Нас наказывает бог. «Почему Бог не наказывает плохих людей

Как только с нами случается очередное несчастье, первой нашей мыслью обычно бывает: за что Бог меня наказывает? Большинство из нас пребывают в убеждении, что все наши беды приходят к нам извне, из какого-то чуждого и враждебного мира, главная задача которого и состоит в том, чтобы отравлять нашу жизнь. Те же, кто верит в Бога, как правило, считают всякое несчастье наказанием свыше. Они совершенно убеждены, что Бог недремлющим оком следит за нами и немедленно посылает кару на всякую провинившуюся голову.

Эти два заблуждения настолько распространены в мире, что подавляющая часть людей свято верит в их истинность. Мысль о необходимости страданий принимается как само собой разумеющееся положение, что служит причиной и фундаментом следующих бед, которые не замедлят прийти туда, где готова для них возделанная почва. Чтобы справиться с любой проблемой, надо сначала разобраться в ее истоках, что я и попробую сделать. Хочу еще раз предупредить о том, что не все здесь написанное может понравиться читателю, но прошу также принять на веру, что мною движет только желание помочь всем тем, кто страдает и не понимает причин своих страданий.

Катарсис - термин, введенный античными философами и означающий очищение и исцеление души разными способами. Платон считал, что исцеление души возможно только через страдание. С тех пор мир полон его адептами, так как этот вариант больше всего понравился людям с больной душой, которых всегда было большинство. Увы, страдание не только не принесло кому-то исцеления, но чем дальше, тем больше несет угрозу всем, кто, по несчастью, разделяет пагубное заблуждение относительно его целительных свойств.

На сегодняшний день наблюдается хаос мнений насчет природы страданий, и, как всегда, большинство придерживается крайностей, которые никогда не бывают истиной. Преднамеренный обман или заблуждения приносят новые страдания и без того сметенным душам, которые от испуга часто кидаются в самые страшные, изуверские секты и культы, чтобы только найти какие-то твердые и ясные представления о жизни и человеке. Сегодня, когда в нашей стране стало многое разрешено, целые группы молодежи принялись искать для себя секты со строгими и непререкаемыми принципами, чтобы, живя под их властью, мнить себя защищенными от свободы и своих чувств, которых они боятся, сами того не понимая.

Все наши беды и вызываемые ими страдания происходят от конфликтов с людьми, миром и самими собой, как ни странно это покажется. Причем конфликты с самими собой - самые страшные и разрушительные, по сравнению с ними другие конфликты можно почти не принимать во внимание. Самые строгие наши судьи - это мы сами, и, сумев договориться с самими собой, мы можем считать себя мастерами дипломатии.

Как только вы отметите, что все начало валиться из рук, как только участились конфликты в семье и на службе, как только вы констатируете, что не можете справиться с привычным делом и все идет вкривь и вкось, - это не Бог вас наказывает. Вы сами виновники своих несчастий. Вы накопили слишком большой груз грехов, и они заслонили от вас истинную картину мира. Вы снова идете напролом, в темноте и панике, которые вы не осознаете и не видите.

Бог не стоит на вечном посту, наблюдая за нашим поведением. В этом нет никакой надобности. Он создал мир и нас по Своим законам, и всякое нарушение этих законов неизбежно приводит к травме души или тела. И когда мы пытаемся жить, не подчиняясь им, тогда вся наша жизнь становится одной вечной и непреходящей трагедией.

Инфантилизм, то есть детское и несерьезное представление о себе, мире и Боге, - твердая основа всех бед, которые встречаются в нашей жизни, и именно из него вырастает разлад нашей души, за который нам приходится так дорого платить. Ну а бунт против реальности, что так часто встречается в жизни, приводит к скорой и нелегкой смерти. Тем не менее большинство людей живут по этим порочным правилам, ни о чем не догадываясь, без конца набивая себе шишки и обвиняя в этом всех и вся, кроме себя самих.

Наша слепота поразительна, и то, как мы поступаем в жизни, ясно говорит, что главная наша проблема кроется в наших больных душах. Если принятые нами решения приносят негативный результат, мы бываем уверены, что это просто ошибка или случайность, на которые не стоит обращать внимания, мол, кто не ошибается! В следующий раз будем серьезнее и внимательнее, думаем мы, но, принимая очередное решение, опять оказываемся перед той же проблемой неверного выбора. Конечно, ошибки - постоянные спутники нашей жизни, но то, что некоторые группы людей регулярно ошибаются именно в тех вопросах, которые определяют само качество их жизни, заставляет предположить закономерность явления.

Те же самые люди, которые совершают гениальные открытия в физике, химии, биологии, создают великие произведения искусства и принимают изящнейшие технические решения, - эти люди часто прозябают на грани выживания, не имея ни прав, ни свобод, ни денег. Россия - самый яркий пример общества, которое, несмотря на все таланты ее народа, редко бывало чем-то, кроме пугала, для окружающих ее стран-соседей. То, с каким упорством и постоянством народ нашей страны выбирает для себя худшее из возможных решений, доказывает и буквально заставляет думать, что эти решения не являются ошибочными, они - добровольный, но бессознательный выбор.

Когда вам нужно попасть в соседнюю комнату, которая отделена от вас стеной, следует повернуть налево или направо, пройти по коридору, снова повернуть, и вы окажетесь там, куда намеревались прийти. Но есть и другое решение проблемы. Можно сказать: “Прямой путь короче всего, кто заставит меня ходить кругами? Я пойду прямо!” Реализуя это решение, вы неизбежно разобьетесь о стену или пробьете ее, понеся те или иные потери, но не нужно говорить при этом, что кто-то вас наказывает.

Шишки, которые вы набьете, прокладывая себе нелегкий путь, будут вашим личным, честно заработанным гонораром за борьбу с реальностью. Выглядит это абсурдом, но большинство из нас именно такое поведение считает логичным и правильным. Мы часто разбиваемся насмерть, прокладывая себе пути через непреодолимые препятствия, в то время как выход в двух шагах от нас, но мы из глупой гордости не желаем им воспользоваться.

Есть еще одна категория “страдальцев”, которые ведут себя подобно мухам, бьющимся о стекло. Их особенно много среди уголовных преступников, и рассуждают они точно так же, как эти мухи. Обычно разговор с такими людьми строится по следующей схеме: “Ну что ты можешь знать о жизни?! Это такая дрянь! Вот лечу я как-то с самыми лучшими намерениями. Ничего плохого не мыслю. Никому не хочу зла. И вдруг она, зараза, как даст мне по голове! Ни за что, ни про что. Отлежался я, значит, всех простил, все забыл, лечу опять. Главное - вначале все хорошо, и вдруг опять как даст мне по голове! Ну а ты, что ты можешь знать о жизни? Разве ты жизнь видел?!”

Как муха не в состоянии понять, какое препятствие ее остановило, так и многие из нас ничего не знают о реалиях мира, с младенчества живя фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Большинство уголовных преступников, которые проводят в тюрьмах до двух третей своей жизни (что дает им иногда основание мнить себя знатоками жизни и человека, так как они думают, что мера страданий и есть мера опыта и знаний), на самом деле очень далеки от понимания того, что происходит с ними в мире.

Беды и горести, которые неизбежны у людей, как-то связанных с уголовным миром, нередко вызывают мысль о Божьей каре. Но даже в таких будто бы очевидных случаях она неверна. У Бога нет нужды нас наказывать, мы сами свои злейшие враги, когда не желаем принять реалии и законы, по которым устроен мир, и мы сами приводим в действие эти законы. Бог занят другим, диаметрально противоположным, делом. Он пришел для того, чтобы объяснить нам наши ошибки и избавить нас от того зла, которым мы сами себя окружили. Тем не менее не только отдельные лица, но и целые страны и народы до сего дня не желают принять Его простые истины. И чем дальше они от их понимания, тем страшнее их исторические судьбы.

Мы с вами живем в России и своей кожей можем чувствовать все последствия лжи и заблуждений, которые нагромождены вокруг человеческой души, мира и Евангелия. Бог дал нам волю жить по удостоверению своего ума, и эта воля часто заводит нас слишком далеко, в долины смертной тени. Наши беды посланы не Богом, на это нет и не может быть Божьей воли, как не может быть и наказания без Суда.

