Мир отцов и детей. Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети

Сочинения по литературе: Образы «Отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Основной конфликт романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" заключается в идейном столкновении двух "поколений" русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени. С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа.

"Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах..." - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет "фермой". Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и "размежевался с крестьянами". Он- нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. "В кои-то веки дождался я Аркаши...

Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел". Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. "Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?" Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: "Удивительное дело... - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения...

ну, равновесие и нарушено". У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: "Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ". Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.

Павел Петрович - аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова: "...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...

" Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками "морщится и нюхает одеколон". В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит "помещиков старого покроя либеральными выходками" и не сближается с представителями молодого поколения. В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к "старичкам Кирсановым". Дядю Аркадия он считает "архаичным явлением", а Николая Петровича- "отставным человеком". Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее "романтика" берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения. Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?

Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца. Тургенев в романе "Отцы и дети" показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм.

Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям. В своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами. В романе И.

С. Тургенев представил эти два лагеря как мир "отцов" и "детей". Единственным представителем поколения "детей" является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства. Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником.

Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без "принсипов" и авторитетов. "Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя", - говорит он. Павел Петрович - представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия.

Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он "сидит сложа руки", а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что "его песенка спета", он убежден в том, что "дети" не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна.

Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых "этим" и "это" говорит "эфтим" и "эфто". Его речь изобилует выражениями типа "считаю своим долгом", "не соблаговолите ли вы..." и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем "отцов". Он либерал и гордится этим. "Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями..." Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: "пруды с худыми плотинами", деревеньки с "до половины разметанными крышами", мужички, "обтерханные, на плохих клячонках"... Подслушав слова Базарова о том, что "его песенка спета", Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя.

Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении. Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал "сливки" дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Взаимоотношения «старого» и «нового» поколения — тема, которую затрагивают в своих произведениях практически все классики литературы, и Л. Н. Толстой не стал исключением. В «Войне и мире» можно проследить целую цепочку становления детей под покровительством отцов, начиная с самого раннего возраста и заканчивая последними минутами жизни.

  1. Семья Ростовых — идеал Толстого, в котором он воплотил все нравственные характеристики. Граф Ростов — человек простодушный и щедрый, который готов помочь своим детям, несмотря ни на что: он без упреков выплатил карточный долг сына и даже удовлетворил желание младшего ребёнка пойти на войну. Благодаря этому, отношения между детьми и родителями строятся на взаимном уважении и доверии, проявляющимися в желании помочь друг другу и принять выбор каждого. Например, интересно проследить развитие любовного треугольника между Наташей Ростовой, Андреем Болконским и братом Элен Курагиной — Анатолем. В семье Ростовых царит негласное правило: «Поступай так, как велит сердце» — именно этого принципа придерживаются все члены семьи. Поэтому Наташу осуждают лишь за то, что она собиралась покинуть родителей и сбежать, а не за то, что она выбрала другого мужчину. Николай Ростов, к примеру, бросил престижный университет, чтобы пойти на войну — именно в этом он видит своё главное предназначение. Родители тоже не стали перечить, уважая волю молодого человека. Это идеал взаимоотношений отцов и детей, где царит гармония, основанная на взаимоуважении.
  2. Семья Андрея Николаевича Болконского представляет собой образчик русской интеллигенции, в которой сочетаются все её признаки: знатность, богатство, влиятельность и строгость нравов. Князь Николай Болконский считает себя «первым», а значит главным — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. И если Андрей всячески пытается отделиться от отца, то княжна Марья свыклась со своей жизнью под покровительством домашнего тирана. Именно княжна в большинстве страдает от эгоизма отца и его постоянных придирок к ней самой: он не видит «достойных» людей для своих исключительных детей, а поэтому губит их право на собственную семью. Брат с сестрой кажутся читателям закрытыми и неспособными открыть свою душу — это предубеждение: они скрывают свои истинные чувства лишь потому, что такими их воспитал отец. Таким образом, от воспитания родителей зависит судьба ребенка, поэтому ошибки представителей старшего поколения всегда отражаются на молодежи.
  3. Анатоль и Элен Курагины принадлежат к известной в Петербурге семье, главой которой является князь Василий Курагин. Старший Курагин — человек циничный, подлый и хитрый, который, несмотря на эти качества, заботится о своих детях, пытаясь «пристроить» их к наиболее успешным людям. Анатоля — к службе в полку, а Элен — к богатым «женихам». Благодаря воспитанию такого человека, как Василий, и Элен, и Анатоль выросли бесчестными и подлыми людьми, готовыми пойти на все ради собственного счастья, несмотря на несчастье других. Семья Курагиных — собирательный образ всего того, что автор осуждает в дворянстве. Ради материального преуспеяния героям ничего не стоит разрушить семью – основу общества и государства. Очевидно, что дурное поведение переделается по наследству, и единственный способ остановить это – общественный контроль над формированием молодежи.
  4. Второстепенным героем в романе «Война и мир» является старый граф Кирилл Безухов, у которого есть незаконнорождённый сын — Пьер. О жизни графа читатели практически ничего не знают за исключением того, что он был очень богат — именно это имущество и титул получает Пьер после смерти отца. В борьбе за его наследство участвуют многие знатные семьи, и только Пьер ко всему безучастен: он искренне страдает от смерти близкого человека, который очень его любил. Именно сострадание и любовь, которыми обладает Пьер, делают его по-настоящему богатым — это некое «наследство», которое он получил от отца, либерально относящегося к своим крепостным. Очевидно, что роль отцов в формировании молодого поколения нельзя недооценивать. Именно они в ответе за то, что ожидает страну в будущем. И за их положительный вклад в воспитание новых людей они достойны уважения.
  5. Яркая дворянская семья Друбецких считается одной из самых «малых» семей по количеству людей, но «больших» по значению. Княгиня Анна Друбецкая — вдова, единственной «отрадой» которой является ее сын — Борис. Характер княгини полностью передался ее наследнику: Борис так же расчётлив, хитер и практичен, а потому — опасен, ведь ради достижения собственных целей он готов пойти на интригу и унижение. И если Анна Друбецкая «вымаливает» хорошее положение ради сына, забыв о собственной гордости, то Борис женится на некрасивой Жюли Курагиной ради собственного богатства и положения. Очевидно, что ребенок берет пример с родителей, поэтому в нем отражаются пороки отца и матери. Он может избавиться от дурного наследства, но зачастую люди предпочитают плыть по течению и ничего в себе не менять.
  6. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость». (Из письма Л. Н. Толстого от 18 октября 1857 года.)

3 слайд

Описание слайда:

« Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные». Н.Страхов «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». Н.Я. Берковский

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Состав семьи: Граф Илья Андреевич Ростов. Графиня Наталья Ростова (Шиншина) - жена Ильи Ростова. Граф Николай Ильич Ростов (Nicolas) - старший сын Ильи и Натальи Ростовых. Вера Ильинична Ростова - старшая дочь Ильи и Натальи Ростовых. Граф Пётр Ильич Ростов (Петя) - младший сын Ильи и Натальи Ростовых. Наташа Ростова (Natalie) - младшая дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера. Соня (Sophie) - племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа. Андрюша Ростов - сын Николая Ростова. Статус семьи: Полная семья

6 слайд

Описание слайда:

Характерные черты семьи: Родители Ростовых - хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями построены на взаимоуважении, почтении. Положение матери - положение хозяйки дома. Отношение к гостям - радушие ко всем без почитания чинов. Отношение в семье между взрослыми и детьми - доверчивость, чистота и естественность. Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, Верность семейным отношениям. Главное в отношениях - любовь, жизнь по законам сердца Отношения между детьми - искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу. Заинтересованность в судьбе друг друга. Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях - душа. Отношение к народу - восприятие народности более на эмоциональном уровне.

7 слайд

Описание слайда:

Патриотизм - искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители. Недостатки - доброта иногда носит внешний характер. Иногда жестокость, непрактичность, мотовство отца Ростова. Ростовы - все - живут не головой, а сердцем. Наташа - любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье. «Ростовская порода»

8 слайд

Описание слайда:

Гостеприимство Благородство Искренность Простота Восхищение Понимание Душевность Прощение Великодушие эмоциональность

9 слайд

Описание слайда:

Граф Илья Андреевич Ростов Р. Юскаев (граф Ростов), Г. Тюнина (графиня Ростова). «Война и мир. Начало романа». Отец Наташи, Николая, Веры и Пети Ростовых, известный московский барин, богач, хлебосол. Умеет и любит пожить, добродушен, щедр. Многие черты характера и некоторые эпизоды жизни своего деда с отцовской стороны, графа И. А. Толстого, писатель использовал при создании образа старого графа Ростова, отметив в его внешнем облике те черты, которые известны по портрету деда: полное тело, «редкие седые волосы на лысине».

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Ростова отличает нежная глубокая любовь и сердечная доброта по отношению к жене и детям. При выезде из Москвы после Бородинского сражения именно старый граф начинает потихоньку отдавать подводы под раненых, нанося тем самым один из последних ударов своему состоянию. События 1812-1813 гг. и потеря Пети окончательно сломили душевные и физические силы героя. Последнее событие, которым он по старой привычке руководит, производя прежнее деятельное впечатление, - свадьба Наташи и Пьера; в том же году граф умирает «именно в то время, когда дела... так запутались, что нельзя было себе представить, чем все это кончится», и оставляет по себе добрую память. С любимицей - Наташей

12 слайд

Описание слайда:

Графиня Наталья Ростова (Шиншина) Графиня, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми... Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». При создании образа графини, Толстым были использованы черты характера и некоторые обстоятельства жизни его бабушки по отцу П. Н. Толстой и тещи Л. А. Берс. Графиня Ростова

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой Одри Хепбёрн в роли Наташи в голливудской экранизации 1956 года. Наташа Ростова В романе Наташа Ростова представляет собой утончённую, одухотворённую девушку. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках..."

15 слайд

Описание слайда:

Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Н.Р. считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип - жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа». В начале романа – 13 лет, в конце – 20 лет Клеманс Поэзи в роли Наташи в сериале «Война и мир» 2007г.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Ана Катерина Морарью в образе Сони в сериале «Война и мир» 2007 г. Соня Соня - племянница и воспитанница старого графа Ростова, выросшая в его семье. В основу сюжетной линии Сони положены судьба Т. А. Ергольской, родственницы, близкого друга и воспитательницы писателя, прожившей до конца своих дней в Ясной Поляне и во многом побудившей Толстого к занятиям литературным трудом. Однако духовный облик Ергольской достаточно далек от характера и внутреннего мира героини.

18 слайд

Описание слайда:

В начале романа ей 15 лет, она «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее.» «Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Ростов Николай - сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер, гусар; в конце романа муж княжны Марьи Болконской. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», в котором виделись «стремительность и восторженность». Николаю писателем приданы некоторые черты отца, Н. И. Толстого, участника войны 1812 г. Герой отличается во многом теми же чертами открытости, веселости, доброжелательности, самопожертвования, музыкальности и эмоциональности, что и все Ростовы. Будучи уверен в том, что он не чиновник и не дипломат, Николай в начале романа оставляет университет и поступает в Павлоградский гусарский полк, в котором на долгое время сосредоточивается вся его жизнь. Он участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 г. Николай Ростов Дмитрий Исаев в роли Николая Ростова

21 слайд

Описание слайда:

Николай Ростов. Художник К. И. Рудаков. Дмитрий Исаев в роли Николая Ростова Николай на охоте

22 слайд

Описание слайда:

Петя Ростов Ростов Петя - младший сын графов Ростовых, брат Веры, Николая, Наташи. В начале романа Петя еще маленький мальчик, с увлечением поддающийся общей атмосфере жизни в ростовском доме. Он музыкален, как все Ростовы, добр и весел. После вступления Николая в армию, Петя желает подражать брату, а в 1812 г., увлеченный патриотическим порывом и восторженным отношением к государю, отпрашивается в армию. Сцена боя. Наташа и Петя Ростовы помогают раненым.

23 слайд

Описание слайда:

«Курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках» становится после отъезда главной заботой матери, осознающей только в это время всю глубину своей любви к младшему ребенку. Во время войны Петя случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, проявляя накануне смерти в отношениях с товарищами все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме.

24 слайд

Описание слайда:

Она появляется в романе очень редко, но в эти моменты успевает поразить нас своей холодностью и надменной «правильностью». Вера, единственная из всей семьи, производит неприятное впечатление, несмотря на ее красоту и хорошие манеры. Воспитание – вот что определило непохожесть Веры на остальных Ростовых. Граф Илья Андреевич объясняет это тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Да и сама графиня-мать говорит, что, в отличие от Наташи, Веру она «держала строго». Она уже с детства поняла, что остальные дети ей только мешают, она начинает постоянно делать им замечания. Вера и дети не понимают друг друга, не могут найти общий язык, и разница в возрасте здесь ни при чем. Душевный мир Веры не похож на мир Наташи или Николая. В нем нет места открытым чувствам, простоте, доверию. В нем только холодность и расчетливость. Вера Ростова

25 слайд

Описание слайда:

Андрюша Ростов «Графиня Марья оглянулась, увидала за собой Андрюшу, почувствовала, что Соня права, и именно от этого вспыхнула и, видимо, с трудом удержалась от жесткого слова. Она ничего не сказала и, чтобы не послушаться ее, сделала знак рукой, чтобы Андрюша не шумел, а все-таки шел за ней, и подошла к двери. Соня прошла в другую дверь. Из комнаты, в которой спал Николай, слышалось его ровное, знакомое жене до малейших оттенков дыхание. Она, слыша это дыхание, видела перед собой его гладкий красивый лоб, усы, все лицо, на которое она так часто подолгу глядела, когда он спал, в тишине ночи. Николай вдруг пошевелился и крякнул. И в то же мгновение Андрюша из-за двери закричал: - Папенька, маменька тут стоит… Графиня Марья побледнела от испуга и стала делать знаки сыну. Он замолк, и с минуту продолжалось страшное для графини Марьи молчание. Она знала, как не любил Николай, чтобы его будили.»

26 слайд

Описание слайда:

БОЛКОНСКИЕ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Лев Николаевич Толстой

27 слайд

Описание слайда:

Состав семьи: Князь Николай Андреевич Болконский - старый князь, видный деятель екатерининской эпохи. Князь Андрей Николаевич Болконский (фр. André) - сын старого князя. Княжна Мария Николаевна (фр. Marie) - дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Лиза (фр. Lise) (урожд. Мейнен) - первая жена князя Андрея Болконского, умерла родами сына Николая. Молодой князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) - сын князя Андрея. Статус семьи: Неполная семья

28 слайд

Описание слайда:

Характерные черты семьи: Старшее поколение - старый князь Николай Андреевич Болконский - упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями - деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главное - честь. 2. Отношения в семье между взрослыми и детьми - отношения без сентиментальностей. Отец - непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность». Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская. Главное - жизнь по законам ума

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Строгость карьеризм Сдержанность Гордость Интеллект Самообразованность достоинство

31 слайд

Описание слайда:

Андрей Болконский «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…»

32 слайд

Описание слайда:

В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у Андрея Болконского не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное имя этого героя. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Андрей Болконский обладает сильной волей, он сдержан и практичен. Его чувство собственного достоинства выходит за рамки привычных представлений.

33 слайд

Описание слайда:

На Бородинском поле Андрей получает ранение и по стечению обстоятельств уезжает из оставляемой жителями Москвы в обозе Ростовых. Под влиянием пережитых военных событий, новых мыслей, физических страданий и раскаяния Наташи, Андрей примиряется с ней, однако, поднявшись до прощения, перешагнув через свою оскорбленную гордость, а главное, уяснив, что истинным смыслом жизни является любовь к ближним, он переживает нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешности борьбы со смертью, Андрей постепенно угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность; открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может вместить его гордая душа.

34 слайд

Описание слайда:

Николай Андреевич Болконский Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Н. С. Волконского, «умного, гордого и даровитого человека».

35 слайд

Описание слайда:

Живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь «ходил по-старинному, в кафтане и пудре», был невысок, «в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

36 слайд

Описание слайда:

Мария Болконская Болконская Марья - княжна, дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи «некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

37 слайд

Описание слайда:

Марья очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке (после смерти «маленькой княгини»), которому она, как может, заменяет мать. Марья - умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа «на долг и присягу».

38 слайд

Описание слайда:

Лиза Болконская Болконская Лиза - жена князя Андрея, за которой в свете закрепилось имя «маленькой княгини». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение».

39 слайд

Описание слайда:

В качестве прототипа маленькой княгини послужила жена троюродного брата писателя княгиня Л. И. Волконская, урожденная Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из-за своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, которая и не мыслила своей жизни вне света. Во взаимоотношениях с мужем ее отличает полное непонимание его устремлений и характера. Во время споров с мужем ее лицо из-за поднятой губки принимало «зверское, беличье выражение», однако князь Андрей, раскаиваясь в женитьбе на Лизе, в разговоре с Пьером и отцом отмечает, что это одна из редких женщин, с которыми «можно быть спокойным за свою честь».

40 слайд

Описание слайда:

После отъезда Болконского на войну Лиза живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легкомысленной компаньонкой княжны Марьи, мадемуазель Бурьенн. Лиза умирает, как и предчувствовала, во время родов, в день возвращения считавшегося убитым князя Андрея. Выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она всех любит, никому не делает зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой вины у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя.

41 слайд

Описание слайда:

Николенька Болконский Болконский Николенька - сын князя Андрея и «маленькой княгини», родившийся в день смерти матери и возвращения отца, считавшегося погибшим. Воспитывался вначале в доме деда, затем княжной Марьей. Внешне очень походит на покойную мать: у него такая же вздернутая губка и вьющиеся темные волосы. Николенька растет умным, впечатлительным и нервным мальчиком. В эпилоге романа ему 15 лет, он становится свидетелем спора Николая Ростова с Пьером Безуховым. Под этим впечатлением Николенька видит сон, которым Толстой завершает события романа и в котором герой видит славу, себя, покойного отца и дядю Пьера во главе большого «правого» войска.

42 слайд

Описание слайда:

43 слайд

Описание слайда:

Статус семьи: Неполная семья Состав семьи: Князь Василий Сергеевич Курагин - приятель Анны Павловны Шерер, говорил о детях: «Мои дети - обуза моего существования». Елена Васильевна Курагина (Элен) - первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия, умерла от воспаления легких. Анатоль Курагин - младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её, «беспокойный дурак» по выражению кн. Василия. Ипполит Курагин - сын князя Василия, «покойный дурак» по выражению кн. Василия. Алина (Aline) Курагина - жена князя Василия, не живёт с семьёй.

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах...” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”. Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он- нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело... - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено”.
У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.
Павел Петрович - аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...”
Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к “старичкам Кирсановым”. Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая Петровича- “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

По поводу идейного содержания романа
«Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя
повесть направлена против дворянства как
передового класса. Вглядитесь в лица
Николая Петровича, Павла Петровича,
Аркадия. Сладость и вялость или
ограниченность. Эстетическое чувство
заставило меня взять именно хороших
представителей дворянства, чтобы тем
вернее доказать мою тему: если сливки
плохи, что же молоко?.. Они лучшие из
дворян – и именно потому выбраны мною,
чтобы доказать их несостоятельность».

Вступление.
В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев
отобразил общественные процессы в России 5060-х годы XIX столетия. В это время главным
вопросом был вопрос о будущем России, о том,
какими должны быть преобразования,
улучшающие жизнь народа. Потому что старые
порядки потихоньку себя изживали. По
отношению к этому вопросу общество
разделилось на два лагеря: революционеровдемократов и либералов в союзе с
консерваторами. В романе И. С. Тургенев
представил эти два лагеря как мир «отцов» и
«детей».

Основная часть.
Основной конфликт романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети» содержится в идейном
столкновении двух «поколений» русского
общества: дворянского и разночиннодемократического. Представителем молодого
поколения в романе является разночинец
Евгений Базаров, проповедующий нигилизм учение об отрицании всяких принципов,
принятых на веру. Его идейным противником в
идеологическом споре являются братья
Кирсановы, которые, по мнению самого автора,
представляют собой лучшую часть дворянства
того времени.

Николай Петрович,
дворянин, отец семейства
и либерал, также является
представителем «отцов».
Он либерал и гордится
этим. «Кажется, я все
делаю, чтобы не отстать
от века: крестьян устроил,
ферму завел...; читаю,
учусь, стараюсь встать
вровень с современными
требованиями...», говорит он.

Но все его модные преобразования лишь
расстраивают имение. Тургенев показывает
картину бедности, отсталости народа:
«пруды с худыми плотинами», деревеньки с
«до половины разметанными крышами»,
мужички, «обтерханные, на плохих
клячонках»... Подслушав слова Базарова о
том, что «его песенка спета», Николай
Петрович соглашается с этим, не протестуя.
Он охотно поверил в то, что идеи молодежи
более современны и полезны.

Николай Петрович прекрасный, заботливый и
любящий отец, внимательный брат, чуткий и
тактичный человек. То, что в сорокалетнем
возрасте он играет на виолончели, читает
Пушкина и восхищается природой, вызывает
у Базарова как у представителя «молодого»
поколения возмущение и непонимание.
Николай Петрович - человек, созданный для
семейного счастья, для тихой жизни в своем
имении.

Павел Петрович
Кирсанов, военный в
отставке, бывший
светский лев, является
антагонистом
Базарова, его идейным
противником.

Если Евгений - нигилист, то есть человек, не
верящий в авторитеты и отвергающий
принципы, то Павел Петрович, напротив, не
мыслит своей жизни без принципов и
авторитетов: «Мы, люди старого века, мы
полагаем, что без принсипов... шагу ступить,
дохнуть нельзя»! Павел Петрович представитель либерального движения,
склоняющийся к консерватизму.

10.

Больше всего он преклоняется перед
английским аристократизмом. Павел
Петрович считает себя полезным человеком:
он иногда заступается за крестьян перед
братом, несколько раз одалживал ему деньги,
когда имение стояло на грани разорения. Но
Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о
народе, Павел Петрович не способен
действовать, он «сидит сложа руки». Народ,
по его мнению, «чтит предания», «не может
жить без веры», но, разговаривая с мужиками,
Павел Петрович «морщится и нюхает
одеколон».

11.

Любовь к народу символизирует для него
пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая
на столе. Впрочем, Павел Петрович по-своему
достойный человек: он любит брата и
племянника, уважительно относится к Фенечке,
благороден в своих поступках, безукоризненно
вежлив. К сожалению, практицизм не является
отличительным качеством этого дворянина:
видя, что нововведения брата только лишь
расстраивают имение, он не может ничего
предпринять, чтобы поправить дела. Павел
Петрович не соглашается с тем, что «его песенка
спета», он убежден в том, что «дети» не правы и
что его идеи гораздо правильнее, чем их.

12.

Кирсанов убежден, что живет правильно и
достоин уважения. Он способен на большое
чувство, честен и благороден. После дуэли
Кирсанов признает силу характера Базарова и
отмечает мужество, с которым тот держался.
Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто
употребляет иностранные слова, русские же
говорит на французский манер, вместо
общепринятых «этим» и «это» говорит
«эфтим» и «эфто».

13.

Его речь изобилует выражениями типа
«считаю своим долгом», «не соблаговолите
ли вы...». Трагическая любовь к пустой
светской красавице перевернула его жизнь, он
уехал в имение, где живет с братом Николаем
Петровичем.

14.

Появление Евгения
Базарова, человека
противоположных
взглядов и устремлений,
внесло в тихую,
безмятежную жизнь
«отцов» беспокойство и
раздражение. Базаров
презирает ценности
дворянского класса,
живет по своим законам.

15.

Даже лакей Прокофьич, привыкший к
привычкам «настоящих господ», возмущен
грубыми манерами гостя, которого привез
Аркадий. Свой немыслимый балахон с
кистями Базаров называет «одежонкой»,
будучи в гостях, ведет себя вызывающе с
хозяевами. По мнению молодого нигилиста,
Павел Петрович – «феодал», «архаическое
явление», жизнь его – «пустота и
распущенность», его «принсипы» – пустые
слова.

16.

Взгляды Базарова не
выдерживают испытания
любовью, он с
негодованием чувствует,
что отрицаемая им ранее
«романтика» берет в нем
верх. Герой умирает по
глупой случайности,
пережив перед этим
кризис своего столь
прочного прежде
мировоззрения.

17.

Аркадий Кирсанов,
несмотря на молодость,
по взглядам
принадлежит к
поколению «отцов». Его
захватили бунтарские
речи Базарова, он
уважает в друге
целеустремленность и
стойкость, но характер у
него добрый,
покладистый, он не
может быть лидером,
только ведомым.

18.

Аркадий с молоком матери впитал идеологию
и жизненные устои дворянства, ему
привычны роскошь, покой и безмятежная
жизнь дворянина. Он любит Катеньку
Одинцову, счастлив с семьей, его вполне
устраивает жизнь помещика. Из попытки
подражать Базарову у Аркадия ничего не
вышло. Кровные узы оказались сильнее
всякого нигилизма, в идеях которого он потом
разочаровывается. Он женится, хозяйствует в
имении, продолжая дело своего отца.

19.

Заключение.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев
показывает то положение, в котором находилось
дворянство пореформенной Руси, их неумение
приспособиться к новым условиям, бесплодность
их деятельности. Дворянство перестает быть
передовым классом в обществе. В России
нарождается новая сила, имя которой нигилизм.
Но автор в этой силе не видит ничего
позитивного, а только одно разрушение и
отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут.
Сам Тургенев писал, что он показал «сливки»
дворянского общества. Если уж лучшие из дворян
не могут выжить в новых условиях, то что же
говорить о всех остальных...