 году.

1951 — получил приглашение С.В. Герасимова работать в Московском высшем ху-дожественно-промышленном училище (МВХПУ), бывшее Строгановское, на должности старшего преподавателя, где преподавал до 1958 года. Работал в бригаде П.П. Соколова-Скали над художественным панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

1952 — совместно с П.П. Оссовским иллюстрировал книгу А.П. Гайдара «Горячий камень», в том числе «Сказку о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», для издательства «Детгиз». Выполнял иллюстрации для ряда других издательств.

1954 — на Выставке произведений молодых московских художников с 24 марта по 25 апреля в Выставочном зале Союза художников СССР была представлена первая законченная картина художника «В дни войны».

Был принят в члены Московского союза художников, минуя обязательный кандидатский стаж. Рекомендации в Союз дали его учитель С.В. Герасимов и П.П. Соколов-Скаля. С.В. Герасимов писал в рекомендациях: «Молодой и очень талантливый художник Г. Коржев обладает сильным рисунком и живописью. Очень профессионально владеет своим мастерством. Ведет живопись в Строгановском училище. На Выставке молодых московских художников находится его картина “В дни войны” вполне на очень высоком уровне».

Принимал активное участие в жизни МСХ, в организации и проведении выставок
молодых художников (1954, 1956, 1957, 1958, 1959 гг.). Молодежные выставки дали
путевки в жизнь многим художникам: В.Ф. Стожарову, В.Н. Гаврилову, братьям Ткачёвым, Т.Т. Салахову, И.А. Попову, П.П. Оссовскому, В.И. Иванову, Е.И. Зверькову, братьям Тутуновым, И.В. Голицину, В.М. Сидорову, братьям Никоновым, братьям Смолиным, Д.Д. Жилинскому и др.

1955 — 20 января открылась Всесоюзная художественная выставка в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), где экспонировалась картина «В дни войны».

Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начало доминировать на выставках.

1956 — с 15 февраля по 15 марта в рамках Второй выставки произведений молодых художников Москвы и Московской области экспонировались картины «Уехали», «-Приехал со стройки», «Осень».

Начал работу над картинами «Утро» и «Машинистка».

С группой художников совершил первую зарубежную поездку в Италию.

1957 — с 21 апреля по 20 мая экспонировались картины «Утро» и «Машинистка» на Третьей выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области.

С 20 июля по 20 августа принял участие в Выставке произведений молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

С 30 июля по 20 августа экспонировалась картина «Утро» на Международной выставке изобразительного и прикладного искусства в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) им. A.M. Горького.

С 5 ноября по 16 марта 1958 г. принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Совершил творческую поездку в Сирию и Ливан.

1958 — с 19 июня по 28 июля экспонировались картины «Интернационал» (правая часть будущего триптиха «Коммунисты») и «Дожди» на Четвертой выставке произведений молодых художников Москвы.

Избран членом Правления Московского отделения Союза художников (МОСХ) РСФСР, где состоял до 1976 г.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ».

1959 — на Пятой выставке произведений молодых художников Москвы в рамках Недели искусств РСФСР в ЦПКиО им. A.M. Горького экспонировалась картина «Влюбленные».

Б.В. Иогансон в статье «Новая картина Коржева» писал о том, что Г. Коржев — художник мысли, художник глубокого настроения. «В новом произведении — “Влюбленные” — Гелий Коржев верен глубокому серьезному взгляду на жизнь и человеческие судьбы. Картина убеждает. Сама форма живописи высока, чтобы понять, что хочет сказать художник».

Осуществил творческую поездку во Францию.

1960 — закончил работу над триптихом «Коммунисты».

На Первой республиканской художественной выставке «Советская Россия» впервые экспонировался триптих «Коммунисты», а также картина «Влюбленные».

21 июня открылся Первый учредительный съезд Союза художников РСФСР. Г. Коржев был избран секретарем Правления Союза художников РСФСР (до 1968 г.).

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной XXII съезду КПСС.

Совершил творческую поездку в Великобританию.

1961 — награжден Золотой медалью Академии художеств (АХ) СССР за триптих «Коммунисты». Триптих «Коммунисты» был выдвинут на соискание Ленинской премии.

Закончил работу над картиной «Художник».

Экспонировались триптих «Коммунисты» и картина «Художник» на Всесоюзной художественной выставке.

Участвовал в совместной выставке с А.П. Бубновым в Польше (Краков, Варшава).

1962 — экспонировалась картина «Художник» на 31-й Венецианской биеннале.

Участвовал в выставке «30 лет МОСХ» в ЦВЗ с картиной «В дороге». Выставку посетили члены Политбюро ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущёвым.

Начал работу над полиптихом «Опаленные огнем войны».

Приобрел избу в деревне Рюмниково Ярославской области.

1963 — принял участие во встрече Н.С. Хрущёва с творческой интеллигенцией.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР VI созыва (1963-1967 гг.).

Присвоено звание «заслуженный деятель искусств РСФСР».

1964 — был избран членом-корреспондентом АХ на XXI сессии АХ СССР.

Был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Работал над картиной «Мать» из серии «Опаленные огнем войны».

Был приглашен преподавать на кафедру монументального искусства МВХПУ.

На зональной выставке произведений московских художников «Москва — столица нашей Родины», открывшейся в ЦВЗ «Манеж», экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Множество выставок — республиканских, всесоюзных, зарубежных, больших и маленьких — стали местами становления и развития моего творчества. Неудачи сменялись удачами и вновь чередовались. И нужно сказать, что неудачное выступление на выставке помогало развитию творчества значительно больше, чем успех.

1965 — участвовал во Второй республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ с триптихом «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать»,
«Следы войны» — на Седьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Участвовал во Всесоюзной выставке «На страже мира».

Возглавил кафедру монументальной живописи МВХПУ.

1966 — 11 октября стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за триптих «Коммунисты».

Экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Восьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Было присвоено ученое звание профессора.

1967 — На Третьей республиканской художественной выставке «Советская Россия» представил полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать», «Старые раны», «Заслон», «Проводы».

Закончил работу над картиной «Старые раны».

Экспонировался полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать»,
«Старые раны», «Заслон», «Проводы» — на Всесоюзной юбилейной художественной
выставке «50 лет советской власти».

Вошел в состав Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства.

1968 — на II съезде СХ РСФСР был избран председателем Правления.

Решением Президиума АХ СССР был назначен руководителем Творческой мастерской живописи АХ СССР (в мастерской работали Н.Е. Зайцев, О.П. Филатчев, Т.Г. Назаренко, И.И. Сидельников, Е.А. Корнеев и др.).

Совершил творческую поездку в Нидерланды.

1969 — экспонировались работы «Заслон», «Старые раны», «Проводы» на Девятой выставке произведений членов АХ СССР.

Был командирован Союзом худоников СССР в Польшу.

1970 — был избран действительным членом АХ СССР.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «25 лет Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне».

Принял участие во Всесоюзной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Совершил творческие поездки в Италию и Испанию.

1971 — был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Начал работу над картиной «Обреченная».

1972 — принял участие в выставке «Пять советских художников» вместе с Д.Д. Жилинским, Е.И. Зверьковым, В.И. Ивановым и П.П. Оссовским, проходившей в Риме, Милане, Турине, Болонье и Палермо.

В мае выступил с речью на похоронах А.А. Пластова в деревне Прислониха Ульяновской области.

Принял участие во Всесоюзной выставке «СССР — наша Родина», посвященной 50-летию образования СССР (Москва, Кишинёв, Киев, Одесса, Баку).

Было присвоено почетное звание «народный художник РСФСР».

1973 — участвовал в IV съезде художников СССР.

Участвовал в выставке «Пять советских художников» в Болгарии (София, Пазарджик), Чехословацкой ССР (Прага, Братислава), ГДР (Карл-Маркс-Штадт) до 1975 года включительно.

Принял участие в выставке произведений членов АХ СССР.

Родился внук Иван Коржев.

Все члены моей семьи — художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растет маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это, конечно, шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет.

1974 — экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «-Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Юбилейной выставке произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР.

1975 — начал работу над картиной «Беседа».

Разработал серию эскизов картин, среди которых был эскиз к картине «Беседа» для здания правительства по предложению заместителя Председателя Совета Министров РСФСР В.И. Кочемасова. Правительство РСФСР отказалось принять авторскую трактовку сюжетов и образов в эскизах Г. Коржева. По рекомендации Г. Коржева на выполнение государственного заказа был приглашен А.А. Мыльников, вместе с учениками создавший парадные шпалеры.

Отметил 50-летний юбилей в деревне Рюмниково. Поздравить юбиляра приехали А.М. Грицай, Т.Т. Салахов, Э.Г. Браговский, А.С. Папикян, Н.П. Гришин и др.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР IX созыва и членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Принял участие в Международной выставке художников социалистических стран, посвященной 30-летию великой Победы, проходившей в Москве в ЦВЗ «Манеж».

На Пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировалась картина «Обреченная». Награжден дипломом.

Принял участие в выставке произведений московских художников, посвященной XXV съезду КПСС, с полотном «Обреченная».

1976 — начал работу над картиной «Егорка — летун».

В издательстве «Советский художник» вышел альбом «Г.М. Коржев: Художник и время».

Закончил работу над картиной «Опрокинутый» и продемонстрировал ее на выставке членов АХ СССР.

Открыл и провел IV съезд художников РСФСР.

Отказался от переизбрания на должность председателя Правления СХ РСФСР и рекомендовал С.П. Ткачёва на эту должность.

Принял участие в IV съезде СХ СССР.

Принял участие в организации выставки А.А. Пластова в Манеже (Москва).

Экспонировались картины «Обреченная» и «Опрокинутый» на Всесоюзной художественной выставке «Слава труду!».

Начинает разработку цикла «Тюрлики».

Много времени я отдал и общественной работе в выставкомах, комиссиях и пр., а с 1968 по 1976 год был председателем Союза художников РСФСР. Работа трудная и плохо сочеталась с творчеством. Но за эти восемь лет удалось собрать коллектив совсем новых молодых художников, что явилось фактом прихода новых идей и методов в развитии нашего искусства. Много новых имен и произведений появилось на наших выставках.

1977 — принял активное участие в проведении выставки А.А. Пластова в Ленинграде.

Начал работу над картиной «Дон Кихот и Санчо Панса».

Работал на Творческой даче АХ СССР (вилла Абамелек-Лазаревых в Риме).

Был награжден дипломом Всесоюзной художественной выставки «По Ленинскому пути», посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Экспонировались картины «Гомер (Рабочая студия)» и «Опрокинутый» на Республиканской художественной выставке «60 лет Великого Октября».

1979 — присвоено почетное звание «народный художник СССР».

1980 — завершил работу над картинами «Егорка-летун» и «Наезд».

Приступил к созданию картины «Облака 1945 года».

Экспонировалась картина «Егорка-летун» на Шестой республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ.

Представил триптих «Коммунисты» и картину «Проводы» на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина.

1981 — вошел в состав комитета по подготовке юбилея А.А. Иванова.

Выступил с программным докладом о творчестве А.А. Иванова на торжественном
заседании в Большом театре.

1983 — совершил творческую поездку в Индию и Непал.

1985 — за большой вклад в развитие изобразительного искусства награжден
орденом Ленина.

На Седьмой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировался натюрморт «Супница и горшки».

1986 — завершил педагогическую деятельность в МВХПУ.

Был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова за серию работ «Опаленные
огнем войны» и «Облака 1945 года».

В мае умерла мать художника.

На Всесоюзной художественной выставке «Мы строим коммунизм» экспонировались полотна «Беседа», «Дон Кихот», «Супница и горшки».

В декабре умер отец художника.

Начал работу над «Библейской» серией картин.

1987 — участвовал в выставке творческого объединения «Москворечье».

На XV выставке членов АХ СССР экспонировались полотна «Дон Кихот», «Беседа», «Облака 1945 года», «Кости, принесенные из леса», «Супница и горшки».

Был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за картины «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

Картина «Следы войны» экспонировалась на совместной российско-германской выставке «Страх и надежда. Мир и война глазами художников» (Гамбург — Мюнхен —
Москва — Ленинград) по 1988 год включительно.

Совершил творческую поездку на Кипр.

1988 — в издательстве «Художник РСФСР» вышла в свет книга А.Я. Басырова «История создания одного произведения. Г.М. Коржев. Триптих “Коммунисты”».

1991 — отказался от избрания президентом Академии художеств СССР.

1992 — закончил работу над картинами «Мутанты» и «Дополнительный урок».

1993 — принял участие в Восьмой республиканской художественной выставке
«Советская Россия» с картинами «Мутанты» и «Памяти Данаи».

Родился внук Арсений Тишин.

Приступил к работе над картиной «Триумфаторы».

В частной галерее «Риджина» в Москве прошла персональная выставка художника
«Гелий Коржев. Мутанты», где экспонировались произведения из серии «Тюрлики» и картина «Дон Кихот» (1985-1990).

1994 — принял участие в выставке «Искусство России за 100 лет»
в Тайбэе (Тайвань).

1995 — награжден орденом Дружбы. Орден получать отказался.

1996 — началось сотрудничество с коллекционером Реем Джонсоном (США).

1997 — продолжил цикл «О Дон Кихоте» работой над картинами «Дульсинея
и рыцарь» и «Дон Кихот и монах».

Приступил к созданию картины «Осень прародителей».

Продолжил «Бытовую» серию работой над картинами «Встань, Иван!», «Квартирантка», «Блудный сын».

Родился внук Пётр Тишин.

1998 — состоялись похороны народного художника СССР А.М. Грицая —
близкого друга и старшего наставника Г.М. Коржева.

Завершил работу над картинами «Лишенные рая» и «На троих».

1999 — на IX Всероссийской художественной выставке «Россия» в Манеже экспонировались полотна «Дон Кихот и Санчо» (1995-1998), «Дульсинея и рыцарь» (1997-1998), «Дон Кихот и монах» (1997-1998).

Закончил работу над полотнами «В тени креста» и «Адам Андреевич и Ева Петровна».

2000 — Е.В. Зайцев в издательстве «Пассим» к 75-летию со дня рождения художника выпустил альбом «Гелий Михайлович Коржев».

С 28 апреля по 1 октября на выставке «Ради жизни на земле» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов экспонировались полотна из серии «Опаленные огнем войны».

Экспонировались картины «Благовещение» и «Иуда» на Всероссийской художественной выставке «…Имени Твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова.

2001 последний раз принял участие в сессии Российской академии художеств.

Создал полотно «Победа живых и мертвых (Памяти павших)».

Прошло много лет, как я взял в руки карандаш и кисть. Много работ было создано. Много работ ушло из мастерской. След некоторых потерян. Осталась надежда, что где-то они живы и служат людям. Много было радостей и огорчений. И как всегда, мечта впереди, и как всегда, недоступна.

2002 — издательство «Новый Эрмитаж — один» выпустило альбом-монографию В.С. Манина «Гелий Михайлович Коржев».

2003 — полотна «Женский портрет» (1948) и «Обнаженная модель» (1948) экспонируются на выставке «Пути русского импрессионизма» в ГТГ на Крымском Валу.

Стал лауреатом Премии имени М.А. Шолохова «за большой вклад в развитие отечественной и мировой культуры».

На выставке «Берлин — Москва», проходившей в международном выставочном комплексе Мартин-Гропиус-Бау в Берлине, были представлены полотна «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

2004 — участвовал в X Всероссийской художественной выставке «Россия».

На выставке «Москва — Берлин», прошедшей в ГТГ, экспонировались картины «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

Картина «Художник» экспонировалась на выставке «Варшава — Москва. 1900-2000» в Национальной галерее искусств «Захента» (Варшава, Польша).

2005 — триптих «Коммунисты» экспонировался на выставке «Россия!» в музее Саломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

Экспонировалась картина «Заложники войны» на Международной художественной выставке Союза художников России «ПОБЕДА», посвященной 60-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Картина «Художник» представлена на выставке «Москва — Варшава. 1900-2000» в ГТГ.

2006 — в журнале «Художник» была опубликована статья В.П. Сысоева «Общественная драма в творчестве Гелия Коржева».

Закончил работу над картиной «Лишенная родительских прав».

На выставке в Государственном Русском музее (ГРМ) «Время перемен. Искусство 1960-1985 гг. в Советском Союзе» экспонировались полотна «Следы войны», «Беседа», «Поднимающий знамя» и «Интернационал».

2007 — в июне умерла жена Кира.

Закончил работу над картинами «Свалка» и «Проситель».

Открылась персональная выставка «Raising the Banner:
The Art of Geli Korzhev» в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США)
с посвящением недавно умершей Кире Коржевой.

2008 — на Всероссийской художественной выставке «Отечество»
в Центральном доме художника (ЦДХ) экспонировались полотна «Натюрморт.
В кладовке», «Возле печки», «В чулане» из собрания Союза художников
России.

Прошла совместная со скульптором В.В. Тишиным выставка в Московском доме скульптора.

2009 — участвовал в выставке объединения «Союз русских художников» с картинами «Чулан», «Спас яблочный», «Деревенская лавка».

На XI Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались
картины «Скорбный дуэт» и «Свалка».

2010 — принял участие в выставке объединения «Союз русских художников»
с картиной «Переселенцы, 1942».

Началось сотрудничество с коллекционером А.Н. Ананьевым.

2011 — состоялась персональная выставка «Искусство Гелия Коржева» в галерее «Файн Арт» (Москва).

Принял участие в открытии частного музея «Институт русского реалистического
искусства» (ИРРИ) в Москве.

Создал полотно «Пророк».

2012 — закончил работу над картинами «Последние часы на земле»
и «Победитель».

В ГРМ открылась выставка «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000»,
на которой экспонировалась картина «Встань, Иван!».

Открылась посмертная персональная выставка «Библия глазами соцреалиста» в ИРРИ (Москва).

Искусство — это приказ часового уходящего часовому заступающему. У нас ушло много прекрасных часовых родной культуры. И сегодня мы на часах, и это многое значит, и скоро нужно будет сдавать пост, и нужно сдать его с честью и достоинством.

2013 — на могиле художника был установлен надгробный памятник, авторами которого являются дочь — Ирина Гелиевна и внук — Иван Владимирович Коржевы.

2014 — на XII Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались картины «Указ короля» и «Дон Кихот».

По инициативе и при непосредственном участии семьи художника в Москве создается Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева.

2015 — в ГРМ на выставке «Новые рассказчики в русском искусстве XX-XXI веков» экспонировались полотна «Влюбленные» и «Встань, Иван!».

2016 — персональная выставка в ГТГ.

Искусство родилось в борьбе со смертью. Человек хочет жить вечно, и даже скорее духовно, чем физически. И эта борьба за бессмертие породила искусство. Оставить свои мысли и чувства своим потомкам, рассказать о времени и о себе, породить что-то более долговременное и живое, чем ты сам, и тем самым продолжать жить рядом со своими внуками.

Раздел составлен при участии ученика Г.М. Коржева Н.В. Колупаева

Гелий Коржев "Беседа", 1989

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Третьяковская галерея представила монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева, последнего великого русского реалиста XX века. Коржев – одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился в Москве 7 июля 1925 года в семье архитектора садово-парковых ландшафтов. Главным учителем его стал Сергей Васильевич Герасимов, профессор Суриковского института, русский импрессионист и один из основоположников соцрелизма в советском искусстве. Эта встреча на долгие годы предопределила как тематику произведений Коржева, так и его живописную манеру. Но история искусства соцреализма и всей страны сложилась так, что будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался неактуальным и почти неизвестным автором для нескольких поколений зрителей и профессионалов.

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Триптих Коржева "Коммунисты", посвященный Великой Октябрьской революции и состоящий из картин "Интернационал", "Гомер" и "Поднимающий знамя", стал важным явлением в истории советской живописи. На последней из них изображен безымянный боец революции, поднимающий красное знамя с булыжника мостовой. Примечательно, что Коржев в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей. Все его герои – обобщенные персонажи, в определенном смысле олицетворяющие весь народ целиком и воспроизводящие типичные сцены из повседневной жизни.

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Искусствоведы называют Гелия Коржева "художником русской беды" и считают его представителем сурового стиля, но сам он по этому поводу говорил: "Суровый стиль начинали Петров-Водкин и Дейнека, а не мы!" Связано это, конечно же, с тематикой его картин: бедность быта, тяготы войны, мужицкая грубость, которые он изображал с невероятной прямолинейностью. Персонажи его картин не становятся героями. Даже тему Великой Отечественной войны он представляет не через подвиги и победы, а через портреты безымянных военных, которые представлены с безжалостной прямотой: изувеченными и грубыми.

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов: по договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал не вождей, а картины на различные темы, что стало возможно только в период оттепели 1960-х. "В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода – это писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу," – говорил Коржев. Портреты простых людей стали для него живописным и социальным экспериментом.

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

"Облака 1945" – программное произведение Коржева. На картине изображены пожилые женщина и мужчина, который на войне потерял ногу. Но главное в картине – это социальный подтекст и та тишина, которая стоит в воздухе весенним или летним жарким полднем и так поражает людей, привыкших к постоянным обстрелам и бомбежкам.

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам
Он долго писал свой "Библейский цикл", оставив все официальные должности после кончины родителей в 1986 году. "Тут есть враги, есть друзья, но нет политики", – говорил он о сюжетах своих полотен. Картину "Благовещение" Коржев писал десять лет. И хотя вроде бы шел в ногу со временем и идеями так и остался не понят зрителем: впервые этот цикл был представлен не в России, а в США в 2007 году.

Гелий Коржев "Беседа", 1989

Гелий Коржев "Беседа", 1989

"Беседа" – одно из немногих произведений, где мастер работал с портретом Ленина. В данном случае он использовал этот образ в метафорическом и символическом плане: Ленин изображен вместе с изможденным слепым стариком, который, с одной стороны, олицетворяет собой голодающий народ, а с другой, оказывается какой-то бесплотной силой, определяющей трагическую судьбу всего, или юродивым, предрекающим скорую гибель.

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Ужас, сумбур, кровь и страшная реальность 1990-х годов – все это нашло отражение в серии "Тюрлики", посвященной выдуманным чудовищам, вдохновленной полотнами Франциско Гойи и Иеронима Босха. Таким Гелий Коржев видел свое время. Его "Тюрлики" вызывают тошноту и отторжение, порой – еще и от узнавания некоторых персонажей, ситуаций, актуального подтекста. Еще при жизни художника цикл был представлен в московской галерее "Риджина".

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны отечественного искусства, очень узко понимающего реализм. Но его поздние сюрреалистические работы были однозначно более смелыми, нежели работы советского периода.

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

В середине 1980 годов художник возобновляет активную работу над философским библейским циклом картин, начатым еще в конце 1960-х. Эта работа продолжалась вплоть до смерти Гелия Михайловича 27 августа 2012 года. Посмертная выставка библейского цикла, которую при жизни начал готовить сам автор, прошла в Институте Русского Реалистического Искусства в 2012 году.


В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.
Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944-1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968-1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)

Поднимающий знамя

Уже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.
Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют.
Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным.
Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве.
Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали.
Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.
Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем.
Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные".


Для художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны".
Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?

И обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.

Но картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято.
Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье - бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы)
Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.
Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена.


Коржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему?
Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.
Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)

Осень прародителей (Адам и Ева)

«Благовещение».
Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.

«Изыди, сатана».
А от сатаны попали в кадр только нога и рукав.

Несение креста

Распятие



Снятие с креста

Оплакивание Христа

«Отец и сын».
Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине?

«Иуда».
Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна.
Коммунизм мертв

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)
Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся.

«Встань, Иван»
А защитник русского народа беспросветно пьян.

И уже не понимает, что его собутыльники мертвы

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.
Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"

"Пир".
Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.


"Философы"


"Борьба"

«Череп предка»
Видите? Тюрлики произошли от людей.

Вот другой вариант этой картины


У Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"


"Раздумье"


"Русский мужик спорит с нелюдью"


«Голубой огонек» (1976)
Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!


"Старая кокетка"

"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий.

Наконец, натюрморты

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию.
"Свалка"

Коммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти.

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.

Сегодня умер художник Гелий Коржев (7 июля 1925 - 27 августа 2012)
Биография Гелия Коржева

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился 7 июля 1925 в Москве, в семье служащего. Мальчик рос в семье талантливого архитектора и трудолюбивой учительницы, в окружении сестер и бабушки.

В период с 1944 по 1950 год учился в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова у С.В.Герасимова. С 1968 по 1975 год был председателем правления Союза художников РСФСР.

Художник завоевал широкую известность в конце 1950–1960-х годов, прежде всего триптихом «Коммунисты» (1957–1960) и серией «Опаленные огнем войны» (1962–1967).

С 1951 по 1958 го Коржев преподает в Московском высшем художественно-промышленном училище.
С 1967 года заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище.

С 1968 года является председателем правления Союза художников РСФСР.

С 1968 по 1976 года руководил творческой мастерской живописи Академии Художеств СССР в Москве.

В 1987 году художник получил Государственную премию СССР за картины: «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».


"Беседа" 1980-85


"Заложники. Живой заслон" ("Заложники войны") 2001-2004


"Облака. 1945 год" 1985


"Осень прародителей"

Коржев также создал серии живописных циклов: «Адам и Ева», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Тюрлики».

Художник Коржев принадлежит к представителям «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства.

На протяжении долгих лет художник ведет напряженную работу, его искусство соединило в себе драматизм и философские обобщения, строгость и эмоциональность.

В его полотнах воплотились судьбы страны и людей. Его картины стали классикой современного искусства. Коржев поистине чуткий мастер, он чувствует человеческую душу, сострадает вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали картины «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные».

Полотна - «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны», посвящены достоинству и духовной стойкости народа, терпению простых людей.


"Проводы" 1967


"Мать"


"Старые раны" 1967

Его творчество имеет не только национальное значение, оно предупреждает все человечество об опасности. Цикл «Мутанты» потрясает зрителей. В нем отражен протест втора против человеческой глупости, преступлений и насилия.

Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы натюрморта величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу.

На девятой Всероссийской художественной выставке «Россия», которая состоялась в апреле 1999 года, теперь уже один из старейших русских художников Гелий Коржев показал две новые работы: «Наезд» или «Катастрофа» (1980-1999) и «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1995-1999).

Картины мастера собраны в крупнейших музеях России, таких как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Его полотна экспонировались на многих выставках как на родине, так и зарубежьем.
Его произведения, показанные на грандиозных международных выставках последних лет, таких как «Москва – Берлин» и «Москва – Варшава», имели грандиозный успех.

Гелий Коржев один из тех художников, который взвалил на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой ответственности.
Обладая мощным зарядом творческой энергии, Коржев сумел перенести его на свои полотна. Его картины передают эту особую энергию зрителям.

Художник, при помощи своих картин, рассказывает о том, что он чувствует, переживает. Его живопись не легка для восприятия. Она рассказывает своему зрителю об обществе, в котором мы живем, о человеке, о его поступках. В его картинах нет безнадежности, в каждой есть некая надежда на что-то лучшее...


"Старик с мальчиком" 1949


"Портрет жены" 1948


"Следы войны"


«Лишённая родительских прав»


"ГОМЕР" (Рабочая студия. Триптих Коммунисты) 1958-1960


"В ДНИ ВОЙНЫ" 1952-1954


"НАТЮРМОРТ"


"Забытый Шут" 1987


"Сенека" 1989


"Гипс и книги"


"Крынки и таз для варенья"


"Натюрморт с глобусом"


"Память павших" 1993-95


«Влюбленные» (1959)


"Слепой певец" (Этюд) 1965


"Дезертир" 1990


"Дезертир" (триптих) фрагмент1985-1994


"Крымский мальчик" 1946 Из серии "Дети войны"


"Художник" 1960


"ПОРТРЕТ Д.КРАСНОПЕВЦЕВА" 1949


"МОСКОВСКИЙ ДВОРИК" 1954


"Хранительница"


"Хохлома и лапти"


"Художник" 1960-1961



"В приемной"



"Лишенные рая" 1998


"АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА" 1997-1998


«Встань, Иван!»


«Свалка»


"Ночной звонок"


«Квартирантка»


"К своим" 1988-1990


"Егорка летун" 1976-1980


"Натурщица" 1978

"Из военного быта"


"Реквием Моцарта" 1995


"НАЕЗД" 1980-1990


"Автопортрет"


"Указ короля"

Гелий Коржев. Народный художник СССР
Живопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни.

Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля" , возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.


Хохлома и лапти, 1999



2. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990


8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004


12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960
Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.
Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85


15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998


17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980


Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя - чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за нами
Умер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой - лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)

61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries