Молитва николаю угоднику 22 мая. Сильные молитвы на удачу

Сегодня 22 мая отмечается День Святого Николая Чудотворца. Накануне вечером в храм Христа Спасителя в Москве из итальянского Бари доставили частицу мощей Николая Чудотворца.

22 мая в народе почитают Святого Николая. Согласно народному календарю, в году есть два праздника, посвященного Николаю Чудотворцу - Никола зимний 19 декабря и Никола весенний (летний) – 22 мая.

Николая Чудотворца чтут также на Западе, а в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Кроме посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Николай Чудотворец: в чем помогает

Святителя Николая особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.

День Святого Николая Чудотворца 22 мая: почитание на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей, в честь его имени святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина, а над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.

На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.
Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку, пишет портал Росрегистр. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

В молитвах в день Святителя Николая Чудотворца православные верующие обращаются за помощью в исцелении от болезней, укреплении семьи, защите детей, избавлении от нищеты и бедности, благополучном путешествии и возвращении на родину, устранении силы магических ритуалов и дурных сглазов, освобождении из плена.

22 мая православный мир почитает память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Ликийского, который более известен как Николай Чудотворец или Николай Угодник. На Руси 22 мая Никола Вешний, также его именовали Николой весенним, Николиным днем, Николой травным. Вешний на древнеславянском означало весенний, тепло окончательно устанавливалось на земле.

В молитвах в день Святителя Николая Чудотворца православные верующие обращаются за помощью в исцелении от болезней, укреплении семьи, защите детей, избавлении от нищеты и бедности, благополучном путешествии и возвращении на родину, устранении силы магических ритуалов и дурных сглазов, освобождении из плена.

Молились ему как православные крестьяне, так и служивый люд, так как покровительствовал Николай Угодник всем без исключения. Особое значение 22 мая Никола Вешний имел для тех, чья жизнь была связана с обработкой земли, так как они внимательно прислушивались к тем приметам, что были накоплены на долгие тысячелетия с момента праведной жизни и кончины святого Николая Угодника.

Этот день особенно почитаем у православных, при том, что сам Николай Чудотворец не относится к числу апостолов Божьих. Расположение простого народа он заслужил благими делами, о которых вспоминают в день Святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.
На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.
22 мая Никола Вешний благословлял росу, потому существовала традиция умывания ею. Считалось, что утренняя роса придаст человеку здоровье и счастье, а земля одарит богатым урожаем.
22 мая Никола Вешний также был известен тем, что оберегал скот от нечистой силы. Было выгонять табуны лошадей в ночные. В качестве пастухов выбирались только холостяки. Пастухи перед выгоном лошадей обязательно молились. Пастухи не слезали с седел, ибо существовало поверье, что в этот день нечистая сила может заездить лошадь до смерти. Если в табуне лошади начинали вздрагивать, что определенными криками отгоняли нечистого.
На Николу Вешнего старались рассчитаться со всеми долгами, помириться с давнишними врагами. Полагалось также быть щедрыми на подаяния и угощения нищих и обездоленных, дабы не разделить их печальной участи.
Крестьяне сажали картошку и гречиху, стригли овец. Распродавали остатки прошлогоднего зерна, так как сев уже был осуществлен, а по традиции вовремя проданные остатки должны были привлечь богатый урожай.

Народные приметы 22 мая (Никола Вешний)
Внимательно наблюдали за погодными условиями:
Если 22 мая Никола Вешний дает дождь, значит урожай уродится знатно.
Квакающая поутру лягушка предвещала урожай овса.
Если поутру пели соловьи, значит, зерновые также уродятся.
Именины на 22 мая Николу Вешнего у Ираклия. Василия, Гавриила, Иосифа, Николая.
На Николая нельзя отказывать никому, кто попросит вас о помощи, иначе за отказ помочь нуждающимся, 7 лет семья будет терпеть нищету и бедствия.
В этот день приветствуется любой труд: по дому, по хозяйству, в саду и огороде.

Хозяйки в этот день старались навести и порядок в доме, с самого утра принимались за генеральную уборку, так как святой не любит беспорядка.

Ко дню святого Николая старались отдать все долги, иначе считалось, что не будет финансовой удачи весь год.
Хорошая примета, если на Николая идет дождь. Утренняя роса на Николая считается целебной, ею стараются умыться для красоты и здоровья, походить по траве босиком.
Издавна считается, что святой Николай покровительствует влюбленным,поэтому молодожены и те, кто собирался играть свадьбу просили защиты и помощи у святого.
В этот день был запрет брать в руки ножницы, и сейчас существует примета не стричься на Николая.

Молитва Николаю Угоднику
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

День Святого Николая Чудотворца (весенний) 22 мая 2018: Праздник Николая проходить целых три раза в году. Даты фиксированы, в отличии от некоторых других церковных праздников.

Итак, 11 августа принято праздновать день рождение Николая Чудотворца, 19 декабря день его смерти, а 22 мая – перенесение мощей из Мир Ликийских в Барии. Это событие произошло в далеком 1087 году.

День святого Николы: история праздника

Согласно истории, Николай появился на свет в 270 году нашей эры в Патаре. На то время это был самый богатый город полуострова Ликии, что в Средиземном море.

Родители Николая — Феофан и Нона — жили богато и глубоко верили в Бога, поэтому с первых дней воспитывали его в христианском духе. Они умерли, едва Николай достиг совершеннолетия.

Как гласят предания, свое наследство Николай отдал вдовцу, который имел единственную дочь. Ее возлюбленный был из богатой семьи, и его родители и слышать не хотели о бесприданнице, которая придет к ним в дом.

В один из вечеров Николай незаметно положил мешочек с монетами в окно спальни будущей невесты. Тогда по городу ходили слухи, что влюбленным помог ангел.

В Украину культ Николая-чудотворца пришел вместе с христианством. Так, под покров святого попадают не только дети, которые в ночь на 19 декабря терпеливо ждут подарков, но и студенты, путешественники, водители, торговцы, моряки.

Обращаться к Николаю в молитвах могут и те, кто находится в затруднении, а также замужние женщины, которые просят чудотворца о спокойной семейной жизни.

По традиции, если ребенок целый год вел себя хорошо, Николай кладет ему под подушку сладости или подарки, а если плохо — розгу, напоминая, что за непослушание нужно отвечать.

В этот день непременно стоит сходить в церковь и помолиться. День Николая Чудотворца лучше всего начать с утренней службы.

Кроме того, следуя примеру святого Николая, в этот день нужно помогать близким, раздавать милостыню, но делать это скромно, не кичась своей благотворительностью.

Первым обойти свой двор должен хозяин дома — если он этого не сделает, то в грядущем году жди беды, говорили наши предки. Поэтому на Николая мужчины старались встать пораньше и обойти весь двор.

Также в этот день принято было мириться, при этом приговаривали: "На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзья".

Что нужно делать в праздник святого Николы

Церковь гласит, что 22 мая, проведенное в молитвах и заботе о ближних, сделает счастливым весь год. При этом, нужно чтобы все члены семьи занимались полезными делами. С утра и вечером следует обратиться с молитвой к Господу и Николаю Вешнему. Просить у Бога и Святителя христианин может всего, в чем он нуждается. Если молитвы будут искренними и человек заслуживает того, о чем просит, его желания будут услышаны.

Издавна, с самого утра женщины убирали дома, участки возле них и помещения для животных. Скотину кормили разными лакомствами, купали и выпасали. Молодежь после бани переодевалась в красивые наряды, и собирались на увеселительные мероприятия. Вечером все члены семьи должны были собраться за праздничным столом. Обычно на ужин хозяйки готовили блины, кашу, вареный картофель, подавали молоко, сыр, сало, куриные яйца и разнообразные блюда, приготовленные из этих продуктов.

Как себя правильно вести и что делать в праздник Николы?

Хозяйки с самого утра принимались за генеральную уборку дома, приусадебной территории, нежилых надворных построек, где содержалась скотина. Животных усиленно кормили различными лакомствами. Парнокопытных и жвачных выпасали, остальных питомцев – выгуливали.

Чтобы счастье улыбалось в течение всего года, 22 мая необходимо провести в молитвах и заботах о семье, доме, скотине. Желательно, чтобы все домочадцы, от мала до велика, были заняты полезными делами.

Утром и вечером желательно помолиться Николаю Вешнему и Господу. Просить Бога и Святителя можно обо всем, в чем вы нуждаетесь. Если ваши мольбы искренни, и вы действительно заслуживаете того, о чем просите, вам обязательно воздастся.

Поутру, после похода в церковь и молитв, желательно сходить в баню, хорошо выкупаться и переодеться в чистое или даже новое нижнее белье. Верхняя одежда также должна быть выстиранной и выглаженной. В процессе купания можно читать молитву.

В этот день нужно начинать сеять некоторые культуры. Как правило, сажали гречиху и картофель. Считалось, что после дня Николы Летнего заниматься их высадкой бессмысленно. Во-первых, не будет достойного урожая, во-вторых, культуры не успеют уродить.

После работы в поле и увеселительных мероприятий все члены семьи должны были собраться за столом, чтобы отведать праздничный ужин. Особых рекомендации по поводу блюд, выставленных на стол, нет. Обычно это была непритязательная снедь: молоко, блины, куриные яйца, сыр, каша, картофель вареный, сало и всевозможные блюда, приготовленные из перечисленных продуктов.

Запреты в День святого Николы

22 мая категорически запрещается грустить, вспоминать плохие события и лениться. Единственными занятиями, от которых следует сегодня отказаться, являются вязание и шитье. Запрещается пользоваться ножницами и другими колюще-режущими предметами. Исключением являются садовый инвентарь и кухонные принадлежности.

Если на Николу отказать нуждающемуся в помощи, такой человек и его семья будут терпеть неудачи в течение 7 лет. Стоит помнить, что помощь нищим, сиротам и нуждающимся, были основными жизненными ценностями святого Николая.

Николай Угодник является покровителем детей, так что им желательно также ни в чем не отказывать. Можно купить им небольшие презенты или сладости.

В Майский день нельзя употреблять много алкоголя, громко петь или плясать. Запрещаются громкие ссоры с выяснением отношений, это может принести неудачу.

Народные приметы на святого Николая

Если в период с 22 мая по 10 июня будет сырая и ветреная погода, это означает, что Николай благословил всходы растений и в конце лета стоит надеяться на богатый урожай.

Если на Николу Чудотворца слышно кваканье лягушек, почва будет благодатной и даст щедрые дары.

Старинные приметы гласят, что молитвы в этот день обладают особой силой. Можно просить Николая об исцелении, встрече с любимым человеком, прощении грехов и Святой обязательно поможет.

Утренняя роса на Николу помогает оздоровить все тело. В этот день принято умываться утренней влагой, чтобы весь год не болеть.

Если в этот день цветет ольха, стоит ждать финансового успеха. Бывали случаи, что семьи выигрывали в лотереи или получали наследство, если в их дворе 22 мая расцветало это дерево.

Как отмечается Николин день у народа Саха

За день до Николина дня хозяйки затевали генеральную уборку. Как обычно, к этому времени весь двор был очищен от грязи, мусора, накопившегося за зиму. Прошлогоднюю траву сжигали, и дым от костров покрывал все селение. Таким образом выполнялся обряд очищения.

С чистой душой и телом после уборки, накрывали богатый и вкусный стол: готовили оладьи, саламат и утиный суп.

В древние времена народ саха по традиции выезжали на природу, украшали деревья саламой, окропляли землю кумысом, передает сайт Therussiantimes. Считалось, что в это время к Земле приближалась богиня Иэйэхсит, ее теплое дыхание проникало к растениям, ко всему живому, извещая плодородие.

По совету духовной наставницы Эдьиий Доры, с 22 по 26 мая каждый должен выехать на природу, на берег реки или озера:

«Обязательно нужно взять с собой свежеиспеченные оладьи и 200 грамм сливочного масла. Оладьи следует испечь отдельно, между тем, возбраняется есть хоть одну оладушку. На берегу, в 2-3 метрах от воды, нужно положить масло, а сверху по кругу, по часовой стрелке - оладьи. Ничего вслух говорить не нужно. И пускай после вас это подношение съедят хоть собаки, хоть птицы, это не должно вас волновать. Это сама природа распоряжается своими детьми. В этот день мы должны ощутить близость с природой ».

Это празднество связано с переносом мощей архиепископа из городка Миры в место под названием Бари. В России эту дату именуют Никола Вешний, связывая христианский праздник с весной и долгожданными переменами.

Данный святой был рожден в греческой колонии в Азии. Местом его рождения стал городок Патары. Его родители имели большое состояние, были верующими и ревностными христианами и активно занимались благотворительностью.

Мальчиком святой Николай много времени читал церковные книги, регулярно посещал храм. А когда подрос, выучился на священника и поступил служить в храм, где отцом-настоятелем обители был его родной дядя – знаменитый епископ Патарский.

После естественной кончины матери и отца Николай Чудотворец отдал все состояние нуждающимся, а сам стал епископом в Мире. Сегодня этот город называют Демре, и находится данное место в турецкой области Анталья.

Справедливого и честного архиепископа очень чтили люди. За свою долгую жизнь Святой Николай совершил немало чудес. До наших дней дошла информация о следующих его деяниях:

  • спасал неправедно осужденных из тюрем;
  • боролся с язычеством;
  • обличал и обращал в веру еретиков;
  • защищал город Миры от голода при помощи искренней молитвы к Господу;
  • силой молитвы вызволял из беды команды тонущих кораблей;
  • отвечал на все просьбы и вопросы страждущих.

Умер Николай Угодник, прожив много лет, «глубоким» стариком. Подлинная дата его смерти не известна. Историки считают, что это произошло примерно в 341–351 годах.

Кому покровительствует удивительный и известный святой?

Николай Чудотворец признается покровителем детей, а в Европе даже именуется прототипом Санта-Клауса. Он также благосклонен к путешественникам, всем морякам, торговцам и тем, кому для исцеления необходимо настоящее чудо.

Почему Святого Николая именуют Угодником?

Такое имя святой получил за свое угодное служение Богу. Николай Угодник молился с такой силой и верой, что даже после смерти его мощи оставались не тронутыми тленом. Они мироточили, и от этой благодати исцелялись сотни верующих.

22 мая – День Святого Николая – Чудотворца славят и чествуют в самых разных церквях и приходах. Верующие в этот праздник стараются отказаться от мяса и яиц, накрывая столы с рыбными блюдами.

Ранее, когда сельское хозяйство было развито больше, на Николу Вешнего христиане организовывали массовые шествия с вереницами икон и образов. Верующие люди участвовали в молебне, просили о милости и дожде. Обычно, крестные ходы заканчивались в полях или возле водозаборных колодцев. Считалось, что милостивый Николай может подсобить в борьбе с засухой и непогодой.

Сегодня в данный день можно посетить храм, где обязательно будет проводиться служба. Можно также помолиться дома, прося Николая Угодника о помощи в каком-либо деле.

Вечером нужно собраться всей семьей за праздничным столом и провести общую благодарственную молитву святому за его заступничество. Это христианское торжество не связано с трагическими событиями, поэтому праздновать можно легко и весело.

В день памяти Николы Вешнего ничего не стоит делать для себя лично. Так как святой все отдавал людям, то и верующим в такой день стоит отдать что-то на благотворительность, подать милостыню или деньги на строительство церкви. Приветствуется помощь сиротам и детским домам, а также бедным семьям.

Легенда о появлении праздника

Святого Николая славят 22 мая и 19 декабря. На Николу Зимнего принято одаривать друг друга презентами. А во время весеннего торжества можно ограничиться красивыми поздравительными открытками и словесными пожеланиями счастья, добра и мира.

Святой Николай почитаем всеми христианами. Его очень часто вспоминают при ежедневных службах и отводят ему особенное место в христианской иерархии святых.

Существует легенда о том, что когда один крестьянин застрял со своей телегой в грязи, он попросил о помощи проходящего мимо Святого Касьяна. Но тот отказал, сославшись на то, что торопится к Господу. Когда же рядом с крестьянином проходил Святой Николай, он помог тому вытащить телегу из канавы и явился к Господу весь в грязи. Там у святого спросили, почему он так испачкался и задержался, на что он ответил, что помогал человеку. С тех пор Николая Угодника восхваляют дважды в год, а христианского Святого Касьяна раз в четыре года.

О зимнем празднике, посвященном Николая Угоднику, также есть свое сказание. Еще при жизни святой узнал, что в его городе есть бедняк, который решился на страшный грех. Чтобы выбраться из бедности и выдать замуж двух дочерей, человек задумал отдать третью девушку в бордель. Тогда Николай Чудотворец пробрался ночью в дом бедняка и подкинул ему мешок с золотом. Бедный человек не мог поверить своему счастью и выдал замуж старшую дочь. Затем Николай Угодник пробрался в дом бедняка с мешочком золота во второй раз, и мужчина сыграл свадьбу для средней дочери. Бедняку было интересно, кто же его благодетель? Поэтому в третий раз он выследил епископа и бросился за ним, чтобы поблагодарить того за невиданную щедрость. А затем выдал замуж и третью дочь. С тех пор на 19 декабря закрепился обычай дарить подарки и небольшие сувениры, которые тайно размещаются ночью возле камина или елки.

За свои земные годы данный святой сотворил множество невероятных чудес и свершил огромное количество добрых дел. Он не отказывал в помощи ни верующим, ни язычникам, побуждая в них раскаяние и наставляя на истинный путь.

Верующие люди знают, что 22 мая – День Святого Николая. Они с радостью ходят на службу, помня о заступничестве архиепископа. И верят, что даже после смерти святой оберегает их с небес, дарит им защиту и надежду на исцеление недугов. Удивительный человек и популярный в народе святой одинаково известен как в России, так и за границей. В его честь возведено много храмов и церквей. Его знают не только христиане, но и люди иной веры. Святого помнят и славят в своих все верующие в православии и католики.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.