Крушение лайнера «Costa Concordia. Почему затонул лайнер Costa Concordia

«Михаил Лермонтов»


16 февраля 1986 года произошла гибель теплохода «Михаил Лермонтов»: советский круизный теплоход затонул у берегов Новой Зеландии. Находившиеся на борту люди — 408 пассажиров, значительная часть из них пенсионного возраста, 330 членов экипажа и новозеландский лоцман — были спасены подошедшими к месту гибели лайнера танкером Тарихико и паромом Арахура. В катастрофе погиб один человек: инженер рефрижераторных установок Павел Заглядимов, работавший в отсеке, затопленном сразу после столкновения. Мы решили вспомнить семь круизных лайнеров, потерпевших кораблекрушение.

«МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ»

Теплоход «Михаил Лермонтов» был построен на судоверфи немецкого порта Висмар в 1972 году и был принят в эксплуатацию в 1973 году. Его предназначением было обслуживание регулярных круизных линий. В этом же году 28 мая теплоход «Михаил Лермонтов» отправился в свой первый рейс по маршруту Бремерхафен-Лондон-Гавр-Нью-Йорк, став первым советским пассажирским судном, посетившим зарубежный американский порт за последние 25 лет.

На пяти пассажирских палубах, соединенных трапами и лифтами, было расположено 239 каюты, в которых со всеми удобствами могли разместиться 550 пассажиров. Экипаж состоял из 350 человек и размещался на нижних палубах. К услугам пассажиров был музыкальный салон со сценой, ресторан, пять баров, салон красоты, парикмахерская, казино, библиотека, зимний сад, магазины, теннисные корты.

В свой последний рейс из Ленинградского порта лайнер отправился в пятницу 22 ноября 1985 года. Достигнув новозеландского Веллингтона, после непродолжительной стоянки, 16 февраля 1986 года в заливе Шекспира у берегов Новой Зеландии судно в 17 часов 38 минут по местному времени на скорости около 15 узлов дважды ударилось дном о подводные камни скалистой отмели в районе мыса Джексон и получило обширную пробоину по левому борту ниже ватерлинии. Был послан сигнал бедствия, который приняло радио Веллингтона. К терпящему бедствие лайнеру направились паром «Арахура», следовавший из Пиктона через пролив Кука, и танкер «Тарихико», который принял на борт 356 пассажиров и членов экипажа. Кроме танкера и парома, в спасении пассажиров и экипажа принимали участие небольшие рыболовецкие суда, поспешившие на помощь.

После гибели теплохода ходило много различных слухов о скрытых причинах катастрофы. Официально виновником катастрофы был признан старший помощник капитана Сергей Степанищев, как старший офицер, находившийся на мостике в момент столкновения. При этом суд учел неправомерные действия гражданина Новой Зеландии лоцмана Дональда Джемисона, указавшего неверный курс. Попытки поднять затонувший на глубине лайнер предприняты не были. Существует мнение, что советский лайнер мешал западным конкурентам: министерство пассажирского флота СССР продавало билеты по заниженным ценам за счет снижения расходов. Наши морские суда пользовались советским топливом, которое было намного дешевле западного. В Англии билеты на советский лайнер продавались по цене 70 долларов за сутки. Десятидневный тур на теплоходе стоил 700 долларов США.

Останки судна до сих пор находятся на глубине 25—30 метров и являются популярным местом дайвинга.

«АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Советский пассажирский пароход потерпел крушение 31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска, в 4 км от берега. До этого дня «Адмирал Нахимов» в течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.

Пароход был построен в 1925 году в Германии и носил имя «Берлин» До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Во время Второй Мировой пароход затонул, но был поднят, отремонтирован и продан в СССР в 1957 году. Со временем «Адмирал Нахимов» обрел популярность в стране. У молодоженов появилась мода совершать свадебные путешествия именно на «Адмирале Нахимове». Путевки на этот пароход раскупались за полгода до начала круиза.

В день трагедии вместе с командой на пароходе находилось 1243 человека, включая начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора А. Крикунова и его семью, прибывших к отходу судна из Новороссийска. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход вышел в море, двигаясь к Сочи. В это время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев», большего водоизмещения, входил в Цемесскую бухту, следуя со скоростью 11,5 узла курсом 36 градусов. Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов, или 43 километров в час. Диспетчеры предложили Виктору Ткаченко, капитану сухогруза «Петр Васев» пропустить пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», на что он согласился. После чего оба корабля вели между собой переговоры, уточнив детали маневра. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8 на 10 метров. Лайнер ушел на дно всего за 8 минут. С тонущего парохода матросам удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около 1000 человек, плавало множество предметов и обломков. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек.

О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск, который отправил на место катастрофы буксиры портофлота, рейдовые и малые пассажирские катера. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. 64 человека навсегда остались под водой.

