Упражнения для развития речи. Речевые игры для младших школьников

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Заргарян Карине Гургеновна, я являюсь учителем начальных классов МБОУ СОШ № 50 г. Краснодара. И я хотела бы представить вашему вниманию выступление на тему «Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

СЛАЙД 2 Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

СЛАЙД 3 Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития - залог успешного обучения.

Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Работа по развитию связной речи младших школьников проводится на всех уроках. Особенно это можно наблюдать на уроках русского языка и литературного чтения.

СЛАЙД 4 Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста, составление текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.

Сочинения первоклассников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

СЛАЙД 5 Первые сочинения по картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 -3 классах).

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

    во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

    во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

    в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

    в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

СЛАЙД 6 Составление рассказа по иллюстрациям еще одно упражнение, направленное на развитие связной речи. Такие рассказы содержательны, структурно оформлены, отличаются последовательностью. Дети воспроизводят практически все основные моменты, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.

Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Подготовительная работа начинается уже в первом классе в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.

Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.

СЛАЙД 7 Более сложным видом упражнений на развитие связной речи являются письменное сочинение. Учащимся необходимо объяснить, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения.

Сочинению обязательно нужно обучать. Первые сочинения составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов. Они составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному.

СЛАЙД 8 Тематика сочинений определяется программой по русскому языку, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

    Сообщение темы и цели работы.

    Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.

    Коллективное составление сочинения по плану.

    Обдумывание и дополнение сочинения самостоятельно каждым учеником.

    Запись сочинения.

    Чтение вслух сочинений учащимися.

Учащиеся не редко затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

СЛАЙД 9 После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Эти упражнения являются пропедевтикой в дальнейшем для написания изложений и сжатых изложений.

Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Такие упражнения помогут учащимся в дальнейшем успешно справляться с написанием сочинений на заданную тему, а также изложений с элементами сочинения.

Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над связной речью начинается с расширения и совершенствования словаря

Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.

Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.

СЛАЙД 10 В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

СЛАЙД 11 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список используемой литературы

1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2001.

3. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 2009.

4. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. - М.: Просвещение, 1999.

1. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

    Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

3. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На козы лугу они паслись и щипали овцы траву.

4 . Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что делали ребята в лесу.

5. Прочитай текст.

Подруги.

Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

6. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

Есть, театр, в Москве, удивительный.

На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.

Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.

Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

7. Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.

Однажды к мастеру пришел... .

Придумай продолжение сказки.

8. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел - полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.

9. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.

Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.

Речевые игры как прием для развития связной устной речи младших школьников

Автор. Холкина Валентина Петровна, учитель начальных классов МКОУ "Ильинская ООШ" Новомосковского района Тульской области.
Описание материала. Предлагаю Вам подборку речевых игр на уроках русского языка и литературного чтения, а также как элемент внеклассного мероприятия для начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, а также воспитателям ДОУ. Это материал игрового характера, направленный на развитие связной устной речи, коммуникативных УУД.
Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников.
Цель. Формирование связной устной речи младших школьников.
Задачи.
Образовательные . Совершенствовать умение связно, логически правильно, точно строить речевое высказывание.
Развивающие . Развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных УУД. Активизация речевого словаря.
Воспитательные . Умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог.
Материалы к урокам: предметы, картинки.
Речевые игры.
1. "Бывает - не бывает".
Дети называют любое предложение.(Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает.
2."Загадалки".
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он утупает место другому.
3. "Перевертыши".
Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)
4. "Узнай меня"
Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание:цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
5. "Сочиняйка".
Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое.
6. "Хорошо и плохо".
Класс делится на две группы. Учитель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный.
7. "Волшебная кисточка".
Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.
8. "Аукцион".
Учитель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель стучит деревянным молоточком по столу, произносит "Дополнение Вовы - раз! Дополнение Вовы -два! Дополнение Вовы - три! Предложение закончено. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается.
9. "Эстафета".
Учитель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у когонаберется больше фишек.
10. "Магазин игрушек".
На столе стоит полочка с игрушками. Учитель говорит "У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам".
11. "Венок сравнений".
Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период обучения грамоте в начальной ш

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

МБОУ СОШ №72

Проектировочная работа

Игровые упражнения

как средство развития связной речи

в начальной школе

Мячкова Е.А.

Екатеринбург 2015

Введение …………………………………………………………………………3

В начальной школе

1.1. Характеристика речевого развития детей

старшего школьного возраста………………………………………………5

1.2. Основные задачи работы по развитию речи детей ………………………9

1.3. Игра как один из основных видов деятельности у младших школьников…………………………………………………………………….11

1.4. Игровые упражнения на уроках обучения грамоте………………….…13

Заключение ………………………………………………………………..……36

Список литературы ……………………………………………………………37

ВВЕДЕНИЕ

Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач школьного образования. Содержание работы по развитию речи складывается из определенного объема речеведческих сведений и понятий. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Речь является каналом развития интеллекта, зеркалом культуры и образованности человека. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень развития.

В современной системе школьного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к дальнейшему школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование игровых приемов на уроках обучения грамоте по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие речевых способностей школьника, способствует формированию нормам литературного языка, обогащению словаря и грамматического строя речи, а также развивает творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности.

Целью работы является изучение практического опыта по использованию игровых упражнений на занятиях, которые помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом.

Задачи работы:

1. Изучить теорию усвоения языка в школьном детстве и психолого-педагогические основы методики развития в младших школьников.

2. Расширить представления о развитии речи детей в младшем школьном возрасте.

3. Описать игровые упражнения, направленные на развитие связной речи.

4. Отработать игровые упражнения на занятиях по развитию речина уроках обучения грамоте

5. Оценить эффективность упражнений, способствующих развитию связной речи школьников.

Объектом исследования является изучение опыта педагогов по использованию игровых упражнений на уроках обучения грамоте.

Предметом исследования является обобщение опыта и оценка эффективности упражнений на развитие связной речи.

1. Игровые упражнения как средство развития связной речи

в младшем школьном возрасте

1.1. Характеристика речевого развития детей

Младшего школьного возраста

Развитие речи ребенка-школьника в норме идет по нескольким направлениям. Речь идет об обогащении словаря, овладении грамматическим строем речи, о развитии фонематического слуха, связной речи и ее функций (коммуникативной, планирующей, знаковой и др.), об осознании словесного состава речи. По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Как известно, центральная функция речи – коммуникативная. Реализуется она посредством выражения мысли и воздействия на себя и на других людей – на их поведение, мысли, сознание. А.А. Леонтьев считал, что социальный смысл речи в том, что она обеспечивает любую деятельность человека, планируя, контролируя, регулируя ее.

Для младшего школьного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.

К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых ребенком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличение лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных.

В младшем школьном возрасте в основном завершается важный этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой и развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют его характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Формируется умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

Наиболее яркая характеристика речи детей шестого года жизни – активное усвоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Вместе с тем, некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). У ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в высказывании.

В первом классе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Учитель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове и предложении. Во всех начальных классах проводятся упражнения на развития связной речи, диалогической речи, формируется культура речевого общения. Педагог развивает самостоятельную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

1.2. Основные задачи работы по развитию речи детей

«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов).

Развитие речи школьников в первом классе осуществляется во всех видах деятельности, однако доминирующее значение имеют специальные речевые занятия на уроках обучения грамоте.

Главная задача – развитие связной речи, поэтому решение ее осуществляется на всех занятиях и занимает большую часть учебного времени.

Круг учебных задач по отношении к детям младшего школьного возраста остается тот же, что и на предыдущих этапах, однако каждая задача усложняется как в смысле содержания, так и в отношении методики.

Продолжается решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря.

Одна из важнейших задач – формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда слов наиболее подходящее слово для употребления в данной ситуации (жаркий день – знойный, жаркий спор – взволнованный ), понимать переносное значение слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая).

Следует продолжать совершенствовать предметный и предикативный словарь, особое внимание уделять употреблению имен прилагательных наречий, характеризующих качества и свойства предметов, отношения людей, их эмоциональное состояние.

Учебные задачи в области морфологии, словообразования и синтаксиса направлены на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений. Теперь задания на согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже усложняются и даются в таком виде, что дети должны сами находит правильную форму (зеленое яблоко, зеленое полотенце, зеленый чай; одно яблоко, два яблока, пять яблок ), образовывать степени сравнения, изменять значения слов. Совершенствование навыков звукосложного анализа и синтеза. Необходимо закреплять навыки синтезирования слов из трех-пяти звуков, выделения звука в слове и определения его местонахождения, учить ребенка убирать, добавлять, заменять звук, слог в слове:

    Баранка – баран , бусы – усы;

    Дочка – удочка , пуск – отпуск ;

    Рак – мак, калина – малина .

Надо учить дошкольника понимать и употреблять сложные слова, состоящие из двух корней: рыбу ловит рыболов , пешком ходит пешеход, лес рубит лесоруб ; совершенствовать словарь антонимов и синонимов; закреплять навыки словоизменения.

Следует знакомить детей с различными способами словообразования:

    приставочным: шить, зашить, перешить ;

    суффиксальным: рисую – рисовать, записать – записывать;

    учить образовывать прилагательные от наречий: темно – темный;

    прилагательные от существительных: снег – снежный, дерево – деревянный;

    сравнительную степень прилагательных: теплый – теплее, короткий – короче;

    прилагательные с ласкательным значением: сладкий – сладенький ;

    однокоренные слова: сад, садовник, садовый .

Для закрепления этих навыков можно использовать разнообразные игры со словами, шарады.

Работа над синтаксисом включает формирование в речи детей разнообразных сложных предложений. При этом используется и прием коллективного письма. Кроме того, предусматривается развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

Задача по развитию школьников связной речи тесно связана с другими задачами: освоение родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.

На первом плане стоит формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разные типы связей между предложениями.

Школьники должны уметь вести координированный диалог между собой.

Продолжается работа по выразительному пересказыванию литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формируется умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.

Очень важно развивать связную речь. Чтобы стать успешным в школе, ребенок должен уметь связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях своей жизни, пересказывать тексты.

1.3. Игра как основной вид деятельности у младших школьников

Проблема игры как основного вида деятельности − одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.

Игра средство познания действительности. Она рассматривается как:

1) особое отношение личности к окружающему миру;

2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;

5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игра – это своеобразный результат освоение и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых. Соотнесения себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии со взятой ролью… Й. Хейзинги рассматривает игру как сообщество с общей целью. Объединение в сообщество происходит на основе какой-то цели (М.Г. Вохрышева). Вот почему столь важно формировать цель игры.

Отметим, важным аспектом является ряд технологических требований к организации игры:

− четко формировать цель в соответствии с фиксированными установками;

− определять тему и содержание;

− предвидеть возможные варианты ответов, набор часто используемых слов детей, развитие словарного запаса;

− подготовить различную атрибутику в соответствии с целью и содержанием игры.

К сожалению, игра как метод обучения и воспитания, как средство передачи опыта используется лишь на начальном этапе дошкольного и начального школьного образования. На наш взгляд, игра позволяет реализовать принцип активного участия обучающихся, дает им возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания, связанных с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

Притягательность игры определяется тем, что это деятельность:

    Свободная (организуется лишь по желанию ее участников и ради удовольствия, получаемого от ее процесса, и от ее результата);

    Творческая (чаще носит импровизированный характер);

    Эмоциональная (этому способствует дух соперничества, состязательности, конкуренции);

    Удовлетворяющая потребность в самоутверждении, самореализации.

Игра позволяет развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательную активность и познавательную самостоятельность, а значит, сохранять интеллектуальный потенциал здоровья. Игра удовлетворяет потребность в общении, принадлежности к группе, исполнение социальной роли, игра обладает высоким потенциалом для развития толерантности, терпения, способности согласовывать свои действия с партнером, умение доброжелательно участвовать в дискуссии.

Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития детей, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных процессов.

1.4. Игровые упражнения на уроках по развитию речи

В первом классе обучаются дети, которым нет еще и семи лет. Они очень подвижны и энергичны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Время их продуктивного мышления около десяти минут.

Для того, чтобы привлечь внимание школьников к уроку, необходимо использовать эффективные методы, заинтересовать детей чем-то новым и увлекательным.

Одним из таких методов является использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте. Игра оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности дошкольников, помогает более качественно усвоить сложный программный материал, закрепить его усвоение на занятиях, поэтому она является одним из продуктивных методов обучения в детском возрасте.

Включения в уроки игр и игровых моментов делает процесс обучения наиболее интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес дошкольников к занятию.

