Конспект по критической статье герой нашего времени. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения

Роман «Герой нашего времени» – уникальное явление русской культуры. Опираясь на литературные тенденции 30-х–40-х годов XIX века, Михаил Юрьевич Лермонтов во многом стал новатором. Он создал первый реалистический роман в прозе на русском языке, творчески переосмыслил метод циклизации, расширил функциональные возможности композиции и подарил миру эпохальный образ Печорина – лишнего человека, выпавшего из круговорота своего мятежного времени.

«Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 25 лет, за год до трагической смерти на дуэли. Шел 1840 год. В мировой литературе бытует тенденция к изображению «сына века» – типичного представителя конкретной эпохи, страны, социального слоя. Уже опубликована «Исповедь» Жана-Жака Руссо, «Страдания молодого Вертера» Йоганна Гете, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона, «Исповедь сына века» Альфреда Мюссе.

В России настоящую тенденцию поддержали Карамзин со своим «Рыцарем нашего времени», Веневитинов с «Владимиром Перенским», Станкевич с «Несколькими мгновениями графа Z». А в 20-е годы вышли шедевры «Горе от ума» Грибоедова и «Евгений Онегин» Пушкина.

Суть и краткое содержание произведения

Совокупность стилей
В «Герое нашего времени» органично сплелись психологический, авантюрный, социальный, исповедальный романы, лучшие черты отошедшего романтизма и развивающегося реализма. В литературных кругах до сих пор продолжаются споры относительно определения жанра произведения – оно не умещается в узкие рамки ни одного из них.

Многогранность проблематики романа (нравственно-философская, социально-психологическая) обуславливает его психологизм, глубокое погружение в натуру главного героя. Реальные исторические события здесь прописаны условно, в первую очередь автора занимает история человеческой души, а она «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Первая публикация «Героя…» состоялась в 1840 году в питерском издательстве Ильи Глазунова.

Особенности композиции: циклизация, анахронизм

Роман состоит из отдельных повестей, путевых очерков, новелл, дневниковых записей. Примечательно, что реальная хронология событий нарушена, для читателя главы-повести расположены в такой последовательности:

  1. Предисловие к «Журналу Печорина»;
  2. «Тамань»;
  3. «Княжна Мери»;
  4. «Фаталист».

Если бы события располагались в хронологическом порядке, то сперва должна была идти «Тамань» (авантюрная история о контрабандистах), за ней «Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории), потом «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость из-за дуэли с Грушницким), «Фаталист» (мистическая история в казацкой станице), «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через 5 лет после расставания на Кавказе), предисловие к «Журналу Печорина».

Лермонтов использовал прием анахронизма не случайно. Историческая действительность не представляла для автора первостепенной важности. Главная задача романа – раскрыть образ центрального персонажа. Именно поэтому автор перемешивает главы, устанавливает собственное внутрироманное время и располагает повести так, чтобы они наиболее ярко и детально раскрывали образ Печорина.

Кроме всего прочего, композиция «Героя…» осложнена сменой рассказчиков. В романе их три – странствующий офицер, Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин. Так, образ главного героя раскрывается под разными углами зрения – о нем пишет сторонний наблюдатель, приятель, лично знакомый с ним, и сам герой. Исследуя роман, читатель все детальнее углубляется в психологию Печорина, преодолевая сперва поверхностный, затем более детальный и, наконец, самый глубокий уровень психоанализа – самоанализ.

Повесть «Бэла» представляет из себя рассказ Максима Максимыча (коменданта сторожевой крепости на Кавказе), пересказанный неким странствующим офицером. События разворачиваются в отдаленной кавказской крепости, где томится от скуки блестящий императорский офицер Григорий Александрович Печорин, сосланный в эту глушь за какую-то светскую провинность (позже читатель узнает, что это дуэль с Грушницким). Привыкнув к свисту пуль, Печорин жаждет новых острых впечатлений и выкрадывает у горского князька дочку, а у сорвиголовы Казбича – любимого коня.

Пленницу зовут Бэла. Ее экзотичная красота манит молодого офицера, он готов на все ради того, чтобы обладать ею. Мало-помалу Бэла привыкает и сама влюбляется в бывшего похитителя. Пара переживает прекрасные дни безграничного счастья, после чего пыл Печорина ослабевает. За красотой Бэлы не скрываются живой ум и образованность, так необходимые Печорину. Прекрасная дикарка вскоре ему попросту надоедает. Тяжко мучаясь от холодности любимого, Бэла погибает от руки Казбича, зарезавшего ее из мести за украденного коня.

Бэла становится первой невинной жертвой Печорина. В дальнейшем их список будет пополняться. Где бы не появился этот блестящий офицер, за ним неизменно следуют горе, разочарования, слезы и смерть.

В небольшой истории, очевидцем которой стал все тот же странствующий офицер, нет остросюжетной фабулы. Встретились два старых знакомых, перебросились парой-тройкой дежурных фраз, подали друг другу руки и разошлись. Ничего примечательного. Такие встречи случаются каждый день.

Драматизм момента станет понятен только тем, кто уже знаком с историей Григория Андреевича Печорина и Максима Максимыча. После пятилетней разлуки старик был готов кинуться на шею товарищу, с которым они служили в одинокой крепости на Кавказе. Однако Печорин лишь холодно подает руки и говорит со стариком так, будто и не было тех лет службы, не было Бэллы и Казбича.

Максим Максимыч – вторая жертва Печорина. И хотя бывший комендант не погибает в буквальном смысле, что-то с тех пор в его душе надломилось. Добрый штабс-капитан стал ворчливым и замкнутым.

«Тамань»

Раздосадованный Максим Максимыч передает офицеру дневниковые записи Печорина, которые он до этого бережно хранил. Теперь у читателя есть возможность проникнуть в самую суть противоречивой натуры главного героя.

Описываемые события произошли еще до ссылки Печорина на Кавказ. По долгу службы, неудавшийся петербургский студент Григорий Александрович Печорин приезжает в Тамань («самый скверный городишко из всех приморских городов России»). Там он случайно оказывается в центре авантюрной истории, выводит на чистую воду шайку контрабандистов и сам едва не погибает во время ночной стычки с преступниками.

Боясь, что военный донесет на них, контрабандисты Ундина и Янко навсегда уплывают из Тамани, оставляя на произвол судьбы слепого мальчишку, который им пособничал. И вновь Печорин, ворвавшийся в спокойной мирок «честных контрабандистов», рушит их привычный уклад жизни – обрекает Ундину и Януса на новые скитания, а убого мальчика на голод и одиночество.

В главе «Княжна Мери» Печорин отправляется на лечебные воды в Пятигорск. Разгар сезона. Здесь собралось светское общество, приезжающее сюда из года в год. Список жертв Печорина становится еще более внушительным: от его руки погибает недавний юнкер Грушницкий, горько страдает бывшая возлюбленная Вера, узнает горесть неразделенной любви и жестокость лжи молоденькая Мери Лиговская, которую офицер бессовестно влюбил в себя.

Самое жуткое, что действия Печорина не приносят ему никакой выгоды. Это просто жестокая игра. Он жонглирует человеческими жизнями от скуки. Если амурная история с Бэлой начиналась с искреннего влечения, то к Мэри Печорин не испытывал ничего больше симпатии. Его привлекла молодость, непосредственность молоденькой княжны, он хотел досадить заносчивому Грушницкому, который был влюблен в Лиговскую, желал потешить собственное самолюбие, в очередной раз почувствовать себя завоевателем.

Отголоском прошлой жизни, когда Печорин был способен искренне любить, является Вера, приехавшая на воды вместе с законным, но не любимым мужем. Примечательна одна из заключительных сцен повести, когда Печорин гонится на взмыленном коне за повозкой, уносящей Веру в город. Импульсивная попытка все исправить, начать жить заново, заканчивается поражением. Печорин обречен на несчастья, причинять боль другим – его фатум.

«Фаталист»

В заключительной части романа образ Печорина представлен в демоническом свете. Теперь ему не нужно ничего предпринимать – достаточно сказать слово, и человек обречен на гибель.

В В стихах Михаила Юрьевича Лермонтова сочетаются как образцы романтической поэтики, так и реалистические моменты. Это сочетание создаёт неповторимую «незавершённость» его произведений.

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова - русского поэта, прозаика, драматурга, художника, в творчестве которого удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы.

Разглядев на лице поручика Вулича «печать смерти», Печорин предрекает военному скорую кончину. Его не убила случайная пуля, но предстала в лице пьяного станичника с шашкой. Что это – предписание судьбы или губительная отрава, которую расточает Печорин? Не заведи он спор, Вулич остался бы играть в карты до утра, возвращался бы на квартиру вместе с товарищами и не повстречал бы хмельного казака.

Образ Печорина является связующей основой «Героя нашего времени». Все происходящие в романе события служат тому, чтобы полнее его раскрыть.

Образ главного героя препарировали в сотнях исследовательских работ. Одни называют его отщепенцем своего времени, лишним человеком, другие, напротив, считают Печорина типичным представителем русского дворянства. Его беда – это болезнь века. Григорий Александрович одновременно жертва и злодей, обыкновенный человек, который не может найти своего места в жизни, и грозный демон, призванный нести горе и разочарования.

Несмотря на негативные поступки Печорина и внушительный список его жертв, он нравится автору и читателю. Лермонтов, однако, категоричен – печориным нет места в современном мире, они обречены. Герой его времени безвестно погибает во время одного из путешествий. При каких обстоятельствах? Не имеет значения. Иначе и быть не могло.

«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества

Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон. При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое

- В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
- В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
- «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина. В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»

- «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
- «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…

«Герой нашего времени». Распределение по главам

Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань» — первая часть
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист» вторая

Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее

  1. По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
  2. После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
  3. За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
  4. Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
  5. Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
  6. На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)

История создания романа «Герой нашего времени». Кратко

  • 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
  • 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М. Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».
  • 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
  • 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
  • 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
  • 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
  • 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144-154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245-246), подписанные «М. Лермонтов».
  • 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
  • 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
  • 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров - извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
  • 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
  • 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»

«Печорин — Это нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер. Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»

  • 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста, литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

Белинский пишет, что во второй половине 30-х годов «на горизонте на-шей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове...».

Роман «Герой нашего времени» произвел исключительно сильное впе-чатление на читателей потому, что в нем правдиво изображена жизнь рус-ского общества. «Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показы-вало нам действительность, как она есть, ибо какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все вы-думки и поучения моралистов...».

В другой статье («Сочинения Александра Пушкина», статья 8) Белин-ский подчеркивает, что первым, кто изобразил «прозу жизни», был Пуш-кин. В романе «Евгений Онегин» он «взял эту жизнь, как она есть, не отвле-кая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью».

Лермонтов пошел по пути, проложенному Пушкиным. Рисуя образ Пе-чорина, он берет «в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жиз-ни, в которую он поставлен судьбою».

Но Лермонтов — самобытный писатель, живущий в иное время, нежели Пушкин. Его Печорин, по словам Белинского, — это «герой нашего вре-мени».

Жизнь Онегина, которому «все пригляделось, все приелось», состояла в том, что «он равно зевал средь модных и старинных зал».

«Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду...»

Печорин не может жить так, как живут люди его круга. «Дух его созрел для новых чувств и новых дум». Но он не находит разумного применения сво-им недюжинным силам. Для него «все старое разрешено, а нового еще нет».

Отсюда — раздвоенность Печорина, «противоречие между глубокостию натуры и жалкостию действий одного и того же человека».

Роман Лермонтова — «это грустная дума о нашем времени», — заклю-чает Белинский. Материал с сайта

Критик отмечает редкое мастерство Лермонтова. Роман состоит из от-дельных повестей, персонажи и события которых сгруппированы «вокруг одного лица» (Печорина), объединены единой идеей, «творческой концеп-цией».

Этим и объясняется «гармоническая соответственность частей с це-лым», «оконченность, полнота и замкнутость целого».

Мастерство Лермонтова проявилось в умении создавать типические ха-рактеры. «Так осуществляют свои идеалы истинные художники: две, три черты — и перед вами, как живая, словно наяву, стоит такая характери-стическая фигура, которой вы уже иногда не забудете...»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • белинский герой нашего времени краткая статья
  • мережковский о романе "герой нашего времени"
  • что пишет белинский о романе герой нашего времени
  • краткий конспект статьи белинского герой нашего времени
  • герой нашего времени критика белинского

Белинский о романе "Герой нашего времени" конспект

  1. аГА — аГА
  2. В повести Лермонтов явился таким же творцом, как и в своих стихотворениях.
    Белинский резко возражал против сравнения "Мертвых душ" с "Илиадой": "Напрасно он (автор брошюры) не вникнул в эти глубоко знаменательные слова Гоголя: "И долго еще определено мне чудною властию идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы"". Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова… Лермонтов романтик. В романтических произведениях личность, как правило, противостоит обществу, вне которого она не может существовать и в котором по тем или иным причинам она ужиться не хочет.
    Конспект урока литературы 9 класс.
    Лермонтов пошел по пути, проложенному Пушкиным. Реферат: Мотивы лирики Лермонтова в романе Герой нашего времени.
    Споры о романтизме и реализме романа "Герой нашего времени". "Да это злая ирония!.. " скажут они. Элементы авторского сочувствия к Печорину, которые имелись в романе, дали Белинскому право утверждать, что Лермонтов еще не смог совершенно отделиться от Печорина, смотреть на него со стороны и правильно его оценить. Обвинять Печорина в том, что в нем нет веры, бессмысленно. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения. Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Понимая образ Печорина как отражение трагедии своего поколения, Белинский справедливо видел в этом образе отзвуки и личной трагедии самого Лермонтова. Он полагал, что укрепление веры в достоинства жизни и людей является непреложной основой будущего развития Лермонтова, залогом его художественного роста. Но для нее еще не настал его час. Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Ее необходимо только взрыхлить и оросить благодатным дождем и она произрастит из себя роскошные цветы небесной любви.
  3. В. Г. БЕЛИНСКИЙ О РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

    Свое отношение к главному персонажу Лермонтов выразил в названии романа. Итак, герой нашего времени вот основная мысль произведения. Белинский задает вопрос: А чем он дурен? Обвинять Печорина в том, что в нем нет веры, бессмысленно. Кроме того, Печорин сам не рад своему безверию. Он готов ценою жизни и счастья купить эту веру. Но для нее еще не настал его час. За свой эгоизм Печорин презирает и ненавидит только себя. Душа Печорина не каменистая почва, не засохшая от зноя земля. В этом человеке есть сила духа и могущество воли.. . в самих пороках его проглядывает что-то великое, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстанет на него. Его страсти бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастье в насыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую натуру, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное развитие и смешивая юность с возмужалостью, пусть! ..Так глубока его натура, так врожденна ему разумность, так силен у него инстинкт истины! Печорин еще рано почел себя допившим до дна чашу жизни, тогда как он еще и не сдул порядочно ее шипящей пены.. . он еще не знает самого себя, и если не должно ему всегда верить, когда он оправдывает себя, то еще менее должно ему верить, когда он обвиняет себя или приписывает себе разные нечеловеческие свойства и пороки. Печорин говорит, что в нем два человека.. . Это признание обнаруживает всего Печорина. В нем нет фраз, и каждое слово искренно. Бессознательно, но верно выговорил Печорин всего себя. Этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и всего себя отдает первому из них, пока оно не изгладится и душа не запросит нового.. . он вполне пережил юношеский возраст.. . он уже не мечтает умереть за свою возлюбленную, произнося ее имя и завещая другу локон волос, не принимает слова за дело.. . Он много перечувствовал, много любил и по опыту знает, как непродолжительны все чувства, все привязанности; дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новой привязанности: действительность вот сущность и характер всего этого нового. Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем…