Типы морских судов. Виды морских грузовых кораблей

Если возникает необходимость транспортировать огромный груз, или просто большие объемы груза на большие расстояния - идеальным выбором для этого являются грузовые корабли, несмотря на то, что они чрезвычайно медленные. Тысячи грузовых кораблей бороздят моря и океаны каждый год, обеспечивая самый большой оборот грузов и товаров для международной торговли. Существуют также специальные грузовые корабли-лифты, специально разработанные для очень больших габаритных грузов, таких как буровые установки, или что-либо еще, настолько большое и тяжелое, что его невозможно перевезти на обычном судне

В 2004 году корабль Blue Marlin транспортировал самую большую в мире нефтяную платформу и буровую установку в 60 000 тонн на расстояние более чем в 15 000 морских миль из Кореи в Техас


Многие суда этого класса принадлежат компании Dockwise, включая трёх гигантов - Mighty Servant 1, MV Blue Marlin, and MV Black Marlin. В настоящее время компания строит еще один корабль-тяжеловес, который будет обладать на 70% большей палубой, чем самый большой на данный момент Blue Marlin. Новое судно будет способно поднимать до 110 000 тонн груза и транспортировать его на скорости в 14 узлов



На фото ниже корабль компании Dockwise - Swan, загружает на платформу другое судно:


А вот Dockwise Tern в процессе погрузки нефтяной платформы:



Dockwise Black Marlin и очередная нефтяная платформа:


Платформа корабля MV Blue Marlin погружается под воду для подготовки к погрузке:



MV Blue Marlin перевозит военный корабль после того, как он получил повреждение от торпеды:



Blue Marlin и нефтяная платформа, уже погруженная для транспортировки



Размах и масштабы таких кораблей просто поражают, давайте просто полюбуемся этими гигантами, и грузами, которые они транспортируют:







В 1998 году немецкая компания «Dockwise Shipping» стала организацией по перевозке крупногабаритных грузов. Её помощниками стали корабли типа "Mighty Servant", перевозящие грузы стоимостью во много миллинов долларов. Этот класс полупогружаемых грузовых кораблей был построен на верфи "Kaohsiung" Китай. У такого морского судна достаточно узкая специализация. Оно предназначено для перемещения негабаритных, чрезвычайно тяжелых грузов, таких как, секции морских платформ и нефтяных установок, подводные лодки, краны, суда, причалы и т. п. Причем погрузку и разгрузку обеспечивает самостоятельно, без дополнительных кранов.

Достигается это путем технологии FLO/FLO (Float-on/Float-off). Когда на транспортное судно необходимо погрузить какой-то неподъемный груз, сначала через 16 кингстонов балластные цистерны заполняют забортной водой и судно погружается на глубину до 26 метров. На это необходимо около 12 часов, а за это время в танки заливается до 77000 тонн воды. После стабилизации морского судна, начинается погрузка. Процесс погрузки очень ответственное мероприятие, требующее от всех работников особых знаний, расчетливости, предельной внимательности и слаженности всей команды, а также это может достигать больших временных затрат. При помощи буксиров, груз толкают и удерживают над уровнем палубы, пока судно не поднимется в свое нормальное положение.

Затем команда сварщиков крепит груз к металлической палубе. Проверяется постановка груза, водолазами. Потом воду медленно откачивают, и корабль принимает на себя плавучий груз.

Суда типа "Mighty Servant" построено из специальных материалов и имеет очень прочный корпус, который позволяет совершать океанские переходы. Для экипажа на корабле предусмотрен спортивно-развлекательный комплекс - сауны, бассейн, тренажерный зал и т. д.

На погружение необходимо около 12 часов, ведь цистерны под днищем корабля должны заполняться равномерно. После погружения и стабилизации морского судна, начинается погрузка. Процесс погрузки очень ответственное мероприятие, требующее от всех работников особых знаний, расчетливости, предельной внимательности и слаженности всей команды, а также это может достигать больших временных затрат. При помощи буксиров, груз толкают и удерживают над уровнем палубы, пока судно не поднимется в свое нормальное положение.

Затем команда сварщиков крепит груз к металлической палубе. Проверяется постановка груза, водолазами. Потом воду медленно откачивают, и корабль принимает на себя плавучий груз.

Суда полупогружного типа строят из специальных материалов, они имеют очень прочный корпус, который позволяет совершать океанские переходы. Для экипажа на корабле предусмотрен спортивно-развлекательный комплекс - сауны, бассейн, тренажерный зал и кинозал.


740x528 (62 Kb)
Перевозка
740x555 (63 Kb)

Сухогрузы – это самая многочисленная категория судов всего гражданского флота, они составляют около 60% от общего числа судов торгового флота.

Предназначены для перевозки генерального груза, а также для тяжеловесных и негабаритных грузов. Под генеральным грузом подразумевается груз, который упакован в специальную тару. То есть груз может быть в тюках, мешках, ящиках, коробках, контейнерах, жидкий груз в баках или канистрах, также генеральный груз может быть штучным, за которым может быть закреплено единичное место – автомобиль, крупногабаритные приборы, металлопрокатная продукция.

Сухогрузы имеют просторные помещения для перевозки грузов, располагающиеся в трюмах и занимающие основную часть корпуса. Машинное отделение как правило расположено в корме судна или немного сдвинуто в нос. На сухогрузах для погрузки и разгрузки есть свои подъёмные средства краны или стрелы. В зависимости от величины судна подъёмные средства могут быть до 10 т на небольших сухогрузах, от 30 до 200 тонн для больших судов.

Сухогрузы могут быть малыми – однопалубными или большими двух- и трёхпалубные. Грузоподъёмность универсального сухогруза около 4-6тыс. тонн, у больших 16-25 тыс. тонн. Скорость соответственно от 14 до 16 узлов и от 20 до 22 узлов.

Многие современные сухогрузы оборудованы одним рефрижераторным отделением для быстро портящихся грузов и диптанком для жидких грузов.

К специализированным сухогрузам относятся контейнерные и трейлерные суда, суда для навалочных грузов, лесовозы и рефрижераторы. Все специализированные суда имеют свои индивидуальные особенности эксплуатации и дополнительной подготовки у экипажа, для приобретения навыков.

Суда для перевозки грузов, упакованных в большие специальные контейнеры. У контейнеровозов большее по сравнению с обычными сухогрузами раскрытие трюмов для удобства укладки контейнеров различной величины и это намного сокращает время погрузки и усилия, так как нет необходимости в горизонтальном продвижении грузов по трюму. По сути контейнеровоз отличается от обычного сухогруза лишь тем, что его трюмы оборудованы вертикальными направляющими для установки контейнеров один на другой, до 9 ярусов в высоту. Также на контейнеровозе есть огромные опоры для укрепления контейнеров прямо на палубе судна, груз крепится на палубе в 3-4 яруса, а иногда даже в пять.


Тип: контейнеровозы

За счёт того, что на контейнеровозы грузится штучный груз погрузочно-разгрузочные работы на таких судах значительно ускоряются. Грузоподъёмность такого судна колеблется в пределах от 8 тыс. до 12 тыс. тонн. Контейнеровозы оборудованы кранами грузоподъёмностью 20-25 тонн.

Лихтеровозы

Являются разновидностью контейнеровозов и предназначены для перевозки плавучих контейнеров. Лихтеры – это контейнеры-баржи грузоподъёмность до 300 тонн, которые выгружаются прямо на воду и потом буксиром доставляют их к причалу.


Тип: лихтеровозы

Контейнеровозы постепенно заменяют во флоте обычные сухогрузы, так как являются наиболее экономически выгодными и могут обеспечивать хорошую сохранность груза, что особенно важно при доставке груза несколькими видами транспорта (водным и наземным).

Трейлерные суда или суда типа ро-ро (ролкеры)

Предназначены для перевозки грузов в специальных трейлерах, автоприцепах. Такие суда имеют один огромный трюм и могут иметь несколько палуб. Основоной отличительной чертой этих судов является горизонтальная погрузка через откидывающуюся корму.


Тип: трейлерные суда

Трейлеры или автомобили, например, загружаются в трюм самозаездом или с помощью тягача. За счёт такой погрузки времени на загрузку и разгрузку судна тратится в разы меньше. Внутрь ролкеры загружают накатной техникой, а на палубах крепятся контейнеры.

Сухогрузы навального типа (балкеры)

Перевозят руду, уголь, стройматериалы или зерно, любой груз, который можно просто засыпать в трюмы без особой упаковки, то есть навалом или насыпью. Грузы навального типа составляют львиную долю от всех перевозимых сухих грузов около 70%.

Балкеры разделяются на два типа – рудовозы, которые перевозят наиболее тяжёлые грузы, и универсальные для перевозки более лёгкого груза. Этот вид сухогрузов самый грузоподъёмный до 150 тыс. тонн.


Тип: балкеры

На большинстве балкеров нет собственной грузоподъёмной техники, загружают и разгружают их портовыми кранами. Некоторые из них оборудованы специальными транспортёрами, которые автоматически выгружают грузы из трюма. Такие суда называются саморазгружающимися.

Как можно сразу судить из названия нужны для перевозки леса и лесоматериалов. От других сухогрузов они отличаются медленной скоростью около 13-15 узлов, усиленной верхней палубой, позволяющей третью часть груза перевозить прямо на палубе, а также усиленными ледовыми подкреплениями для возможности заходить в полярные порты.


Тип: лесовозы

Лесовозы обычно всегда имеют на борту водяной балласт для поддержания устойчивости, у них есть специальные балластные отсеки. Безбалластные лесовозы при рейсе без груза сильно поддаются качке. В последнее время лес стали перевозить в специальных пакетах, такой способ перевозки более экономичен и выгоден по временным параметрам.

Специализированные суда для перевозки скоропортящихся грузов – рыбных, мясных продуктов и фруктов. Трюмы таких судов имеют холодильные установки, в них может поддерживаться температура от +5 до -25 градусов.

Некоторые виды рефрижераторных судов оснащены холодильными установками для быстрого замораживания грузов, они называются производственно-транспортными рефрижераторами. Суда специализированные под перевозку фруктов оборудованы усиленной вентиляцией трюмов.


Тип: рефрижераторы

У рефрижераторов скорость немного выше, чем у обычных сухогрузов, потому что грузы их надо доставлять как можно быстрее. Грузоподъёмность от 8 тыс. до 12 тыс. тонн.

Морские грузоперевозки пользуются большой популярностью у многих компаний, особенно на дальних расстояниях. При этом стоимость перевозки находится на вполне приемлемом уровне. Для того, чтобы воспользоваться морским транспортом и доставить груз по назначению нужно выполнить процедуру под названием фрахтование .

Фрахтование судов — это процедура аренды всего судна или его части для доставки товара. Фрахтование судов может выполняться на один рейс или же на цикл. Владелец судна за фрахтование получает плату, которую также называют фрахтом. Однако, для того чтобы зафрахтовать судно совсем необязательно делать это лично, достаточно обратиться к посредникам — морским брокерам.

Наша компания оказывает помощь в фрахтовании . У нас работают профессионалы своего дела, которые обладают большим опытом работы в морском брокераже.

Заказывая услуги морского брокера в нашей компании Вы можете быть уверенными в грамотном заключении договора на оптимальных для Вас условиях.

Все суда подразделяются на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота. Грузовые суда разделяются на два класса - сухогрузные и наливные.

Предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз - это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.) (рис. 1.1).

Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна. По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями. Подразделяются они на следующие основные типы: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда и танкеры и др. Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.

Рефрижераторные суда (Reefers) - это суда (рис. 1.2) с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях - трюмах. Грузовые трюмы имеют теплоизоляцию, специальное оборудование и люки небольшого размера, а для обеспечения температурного режима служит холодильная установка рефрижераторного машинного отделения судна.

Балкеры (Bulkers) - это суда (рис. 1.3), которые приспособлены в определенной степени к перевозке насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.

Контейнеровозы (Container Ships) - это скоростные суда (рис. 1.4), предназначенные для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов - контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством

Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships) - это суда (рис.1.5) с горизонтальным способом погрузки, служат для перевозки груженых трейлеров (автоприцепов), колесной техники, контейнеров и пакетов. Суда имеют один большой трюм и несколько палуб. Грузовые операции производятся у причала с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами через кормовые или носовые лацпорты (ворота) судна по специальным мосткам - рампам, а перемещают груз с палубы на палубу по внутренним аппарелям (устройство для въезда/съезда техники) или при помощи специальных лифтовых подъемников.

Лихтеровозы (Lighter Ships) - это суда (рис. 1.6), где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи - лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду.

Лесовоз (Timber carrying vessel) - судно для перевозки лесных грузов (рис. 1.9), в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам, и поперечными найтовыми.

Танкеры (Tankers) - это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях - танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках.

В зависимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:


Любая отечественная опирается прежде всего на их назначение. Грузовые суда классифицируются так же. Гражданские подразделяются на промысловые, транспортные, принадлежащие техническому флоту и служебно-вспомогательные.

Транспортные

Эти грузовые суда являются основным ядром речного и морского флота. Они предназначены для перевозки разнообразных грузов. В этой группе есть собственная внутренняя суда, грузопассажирские и специальные. Собственно, грузовые бывают наливными и сухогрузными, и в их число входят суда самых разных назначений и типов.

Подробно будет рассматриваться каждый из этих типов, в том числе сухогрузы общего назначения и специализированные, на которых перевозятся строго определённые грузы. Предназначенные для генеральных перевозок грузовые суда - общего назначения. Они принадлежат к наиболее распространённому типу.

Сухогрузы

Сухогрузные грузовые суда - это корабли с занимающими всю их основную часть просторными трюмами. Бывают они одно-, двух- и трёхпалубными, в зависимости от размера судна. В машинном отделении чаще всего стоит дизельная установка, оно расположено либо в корме, либо сдвинуто ближе к носу на пару грузовых трюмов. Для каждого трюма проекты грузовых судов предусматривают собственный люк или даже не один, закрывающийся механически.

Грузовыми средствами являются краны или отдельные стрелы с грузоподъёмностью до десяти тонн, а тяжеловесные суда снабжаются и более сильными - до двухсот тонн. Современные морские грузовые суда имеют рефрижераторные трюмы для скоропортящихся грузов и диптанки для пищевых жидких масел. А вот речные сухогрузы вне зависимости от размера и вместимости снабжены только одним грузовым трюмом, так удобнее проводить погрузочные и разгрузочные работы.

Специализированные суда

Такие сухогрузы можно разделить по группам на рефрижераторные, трейлерные, контейнерные суда, лесовозы, суда по перевозке автомобилей, навалочных грузов, скота и тому подобные. Рефрижераторы перевозят - фрукты, рыбу или мясо. В грузовых трюмах - надёжная теплоизоляция, холодильные установки, обеспечивающие постоянное охлаждение с температурой от пяти градусов до минус двадцати пяти. Современные рефрижераторы могут не только поддерживать температуру, но и производить быстрое замораживание, они относятся к производственно-транспортным рефрижераторам. Сухогрузы, предназначенные для транспортировки фруктов, снабжены усиленной вентиляцией всех трюмов.

Технические характеристики грузовых судов предусматривают грузоподъёмность до двенадцати тысяч тонн, скорость хода у таких сухогрузов выше, чем у судов общего назначения, поскольку продукты скоропортящиеся и требуют возможно быстрой доставки. Контейнеровозы транспортируют заранее упакованные грузы в контейнерах весом от десяти до двадцати тонн каждый, а само судно поднимает двадцать тысяч тонн и движется со скоростью до тридцати узлов. Контейнеры быстро и легко грузятся и выгружаются за счёт того, что палуба контейнеровозов приспособлена к более широкому раскрытию над трюмами. Чаще всего погрузку и выгрузку ведут средствами терминала - портальными кранами. Лесовозы - разновидность контейнеровозов, это баржи, называемые лихтеровозами, они выгружаются с судна прямо на воду и буксируются к причалу.

Трейлеры

Судна такого типа на сегодняшний день имеют все морские державы, поскольку это корабль мощный, быстроходный и позволяет оперативно производить погрузку и выгрузку - примерно в десять раз скорее, чем на судах, не оборудованных специальными прицепами, на которых грузы просто ввозят и вывозят с корабля. Индустриальное развитие значительно расширило и укрепило торговлю между странами, теперь необходимо перевозить на далёкие расстояния строительную технику, сельскохозяйственную, транспортную. Морские и речные грузовые суда как нельзя лучше выполняют такие задачи.

Трейлеры перевозят грузы в автоприцепах, которые просто вкатываются в трюмы. Грузоподъёмность трейлеров - от тысячи до десяти тысяч тонн, а скорость - до двадцати шести узлов. Это самый перспективный и ходовой на сегодняшний день тип грузового судна. Их постоянно совершенствуют. Многие трейлеры помимо груза в трюмах приспособлены перевозить на верхней палубе контейнеры. Такие суда даже получили своё название - контрейлерные.

Балкеры

Навалочные грузы перевозят специализированные суда - балкеры. Это могут быть руда и рудные концентраты, уголь, минеральные удобрения, строительные материалы, зерно и тому подобное. Более семидесяти процентов всех перевозимых сухих грузов морскими или речными путями составляют именно грузы навалочные, а потому и количество транспортных средств растёт очень быстро: сегодня более двадцати процентов тоннажа мирового флота принадлежит такому типу.

Балкеры подразделяются на универсальные, для тяжёлого груза и для лёгкого. Многие суда приспособлены для двойного назначения: туда - руду, обратно - нефть или автомобили, или хлопок, да что угодно. Данный тип - суда однопалубные, с надстройкой и машинным отделением в корме. Грузоподъёмность у них просто огромная - до ста пятидесяти тысяч тонн, но скорость хода невысока - до шестнадцати узлов. Грузы перевозятся в трюмах с наклонными стенками для самораспределения груза - и продольно, и поперечно. Между бортом и стенками располагаются цистерны для водяного балласта. Иногда в трюмах сделаны продольные переборки для уменьшения крена, если груз смещается, а второе дно спроектировано с подкреплениями и утолщённым настилом для удобства грузовых операций.

Наливные суда

Такого типа суда подразделяются на танкеры для нефтепродуктов, сырой нефти, мазута, дизельного топлива, бензина, керосина; на газовозы; суда для перевозки химикалиев - расплавленной серы, кислот и тому подобного; на транспорты для жидких грузов - воды, вина, цемента. Танкеры наиболее распространены в мире: более сорока процентов мирового тоннажа на транспортном флоте. Это однопалубное судно, надстройка и машинное отделение находятся на корме.

Грузовая часть делится переборками на отсеки, называемые танками. Часть их служит водяным балластом на обратный рейс. На носу располагается насосное отделение. танкеры чрезвычайно пожароопасны, поэтому оборудованы мощными противопожарными системами. Грузоподъёмность их от тысячи тонн у раздатчиков до четырёхсот тысяч тонн у супертанкеров - крупнейших в мире судов. Речные наливные суда тоже грузоподъёмностью не обижены, некоторые имеют её до двенадцати тысяч тонн. Это тоже на редкость мощные грузовые суда. Фото вверху - морской танкер, а внизу - речной.

Газовозы

Эти корабли перевозят сжиженные газы - метан, пропан, бутан, аммиак, а также и природные газы, являющиеся ценным сырьём и превосходным топливом. Обычно газ или сжиженный, или охлаждённый, или под давлением. Газовозы по проектам в корне отличаются от танкеров, поскольку имеют вкладывающиеся цилиндрические цистерны - горизонтальные или вертикальные, сферические или прямоугольные. Изоляция на газовозах должна быть очень надёжной.

Грузовые операции производят с помощью специальной системы, в которую входят насосы, компрессоры, трубопроводы и промежуточная цистерна. Балласт в работающие цистерны принимать не полагается, а потому его оборудуют по бортам или в двойном дне. Транспортировка газа всегда взрывоопасна, поэтому здесь мощная вентиляционная система и сигнализация об утечках газа. Тушение пожаров происходит с помощью углекислоты. В настоящее время востребован класс судов комбинированных, что для морских и речных перевозок очень выгодно - исключаются порожние пробеги. Так появились хлопколесовозы, нефтерудовозы и тому подобные суда.

РС-300

С 1967 года по 1984-й на трёх судостроительных заводах СССР выпускались сейнеры проекта 388М типа "Грузовое судно RS-300". Было построено четыреста восемьдесят шесть таких сейнеров, среди которых те, что служили промысловыми, рыболовными, добывающими судами. Кроме того, на базе именно этого проекта появилось ещё тридцать три научно-исследовательских судна (например, знаменитый "Осмотрительный"). В целях научных исследований долго работали около полутора десятков таких судов.

Когда Советский Союз прекратил своё существование, надобность в них отпала, некоторые суда перешли в частную собственность, а большая часть их своё отслужила и встала на прикол. Оставшиеся переквалифицировались в рыболовные. На Дальнем Востоке такие суда в малых количествах до недавних времён ещё работали в пограничной службе. В частных руках рыболовецкие РС-300 на плаву и сейчас.

Другая классификация

Помимо классификации по назначению можно подразделить грузовые суда по другим признакам. Это принцип поддержания на воде, район плавания, тип двигателя, принцип движения, род движителя, материал и форма корпуса. Принцип поддержания может быть гидродинамический - подводные крылья, воздушная подушка, глиссер, а также гидростатический - воздушная каверна, водоизмещение (катамараны).

Принцип движения подразделяет суда на самоходные - с энергетической установкой, несамоходные - с толкачами и буксирами, а также стоечные - понтоны, дебаркадеры. По району плавания можно выделить суда морские, смешанные (река-море) и для внутреннего плавания (речные). Последние предназначены для коротких рейсов на внутренних водных путях. Тип главного двигателя разделяет грузовые суда на теплоходы (двигатель внутреннего сгорания) и На морском флоте применяются также атомоходы и турбоходы. Суда подразделяются по роду движителя на колёсные, винтовые, водомётные, с воздушными винтами и крыльями. Тип материала корпуса может быть металлическим, стеклопластиковым, железобетонным, деревянным. Также суда могут быть самоходными и нет (баржи).

Грузовые воздушные суда

Грузовой самолёт используется для транспортировки не пассажиров, а разнообразных грузов и техники. Они сразу и легко узнаются даже непрофессиональным взглядом. Крылья расположены высоко, толщина корпуса, фюзеляж, явно бросающийся в глаза, некая "приземистость" (чтобы груз был поближе к земле для удобства погрузки и выгрузки). Большее количество колёс на шасси, высокий хвост.

Авиаперевозки грузов начались в далёком 1911 году - с почты. Специальных проектов ещё, конечно, не было, они появились только в двадцатых годах. Самый первый чисто грузовой самолёт был изготовлен в Германии - Air 232. До этого грузы перевозили слегка приспособленные "Юнкерсы". Авиалайнеры, построенные по специальным проектам для грузоперевозок, называются фрахтовщиками. Они не приспособлены для пассажиров.

Самые крупные авиаперевозчики грузов

Настоящий летающий монстр - Ан-225 ("Мрия") разрабатывался в КБ Антонова в 1984 году, первый полёт состоялся в 1988-м. Шестимоторный турбореактивный высокоплан, двухкилевое оперение и стреловидное крыло должны были создать такую мощность грузоподъёмности, чтобы транспортировать части ракет-носителей на космодром. "Буран" предполагала использование именно этого самолёта, который способен поднимать более двухсот пятидесяти тонн.

Lockheed C-5 Galaxy - американский грузовой авиалайнер 1968 года рождения, это военный транспортник, способный одновременно перевезти шесть БТР, два танка, четыре БМП, шесть вертолётов "Апач". Hughes H-4 Hercules - очень мощный раритет 1947 года создания, размах крыльев составляет девяносто восемь метров. Теперь это самолёт-музей, поскольку изготовлен он был в единственном экземпляре. Boeing 747-8I - самолёт грузопассажирский, выпущенный в серийное производство в 2008 году. Он поднимает четыреста сорок две тонны на взлёте, но кроме груза берёт на борт почти шестьсот пассажиров.