Отчет по самообразованию "Подготовка детей к школе". Самообразование Подготовка старших дошкольников к школьному обучению

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: .

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-6 лет в воспитании патриотических чувств?

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

  1. Н.Ф. Виноградова «Наша Родина» . М., Просвещение, 2002
  2. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
  3. Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» . М., Просвещение, 2007.
  4. Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
  6. Р.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.
  7. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.
  8. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
  9. Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.

В течение 2014-2015 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» .

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила книгу А.Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила статью из методической литературы по теме «Нравстенно – патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями. Я подробно изучила принципы патриотического воспитания: Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие» , озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения» , включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду) .

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию» . Изучение начала со статьи Л.А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2006.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия» !, где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В декабре – январе изучение темы продолжила: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет» . Изучила книгу Е.Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007. В течение двух месяцев осуществила подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии» , «Собери флаг» , «Гости города» . «Птицы нашего края» и многие другие. Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России!» , «Русские узоры» , «Достопримечательности г.Балашова» , «Путешествие по Балашову» , так же были оформлены крупномасштабные макеты: «Мой детский сад» , «Пешеходная зона Балашова. Центр» , «Железнодорожный вокзал» . В группе проходил проект: «Мой любимый город Балашов» . Где итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея» .

В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям

В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» . Я продолжила изучать методическую литературу. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места города Балашова, кремль в Москве, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая.

В марте продолжила изучение темы с раздела: «Наша малая Родина – город Балашов» , при изучение данного раздела я воспользовалась сайтом: http: //www. bfsgu. ru/. Была оформлена презентация и показана детям: «По улицам нашего города» . Изучением данного сайта послужило создание альбомов «История нашего города» , «Современный Балашов» . «Достопримечательности нашего города» , «Красная книга Саратовской области» , «Природа нашего края» .

В апреле-мае я закончила изучение темы разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей» . Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей» , г. Волгоград: Учитель, 2007. Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей» , «Дом купца Дьякова» , «Детскую библиотеку» .

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Выводы:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Перспективы на 2017-2018 учебный год:

  1. Продолжить работу

МБОУ лицей «Мок №2»

Выполнила воспитатель

группы «Колокольчики»

Подставкина Е.А.

г. Воронеж 2016г.

Цель:

Формирование патриотических чувств детей на основе привязанности и любви к своей стране, родному городу, детскому саду.

ЗАДАЧИ:

    Создать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим её.

2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.

3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.

4. Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.

5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

Пояснительная записка.

В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Много литературы издано на эту тему в последние годы. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формирование чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

С чего же должна начинаться работа по формирования патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за неё, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали белее понятны дошкольникам?

Формы работы с детьми :

Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:

    Беседы о Родине и об истории своего народа;

    Беседы о природе;

    Чтение художественной литературы на патриотические темы;

    Составление семейных альбомов и организация выставок рисунков на тему «Моя семья»;

    Знакомство с геральдикой;

    Разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;

    Целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формированиечувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своегонарода, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

Что ребёнок должен знать о своей стране?

Опыт показывает: уже в дошкольном детстве ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран.

Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны – традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг- появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь и на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и её роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это замкнутый мири своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем белее тесными становятся с ребенком эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребёнка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребёнок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Из-за высоких цен на издания, не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребёнком книгу (пока тот ещё сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся довести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую семью», но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребёнком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знаний психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Методы семейного воспитания.

Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения детей.

Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.

В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:

    Режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;

    Семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;

    Игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.

Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребёнком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получите бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.

Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.

Мы считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в её традициях.

Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое значение русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.

Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Перспективно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе.

п

Содержание работы

Сентябрь

1

Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей.

2

Этюды по изображению эмоций. Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Игра - импровизация «Какой я?».

3

Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) дошкольника». Рассказ об общественной значимости детского сада и его сотрудников.

4

Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (1-е воскресенье октября) , рассказы о животных Брянского края, чтение произведений, фотовыставки, рисунки детей.

Октябрь

1

«Дом, в котором ты живешь» - составление последовательного рассказа о своём доме. Игра «Накроем стол к чаю»

2

Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье. «Семья» - беседа по содержанию сюжетных картинок. Игра в кругу семьи «Распределение обязанностей»

3

Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья»

4

Подготовка театрального действия на тему «Про семью, про дружную, всем такую нужную» для дальнейшего показа в младших группах.

Ноябрь

1

Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за неё. Моё Отечество – Россия. Чтение стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»

2

«Родная земля - кормилица». Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражение; расширять представления о пословицах и поговорках.

3

Неделя игры и игрушки «Учимся играя». Знакомство детей с новыми дидактическими играми – на смекалку, логику.

4

Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаем»

Декабрь

1

Стихотворение И.Сурикова «Детство». Обсуждение представления поэта о детстве. Составление рассказа с опорой на личный опыт на тему «Мой друг». Формирование личной оценки поступков героя.

2

Составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбор наиболее важных факторов.

3

Беседа о русском устном народном творчестве. Слушание и обсуждение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Систематизировать и углублять знания детей о русском устном творчестве.

4

Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья».

Январь

1

Знакомство с историей создания города Воронежа, с поселениями людей. Воспитывать гордость и любовь к родному городу; развивать интерес к истории города. Рассматривание иллюстраций «Наш древний город Воронеж »

2

Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о столице нашей Родины.

3

Рассказ о краеведческом музее нашего города.

4

Февраль

1

Закрепление знаний детей о жанровых и языковых представлений потешек, песенок, загадок и пословиц. Малые фольклорные формы. Досуг «Посиделки» - знакомство с русскими обычаями и обрядами.

2

Народные праздники на Руси «Масленица»

3

Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

4

Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Март.

1

Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Продумывание сюжета рассказа без опоры на наглядный материал. Чтение стихов о маме.

2

Беседы об игрушках: «Откуда пришла матрёшка?», «Слепим свою матрешку»

3

Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». Подвести детей к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

4

Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи.

Апрель.

1

Интеллектуальный марофон «Знайки». Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, игры; продолжать учить договариваться друг с другом; налаживать диалогическое общение в совместной игре.

2

Беседа о Дне космонавтики на тему «Хочу быть космонавтом»

3

Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Расширять знания детей о профессиях; формировать навык самоконтроля и самооценки.

4

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Закрепить представления о профессиях.

Май

1

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края.

2

Разучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни»

3

Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район»

4

«Земля – наш общий дом». Сформировать представление о том, что Земля для всех людей разных рас и национальностей – общий дом, о том, что люди должны жить в мире и дружбе между собой.

Отчёт по самообразованию

воспитателя МАДОУ д/с №40 «Цветик-семицветик» Дорошенко Ю.В.

по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

В течение 2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».

Актуальность этой темы заключается в следующем:

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Цель моей работы , выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.

Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.

Подобрала и изучила методическую литературу :

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась», использовали вырезки из детских журналов «Непоседа», «Мурзилка», много книг, энциклопедий на тему «Какой? Какая? Какое?», где можно найти ответы на загадки.

В течение года с детьми был проведён проект «У леса загадок немало». Целью этого проекта было развитие логического мышления, отгадывание загадок, умение находить ответ основываясь на опыте детей. К проекту были привлечены родители, которые принимали участие в заключительном мероприятии - интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Проект был проведён в рамках районного конкурса проектов среди старших групп ДОУ. Результатом проекта было 3 место, пополнение знаний о лесе, умение разгадывать загадки, повышение интеллекта, развитие логического мышления. На семинаре был представлен мною опыт моей работы на тему проекта «У леса загадок немало».

Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка?», консультация «Учите детей отгадывать загадки».

Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание « с детьми.

Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки»

Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»

С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» - дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.

Провели вечера развлечений «Лес» развивать навыки речи-описания, «Кузовок старичка Лесовичка», Спортивная олимпиада «Спортивные загадки».

Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»

На сайт Педагогическая газета» я поместила статью «Педагогические возможности загадки в ДОУ»

Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.

Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь . И тот насквозь. (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама); на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать(часы )Некоторые загадки показывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой-растянется.(топор).

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь).

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида-форму, цвет: Круглое румяное, с дерева достану я. (яблоко) Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул, (месяц). Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Осенью. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» Стоят в поле сестрички: желтый глазок белые реснички - такими изображены в загадке полевые ромашки. Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота - всему миру красота. Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Богданова Т.Н Отчёт по самообразованию в подготовительной группе «Незабудки» на тему: «Развитие связной речи»

2 слайд

Описание слайда:

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.» К.Д. Ушинский Тема моей работы по самообразованию в 2017-2018 году называлась: «Развитие связной речи ». Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы: Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: -совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

6 слайд

Описание слайда:

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила следующую методическую литературу: Анищенкова Е.С. Пальчиковая гим-ка для развития речи дош-ков. – АСТ, 2011.с – 64 Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дош. Профиздат, 2007. с– 62 Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рас-ть. Простые упражнения для развития речи дош-ков – Рипол Классик, 2011.с – 256 Бородич А.М. Методика развития речи детей дош. воз-та. - М.: Просвещение 2004.с - 255 Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дош.вос-ние - 2005. №1. с. 18-23 Гербова В.В. Развитие речи в д/ с // Библиотека «Программы воспитания и обуч. в д/с». – Мозаика-Синтез, 2010. с– 56 Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дош. вос-ние 2006 N 9 с. 28-34. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дош. // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. с– 64 Косинова Е.М. Гимнастика для раз. речи. М.: ООО «Эксмо»2003 Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в д/с(ст. и подготов. к школе группы) // Дош.вос-ние, 2004. N 11. - с. 8-12. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дош-в // Готовимся к школе. – Литера, 2009. с– 96

7 слайд

Описание слайда:

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Размещала свои работы на сайтах Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи. Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Беседы -пересказ -сочинение (рассказывание) -повторение; -объяснение, указание; -словесные упражнения; -вопросы; -рассказывание по схеме; -имитация; -дидактические игры; -игры драматизации; -отгадывание загадок; и т.д Методы и приемы:

10 слайд

Описание слайда:

В сентябре – октябре продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей: 1.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 2.Словесные дидактические игры. 3.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Подготовительный к школе возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье Учила детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу. Основные этапы работы по обучению сочинения сказок: - придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем, - придумывание по плану воспитателя, - придумывание сказки на основе литературного образца, -изменение конца сказки, -включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Использовала мнемотаблицы для пересказа сказок.

Татьяна Полякова
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Актуальность :

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму .

Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет : "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Развитие функции руки и речи шло параллельно. Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие , ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку , на его речь и успешное обучение в школе.

Цель : Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев , рук детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение , наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие , творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики .

Форма отчётности :

Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики , улучшаем речь» .

Подготовить для родителей консультацию на тему : «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать ?»;

Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы :

Совместная деятельность педагога с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы :

(Объяснение, показ, беседа, игра)

Массаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

Пальчиковый театр;

конструирование : работа с мелким конструктором ;

Рисование по трафаретам;

Штриховка в заданном направлении;

Дорисовка (по принципу симметрии) ;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка, пуговицы, прищепки;

Игры с мелкими предметами ;

Пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы :

2 ЭТАП - внедрение в практику.

3 ЭТАП - представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании .

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук , а также картотеку игр на развитие дыхания , артикуляционных гимнастик.

4. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

5. Консультация для воспитателей : «Развиваем пальчики , улучшаем речь» .

6. Консультация для родителей : «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ».

7. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста .

8. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.