Интеллектуальная игра «Умники и умницы. Интеллектуальная игра "умники и умницы"

Интеллектуальная игра в 4 классе: «Умники и умницы»

Цель.

Выявлять одаренных и талантливых детей, стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей .

Развивать логическое мышление, умение быстро находить ответ на поставленные вопросы.

Формировать навыки работы в коллективе.

Воспитывать дружеские отношения с одноклассниками, прививать любовь к книге.

Оборудование: ребусы, игровое поле, жетоны, копилки.

I . Организация и проведение игры.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» проводится между командами классов одной параллели. Каждая команда состоит из 6 участников. Игра состоит из 5 конкурсов.

II . Условия игры.

I конкурс «Разминка»

Командам дается по 15 одинаковых вопросов. Время на обдумывание - 30 секунд.

Команды, которые знают ответы, фиксируют их на листе бумаги. По команде ведущего, который начинает читать вопросы, представители команд называют свой вариант ответа. Если ответ задерживается более чем на 2 секунды, то версия команды не учитывается. За правильный ответ начисляется один балл - жетон. Жетоны опускают в копилку команды.

1. Какой орган человека называют двигателем?

2. Сколько месяцев в году?

3. Что проходит по середине земли?

4. Сколько игроков в футбольной команде?

5. В какое время года происходили события в сказке «Дюймовочка»?

6. Сколько гномов встретила Белоснежка?

7. Кто руководит государством?

8. Главные герои мультфильма «Ну, погоди».

9. С его помощью гладят вещи.

10. Третья нота по порядку.

11. Президент России.

12. Без чего нельзя выступать в фигурном катании?

13. Темно-зеленая жидкость, которой заживляют раны.

14. Какое растение похоже на ежа?

15. Какого камня нет в море?

II конкурс «Верю - не верю»

Ведущий задает всем командам по 3 вопроса по формуле: «Верите ли вы, что...». Участники или соглашаются с утверждением, или нет. В случае правильного ответа команда получает 1 жетон.

Вопрос:

1. Правда ли, что стрижи спят, когда летают?

(Да. Когда заходит солнце, стрижи взлетают на большую высоту и спят во время полета. А на рассвете спускаются ближе к земле.)

2. Правда ли, что изголодавшиеся орлята поедают своих родителей?

(Нет. Взрослые орлы достаточно сильны, чтобы не допустить этого.)

3. Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами?

(Да. Попугаи могут жить вместе с термитами.)

4. Правда ли, что скворцы вытирают свои перья после купания об овечью шерсть?

(Да. Шотландские скворцы после купания были замечены на овечьих шкурах, о которые они вытирались, как о полотенца.)

5. Могут ли змеи прыгать на высоту до 1 метра?

(Да. Гадюка, которая живет в Центральной Америке, может прыгать на высоту до 1 метра, нападая на свою жертву.)

6. Могут ли крокодилы влезать на деревья?

(Да. Молодые крокодилы хорошо влезают на деревья и очень часто отдыхают на ветвях.)

7. Правда ли, что, защищаясь от врагов, крокодилы становятся похожими на бревна?

(Нет, крокодилы действительно похожи на плывущие бревна. Они пользуются этим, чтобы подкрасться к своим жертвам.)

8. Правда ли, что кобра танцует под звуки свирели факира?

(Нет, кобра не слышит музыки.)

9. Правда ли, что в древние времена во время войны использовали ядовитых змей в качестве оружия?

(Да. Эта тактика часто приносила победу.)

III конкурс «Пойми меня»

В этом конкурсе участвуют двое учеников - члены команды. Член команды получает карточку, на которой написаны слова. Его задача - объяснить другому участнику конкурса за 1 минуту больше слов, не называя их. За каждое правильно понятное слово команда получает 1 жетон.

1 карточка 2 карточка 3 карточка

самолет цветок автомобиль

дерево лиса куст

медведь чайник зайчик

мороженое жара ложка

холод телефон ветер

часы птичка телевизор

шляпа зонтик перчатки

врач продавец учитель

IV конкурс «Знатоки ребусов»

Члены команд получают на карточках по 5 ребусов. За каждый разгаданный ребус получают 1 жетон.

V конкурс «Своя игра»

Командам предлагается игровое поле, разбитое на цветные квадраты (три темы - три разных цвета. В каждой теме по 6 вопросов). Команды смотрят на поле в течение 15 секунд, запоминая номер своей темы. Каждая команда выбирает свою тему по своему цвету. Очередь выбора своей темы определялась жюри перед началом конкурса по результатам предыдущих четырех конкурсов. Команды по памяти открывают квадраты с выбранной темой. Время на обдумывание ответа 10 секунд. Если команда открыла квадрат со своей темой, то, дав правильный ответ, она получает 2 балла. Если команда открыла квадрат с чужой темой, то, дав правильный ответ, она получает 3 балла. Если вопрос из общей темы - 1 балл.

1 тема - кулинария.

1. Коронное блюдо именинного стола.

2. Смесь белого цвета для заправки салатов, похожа на сметану.

3. Большой свадебный хлеб.

4. Как называется круглый пирожок с мясом, жареный на растительном масле?

5. Их делают из фарша, теста, специй, жарят в масле.

6. Человек, который выпекает пирожные, торты.

2 тема - техника

1. Автомобиль, который имеет много мест для перевозки пассажиров.

2. С помощью этого электроприбора сушат волосы.

3. Сельскохозяйственная машина, с помощью которой пашут землю.

4. Городской подземный транспорт.

5. Электроприбор, который нагревает и охлаждает воздух.

6. Человек, который разрабатывает и конструирует новые технические приборы.

3 тема - история

1. В какой стране ты живешь?

2. Как называется Основной закон государства?

4. В честь кого названа главная улица нашего города?

5. Фамилия первого человека космонавта.

6. Люди, которые утверждают законы и работают в Государственной Думе.

Общая тема

1. Что значит уменьшить число на несколько единиц?

2. Какими буквами никогда не начинаются слова?

3. Теплое помещение для выращивания овощей, цветов зимой.

4. Сколько дней в феврале?

6. Что появляется на яблоне вместо цветка?

7. Что у липы используют для заваривания лечебного чая?

8. Прибор, которым чертится круг.

9. Наименьшее число пятого десятка.

10. Как найти половину числа?

11. Как называются числа при делении?

12. Какой цветок зацветает первым?

13. Как называют тоненькие серебряные ниточки, которые летают осенью в воздухе?

14. Сколько ног у Колобка?

15. Как назвать пассажира, который едет без билета?

III . Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество собранных жетонов.

Определяет команду победителя игры.

Награждение победителей.

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)

Учащиеся разделены на команды по 4 человека.

Каждая команда подбирает себе название, связанное с русским языком, например: «Звуковички», «Весёлые слоги», «Буковки», «Грамотеи», «Азбуковеды», «Руссия» и т. п.

Ход игры

Начало игры : команды представляются и по очереди обыгрывают название команды.

«Звуковички»:

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

«Буковки»: Любое слово состоит из разных звуков. Но звук прозвучит и исчезнет. Можно ли как-то остановить звуки, для того чтобы можно было встретиться с ними ещё много раз?

Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для обозначения звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.

«Весёлые слоги»: Слоги - это кирпичики, из которых строятся слова, а потом - предложения. Если бы не было этих кирпичиков, не было бы слов, предложений, исчезла бы речь.

«Азбуковеды» : Народная мудрость гласит: «Аз да буки, а там и науки». Только освоив грамоту, можно познать другие науки.

«Грамотеи» : «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Но начинать учиться грамоте надо с ранних лет. Зная грамоту, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

«Руссия»: Русский язык - самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Та команда, которая наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество орденов, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество орденов.

Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.

Учитель. Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

После того как первые три команды ответили на вопросы и завершили свой путь по дорожкам, их место занимают следующие три команды (если позволяет время, отведённое на игру).

3. Подведение итогов.

1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.

2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество орденов, получают дипломы и призы.

Оценивает знания предварительно выбранное жюри.

Вопросы и задан и я для отборочного тура.

1. Найти ошибки в словах и исправить их.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке, рыбаки сидят у печки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2. Разгадать ребусы.

3. Разгадайте кроссворд «Знаете ли вы сказки?».

1. У неё были хрустальные башмачки, но один из них она потеряла. (Золушка)

2. Весёлый деревянный человечек, сын папы Карло. (Буратино)

3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

4. Друг Карлсона. (Малыш)

5. У всех котов бывают только

клички, а у этого была фамилия. (Матроскин)

4. Поставьте слова во множественное число.

Ёж, озеро, звезда, гнездо, стол, стул, ведро, слеза.

5. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

6. Рассмотрите рисунки.

Почему их объединили в пары?

Какой следует сделать вывод? (Слово одно, а предметов, которое оно обозначает, несколько)

Как называются такие слова? (Многозначные)

7. Юмористические загадки.

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

Задания для игроков, стоящих на дорожках.

Красная дорожка (I)

1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:

Ползёт, как... (черепаха).

Молчит, как... (рыба).

Трещат, как... (сороки).

2. Соедините слова парами:

Красная дорожка (II)

1. Что не так?

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Изумрудная Шапочка.

Волшебник Снежного города.

Красный ключик.

Золотая королева.

2. Какое слово лишнее?

Марина, Тамара, Николай, Ирина, Галя.

Жёлтая дорожка (I)

1. Внимательно послушайте словосочетания.

Золотой перстень; золотой характер; золотая рожь; золотое сердце; золотые руки; золотое кольцо.

В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом значении? В каких - в переносном?

2. Что не так?

Измените фразы, чтобы получилось правильно:

Трусливый, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

3. К данным словам подберите синонимы:

юная - _______________ ; пожилая - _______________; отважная - _______________.

Жёлтая дорожка (II)

1. Выберите подходящее слово и закончите предложения: Марина пошла на (прут, пруд).

Выступал индийский (маг, мак).

По реке плывёт (плот, плод).

2. Замените одним словом:

задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок.

3. Послушайте стихотворение.

Ах, опять ты, шар воздушный,

Улетаешь, непослушный!

Вот моя ладошка -

Отдохни немножко.

Какова тема данного стихотворения?

Зелёная дорожка (I)

1. Что не так?

Юля подмела пол и посуду.

2. «Пятый лишний».

Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

3. Какое слово заблудилось?

шиповник

4. Послушайте стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

Что они обозначают?

Зеленая дорожка (II)

1. Какая буква исчезла из слов?

2. Узнайте, о чём идёт речь.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре.

3. Поменяйте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. МАЯК КАРЕТА

4. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали...

Михаил играл в футбол

И забил в ворота...

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли...

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько...

Резерв

Данные задания можно использовать в то время, когда жюри подводит итоги игры.

1. Восстановите предложение.

Под окном пряли три вечерком девицы поздно.

2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

3. Добавьте к словам букву «я».

Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).

Мак (маяк).

Пол (тля).

Кол (Коля).

4. Замените одним словом.

Крыша из железа. Дом из кирпича. Лента из шёлка. Варенье из клубники. Кисель из малины. Здание, где хранится зерно. Машина, которая роет землю.

5. Замените данные слова антонимами.

Смелый; добрый; быстрый.

6. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

ГБОУ «Малониколаевская ООШ I III ступеней»

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Горлова Ирина Викторовна

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

1.Закрепить знания учащихся по предметам программного материала.

2.Развивать логическое мышление и сообразительность.

3. Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

4.Укрепить чувства товарищества и взаимопомощи друг к другу.

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1.Игра проводится среди учащихся 3-4-х классов.

2.Количество участников в каждой команде 5 человек.

3.Продолжительность каждого тура 10 минут.

5.Во время игры допускается напоминание о времени при обсуждении вопроса (не более 10 сек).

6.В каждый тур входят задания по одной из разных областей знаний.

7.Общая продолжительность игры 45 минут.

8.Подведение итогов и награждение участников сразу после игры.

Оформление игры «Умники и умницы»

1. Классная комната украшена шарами.

2. На доске название интеллектуальной игры,

символ знаний – сова.

3. Столы с названиями команд – участников.

4. У каждой команды маршрутный лист движения по категориям.

5. Стол для ЖЮРИ, колокольчик – сигнал.

6. Музыка для вступления («Любимая школа»)

7. Песня заключительная («Мы маленькие звёзды»)

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ:

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Её начинать нам настала пора!

Пора увидеть, пора узнать

Героев дня – участников турнира.

Доверено которым ныне,

Себя и класс свой представлять,

А в будущем страну – в турнирах мира!

И так, ура – участникам турнирам!

Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашей игре. Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где будет проходить игра «Умники и умницы». Позвольте вам представить участников игры – команда 3 класса:_____________ Команда 4 класса: ___________

Участники, представьте свои команды! (Название, девиз)

Займите свои места!

Сегодня мы с вами отправимся в страну Знаний. Что вы должны взять с собой? Вы узнаете, если прослушаете стихотворение:

Здравствуй, Разум!

Здравствуй, Ум!

Как здоровье?

Справно, кум!

Что слыхать, какие вести?

Ум да разум нынче в чести.

С нами дружбу поведешь –

Так нигде не пропадешь!

Ум тебя согреет в стужу,

Разум даст обед и ужин.

Со сноровкой и с охотой

Справимся с любой работой,

С нами горе – не беда,

С нами дружба – навсегда.

Так, что же мы с вами должны взять на игру? (Ум, разум, сноровку, дружбу).

Сегодня здесь начнутся состязанья.

Потребуют они упорства и вниманья.

Покажут знания все умные ребята,

А остальным у них учиться надо.

Мы вам желаем творческих успехов.

Заданья трудные не будут пусть помехой.

Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»

Ведь «Умники и умницы» сложная игра!

Прослушайте условия игры: Наши команды за каждый правильный ответ будут получать один орден шелкового умника – один ум. В игре 2 тура по 4 категории, в каждой категории по 6 вопросов. Всего за игру участники должны дать ответ на 48 вопросов – по 24 каждой команде. Отвечаем по очереди. На обдумывание ответа – 10 секунд. Если ответ дан не верный - противоположная команда, ответив на вопрос, может заработать дополнительный бал

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри, отмечать результаты выполнения заданий и подведёт итоги игры.

Представляем наших судей:______________

Перед началом игры нам нужно вспомнить правила, которые никогда не нарушаются игроками.

    Проигрывая, ни в коем случае нельзя сердиться, вредничать и обижаться.

    В играх с друзьями вы всегда
    Должны оставаться друзьями!

    Да здравствуют добрые лица,
    И пусть тот, кто злится, стыдится!

    Итак, команды обязуются играть честно! Играть по правилам!

Кто победит, кто проиграет,

Нас эта тайна донимает.

Пусть трудности вам не помеха,

Мы желаем всем успеха.

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Счастливый случай дарит

Победу игрокам.

А дружба и удача

В игре помогут вам.

РАЗМИНКА – перегонки.

Что находится между берегом и рекой? (союз И)

Какие местоимения мешают движению автотранспорта? (я – мы)

Птенец какой птицы не знает своей матери? (кукушки)

Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой)

Где на Земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

Когда в пустом кармане есть что-нибудь? (дырка)

В каком месяце есть 28 дней? (во всех)

Лошадь в тельняшке? (зебра)

Какую ноту кладут в суп? (соль)

I ТУР

У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди) .

Как звали тигра из книги Киплинга Маугли? (Шер-Хан)

Что такое фольклор? (устное народное творчество)

Как звали девочку попавшую в Изумрудный город? (Элли)

Кто из литературных героев летал на пушечном ядре? (Мюнхгаузен)

Назовите имена 3 русских богатырей (Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец)

Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)

Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)

На что делить нельзя? (на 0)

Самое большое трёхзначное число? (999)

Как называются компоненты при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Сколько существует цифр?(10)

3. «Смекалка»

Какую птицу называют «Лесной «телеграфист» (дятел)

Что получится, если высушить виноград? (изюм)

Без чего не бывает дыма? (без огня)

Двое играли 2 часа в шахматы. Сколько часов играл каждый? (2 часа)

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

4. «Отвечай-ка»

У какого растения никогда не бывает цветов? (у папоротника)

Сколько планет в Солнечной системе? (9)

Как называется подземная часть растения? (корень)

- Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (смородина)

Название какого растения говорит, где оно растёт? (подорожник)

- Какое вещество существует в природе в трёх состояниях? (вода)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

"Сказочные животные"

У кого в голове опилки? (Винни-пух)

3. Пёс Дяди Пудель Мальвины. (Артемон)

Фёдора. (Шарик)

Имена двух мышат из сказки "Колосок". (Круть и Верть)

Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай. (Жучка)

Пантера из сказки "Маугли". (Багира)

Кто разбил золотое яичко? (мышка)

Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин)

Медведь, обучавший Маугли закону джунглей. (Балу)

10.Муха, которая напоила всех чаем. (Цокотуха)

11.Черепаха из сказки "Золотой ключик". (Тортилла)

12. В какое животное превращается брат Аленушки? (козлёнок)

13. Из какого материала сделан стойкий солдатик? (олово)

14.Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? (бременские музыканты)

15.Название сказочной скатерти?

16. Головной убор для тайных дел?

17. Летательный аппарат Бабы Яги?

Ребята, вы очень хорошо знаете сказки и баба Яга приглашает в гости к Белочке.

ФИЗМИНУТКА «БЕЛОЧКА»

II ТУР

1. «Калейдоскоп»

Не имей 100 рублей, а имей …(100 друзей)

Сколько цветов в спектре радуги? (7)

Первый космонавт (Юрий Гагарин)

Кто на корабле главный? (капитан)

Какая птица не имеет своего гнезда? (кукушка)

- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

2. «Всезнайка»

Царь зверей (лев)

Какое морское животное при выдохе образует водяной фонтан? (кит)

Змея, «носящая» капюшон (кобра)

Какое вымершее животное считают прародителем слона? (мамонт)

Птица из Антарктиды (пингвин)

Любимая еда жителей Чунга – Чанга (кокосы и бананы)

3. «Угадай-ка»

- Продолжи пословицу: «Труд человека кормит, а ……» (лень портит)

- Один - за всех, и все.. (за одного)

Чем не вырубишь то, что написано пером? (топором)

Одна голова – хорошо, а две …(лучше.)

Кого дело боиться? (мастера)

На чём не нужно сидеть, если хочешь есть калачи? (На печи)

4. Смекалка

- Где сухого камня не найдёшь? (в воде)

- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)

- Сколько ушей у 5 мышей? (10)

- Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (ни одного: ведь дно упало)

- Поле пахали 6 тракторов, 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)

- Почему идут в лес? (по дороге, по тропинке)

Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

Подсчёт фишек. Участники танцуют танец «Мы маленькие звёзды».

Слово жюри.

Награждение победителей.

Участники:

Решать готовы любые задачи,

Идти готовы вперед и вперед,

Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Мы все добудем, поймем и откроем.

Нам незнакомы усталость и лень.

Лишь тот становится в жизни героем,

Кто сам себя побеждает каждый день.

Ведущий: - Я вам желаю побеждать себя каждый день (свою лень и неуверенность), каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

Спасибо командам за участие, зрителям за внимание! Желаем всем успехов, прочных знаний, отличных оценок и хорошего настроения.