Тема вов в литературе. Сочинение: Тема великой отечественной войны в современной литературе

В книге описывается жизнь после атомного взрыва. Люди там не люди – все уроды какие-то. Влияние радиации сказалось на всем вокруг. Голубчики с их Последствиями, (у кого вымя, у кого рога, а то и хвост), летающие зайцы, мыши в качестве пищи и общая неграмотность. Вот он, эталон настоящего в книге. Прошлое же обозначено особыми персонажами и вещами. Те, кто жил до Взрыва, хранят историю и память о том, что было. Плачут над ушедшими благами цивилизации, скорбят о потере народных ценностей. Жители города делятся на три типа: Прежние – это люди прошлого. Образованные и не получившие никаких Последствий. Они чтят ушедшие времена и печалятся не столько об утере быта, сколько о деградации всего живого вокруг и исчезновении культуры, искусства. Эти люди – интеллигенция прошлого, которые еле-еле нашли место в настоящем, но никогда не доживут до будущего. Перерожденцы – тоже выходцы из прошлого, но в отличие от первых – эти приспособились под условия жизни и опустились в итоге даже ниже чем простые горожане, став рабами местной власти. Их сложно считать за людей. Они бегают на четвереньках и ругаются матом. Те, кто родился после взрыва. Эти привыкли к тому, что их окружает, они родились в этой обстановке и никогда не видели, не представляют себе другой жизни. Данная категория отражает современное, постсоветское поколение. Для власти они как пластилин. Можно внушить все, что угодно. Это простые работники, которым не интересно ничего из прошлой жизни. Они будут питаться мышами и червырями, драться, воровать, ржать над чужими бедами, исходить похотью, изнывать от страха перед властями, а больше перед Санитарами (Тайной полицией) и перед неведомым зверем – Кысь, которая живет в лесу, бросается на голубчиков, рвет главную жилочку, и разум выходит из человека. Главного героя романа зовут Бенедикт. Его мать была Прежней, и поэтому мальчик обучился грамоте и пошел работать писцом в Рабочую избу. Он переписывал различные книги, стихи и верил, что все это сочинял Фёдор Кузьмич. И считал он, что живет так, как надо, пока к нему на праздник (Новый год, который тоже придумал Фёдор Кузьмич) не пришел старый друг его матери – тоже прежний, Никита Иваныч – Главный Истопник.Он-то постепенно и начал беседовать с Бенедиктом на философские темы, как бы мимоходом открывая ему «мир искусства».А однажды его пригласила к себе еще одна прежняя и показала старопечатную книгу. Бенедикт с ужасом выбежал во двор. Встреча с реальностью была для него жестоким ударом. Присутствие антиутопического пафоса в романе дает основание предполагать, что «Кысь» - это антиутопия или, точнее, ретроантиутопия. Антиутопия представляет собой пародию на утопические художественные произведения либо на утопическую идею, а в романе Толстой такая пародия выражается очень ярко – пародия на социалистическую идеологию, более того, на идиллическое разложение нравственной культуры русского народа. Татьяна Толстая в романе «Кысь» изобразила то жестокое, веселое, вечное, почти доисторическое, на основе которого вырастает и город Глупов, и город Градов. Вот оно – вечное, неумирающее, каменное, кошмарное... Язык романа изумляет и потрясает: водопад, водоворот, буря, смерч неологизмов, "народной этимологии", тонкой, нет, тончайшей, игры ума и вкуса. Это нечто небывалое и трудно понятийно выразимое. "Кысь" – вербальное сокровище. Произведение о вечном стремлении разгадать тайну жизни, определить своё место в мире, о мучительном желании подняться над привычной обыденностью и о страшном падении. Главная пробле ма - поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, преемственности поколений. Нарушение связи происходит между прежними людьми и людьми, родившимися после Взрыва. Вся жизнь их построена на слепой вере в несокрушимую силу разума Фёдора Кузьмича, вере запретам. Образ Кыси окружён людскими суевериями, молвой, В финале романа происходит крушение мира, конец.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин – лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец – герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли,

Что, мол горе не беда,

Что ребята встали, взяли

Деревушку без труда?

Что с удачей постоянной

Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил!

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете “Красная Армия”.

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки “Родина и чужбина~, а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, 0. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что “в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения”. Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И. С Маршака, вышел опять-таки “чудом” . В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты “Красноармейская правда”. Стала она родным домом и легендарного Тёркина.

В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет памятником и им.

Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие." Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:

"Ведь он в кухне - с места,

С места - в бой,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой".

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

"Буду пикать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда",

Шепчет он. И воин побеждает смерть.

"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

"Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке".

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

«Я вторую, брат, войну

На веку воюю»

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

«Не горюй, у немца этот

Не последний самолет»

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта – хорошо с Василием; где бы он не появился – в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:

И усевшись под сосной,

Кашу ест, ссутулясь.

“Свой?” – бойцы между собой,-

“Свой!” – переглянулись.

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна.

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют – они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.

Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая “растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь”. Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов " приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяже­лыми боями отходили русские воины, а потом насмерть сто­яли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм со­ветских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скреп­ленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ива­на Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бро­небойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова.

Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безгра­ничной преданностью Родине.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться. В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в кото­ром после боев осталось всего двадцать семь человек: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы... А потом, я просто не мог там ос­таваться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?»

Петру Лопахину «... хотелось обнять и расцеловать Стрель­цова, но горло внезапно сжала горячая спазма...».

Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодуш­ный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту исто­рию описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко - «пусть враг времен­но торжествует, но победа будет за нами» - отразили оптимис­тическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году.

Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появле­нию в романе нового героя - генерала Стрельцова, брата Ни­колая Стрельцова. В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В те­чение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен. Он мужественно вытерпел все невзгоды плена.

В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из «мест не столь отдаленных» в дом брата, отдыхает. Неожиданно он был вызван в Москву: «Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии!»

Сильное эмоциональное воздействие производят все баталь­ные эпизоды. Вот мы видим, как «сто семнадцать бойцов и ко­мандиров - остатки жестоко потрепанного в последних боях полка - шли сомкнутой колонной», как воины сохранили пол­ковое знамя.

Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшего­ся лейтенанта Голощекова. Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: «Может, и вы, товарищ лейтенант, еще ус­лышите нашу походку...» С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: «А как он танк поджег? Танк его уже задавил, за­сыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, при­поднялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!»

Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который ис­пользует каждую возможность оказаться на переднем крае. Ло­пахин спрашивает его: «... где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?» Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присмат­ривать. «Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать - уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!»

Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбар­дировщик.

Стрельцов при отступлении переживает: «...какими глазами провожают нас жители...» Лопахин тоже переживает это, но от­вечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, суки­ны сыны!»

Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его «затосковала». Он говорит с ко­лосом: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,- как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пуле­метчик, упавший между цветущих подсолнухов: «Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит ко­щунственно...»

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Стали­ным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шо­лохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гени­альные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полко­водца не получается».

По роману «Они сражались за Родину» С. Бондарчук поста­вил фильм, одобренный самим Шолоховым.

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, пе­реходов. Такое изображение войны приводит читателя к выво­ду, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь - подвиг.

Михаил Александрович Шолохов - замечательный мастер слова, сумевший создать монументальные полотна народной жизни, проникнуть в душевный мир человека, он ведет серь­езный разговор с читателем «без малейшей утайки, без малей­шей фальши».

Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: поразить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. С детства узнал, почем "фунт лиха", в гражданскую войну сражался против врагов Советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работал плотником слесарем, шофером, создал любимую семью. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина".

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств считались крамолой.

Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны понимало, что без народного подъема войны не выиграть. Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма.

Это проявление народного характера было замечено военной литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И. Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова - Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигурами полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман не полезет". Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз житейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты - общие в Теркине и Соколове.

Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к немцу).

Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, он "согласен на медаль". В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократ искупить его грехи.

Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешливое отношение к врагам и любым трудностям. Теркин - самый характерный выразитель этих качеств. Вспомним его шутливое обращение к Смерти. Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в ноябре дважды переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подкреплении.

Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, в которых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию величия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы "классового подхода".

  1. Культура в годы Великой Отечественной войны

    Реферат >> Культура и искусство

    ... Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества ... центральных тем в творчестве художника. Тем не менее... поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов , А.Т Твардовский , А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие...

  2. Тема войны в современной литературе

    Реферат >> Литература и русский язык

    Же, все же…» (А.Т.Твардовский ) Введение. В одном из... время этой страшной Великой Отечественной войны! .. Тема войны до сих пор... совести. В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, ... М.Шолохов писал: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне …» ...

  3. Отечественная история от начала до конца ХХ века

    Шпаргалка >> История

    Были напуганы тем патриотическим... с ним связано творчество Тургенева, Некрасова, ... Толстой, Гете, Шекспир, Шолохов , Горький, Пастернак, А. ... мая 1945 гг.) Великой Отечественной войны . Военные действия в... во главе с А.Т.Твардовским . Опубликовали некот. произв...

Для проведения исследовательской работы школьникам предлагаются темы проектов по истории Великой Отечественной войны . Данный раздел истории содержит множество глобальных и частных аспектов для индивидуального изучения школьника.


Представленные в рамках предмета история темы исследовательских работ по ВОВ интересны и актуальны всегда, над темами можно работать как группой, так и индивидуально. Наша задача - не допустить увядание героизма славянского народа в памяти последующих поколений.

Работая над темой проекта по истории Великой Отечественной войны, ученик чтит память своих предков и народа, потерявшего своих сыновей, дочерей, мужей и отцов в борьбе за светлое будущее своих потомков.

Любую тему исследовательского проекта по истории ВОВ (Великой Отечественной войне) ребятам можно усовершенствовать по своему усмотрению в рамках предмета история. Ученикам предоставляется выбор тем о героизме народа, павшего за будущее страны, об истории своей семьи в военный и послевоенный период, о боевой технике и вкладе стран-союзников.

Темы исследовательских работ по истории ВОВ

Авиация Второй Мировой войны.
Авиация времён Великой Отечественной войны.
Антигерои Великой Отечественной войны.
Архив учителя школы военных лет.
Батальон пропал… в архивах.
Бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войны.
Бессмертие и сила Ленинграда.
Битва за Кавказ
Битва за Ленинград.
Битва за Москву
Битва на Стремиловском рубеже.
Битва под Москвой в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Блокада Ленинграда в зеркале судеб
Блокада Ленинграда в судьбе моего прадеда.
Блокадник
Блокадные страницы истории моей семьи.
Боевая техника 1941-1945 гг.
Боевой путь авиаполка "Нормандия-Неман".
Боевой путь танкиста
Боль материнских сердец
Бронетанковая техника Красной армии 1941-1945 годов.
В бой шли партизаны
Великая Отечественная война в истории моей семьи
Великая Отечественная война в названиях улиц города.
Великая Победа в истории моей семьи
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война в дневниках советского солдата.
Великая Отечественная война в жизни моей прабабушки в зоне оккупации немецких войск.
Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки.
Великая Отечественная война в судьбе моей прабабушки.
Великая Отечественная война глазами ребёнка
Великая Отечественная война глазами современных детей.
Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой.
Великая Отечественная война: накануне Елецкой операции.
Великая Отечественная война на Курской земле
Великая Отечественная война. Битва под Москвой
Великая Отечественная война: бои на Голубой линии.
Ветеран Великой Отечественной.
Ветеран живет рядом.
Ветеранам от благодарного поколения.

Темы исследовательских проектов по истории ВОВ (продолжение)

Темы проектных работ по истории Великой Отечественной войны:


Вехи Победы 1941–1945 гг.
В.П. Чкалов и наш край
В небо из Ибресь. Алексей Маресьев
В память о гвардейской дивизии
В память о героях Сталинградской битвы.
В памятнике память
Ведущие истребители Второй мировой войны.
Вернуть имя солдату
Вклад англоязычных стран в победу во Второй мировой войне.
Взгляд на Великую Отечественную войну через подвиги героев - конаковцев.
Военнопленные в годы Второй мировой войны
Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны.
Война это не только горе, но и любовь.
Война глазами деревенских девчонок. «Как было страшно…». По воспоминаниям участниц военных действий и трудового фронта.
Восстановление железнодорожных мостов – весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Время отдавать долги: Работа советских концлагерей в годы Великой Отечественной войны.
Все для фронта! Все для Победы!
«Все мы жили ожиданием мира»: Военные и первые послевоенные годы в судьбе односельчан по материалам местной печати, архивным документам и устным источникам.
Вспомним годы боевые... История моей прабабушки.
Вторая мировая война. Поколения
Второй фронт и Сибирь в годы Второй мировой войны.
Герои в доме
Голоса павших - совесть живых
Города-герои
Горькое детство детей войны
Город Шахты в годы Великой Отечественной войны.
Герои Советского Союза - наши земляки.
Герои нашего города.
Герои нашего села.
Герой Советского Союза Е.В. Михайлов.
Герой Советского Союза - Н.Ф. Гастелло.
Герой истории и история героя.
Город-герой Сталинград.
Год 41-й только ими свят
День Победы.
Дела госпитальные в архивных записях.
Дети во время Великой Отечественной войны.
Дети войны
Дети блокадного Ленинграда
Дети в фашистских лагерях смерти.
Детства пламенные годы
Детство в блокадном кольце.
Детство, опаленное войной.
Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Детство моей прабабушки в годы войны
Деятельность румынских войск в годы Великой Отечественной войны.
День снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 г.
Долгие военные дни 1941-1945 гг.
Дорогами войны. За победу над Японией.
Дискуссионные проблемы Второй мировой войны.
Духовный и нравственный подвиг жителей Ленинграда.
Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны.
Женская доля в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям моей прабабушки).
Женщина на войне: эволюция феномена
Женщины в Великой Отечественной войне.
Жизнь местного населения в тылу во время Великой Отечественной войны.
Живая летопись войны
Жизнь моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
За гранью возможного (лётчики-инвалиды).
Застыл солдат у школьного порога.
Защитники Брестской крепости
Значение битвы за Ленинград в истории Великой Отечественной войны.
Значение пенициллина в годы Великой Отечественной войны.
Игры и игрушки детей войны
Из семейного архива - в школьный музей. Долг памяти.
Исследование и разработка рецептуры для хлеба военного времени.
История двух парадов.
И.И. Смирнов: Бухенвальд глазами узника.
История избранных военных песен (На подвиг вели боевой).
История одного ордена
История самолета - история Победы.
История фронтового письма
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
История плакатов времён ВОВ.
История жизни ветерана Великой Отечественной войны.
Их оружие - кинокамера


"КАТЮША" БМ-13 – оружие победы.
Кинологическая служба в годы Великой Отечественной войны.
Концентрационные лагеря третьего рейха.
Криптография в годы Второй мировой войны.
Курская битва
Ленинградский блокнот моей прабабушки.
Летописцы Победы.
Математика в годы Великой Отечественной войны.
Математики и математика в годы Великой Отечественной войны.
Маршал Жуков – Человек и Герой.
Маршал Жуков - маршал Победы!
Малоизвестные страницы героической обороны Сталинграда.
Международные отношения накануне Второй мировой войны.
Мой дед - орденоносец
Методы, используемые И.В. Сталиным для мобилизации народа и армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Модернизация танка Т-34.
Мой прадедушка - Герой Советского Союза.
Мой прадедушка - ветеран ВОВ.
Мой прадед погиб на войне.
Мой прадед - фронтовик.
Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны.
Награды Великой Отечественной войны.
Надевают наши деды боевые ордена.
Наши земляки во время Великой Отечественной войны.
Наши земляки – герои Советского Союза.
Находка родом с войны
Наше наследство – это память о ветеране ВОВ.
Не стареет душой ветеран
Не только вспомнить имена героев, а взглянуть им в глаза.
Неизвестные герои войны.
Несовершеннолетние узники фашизма.
Оборона Брестской крепости
Оборона Кавказа в период Великой Отечественной войны.
Одна страница из жизни героев Великой Отечественной войны моего родного села.
Оружие пехоты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оценка личности и деятельности полководца Г.К. Жукова в Великой Отечественной войне.
О чем писали в октябре 1941 года?
О чем рассказали фронтовые письма.
Одежда и обувь детей войны.
Он сражался за родину
Они пережили войну
Освенцим - нацистская фабрика смерти.
Освобождение Северной Норвегии.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
Партизаны против Вермахта. Война на рельсах.
Патриотизм российских немцев в годы Великой Отечественной войны.
Памятники бессмертного подвига.
Память о солдате
Переломные сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Песни на фронте
Песни военных лет.
Пионеры-герои, опаленные войной.
Победа ковалась не только на фронте.
Победа моего прадедушки
Подвиг защитников 30-й батареи во время Великой Отечественной войны.
Подвиг казаков Дона и Кубани в летней военной кампании 1942 года.
Подвиг легендарного летчика и полярного исследователя, героя Великой Отечественной войны, полковника Э.К. Пусэпа.
Подвиги моего прадедушки.
Полководец Г.К. Жуков
Потомки Пушкина - участники Великой Отечественной войны.
Плакаты в годы Великой Отечественной войны.
Плакаты военного времени.
Плакат сражается.
По дальним маршрутам войны.
Политика Третьего рейха в отношении славян
Помощь Великобритании и США героическому Сталинграду.
Последние дни войны (о высадке десанта на косу Фрише-Нерунг).
Последний ветеран села
План Жукова от 15 мая 1941 года
Правда о фашистской оккупации


Православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
Разгром немцев под Москвой
Роль физиков в Великой Отечественной войне.
Роль химии в годы Великой Отечественной войны.
Роль северных конвоев во Второй мировой войне.
Рубежи обороны Москвы
Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
С войны письмо в семье хранится...
Смоленское сражение, 1941
Сталинградская битва
Сталинградская битва глазами детей.
Сталинградская битва - коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Суд истории. Нюрнбергский процесс
Самолёты времён Великой Отечественной войны.
Связь времен. Парады 1941 и 2013 годов.
Советская авиация против Люфтваффе в Великой Отечественной войне.
Советские военнопленные. Забытые имена.
Советский народ - народ победитель
Советско-германские отношения 1933-1945 гг. через призму карикатуры и плаката.
Солдат Великой Победы
Страницы истории Великой Победы.
Стрелковое оружие Великой Отечественной войны.
Сравнительная характеристика боевого потенциала бронетанковых войск Вермахта и РККА на втором этапе Великой Отечественной войны.
Сравнительная характеристика военной техники (танков и авиации) Советского Союза и фашистской Германии, участвовавшей в Курской битве.
Страницы истории. Разработка стрелкового оружия на полигоне "Ларцевы Поляны" накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Судьба советского сокола
Танк Т-34: память о войне.
Танк-34 – лучший танк всех времен.
Танк-легенда Т-34
Танки Второй Мировой войны.
Танковое сражение под Прохоровкой.
Танки Танкограда.
Товарищ мой лохматый. Из истории использования собак на фронтах Великой Отечественной войны.
Тоталитаризм и война.
Трагическая судьба Брестской крепости.
Трудовой и ратный подвиг советских ученых, конструкторов, изобретателей в годы Великой Отечественной войны.
Тяжелые танки СССР во Второй мировой войне.
Условия жизни сталинградцев в годы войны (1942–1945 гг.).
Хатынь - скорбная страница Великой Отечественной войны.
Холокост и нацистский оккупационный режим.
Холокост как проявление антисемитизма
Холокост - трагедия XX века!
Цена победы
Что знает молодежь об истории Великой Отечественной войны.
Чукотка в годы войны.
Штрафные батальоны
Это гордое слово - Победа!
Я не была на той войне
Эхо войны в моей семье.
Этот День Победы.
Этот день мы защищали, как могли…