Логопедическое обследование школьников с умственной отсталостью. Диагностика нарушений письменной речи у младших школьников

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Разработанная методика обследования самостоятельной письменной речи сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми методиками, разработанными И.Н.Садовниковой, А.Н.Корнева и использование заданий из речевой карты, разработанной Н.М.Трубниковой.

Объектом обследования является самостоятельная письменная речь детей обучающихся во 2-3 классах общеобразовательной школы.

Задача обследования выявление уровня сформированности самостоятельной письменной речи обучающихся.

Теоретическая значимость позволяет наглядно представить картину сформированности самостоятельной письменной речи, выраженность нарушений, а также удобно для отслеживания динамики развития письменной речи ребёнка и эффективности коррекционного воздействия.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в планировании коррекционной работы по развитию самостоятельной письменной речи.

Методика носит тестовый характер, процедура её проведения и система оценки стандартизированы речи ребёнка и эффективности коррекционного воздействия.

Список заданий:

    Написать прописные гласные буквы.

    Написать 10 прописных согласных.

    Написать 3 слова состоящих из одного слога, 3 слова состоящих из двух слогов, 3 слова состоящих из трёх слогов, 1 слово состоящее из 4 слогов.

    Написать названия картинок, предложенных в приложении. (Даны картинки: груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, куст, трактор.)

    Придумать предложения к каждой картинке и записать его.

    Дать подписи к сюжетным картинкам. Тест «Ты автор работы, дай название своей картине.»

    Составить предложение из данных слов и записать его.

    Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.

4. НАПИШИ НАЗВАНИЯ КАРТИНОК

    ПРИДУМАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К КАЖДОЙ КАРТИНКЕ.

    СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ.

ПОД, ЛЕЖИТ, ЗАЙКА, КУСТОМ.

ДОЖДЯ, ПОСЛЕ, ЛУЖИ.

НА, ЛИСТЬЯ, БЕРЁЗЕ, ПОЖЕЛТЕЛИ.

    СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ.

БЛАНК ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1.Гласные : _____________________________________________________

2.Согласные ___________________________________________________

3.Слова:

1 слог________________________________________________________________________

2 слога _______________________________________________________________________

3 слога _______________________________________________________________________

4 слога _______________________________________________________________________

4. Подписи к картинкам:

5.Предложения:

1._________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

6. Название картины:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

7. Предложения из слов:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________

8.Рассказ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА результатов работы:

Абсолютное выполнение любого задания 100%.

В 1,2,3,4, 5 заданиях делим 100 на количество выполненных проб, вычисляем процент. Если в слове допущена дисграфическая ошибка – 5%.

В 6 задании оценивается умение выделить основную мысль. За каждую допущенную дисграфическую ошибку – 5%.

В 7 задании предлагаем ребёнку сначала слова, если затрудняется составить предложение, как опора предлагается картинка. За каждую дисграфическую ошибку – 5%.

В 8 задании 100% за:

    правильное, последовательное воспроизведение текста (20%);

    логически последовательные предложения (20%);

    отсутствие ошибок (дисграфических 20%, орфографических 20%);

    правильное речевое оформление (допускается не более 1 речевой неточности) (20%)

По результатам обработки протоколов обследования удобно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребёнка. На нём наглядно видно, какие компоненты самостоятельной речи страдают в большей степени, а какие относительно сформированы.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области

Методика логопедического обследования детей


В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.

Схема логопедического обследование ребенка

1. Сбор анамнестических данных.
  • характер течения беременности
  • характер родовой деятельности
  • данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
  • речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики.
  • статика (поза Ромберга)
  • динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
3. Обследование мелкой моторики.
  • статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
  • динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
  • статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
  • динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции.
  • губы
  • зубы
  • нёбо
  • язык
  • нижняя челюсть
  • подъязычная связка
6. Обследование просодической стороны речи.
  • темп речи
  • ритмичность речи
  • плавность
  • высота и сила голоса
  • тембр
7. Обследование звукопроизношения.
  • работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
  • повторение слогов
  • выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
  • разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм-барс)
  • слова с разным содержанием слогов: 1 слог - пень, мак, дом; 2 слога - лампа, лупа, якорь; 3 слога - корзина, машина)
  • сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор, телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук - слог - слово - предложение).
  • определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
  • составить слово из слогов (за, ко - коза)
  • придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
  • придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
  • активный словарь
  • пассивный словарь
  • выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное):
существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос (ЧТО? - мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? - человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)?
прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить - громко, писать - аккуратно, учиться - добросовестно, кушать - медленно).
предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть - шестое, двадцать - двадцатое, один - первое).

12. Обследование грамматического строя речи.

  • обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
  • - соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
  • - образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар - шарик, стул - стульчик, пень - пенек, гвоздь - гвоздик
  • образование сложных слов
  • - объедини два слова в одно: везде ходит - вездеход, пар вози - паровоз
  • вставь пропущенные слова в текст
  • деформированное предложение
  • составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
  • знание букв
  • знание и чтение слогов
  • чтение слов
  • чтение предложений
14. Обследование письма.
  • слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова
- предложения
  • списывание с печатного текста, с письменного текста (перевод печатных букв в письменные)
  • самостоятельное письмо
  • анализ письменных работ.

Перечень методик логопедического обследования

I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
  • предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
  • речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
  • картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
  • картинки с изображением действий людей и животных
  • картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
  • речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
  • предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
  • тексты для чтения разной сложности
  • слоговые таблицы
  • буквы
  • тексты диктантов и предложений
  • печатные и рукописные тексты для списывания
Литература:
  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224 с.; ил.
  2. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб.пособие Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург. 1995.
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Звуковая сторона, грамматический строй., словарный запас, письменная и связная речь. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с., цв. таблицы.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16 с., цветная вставка.

В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык .

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)



у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Задание №5

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1

Составьте слово из предложенных букв:

Задание №2

уголь
мальчик
ёлка
маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители

Задание №2

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4

Составьте звуковые схемы к словам:

ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание №5

Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Задание №2

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание №3

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №5

«Зайчик и белочка»

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Задание №1

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание №2

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

боец
певец
продавец
сталевар
лесник
помощник
лекарь

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Задание №5

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

бежит
бьет
идет

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание №2

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

радость
грусть
прелесть
красота
дружба

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Задание №3

«Птичьи дома»

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

Задание №4

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

полоса
сторожевой

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Задание №2

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Задание №3

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №4

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №5

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Задание №6

«Загадки леса»

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Митина Ирина Михайловна,
учитель-логопед (1 кв. кат.),
Негосударственное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс», (11 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Ф.П. - фонематические процессы;

З.Б.А. - звуко-буквенный анализ;

Г.С.Р. - грамматический строй речи;

ОНР - общее недоразвитие речи;

ФФН

ФНР

НЧиП - нарушения чтения и письма;

м/з - межзубное произношение;

г/з - - губно-зубное произношение;

г/г -- губно-губное произношение;

гор л. - горловое произношение;

бок. - боковое произношение;

одн .- одноударное произношение;

н/а - -

v - наличие "ошибок;

Единичные ошибки;

!


Употребление антонимов.

Подбор слов-синонимов.

беда - ... спешить - ...

радость - ... бороться - ...

Подбор родственных слов.

сад - ... соль - ... .

боль - ... земля - ...

Дополнить фразу.

В магазине работает...

Границу охраняет...

Стол накрыт...

Разносит письма, журналы...

9. Назвать детенышей:

Образование прилагательных от существительных.

зима - зимний дуб - дубовый

липа - ... утро - ...

лимон - ... лиса - ...

мясо - ... птица - ...

молоко - ...

Образование относительных прилагательных от существительных.

Как называется сок из: яблок - ...

апельсинов - ...

клубники - ...

Суп из: рыбы - ...

грибов - ...

курицы - ...

Образование притяжательных прилагательных. Чья голова, чей хвост?

Голова лисья, а хвост...

Голова беличья, а хвост...

Голова волчья, а хвост...

Голова медвежья, а хвост...

Образование глаголов с помощью приставок.

Ходит - уходит, приходит, заходит, выходит, отхо­дит, переходит, подходит...

Шить - зашить, подшить, пришить, вышить, пере­шить...

Составить предложение с каждым из слов, исполь­зуя приставки: в-, при-, за-, пере-.

Летел, шёл, писал.

Кошка и птичка

В зависимости от возраста подбирается соответству­ющий текст.

9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учеб­ного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

10. Написать диктант (2 класс, начало учебного года).

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Ры­жика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Тексты диктантов, как и в предыдущем задании, подбираются в соответствии с возрастом и продолжи­тельностью обучения.

Записать названия картинок.

12. Составить и записать короткий рассказ по кар­тинке или серии сюжетных картинок. Учащиеся мо­гут выполнять предложенные задания на индивидуаль­ном бланке.

Проверка навыков письма

Фамилия, имя________________________________класс_______.

1. Спиши слова, написанные рукописным шрифтом:

лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, ба­бочка.

______________________________________________

2.Спиши следующие слова:

плащ, крот, аист, фла­жок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, ве­селье.

3. Запиши под диктовку строчные буквы:

____________________________________________________________________

4. Запиши под диктовку прописные буквы:

____________________________________________________________________

5. Запиши под диктовку слоги:

____________________________________________________________________

6. Запиши под диктовку слова:

____________________________________________________________________

7. Запиши предложение после однократного прослу­шивания:

____________________________________________________________________

8. Спиши рукописный текст (2 класс, начало учеб­ного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

9. Спиши печатный текст (2 класс, начало учебного года).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напиши диктант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Напиши названия картинок:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составь и запиши короткий рассказ по картинке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностические диктанты

Для проверки навыков письма

(предложены в работах И.Н.Садовниковой, Л. И, Тикуновой)

В лесу

Вот большой лес. За лесом река. Там гуляют дети. И цибик тут. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Яша на­шли ежа.

На реке

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Ры­жика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Клён

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

На лугу

Ксюша была на лугу. Кругом высокая трава. На бе­лую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не ис­пугалась его.

У моря

Я жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни.

Школа

Вот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах растут чудные розы. Я люблю свою школу.

Утки

Плавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусоч­ки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёп­лые края.

Встреча

Коля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на сол­нышке. Ужи не ядовиты.

Тайна

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мель­кнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка.

Кот Федя

У Яши был кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыше.

Идёт весна

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цве­ты. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабоч­ку. Пора обедать. Дети идут домой.

Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.

Машина привезла много угля. Углём мы топим печ­ку. Из трубы идёт дым. Зимой стоят сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.

Весна

Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом жур­чат ручьи. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встреча­ют весну.

Дети в лесу

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зац­вёл душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидели ежа. Он свернулся в клубочек. Ребята не тронут ёжика.

Скоро осень

Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана жёлтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.

Избушка лесника

В лесу жил лесник. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.

На дачу

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замёрзла речка. Птицам го­лодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спа­сут урожай.

На охоту

Утром я с ружьём и собакой отправился в рощу. Сто­яла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, паху­чий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вы­тягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и почи­нила своё дупло. Лисица в норе себе из листьев по­стель сделала.

Скоро каникулы

Скоро каникулы. Дети поедут в лагерь. Уже объяви­ли день отъезда. Саша останется дома и будет ходить на детскую площадку. Серёжа уедет в деревню. Там очень хорошо. В выходной его родители поедут туда. Там мно­го цветов.

Отважный поступок

Саша Жуков шёл из школы домой. Высоко в небе пели жаворонки. Дорога проходила по берегу речки. Вдруг Саша увидел, что тонет маленький мальчик. Он в одежде бросился в воду и вытащил мальчика. На дру­гой день все узнали о поступке школьника. На линейке Саше объявили благодарность.

Класс

Мышки

Собрались старые и малые мышки у норки. Уши у них кверху торчат, слушают. Кот Вася у печки лежит, поджидает мышек.

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

(По Л. Толстому)

Осень

Вот и сентябрь. Чист и свеж воздух. Далеко слышны в лесу звуки. На старых больших пнях жмутся тонкие опята.

Класс

Москва

Много лет назад на высоком холме построили ма­ленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богате­ла. По берегам реки Москва строились всё новые и но­вые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом - Москвой.

Ясная Поляна

Много на Руси красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николае­вич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.

Незнайка и жук

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время мимо летел майский жук. Он сослепу нале-

тел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка упал на землю. Жук скрылся. Незнайка встал и осмот­релся по сторонам. Кругом было тихо.

(По Н. Носову)

Класс

В Царском Селе

Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, кото­рый находился в Царском Селе под Петербургом. Пре­красный обширный парк начинался прямо под окнами лицея. В тяжёлой листве дубов и лип свободно играли солнечные лучи. Среди зелени белели мраморные ста­туи. Повсюду слышалось птичье пение. Тихо плеска­лась вода в озере. Пушкин очень любил этот старинный парк и часто гулял в нём.

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудо­любивым человеком. В его словаре более двухсот тысяч слов, тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Со­бирая материал для своего словаря, Даль исколесил всю Россию. Он был даже в Сибири и на Урале. Владимир Иванович любил и понимал родной язык, умел видеть красоту в живом русском слове. Даль был большим дру­гом Пушкина.

Октябрь

Русское старинное наименование октября - «гряз-ник». Осенние дожди с мокрым снегом превращали зем­лю в месиво. На Руси октябрь также величали «листо-боем», «золотой осенью», так как он приходится на вре­мя пожелтения листвы.

А сколько осенних примет было на Руси! «Поздний листопад-- к суровой зиме». «Ива рано серебристым инеем покрылась - долгая зима будет».

По результатам обследования учитель-логопед анализи­рует характер и виды ошибок, допускаемых учащимися, и комплектует учебные группы, составляет расписание за­нятий, разрабатывает коррекционную программу и про­водит логопедические занятия.

Логопедическая диагностика в школе

Работа учителя-логопеда общеобразовательной шко­лы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое ко­личество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основ­ными предметами школьной программы.

Систему работы учителя-логопеда при общеобразо­вательной школе можно представить следующим обра­зом (схема 1).

Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основ­ные направления:

Диагностика - обследование состояния устной и пись­менной речи;

Коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;

Консультативно-профилактическая работа;

Работа по повышению квалификации и самообразо­вание и др.

Каждое из этих направлений по-своему важно и ре­шает определенные задачи.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду опре­делить вид речевой патологии, ее форму и степень тя­жести речевого дефекта.

Основными задачами диагностики являются: выявление отклонений в развитии устной и письмен­ной форм речи;

Определение структуры речевого дефекта;

Формулировка речевого диагноза;

Составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключает­ся в том, что от своевременной квалифицированной ди­агностики зависит программа коррекционного воздей­ствия, а в конечном итоге и результативность логопеди­ческой работы с детьми.

Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в жур­нале обследования устной и письменной речи (табл. 1).

Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:

Ф.П. - фонематические процессы;

З.Б.А. - звуко-буквенный анализ;

Г.С.Р. - грамматический строй речи;

ОНР - общее недоразвитие речи;

ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ФНР - фонетическое недоразвитие речи;

НЧиП - нарушения чтения и письма;

м/з - межзубное произношение;

г/з - - губно-зубное произношение;

г/г -- губно-губное произношение;

гор л. - горловое произношение;

бок. - боковое произношение;

одн .- одноударное произношение;

н/а - - неавтоматизированное произношение;

v - наличие "ошибок;

Единичные ошибки;

! - стойкие, часто встречающиеся ошибки.

Такой журнал ведется на каждый класс. Это позво­ляет получить не только подробную информацию о ре­чевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помога­ет сотрудничать с учителями и осуществлять консуль­тативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кро­ме того, такой журнал позволяет контролировать пере­движения учащихся и отслеживать динамику и резуль­тативность логопедической работы.

Все учащиеся с выявленными в результате обследо­вания нарушениями речи регистрируются в списке, ко­торый мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о ко­личестве учащихся с различными видами речевой пато­логии, а также комплектовать группы с учетом струк­туры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление еже­годных цифровых отчетов.

На каждого ребенка, зачисленного на логопедичес­кие занятия, учитель-логопед заполняет речевую кар­ту. Методическое объединение учителей-логопедов об­щеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).


Первая страница речевой карты заполняется логопе­дом в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Она содержит общие сведения о ребенке, которые запи­сываются со слов родителей. Вторая страница заполня­ется логопедом во время индивидуального обследования и дополняется в течение всего периода обучения на логопункте. К речевой карте прилагаются диагностические письменные работы учащихся, которые демонстрируют состояние письма и позволяют отслеживать динамику в процессе логопедических занятий. В речевой карте фиксируюся все проявления речевой недостаточности каж­дого учащегося, выявленные в процессе обследования.

Заполнение речевой карты начинается с паспортных данных ребенка. Затем выясняется реальный уровень зна­ний учащегося по родному языку и другим предметам. В случаях сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться очень важны как для определения точного ло­гопедического заключения, так и для установления пер­вичности или вторичности речевого недоразвития.

Анамнестические данные учащихся заполняются со слов родителей. В ходе беседы важно получить представ­ление о том, как протекало раннее речевое и физическое развитие ребенка. Выясняется, обращались ли ранее за логопедической помощью; если да, то какова эффектив­ность. Фиксируются особенности речевой среды.

Прежде чем начать обследование речи, учитель-лого­пед должен убедиться в сохранности других функций (слу­ха и зрения) и отразить полученные данные в речевой карте. Также при обследовании учитель-логопед обращает внимание на строение и подвижность артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, прикуса), на четкость и внятность речи; выявляет уровень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа и синте­за, грамматического строя речи и словарного запаса.

Подробно анализируются и фиксируются все виды и характер ошибок при чтении и письме; в речевой карте отражаются примеры допускаемых ребенком ошибок. Особое внимание обращается на личностные и поведен­ческие особенности учащихся: способность к переклю­чению, наблюдательность, организованность, самостоя­тельность, подвижность, импульсивность и т. д.

На учащихся, имеющих фонетические нарушения, можно оформлять сокращенный вариант речевой кар­ты, которая выглядит следующим образом (см. ниже).


Учебно-методическое пособие включает в себя подробые методические рекомендации к проведению методического обследования младших школьников с дизорфографией, полную (речевую) карту обследования, включающую тексты всех диагностических материалов, разделенных на годы школьного обучения. В том числе содержаться упражнения на исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, языкового анализа и синтеза предложений, подробный анамнез и прочие. Приведена примерная анкета для родителей. Также даны образцы развернутого логопедического заключения


Пособие предлагает доказавшую свою эффективность систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) на третьем этапе коррекционной работы.
На основе практического опыта автора - учителя-логопеда общеобразовательной школы собран и систематизирован представленный материал. Он включает в себя планирование и конспекты логопедических занятий, материал для закрепления и контроля знаний, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, серии картин.
Пособие предназначено для логопедов, учителей начальных классов массовых и специальных школ V и VII вида, студентов факультетов коррекционной педагогики.


В книге предлагаются разнообразные задания, увлекательные упражнения и игры, которые не только помогут научить ребенка хорошо произносить все звуки русского языка, но и будут способствовать расширению словарного запаса, формированию грамматических и синтаксических навыков и развитию речевого и слухового внимания и памяти.
Все задания могут быть выполнены детьми дома под руководством взрослых, для которых в книге есть методические рекомендации.


В книге представлены схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывается методика исследования речевых и неречевых функций. В качестве дополнительного диагностического материала для получения информации о развитии мелкой моторики, психических функций, фонематических представлений, об умении ориентироваться на листе бумаги предлагается использовать продукты детского творчества. Игры, задания, упражнения, иллюстрации подобраны в книге с учетом возраста и структуры речевого дефекта ребенка, а также с учетом постепенного усложнения материала. Даны примерные формулировки логопедического заключения. Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов, слушателям учреждений дополнительного профессионального образования.


Картинный материал входит в учебно-методический комплект. В составе комплекта выпущено «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие» и «Альбом для обследования и произнесения слов различной структурной сложности». В содержании учебно-методического пособия получили отражение материалы исследования неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений и действий, серийно-последовательная обработка информации. Адресовано логопедам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, родителям и гувернерам в условиях домашнего обучения.


Данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников и младших школьников, имеющих недостатки звукопроизношения.
Пользуясь материалами данного альбома, логопеды получат возможность проводить интегрированные занятия и по закреплению произносительных навыков того или иного звука, и по развитию речи, что повысит эффективность логопедического воздействия.
Речевой и иллюстративный материал, подобранный к каждому звуку, группируется по лексическим темам, что позволит наряду с автоматизацией звукопроизношения провести работу по обогащению словаря, грамматического строя речи. Каждое занятие объединяет общая тема, что позволяет расширить и систематизировать представления ребенка об окружающем мире.


Фотекова Т.Д. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2006 (Биб-ка практикующего логопеда)
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта.
Предложены два варианта методики: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Разработана балльная система для оценки выполнения заданий методики. Пособие адресовано логопедам, психологам, дефектологам, педагогам.
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ!