Почему человек,умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом? О пользе чтения. Почему читающие люди редко становятся алкоголиками и наркоманами

Мудрец – тот, кем руководят знания. Вот почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам мудрецом . Мудрость жителей Древнего Египта имеет отголоски и в современной эпохе. До сих пор за основу многих учений, действий и ритуалов берутся материалы того времени. Цивилизация, подарившая нам свои драгоценные знания, уже давно растворилась во Вселенной, но ее наследие оставило отпечаток в сердцах и душах современных людей.

Основы древнеегипетского просвещения

Просвещение – это процесс поглощения конкретных знаний с соблюдением человеческих интересов, интересов социального общества, и государственного устоя, результат которого - получение определенного уровня образования, установленного государством.

3-4 тысячелетия просуществовало сильное и могущественное государство - Древний Египет. За время своего образования, эта могущественная цивилизация прошла периоды становления первых городов, возникновения письма, формирования внутренней культуры, объединения единого несокрушимого государства.

Язык, которым владели египтяне, это одно из отдельных ответвлений афразийской языковой системы, имеющее отдельную письменность: в его основу положены иероглифы. В начале зарождения иероглифов они могли обозначать как отдельную букву, так и целый предмет. Насчитывалось около 700-1000 символов и тысячи их сочетаний для обозначения отдельных фраз. В период Среднего Царства система египетского письма была упрощена, и появилось иератическое направление, в котором символ обозначал букву и соответствовал звуку речи. Появилось направление скорописи, позволяющее документировать множество событий ежедневно. При этом привычное написание иероглифов сохранялось, но оно имело исключительно священный смысл, им писали ритуальные и официальные тексты.

Принципы воспитания и обучения в Древнем Египте

В египетских семьях было много детей: от пяти до семи. Приоритетом были мальчики - продолжатели рода. Девочки также оставались не менее любимыми детьми, тем более что их можно было впоследствии успешно выдать замуж. До 5 - 7 лет детей воспитывала мать. Детям предоставлялась свобода действий, при этом следование строгим канонам религиозного и культурного воспитания давало необходимые результаты, и детские умы впитывали принципы поведения окружающих, принимая его за основу. Существовало множество игр, которые давали ребенку толчки к развитию: игры в мяч, плавание в Ниле или бассейнах, игрушки - деревянные и механические, а также популярная интеллектуальная игра - сенет (напоминает современные нарды). Образование от государства – школа – предоставлялось только для мальчиков. Их обучали письму, религии, истории, литературе, чтению, математике, этике. При этом не только школа давала детям знания – семья, ячейка социума, наполняла сознание детей правилами бытия и поступков, отцы давали мудрые наставления детям. При этом дети фараонов обучались отдельно во дворце, и уровень их обучения был значительно выше, чем уровень обучения детей обычных граждан, «простых смертных». Стоит отметить, что дочери особ царских кровей обучались наравне с мальчиками – у царственных особ категорического деления по половым признакам в образовании не было.

В школах изучали два способа написания: иероглифический и иератический. Писали не на папирусе (из-за его дороговизны), а на обломках посуды и камней. После усвоения теоретических основ, дети приступали непосредственно к написанию текстов, сначала переписывая их, а после тексты диктовал учитель. Тексты могли быть разными: рассказы, стихотворения, деловые письма, изречения мудрецов, отдельные слова.

В 12-14 лет мальчики по традиции считались уже мужчинами, которые должны были определиться с профессией, жениться и обеспечивать свою семью. А девочки становились прекрасными хозяйками, которые должны были покинуть отчий дом и перебраться к мужу навсегда.

После окончания школы мужчины могли продолжать дело отца: будь то ремесленничество, мастерство писания, врачевание , государственная работа, но могли и далее продолжить свое обучение, оставшись при храме. Тогда они становились жрецами – врачами или магами. Также была возможность отправиться служить в армию – эта перспектива прельщала многих, несмотря на строгую дисциплину, была реальная возможность дослужиться до высокого чина и заработать целое состояние. Тех же, кто оставался далее при государственной школе, ждала профессия писаря или чиновника. Вторые заучивали наизусть множество текстов священного значения. Более того, они обязаны были знать все, что было необходимо в работе.

Мудрецы – учителя, знающие истину

Так почему же человек умеющий читать и писать казался египтянам мудрецом ? Все просто – таких людей было немного в те времена. Знания были большой ценностью, доступной далеко не каждому. Человек, владеющий Знанием был почитаем, его уважали и боялись. Мудрецами называли людей, обладающих широким сердцем и проницательным умом. Их творения были написаны для пробуждения духа и открытия сердца. Они были способны принимать правильные решения и совершать справедливые поступки. Непосредственная близость к богам позволяла им по жизни идти одной дорогой с Мудростью и Знаниями. Мудрецы были способны не покоряться невежеству и научить людей истине, познанию смысла существования. Мудрыми не рождались. Мудрость приходила с трудом и упорством.

Те, кто постигли азы письма и умели читать, считались поистине мудрыми , ведь именно они могли увековечить смысл своих рассуждений в письме на века и прочесть писания других мудрецов: «Человек умирает, его тело становится пылью, все его современники тоже обратились в пыль; а его надписи позволяют вспомнить о нем того, кто читает. Больше в написанном пользы, чем в построенном доме или западной гробнице. Оно лучше, чем великолепный замок или храм».

В последнее время мода на чтение, к счастью, набирает обороты. Человек, не читающий книги, воспринимается большей частью молодежи, как ограниченный и не имеющий достаточного уровня интеллекта. Как бы грубо это не звучало, но действительно стоит задуматься о кругозоре человека, который ограничивается глянцевыми журналами/имиджбордами/новостной лентой в соцсетях – нужное подчеркнуть.

Но я не буду иронизировать по поводу тех, кто пренебрегает литературой. Один мой знакомый (естественно, не читающий) сказал однажды фразу: «Да какой смысл читать, это не приносит никакой пользы». В тот момент у меня пропали совершенно все слова от возмущения. Ведь человек, который любит книги, прекрасно знает о пользе чтения.

Поэтому, в этой статье я хочу взять реванш у своего знакомого и поговорить с вами о преимуществах чтения.

1. У читающего человека всегда есть преимущество перед теми, кто пренебрегает чтением.

Прежде всего, начитанный человек всегда стоит на ступень выше того, кто прочитанные за жизнь книги может по пальцам пересчитать. И здесь имеется ввиду привлекательность читающего человека для противоположного пола. Помните слоган сериала «Теория Большого Взрыва», который гласил «Smart is the new sexy»? Когда человек выходит из того возраста, когда внешность партнера значила буквально все, появляется желание увидеть в своем партнере не только красивую картинку, но и интересного собеседника. А о чем можно поговорить с человеком, который не читает?

2. Когда вы читаете, ваша фантазия работает на полную катушку.

Разве это не повод творческому человеку много читать? Только любитель книг знает это чувство разочарования во время просмотра очередной экранизации очередной книги. Ведь читая экранизированную книгу, вы представляли себе все совсем по-другому, ярче, насыщеннее, красивее. А тут весомую часть произведения выбросили, событие изобразили не так, как было описано в книге, ну а главный герой вообще какой-то странный…

3. У вас есть чем занять себя.

Представьте себе ситуацию: вы только проснулись, за окном дикий холод, поэтому ни у вас, ни у ваших друзей, желания выходить из дома нет. День у вас выдался совершенно свободным, и вы планировали его провести за фильмами, сериалом или компьютерной игрой. А тут вам из-за аварии на станции отключают свет на весь день. Что делать? Жуть! Но у вас есть отличный выход из ситуации – книга. И на весь день вы погружаетесь в другой мир, смотрите свое собственное кино в своем воображении, которое гораздо лучше тех фильмов, что вы хотели посмотреть. А что бы делал в такой ситуации человек, который не читает книг?

4. Книга позволяет на время уйти от своих проблем.

И вам не понадобится большое количество алкоголя, или еще чего-нибудь, чтоб забыться. Просто возьмите в руки хорошую книгу и начните ее читать. Спустя пару-тройку десятков страниц вы не заметите, как перестанете думать о своих проблемах. Вы просто сбежите на время в другой мир. А кто знает, возможно, именно в этой книге вы найдете решение своим проблемам.

5. Книги дают вам более глубокий взгляд на мир.

Читая, вы становитесь спокойнее, принимаете решения более взвешено и отбираете свой круг общения тщательнее. И это происходит не из-за того, что, прочитав десяток книг, вы получили массу знаний. Просто любая книга требует, чтоб читатель обдумывал происходящее в ней. И эта привычка обдумывать произведение переносится и на события из реальной жизни.

6. Чтение вносит разнообразие в жизнь.

Если у вас нет возможности прямо сейчас рвануть в кругосветное путешествие, прочитайте книгу о какой-то стране или о таком путешествии. Когда вместе с главным героем вы вернетесь домой из долгих странствий, вы заметите, что ваше желание сменить обстановку немного удовлетворилось. Конечно, книгами не заменишь настоящего путешествия, но приключенческий роман подействует на вас как витаминка от хандры.

7. У вас появятся новые знакомые и друзья.

Книги сближают. Каждый читающий человек знает те моменты, когда оказывается, что кто-то из ваших знакомых тоже читал прочитанную вами недавно книгу, и она тоже перевернула его сознание. Нет ничего приятнее, чем делиться своими впечатлениями от прочитанного и находить поддержку в словах собеседника. Ну и, конечно, в век интернета вы можете обсудить книги на форумах или где-нибудь еще и обрести новых единомышленников.

8. Вам будет, что передать своим детям.

И здесь сами книги отходят на второй план. Важно то, что вы будете обладать достаточным количеством информации и знаний, чтоб дать своему ребенку дельный и мудрый совет. Развитое воображение позволит вам придумывать свои собственные сказки, а родитель, который сказку рассказывает, а не читает, вызывает гораздо большее восхищение у ребенка. Ну и придумать историю вы сможете поинтереснее.

9. Читающим людям проще обучаться.

Эта закономерность замечена уже давно – человек, который читает книги, легче поддается обучению, чем тот, кто пренебрегает литературой. Неизвестно что именно дает такой результат – более развитое мышление или уже приобретенная усидчивость –, но факт остается фактом.

10. Красивая речь.

Любитель книг обойдет в речи человека, который предпочитает уклоняться от чтения. Да и удовольствия от общения с тем, кто обладает скудным словарным запасом, совершенно никакого. Кому хочется ждать, пока собеседник вспомнит нужное слово, заменяя пробел в речи мычанием вроде: «Ээээ…нууу…это…типа…короче».

В заключение статьи, хочу сказать, что не стоит ударяться в крайности и заменять все виды деятельности чтением. Есть много стоящих фильмов, интернет насыщен полезной информацией, а компьютерные игры тоже способны развить некоторые навыки. Так что, соблюдайте баланс в своих увлечениях и развивайтесь.

Зачем люди читают? Для того чтобы быть в курсе литературных новинок? Или, быть может, для того чтобы суметь вовремя и остроумно процитировать знаменитого писателя? Люди сегодня слишком заняты. Нужно успеть построить карьеру, при этом оставить время для личной жизни. Зачем читать книги, если можно ознакомиться с кратким содержанием, а мудрые изречения найти на одном из интернет-сайтов?

Ученые давно доказали, что для того чтобы сохранить ясность ума, необходимо на протяжении всей жизни делать умственные упражнения. Самое несложное из них - чтение. Тренировка мозга необходима всем: и взрослым, и детям; и молодым, и людям преклонного возраста. Нужно ли читать книги? Вопрос риторический. Тем не менее, в последние годы все больше людей полагают, что чтение — занятие лишнее, бессмысленное.

Пополнение словарного запаса

Слово обладает волшебной силой. Об этом знают бизнесмены, маркетологи, преподаватели, политики. Но далеко не все школьники понимают, для чего нужен такой предмет, как русская литература. Зачем читать книги? Для того чтобы получить «пятерку» по предмету, который в дальнейшем вряд ли пригодится? Какая польза от чтения книг Пушкина, Шекспира, Достоевского, Чехова? Дело в том, что очень сложно сделать карьеру, не умея красиво и четко излагать свои мысли. А такой навык возможен лишь при богатом словарном запасе. Это и есть ответ на вопрос о том, зачем читать книги. Пополняется словарный запас именно благодаря литературным произведениям.

Зачем читать книги? Прежде всего, для того чтобы научиться хорошо излагать свои мысли. Косноязычие - недостаток, который может стать серьезным препятствием к карьерному росту. Читать произведения русской и зарубежной литературы нужно не только будущим филологом, но и тем, кто планирует связать свою жизнь с точными науками.

Особенно необходим богатый словарный запас бизнесменам. Им нередко приходится участвовать в переговорах, доносить до партнеров или подчиненных свою точку зрения. Бизнесмен, который изъясняется обрывистыми предложениями, с трудом связывает несколько слов, доверия не вызывает. Кроме того, начитанность и богатый словарный запас придают уверенности, а без нее сложно себе реализовать в любой сфере.

Общение

Люди разные. Один предпочитает уединение, другой не может провести и дня без общения. Человек - существо социальное. Поэтому даже любитель одиночества время от времени нуждается в общении, понимании. Полное равнодушие ко мнению окружающих - это, по мнению психиатров, признак расстройства личности. Каждый человек, в той или иной степени, стремится нравиться, быть понятым.

О нашем богатом внутреннем мире знают лишь наши близкие. На остальных приходится производить впечатление с помощью все того же слова, которое, в этом не стоит сомневаться, обладает поистине магической силой. Хорошие рассказчики пользуются популярностью и уважением у окружающих. Им верят, им доверяют. Конечно, не каждый человек, прочитавший несколько десятков книг, красноречив и убедителен. Но тому, кто недооценивает пользу чтения, вызвать расположение окружающих весьма сложно.

Моя любимая книга

Чтение снимает депрессию. Многие из нас в школьные годы писали сочинение «Моя любимая книга». Есть произведения, к которым хочется возвращаться снова и снова. У кого-то на книжной полке стоит зачитанный до дыр роман «Чапаев и пустота». Кто-то наизусть может зачитать отрывки из «Мастера и Маргариты». Быть может, где-то есть человек, который не сумеет заснуть, не прочитав несколько страниц из знаменитого «Капитала», созданного немецким философом. Ваша любимая книга - это средство от хандры, которое подходит именно вам. Читая ее, вы абстрагируетесь от окружающей реальности, которая, к сожалению, так часто огорчает.

Любимое художественное произведение снимает стресс, расслабляет, освобождает от невеселых мыслей. Правда, любимая книга есть не у каждого. В нашей стране, которая еще 20-30 лет назад считалась самой читающей в мире, все больше появляется людей, интересующихся исключительно постами в социальных сетях или объявлениями на рекламных сайтах. Такие люди лишают себя удовольствия, которого невозможно получить при просмотре фильма и даже при прослушивании аудиокниги.

Развитие памяти

Многие слышали о таком страшном медицинском диагнозе, как болезнь Альцгеймера. Согласно результатам исследования, эффективными методами профилактики этого недуга являются чтение и заучивание стихов. Это, конечно, не гарантирует ясность ума в преклонном возрасте - немалую роль играет наследственность и другие факторы. Все же читать художественную литературу, учить стихи, изучать иностранные языки - все эти занятия позволяют увеличить активность мозга в тонусе, улучшить его состояние, а значит снизить вероятность развития болезни Альцгеймера.

Развитие творческих способностей

Регулярно читать нужно не только тем, чья работа непосредственно связана с общением. Это занятие приносит огромную пользу представителям творческих профессий. Дизайнер рисует, создает графические изображения с помощью специальных программ. Казалось бы, какую роль в его работе играет чтение художественной литературы? Из книг можно почерпнуть немало интересных идей. Чтение, как известно, расширяет кругозор, а потому приносит огромную пользу в любом творческом процессе.

Независимость мышления

Отсутствие собственного мнения присуще многим. Сложно сохранить независимость суждений, игнорировать точку зрения личности более авторитетной, уважаемой. Человеку проблематично формировать собственное мнение под влиянием окружающих, средств массовой информации и других источников. Особенно непросто это тому, кто мало читает.

Чем больше человек знает, тем чаще он сомневается в правдивости информации, которую предоставляет телевидение, интернет, пресса. Чтение литературы, как художественной, так и публицистической, делает сознание самодостаточным, независимым. А вот личности с замкнутым миропониманием весьма просто внушить фальшивую истину, навязать ложную точку зрения.

Умение понимать и чувствовать людей

Человек, имеющий богатый жизненный опыт, уже спустя несколько минут после общения с новым собеседником способен сформировать мнение о нем. Это и есть знание человеческой психологии. Но не у каждого из нас есть возможность регулярно заводить новые знакомства, тем самым обогащать свой жизненный опыт.

Персонажи Достоевского, Гоголя, Толстого, Тургенева существовали в 19 столетии. Но это не значит, что Раскольниковы, Чичиковы, Безуховы, Базаровы перевелись. Они среди нас. Быть может, только говорят немного по-другому и одеты иначе. Стоит воспользоваться жизненным опытом русских классиков. Их произведения — кладезь простой человеческой мудрости.

Гуманность, человечность

Оглянитесь. Возможно, где-то рядом несчастный маленький человек, напоминающий гоголевского Акакия Акакиевича. Он незаслуженно обижен и оскорблен. Хотя имя имеет вполне благозвучное, а вместо шинели у него добротная дубленка. Великие классики, не только русской, но и зарубежной литературы, не пытались развлечь своих читателей. Они стремились заставить их задуматься. Чтение классической литературы формирует особое мировоззрение, хотя и не гарантирует чистоту помыслов и высокую нравственность.

Что нужно читать

Развиваться никогда не поздно. Некоторым удается открыть для себя прекрасный мир литературы уже в зрелом возрасте. К тому же, немногие произведения школьной программы понятны подросткам. Так, страдание Анны Карениной в пятнадцатилетнем возрасте могут показаться надуманными, а трагедия Раскольникова и вовсе непонятной.

Что следует читать? Книги о будущем? Или произведения, созданные в 18-19 столетии? Книги о будущем написаны, как правило, простым языком. Тогда как герои Достоевского и Гоголя изъясняются порою весьма пространно. Нужно читать произведения различных жанров и эпох. Однако желательно избегать второсортную литературу. В список книг, которые прочитать должен каждый, входят следующие произведения:

  • «Братья Карамазовы» Ф. Достоевский.
  • «Анна Каренина» Л. Толстой.
  • «Станционный смотритель» А. Пушкин.
  • «Дама с собачкой» А. Чехов.
  • «Мастер и Маргарита» М. Булгаков.
  • «Портрет Дориана Грея». О. Уайльд.
  • «Мартин Иден» Дж. Лондон.

Что касается фантастики, столь популярной сегодня, то лучшие представители этого жанра: Братья Стругацкие, Станислав Лем, Герберт Уэллс, Рэй Брэдбери.

Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?

Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?


Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.

Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?

Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?

И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.

У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.

Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..


Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:

1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?


Анна Кутявина


Мудрец – тот, кем руководят знания. Вот почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам мудрецом . Мудрость жителей Древнего Египта имеет отголоски и в современной эпохе. До сих пор за основу многих учений, действий и ритуалов берутся материалы того времени. Цивилизация, подарившая нам свои драгоценные знания, уже давно растворилась во Вселенной, но ее наследие оставило отпечаток в сердцах и душах современных людей.

Основы древнеегипетского просвещения

Просвещение – это процесс поглощения конкретных знаний с соблюдением человеческих интересов, интересов социального общества, и государственного устоя, результат которого - получение определенного уровня образования, установленного государством.

3-4 тысячелетия просуществовало сильное и могущественное государство - Древний Египет. За время своего образования, эта могущественная цивилизация прошла периоды становления первых городов, возникновения письма, формирования внутренней культуры, объединения единого несокрушимого государства.

Язык, которым владели египтяне, это одно из отдельных ответвлений афразийской языковой системы, имеющее отдельную письменность: в его основу положены иероглифы. В начале зарождения иероглифов они могли обозначать как отдельную букву, так и целый предмет. Насчитывалось около 700-1000 символов и тысячи их сочетаний для обозначения отдельных фраз. В период Среднего Царства система египетского письма была упрощена, и появилось иератическое направление, в котором символ обозначал букву и соответствовал звуку речи. Появилось направление скорописи, позволяющее документировать множество событий ежедневно. При этом привычное написание иероглифов сохранялось, но оно имело исключительно священный смысл, им писали ритуальные и официальные тексты.

Принципы воспитания и обучения в Древнем Египте

В египетских семьях было много детей: от пяти до семи. Приоритетом были мальчики - продолжатели рода. Девочки также оставались не менее любимыми детьми, тем более что их можно было впоследствии успешно выдать замуж. До 5 - 7 лет детей воспитывала мать. Детям предоставлялась свобода действий, при этом следование строгим канонам религиозного и культурного воспитания давало необходимые результаты, и детские умы впитывали принципы поведения окружающих, принимая его за основу. Существовало множество игр, которые давали ребенку толчки к развитию: игры в мяч, плавание в Ниле или бассейнах, игрушки - деревянные и механические, а также популярная интеллектуальная игра - сенет (напоминает современные нарды). Образование от государства – школа – предоставлялось только для мальчиков. Их обучали письму, религии, истории, литературе, чтению, математике, этике. При этом не только школа давала детям знания – семья, ячейка социума, наполняла сознание детей правилами бытия и поступков, отцы давали мудрые наставления детям. При этом дети фараонов обучались отдельно во дворце, и уровень их обучения был значительно выше, чем уровень обучения детей обычных граждан, «простых смертных». Стоит отметить, что дочери особ царских кровей обучались наравне с мальчиками – у царственных особ категорического деления по половым признакам в образовании не было.

В школах изучали два способа написания: иероглифический и иератический. Писали не на папирусе (из-за его дороговизны), а на обломках посуды и камней. После усвоения теоретических основ, дети приступали непосредственно к написанию текстов, сначала переписывая их, а после тексты диктовал учитель. Тексты могли быть разными: рассказы, стихотворения, деловые письма, изречения мудрецов, отдельные слова.

В 12-14 лет мальчики по традиции считались уже мужчинами, которые должны были определиться с профессией, жениться и обеспечивать свою семью. А девочки становились прекрасными хозяйками, которые должны были покинуть отчий дом и перебраться к мужу навсегда.

После окончания школы мужчины могли продолжать дело отца: будь то ремесленничество, мастерство писания, врачевание , государственная работа, но могли и далее продолжить свое обучение, оставшись при храме. Тогда они становились жрецами – врачами или магами. Также была возможность отправиться служить в армию – эта перспектива прельщала многих, несмотря на строгую дисциплину, была реальная возможность дослужиться до высокого чина и заработать целое состояние. Тех же, кто оставался далее при государственной школе, ждала профессия писаря или чиновника. Вторые заучивали наизусть множество текстов священного значения. Более того, они обязаны были знать все, что было необходимо в работе.

Мудрецы – учителя, знающие истину

Так почему же человек умеющий читать и писать казался египтянам мудрецом ? Все просто – таких людей было немного в те времена. Знания были большой ценностью, доступной далеко не каждому. Человек, владеющий Знанием был почитаем, его уважали и боялись. Мудрецами называли людей, обладающих широким сердцем и проницательным умом. Их творения были написаны для пробуждения духа и открытия сердца. Они были способны принимать правильные решения и совершать справедливые поступки. Непосредственная близость к богам позволяла им по жизни идти одной дорогой с Мудростью и Знаниями. Мудрецы были способны не покоряться невежеству и научить людей истине, познанию смысла существования. Мудрыми не рождались. Мудрость приходила с трудом и упорством.

Те, кто постигли азы письма и умели читать, считались поистине мудрыми , ведь именно они могли увековечить смысл своих рассуждений в письме на века и прочесть писания других мудрецов: «Человек умирает, его тело становится пылью, все его современники тоже обратились в пыль; а его надписи позволяют вспомнить о нем того, кто читает. Больше в написанном пользы, чем в построенном доме или западной гробнице. Оно лучше, чем великолепный замок или храм».