Даже человеческие законы, которые несравненно более жестоки, и те запрещают наказание до суда. Наши беды - последствия наших ошибок и нежелания в простоте принять заповеди, которые сегодня известны всем, пусть и не наизусть. Это также невероятное, пугающее упорство, с каким мы отрицаем ясные и неоспоримые реалии мира. И еще того хуже, следуя желаниям своих больных душ, мы придумали огромное число своих, человеческих, заповедей и табу, которые в основном и делают нашу жизнь такой тяжелой.

Мы тщимся придумать правила, которые сделают нас хозяевами жизни и своей судьбы, но эта надежда не только никогда не сбывается, но и, наоборот, делается нашим проклятием. Наши больные души толкают нас на борьбу с Непобедимым, и чем упорнее мы боремся, тем хуже нам приходится. И совершенно не важно, сознательно или бессознательно мы это делаем, результат всегда один. Нужно наконец научиться видеть причины бед, для чего надо только честно и внимательно присмотреться к себе и миру, не боясь того, что может открыться. Потому что самые мрачные и страшные бездны мы увидим в своей собственной душе.

И есть еще одно заблуждение, которое послужило причиной трагедий для бесчисленных поколений и народов. Это убеждение в том, что мы сами можем себя исцелить и улучшить. От начала истории люди тратили жизни на то, чтобы создать сверхчеловека, и когда терпели в этом поражение, то прибегали к голословным утверждениям, что он наконец создан, указывая на отдельное лицо или группу лиц, которые объявлялись выше и благороднее других. Буддисты, коммунисты, фашисты и еще огромное число “энтузиастов” потеряли в этих попытках много жизней, своих и чужих, но никто из них даже не приблизился к успеху.

Наши души созданы не нами, исправить и усовершенствовать их может только Тот, Кто их и создал. Попытки всякого рода самоисцелений были, есть и будут, но они или ни к чему не ведут, или, если приложены все силы, кончаются, как нам кажется, саморазрушением души. В психологии это называется рационализацией, и при упорном применении этого метода дело кончается шизофренией. Но даже при таком плачевном исходе душа на самом деле, конечно, не разрушается, просто душевнобольной лишается возможности сознательно влиять на те процессы, которые постоянно идут в наших душах (это называется расщеплением сознания).

Бог поставил предел нашим исканиям именно для того, чтобы мы не наносили себе чрезмерных душевных травм. Он не дал нам возможности экспериментировать с нашими душами, чтобы мы, далеко зайдя в своих глупых фантазиях, не превратились в бессмертных чудовищ. При этом Он всегда готов прийти нам на помощь, вот только мы сами иногда всеми силами противимся Его помощи и поддержке.

Сегодня принято не признавать разрушительного действия греха на человека, и только серьезные психологи знают истинную цену, которой мы расплачиваемся за свою греховность. Неосознанное желание наказать себя за свои явные и тайные грехи толкает нас на саморазрушительные действия и самоосуждение, что приводит впоследствии и к психосоматическим заболеваниям, от которых не спасают никакие лекарства.

Нежелание принять реалии мира толкает нас на деструктивное, то есть разрушительное, поведение. В основе этого лежит наше искаженное грехом сознание, очистить и исцелить которое может только Тот, Кто вложил его в наши тела. То, что предлагает нам христианство, - уникально, и ничего подобного нет во всех бесчисленных религиях всех времен. Возможность получить прощение грехов сегодня, немедленно и даром открывает такие перспективы, что переоценить их практически невозможно. Наша беда в том, что мы до сего дня еще не вполне оценили предложенный нам Христом дар. Мы настолько привыкли полагаться на свои силы, что возвели это в ранг идеала, морального закона, и никакие доказательства, которые приводит нам жизнь, не в силах поколебать это всеобщее заблуждение.

Настало время понять, что все те благие дела, которые мы делаем для улучшения себя и мира, только ухудшают наше положение и в случае, когда к этой цели обращаются большие группы или целые народы, приводят к трагедии, которая тем катастрофичней, чем больше адептов этой идеи было задействовано в попытке ее осуществления. Все великие войны и революции ничего не принесли миру и людям, кроме беды и разрухи, и эти беда и разруха были не внешними врагами, как думает большинство, - они крылись в наших умах и больных душах, по точному утверждению профессора Преображенского, героя романа М. Булгакова “Собачье сердце”, который сказал: “Разруха не в клозетах, а в головах”.

Александр Лауга
_______________
http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/for_what.htm

Когда мы наказываемся от Господа.

Среди христиан есть такой спор: наказывает ли Бог или нет, от кого приходит скорбь в нашу жизнь – от Бога или от дьявола? Я хочу в этой проповеди поставить «жирную точку» в этом вопросе. Библия показывает нам, как это происходит и почему это происходит.

Прочитаем 1 посл. Кор. 11 гл. 32 ст.: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Апостол Павел, обращаясь к Коринфской церкви, говорит такие слова: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Выше он говорит: «От того многие из вас больны, немощны и немало умирают». Немощи, болезни и преждевременная смерть – это есть наказание от Бога или же суд Божий. Этот суд справедливый, он приходит в жизнь христианина за что-то. Апостол Павел говорит, что причина этому то, что верующие не судят самих себя. Т.е. не дают оценку своим поступкам, а точнее, не каются в своих грехах.

Почему Бог совершает суд? Бог совершает суд не просто для того, чтоб причинить боль и страдание человеку. Этот суд происходит потому, что Бог очень сильно любит своих детей. Как мы уже читали ранее: «…мы наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Иными словами – со своим народом Бог судится здесь, на земле, и когда приходит скорбь и трудности, то, как правило, верующий человек начинает копаться в своей жизни и к нему приходит покаяние.

Есть такое место Писания: «…время начаться суду с дома Божьего». Например, люди мирские делают какие-то дела, но когда христиане делают то же самое, то к ним Бог более строг. И некоторые христиане, не понимая, рассуждают: «Как же так, Бог неверующих любит больше, чем нас? Потому что за одно и то же их Бог не наказывает, а нас наказывает». Но на самом деле, причина в том, что Бог христиан больше любит. И когда я совершаю какое-либо дело, которое Богу не нравится, и при этом сам лично не раскаиваюсь в этом, то Бог вынужден судить меня для того, чтоб привести к покаянию.

В самом начале Библии, когда Бог имеет дело с Каином, Он предупреждает Каина о том, что у дверей его сердца лежит грех. И этим грехом было убийство. Каин пропустил «мимо ушей» предупреждение Бога и убил своего брата Авеля. После этого Бог, обращаясь к Каину, спрашивает у него: «Где брат твой?». Как будто Бог не знал, что произошло. Многие люди не понимают этого, почему Бог спросил у Каина, где его брат. На самом деле, Бог давал возможность Каину покаяться. Но Каин отвечал Богу: «Я что – сторож своему брату?». И тогда Бог сказал Каину: «Голос крови твоего брата вопиет от земли». Бог не только знал, что Каин убил Авеля, Бог знал это еще до того, как Каин это совершил. Бог дает возможность покаяться. И когда не приходит покаяние, приходит суд.

Возникает вопрос, кто наказывает: Бог или дьявол? Одни люди находят одни места из Писания, другие показывают на другие места Писания, и каждый уверен в своей правоте. Я хочу показать из Библии, как происходит наказание.

В книге Иова написано, что происходит в духовном мире. В 1 гл. книги Иова написано, что был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред лицо Господа и между ними пришел сатана. И Бог говорит сатане: «Обратил ли ты свое внимание на раба моего, Иова?». Бог дает Иову прекрасную оценку – 1 гл. кн. Иова 9 ст.: «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? – И сказал, – Ты благословил его и поэтому он послушен Тебе.» Далее стих 11.: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?». Сатана предлагает Богу: «Забери все те благословения, которые есть у Иова, и прославит ли он Тебя?». – И сказал Господь сатане: «Вот все, что у него в руке твоей, только на него не простирай руки твоей». И отошел сатана от лица Господнего.

После этого приходит беда в жизнь Иова. Кто совершил это зло? Дьявол. Но дьявол никогда не мог бы совершить это зло, если бы Бог ему не разрешил. В этом месте Писания очень четко показано, что все, что может сделать дьявол, – это только то, что позволено ему Богом и не более того. И Бог поставил границы этих испытаний Иова. После того, как пришли беды в жизнь Иова, сатана снова пришел к Господу и снова между ними произошел разговор. Бог сказал сатане, что Иов по-прежнему благодарен Ему, по-прежнему Иов благочестив.

Книга Иова 2 гл. 4 ст.: «И отвечал сатана Господу и сказал: кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он тебя?». Снова сатана говорит Богу: «Ты простри руку, Ты скажи, чтоб произошли эти беды, и посмотришь, благословит ли он Тебя». Далее стих 6: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». Т.е. снова Бог поставил границы – сатана мог поразить его болезнью, но не мог забрать у Иова жизнь. Стих 7: «И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Почему сатана получил возможность это сделать? Потому что Бог ему это разрешил. В первой ситуации Бог разрешил ему забрать у Иова все, но сатане было запрещено его касаться, т.е. при всех этих бедах Иов был при полном здравии. И сатана только тогда смог поразить его проказой, когда Бог ему разрешил.

Когда люди говорят, что сатана дает болезнь, – они правы, и когда люди говорят, что от Бога приходит болезнь, они тоже правы. И так и так правильно. Потому что сатана не может что-то сделать без Слова Божьего.

В книге Иова есть такие слова: «Чего боялся я, то и постигло меня». И когда мы рассуждаем над этим местом Писания, то есть такое распространенное мнение, что из-за того, что Иов боялся, потому это его и постигло. Но я скажу вам, что только потому, что Бог это в своем сердце знал, что будет в жизни Иова, и потому Иов, который имел общение с Богом, это тоже чувствовал. И он боялся потому, что он получил это откровение от Бога. И когда пришла беда в его жизнь, он был приготовлен.

Моисей разговаривал с Богом, и Бог посылал его на служение. Моисей усомнился в своих возможностях и способностях. Он сказал Богу, что он косноязычный и у него не получится вести весь еврейский народ, т.к. он не может быть оратором и пророком, потому что он не умел красиво говорить. И Бог ему отвечает: «Кто делает слепым, кто делает немым, не Я ли – Господь?» Но мы должны понимать, что не сам Бог это делает, это делает сатана, но с разрешения Божьего.

Еще один пример из Библии, когда иудейский царь Иосафат и израильский царь Ахав принимают решение идти войной на Сирию. Многие пророки говорили Ахаву: «Иди, потому что Бог с тобой, и ты одержишь победу». И только один пророк сказал Ахаву, что он потерпит поражение и погибнет. Как это произошло?

Пророк Михей получил слово от Господа. 3 кн. Царств 22 гл. с 19 ст.: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамаофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Много разных духов и много самых разных предложений по отношению того, что можно сделать в жизни Ахава. И Бог выслушал все эти предложения, но сказал: «Сделайте только то, что Я вам разрешу». И вот, после разрешения, этот дух сделался духом лживым в устах пророков. Стих 23: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе».

Вот таким образом пришло наказание, беда в жизнь Ахава. Ахав – это муж Иезавели, которая хотела убить пророка Божьего. Ахав в своей жизни сделал очень много зла, и то, что произошло в его жизни, – это было наказание от Господа. Но не сам Бог стал духом лживым, а Он послал духа лживого, Он попустил его. Мог ли какой иной дух нечистый что-то еще предложить? Мог. Но Бог не разрешил бы это ему сделать. Т.е. этот дух мог сделать только то, что Бог повелел сделать. Поэтому, когда речь идет о том, что может произойти в нашей жизни, страх мы должны иметь не перед дьяволом, а перед Богом. Не дьявол что-то определяет и решает, а Бог. Об этом хорошо сказал пророк Иеремия.

Откроем книгу Плач Иеремии 3 гл. 37-38 ст.: «Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?». Т.е. если хоть что-то произойдет без разрешения Божьего, то это будет значить, что Бог потерял контроль. Такого никогда не произойдет. Господь царствует. Иисус сказал об этом четко: «У вас даже волосы на голове сочтены и ни один из них не упадет без воли Отца Моего».

Мы должны понимать, что чтобы не происходило в нашей жизни, всегда ситуацию контролирует Бог. Не может быть такого, что дьявол где-то спрятался и сделал что-то без разрешения Бога. Такого никогда не было в Ветхом Завете, а тем более, в Новом Завете. Почему я так говорю? Потому что до победы Христа, до его воскресения, ключи от ада и смерти были у дьявола. Иисус у него забрал эту власть. И если нами что-то сделано неправильно, то свой вопрос мы должны решать не с дьяволом, а с Богом.

Что сегодня некоторые люди делают? Их молитвы на 90% обращены к дьяволу, вместо того, чтоб иметь общение с Богом. И если я каким-то своим поступком или словом, дал место дьяволу, то, прежде всего, мне нужно обращаться и разбираться с Богом. И если бы я судил самого себя, то не был бы судим от Господа. Закрыть двери для дьявола можно очень просто – покаянием. Для нас это кажется очень простым. Но это право было очень непросто завоевано Иисусом Христом. Он все совершил для нашей победы. Написано, что одним приношением Христос навсегда сделал совершенными освящаемых. Но освящение и очищение приходит тогда, когда мы судим сами себя. Если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит и очистит. И дьявол не сможет подступить ко мне, хотя по большому счету, я могу быть виноват. Мы сегодня живем немножко в других отношениях с Богом: мы не живем с Богом по справедливости. Если бы по справедливости, то мы бы все были в аду. Мы живем по милости Божьей. Написано в Библии, что Бог милость превознес над судом.

К большому сожалению, многие христиане достигли уровня справедливости: я хороший, поэтому и Бог со мной хороший. Но на самом деле, наши отношения строятся совсем по другому закону: по милости. По справедливости я достоин наказания, а по милости Божьей я прощен и оправдан. Но для милости есть условие: я должен судить самого себя, но не в том плане, что отправлять себя в ад или еще куда-то. А в том плане, что я должен давать оценку своим поступкам, давать оценку своим словам и своим действиям и признавать это, если это неправильно, перед Богом как грех. И тогда срабатывает новый закон – закон милости. Это самый высший закон. Закон был дан через Моисея – это был закон справедливости. Но истина пришла через Иисуса Христа. И вот, пророк Иеремия дает такую оценку, что и плохое, и хорошее происходит от уст Всевышнего. Что это значит? Это значит, что как Бог сказал, так будет.

В книге Деяния апостолов мы читаем, как один из пророков предсказал, что будет голод. И церковь приготовилась, т.е. они знали, что это произойдет. И мы сегодня должны понимать, что в мире сегодня не все так просто. И мы так же должны понимать, что сегодня Бог имеет дело и с церковью.

Вчера в Махачкале прямо днем убили епископа евангельской церкви. Просто так – подошли к машине и расстреляли. У него осталась жена и пятеро детей. Это произошло в России и, возможно, что это сделали радикально настроенные мусульмане. И возникает вопрос: где был Бог в это время? Почему это произошло? Конечно, мы не можем дать на это ответ. Мы многое не знаем и не понимаем. Но на основании Писания я могу твердо утверждать, что не могло это произойти без воли Божьей. Потому что и бедствия, и благополучия происходят от уст Всевышнего. Кто-то сегодня живет в стране, где все хорошо, где соблюдая законы, будешь преуспевать и будешь благословенным, а кто-то сегодня живет в такой стране, где за исповедание своей веры, за исповедание Христа, могут запросто убить.

Я недавно читал, что в Пакистане убили женщину, христианку, и четверых ее детей. И там люди живут в таких условиях. Там покаяние равносильно смертному приговору. Тем не менее, там, у людей находятся силы, они не отрекаются от Христа и они идут за Богом.

Мы прекрасно знаем, что, кроме жизни на земле, есть другая жизнь и мы не вечны на земле. У каждого есть свое время. Но, чтоб не было не предвиденных, не желаемых судов Божьих, апостол Павел говорит: «Если бы вы судили сами себя, то не были бы судимы Богом». И такой Божий судвеликая любовь. Как написано в Библии: «Бьет всякого сына, которого принимает». Любой из нас нормальный родитель наказывает своего ребенка не для того, чтоб поиздеваться над ним, а для того, чтобы воспитать его, исправить и предотвратить от глупых поступков. И в этом наказании есть любовь. Если мы так поступаем по отношению к нашим детям, то тем более Бог. Но если ребенок осознает, если он понимает, что не нужно делать и не делает этого, то есть ли нужда в наказании? Нет.

Бог любит каждого из нас, и Он написал наши имена в Книге жизни. И все находится под Его контролем. Еще раз повторю: для милости Божьей есть обязательное условие – покаяние. Хочу обратить внимание на то, что такое покаяние. Покаяние – это не значит, что я пришел к Богу и говорю: «Я сделал это, а Ты пойди и сделай то». У некоторых есть такие странные отношения. Покаяние – это признание своей вины и абсолютно не выдвигая при этом никаких условий. Т.е. я виноват и согласен на все.

Вспомним притчу о блудном сыне. Блудный сын захотел взять часть своего имения и распорядиться ним по своему усмотрению. Отец ему разрешил. Он взял это имение, пошел и натворил кучу глупостей. Прогулял все имение и остался ни с чем. И вот, что такое покаяние: когда он решил вернуться к своему отцу, он был согласен на любые условия, он согласен был быть одним из рабов только, чтобы быть в доме своего отца. И вот, когда есть такое покаяние, когда он пришел к отцу, то отец пир устроил и одел ему на палец перстень как символ власти. Отец дал ему все. Притом даже второй сын, который не был блудным, а все это время работал, даже соблазнился и сказал: «Ничего себе… Может, для того, чтобы получить такое благословение, нужно вначале пойти и прогулять все?» Второй сын не понял сердце отца. Но он и не знал сердце своего брата.

Покаяние – когда мы приходим к Богу и полностью доверяемся Ему. Поверьте – всякий совершенный дар приходит от Него. Не может никто лучше, чем Бог распорядиться нашей жизнью, и мы сами в том числе. Все, что сделает Бог, всегда будет во благо. Бог не помышляет о том, как нас наказать, наоборот, Он помышляет о том, как нас защитить и оградить от глупых поступков. А для этого, иногда в нашу жизнь, приходится допускать скорби, трудности.

Если мы посмотрим на то, что произошло в жизни Иова, – это, конечно, было не наказание. Это было испытание. Это был человек, которому Бог позволил сразиться с дьяволом лицом к лицу. Это был человек, в котором Бог был уверен. И что произошло? Не Бог в этом случае победил дьявола, в этом не было нужды. Победил дьявола Иов. Бог допустил дьяволу вступить в это сражение, но Иов победил в нем. И такой чести удостаивается далеко не каждый человек. Это избранные люди, которых Бог помазал, и которые смогут победить дьявола в своей жизни, что бы ни произошло. Иов остался верен Богу.

Откроем 2 кн. Царств 24 гл. 1 ст.: «Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». О том же написано в 1 книге Паралипоменон 21 гл. Там написано, что дьявол побудил Давида совершить исчисление народа. В книге Царств написано: гнев Господень. На кого? На Давида? Нет, на израильтян. И когда Давид это сделал, к нему пришел пророк и сказал: «Есть три наказания для тебя, выбирай».

2 кн. Царств 24 гл. 13 ст..: «Пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтоб ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей. Теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».

Давид, когда молился, говорил Богу: «За что им наказание? Ведь я сделал это исчисление. Но на самом деле, Бог допустил это в сердце Давида из-за израильтян. Поэтому с Давидом ничего не произошло в данной ситуации. Потом Бог дал ему выход и поражение народа прекратилось.

Бог управляет абсолютно всем, что происходит сегодня в мире. Я сегодня говорю об этом не по той причине, чтоб мы боялись бедствия или скорби. Я говорю о том, насколько важно, чтоб мы приходили к покаянию.

Если совершен грех – это проблема, но есть милость Божья. По справедливости за грех мы должны быть наказаны, а по милости мы получаем спасение и оправдание. Но Бог – справедливый судья и для того, чтоб эту милость явить нам в жизни, Он возложил наше заслуженное наказание на Сына Своего – Иисуса Христа.

Иисус Христос висел на кресте несправедливо, Он не заслуживал этого. Но это была цена, это была плата за меня и за каждого из вас. Т.е. из-за своих грехов я должен был понести наказание, и это было бы справедливо. Но т.к. мое наказание взял на себя Христос, то по милости я освобождаюсь от наказания. И вся слава при этом принадлежит Иисусу Христу. И при этом Бог остается абсолютно справедливым. И поэтому у нас есть сегодня эта великая привилегия: прийти к престолу Благодати, прийти к Господу и получить милость.

И когда в нашу жизнь приходит осознание того, что мы помилованы и прощены, что-то происходит с нашим сердцем. Мы становимся милостивыми, мы уже не такие строгие по отношению к грехам других людей, потому что мы понимаем, что сами помилованы. Как сказал апостол Иаков: суд без милости не оказавшему милости. Если мы сами живем с Богом по милости, то, какое мы имеем моральное право не проявлять ту же милость по отношению к своему окружению? Что бы они ни сделали и что бы они не сказали.

Христианин – это тот, который сам получил милость от Бога, поэтому он может дать ее. Милость дать не способен тот человек, который сам ее не получил, и с Богом пытается поступать по справедливости, и ничего у него не получается.

Был в моей жизни период, когда я думал: «Господь, почему Ты меня не благословляешь? Ведь я столько всего делаю, значит, Ты должен меня благословить, но почему все наоборот происходит?» Потом пришел период, когда у меня все внутри изменилось. Теперь я думаю: «Господи, за что Ты меня благословляешь? Я не заслуживаю этого». Но это совершенно другой уровень, уровень милости Божьей. И мы сегодня получаем от Бога не потому, что заслужили, а потому, что милость Свою Он превознес над судом.

Прочитаем Посл. к Рим. 2 гл. 3 ст.: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?». Вот проблема у некоторых христиан – всех вокруг осуждают, не подозревая, что сами делают то же самое. По отношению к себе они претендуют на милость, а по отношению к другим они требуют справедливости. Что само по себе не является логичным. Почему есть такие люди? Потому что суд Божий никогда не приходит сразу, потому что Бог дает время покаяться. В книге Откровения Бог обращается к одной из церквей и говорит: «У тебя есть Иезавель, она сделала много зла, но (Бог говорит интересную фразу) Я дал ей время покаяться. И если не покается, Я ее накажу».

Когда мы совершаем какой-либо грех, это не значит, что тут же получим по голове палкой или сразу придут скорби и трудности. Нет. Не происходит ничего. В этом и проблема. И потом нам кажется, что пройдет и на другой раз, и на третий. Но не пройдет. Если мы не будем судить сами себя, то будем наказываться от Господа, чтобы пришло покаяние.

Знаете, что такое долготерпение Божье? Мы даже себе этого представить не можем. Когда у нас терпение лопается, то Бог еще даже не начинал терпеть. А у Него есть долготерпение. Когда я читаю Библию, я вижу, как с некоторыми людьми, сделавшими очень много зла, Бог поступал очень милостиво, когда они приходили и каялись. Даже тот же Ахав, который совершил убийство и сделал много зла, осознал это, пришел, покаялся и Бог говорит ему: «Я тебя прощаю». Т.е. Бог действительно очень и очень милостив. Но для милости есть условие: если мы не будем раскаиваться в своих грехах, если мы не будем судить свои поступки, то мы в этом случае живем по закону справедливости. Т.е. за сделанный грех должно прийти наказание. Но если мы хотим жить по закону милости, в таком случае должно быть покаяние.

Обратитесь к Богу и скажите: «Господь, я совершил грех и достоин наказания, как хочешь, так и поступай со мной». И не бойтесь этого, потому что Бог хочет нас простить, помиловать и благословить. Богу более приятно от того, что Он нас благословляет, а не от того, что Он вынужден нас наказывать. Это необходимо, чтоб дьяволу закрыть рот. Т.к. дьявол, как прокурор, все, что он может требовать, – это только справедливого наказания. И дьявол Богу скажет: «Вот этот Твой сынок совершил плохой поступок и, поскольку Ты справедливый, то Ты должен его наказать». Бог не может быть не справедливым, но Бог может отменить наказание. Каким образом? Бог может сказать дьяволу: «Смотри: мой сын покаялся. И за его грех понес наказание Иисус Христос, и ты, дьявол, об этом знаешь. И поэтому ты не имеешь право к нему прикоснуться, потому что он омыт драгоценной кровью Иисуса Христа, которая говорит лучше, чем кровь Авеля». Кровь Авеля требовала наказания, а кровь Иисуса требует прощения. Поэтому мы получаем благословение не потому, что мы этого заслуживаем. Если мы так думаем, то мы находимся на уровне справедливости. Но настоящее благословение приходит, когда мы понимаем, что Бог нас благословляет не потому, что мы такие хорошие, а из-за того, что в сердце Бога есть творить благо, добро, и у Него есть будущность и надежда. Но обязательным условием является покаяния.

Бог любит всех людей. Написано в Слове: «Хорошо и угодно Спасителю нашему, чтобы все люди спаслись и чтобы все достигли познания истины». Бог этого хочет. Но мы также понимаем, что не все спасутся и не все достигнут познания истины. И причина в человеке. Чтоб Бог меня мог оправдать, я должен покаяться. Чтоб Бог дал мне жизнь вечную, я должен ее принять. Поэтому сказано в Библии, что нет никакого другого имени, данного людям к спасению, кроме имени Иисуса Христа. Если без Христа, значит, по справедливости, а если по справедливости – то все в ад. Потому что нет праведного ни одного человека. Только наказание будет у кого-то большим, а у кого-то меньшим, разница только в этом. Это по справедливости. Но если говорить о милости, то даже самый последний убийца может быть оправдан и спасен. Потому что кровь Христа очищает от всякого греха.

Если говорить о последствиях греха, то есть три вида последствия:
- есть грехи, которые мы совершаем, в которых мы раскаиваемся, и ничего с нами не происходит, и мы за эти грехи не наказываемся ни в земной жизни, ни в вечной;
- есть грехи, за которые мы каемся, получаем прощение, и в вечной жизни мы не несем никаких последствий из-за этого греха, но в земной жизни последствия есть.

Как пример, грех Давида, когда он согрешил с Вирсавией. Примерно через год он покаялся. Потому что, когда к нему пришел пророк Нафан с обличением, он сказал Давиду, что умрет родившийся у него сын. И когда Давида коснулся Бог, он признал свой грех, и Псалом 50 – это псалом покаяния Давида. Он получил прощение в вечности, но в его земную жизнь пришло наказание за совершенный грех.

Есть грехи, которые не прощаются ни в земной жизни, ни в вечной. Трудно пояснить, что это такое. Один из таких грехов – это хула на Духа Святого. Другой такой грех – это добровольное, произвольное и сознательное отречение от Христа. Не нужно спешить сейчас кого-то загонять под эти рамки. Апостол Петр трижды отрекся от Христа, но был прощен, и через 50 дней проповедовал в Иерусалиме Евангелие, и открыл двери Царства Божьего для трех тысяч человек. Почему так? Потому что Петр совершил это отречение под сильным демоническим давлением. Это не было добровольно и произвольно. Христос знал, что Его ученикам предстоит пройти через сильнейшее давление дьявола.

Мы можем устоять только благодаря Руке Божьей. Если Господь не сохранит, то никто сам себя сохранить не сможет. Стих из молитвы Отче Наш: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Это молитва к Отцу Небесному. Это значит, что Бог может допустить искушение и допустить лукавого. Поэтому я не надеюсь на себя. Это глупо. Это называется проклятием: «…кто надеется на себя и плоть свою делает опорой, тот под проклятием», т.е. отделен от Бога. Если Господь меня сохранит, значит, я буду сохранен, если Господь меня благословит, значит, я буду иметь благословение.

Поэтому у меня нет никакого страха перед дьяволом. Он побежден и осужден. Если так можно выразиться: он находится в следственном изоляторе, т.е. еще не в окончательном своем месте – геенне огненной, он еще ожидает своих последних дней, когда будет совершен суд. Но если Господь что-то скажет, то дьявол будет иметь возможность приступить ко мне и никаких моих сил и моей мудрости не хватит, чтоб победить его. Дьявола без Бога победить невозможно. Над всем стоит Господь.

Прочитаем Евангелие от Матфея 10 гл. 28 ст.: « И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. А бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Когда речь идет об убивающих тело, души же не могущих убить, – это речь идет о дьяволе и его подчиненных, в том числе и людях, которые находятся под его влиянием. Иисус говорит, что не нужно их бояться. Максимум, на что они способны, – отнять тело. Но тело не вечное, и рано или поздно мы с ним расстанемся, если не доживем до пришествия Христа. Но даже те, которые доживут до пришествия Христа, с этим телом расстанутся, потому что будет новое тело. Плоть и кровь Царства Божьего не наследуют. Но кого нужно бояться? Бояться нужно того, кто и душу и тело погубить в геенне. Т.е. бояться нужно Бога.

Финансовый кризис, угроза ядерной войны, терроризм... Мы почти привыкли жить в постоянном страхе и ожидании новой глобальной катастрофы. Кажется, что мирное время уже не наступит никогда, и с каждым днем становится только хуже. «Скоро конец света, - слышится со всех сторон. - Господь наказывает нас за наши грехи». И сразу хочется задать вопрос: а Господь ли? И действительно ли это наказание?

Ведь, на самом деле, все, что касается Бога - Его действий по отношению к сотворенному Им миру и людям - относится лишь к области наших догадок, предположений, интуитивного понимания и веры. Веры в то, что Господь в первую очередь милостив и человеколюбив. И Он вовсе не стремится во что бы то ни стало наказать нас за любой проступок.

«Мне часто приходится слышать, что Господь несправедлив, - говорит священник Павел Коньков, настоятель в честь иконы Божией Матери "Всецарица" в г.Рязани. - На это я всегда отвечаю: и слава Богу!

Слава Господу за то, что Он несправедлив к нам. Ведь если бы Он поступал «по справедливости», то всех бы нас давно покарал как следует за наши грехи, которые мы часто и не замечаем даже.

Но Господь милостив и милосерден. А все глобальные катаклизмы, которые сейчас происходят с нами - это скорее не «Божья кара», а следствие наших же поступков. Ведь если человек наносит удары по стеклу, оно рано или поздно разобьется. Так и мы с завидным упорством «разбиваем» наш мир, и удивляемся, что с нами начинают происходить какие-то беды. Да, Господь, скорее всего, попускает эти несчастья - для вразумления человечества. Но мы, к сожалению, не хотим видеть своей вины, ведь гораздо проще обвинить в этом Создателя».

Представление о Боге как о Судье, Который посылает наказания за проступки, сохранилось еще с Ветхого Завета. Примеры такой кары в Библии встречаются постоянно - изгнание Адама и Евы из Рая, разрушение Содома и Гоморры и, конечно, Всемирный Потоп, который уничтожил почти всю землю.

Но Новый Завет установил другие взаимоотношения человека и Творца. Христос открыл людям Бога как источника всеобъемлющей Любви и милости. И, даже посылая скорби и испытания, Господь не стремится наказать нас, а лишь исцелить и вразумить.

«Самое близкое сравнение, которое здесь можно подобрать - это сравнение с врачом, - считает священник Павел Коньков. - Врач часто вынужден причинять людям боль, чтобы вылечить тяжелую болезнь. Также и Господь попускает каким-то несчастьям происходить в нашей жизни, зная, что, в конечном счете, они будут способствовать излечению души. Ведь если быть честными, то мы и сами понимаем - мало кто приходит к Богу в радости. Когда все в нашей жизни хорошо, то о Господе мы часто забываем. И, наоборот, - в беде обращаемся к Богу. Но зачем же дожидаться плохого?»

Еще одно рассуждение о Божьем наказание я услышала недавно от своей знакомой. «Я порой очень злюсь на ребенка, - говорила она, - и возникает иногда мысль «а как бы легко жилось без него». Мысль-то сама по себе страшная, нехорошая, и я знаю, что думая так, совершаю грех. И тут же появляется страх - а не захочет ли Господь за эти мысли послать мне наказание и испытать меня». Мы ведь, действительно, часто сами понимаем последствия наших поступков.

Засовывая палец в розетку, стоит ожидать удара током. Так и мы за свои ошибки порой ждем от Бога какой-то кары.

Игумен Паисий (Савосин), насельник Иоанно-Богословского монастыря, прокомментировал эти страхи так: «Ну неужели Господь так мстителен и готов по любому поводу сыграть с нами злую шутку? Вовсе нет! Это бесы могут глумиться над людьми, а Бог любит человека и никогда не совершит заведомое зло по отношению к нему».

Именно об этой Божественной Любви нам нужно помнить, пытаясь предугадать и предотвратить последствия своих действий. Ведь нежелание причинить боль любимому человеку, а вовсе не страх наказания удерживает нас от многих плохих поступков. Эта истина справедлива не только в отношениях между людьми, но и между человеком и Богом.

Светлана Исаева, по материалам газеты "Панорама города"

В последнее время все больше и больше распространяется учение о том, что Бог Нового Завета никого никогда не наказывает.

Об этом пишут публицисты, говорят на лекциях преподаватели богословских курсов. Так как в ветхозаветных текстах слишком много свидетельств о карах, приходящих на грешников с неба, то последователи данного учения акцентируют внимание именно на Новом Завете, где сказано: Бог есть любовь (1Ин.4:8).Обычно говорится, что в христианскую эпоху беззаконник наказывает сам себя, мучаясь от последствий своего греха.

Бог же просто делает шаг в сторону, не мешая ему погибать. Такой вот, своего рода, деизм. Что же касается ветхозаветных жестокостей Яхве, то они уже в прошлом. После прихода Христа наказание людей при их жизни от Всевышнего невозможно.Все получается очень красиво, гуманно, всем нравится это слушать. Толерантному обществу симпатичен толерантный «бог», который всем все разрешает, всех жалеет, никого не трогает. Неудивительно, что данное учение приобретает все большую и большую популярность.

В чем опасность такого взгляда? Во-первых, это искажение образа Божьего, данного в Священном Писании. Во-вторых, в данной системе ветхозаветные книги представляются «злыми», а Бог, о Котором в них написано, каким-то ущербным по сравнению с Богом новозаветным. Помимо того, что подобные взгляды нарушают цельность и единство Священного Писания, они очень опасно работают в жизни.

Скажем, в споре об отношении Библии к гомосексуализму уже не получится сослаться на Содом и Гоморру. Вам тут же заявят: а это Ветхий Завет! (что синонимично тезису: «вы пользуетесь устаревшей информацией») Вот, скажут, гей-парады проходят во всех цивилизованных странах, и на них сера с огнем не падают. Значит, Бог-Любовь теперь принимает каждого человека таким, как он есть, лишь бы веровал в Него. А бывшая в Ветхом Завете «нетерпимость» Бога к мужеложству уже неактуальна. Теперь Бог есть любовь, и только любовь.
***
Надо признать, в Писании и святоотеческом наследии действительно есть идея о том, что Бог способен наказывать грешника как бы «пассивно» - отнимая Свою защиту и помощь. Достаточно вспомнить знаменитую «Песнь о винограднике» пророка Исаии, где Господь обещает неверному Израилю (винограднику) следующее наказание: Отниму у него ограду, и будет он опустошаем (Ис.5:5). Однако кроме идеи «пассивного наказания», Библия полна примеров жестких прещений от Всевышнего через Его прямые действия. И в Ветхом, и в Новом Завете Бог карает грешников, вторгаясь в ход земной истории. Нравится нам это или нет, но Библия не оставляет «теории ненаказания» никакого права на существование. Обратимся именно к новозаветным книгам, на которые обычно ссылаются любители обсуждаемого нами учения.

Например, про нечестивого тетрарха Ирода книга Деяний говорит: Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян.12:23). Разве это не очевидное свидетельство Божьего возмездия грешнику? В той же книге сообщается, как через апостола Павла Господь ослепил лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса (см.Деян.13:6-11), а через Петра умертвил Ананию и Сапфиру (см.Деян.5:1-12).

История с Ананией и Сапфирой требует уточнения. Один известный публицист, сторонник «теории ненаказания», написал в авторитетном периодическом издании об инциденте с Ананией и Сапфирой следующее. Оказывается, умерщвляет их… не Бог! Он просто делает все тот же шаг в сторону, и отдает несчастных обманщиков в руки… сатаны! Ананию и Сапфиру убивает враг рода человеческого, с согласия Господа.

Однако если открыть толкования любого из святых отцов, мы увидим совершенно противоположное мнение: именно Бог через апостола Петра отнимает жизнь у супружеской четы за особо ненавистные Ему грехи: сребролюбие и лицемерие (по Златоусту – святотатство). Автор статьи, пытающийся показать себя любвеобильнее святых, не мог этого не знать. Он даже привел цитату из блаженного Феофилакта: «жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнию и смертию Дух Святой».

Но тут же автор «толкует» самого Феофилакта – оказывается, «когда блаженный Феофилакт говорит о том, что Святой Дух лишил жизни двух лжецов, он подразумевает лишь одно: животворящий Податель жизни не стал насильно сохранять жизнь в людях, которые давно от нее отказались и по сути - уже были мертвы». Прекрасно, не правда ли?

Прямая и ясная фраза блаженного Феофилакта «Святой Дух лишил жизни» значит у современного писателя обратно противоположное: «диавол лишил жизни». Умертвил обманщиков лукавый – а Дух просто «не стал насильно сохранять жизнь». И думается: до какого предела можно дойти, продвигая СВОЮ точку зрения на библейские тексты?

Словно предугадывая будущие искажения слова Божьего, святитель Кесарий Арльский еще в 6 веке написал, толкуя это место: «Чтобы мы опрометчиво не предполагали, что такое (наказание грешников Богодухновенными людьми) происходило только в Ветхом Завете, давайте внимать блаженнейшему и кротчайшему апостолу Петру, и посмотрим, как действовал через него Святой Дух в отношении Анании и Сапфиры. Как бы то ни было, это совершилось не для того, чтобы блаженный апостол отомстил за себя, ибо он не претерпел от них никакого оскорбления, но Святой Дух устами Петра вырвал с корнем начавший давать побеги дурной пример неверности» .
***
Отдельного взгляда заслуживают наказания книги Апокалипсис. Иоанн Богослов изображает несколько седмеричных циклов страшных казней, имеющих обрушиться на грешное человечество в конце времен. Многие кары несут смерть, а некоторые оказываются даже хуже смерти.

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Отк.6:8).

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Отк.8:10-11).

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Отк.9:3-6). Подобные места: Отк.9:13-18, 11:13, 6:8, 8:10-11.

Примеры можно умножать. Но и без того понятно: и в Новом Завете Бог также способен наказывать человека. Творец способен наказать не только в будущей, но и в настоящей жизни, вплоть даже до умерщвления. Причем здесь мы употребляем слово «наказание» не только в смысле «научения», но и в значении заслуженной кары.
***

Библия – очень цельная книга. Все части библейского текста находятся в неразрывной связи. Поэтому нельзя примитивно делить дохристианские и новозаветные действия Бога на «плохие» и «хорошие».

Нужно сказать, разделение Бога Ветхого и Нового Завета как бы на двух разных богов (злого и доброго) было известно еще в древности. Подобные взгляды входили в разнообразные гностические системы, осужденные Церковью. Но христианство всегда исповедовало единого Бога двух Заветов, Святого и Неизменяемого, и обе части Библии считала богодухновенными. Да, в отношениях Творца с людьми прослеживается некая божественная педагогика. В Новом Завете Он являет Себя несколько иначе, чем в Ветхом. Но все же это один и тот же Бог, Который Себе не противоречит.

Вообще стоит обратить внимание на то, что в Ветхом Завете Господь часто являет Себя как Бог Нового Завета, а в Новом – как Бог Ветхого. По Своей природе Творец неизменен, просто в разных библейских текстах проявляются разные аспекты Его природы. Мы можем найти в ветхозаветных книгах образ Господа любящего, сострадательного, человеколюбивого, а в новозаветных: жесткого, грозного, гневающегося, неумолимо-справедливого. И все это – единый Господь! Дадим некоторые примеры.

Ветхий Завет. Книга Исход придает Богу такие качества, как: человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх.34:6). Второзаконие называет Бога Отцом (см.Втор.32:6). Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15) – восклицает Господь через Исаию. Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11) – передает слова Божии Иезекииль. Эти стихи, характеризующие ветхозаветного Бога, вполне уместны были бы и в Новом Завете.

Отдельного внимания стоит закон, данный Богом через Моисея. Мы найдем в нем настолько высокие по своей нравственности установления, что их вполне можно отнести к новозаветной морали и этике.

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним (Исх.23:4-5).

Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его (Втор. 24:14-15).

Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове (Втор.24:19). То же касалось сбора маслин и винограда (см.Втор.24:20-21).

Когда же приступаете к сражению… Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой (Втор.20:2,5-8).

Вспомним, что многолетнее нечестие Ниневии Бог прощает всего лишь за 40 дней покаяния (см. книгу пророка Ионы). Уже в Ветхом Завете Господь исцеляет больных и воскрешает мертвых (см.3Цар.17:19-23, 4Цар.4:32-37, 4Цар.13:20-21, 4Цар:5,14, 4Цар.20: 2-7). Через царя Соломона Господь еще до Нагорной проповеди говорит о любви к врагам: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Прит.25:21).

Можно приводить множество других ветхозаветных текстов, где Бог являет себя как любящий Отец, заботливый и внимательный Владыка мира и человека. Мы не говорим сейчас о жестокостях дохристианского времени, ибо они гораздо более известны и обговорены, чем те места, которые мы сейчас приводим. Важно понять, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не только убивает, гневается, карает. Он любит, переживает, милует, терпит, исцеляет, воскрешает.

А теперь посмотрим на Новый Завет. Новозаветный Бог способен не только любить, миловать, исцелять, воскрешать – но и гневаться, ненавидеть, наказывать, воздавать по заслугам, умерщвлять. На примере засохшей смоковницы Христос показывает, что в некоторых случаях Его сила может действовать разрушительно (см.Мф.21:19).

На фарисеев Он взирает с гневом (Мк.3:5), дважды изгоняет торговцев из храма (см.Ин.2:13-16, Мф.21:12-13). В послании к Римлянам апостол Павел пишет: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1:18). Бог наш есть огнь поядающий (Евр.12:29); страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) – читаем в послании к Евреям. В Новом Завете Господь, как и в Ветхом Завете, все так же ненавидит грех: Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Отк.2:6).

Особо апостол Павел предупреждает о возможности наказания от Бога в послании к Евреям. Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:26-29)

Еще одно место: Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него] (Евр.2:2-3; подобные места: 12:25, 6:4-8). Здесь апостол имеет в виду непослушных евреев Исхода, которые были наказаны Богом еще в этой жизни, умерев в пустыне. Согласно мысли апостола, подобные наказания ожидают и нас, если мы пренебрежем новозаветными дарами Господа.

Говоря о возможности недостойного причащения, апостол Павел сообщает коринфянам: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:30).

Можно было бы приводить множество фрагментов из апостольских посланий, написанных по-ветхозаветному – с той же логикой, теми же интонациями, теми же предупреждениями. И так же, как в дохристианскую эпоху, Господь напоминает о Своем праве наказывать и карать как во время земной жизни грешника, так и после нее.

Кстати, Сам Христос в Новом Завете изображается не только как кроткий Агнец. В Апокалипсисе Он представлен скорее в ветхозаветном, нежели новозаветном образе: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый (Отк.1:12-17, ср.Дан.10:5-6).
***

Не потому привожу все эти жесткие тексты Писания, что получаю наслаждение от чьих-то мучений. И вовсе не желаю, чтобы справедливые кары Божии достигли всех тех, кто их заслужил – в том числе и меня. Я хочу от Господа милости, и мое сердце привлекает к Всевышнему именно любовь Божия, а не Его наказания. Но искажение образа Божьего, данного в Писании, не есть дело любви. Да, в Библии имеются стихи, в отношении которых нам бы хотелось, чтобы их не было. Но они есть, и нам необходимо менять себя по Библии, а не Библию по себе.

Современный мир как раз хочет видеть Бога этаким добреньким дедушкой, который всем улыбается, все разрешает, все прощает. Востребована мода на толерантного «бога». Расслабленная цивилизация рождает образ расслабленного «господа», с которым легко иметь дело. «Ты твори что хочешь, а «бог» тебя любит и заведомо все прощает – только веруй в него» - проповедует мир. Наше развращенное сердце очень хотело бы согласиться с этим! Однако Священное Писание не знает такого «бога». Наш Бог не такой, и Его любовь не такая!

Все сложней и интересней. Мы имеем дело с живым Господом, Творцом неба и земли, Который не вмещается в рамки человеческих рассуждений! Да, Бог есть любовь. Но, как мы уже увидели, любовь Божия отличается от представлений грешного человека о ней. Она ничего общего не имеет с пониманием любви как переодетого эгоизма, которое предлагает наша цивилизация. Также любовь Божия – это не вздохи на скамейке, не сентименты и не кипение страстей. Она – святая, и потому до конца нам не понятная. Она ведет ко спасению грешного и непослушного человека, и на этом пути может проявляться очень непредсказуемо: быть жесткой, строгой, ревностной, жестокой, сверхлогичной, иррациональной – все это в ней каким-то образом соединяется.

Сам Бог в Библии представлен антиномично. С одной стороны, Он справедлив, а с другой – милостив. Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф.12:20), и в то же время о Нем сказано: страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) Любящий людей Всевышний поражает в Ветхом Завете города Содом и Гоморру, а в Новом Завете грешников Ананию, Сапфиру, Ирода. Он любит и милует, но в то же время кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6).

Как это в Нем сочетается? Мы не знаем, и вряд ли когда-нибудь сможем понять. Но наш Бог точно не такой примитивный «добряк», каким Его пытаются представить поборники теории «пассивных наказаний».

Не лучше ли вместо того, чтобы искажать библейский образ Бога, просто познавать Его таким, как Он есть? Но для этого необходимо внимать Его откровению, а не создавать собственные экзегетические теории, проецируя на священный текст свои личные предпочтения. Давайте читать Библию честно! – хочется сказать адептам «теории ненаказания». И вряд ли стоит пытаться выглядеть «добрее», чем святые и Сам Господь.

Приходилось ли вам когда-нибудь оправдываться за дела, которые не имеют к вам никакого отношения? Ну, или почти никакого. Если да, то вы можете понять мои чувства, когда разговорившись на остановке с одной девушкой по вопросу веры, Бога и духовности, мне пришлось выслушать от нее буквально шквал обвинений в адрес Бога.

«Нет, Его не может быть! Ну, может Он и есть где-то, но я не хочу, чтобы Он касался моей жизни! Пусть просто даст мне жить спокойно, с меня уже хватит. Ну как, ну как Его могут называть любящим! Ведь я ничего не делала плохого, всем старалась помогать, относиться по-доброму. А в ответ – одни беды! Почему же Бог меня наказывает!?» И она начала перечисление многочисленных жизненных неурядиц, включая уход мужа и проблемы с родителями.

Ну что тут скажешь? Я призвал на помощь все свои немногочисленные на тот момент (а происходило это лет десять назад) знания о законах Божьих, что-то пытался говорить о том, что в мире грядущем за все воздастся по заслугам, что Бог все равно любит, еще что-то… Все бесполезно. Конечно, сейчас я бы повел себя по-другому, но тогда этот момент остался у меня в душе и заставил крепко задуматься. Так бывает? Бог действительно наказывает? У меня не было сомнений в том, что Бог знает, что делает, но все же…

Занимаясь пасторской работой, неизбежно сталкиваешься с вопросами прихожан о том, почему то или иное событие случается в их жизни. И если кто-то приходит к пастору, в 95 процентах случаев – это не разговор о радостных событиях, а о различных проблемах в жизни веры и даже просто жизни. Как принять и пережить ту или иную ситуацию? Как понять, почему она возникла? Неужели я совершил что-то такое, что Бог теперь меня наказывает? Почему? Множество вопросов всплывает сразу, как только у верующего человека, я подчеркиваю, именно у верующего, возникает какая-то проблема. Ведь неверующий просто принимает это как данность – ну, так произошло, так сложились обстоятельства. Может кто-то верит в судьбу, в предопределенность, но все равно – больше переживают за последствия ситуации. Другое дело – верующие. Ведь мы верим, что есть Бог, Которому мы вручили свои жизни, Который любит нас, мы верим, что Он с нами, что мы спасены. И поэтому когда что-то случается, верующих людей беспокоят не только последствия ситуации, но скорее ее причины – значит, я сделал что-то не так? Бога со мной уже нет? Или я Его рассердил? Он на меня теперь в ярости? Бог меня наказывает?

Святые отцы, конечно, отвечали на подобные вопросы, и может они не возникают у тех, для кого Добротолюбие – настольная книга. У большинства – возникают.

С чего же начать? Как подступиться к этому вопросу? Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень». Т.е. в начало всего. Все, что мы имеем сейчас, имело свое начало. Именно там, в начале человеческой истории, в Эдемском саду, совершилось грехопадение и первые люди, ослушавшись Бога, стали жить собственным разумением. И ладно бы собственным. Князь мира сего и бог века сего получил возможность влиять на человека через его грехи и с тех пор мы так и остаемся как бы с разделенной душой – и вроде добрыми и хорошими хотим быть, и в то же время зло очевидно укоренилось в нашей сути. Силен в нас бывает наш «ветхий человек».

С начала времен за душу каждого из нас ведется настоящая борьба. Помните Иова? Только представьте, что тот же самый спор Бог и сатана ведут за вас, сейчас, в данный момент. И вполне очевидно, что и Бог и сатана могут вызывать в нас различные чувства, эмоции, намерения, организовывать обстоятельства нашей жизни, как, например, рассказывает об этом Павел «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фесс. 2:18). И Бог и сатана находят частичку «своей» природы в нашей душе. Поэтому апостол Петр предостерегает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Если за нашу душу ведется борьба, значит, мы нужны, причем и Богу и сатане. И вот здесь мы и подходим к самому главному вопросу. Если мы рассуждаем о том, наказывает ли нас Бог, то самое время вспомнить, а что же означает само слово – «наказание»? На практике, наказывают в трех случаях: когда ненавидят, из мести, также наказание следует, когда нарушается закон, и еще наказывают ради воспитания. Легко понять, например, почему людей наказывает сатана, человеконенавистник. А Бог? Да, Бог ненавидит грех, так как это не Его природа. Но Он не ненавидит людей! Поэтому Бог не наказывает из мести или обиды. Да, Бог судья, Он – создатель законов Вселенной и Его отнюдь не радует их нарушение. Но представьте Бога, как надсмотрщика, он стоит с дубиной над нашей головой и только и поджидает, когда же человек нарушит Его законы, чтобы треснуть его по голове и сказать: «ты нарушил Мои законы, на тебе, получай»! Это не тот Бог, которого я знаю, и, не тот Бог, о котором говорил Иоанн, что Он есть любовь. Иисус, когда его спросили о самых главных заповедях, дал заповеди любви. Поэтому Бог «наказывает» из любви.

Все мы знаем, что лекарства – вещь в основном неприятная, да и сам процесс лечения мало того, что удовольствия не доставляет, так в случае запущенной болезни превращается в операцию, когда ладно еще, если все органы останутся на месте. Но если поврежденный орган не удалить, то заражение распространится на все тело, и тогда все – прощай, человек!

Конечно, с гуманистической точки зрения, гибель Содома и Гоморры, истребление ханаанских племен во время исхода, или тот же самый потоп – вещи ужасные. Как же любящий Бог мог уничтожить столько людей, подвергнув их страданиям и лишив самого драгоценного – жизни. Но давайте вспомним, что с точки зрения Бога, именно об их жизни Он и заботился, но только не временной, земной, а об их вечной жизни в мире ином. Эти люди до сих пор живы, они ожидают спасения в духовном мире. А вот во время своей жизни на земле они настолько развратились, что их исправление оказалось невозможно. К тому же каждая из этих ситуаций была очень особой.

Те же хананейские племена, например, практиковали человеческие жертвы своим языческим богам. И кто-нибудь представлял себе, например, ужас матери, маленького сына которой жрецы Ваала ложили на руки огромного бронзового истукана, и когда эти руки поднимались, чтобы этот несчастный ребенок проваливался в пламя, горевшее внутри этой статуи и сгорал заживо. Или «невинный» обычай, приносящий, как считалось, удачу всему дому, ритуально убивать первого родившегося ребенка и замуровывать его тело в стену дома!? Или ритуальная проституция, процветавшая в храмах и сопровождавшая почти любые «религиозные» служения?

Мало ведь кто задумывается о тех, кто становится жертвами такой культуры – сколько насилия, жестокости, предательства, самых гнусных человеческих пороков и качеств приходилось испытывать на себе людям того времени.

Но хорошо, не будем уходить от главного. Скорее всего, мы не живем в развратном районе Содома и младенцев в жертву не приносим. По крайней мере, внешне. Возможно, мы вымещаем свои комплексы на окружающих, третируя жену или показывая власть над ребенком, наслаждаясь властью над подчиненным или наоборот, раболепствуя перед власть имущими. А может мы тихо ненавидим окружающих, просто потому, что они не ведут себя так, как нам бы хотелось, и от того, что ничего сделать не можем, ненавидим и себя заодно. А может у нас настолько все хорошо и мы так уверенно себя чувствуем, что нам стало наплевать, что же происходит вокруг, с другими людьми. А может мы настолько праведные, соблюдая все законы, Божьи и человеческие, что в своей праведности уже давно вознеслись выше Бога? Суд Божий – это не к нам?

Бог создал нас для того, чтобы мы стали Его образом, похожим на Него, чтобы Он мог наслаждаться вместе с нами отношениями любви, самым ценным, что есть во всей Вселенной и самой большой ценностью Бога. Но чтобы стать такими людьми, нам предстоит проделать большой путь, избавившись от своей «ветхой» природы, и воспитывая в себе Божью. После грехопадения мы заболели, серьезно заболели. Болезнь разъедает наши внутренности, добираясь до нашей основы и поражая наше Сердце, которое постепенно все меньше становится способно любить. Но ведь мы не просто рабы или слуги Бога, Он не для этого создал нас. Мы – Его дети, которые появились от Его огромной любви.

Вспомните притчу о блудном сыне – Иисус донес до нас страдающее и ищущее Сердце Бога. Отец поступил там не по справедливости, закону, а по любви. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и прожил счастливую и полную радости жизнь. Но представьте, родитель видит, его ребенку понравились блики на воде, они такие красивые, переливаются, манят к себе. И ребенок делает шаг к воде. Он не знает, что вода – не суша, она только кажется твердой поверхностью, он не знает, что эти блики – всего лишь мираж, и он скоро исчезнет. И родитель преграждает дорогу, он не дает подойти к воде. Что может подумать ребенок? То же самое, что иногда чувствуем мы, когда Бог преграждает нам дорогу к какой-нибудь нашей манящей и переливающейся всеми красками мечте. И мы недоумеваем, почему?

Любовь Бога, Родителя, это одновременно и любовь матери и любовь отца. И если материнская любовь мягкая, обнимающая, утешающая, то отцовская – строгая, это ответственность, правила, заповеди. Нам всем приятно принимать материнскую сторону любви, но часто трудно воспринять его отцовскую сторону. Но без этого мы не сможем стать образом Божьим, похожим на Него. И поэтому Бог дает Свое Слово и хочет, чтобы мы его выполняли.

Таким образом, Бог не наказывает, а воспитывает человека ради его будущего как образа Божьего. Если болезнь зашла далеко или человек находится у опасной черты – Бог прописывает сильное лекарство или предпринимает решительные меры. Так как мы не знаем Его воли и к чему же Он нас в итоге хочет привести, нам кажется, что Бог только осложняет нашу жизнь, заставляя проходить жизненные уроки, или трудности.

Но если мы поймем, что Его самое большое желание – быть с нами в отношениях любви, и что нам предстоит изменить себя в соответствии с Его образом, тогда мы совершенно по-другому взглянем на все ситуации в своей жизни и обязательно увидим Его руку в тех событиях, которые происходят с нами.

Ну а как же быть с сатаной, ведь он тоже влияет на нас? Как же различить, эта ситуация от Бога или от сатаны? По плодам судите. Сатана хочет через трудности погубить человека, а Бог хочет, чтобы человек через преодоление трудностей изменился. И поэтому бывает, что человеку в депрессии сатана устраивает увольнение с работы и это оказывается переломным моментом в его решении покончить жизнь самоубийством. А бывает, что успешный предприниматель с прекрасными видами на будущее, ни в ком не нуждающийся, попадает в аварию и становится пожизненным инвалидом, полностью зависящим от других, но открывает мир души и любовь к Богу и окружающим.

У нас есть Слово, молитва и советы духовного наставника, чтобы понять, от кого та или иная ситуация. Но не стоит забывать, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Поэтому нам в любом случае и в любой ситуации стоит обращаться к Богу, прося его руководства и защиты, руководствуясь самым лучшим, на мой взгляд, отношением:

Боже, дай мне сил принять то, что я не в силах изменить,

дай мне смелости изменить то, что я в силах поменять.

И дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого.