Подборка дидактических игр по трудовой деятельности.docx - Подборка дидактических игр по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности. Игра "Костюмы для петрушек"

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста


Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т. д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т. д.

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image011_31.jpg" align="left" width="597 height=415" height="415">

«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image014_29.jpg" align="left" width="636" height="466 src=">

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 000 «Электроник» комбинированного вида.

Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.

Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук

Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

Развивающая среда в первой младшей группе

Многофункциональное панно

Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.

Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.

Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.

7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

Живая и неживая системы.

При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

Математика.

При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы.

Ознакомление с предметами ближайшего окружения

(младший дошкольный возраст)

Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

Цель:

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: Половник.
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

В: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Изодеятельность.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

Ознакомление с окружающим миром.

В: На что похож светофор?
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
В: Почему на магнитофон?
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

Развитие речи

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

В: На что похожа иголка?
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи

(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).

В: На что похож звук "Р"?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

Музыкальное воспитание.

В: На что похожа мелодия вальса?
Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.

7.3."Теремок" (с 4-х лет).

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ход игры.

1 вариант:

Ведущий - ребенок выбрал машину.
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
В: Это я, машина.
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

2 вариант:

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

Музыкальное воспитание

(при сравнительной характеристике разных жанров).

1 вариант:


В: Это я, марш. А ты кто?
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш.
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.

2 вариант:

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, марш. А ты кто?
Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша.
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.

Живая природа и неживая природа.

Похожести у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, снегирь. А ты кто?
Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.

Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.

Математика

(при закреплении геометрических фигур).

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.

Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях.

7.4."Давай поменяемся " (для детей 5-7 лет).

Правила игры:

Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
В: Давайте поменяемся функциями.

Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.

Математика.

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

Живая и неживая системы.

Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.

Неживая природа.

Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

7.5."Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.

Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.

Ход игры:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.
В: А самолет сам летает?
Д: Нет. Его человек ведет.
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

Математика.

В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

Изодеятельность.

В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.

Неживая природа.

В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
Д: Ножницы, топор, плита …
В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.

по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Подборка дидактических игр
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать
бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг,
кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы
встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель
предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или
отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно,
одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
Д/игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять
навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и
просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья
посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая
соответствующее действие.
Д/игра «Путаница»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по
наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и
т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной
куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной
куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у
каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой.
Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас
берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем
ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые
навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила
игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную
обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и
разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под
веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой
деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их
выполнения.
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять
знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Д/игра «Доскажи словечко»

Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать,
договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны …
(дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы,
шланг нужны … (садовнику). И т.д.
Д/игра «Наведи порядок»
Цель: приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые
трудовые навыки.
Оборудование: игрушки и предметы групповой комнаты.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой
комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы
помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в
группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе.
Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель
вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.
Д/игра «Чему нас научили взрослые?»
Цель: активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе
выполнения того или иного вида деятельности.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети
повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду,
копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.
Д/игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки
правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру «Покажи, как
это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для
выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем
нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно
правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на
веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.
Д/игра «Прояви заботу»
Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы,
воспитывать любовь к природе и живым существам.
Оборудование: инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все
красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы
выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду,
расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не
заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными
как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с
сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь
посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с
влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее
растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное,
с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся
ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и по­разному и выглядят. Ребята, а растение может
само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у
них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь

взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам
позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за
растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за
растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за
животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или
иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии
в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске
рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или
ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Д/игра «Юные экологи»
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица),
закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки,
маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.
Ход игры: В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие
сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько
вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг
нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир
становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его
красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель
контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая
внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например:
мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах
рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.
Д/игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их
предметах труда.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов
необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши
не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что
нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.

Д/игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов
труда.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос
«Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего
нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.
Д/игра «Для чего это нужно делать?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе
имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов
деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам
вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».
Примерные вопросы воспитателя:
­ Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду,
сервировать стол)
­ Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать
сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)
­ Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы,
заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))
­ Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)
­ Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду
аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)
И т.д.
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить
различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое
мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)
Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)
Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)
Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)
Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)
Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)
Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)
И т.д.
Д/игра «Последовательность»
Цель: учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и
однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать
логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением последовательных этапов, какого­либо вида трудовой
деятельности.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на
то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить
картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета
так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя
свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует
последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.

Д/игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях,
закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств
необходимых для нее.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем­то
рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того
как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя:

«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос.
Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую
посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».
«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что
он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы.
Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая
цветочная клумба».
«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести
опавшие листья и пыль на дорожке», - сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их
на дороги до наступления весны».

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.