Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой. Тема, цель и задачи экскурсии Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых»

Экскурсии

В картинной галереи используются 4 вида экскурсий: экскурсии по экспозиции, обзорная, тематическая, учебная.

Экскурсия по экспозиции - полная выкладка материала экспонируемой выставки.

Обзорная Экскурсия - музейная экспозиция, целью которой является ознакомление посетителей как с выставкой, так и с историей музея, его коллекцией.

Тематическая экскурсия - музейная экскурсия по конкретной теме. Тематическая экскурсия наиболее детально раскрывает одну тему или проблему.

Учебная экскурсия - экскурсия, организуемая для музейных сотрудников, участников республиканских семинаров, студентов Бендерского художественного училища и ПТУ им. Т.Г. Шевченко (в рамках РКГ). Она знакомит с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, культурно образовательной деятельностью.

Задача руководителе состоит в том, чтобы при неимении в штате должности музейного педагога, каждый сотрудник, допущенный к проведению экскурсий, должен обладать арсеналом форм и методов работы с аудиторией, отличным знанием материала, умением донести свои знания до слушателей, следить за новейшими научными исследованиями, должен обладать знаниями о различных разделах фондовой коллекции.

В тех случаях, когда экскурсия строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе.

С этой целью, вновь принятый творческий сотрудник, планомерно изучает музейное дело, научно-методический материал по выставке, прослушивает экскурсии, проводимые коллегами в течение 30 дней, и затем сдает экскурсионный минимум на заседании НМС. После заслушивания и утверждениями экскурсии ему доверяют зрительскую аудиторию.

Основным документом в экспозиционной работе является методическая разработка для экскурсовода, которая раскрывает содержание экскурсии, материал для показа, маршрут и продолжительность.

Примером методического пособия я взяла выставку Проекта «Возвращение» «Династии Васильевых».

Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых»

Выставка расположена в левом крыле галереи: 1,5-7 залы. Время проведения экскурсии 25 минут.

В ходе проведения экскурсии можно использовать следующие педагогические приёмы:

Прием опорных вопросов, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведений;

Прием создания ощущения собственного открытия, который дает детям самостоятельно строить познавательную деятельность;

Прием диалогизации;

Прием заражения личным воздействием, когда экскурсовод втягивает участников в свои рассуждения, делится своими сомнениями;

прием коллективного обсуждения произведения, когда идет вдумчивое рассматривание произведение искусства, воспитывается в подростке уважение к чужому чувству и мнению.

1. Цель методической разработки. Знакомство зрителей с яркой творческой личностью Заслуженного деятеля искусств Молдавии А.А. Васильева, и Отличного работника культуры Молдавии Н.А. Васильевой.

2. Задачи.

Раскрыть творческие биографии художников, опираясь на представленные произведения.

Обратить внимание на высокопрофессиональное владение техникой живописи художника А.А. Васильева.

Раскрыть значение творчества А.А. Васильева и Н.А. Васильевой в культурном пространстве Молдавии.

Обратить внимание на фотоархив семьи Васильевых, отражающий колорит времени.

Выставка произведений династии Васильевых представлена произведениями отца и дочери и экспонируется в 1, 5-7 залах Республиканской картинной галереи. Это 4-я персональная выставка основателя династии Алексея Александровича Васильева в картинной галерее г. Бендеры. Она организована по инициативе сына художника Ярослава Васильева, в память о близких ему людях.

Выставка произведений Васильевых является составной частью совместного проекта Союза художников ПМР и Республиканской картинной галереи «Возвращение». Цель проекта - возвращение зрителю имён художников, чьё творчество определяет развитие изобразительного искусства на нашей земле, а жизнь посвящена верному служению избранной профессии. Династия Васильевых - яркое тому подтверждение.

Алексей Александрович Васильев, заслуженный деятель искусств МССР, родился 30 сентября 1907 г. в Самарканде. В 1926 г. поступил в Московский художественный техникум «Памяти 1905 года», а в 1932 закончил - Высший художественно-технический институт, где обучался у таких известных художников как В.А. Фаворский, С.В. Герасимов, Д.С. Моор и др.

С 1939 по 1935 годы А.А.Васильев учился в аспирантуре Государственной Третьяковской галереи.

Во второй половине 30-х годов жил и работал в Средней Азии, Хабаровском крае, на Чукотке.

В 1941 году переехал в Молдавию, был назначен начальником отдела. ИЗО Управления по делам искусств СНК Молдавской ССР, секретарём Союза художников Молдавии, а в 1945 году, на первом съезде художников республики, был избран его председателем.

В экспозиции представлено 60 работ Алексея Александровича из частной коллекции семьи Васильевых и фондов РКГ. Портреты, тематические полотна, пейзажи Молдавии, Крыма, а также работы, созданные во время творческих поездок по странам Африки, Азии раскрывают творческий диапазон художника и несут наряду с познавательным интересом подлинно художественное начало. Это художник яркой индивидуальности.

Знакомство с выставкой мы начинаем в 1 -ом зале, где, наверняка, внимание зрителей привлечет портрет Васильева в интерьере, исполненный румынским художником Д. Юстером. Таким энергичным, полным творческих надежд начинал он свой путь в Молдавии. Портрет датируется 1947 годом.

В 5-ом зале познакомимся с портретами, пейзажами, тематическими полотнами этого талантливого художника. Экспозиция зала открывается «Портрет сцепщицы Водоян». Работа написана в 50-е годы, когда без портретов передовиков не обходилась ни одна выставка. Более того, каждый художник обязан был отдать дань требованиям времени тяжелых послевоенных лет, когда на женские плечи легла тяжесть мужского труда. Кисть реалиста отдавала дань женщинам послевоенных пятилеток, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство. Эта работа продукт времени, требующего от каждого полной самоотдачи. И в портрете социальной направленности это ярко отражено в открытом обветренном лице женщина с твердым взглядом, четко читающейся фигурой на фоне розоватой прохлады раннего рабочего утра. Читая портрет с позиции сегодняшнего дня, осознаешь сколь несовместима женственность с тяжелым физическим трудом, и еще острее воспринимаешь людей в контексте конкурентного времени.

Совсем иного плана детский портрет «Сын лесника», написанный в 1958 году. Портрет относиться к разряду лирических. Тонким лессировочным слоем проработано лицо мальчика с печатью легкой грусти, задумчивости. Слегка намеченный фон лесного массива не отвлекает, а концентрирует внимание на портретируемом. Оригинальное композиционное решение, совместно с колористическим, дополняет лирическое построение портрета.

Горячо влюбленный в Молдавский край Алексей Александрович много путешествовал с этюдником по окрестностям. Он знал, где самые задумчивые дали, где Днестр причудливой петлёй обнимает берега. В своих произведениях он умел говорить о природе негромким, но убедительным голосом, раскрывая своё понимание красоты, свой творческий почерк. Из всех состояний природы он любил больше всего осень и вечерний час. Таких пейзажей написано много. К ним относятся «И снова мирная осень» (собственность РКГ), и «Молдавская осень».

В этих пейзажах просматривается выработанная автором манера исполнения молдавских пейзажей, где в живописной игре цвета принимает участие местами не проработанный холст, где пастозность переходит в легкую лессировку, а чередование цветовых и линейных ритмов, несут образ легко узнаваемых уголков Молдавии, написанных с натуры, где тихое прозрачное небо, неяркое солнце, увядающая зелень, акцентируемая вспышкой пурпура, создают настроение приятной грусти.

6-ть работ в данном зале являются собственностью картиной галереи. К ним относится и тематическое полотно «Рожденные летать», которое звучит как гимн романтике подвига, гимн зрелой молодости.

Спортсмен только что оторвался от самолета... И, словно, зачарованный близостью облаков, от которых можно оттолкнуться рукой, он как бы задержал или сменил на мгновение свой стремительный полет к земле на парящее движение. Работа почти квадратная. Ощущение красоты достигается контрастными, уменьшающимися у горизонта куполами парашютов. Движение в ней развивается сверху вниз. Колорит работы строится на усилении к центру синего стального, зеленовато - разовых оттенков цвета. По краям, кое-где оставлен чистый холст, а углы затемнены.

Картина написана энергично, широко. В ней передано жизнерадостное настроение автора.

Второй тематической работой является «Художник и время». Это работа раздумье, неторопливое повествование о человеческой жизни, о жизни художника, прожитой в едином созидательном ритме со временем. Перед нами интерьер мастерской художника, загроможденный гигантскими холстами с индустриальными пейзажами, здесь же герои его работ - сталевары, рабочие, узнающие себя на полотне. Работа осталась незавершенной из-за болезни художника.

Нельзя обойти вниманием «Портрет дочери Наташи». Это один из лучших детских портретов в молдавской живописи, вобравшие в себя лучшие традиции реалистической школы.

Поколенное изображение маленькой белокурой девочки, с торчащими в разные стороны косичками, обрамлено овальной рамкой. Детскую непосредственность подчеркивает полуоткрытый рот. Взгляд сконцентрирован на чем-то неведомом зрителю, на том, что находиться за приделом холста. Фоном работы служит тот исторический дворик, где в течение 16-ти лет жила семья художника после приезда в Молдавию. В этой маленькой Кишиневской квартире раньше жила ученица Репина Е.М. Малешевская. Говорят в этом доме гостил сам Шаляпин. Написан портрет широко, легко, в сложном серебристо - сером колорите, характерном для творчества Алексея Александровича 40-х годов.

Особое место в творчестве А.А. Васильева занимает цикл работ, написанных к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В 1965-1966 гг.Алексей Александрович побывал в Ульяновске, Казани, Кокушкино, Сибири. К работам этой сери относиться «Церковь, с. Шушенское». Работать над ленинианой было трудно. Ведь эти места выглядят совсем иначе, чем в тревожные предреволюционные годы. Художнику приходилось мысленно реконструировать облик селений, колорит природы надо было писать с натуры. В работе «Церковь, с. Шушенское» реконструировав единственное по документам каменное здание церкви «бурачного» цвета, написав дождливый день, он создал такое настроение, как будто сюда вела и здесь оканчивалась знаменитая левитановская «Владимировка». Щемящее настроение заброшенности и тоски усиливают серые унылые фигуры крестьян.

В 6-ом зале представлены работы художника - результат творческих поездок в Крым, страны Азии и Африки. В основном это этюды. Начинается экспозиционный ряд работами крымского цикла. Творческая командировка в Крым состоялась в 1963 году. Менее чем за год Алексей Александрович подготовил к выставке 150 пейзажей. Крымским пейзажам свойственны черты мягкости и гармонии.

Пейзажи, строгие по композиции и отбору деталей. Колорит работ обобщён. Таковы работы «Судак», «Весна в горах», «Сумерки. Крым» и др.

Пейзажам «Розовый лес», «В Гурзуфе», «Ай Петри», «Крым», «В старом Бахчисарае» свойственны мягкость и плотность цвета.

Морские пейзажи «Гурзуф. Домик Чехова», «Крымский порт», также этюды «Крымские горы», «В Гурзуфе», строятся на импрессионистической свежести, что свойственно и другим работам этого цикла.

Многие уголки легко узнаваемы всем, кто бывал в Крыму. Это вышеназванные произведения и работы «Крым. Ласточкино гнездо» и «У причала». Большая часть названных работ, сохраняя этюдную свежесть, несут цельность и завершенность.

В 1969г. осуществилась мечта художника: он посетил некоторые страны Африки. Особенно поразил его Египет. Страницы дневников испещрены записями восторженных впечатлений от встреч с древней архитектурой, природой, людьми.

Памятникам древней культуры Египта он посвятил работы «Долина Гизе», «Воспоминания о долине Гизе» и др.

«Воспоминания о долине Гизе» - это рассказ о грандиозности древней культуры. В картине сфинкс и пирамида такие огромные, что кажется им может не хватить места на холсте, они заполняют своими монументальными формами всё пространство. Люди, находящиеся у их подножья выглядят совсем маленькими. Пестрые одежды арабов вносят в общий колорит картины цветовые акценты. Над немым великолепием сфинкса и пирамиды золотое небо. Обветренный веками камень сооружений и окружающая их пустыня - освещены вечерним светом. Огромные контрастные и холодные тени подчеркивают грандиозность архитектуры. Алексей Александрович фактурно выделил световые части сфинкса и пирамиды, ещё более усиливая их значимость.

Алексей Александрович с большим удовольствием писал африканские города: «Дакар. Улица», «Дакар. В мастерской резчиков», «Синегальские модницы», «Синегал. На острове Горе».

В них он показал живописные кривые улочки, раскаленные лучами обжигающего солнца, пестрые, яркие, кишащие людьми. Он стремился хотя бы в набросках и этюдах отобразить поразившие его краски нового края.

Это маленькие бытовые сценки: люди занятые своими делами, ветерок трепет яркое сохнущее белье, горят многоцветные длинные юбки, шали, тюрбаны. Мазки энергичные, разнохарактерные, в основном, насыщенные в цвете, передают этот удивительный край.

В 1959 году Алексей Васильев побывал в Китае в творческой командировке, где находился 60 дней. Масса впечатлений от памятников, быта, колорита этой страны, стали основой множества этюдов, а затем легли в основу выставки, на которой было представлено около 100 работ китайского цикла. На данной выставке представлено 5 работ китайского цикла. Более густой мазок лепит форму в работе «В старом Шанхае», где закатное солнце последними лучами осветило левую часть узкой улочки. Теплый оранжево-охристый колорит невысоких, прижатых друг к другу строений, оттеняет серовато- зелёный цвет китайских фанз. Свежесть этюда, вибрация цвета характерны остальным 4-ём работам китайского цикла. И «Утро на реке Янцзы» и «Китайская стена» минимумом технических средств напоминают мудрую Китайскую поэзию, где всё удивительно просто, легко и в тоже время весомо и значимо. Быт трудовых рабочих кварталов, их особый колорит, отражен в этюде «Делают клетки для певчих птиц».

Мне хотелось, чтобы этюды были подобны маленьким стихам о Китае, говорил Васильев. «В стихах живет картина, а в картине живут стихи» - эту поговорку, услышанную в Китае, неоднократно озвучивал Алексей Александрович.

Фотографиями из семейного архива завершаем знакомство с выставкой.

В 7-ом зале представлен фотоматериал из семейного архива Васильевых, монографии и произведения Алексея и Натальи Васильевых.

Васильева Наталья Алексеевна (1939-2010 гг.)

Отличный работник культуры МССР, талантливый педагог, художник, искусствовед.

Родилась Наталья Васильева в 1939 году в городе Анадырь на Чукотке. Её детские годы прошли в Москве, затем в Кишиневе, куда её семья переехала в 1944 году. В этом городе она закончила среднюю школу, Республиканское художественное училище им. И.Е.Репина, а в 1965 году получила высшее образование в Киевском художественном институте.

С 1959 года Наталья Алексеевна преподавала спецдисциплины в Детской художественной школе им. А.В. Щусева, с 1979 по 1983гг. была её директором. За годы педагогической работы она подготовила 11 выпусков учащихся, многие из которых избрали профессию художника, дизайнера, архитектора, искусствоведа.

Наталья Алексеевна вела активную просветительскую работу: была организатором выставок отца в музеях Молдавии и Приднестровья, автором и ведущей детских телепрограмм по изобразительному искусству «Давайте фантазировать» и «Художник», являлась автором монографий по творчеству Сергея Чоколова, Алексея Васильева, а также каталогов и буклетов по выставкам и творчеству отца.

В проект «Возвращение» вошли 8 живописных работ Натальи Васильевой, фотоматериалы из семейного архива, авторские монографии.

Произведения раннего периода творчества «Гималайский пейзаж», «Северный монастырь», «Крепость», «Прошлое. Импровизация» раскрывают её, как художника тонко чувствующего, работающего монументально, крупными цветовыми плоскостями, где мощь земли, её величие и тайна неоспоримы, портреты являются подтверждением приверженности автора к реалистической школе. Такова работа «Петровна», где сохраняется тот же строгий отбор деталей и обобщений.

Увлечение искусством Востока, произведениями крупнейшего автора прикладного искусства, заслуженного деятеля искусств С. Чоколова привело к рождению работы «Керамика С. Чоколова».

Наталья Алексеевна Васильева ушла из жизни 28 февраля 2010 года. Эта выставка организована в память о жизнелюбивом человеке, яркой творческой личности, восторженно любившей окружающий мир.

Спасибо за внимание. Вопросы к экскурсоводу.

Список литературы к методичке.

1. Роднин К.Д. «60 дней в Китае», Кишинев, «Тимпул», 1963 г.

2. Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

3. Шведов И. «Алексей Александрович Васильев» (Литературный

портрет), Кишинев, «Картя Молдовеняскэ», 1969 г.

4. Шабардина Т.К., Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

культурный образовательный художественный музей

Лекции

Другой популярной формой культурно-образовательной деятельности галереи является чтение лекций. Основная цель лекций - донести до слушателей теоретический материал, порой, сопроводив его материалами музейной коллекции.

В музейной практике РКГ получили распространения такие виды лекционной работы как тематические циклы, используемые в разных аудиториях:

- «Западноевропейское искусство»;

- «Русское искусство XVIII начало XX веков»;

- «Советское искусство»;

- «Молдавское искусство»;

- «Искусство мастеров Приднестровья»;

- «Основы изобразительного искусства».

Не смотря на мнение не целесообразности давать лекционный материал на детскую, дошкольную аудиторию, нами опробована эта форма для самых маленьких. Примером может служить лекция «Сказочный мир Палеха» , сочетающей элементы лекции и беседы (Красота и своеобразие изделий Палеха).

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так,школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.

Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.

Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● интернациональное воспитание;

● трудовое воспитание;

эстетическое воспитание;

● экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определеннаяклассификация объектов экскурсии:

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть кприему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Итоги экскурсии.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Спасибо! Успехов!

I. Введение
После ряда лет, когда в нашей стране ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь встал вопрос о молодежной политике государства, важной частью которой является дополнительное образование. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, то дополнительное образование многообразно, вариативно и разнонаправленно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально - значимые задачи.
Важным звеном дополнительного образования является современный школьный музей - центр музейно - педагогической работы, одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и реализован принцип - «музей для детей и руками детей».
Необходимым условием для успешного решения этих задач, идей и принципов является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, творческое отношение ребят к делу и обязательно знание основ современного музееведения. Именно использование особых принципов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы. Овладение основами музейного дела - первейшая задача руководителя и актива школьного музея.
Настоящая программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива музея.
Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член актива школьного музея должен знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и культурно - просветительной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
II. Цель
С помощью музейно - педагогических средств, в рамках данной программы, создать условия для становления всесторонне развитой и социально - мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
Посредством различных форм и методов музейно - педагогической работы сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу.
Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории.
Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека.
Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями.
Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов.
Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культуро - сообразную, досуговую деятельность.

Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную программу. Работа музея - лекции, экскурсии, конкурсы - в той или иной мере интересуют многих школьников. Но актив музея должен состоять из тех, кого интересует сама работа в музее. Одних привлекает научно - исследовательская работа, других - оформительская, третьих - поисковая и т. д. Поэтому актив школьного музея не является какой - то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. В среднем актив музея состоит из 35 человек и проводит работу в разных направлениях: поисковая, оформительская, экспозиционная деятельность и т. д.
В соответствии с родом работы члены актива делятся на группы :
поисковая
экскурсионная
оформительская
комплектование и учет фондов
лекционная
При желании дети могут принимать участие в работе разных групп.
Координационным центром работы всего коллектива школьного музея является совет музея, который состоит из семи - девяти человек и избирается сроком на 1 год на общем собрании актива музея.
Состав совета музея:
директор музея
смотритель музея
секретарь
4 - 6 наиболее активных членов актива музея - группы детей, преимущественно разновозрастные и разного уровня подготовки, так как учащиеся, уже прошедшие курс обучения, остаются и дальше работать в активе музея, помогая руководителю музея.

Программа и тематический план предполагают проведение как теоретических, так и практических занятий в течение 1 года в объеме 216 часов. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 7 - 9 классов.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям работы актива музея :
комплектование и учет фондов, их хранение
экспозиционная деятельность
поисковая работа
экскурсионно - массовая работа
научно-просветительная деятельность
Большое внимание программа уделяет экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого способствует расширению общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формированию у них научных интересов и профессиональных способностей, навыков общественно полезной деятельности.
III . Содержание программы
Набор в актив школьного музея. Вводный инструктаж. Знакомство с музеем. Обзорная экскурсия.
Дополнительный ежегодный набор учащихся в актив музея. Вводный инструктаж по технике безопасности работы в музее: поведение во время работы, правила поведения на улице и при переходе через дорогу, правила поведения в общественных местах и транспорте.
Задачи и содержание работы музееведов, его особенности. Организация занятий.
Разделы и значения музея, его фонд. Обзорная экскурсия по экспозициям музея.
Практические занятия:
1. Подготовка к празднованию 17 сентября , поздравления ветеранов Великой Отечественной Войны. Поход на Партизанскую поляну.
2. История музейного дела
Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера, Эрмитаж. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Крупнейшие музеи мира, страны, города.
Практические занятия : Знакомство через литературу, киноматериалы и в ходе экскурсий с музеями разного профиля; беседа с сотрудником Брянского Краеведческого музея об истории музея, формировании его коллекций; проведение викторины по музеям страны.
3. Основы теории и организации музейного дела
Общественно - научная сущность музея. Социальные функции музея.
Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о школьном музее.
Практические занятия: Знакомство с государственными музеями Брянска и музеем ГРЭС в
пос. Б. Берега. Экскурсии по экспозициям, встречи с сотрудниками музеев.
4. Сущность и специфические особенности школьного музея
Школьный музей - центр обучения и воспитания в школе.Соответствие содержания работы школьного музея программным требованиям и краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Прямая связь работы музея с туристско- краеведческой работой в школе. Самодеятельный характер организации школьного музея. Особенности музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.
Практические занятия: Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работой в школе, с организацией, тематикой и основными направлениями работы школьного музея.
5. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно - вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Организация фондовой работы в школьном музее.
Практические занятия: Изучение документов о музейном деле и фонде, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации музейных предметов.
6. Учет и хранение фондов
Инвентарная книга, шифровка, прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к особенностям обеспечения сохранности предметов в экспозициях.
Практические занятия: Проведение инвентаризации, шифровки и первичной обработки собранной коллекции.
7. Поисковая работа
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием
туристско -краеведческой работы. Основные формы: походы, экспедиции, переписка, текущее комплектование.Подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Требования к организации и проведению походов.
Практические занятия: Разработка и проведение поиска по конкретной теме, двухдневный поход.
8. Экспозиционная работа
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико - хронологический метод - основной метод построения экспозиции. Роль и место подлинных и научно - вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико - экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка передвижки и ее особенности.
Практические занятия: Анализ содержания, приемов построения, оформления экспозиции по отдельным разделам; разработка и построение выставки по теме проведенного поиска; создание параллельно выставки - передвижки.
9. Коллекции школьных музеев
Характеристика музеев школ города, их направление и тематика работы, место расположения и возникновения.
Практические занятия: Экскурсии по музеям школ города, записи.
10. Памятные даты воинской славы России
Изучение исторических событий, связанных с каждой датой. Подробная
характеристика каждой даты.
Практические занятия: Выпуск газеты по каждой дате.
11. Подготовка музейной экскурсии
а. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно - просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.
Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность,
научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность,
наглядность, конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики
экскурсий в соответствии со структурой экспозиции. Пути использования
экскурсий в учебной и культурно - просветительной работе в школе. Порядок
подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Практические занятия: Прослушивание тем экскурсий разных типов; изучение тематики экскурсий в школьном музее; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего стандарта экскурсии.
б. Тема и цель экскурсии
Тема и структура содержания, план экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Практические занятия: Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее; составление плана каждой экскурсии.
в. Изучение темы экскурсии
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения экспонатов и литературы. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Работа с записями воспоминаний, экспедиционными дневниками, письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практические занятия: (проводится в библиотеках, фондах и экспозиции музея). Изучение, анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий; заслушивание рассказов членов актива об отдельных событиях и экспонатах.
г. Отбор экспонатов и составление маршрута
Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их последовательность и взаимосвязь. Отбор экспонатов. Критерии отбора. Создание и оформление экскурсии.
Практические занятия: Окончательная формулировка, запись темы и цели экскурсии; составление тематического плана экскурсии; отбор экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.
д. Работа над содержанием экскурсии
Структура экскурсии. Ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута. Соразмерность отдельных частей содержания. Учет времени. Логические переходы, их варианты. Системы выводов и обобщения экскурсии.
Практические занятия: Прослушивание тематической экскурсии в государственном музее; составление вступительной и заключительной частей экскурсии; отработка порядка показа и рассказа по экспонатам; формулировка и запись выводов.
е. Экскурсионные методы и приемы
Взаимодействие метода на экскурсии. Метод показа, сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения. Метод рассказа. Требования к языку экскурсоводов. Прием цитирования. Метод беседы. Моторный метод и его ограниченность в экскурсии.
Практические занятия : Отработка на экспозиции методики проведения показа, рассказа, демонстрации, сравнения, цитирования и т. д.; проведение тематической экскурсии в ходе беседы.
ж. Отработка и сдача экскурсии
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение определенных приемов. Запись экскурсий.
Практические занятия: Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения экскурсий; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение экскурсий.
з. Совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов
Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов - однотемников.
Школа юного экскурсовода. Конкурсы, рецензирование экскурсий и их подготовка с другими экскурсоводами.
Практические занятия: Знакомство с организацией школы юного экскурсовода. Доработка и совершенствование экскурсий, составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея, анкетирование.
12. Памятные места города и поселка
История города и поселка как предмет музейного изучения, объекты городской экскурсии (памятные места), их классификация. Памятники истории и культуры. Особенности методики проведения городской и поселковой экскурсии. Требования к маршруту. Приемы показа и методики проведения экскурсии.
Практические занятия: Прослушивание 1 - 2х городских экскурсий, обсуждение и разбор; подготовка и проведение экскурсии по городу и поселку.
IV . Основные направления и содержания деятельности
1. Фондовая работа
Особое внимание уделить приему, учету и хранению фондов музея: основного и научно - вспомогательного. Работа с инвентарной книгой.
2. Комплектование фондов
Теснейшим образом комплектование фондов связано с тематикой отделов нашего музея и осуществлять его надо в разных направлениях; работа в библиотеках и архивах, встречи и беседы, походы, экскурсии и экспедиции, сотрудничество с государственными музеями, коллекционерами и учащимися.
3. Экспозиционная деятельность
Основной акцент сделать на создании временных выставок, в том числе, сделанных в кабинетах и коридорах школы. Создавать кратковременные проекты, над которыми будут работать различные коллективы школьников. Регулярно устраивать выставки временных поступлений и материалов, собранных в поисковых работах. В постоянных экспозициях предусмотреть возможность замены материала.
4. Экскурсионная работа
В этом направлении предполагается использовать как традиционные формы (экскурсии и лекции), так и новые, - конкурсы, участие в общешкольных и поселковых мероприятиях, музейные праздники.
5. Работа с активом
Без широкого участия актива нельзя ни создать музея, ни развернуть в нем работу. Процесс деятельности актива включает разнообразные формы самостоятельной работы: исследование, организация и проведение походов, установление комплектов с общественными организациями, изготовление оборудования, оформление собранного материала. Заседание актива музея проводить один раз в четверть. На них планируется новая и обсуждается проделанная работа.
6. Деятельность по связям с государственными, общественными организациями и средствами массовой информации.
Этому служит созданный при школе совет содействия, куда входят представители администрации поселка, шефских организаций, совета ветеранов, родители и выпускники школы.
Музей ведет переписку с архивами страны, имеет непосредственную связь со школьным и поселковым радиоузлом.
7. Участие в АШМ г. Брянска
АШМ - это координационный центр работы всех школьных музеев г. Брянска.
V . Условия реализации программы
Реализация программы невозможна без материально - технической обеспеченности. За последние годы музей приобрел телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамеру, аудиомагнитофон. Большую роль в работе играет методическая и научная литература, газеты и журналы, краеведческий материал. Основной и научно - вспомогательный фонды музея обладают достаточной наполненностью, чтобы обеспечить успешную реализацию программы, но тем не менее музей все равно испытывает трудности и нуждается в реальной помощи как финансово - материальной, так и методической. Для этого необходимо привлечь к работе с музеем администрацию школы и поселка, руководство Брянской бумажной фабрики, Брянской ГРЭС, Брянской мебельной фабрики, а также государственные музеи города и АШМ.
Есть необходимость в проведении спецкурса для руководителей музеев.
VI . Знания и умения учащихся
В ходе реализации программы учащиеся получают знания и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
историю музейного дела
основы теории организации музейного дела
сущность и особенности школьного музея
научную организацию фондовой работы
проведение учета и хранения фондов
проведение поисковой работы
коллекции школьных музеев города
памятные даты воинской славы России
как подготовить музейную экскурсию
как провести музейную и городскую экскурсию
Учащиеся должны уметь:
работать с литературой, киноматериалами, источниками
проводить беседу, брать интервью
провести классификацию фондов
правильно вести учет и хранение фондов
работать с инвентарной книгой
правильно проводить поиск
создавать небольшие экспозиции
проводить экскурсию, лекцию
VII. Механизм оценки полученных результатов
В конце каждой учебной четверти, а также в начале и конце учебного года проводятся заседания актива и совета музея, где не только планируется работа, но и подводятся итоги работы за определенный период. Ежегодно вновь поступившие члены актива принимают участие в городском конкурсе «Хранители русской славы». В конце учебного года проводится музейный конкурс «Лучший экскурсовод музея».
Лучший экскурсовод музея принимает участие в городском конкурсе экскурсоводов.
Ребята оформляют вновь собранный материал в альбомах «История школы», «Из школы в науку», «Они учились в нашей школе и славят Родину трудом», пишут рефераты по выбранным темам на районные, городские, областные и всероссийские конкурсы.
Постоянно проводятся экскурсии для учащихся школ и училищ п. Белые Берега и г. Брянска.
Ребята участвуют в восстановительных и поисковых работах.
VIII. Литература
Для педагога:
Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист, 1974
Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988
Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987
Вансалова Е. Г. Музейный всеобуч.: Метод рекомендации - М., 1988
Для детей:
Эльконин Д. Б. Психология игры - М., 1972
Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям, 1979
Суслов В. А. Русский музей - Л, Сов. Художник, 1967
Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель - М, 1976

Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представляла собой Алексеевка несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

Ход:

Предварительная беседа в группе

Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области?

В нашей области много небольших городов - это Шебекино, Старый Оскол, Валуйки, Алексеевка и другие.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей, который расположен на улице Некрасова. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.

Рассказ экскурсовода

Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Алексеевка. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, Алексеевка представляла собой очень маленькое селение - слободу Алексеевку, вотчину (владение) графа Шереметьева. Это был очень богатый человек, и Алексеевка была его собственностью. Тогда в Алексеевке еще не было таких многоэтажных домов, в которых живут многие из вас. Посмотрите сюда ребята (показ фотографии) - это сам граф Шереметьев и его жена. Видите, раньше люди носили другую одежду, расшитую золотом камзолы, роскошные с рюшами платья и драгоценности – это, а жили они вот в таких домах (показ фотографий) . Вы, наверное, узнаете многие из этих домов. Они сохранились и до нашего времени. Их дома отличались крепостью каменных построек и красотой. А вот дома простых жителей тогдашней слободы Алексеевки, не отличались такой красотой (показ картин, фотографий) , видите, какие они были жалкие, почти врытые в землю лачуги и их одежда не была такой богатой. Видите, какие у них рваные рубашки. Люди в основном были крестьянами: пахали земли, сеяли хлеб. Но пахали землю не тракторами, как сейчас, а с помощью плуга на коровах, лошадях (показ картин, репродукций) Не было тогда в слободе Алексеевка, ни заводов, ни фабрик, ни магазинов. Были только лавки, где ремесленники (люди, которые занимались своим ремеслом) продавали свой товар. Кто-то шил сапоги - сапожники, кто-то делал глиняную посуду - гончары, кто-то изготавливал подковы - кузнецы.

Было в Алексеевке очень знаменитое событие. Впервые у нас в слободе был изобретен способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника. Его изобрел Даниил Семенович Бокарев - наш земляк.

Все вы знаете с подсолнечником, видели семечки. И вот из них сейчас тоже получают подсолнечное масло. На подсолнечном масле ваши мамы, бабушки жарят, пекут. Сейчас его получают с помощью особых прессов. Тогда Даниил Бокарев получал его с помощью вот такого деревянного приспособления (показ) .

В настоящее время подсолнечное масло пользуется большим спросом не только у нас в стране, но и в других странах.

Потом в слободе Алексеевка появились дворы, стали образовываться улицы. Некоторые название улиц сохранились и по сей день. Например,

улица Новая, Гончаровка. Улица Победы раньше называлась Большая торговая, часть улицы Карла Маркса называлась Мостовая.

А вы знаете, какая у нас протекает река? Да, Тихая Сосна. А кто знает, почему она так называется? Да, правильно, она течет очень тихо, на ее пути нет водоворотов, больших порогов. А почему Сосна? Потому что раньше у нас в слободе был большой сосновый бор. Его рубили и строили морские суда. Сейчас речка стала грязной, заросшей камышами.

(Экскурсовод рассказал детям о флоре и фауне области, Великой Отечественной войне, заводах города)

Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ? Спасибо.

Ребята, а в группе мы нарисуем дома, которые были раньше в слободе Алексеевка.

Разделы: Классное руководство

Цель:

  • пробуждать интерес к познанию искусства и культуры семейских через музей и его коллекции;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры;
  • формировать понимание единства истории и культуры.

Задачи:

  • формировать способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность;
  • развивать способность цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии;
  • сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
  • на примере творчества писателей сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Оборудование:

  • экспонаты музея МОУ “Куйтунская средняя общеобразовательная школа” Тарбагатайского района,
  • компьютерная презентация,
  • музыкальное сопровождение экскурсии.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач

Звучит фольклорная песня.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по– иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Весной 2007 года наш город наполнился людьми в ярких костюмах. Это было мероприятие, на которое съехались представители разных стран.

– Что это был за событие?

В мае 2007 года наш город стал центром проведения Всемирного съезда старообрядцев “Путь Аввакума”. Мы стали свидетелями этого грандиозного события. Чтобы лучше узнать их культуру я предлагаю совершить экскурсию в выездной краеведческий музей и посетить экспозицию “Нам есть, что помнить. Нам есть, чем гордиться”. Наш музей необычен, все экспонаты можно потрогать руками, примерить на себя.

– Может вы знаете, кто такие семейские?

– А может и среди вас те, у кого семейские корни?

Послушайте, больше 200 лет живет в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими. Их предки выступили в 17 веке против реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.

Чтобы больше узнать о культуре народа, надо окунуться в ту атмосферу, в которой жили семейские.

3. Костюм семейских.

В русской пословице говорится “Встречают по одежке …”. Вот и мы сначала познакомимся с женскими и мужскими костюмами.

Любили семейские свои костюмы и берегли их. У Фирса Федосовича Болонева есть такие строки, подтверждающие мои слова:

Все, что было завещано,
Из седой старины,
Сохранили нам женщины,
Обаянья полны.
Золотые кокошники –
Обереги для баб.
Запона с лентой розовой
У девчат, молодух,
От Федосьи Морозовой
Несгибаемый дух.
Сарафаны их радуют
Наш придирчивый глаз,
Пояса, словно радуга,
Кашемир да атлас.

Очень красив и необычен женский костюм. О семейском костюме, нам расскажет гость нашей экскурсии, человек, который много знает о культуре семейских Зайцева Анна Федоровна. (Рассказывает и показывает.)

– Вы познакомились с женским костюмом. Я думаю вам интересно узнать, что собой представлял мужской костюм? (Приложение , слайды)

– Понравились вам костюмы. Думаю, вам захотелось самим примерить их. Давайте мы с вами приобщимся к культуре семейских. Мальчики повяжут пояс, а девочки оденут на волосы косник или накинут на плечи шали.

Теперь вы чувствовали себя настоящими семейскими.

– Сравните семейский и современный костюм. Чем они отличаются?

– Что значат цветовые решения отдельных частей костюма?

– Почему именно такую одежду носили семейские?

4. Материальная культура

Красив и необычен костюм, но много тайн хранит в себе и материальная культура. Переходим к другой экспозиции, где представлена материальная культура

В руках любое дело спорится –
Трудолюбив семейский люд,
А избы, как хоромы строятся.
Все блага люди создают.
Как радуга цветенье ставней,
Промытых стен янтарный жар.
О, быт семейских стародавний,
Ты полон самобытных чар.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Внутри избы располагалась печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. Давайте и мы посмотрим, что было в семейской избе, подойдем и познакомимся с утварью. В нашем музее экспонатов намного больше. На этой экспозиции представлена домашняя утварь, которая вызывает наибольший интерес.

– Посмотрите, может кто-нибудь расскажет об заинтересовавших вас экспонатах.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки).

– Попробуйте рассказать об этих трех экспонатах?

– Что это?

– Из чего сделано?

– Для чего используется (продемонстрировать в действии).

(Выступление групп)

– Посмотрите на необычный рисунок внутри вафельницы. Что изображено?

– Где это изображение можно увидеть? (На гербе.)

В “Истории государства Российского ” Н. М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от печати. Действительно, печать представляла впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника , поражающего копьем дракона , и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел “завоевывает приоритет”. В XII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

Обратите внимание на рисунок и подумайте, о каких нравственных качествах семейских по этому рисунку можно судить. (Они были патриотами своей Родины.)

5. Духовная культура

Трудно жилось семейским, но они свято хранили обычаи старины и культуру. Там, где люди трудились, отдыхали, зарождались песни, стихи. В следующей экспозиции мы познакомимся с духовной культурой семейских.

Всегда там к месту поговорки,
И песни, песни без конца…
Вдруг привлекут в оконной створке
Черты прекрасного лица.

Послушайте семейскую песню. В чем красота исполнения таких песен. (Фонограмма песни)

Болонев в книге “Семейские” говорил “Физический труд укрепляет телесную мощь человека, песня, поэзия – духовную. Душа отдыхала от спокойных, милых, родных напевов, ритмов, мелодий. Они так задушевны, трогательны, милы в подлинных народных песнях.....”

Мы узнали о том, что трудиться и отдыхать семейские умели, но, наряду с этим, существовали много запретов, которым они должны были подчиняться: нельзя было пить, курить, сквернословить, поэтому и дети, и взрослые зачастую долгими вечерами играли.

Игры были самыми разнообразными, и мы разучим одну из них.

Очень часто на молодежных вечерках играли игру “Подушечка”, в которой сочетается и песня, и танец, большой юмор. Во время этой игры знакомились, общались, дружили. В нее можно играть как в доме, так и на улице. Играющие юноши и девушки становились в круг. Девушка держит в руках подушечку. Она обходит играющих, выбирает себе юношу. Играющие приветствуют друг друга поклоном и выходят в центр круга. Девушка предлагает стать на колени на эту подушечку, под пение всех остальных они прикасаются друг к другу щеками, изображая поцелуй. Все остальные приплясывают и поют. Затем юноша кланяется, берет подушку и выбирает себе другую пару.

Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую
Люблю, люблю девчоночку,
Люблю молодую.
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю.
Коло носа, коло глаз
Поцелую 40 раз.

6. Итог

Сегодня мы только прикоснулись к культуре семейских. Говорить о ней можно бесконечно, подробнее вы можете узнать в музеях, из книг.

– Нужна ли нам культура семейских?

Для того, чтобы нашему народу найти истоки такого духовно– нравственного здоровья, почерпнуть живой воды, которая смогла бы принести ему оздоровления души и тела.

Семейский писатель ФФ. Болонев говорил: “Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию”.

“Обретение истории родного народа – начало духовного возрождения”.

Действительно истоки духовно– нравственного здоровья мы вправе искать в родной истории. Любить и уважать предков – это одно из условий нашего духовного и физического возрождения.

На территории республики Бурятия проживают люди разных национальностей. У каждого народа есть своя неповторимая культура – богатейшая бурятская, русская, казацкая, эвенкийская и многие другие. С традициями и обычаями этих народов вы будите знакомиться самостоятельно.

Я думаю, что подобные экскурсии у вас будут продолжаться, а наша экскурсия подошла к концу.

– Что нового узнали? Ваше впечатление об экскурсии? (Отзывы зачитать.)

Методическая разработка экскурсии в школьном музее «Рушник – это Вам ни полотенце!»
Цель
: Воспитание подрастающего поколение в духе возрождения народных традиций России через возрождение интереса к народному декоративно-прикладному творчеству на примере использования рушника в обрядах.

Место проведения: школьный музей.

Участники : Учитель технологии, хранитель музея, заранее подготовленные ученики-экскурсоводы, школьники (обучающиеся возрастной категории 11-14 лет).

Материальное обеспечение: музейные экспонаты предметов быта, оформленные вышивкой; выполненные работы детей, мам и бабушек; магнитофон и аудиокассета с записью народных мелодий (мероприятие проходит на фоне русских народных мелодий).

    Приветствие, общее знакомство с музеем

II . Экскурсия (рассказы экскурсоводов сопровождаются демонстрацией музейных экспонатов, принесенных детьми работ мам и бабушек, своих первых работ).

Рассказ учителя: Рушник это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста. Это не только предмет народной культуры славян, но и один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Рушник несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа не только христианского, но и гораздо более раннего, языческого периода.

Слово рушник имеет корень «руш», «рух». Что означает «рушить» – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез. В славянском языке корень с этим значением встречается в таких словах, которые означают рубашку, простыню, одежду - рухо, рухлядь, то есть полотно, целостность которого нарушена.

Ткань рвали, а не резали потому, что ткачество как таковое появилось намного раньше металлических ножей и ножниц.

Созвучие со словом «рука» наталкивает многих людей на ошибочное толкование слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались утирки, ширинки, полотенца, рукотерки, ручники - небольшие куски полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником.

Настоящий же рушник имел ширину 35 - 40 сантиметров и длину 3 - 5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием практически невозможно вытирать руки. Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое.

Экскурсовод 1: Рушник - дорога жизни. Вышитое льняное (или конопляное) полотенце - очень символичная вещь. Оно сопровождает человека в самые ответственные моменты его жизни - рождение, крещение, свадьба. А длинное - порой до двух с половиной и трёх метров - отбеленное полотно символизирует дорогу.

Важнейшие события в жизни народа не обходились без рушника:

    он был знάком гостеприимства,

    на нём дорогим гостям подносили хлеб-соль,

    на рушниках принимали новорожденных,

    мать дарила рушник сыну в дорогу - на счастье в новой жизни,

    славянская невеста должна была приготовить к свадьбе 40 рушников.

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник , на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники , но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. В знак согласия невесты и ее родителей на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник . Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома. Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный» , на который преклоняли колени молодожены, когда их благословляли на брак родители перед венчанием. Такие рушники входили в приданое невесты.

Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный» . Ещё были «союзный», «хлебосольный», «рушник–утренник» и много других, о которых могут рассказать вам ваши бабушки.

Экскурсовод 2: Рушники украшали магическими узорами. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Узоры, вышиваемые на рушниках, носили глубоко символический смысл. На рушниках вышивались орнаменты зооморфные (лебеди, петухи, куры, орлы, утки, олени, кони и др.), растительные (дуб, хмель, виноград, калина, лилия, мак, роза, и др.) и геометрические (круги, ромбы, свастики, зигзагообразные линии и проч.).

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли , горизонтальной волнистой линией - воду , а вертикальной волнистой - дождь , треугольником - горы , скрещивающимися линиями - огонь и молнию . Солнцу , как источнику жизни, обладающему очистительной и охранительной силой, придавалось большое значение, поэтому солнечная символика присутствовала на многих предметах. По условиям техники вышивки счетными швами круг превращен в многогранник, ромб, или в квадрат. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Калина - дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина - символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Лилия - символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии. Узоры срозами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Хмель - очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Молодоженов символизируют соколы , голуби и петухи . Ласточка - эта птица всегда несет добрые вести.


III . Рефлексия. Школьники заинтересовались вышивкой рушников, выбрали узоры для своих будущих работ. Решили пригласить мам и бабушек, послушать их рассказы, поучиться у них вышивке.

IV . Фотоотчет

Фото 1. Место проведения экскурсии - школьный музей.

Фото 2. Хранительница музея Т.Б. Лисова познакомила школьников с музейными экспонатами.

Фото 3. Ученицы демонстрируют свои первые работы, выполненные на уроках технологии.