«АНДРЕА ДОРИА»

Итальянский трансатлантический лайнер, впервые спущенный на воду 16 июня 1951 года и отличавшийся особой безопасностью, 26 июля 1956 года затонул через 11 часов после столкновения с лайнером «Стокгольм» у побережья Нью-Йорка. «Андреа Дориа» был не просто лайнер. Он олицетворял возрождение итальянского торгового флота после Второй мировой войны. Судно с валовой вместимостью 29100 регистровых тонн, имевшее длину 212 метра и ширину 27,5 метра, относилось к числу самых крупных и быстроходных судов в мире. Помещения лайнера украшали произведения искусства. В каждом классе — кинозал и плавательный бассейн с площадкой для отдыха.

25 июля 1956 года «Андреа Дориа» с 1134 пассажирами и 500 членами экипажа на борту, двигаясь в тумане со скоростью 21,8 узла, приближался к маяку на острове Нантакет. Практически весь маршрут был пройден. Скорость была выше максимально допустимой в таких погодных условиях. В это же время из Нью-Йорка собирался отчалить 12 000-тонный шведский лайнер «Стокгольм». Он должен был пройти в одной миле от плавучего маяка «Нантакет», а затем изменить курс к северу, к берегам Скандинавии. Однако в густом тумане столкновения избежать не удалось. На мостиках обоих судов увидели огни друг друга почти одновременно: «Стокгольм» пробил 7 палуб, а от удара «Андреа Дориа» сильно накренился влево, резко развернулся, оголив винты, и продолжая идти полным ходом, потащил за собой шведское судно.

По аварийному распоряжению каждый из 1250 пассажиров и 575 членов команды должны были сесть в спасательные шлюпки, лишь 8 человек и капитан должны были остаться на лайнере для управления восемью лебедками, спускавшие все шестнадцать шлюпок. Авария произошла на оживленном участке маршрута, поэтому помощь подоспела быстро. Когда крен «Андреа Дориа» увеличился на 8 градусов, к судну подошли шлюпки со «Стокгольма», «Иль де Франс», военного транспорта «Рядовой Уильям Томас», фруктовоза «Кейп Энн» и других откликнувшихся судов. Спасение пассажиров «Андреа Дориа» стало самой успешной спасательной операцией в истории кораблекрушений: удалось спасти всех пассажиров лайнера.

Итальянский лайнер все еще лежит на 72-метровой глубине в 40 милях от американского острова Нэнтакет. Кроме предметов искусства, на корабле находились сейфы с деньгами и драгоценностями пассажиров. Однако все попытки поднять судно оказались безуспешными. За последние десять лет здесь погибли уже более 15 дайверов.

«КОСТА КОНКОРДИЯ»

Лайнер «Конкордия» в 2006 году находился на 10-м месте в ТОП-10 самых больших круизных судов в мире. Его длина составляла 290 метров, что сравнимо с тремя футбольными полями. Судно потерпело крушение 13 января 2012 года близ итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана, отклонившись от курса и приблизившись к берегу. На полном ходу лайнер пропорол днище о прибрежные скалы и накренился примерно на 20 градусов. В результате удара образовалась длинная пробоина в 50 метров на корпусе. Практически мгновенно было затоплено машинное отделение и утрачен контроль над двигателями и электронными системами.

Последний круиз предполагал заход в порты нескольких итальянских городов, а также в Барселону и Марсель. На борту лайнера находились 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Во время крушения лайнера погибли 32 человека, более 4 тысяч человек было эвакуировано. Капитан «Конкордии» Франческо Скеттино был арестован. По утверждению стороны обвинения, он подвел круизный лайнер слишком близко к побережью. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах.

Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Спасательная операция стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. 17 сентября 2013 года судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.

Sea Diamond

Круизное судно Sea Diamond потерпело кораблекрушение 5 апреля 2007 года возле греческого острова Санторини. Судно принадлежало компании «Louis Hellenic Cruise Lines». Sea Diamond натолкнулось и село на риф вулканического происхождения. Судно, введенное в эксплуатацию в 1986 году, достигало в длину 142,9 м, а его ширина составляла 24,7 м. Sea Diamond вмещало 1,5 тыс. человек, однако в тот момент на борту находилось около 1,1 тыс. человек. Все они были эвакуированы за исключением двух человек: французов, дочери и отца, считающихся пропавшими без вести. 6 апреля 2007 года судно затонуло на глубине 200 м.

«Титаник» «Британник» был близнецом «Титаника». Это было третье и последнее судно класса «Олимпик», заказанное компанией White Star Line. Лайнеры должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, по легенде титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Поэтому, судно назвали «Британник». Из-за катастрофы «Титаника» были внесены изменения в конструкцию.

Во время Первой мировой войны «Британик» использовался как госпитальное судно. 21 ноября 1916 года лайнер подорвался на минах, выставленных немецкой подлодкой U73 под командой Густава Зисса в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией. Была проведена эвакуация. Через какое-то время судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва.

Кроме экипажа на борту находилось 3,3 тыс. раненых. В результате крушения погибло 30 человек. Большая их часть погибли в двух шлюпках, которые были затянуты все еще вращающимся гребным винтом.

В ночь на 14 января 2012 года в Тирренском море близ острова Джильо, у побережья итальянской области Тоскана. На борту судна находились более 4,2 тысячи пассажиров и членов экипажа. В результате крушения погибли 32 человека и более 100 пострадали.

Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых размещались 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс‑зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел 13 января 2012 года из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) под Римом в круиз по Средиземному морю и направился в Савону (Savona). Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на скальный выступ, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров.

Постепенно корабль стал погружаться в воду. Затем лайнер в километре к северу от места происшествия.

Члены экипажа во главе с капитаном Франческо Скеттино пассажирам о том, что произошло. На борту началась паника.
Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Спасение людей тем, что многие оказались заблокированными в каютах лайнера, а несколько человек выпали за борт при посадке корабля на мель.

На лайнере находились 111 граждан России, . Среди уцелевших пассажиров корабля было 450 граждан Франции.
Первоначально сообщалось, что в результате крушения лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково‑спасательной операции из‑за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. В апреле 2012 года официально была гибель 30 человек, еще двое ‑ итальянка и гражданин Индии ‑ числились пропавшими без вести. Останки пассажирки Марии Грации Трекарики были обнаружены внутри судна . Тело еще одного пропавшего без вести, стюарда Рассела Ребелло, гражданина Индии, нашли в одной из кают Costa Concordia только .

С момента крушения Costa Concordia возник его топливом побережья острова Джульо, расположенного рядом с местом аварии. В районе этого острова обитает ряд видов редких рыб и морских животных. В марте 2012 года водолазы с затонувшего итальянского лайнера.

По данным СМИ, на затонувшем лайнере Costa Concordia действовали , которые разграбили затопленную часть судна. Первой вещью, похищенной с Costa Concordia, стал судовой колокол. Рында, которая весила несколько десятков килограммов, была похищена неизвестными 15 марта 2012 года с глубины около восьми метров. Кроме того, мародеры‑аквалангисты украли украшения и часы, которые остались лежать в витринах магазинов лайнера. С судна также пропали картины, настенные часы и некоторая мебель.

Осенью 2013 года корабль, который больше года пролежал на боку на мели, установили вертикально. Спустя несколько месяцев в недрах его корпуса при проведении подводных работ .

В 2014 году к лайнеру прикрепили 19 специальных контейнеров, из которых затем выкачали воду, чтобы поднять судно над уровнем моря и выровнять его. После того как корабль поднялся из‑под воды на 18 метров, от него отцепили тросы, с помощью которых удерживали около берега. В конце июля 2014 года лайнер был отбуксирован в Геную. Судно преодолело на буксире . Все это время лайнер сопровождал целый морской конвой, включающий в себя, в том числе, катер ВМС Франции и два вертолета.

После прибытия в порт Генуи начались работы по разбору судна. В мае 2015 года лайнер Costa Concordia был отбуксирован в район старого порта Генуи, а пять буксиров направили то, что осталось от круизного корабля, в сторону четвертого дока для окончательного демонтажа.

На итальянском острове Джильо в октябре 2014 года был установлен монумент, посвященный памяти жертв катастрофы 13 января 2012 года и мужеству местных жителей. Мемориал " " создал архитектор Джампаоло Талани. Работа была подарена острову компаниями Neri из Ливорно (Италия) и Smit из Роттердама (Нидерланды).

Сразу после трагедии прокуратура итальянского города Гроссето, ведущая расследование обстоятельств крушения Costa Concordia, в отношении капитана лайнера Франческо Скеттино, предъявив ему обвинения в непреднамеренном убийстве, кораблекрушении и оставлении судна в опасности. Представители компании‑судовладельца заявили о том, что Скеттино отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест.

После того, как специалисты сняли показания с черного ящика лайнера, стало ясно, что эвакуация пассажиров с терпящего бедствие круизного лайнера Costa Concordia началась . Капитан лайнера не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции, он также при маневрировании, в управлении сложившейся чрезвычайной ситуацией и при эвакуации с корабля. После крушения Скеттино покинул тонущий лайнер.

17 января 2012 года итальянский суд постановил поместить под домашний арест капитана лайнера Франческо Скеттино, но уже 5 июля 2012 года он из‑под домашнего ареста при условии, что не может покидать город Мета‑ди‑Сорренто в провинции Неаполя, где находится его дом.

Со своей стороны Скеттино решил судиться с уволившей его в июле 2012 года компанией‑судовладельцем Costa Crociere, требуя своего восстановления. Судебный процесс по делу об его увольнении начался в итальянском городке Торре‑Аннунциана в провинции Неаполя. Скеттино посчитал, что был уволен несправедливо, несмотря на то, что причиной увольнения стало не только внутреннее дисциплинарное расследование обстоятельств трагедии, но и засвидетельствованные пассажирами лайнера нарушения им трудового договора и Кодекса мореплавания, например, употребление алкоголя за час до трагедии.

Летом 2013 года министерство транспорта Италии капитана Франческо Скеттино.

Суд над бывшим капитаном Costa Concordia начался . Изначально на скамье подсудимых помимо Скеттино находились еще пять человек: старший помощник капитана Чиро Амброзио, офицер судна Сильвия Короника, рулевой Якоб Русли Бин, директор бортовой гостиницы Манрико Джампедрони и координатор кризисного центра компании‑судовладельца Costa Crociere Роберто Феррарини. Однако в рамках предварительных слушаний они заключили соглашение со следствием о признании ими своей вины в обмен на смягчение наказания.

Суд в Италии признал пятерых сотрудников компании Costa Crociere, владельца круизного лайнера Costa Concordia, в непредумышленном убийстве людей. Феррарини был осужден на два года и десять месяцев, Джампедрони получил два с половиной года, другие обвиняемые, кроме Скеттино, — от года и восьми месяцев до года и 11 месяцев тюрьмы.

Компания‑оператор судна Costa Crociere была на миллион евро за ошибки и нарушения правил, допущенные служащими компании при аварии.

11 февраля 2015 года суд первой инстанции итальянского города Гроссето Франческо Скеттино к 16 годам и одному месяцу лишения свободы. Экс‑капитану также пожизненно запретили занимать любые государственные должности, также он в течение пяти лет не сможет работать по своей профессии. Приговор был подтвержден 31 мая 2016 года Апелляционным судом Флоренции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Все мы помним, как вскоре после Нового года у побережья Италии потерпел крушение роскошный плавучий отель. Для сотен его пассажиров веселый отпуск превратился в кошмар, а самая современная техника оказалась бессильной перед пресловутым человеческим фактором.

В пятницу 13 января нынешнего года в 21:15 на капитанский мостик круизного судна Costa Concordia зашел Антонелло Тьеволи, служивший на корабле метрдотелем. Через широкие иллюминаторы Тьеволи мог видеть, как к судну приближаются мерцающие огоньки его малой родины — острова Гильо.

Капитан Франческо Скеттино знал, что на острове живет сестра Тьеволи, и потому пригласил его на мостик, когда судно проходило мимо этих берегов. 13 ярко освещенных палуб Costa Concordia могли затмить любой источник света на Гильо, а число людей на борту (4200) вчетверо превосходило все население острова.

Капитан отклонился от установленного планом курса — плавучая махина длиной 286 м в этот момент была на четыре мили ближе к острову, чем следовало. Сведущие люди говорили потом, что на лайнерах компании Costa это было особой традицией — приветствовать популярного у экипажей отставного капитана Марио Паломбо, в то время как судно проходило мимо его дома на острове Гильо. Корабль, сбавивший было ход, пока Скеттино сидел за ужином, теперь разогнался до 16 узлов. На расстоянии меньше мили от берега такая скорость граничит с большим риском.


На иллюстрации: А. Франческо Скеттино увел корабль минимум на 4 мили от заданного курса, чтобы поприветствовать коллегу на берегу. Такое капитан проделывал и раньше. Скорость судна при этом достигла 16 узлов — для маневров вблизи берега это слишком много. В. Левым бортом судно цепляет за скалу в 300 метрах от берега острова Гильо. Это случилось на скорости 15 узлов, и в итоге борт судна оказался вспорот на длину 48 м. С. Вода заливает судно, и главная силовая установка выходит из строя. Резервные мощности капитан задействует для того, чтобы, включив носовые подруливающие устройства, выбросить Costa Concordia на мель. Из-за малой осадки корабль получает большой крен. D. Почти через 45 минут после удара о скалу офицер на капитанском мостике кричит: «Капитан, пассажиры самовольно забираются в спасательные шлюпки!» Вскоре после этого Скеттино отдает команду начать эвакуацию. Крен Costa Concordia так велик, что некоторые из спасательных шлюпок оказались недоступны. Спуск на воду остальных тоже превращается в очень непростую задачу. «Наша шлюпка долго висела и колотилась о борт лайнера, — говорит пассажирка Нэнси Лофаро. — Люди в шлюпке непрерывно кричали». Приведенную внизу фотографию спасательной шлюпки Нэнси сделала с помощью своего сотового телефона. Выйдя на мелководье, судно легло на борт. Последний пассажир покинул Costa Concordia примерно в 3 часа утра.

В распечатке маршрута можно было прочесть о том, что судно пройдет неподалеку от острова, но мало кто из 3200 пассажиров смотрел в это время на море. Всего за два часа до этого Costa Concordia вышла из порта Чивитавеккья, морских ворот Рима, и пассажиры только начали осваиваться в новой курортной обстановке. Прежде чем отправиться на назначенное на 21:30 выступление иллюзиониста Мартина-Волшебника, жительница Миннесоты Ронда Розентол зашла в свою каюту. Она выглянула в иллюминатор и заметила на море белые барашки. «Волны вздымались довольно высоко, а чуть поодаль можно было разглядеть какие-то огоньки, — вспоминает Розентол. — Тогда мне показалось, что либо мы идем как-то уж очень быстро, либо берег совсем рядом».

Капитан Скеттино связался с Паломбо и узнал, что его друг и учитель в данный момент пребывает на материке в своей зимней квартире. Но обратного пути уже не было — судно мчалось прямо на скалистый берег.


В этот день пассажиры Costa Concordia взошли на борт, чтобы совершить увеселительную прогулку вдоль западного побережья Италии. Развлечение превратилось в трагедию, когда судно зацепилось за скалу (ее фрагмент так и остался внутри пробоины).

21:40 отклонение от курса

Современные круизные суда оборудованы навигационными системами на основе GPS, которые постоянно отслеживают положение лайнера и выводят данные на экран. Если система обнаруживает какое-либо отклонение от заданного маршрута, она включает сигнал тревоги. «Вполне возможно, что для совершения незапланированного маневра Скеттино на время отключил аварийную сигнализацию, — говорит Тед Томпсон, бывший капитан береговой охраны США, а ныне старший вице-президент по техническим и юридическим вопросам в Международной ассоциации круизных линий. — Вырубив автоматику, он мог управлять судном в ручном режиме, полагаясь на собственные глаза».

На мостике имелось и другое оборудование, которое должно было предупредить экипаж, если, конечно, он обращал на эти сигналы внимание. «Все суда оснащены эхолотами, которые сообщают, сколько остается воды под килем, — говорит Джордж Борлас, корабельный инженер и эксперт в вопросах судоходства, — но в конце дня зачастую человеческий фактор оказывается сильнее техники».


Скеттино говорит, что корабль, по его представлениям, находился более чем в полумиле от берега. Это, конечно, слишком близко, если сверяться с инструкцией, но об опасности говорить было еще рано. Потом данные спутниковой навигации показали, что до берега осталось менее 300 м.

В 21:45 все на судне уже знали, что случилась какая-то неприятность: судно тряхануло, и пассажиры услышали громкий скрежещущий звук. Потом некоторые сравнивали пережитое с легким землетрясением.

Розентол смотрела выступление иллюзиониста, когда почувствовала, что «судно качнулось и будто бы дало задний ход». Она было подумала, что это спецэффект, предусмотренный сценарием, пока не увидела, что сцена пуста. «Я искала взглядом, куда мог деться фокусник, но он просто исчез». В этот момент судно столкнулось с большой скалой рифа Ле Сколе неподалеку от острова Гильо.


ТТХ корабля. Длина — 286 м // Высота — 53 м // Количество спальных мест для пассажиров — 3780 // Экипаж — 1100 человек // Двигатели — дизель-электрическая силовая установка на 42МВт // Винты — спаренные с постоянным шагом // Капитан — Франческо Скеттино. «Судно было обречено из-за полного и абсолютного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации» — капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии".

Через несколько секунд лампочки замигали и погасли. Розентол вместе с сестрой (сестра — офицер армии США, служащая в Афганистане и проводившая в круизе отпуск) отправились в свою каюту, собираясь поспать. По громкоговорящей связи всем сообщили, что возникли технические проблемы с генераторами, и пообещали быстро восстановить энергоснабжение.

Удар о скалу привел к тому, что вдоль левого борта образовалась пробоина длиной 48 м. Забортная вода хлынула внутрь корабля сквозь дыру длиной с олимпийский бассейн, заполняя собой три из семи отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками отсеков. Генераторы встали наглухо. Costa Concordia попала в серьезную беду.


На фото — капитан «Конкордии» Франческо Скеттино

Суда, построенные после 2010 года, при затоплении трех отсеков уже не опрокинулись бы, как это произошло с Costa Concordia. В 2008 году в Международной морской организации при ООН были разработаны новые стандарты строительства, требующие, чтобы судно сохраняло остойчивость при затоплении более двух отсеков. Costa Concordia, сданная в эксплуатацию в 2005 году, соответствовала лишь устаревшим стандартам безопасности 50-летней давности.

Через несколько минут после удара включилось мерцающее аварийное освещение. Судно, которое постепенно уносило от острова, начало крениться на левый борт. Однако члены экипажа продолжали твердить пассажирам, что ситуация находится под контролем.

21:49 Корабль без кормчего

Лет десять с лишним назад и в грузовом, и в пассажирском судоходстве были введены новые правила, нацеленные на более эффективные действия экипажа в чрезвычайной ситуации. Суть нововведений — в предварительном планировании всех необходимых действий, дабы в обстановке ЧП они проводились быстрее и более организованно. Такой регламент базировался на продуманной иерархии подчинения, которая распределяет ответственность в кризисной ситуации.


Как спасатели будут ставить на ровный киль легшее на борт судно водоизмещением 114500 тонн? Если владельцы желают его получить в целости и сохранности, то сначала судно необходимо залатать, а потом освободить от воды и горючего. «Сейчас, когда новое судно сдается в эксплуатацию, к нему прилагаются все чертежи в электронном виде, а также все расчеты остойчивости, — говорит президент Американской ассоциации по подъему затонувших судов Тим Бивер. — Располагая такой документацией, мы можем смоделировать подъем судна на компьютере». Затем размещенные на берегу и на плавкранах гидравлические лебедки, натягивая цепи (голубые и оранжевые линии), выправляют крен судна. При этом потравливаются страховочные тросы (показаны желтым), которые не позволят судну слишком сильно откачнуться в противоположную сторону.

Эта идея не выдержала испытания в ночном мраке пятницы 13-го. Если исходить из имеющихся отчетов и видеокадров, снятых на мостике сразу после столкновения, создастся впечатление, что капитан не управлял чьей-либо деятельностью и вообще не чувствовал себя командиром.

«Судно было обречено из-за полного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации», — говорит капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии.


В 90 милях к северу ночная вахта на посту итальянской береговой охраны в Ливорно получила первое предупреждение от полиции. Полицейским начали поступать тревожные звонки от граждан, чьи родственники в это время находились на борту лайнера. Смысл звонков сводился к тому, что на судне, находящемся неподалеку, возникли какие-то трудности. Капитан итальянской береговой охраны Грегорио Де Фалько позвонил на ходовой мостик Costa Concordia, где ему сообщили, что «все в порядке, просто есть технические проблемы». О гигантской пробоине в левом борту не было сказано ни слова.

Принимая в трюмы все больше и больше забортной воды, Costa Concordia стала приобретать опасный крен. Тарелки и столовые приборы падали со столов, сервировочные столики и прочая мебель съезжали по палубе к стенам. Из кают начали выходить пассажиры в пижамах и спасательных жилетах. Возникла толкучка, и воцарилась неразбериха. Как выяснилось, туристы не знали, где расположены спасательные шлюпки, к которым они приписаны. Такую информацию обычно сообщают на первых же учениях, которые полагается провести не позднее чем через 24 часа после отбытия в круиз. Однако шли самые первые часы плавания, и 696 пассажиров просто не знали, куда им двигаться.


Члены экипажа, оказавшись без руководства и необходимой информации, просили пассажиров оставаться на местах. «В этой ситуации команда пребывала в таком же неведении, как и пассажиры», — говорит Джон Конрад, капитан торгового судна и основатель посвященного морской практике сайта gCapitan.

22:15 катастрофа

При заглохших главных дизелях Costa Concordia дрейфовала еще около часа. Данные GPS показывают, что скорость лайнера упала почти до нуля. «Когда судно не имеет поступательной скорости, управлять им невозможно», — объясняет Харри Болтон. Правда, у Скеттино оставались еще дополнительные возможности. «На судне есть вспомогательные двигатели, обеспечивающие некоторый резерв мощности. Обычно их располагают на верхних палубах, чтобы обезопасить от возможного затопления», — говорит Болтон.

Примерно через 30 минут после удара капитан, судя по всему, попытался использовать этот резервный двигатель, чтобы пустить в ход носовые подруливающие устройства. Обычно их задействуют при причаливании, но Скеттино, скорее всего, решил использовать последнюю возможность, чтобы подогнать судно к берегу. Очень может быть, что именно этот маневр помог спасти человеческие жизни, однако он же привел к непредвиденным последствиям. «Капитан стремился довести Costa Concordia до мелководья, рассчитывая, что, выбросив судно на мель, он поставит его на ровный киль, — рассуждает Болтон, — однако в своих расчетах Скеттино ошибся».


Обживаясь в своей каюте, первым делом выясните, где там у вас спасательный жилет. Попробуйте его надеть и снять. Узнайте, где еще на судне хранятся спасжилеты. На случай, если вырубят освещение, запаситесь парой фонариков. Сами разберитесь, где висит шлюпка, к которой приписаны вы лично.

Нэнси и Марио Лофаро из Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, испугавшись при виде накрененной палубы, побежали в свою каюту, чтобы прихватить одежду и спасательное снаряжение. Пока они бежали по коридорам, судно накренилось еще больше. «Мы услышали громкий шум, — говорит Нэнси, — и все вокруг начало падать на пол и разбиваться». В этот момент Costa Concordia налетела на прибрежную отмель и теперь была готова опрокинуться.

22:58 Промедление смерти подобно

Капитан отдал официальный приказ покинуть судно. Согласно уставу, от этого приказа до спуска на воду всех 26 спасательных шлюпок должно пройти не более 30 минут. Однако команда почему-то замешкалась, и спасательные работы пошли наперекосяк. К этому времени Costa Concordia имела крен более 20 градусов, так что некоторые из висящих по бортам шлюпок использовать было уже невозможно.

Розентол и ее сестра оказались в одной из шлюпок, которые были спущены на воду первыми. К пирсу острова Гильо они причалили в 23:14. Там к ним сразу кинулся спасатель-волонтер с просьбой отдать свои жилеты. С лайнера сообщали, что около 500 пассажиров катастрофа застала врасплох, и они не смогли забрать спасжилеты из своих кают.

Примерно в 23:30 Скеттино спустился в спасательную шлюпку (как говорит он сам, «упал в шлюпку»), и его повезли к берегу. За спиной он оставил свое судно и сотни пассажиров. Есть сообщения, что другие офицеры из команды «Конкордии» последовали его примеру, хотя были и такие, кто занимался доставкой пассажиров на берег.


Спасательные операции начинаются, как правило, с того, что пострадавшее судно освобождают от всех запасов горючего. Дело не только в том, что это топливо представляет собой экологическую угрозу, но и в том, что его вес будет мешать при подъеме судна.

Нэнси Лофаро вспоминает, как страшно было ждать в спасательной шлюпке, пока матросы мешкали с ее спуском. «Из-за предельного крена спускать шлюпки на воду было почти невозможно. Шлюпка все время колотилась о борт лайнера, — рассказывает она. — Сидящие внутри люди непрерывно кричали».

Скеттино посадил Costa Concordia на мель в таком месте, где глубина составляла примерно 13 м. Когда судно, наконец, завалилось на борт, десятки людей выпрыгнули или выпали в воду. Некоторые из них были в вечерних костюмах. Температура воды составляла около 14 °C. В такой воде конечности теряют подвижность за считанные минуты, а менее чем через час наступает смерть от переохлаждения.

00:42 Эпилог драмы

К этому моменту вертолеты итальянской береговой охраны засекли место крушения по передаваемым навигационной системой корабля координатам. Оказавшихся в воде искали с воздуха с помощью инфракрасных камер. Более 100 человек еще удерживались на палубах выше уровня воды — им пилоты вертолетов сбросили специальные ремни, чтобы можно было к чему-нибудь пристегнуться.


Офицер береговой охраны Де Фалько дозвонился до Скеттино по сотовому телефону. Пограничник потребовал, чтобы капитан вернулся к своим обязанностям, но получил отказ в самой категорической форме. «Возможно, ты и спас свою шкуру, но ты у меня за все заплатишь», — прокричал по телефону Де Фалько.

Список жертв при крушении Costa Concordia достиг 32 человек (включая двоих пропавших без вести). Скеттино обвиняется в непредумышленном убийстве, под следствие также попали его первый помощник, несколько членов экипажа и некоторые должностные лица компании Costa.

Анализируя действия экипажа Costa Concordia, трудно сразу формулировать рекомендации, которые позволили бы избежать подобного в будущем. Правда, один урок уже извлечен: учения со спасательными шлюпками на прогулочных лайнерах проводятся до, а не после отплытия в круиз.

Гибель «Титаника», сколько бы ни говорили о человеческих ошибках, повлекших за собой катастрофу, стала прежде всего предостережением от безоговорочной веры в технику. Случай с лайнером Costa Concordia заключает в себе иную мораль: не стоит слишком доверять тем ответственным лицам, которые полагают, будто ваша безопасность не требует от них никаких усилий.

Крушение кораблей... Подобное происшествие всегда окутано ореолом тайн, мифов и легенд. Знаменитые кораблекрушения - это черные страницы истории, прочесть которые возможно, лишь заглянув в морские глубины. Как ни печально, величественные гиганты-лайнеры очень часто становятся жертвами разбушевавшихся вод морей и океанов.

Самые известные кораблекрушения становились достоянием общественности. На сегодняшний день существует множество негласных списков, в которых названы самые впечатляющие катастрофы кораблей за всю историю человечества. Ниже представлены лишь некоторые из тех, что вошли в мировую историю.

Корабли, потерпевшие крушение

Многим в первую очередь приходит на ум история, которая потрясла своей трагичностью весь мир. Она затмила любое другое крушение кораблей. Это история "Титаника"… Хотя этот рассказ со временем оброс множеством догадок и домыслов, всем до сих пор интересно узнать о том, что же произошло на самом деле. Команда была настолько ослеплена величием своего корабля и его превосходством над другими судами, что на время все стали слишком самоуверенными.

Возможные причины трагедии

В то время многие говорили, что наконец-то построен корабль, который невозможно потопить. Но реальность оказалась непредсказуемой. Одной ночью корабль на полной скорости шел по своему маршруту, и моряки только в самый последний момент смогли заметить верхушку огромной ледяной глыбы, возвышающейся над поверхностью воды. Были предприняты срочные попытки увести судно в сторону, но было слишком поздно: корабль потерпел крушение. Практически на полной скорости "Титаник" задел правым бортом айсберг.

Корабль ломается пополам

Постепенно начинают затапливаться нижние ярусы в носовом отсеке корабля. Практически половина судна заполняется холодной водой Атлантического океана. На корабле создается противовес, в результате чего он наполовину погружается в воду. Корпус не выдерживает чудовищной нагрузки и ломается пополам. Обе части разломавшегося корабля лишаются электричества и тонут. Очевидцы трагедии вспоминают тот ужасный день с дрожью, но все же некоторые факты остаются в тени. Например, классовая дискриминация пассажиров.

Могло ли спастись больше?

Некоторые свидетели утверждают, что отдельные шлюпки были заполнены пассажирами только наполовину. В них садилось всего несколько человек, которые как можно скорее отчаливали, в страхе что шлюпка переполнится и затонет. В итоге спаслось куда меньше пассажиров, чем могло бы. Однако не стоит забывать, что в ту ночь имели место и героические поступки. Многие, рискуя своей жизнью, помогали другим спастись. Как бы там ни было, эта катастрофа стала символом самонадеянности.

запутанная история

Другое, не менее трагичное столкновение произошло с пароходом "Адмирал Нахимов". Это стало громкой сенсацией двадцатого века. Теплый день августа начался прибытием в порт круизного лайнера. Город Новороссийск попрощался с пассажирами, которые уже в скором времени должны были отправиться в увлекательную поездку. Примерно в то же время в порт планировал заходить корабль под названием "Петр Васев". Экипажи обоих кораблей были предупреждены друг о друге и должны были действовать осторожно, никто и не догадывался, что скоро будет крушение кораблей.

Кто виновен и есть ли смысл это выяснять сейчас?

В результате недолгих переговоров было принято решение разойтись на выходе из порта правыми бортами. Однако что-то пошло не так, а именно дала сбой автоматическая система проложения курса. Техника несовершенна, об этом никогда нельзя забывать. Крушение кораблей - яркое свидетельство этому. Когда было замечено, что корабль на полном ходу движется прямо навстречу "Адмиралу Нахимову", ситуация практически полностью вышла из-под контроля.

Сухогруз "Петр Васев" врезался в пассажирский лайнер и сделал в его борту пробоину размером восемь на десять метров. за восемь минут. Некоторые обстоятельства, при которых корабль потерпел крушение, у многих вызывали вопросы. Почему пассажирское судно камнем ушло на дно, если, согласно правилам, оно должно иметь достаточную плавучесть, чтобы продержатся на поверхности воды хотя бы час после крушения? К тому же поступила информация, что капитан выполнил приказ портового диспетчера и изменил маршрут плавательного судна. В этой истории останется много пробелов и белых пятен.

Однако самым безутешным фактом является гибель практически полутысячи человек. Возможно, масштабы катастрофы были бы не столь ужасны, если бы была возможность спустить на воду спасательные шлюпки. Но что можно было сделать всего за восемь минут? Чтобы организовать посадку людей в одну лодку, требуется как минимум полчаса. И это еще при благоприятных условиях.

В случае когда имело место крушение корабля "Нахимов", не было ни времени, ни факторов, позволяющих людям спастись в шлюпках. Спустя время после катастрофы становится все труднее узнать правдивые обстоятельства крушения. Наверняка истинные факты покоятся в водных глубинах, поэтому уже нет смысла строить догадки, ведь время, как и человеческие жизни, назад не вернешь.

Это лишь две истории, однако они не единственные. Нижеприведенный список самых известных кораблекрушений покажет, что крушения крупнейших лайнеров - далеко не редкость.

  • SS America.
  • «Первооткрыватель мира».
  • «Средиземноморское небо».
  • MB Captayannis.
  • BOS 400.
  • «Форт Шевченко».
  • «Эвангелия».
  • «SS Махено».
  • «Санта-Мария».
  • «Димитриос».
  • «Олимпия».

Корабли строились годами, торжественно выходили из родных портов навстречу ветру и в итоге тонули, садились на мель, в память о себе оставляя только обломки и груды железа.

В ночь с 13 на 14 января 2012 года гигантский круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение в Средиземном море неподалеку от итальянского острова Джильо в Тоскане. На борту находилось 4 200 человек. Некоторым случившееся напомнило знаменитый Титаник, затонувший практически ровно за 100 лет до этого, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

Капитан круизного судна заявлял, что лайнер наткнулся на скалы, которые не были отмечены на навигационной карте, в результате чего и получил пробоину. К несчастью, в ту ночь спастись удалось не всем, погибли несколько человек.

Удивительно, что на «современном Титанике» так же не хватало шлюпок на всех пассажиров. Кроме того, у экипажа не получалось спустить их на воду правильно, чтобы они не падали перевернутыми или под углом, из-за чего быстро набирали воду. Некоторые люди, которые были не в силах дожидаться спасения, решили взять все в свои руки и добираться до берега вплавь.

Так произошло крушение одного из 10 крупнейших круизных лайнеров мира, который постепенно уходил все глубже под воду, пока не опустился на самое дно. Только вот пролежал он там недолго, поскольку было решено вытащить 300-метрового гиганта на берег.

Фотограф из Германии Jonathan Danko Kielkowski смог попасть внутрь вернувшегося из морских глубин судна и сделать для нас эти потрясающие, редкие снимки.


Когда лайнер показался из воды, то выглядел вот так.

Все многочисленные помещения Costa Concordia были в полнейшем разгроме, словно корабль пробыл на дне не одно десятилетие.


Costa Concordia является самым крупным затонувшим судном в истории.


Строительство корабля, получившего заводской номер 6122, велось итальянской верфью Fincantieri на протяжении трех лет, и 2 сентября 2005 года он был впервые спущен на воду. Как и полагается по традиции, «новорожденное» судно собирались «окрестить», разбив о борт бутылку шампанского. Однако бутылка не разбилась, а для корабля это очень плохая примета.

Эксперты, расследовавшие крушение лайнера, недоумевали, почему судно решило отклониться от маршрута, которым оно двигалось обычно, и столь опасно приблизилось к берегу.


Объясняя этот факт, капитан лайнера Франческо Скеттино признался, что в день трагедии он подошел к берегу, чтобы поприветствовать бывшего капитана, проживавшего на Джильо.

Территория круизного лайнера была огромна. На 15 палубах находилось 4 бассейна, 1450 кают, 5 ресторанов, казино, фитнес-центр площадью 2000 квадратных метров и другие развлечения.


Общая сумма ущерба оценивается в 1,5 миллиарда евро.

Для подъема Costa Concordia компании-судовладельцу пришлось выложить также немалую сумму, которая, по данным СМИ, должна была составить не менее 600 миллионов евро.


Одна из кают поднятого с морского дна корабля.


Разрушенный концертный зал.


От былой роскоши не осталось и следа.