Игровые упражнения на воспитание звуковой культуры речи

«Найди общий звук»

Цель : развитие умения находить в словах нужный звук.

Задание : Детям дается несколько слов, в каждом из которых есть общий звук. Школьники должны отгадать, какой звук общий для всех слов.

Например: дом, дым, душ, дар, дед .

«Какой звук потерялся?»

Цель :

Задание : Взрослый произносит слова или предложения, а дети называют потерявшийся звук.

Например: На полке лежит кни…а. В небе раздался …ром .

«Найди лишнее слово»

Цель : развитие фонематического слуха детей.

Задание : Детям дается несколько слов с одним общим звуком и одно слово, где этого звука нет. Дети должны найти это лишнее слово. Объяснить, почему данное слово является лишним?

Например: кошка, каша, мама, крупа .

«Какое слово поучилось?»

Цель : развитие фонематического слуха детей.

Задание : Детям предлагается заменить первый или последний звук в слове на заданный звук. Затем, дети произносят получившиеся слова.

Например, нужно заменить последний звук в совах на звук [С]: век, лев, нож, труд.

«Где спрятался звук?»

Цель : развитие фонематического слуха детей.

Задание : Детям предлагается несколько предметов или картинок. В названиях нескольких из них должен присутствовать заданный звук. Дети должны найти картинки или предметы с нужным звуком.

«Кто в домике живет?»

Цель :

Задание : разделить слова на группы.

Например, кот, слон, заяц, зебра, курица, овца, журавль, кролик, собака, ежик, коза, лиса, цапля.

«Синий – зеленый»

Цель : развитие умения выделять дифференцируемые звуки.

Задание : Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, предложение, небольшой текст). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит один из дифференцируемых звуков и топнуть, если услышит другой звук. Вместо звуковых сигналов можно использовать разноцветные флажки или карточки.

Например, лиса, лось, заяц, зебра, корова, кит, малыши, медведь и т.д.

Игра «Кто больше»

Цель : упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Задание : Учитель предлагает детям рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная), например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначают слова со звуками [ с ], [ с "].

Игровые упражнения на активизацию словарного запаса

Игра «Скажи по-другому»

Тема : Подбор синонимического ряда.

Цель:

Задание : Замените выражения:

тяжелый груз (имеющий большой вес);

тяжелый сон (неспокойный);

тяжелый воздух (неприятный);

тяжелая рана (опасная, серьезная);

тяжелое чувство (мучительное, горестное);

тяжелый на подъем человек (с трудом решается на что-то);

тяжелое наказание (суровое).

Игра «Назови одним словом»

Тема: Подбор синонимического ряда.

Цель: развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам.

Задание: скажите по-другому.

Часы идут (ходят, тика ют); дождь идет (льется, капает ), поезд идет (едет, мчится ), фильм идет (демонстрируется ), весна идет (наступает ), пароход идет (плывет ), лед идет по реке (движется, перемещается ).

Игра «Кто хитрее?» .

Цель: развитие умения образовывать сравнительные степени имен прилагательных.

Задание: Вспомните сказки, где главные герои животные.

Лиса хитрая, а журавль – (хитрее, хитрющий);

Лиса умная, а журавль – (умнее);

Заяц труслив, а зайчишка – (трусливее);

Медведь косолапый, а Мишутка – (косолапее);

Волк худой, а Муравей – (худее).

Игра «Найди общее»

Цель :

Задание : Перечисление предметы одного ряда. Назовите одним словом.

Например, кукла, лимон, картофель пирамидка, яблоко, морковь, мячик, слива, лук.

Игра «Найди лишнее слово»

Цель : развитие умения классифицировать слова по общему признаку.

Задание : Найдите лишнее слово и устраните лишний предмет в данной родовой группе.

Например, помидор, огурец, лук, яблоко.

Игра «Почему так?»

Цель : развитие умения классифицировать слова по общему признаку, упражнять в умении объяснять свой выбор.

Задание : обозначьте путем противопоставления или исключения слова.

Например, шапка, шуба – одежда, а ботинки? Лимон, апельсин – фрукт, помидор? Стол, стул – мебель, а телевизор?

«Подбери слова»

Цель : развитие умения активизировать словарный запас с помощью глаголов.

Задание: Подберите как можно больше слов, соответствующих действию. Например, солнце – греет, светит, садится, освещает и т.д.; листья – растут, опадают, грустят.

Игровые упражнения на формирования грамматического строя речи

Игра «Отвечай быстро»

Тема:

Цель: развитие умения согласовывать части речи.

Задание: Подберите нужное слово. (Воспитатель бросает детям мяч).

Деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый, дерзкий, помятый, маленький, легкий, смешной, высокий, еловый, быстрый, смелый.

Игра «Магазин посуды»

Тема: Согласование имен прилагательных с именем существительным.

Цель: развитие умения согласовывать части речи, формирование словарного запаса.

Задание: Подберите нужное слово.

Учитель: Таня со своими друзьями пришла в магазин за посудой. Опишите, какую посуду хочет купить Таня и ее друзья.

Например, фарфоровый, нарядный, металлическая, красная, блестящая…

Игровые упражнения на развития связной речи

Игра «Составь рассуждение»

Тема :

Цель :

Задание: Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используйте для связи предложения слова: вот потому, потому что, в связи с этим…

Игра «Учимся рассуждать»

Тема : Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам.

Цель : развитие умения составлять рассказ по картинкам, самостоятельно придумывать события, учить определять начало, основную часть, заключительную часть.

Задание: Детям предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается с горки в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы…)

Скажите, что на картинках нарисовано неправильно, что надо изменить? Используйте слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Игровое упражнение № 1

Задание: Внимательно рассмотрите рисунок и расскажите, как выглядит кукла, что она делает. (Это кукла Катя. Катя одета красиво. На ней… Она собралась идти… На улице идет дождь, поэтому …) Не глядя на рисунок еще раз расскажите про куклу Катю; теперь рассмотрите рисунок и представьте, где Катя живет, с кем дружит.

Комментарий . Задание носит комплексный характер. Первая часть (Это кукла Катя. Катя одета красиво. На ней…) направлена на развитие грамматического строя речи. Педагог начинает фразу – ребенок, анализируя рисунок, продолжает. Приветствуются различные варианты ответов.

Цель второй части (Она собралась идти...) − развивать планирующую функцию речи. Дети должны проанализировать информацию, данную на картинке (идет дождь, медвежонок мокнет под дождем ), и продолжить мысль, например в такой по­следовательности: «Кукла собралась гулять, но пошел дождь. А на дворе под грибком мокнет медвежонок. Ему, конечно, хо­лодно. Поэтому кукла Катя взяла зонтик и пошла выручать медвежонка ».

Последняя часть задания (На улице идет дождь, поэтому.. .) направлена на развитие умения строить обоснованное суждение.

Игровое упражнение № 2

Задание: Рассмотрите рисунки, раскрасьте их и расскажите про кошку Марусю и ее котят. (Кошка Маруся очень... У кошки Маруси... котят. Шерстка у... разных цветов. Один котенок... другой... а третий... Два котенка...

Кошка Маруся заботливая мама. Вот она учит котят играть с мячом. Мяч... цвета, украшен... полосками... )

Не глядя на рисунок, расскажите про кошку и ее котят по памяти.

Игровое упражнение № 3

Задание : Рассмотрите рисунки и придумайте к каждому по одному предложению; составьте к каждому рисунку историю.

Подумайте и скажите: как зовут девочку? Куда она пошла? Кто встретился ей по дороге? Что произошло дальше? Чем все закончилось?

Комментарий . Задание направлено на развитие планирующей функции речи. Содержание первого рисунка − знакомый по сказке «Красная Шапочка» сюжет, хотя представленная ситуация отличается от сказочного повествования. Дети, составляя предложения по сюжету рисунка (а не сказки!), должны учесть этот момент. Задания такого вида не только учат учитывать исходную информацию, но и подводят к решению задач, которые предлагают в начальной школе.

На втором рисунке изображена незнакомая детям ситуация.

Составлять рассказы по рисункам помогают вопросы. Конкретно поставленные, в первом случае они требуют ответов по существу, а не простого воспроизведения сюжета сказки. Во втором случае требуется изложение самостоятельно придуманной истории с учетом «предлагаемых обстоятельств». Воспитатель поощряет самые разные варианты историй, придуманных детьми. Единственное требование − придерживаться информации, данной на рисунке.

Игровое упражнение № 4

Задание : Рассмотрите рисунки и восстановите последовательность событий: что случи­лось сначала, что потом. Покажите стрел­ками последовательность событий. Со­ставьте рассказ по рисункам.

Комментарий . Задания этого типа помо­гают развивать внимание и логическое мы­шление. Однако их содержание не исклю­чает и возможности достижения другой це­ли − развивать планирующую функцию ре­чи. Для этого нужен набор разнообразных иллюстраций. В противном случае дети не смогут проанализировать информацию и будут просто пересказывать знакомый сюжет. Предлагаемые рисунки подводят к необходимости сначала исследовать сюжет, а уже потом составлять рисунок.

Чтобы дети легче справились с заданием, можно использовать следующий методический прием: один ребенок начинает рассказ, а другой продолжает и т.д.

Игровое упражнение № 5

Задание: Внимательно рассмотрите рисунок.

Скажите: Кто живет в этой квартире? Чем он увлекается? Что любит делать тот, кто живет в этой комнате? Мальчик это или девочка?

Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:

Составление предложений по представленным словами;

Составление текста по представленным предложениями;

Определение границ предложений;

Ответы на вопросы;

Составление рассказа по вопросам;

Составление рассказа по рисункам и вопросам;

Составление рассказа по серии рисунков;

Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

Вопрос к каждой части текста, придумывание названия;

Разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия;

Изменение стиля текста.

Приведем примеры упражнений по развитию связной речи для школьников 2 класса.

По представленным словам составить предложения

Пернатых, много, зимовать, нас, у, остается; трудно, зимой, пищу, добывать, им; кормушки, делайте, птиц, для, они, отблагодарят, летом, нас, уничтожат, насекомых, пернатые, вредных.

Верблюды, в, живут, пустыне;

они, кактусы, колючки, едят; верблюды, сердятся, часто; бывает, это, им, когда, жарко.

Родственником, бурундук, белка, является; щеками, за, него, у, есть, мешки; он, в, живет, северных, лесах, бурундук, есть, орешки, любит.

У, сороки, гнездо, скрытое, хорошо, часто, сороки, в, густой, спрятано, кустарника; подойти, к, трудно, ее, гнезду; сороки, у, зрение, острый, слух, хороший.

По представленным предложениями составить текст.

Дождь.

На землю упали первые тяжелые капли.

Огромная черная туча накрыла всю землю.

Вспыхнула молния, ударил гром.

Капля за каплей, и зашумел ливень.

Как заяц зимой живет.

Наступила холодная зима.

А у зайчика нет ни норы, ни гнезда.

Все животные от холода попрятались.

Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.

Разделить текст на предложения.

Тигр

Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр выходит ночью то оленя схватит, то кабана.

Утро

Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.

Ответь на вопросы

В неволе

Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.

Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.

Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.

Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?

Вопросы к тексту:

Где нашли ребята ежика?

Зачем они забрали его из леса домой?

Почему ежик отказался есть?

Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?

Составить рассказ по вопросам:

Какое время года наступило?

Как меняется продолжительность дня весной?

Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?

Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?

Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?

Какие деревья люди сажают в саду?

С какой целью они это делают?

Какое время года тебе нравится больше всего?

Как человек ухаживает за садом?

Кто вредит деревьям?

Кто охраняет сад от вредителей?

Как нужно заботиться о птицах?

Составить рассказ по картинкам и вопросам:

Рис. - Зайчик

Что за зверь изображен на картинке?

Видел ли ты его когда-нибудь?

Опиши внешность зайчика?

Где он живет?

Чем питается?

Рис. - Домашние животные.

Что за животные изображены на картинке?

Это дикие или домашние животные?

С какой целью их выращивает человек?

Знаешь ли ты их диких сородичей? Кто они?

Составить рассказ по серии рисунков.

Составить рассказ по началу.

Составить рассказ по основной части, придумай основную часть.

Составить рассказ по окончанию, придумай окончание.

Составить рассказ по началу.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят...

Составить рассказ по окончанию.

Дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.

Задай вопрос к каждой части текста, дай название

На поляне росла прекрасная молодая березка. Каждый раз, когда шли из леса люди, приседали возле нее на отдых. Уютно было в тени ее ветвей.

Собрались в один осенний день ребята в лес по грибы. Насобирали полные корзины грибов и идут счастливые домой. Дошли они до березки, сели отдохнуть, развели костер. Отдохнули под ее ветвями, погрелись у костра. Погасили его и побежали домой.

Прошла снежная зима. Наступила весна. Собрались дети со своей учительницей в весенний лес. Хорошо в лесу, зелено вокруг, птички щебечут. Вышли дети из леса, скорее побежали к березке. Но что это? Березка стояла черная, голая, не было на ней ни листочка. Стыдно стало ребятам, опустили они головы, но березку ничто не могло спасти.

Гнездо

В один майский день пошли ученики с Анной Петровной в лес. Как хорошо в лесу! Все вокруг зелено, зацвели колокольчики, ландыши, слышать спи птиц.

Решили дети спуститься с учительницей в овраг, к ручью. Все бегом побежали вниз. Только Ваня замешкался. То к одному цветочку наклонится, то к другому. Идет себе, не спешит, все разглядывает.

Наклонился мальчик чтобы рассмотреть красивый цветок, и видит - под кустом гнездо какой-то птицы. А в гнезде - яички.

Осторожно отошел от гнезда мальчик. Он знал: нельзя трогать гнезда птиц-ведь птица может не вернуться к гнезду. Отошел назад Ваня и торопливо побежал догонять одноклассников.

Раздели рассказ на законченные части, составь план, дай название.

Запиши текст другим стилем.

Белочка - маленький лесной зверек. У нее пушистая рыжая шубка и большой красивый хвост. Белочка имеет крепкие зубы - ими она может разгрызать орехи. На лапках у нее длинные когти, которые позволяют ей быстро добираться на самую верхушку дерева.

Интересные задания.

Игра «Составь рассказ».

Оборудование: каждый игрок получает конверт. В нем карточки с отдельными словами.

Ход игры: Участники одновременно открывают конверты и со слов-карточек (они смешанные) составляют предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Кто первым правильно составит рассказ, получает 10 баллов, второй - 9 и так далее.

Материал для игры.

Наступила весна.

Пробудилась природа от зимнего сна.

Распускаются первые весенние цветы: подснежники, пролески, шафран.

У полярных медведей густой мех. Он защищает их от холода арктической зимы. Мех белый, как снег.

Игра «Кто больше соберет».

Ход игры. Учитель предлагает детям начать какую-то историю. Два игрока по очереди пытаются ее продолжить, по предложению каждый, чтобы получился единый рассказ.

1. Наступила осень. Животные в лесу начали готовиться к зиме...

2. Холодной зимой родился у мамы-медведицы маленький неуклюжий медвежонок...

3. Пошла как-то Аленушка в весенний лес. Наткнулась на замечательную поляну, полную подснежников.

Ну, - думает - сейчас я наберу горсти этих славных цветочков.

Только наклонилась она, чтобы сорвать первые цветочки, как слышит...

Помимо языковых шуток и интересных упражнений, целесообразно использовать на уроках скороговорки. Записывая их во время каллиграфических минуток, учащиеся не только повторяют определенные элементы письма, но и совершенствуют свою речь. Можно предлагать скороговорки и для изучения дома.

Скороговорки

Укусила кошку мушка

И болят у кошки ушки.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Выбежал Гришка на дорожку,

На дорожке сидит кошка.

Взял с дорожки Гришка кошку -

Пусть поймает кошка мышку.

Филипп посеял просо,

Просо созрело,

Птицы прилетели,

Просо поели.

Назови ласково

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий указывает на игрока и называет предмет, а игрок должен назвать этот предмет ласково. За каждое неправильно сказанное слово игрок отдает фант или сам становится ведущим.

Скажи наоборот

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой - маленький, добрый - злой, умный - глупый, твердый - мягкий, черное - белое, зима - лето, день - ночь и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество противоположностей

Закончи предложение

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ребенок должен закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

Кому угощение?

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки с изображением животных

Ведущий говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Назови три слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.

Зоопарк

Количество игроков: любое

Дополнительно: игровые часы

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Что бывает… Какое бывает…

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один).

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Один - много…

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".

Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"

Гонки скороговорок

Количество игроков: не более 15-20 человек

Дополнительно: нет

Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Кто кем был или что чем было

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игрокам задаются вопросы: кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

Короткие и длинные слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Игроки поочередно перебрасывают друг другу мяч, произнося короткие и длинные слова. После длинного слова обязательно должно следовать короткое и наоборот. Слова могут быть различаться или быть на определенную тему. Это также могут быть имена, клички для котенка или щенка.

Почтальон

Количество игроков: любое

Дополнительно: кон-верты с изображением животного или птицы

Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.

Кон-верты с изображением животного или птицы, означают адре-сата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).

Например:

Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.

Ведущий говорит: "Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар-тинки и говорить, кому оно и от кого".

При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».

Накорми птиц

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки с изображением кормушки, птиц; семена подсолнечника

Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.

На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит кого кормит: «Кормлю синицу».

Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.

Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.

Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.

Что внутри?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол,

шкаф - свитер,

холодильник - кефир,

тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,

кастрюля - суп,

дупло - белка,

улей - пчелы,

нора - лиса,

автобус - пассажиры,

корабль - матросы,

больница - врачи,

магазин - покупатели.

Что есть - чего нет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет предмет, который есть, а игроки отвечают, что у них нет данного предмета. Следите за тем, чтобы дети правильно употреблял грамматические формы.

У меня есть груша. У меня нет груши.

У меня есть груши. У меня нет груш.

У меня есть стол. У меня нет стола.

У меня есть столы. У меня нет столов.

У меня есть окно. У меня нет окна.

У меня есть окна. У меня нет окон.

У меня есть кот. У меня нет кота.

У меня есть коты. У меня нет котов.

У меня есть куртка. У меня нет куртки.

У меня есть куртки. У меня нет курток.

У меня есть нож. У меня нет ножа.

У меня есть ножи. У меня нет ножей.

У меня есть пирамида. У меня нет пирамиды.

У меня есть пирамиды. У меня нет пирамид.

Исправь меня

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:

- Я иду по вода.

- Заяц спит над снегом.

- Цветы стоят на вазе.

- Мальчик вышел за дома.

- Дождик идет под лесом.

- Рыбы плавают к реке.

- Девочка съела два тарелки каши.

- В магазине продают много хлеб.

- У коты пушистые усы.

- Курица зовет своих цыплятов.

Он-она-оно-они

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет существительное, а ребенок должен ответить местоимением.

Машина - она;

Потолок - он;

Ножницы- они;

Небо - оно.

и т.д.

Чьи хвосты, рога и ноги?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Попросите ребенка ответить на вопросы со словом "чей?, чья? чьё? чьи?". Если ребенок говорит неправильно, просто повторите правильный вариант не заостряя на этом внимание.

Чей хвост у...

Белки? (беличий)

Собаки? (собачий)

Лисы? (лисий)

Воробья? (воробьиный)

Петуха? (петушиный)

Чьи уши у...

Медведя? (медвежьи)

Обезьяны (обезьяньи)

Кошки (кошачьи)

Козы (козьи)

Лошади (лошадиные)

Чья нога у....? Чьи рога у....? Чьё сердце у...? и т.д.

Для поддержания интереса можно рисовать животных или показывать картинки.

Утро, день, вечер, ночь

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

Примерные вопросы:

. Что ты делал утром?

. Что ты делал вечером?

. Назови «соседей» утра.

. Сначала вечер, а потом?

. Назови пропущенное слово.

. Мы завтракаем утром, а обедаем...

Лови, бросай, дни недели называй

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели:

Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...

Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:

Понедельник. Вторник...

Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка:

Саша!

Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Интервью

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игра направлена на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С ее помощью можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

Проводить игру можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен-ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.

Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Кто больше придумает

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки придумывают предложения со словами, котрые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку.

Например, ведущий говорит: "Весеннее солнце очень греет", "От весеннего солнышка бегут ручейки", "Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю". Затем ведущий говорит: Весенние цветы", "Весенние птицы", "Зеленая трава". Можна придумывать про остальные времена года.

Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.

Какой предмет?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки делятся на команды. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.

Например: лес — большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый и т.д.

Проигрывает та команда, которая не смогла назвать признак.

Больше, чем… Меньше, чем

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый ставит задачу:

Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а дети подбирают предмет, который меньше названного.

Начало, середина, конец

Количество игроков: любое

Дополнительно: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.