Почему меняются люди — причины, по которым человек сильно меняется. Как менялся человек


586 Тема 14. Развитие личности

Из них, возможно, даже противоречат тем заключениям, к которым при­ходят авторы. Это мысли, вызванные всем спектром представленных в данном сборнике материалов.

1. Единственное общее правило состоит в том, что в каждом отдель­
ном случае изменения мы должны внимательно проанализировать спе­
цифику данной ситуации. Признание, что никаких других обобщений не
существует, приводит к одному важному выводу: любая попытка рассмот­
реть ситуацию сквозь призму заранее определенной схемы, скорее всего,
будет неудачной. Мы сможем эффективно использовать то, что нам из­
вестно, только при условии осознания того, как мало мы знаем.

2. Понимание условий конкретной ситуации позволит нам разра­
ботать вмешательство, соответствующее изменению данной ситуации. В
зависимости от ситуации детали могут варьировать, но они в любом слу­
чае есть, и нам всегда нужно быть внимательными к ним.

3. В любых условиях изменение нарушает равновесие. Когда оно
происходит, нередко возникают как внешние, так и внутренние давления,
направленные на то, чтобы его аннулировать и восстановить равновесие.
Но если равновесие восстановится на новом и более высоком уровне, то
будут действовать силы, поддерживающие это новое, более предпочтитель­
ное положение. Чтобы гарантировать устойчивость изменения, его аген­
ты должны работать с последствиями данного изменения до тех пор, пока
не будет достигнута эта стадия.

4. Чисто произвольным изменение бывает крайне редко. Вот поче­
му прямой запрет оказывается упрощенческим и неэффективным. Люди
всегда поступают так, чтобы им было лучше, хотя и по весьма своеобраз­
ным основаниям. Возможно, эти основания будут слабыми и неконструк­
тивными, но их можно считать достаточными, если мы поймем особенно­
сти условий жизни конкретного индивида. Если человек меняется, то мы
должны иметь в виду, что он от чего-то отказывается и потому имеет
полное право рассчитывать, что получит что-то взамен того, от чего был
вынужден отказаться. Роберт Руарк 1 когда-то написал книгу «Кое-что о
ценностях», посвященную изменениям обычаев и взаимоотношений в
современной Африке. Во введении он говорит, что если вы хотите, чтобы
люди отказались от того, что им дорого, то взамен вы должны предложить
им нечто более ценное. Об этом не следует забывать, когда мы планиру­
ем вмешательство с целью изменения. На ранней стадии что-то ценное
могут обеспечивать отношения с психотерапевтом, но затем оно должно
быть поддержано тем миром, в котором живет пациент.



5. С произвольностью изменения связан еще один вопрос. Некото­
рые люди не меняются, хотя желание измениться у них есть. Другие же
меняются, несмотря на то, что не хотят этого и не понимают, что могут
измениться. Люди, которые хотят измениться, не ставят перед нами ни-

1 См.: Ruark R. Something of Value. Garden City. N.Y.: Doubleday, 1955.


Кертис Р., Стрикер Д. Как меняются люди внутри и вне терапии 587

Каких проблем, за исключением проверки наших умений. Но каковы эти­ческие следствия сверху предписанного (instituting) процесса изменений, если человек не желает и не понимает их? У меня нет ответа на этот воп­рос. Но я хочу, чтобы вы лучше осознали те проблемы, которые могут возникнуть, когда у нас нет договорных отношений с пациентом или мы нарушаем их.

6. Эрудиция психотерапевта не ограничивается терапией. Вот поче­
му как клинические, так и социальные психологи могут многому научить
нас и друг друга. Такая возможность иногда завуалирована, потому что они
исследуют разные проблемы в разных лабораториях, а изучаемая пробле­
ма нередко задает структуру ее решения. Основной источник противоре­
чий, приводящих к изменению, исследователи могут усматривать по свое­
му в зависимости от изучаемой проблемы, но это не должно сбивать нас с
толку до такой степени, чтобы мы пренебрегали всеми остальными источ­
никами.

7. На чем делать акцент: на том, как люди меняются, или на том, как
мы можем подтолкнуть их к изменению? Следует ли нам нацелиться на
изменение личности как таковое или же главным для нас должен стать
процесс, благодаря которому происходит это изменение? Возможно, именно
здесь проходит граница между социальными и клиническими психолога­
ми. Должны ли мы сосредоточиться на внешней реальности, как это дела­
ют социальные психологи, или же, подобно клиническим психологам, обра­
щать внимание главным образом на внутреннее изменение? Это напомина­
ет дискуссию по проблеме отношения личности и окружения, наиболее
экономное решение которой заключается в концепции их взаимодействия.
Социальный психолог, игнорирующий динамику внутренних изменений
индивида и не видящий его активного ответа на попытку вмешательства,
будет обречен на провал по меньшей мере иногда или с некоторыми людь­
ми. Клинический психолог, пытающийся изменить внутренний мир без
учета того, будет ли реальность поддерживать это изменение, едва ли дос­
тигнет существенного и прочного результата. Наша перспектива состоит в
признании взаимодействия между внутренним и внешним, а не в выборе
между ними.

8. Если мы хотим, чтобы эффект наших внешних вмешательств
был прочным, то нужно помнить, что их значение определяется тем воз­
действием, которое они оказывают на внутренние структуры. Мы пыта­
емся изменить чувства, познавательные процессы {cognitions), знания,
ожидания и мотивацию человека. Тем самым мы предоставляем лич­
ности возможность отвечать на свое окружение иным образом. Если ок­
ружение не поддерживает вызванные изменения, то скорее всего они не
будут продолжительными. Тут опять-таки нам надо расширять, а не су­
жать нашу перспективу.

9. Основным средством изменения человека является образование.
Оно представляет собой нечто гораздо большее, чем передача сведений. О


588 Тема 14. Развитие личности

Необходимости воспитания {experiential learning) говорят непрерывно, ука­зывая при этом на ключевую роль педагога. Успех деятельности учителя определяется как тем, что он делает, так и, главное, тем, что он представляет собой как личность. В интенсивных отношениях между учителем и учени­ками образуется контакт, но сопротивление, часто неосознанное, мешает совместному продвижению к общей цели. Мастерство агента по изменению проявляется в той степени, в какой ему удается содействовать развитию и сохранению этих отношений, открывая возможность построения такой их формы, которая может облегчить изменение.

10. В свете представлений о решающей роли агента изменения воз­никает вопрос, можно ли психотерапевтом стать или им нужно родиться? Существуют некоторые качества, такие как чуткость, контактность и общи­тельность (as capacity for human sensitivity, relatedness, and connectedness), приобрести которые нелегко. Они абсолютно необходимы, но не достаточ­ны для того, чтобы происходило изменение. Однако есть определенные тех­ники, которые мы можем освоить, определенные умения, которые мы мо­жем оттачивать, и есть определенные знания, теория и понимание того, как руководить процессом изменения. Как пишет в заголовке своей книги Беттелхайм: «Одной любви недостаточно» 1 .

В данной книге мы познакомились с огромным количеством при­меров и разными объяснениями процесса изменения. Какое же из объяс­нений правильное? Не следует забывать, что теории не могут быть истин­ными или ложными. Можно сказать, что они могут быть полезными или бесполезными для правильного восприятия и понимания действительно­сти. Вместо поисков одного правильного объяснения я бы посоветовал иметь в виду все объяснения и отбирать в них то, из чего можно постро­ить связное, соответствующее конкретной действительности объяснение, помогающее вам понять и вызвать изменение. Какие-то объяснения бо­лее подходят для одних людей, чем для других, а какие-то более соответ­ствуют одним ситуациям, чем другим. Можно разработать множество ва­риантов объяснения, творческое соединение которых может стать настоль­ко мощным, что подтолкнет нас к большему пониманию и выведет на более перспективный путь выполнения нашего предназначения - по­могать людям меняться.

1 См.: Bettelheim В. Love is Not Enough: The Treatment of Emotionally Disturbed Children. Glencoe, IL: Free Press, 1950.


Д. П. Шульц ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ 1

Что такое здоровая личность? Каковы характерные черты человека, обладающего здоровой личностью? Как такой человек действует, думает и чувствует? Можем ли вы или я стать здоровой личностью?

Эти вопросы все чаще задают не только психологи, но и миллионы других людей. Как и следовало ожидать, вслед за этими вопросами появ­ляется множество самых разных ответов. Существует масса книг из се­рии «помоги себе сам», руководств, которые обещают новую жизнь. Не­которые из них банальны, велеречивы и бессодержательны, другие же обладают потенциальной ценностью, помогая нам лучше понять себя.

Многие американцы посещают тренинги, участвуют в самых раз­ных формах групповой психотерапии, где исследуют и выставляют напо­каз свою внутреннюю сущность (а также тела). Преступники и наркома­ны, студенты и учителя, рабочие и руководители, молодые и старые, ху­дые и толстые, участвуя в таких опытах, по-видимому, обнаруживают у себя такие изменения и ресурсы, о которых они раньше даже и не подо­зревали.

Основная тема этого весьма популярного движения - найти и опре­делить более здоровую личность. Акцент в этом движении делается не столько на врачевании конфликтов, возникших в детстве, и прошлых эмо­циональных травм, а на высвобождении скрытых талантов, резервов твор­чества, энергии и мотивации. Главное то, чем человек может стать, а не какой он сейчас или каким был в прошлом.

В психологии, изучавшей преимущественно психические болезни, а не психическое здоровье, долгое время пренебрегали исследованием по­тенциала личностного роста человека. Но в последние годы способность к изменению и росту личности начинают признавать все больше и боль­ше психологов.

1 Schultz D.P. Growth Psychology: Models of the Healthy Personality. N.Y. etc.: Van Nostrand Reinhold Company, 1977. P. 1-5, 143-146. (Перевод ЕЛ. Загряжской.)


590 Тема 14. Развитие личности

«Психологи личностного роста» (большинство из них считает себя гуманистическими психологами) предлагают новый взгляд на природу человека. Тип личности, который они имеют в виду, отличается от опи­санных ранее в традиционных направлениях психологии: бихевиоризме и психоанализе.

Гуманистические психологи критикуют традиционные подходы, по­скольку считают, что бихевиоризм и психоанализ придерживаются узких взглядов на природу человека, и не учитывают вершины, на которые люди могут подняться. Они обвиняют бихевиоризм в том, что он рассматривает человека как машину - «сложную систему, поведение которой происходит закономерным образом» 1 . Бихевиористы описывают индивида как упо­рядоченный, отрегулированный, предопределенный организм, не более спон­танный, живой и творческий, чем, например, термостат. Психоанализ по­казывает нам только больную или изуродованную сторону человеческой природы, так как акцентирует внимание на невротическом и психотичес­ком поведении. Фрейд и его последователи изучают не здорового челове­ка, а личность с эмоциональными нарушениями, т.е. худшее, а не лучшее в человеческой природе.

Ни бихевиоризм, ни психоанализ не имеют дело с нашим потенци­алом личностного роста, с нашим желанием стать больше и лучше, чем мы есть. Фактически они рисуют нам довольно пессимистическую кар­тину человеческой природы. Бихевиористы считают нас пассивными ре­агентами на внешние стимулы, а психоаналитики - жертвами биологи­ческих сил и конфликтов детства.

Для психологов личностного роста человек много больше этого. Они не считают человека вечной жертвой этих сил, хотя большинство из них не отрицает, что внешние стимулы, инстинкты и детские конфликты влияют на личность. Мы можем и должны подняться над нашим прошлым, над нашей биологической природой и обстоятельствами нашего окружения. Мы должны развиваться и личностно расти независимо от этих потен­циально одерживающих сил. Психологи личностного роста рисуют опти­мистическую и обнадеживающую картину человека. Они верят в нашу спо­собность раскрываться и обогащаться, развиваться и осуществлять свои возможности, стать тем, кем мы способны стать.

Сторонники движения за реализацию человеческого потенциала предполагают существование желаемого уровня личностного роста и раз­вития, расположенного выше «нормального», и утверждают, что человек должен стремиться к этому более высокому уровню для того, чтобы реа­лизовать, полностью актуализировать свой потенциал. Иначе говоря, мало освободиться от эмоциональных расстройств, - отсутствие невро­тического или психотического поведения не является достаточным кри­терием определения здоровой личности. Это только первый, хотя и обя-

1 Skinner B.F. Beyond Freedom and Didnity. N.Y.: Knopf, 1971. P. 202.


Шульц Д. Здоровая личность 591

Зательный шаг на пути личностного роста и самореализации. Индивид должен добиваться большего.

Данная точка зрения может вызвать разочарование у тех, кто счита­ет, что избежать психических заболеваний и так довольно не просто. Те­перь же им говорят, что быть нормальным недостаточно, что они упуска­ют возможность достичь более высокого уровня личностного роста, т.е. какой-то «сверхнормальности». Но что плохого в том, чтобы быть просто нормальным? Почему надо стремиться к более высокому уровню развития, если твоя жизнь (без неврозов и психозов) богата и содержательна? Воз­можно, ответы на эти вопросы вы знаете по своему опыту. Ведь можно быть вполне здоровым (в смысле отсутствия эмоциональных расстройств и при условии достаточного удовлетворения потребностей и влечений) и в то же время несчастным.

Если мы с доверием отнесемся к тому, что говорят психологи личност­ного роста (и, возможно, наш собственный опыт), то согласимся, что можно быть удовлетворенным во всех сферах жизни и в то же время страдать от мучительной скуки, застоя, безнадежности и бессмысленности. По-видимому, даже при идеальных условиях мы можем чувствовать зияющую пустоту нашей жизни, как будто в ней нет чего-то существенного, хотя определить, что же все-таки не так, мы не в состоянии. Мы можем жить комфортно, иметь хорошую работу, теплую и любящую семью, не волноваться и в то же время у нас не будет великой радости, всеохватывающего воодушевления, яркого чувства призвания или долга (dedication or commitment). Очевидно, в этом случае мы чувствуем, что не все так хорошо. Несмотря на внешнее бла­гополучие, наша жизнь не столь полна, как могла бы быть.

Яркое описание человека, у которого, на первый взгляд, было все идеаль­но, дал русский писатель Лев Толстой. Этот человек был настолько раздавлен непреодолимым чувством бессмысленности существования, что находился на грани самоубийства. Он спрашивал: «Зачем мне жить?». Толстой хорошо знал страдания, которые описывал, ведь он писал о самом себе.

Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить...Жизнь моя остановилась...

И вот тогда я, счастливый человек, прятал от себя веревку, чтобы не пове­ситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый ве­чер... [раздевался]; я перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазнить­ся слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, что я хочу. Я боялся жизни, стремился прочь от нее и, между тем, чего-то еще ждал от нее.

И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем. У меня была добрая, любящая и люби­мая жена, хорошие дети и большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде, был восхваляем чужими и мог считать, что имя мое славно без особенного самообольщения. При этом я не только не был поме­шан или духовно нездоров, напротив, пользовался силой и духовной, и телесной,


592 Тема 14. Развитие личности

Какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на по­косах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по 8-10 часов под­ряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий...

Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, - что вый­дет из всей моей жизни? Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожил­ся бы неизбежной, предстоящей мне смертью?

Эти вопросы - самое простое, что есть в мире. Они звучат в душе каждого человека - от глупого ребенка до мудрого старика. Как я убедился на своем опыте, без ответа на них невозможно продолжать жить 1 .

О своем душевном смятении Толстой написал, когда ему было пять­десят лет, и считать, что в то время он был здоровой личностью, нельзя. Это возвращает нас к исходному вопросу: что такое здоровая личность? До сих пор мы говорили только о том, что ею не является. И для этого есть весо­мая причина - мы не знаем, что образует здоровую личность, потому что между психологами, работающими в этой области, мало согласия. Суще­ствует довольно много определений здоровой личности - столько, что их можно собрать в виде небольшой книжки. Лучшее, чего мы можем достиг­нуть на данном уровне наших знаний - это исследовать те концепции реального психологического здоровья, которые представляются нам наибо­лее полными, и понять, что они говорят о нас.

Я буду обсуждать модели здоровой личности, предложенные Гордо­ном Оллпортом, Карлом Роджерсом, Эрихом Фроммом, Эйбрахамом Мас-лоу, Карлом Юнгом, Виктором Франклом и Фрицем Перлзом. Эти теории отобраны среди других как наиболее разработанные, признанные, влиятель­ные и привлекающие внимание в современной психологии. Хотя не все из этих теоретиков являются психологами личностного роста, каждый из них считает, что существует определенный уровень личностного развития, рас­положенный выше нормального, и по этому критерию вписывается в общее направление психологии личностного роста.

Концепция здоровой личности имеет жизненно важное значение. В ее содержании трудно разобраться, оно сложное, спорное, в нем масса про­белов, полуправды и, несомненно, есть что-то странное и причудливое. Как таковая, она отражает ту область, которую пытается охватить - личность человека.

Многие психологи считают, что исследование здоровой личности дол­жно быть в центре внимания психологии; какая же еще дисциплина дол­жна заниматься изучением человеческого здоровья (human condition)? Что, если не личность, способно изменить мир в лучшую или худшую сторону?

1 James W. The Varieties of Religious Experience. N.Y.: Longmans, Green, 1920. P. 153-153. Почти полностью этот отрывок цитируется по русскому изданию В. Джемса «Многообра­зие религиозного опыта» (СПб.: Андреев и сыновья, 1910/1992, с. 130-131), переводчики которого, в свою очередь, использовали один из опубликованных вариантов текста «Испо­веди» Л.Н. Толстого. Несколько другой вариант см., напр., в сб.: Толстой Л.Н. Не могу молчать. М.: Советская Россия, 1985. С. 50, 54.


Шульц Д Здоровая личность 593

Оказывает ли что-либо большее влияние на содержание нашей жизни, чем степень психологического здоровья, благодаря которому мы решаем свои проблемы?

Как ясно высказался по этому поводу Эйбрахам Маслоу: «Если вы намеренно планируете стать меньшим, чем вы можете стать, то предуп­реждаю, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь» 1 . <.„>

Невероятные факты

Люди становятся выше, толще и живут дольше, чем когда-либо в истории. И все эти изменения произошли за последнее столетие, утверждают ученые.

Однако дело не только в эволюции, так как одного века недостаточно для таких изменений .

Ученые считают, что большинство трансформаций, произошедших за такой период времени, являются ответом организма на изменения условий, например, улучшение питания, здравоохранения и гигиены.

Вот основные изменения, которые произошли с людьми за последний век.

Увеличение роста человека

Люди стали выше

Последнее исследование показало, что в развитых странах люди стали выше, а самый высокий средний рост в мире - 1,85 см наблюдается в Нидерландах . Хотя американцы были самыми высокими людьми в мире в период Второй Мировой войны (1,77 см), к концу 20-го века показатели роста приостановились.

И хотя во многих странах средний рост увеличился, он не был равномерным. В некоторых странах, пораженных болезнями, войнами и другими проблемами, средний рост время от времени снижался.

Исследователи считают, что это говорит о том, что негативные факторы, такие как голод или эпидемии оказывают влияние на следующие поколения, и требуется около 5-ти поколений, чтобы преодолеть эти факторы.

Согласно последним исследованиям была выявлена взаимосвязь между ростом и качеством жизни, а высокие люди воспринимаются, как более умные и влиятельные.

Проблема ожирения

Люди становятся толще

С 1970-х годов исследователи изучали динамику роста детей майя и их семей, проживающих в Гватемале, Мексике и США. Когда майя переезжали в США, они становились на 11,4 см выше, чем их сверстники в Гватемале и Мексике. Однако их вес тоже увеличивался, и они чаще страдали от ожирения.

В мире также наблюдается тенденция к увеличению веса. Так в 2013 году 29 процентов мирового населения страдало от лишнего веса или ожирения.

Вопрос, почему люди становятся толще, является предметом научных споров. Некоторые исследователи считают, что всему виной переедание и отсутствие физической активности . Но существует также теория, что здесь играет роль генетика, а также вирусы, которых связывают с ожирением. Вопреки распространенному мнению, многие исследования нашли связь между лишним весом и бедностью.

Некоторые исследователи предполагают, что такая тенденция связана с эпигенетикой или наследуемыми изменениями, которые влияют на то, как тело сохраняет избыток энергии из еды.

Например, если ваша мать и бабушка перенесли тяжелые времена, это передается следующим поколениям, и когда наступают хорошие времена, тело пытается сохранить дополнительную энергию в виде жира.

Раннее половое созревание

Во многих странах дети начинают созревать раньше, особенно девочки. Многие исследования показали, что за последние полвека возраст, когда девочки достигают половой зрелости, снизился .

Так исследование, проведенное в США, показало, что возраст менархе падал на 0,3 года за десятилетие с середины 1800-х годов, когда первая менструация возникала в 17 лет, до 1960-х годов.

Исследования также указывают на то, что существует связь между чрезмерной полнотой и ранним наступлением полой зрелости , и девочки с высоким индексом массы тела достигают половой зрелости в более раннем возрасте.

Это может иметь негативные последствия для здоровья, так как исследования показали, что раннее созревание связано с развитием гипертонии и диабета в более позднем возрасте.

Существуют и социальные последствия. В некоторых культурах, девочка, достигшая половой зрелости, считается достаточно взрослой для брака, а значит, она имеет меньше возможностей для продолжения образования или карьеры.

Долголетие человека и его негативные последствия

Люди сейчас живут дольше, чем когда-либо. Согласно ВОЗ, средняя продолжительность жизни во всем мире выросла с 30 лет в 20-м веке до 70 лет в 2012 году. Специалисты предсказывают, что мировая средняя продолжительность жизни женщин, рожденных в 2030 году, вырастет до 85 лет.

Увеличение продолжительности жизни связывают с достижениями в медицине, улучшениями санитарных условий и доступу к чистой воде.

Однако хотя эти факторы и снизили уровень смертности от инфекционных болезней, уровень смертности от дегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, заболеваний сердца и рака, выросла.

Другими словами, люди стали жить дольше, но умирают от других болезней, нежели в прошлом.

Рост аутоиммунных заболеваний, таких как рассеянный склероз и сахарный диабет 1-го типа, некоторые ученые связывают с улучшением гигиены. То есть, когда тело подвергается воздействию слишком малого количества микробов, иммунная система слишком остро реагирует даже на самых безобидных микробов.

Развитие человека в будущем

Что же ждет людей в будущем, учитывая, как быстро меняет наш мир технологии?

Существует некоторые опасения, что будущее эволюции будет определяться генетической инженерией . Бионические имплантаты, нанотехнологии и новые лекарства могут еще больше продлить жизнь человека.

Некоторые учёные считают, что мы можем достичь бессмертия с помощью технологий в ближайшие 30 лет . Хотя это звучит как научная фантастика, ясно, что люди быстро развиваются и технологии оказывают на это большое влияние.

В настоящее время передовые представители науки не подвергают сомнению тот факт, что миллионы лет назад человек постепенно выделился из животного мира. Ученые-материалисты глубоко исследовали процесс превращения древних в . Качественные и глубокие изменения в облике человека и его оказались связанными с его социальной и трудовой деятельностью.

Создание и целенаправленное применение орудий труда – отличительная особенность человека.

С помощью даже самых примитивных орудий труда человек получил возможность обеспечивать себя и сородичей самым необходимым для жизни. Это резко уменьшило зависимость человека от влияния природных факторов и снизило значимость естественного отбора, играющего важную роль в развитии биологических видов.

В процессе коллективной трудовой деятельности люди объединялись в социальные группы. Это привело к возникновению и развитию речи как способа обмена сообщениями. Одновременно развивался голосовой аппарат и те зоны мозга, которые отвечают за мышление и речь. А вот органы чувств, столь важные , утратили свою значимость, притупились зрение, обоняние и слух.

Как развивался и изменялся человек

Есть все основания предполагать, что предками современных человекообразных обезьян и человека были узконосые , стада которых обитали в древних . Этим во многом определяется сходство человека и приматов по внешним признакам и поведению. Но есть и существенные .

Спустившись с и перейдя к наземному обитанию, предки человека обрели прямохождение. Освободившиеся при этом передние конечности могли использоваться для выполнения простейших трудовых операций. Выпрямление тела привело к переносу центра тяжести, что стало причиной перестройки костной системы и опорно-двигательного аппарата. Позвоночник стал более гибким.

Со временем у древнего человека образовалась пружинящая сводчатая стопа, таз немного расширился, шире стала и грудная клетка.

Движения развивающегося человека стали более свободными. Шагом вперед в эволюции стало противопоставление больших пальцев рук, что дало возможность человеку совершать более сложные и точные кистевые движения. Обособленный большой палец позволил надежно удерживать в руке оружие и орудия труда.

С появлением орудий труда, охотничьего оружия и огня изменился и рацион человека. Пища, приготовленная на огне, уменьшила нагрузку на жевательный аппарат пищеварения. Кишечник постепенно становился короче, изменилось строение лицевых мышц. В ходе медленных мутационных изменений постепенно преобразовывался ротовой аппарат и гортань. В результате человек получил развитые органы речи.

Описанные изменения происходили не сразу, а растянулись на многие сотни поколений. Современный облик человек приобрел примерно 40-50 тысяч лет назад. С тех пор произошли кардинальные изменения в образе жизни людей, появились невиданные ранее технологические возможности, но облик человека существенно не изменился.

Пожалуй, нельзя судить однозначно. Есть ряд особенностей, присущих каждой личности, которые называют характером. Но привычки можно заменить на другие, более выгодные для человека.

Личность - это константа?

Даже говоря о характере, не стоит забывать, что индивид способен улучшить его в зависимости от собственных потребностей и желаний. Время меняется, люди меняются. У многих есть комплексы, пришедшие из детства. Например, ребенок закрывается, защищает себя психологически. Но когда он вырастает, уже взрослый человек начинает понимать, что старые механизмы ему больше не нужны, они должны вывалиться из головы, как молочные зубы.

Почему мы поступаем и мыслим тем или иным образом?

В мозгу создаются нейронные связи, которые закрепляют в нашем сознании определенный алгоритм действий, список вариантов поступков в той или иной ситуации. Например, если ребенка унижали во дворе, он привыкает к тому, что его обижают, но в будущем это может сказаться на его самооценке и вызвать создание

Если люди не меняются, они остаются все теми же запуганными детьми, которые не могут развиться ни в профессиональной, ни в личной жизни. И даже если внешний мир благожелателен к ним, создавшаяся нейронная связь в мозгу говорит «Страдай, вокруг опасность, зло и враги».

Как правило, такие противоречивые ощущения переживают подростки, но некоторые тянут этот шлейф за собой во взрослую жизнь. Меняются ли люди после душевных травм детства или тех, что пережиты в более сознательном возрасте? Разумеется! Главное - это желание разобраться в себе, покопаться в психологии, а не думать, что это все ерунда.

Иногда нужно покопаться в себе

Как правило, когда индивид получает профессию, хобби, внимание противоположного пола, обретает друзей, у него у самого возникает вопрос: «Так что же мне не нравится?» Самое время понять причины своего неправильно построенного мышления и действительно стать тем человеком, которым всегда хотелось быть.

Люди не меняются только в том случае, если сами того не хотят. Даже типы темперамента, изученные психологами, считаются не столько врожденным, сколько полученным в процессе развития явлением. Многие оправдывают свою нерешительность тем, что причисляют себя к меланхоликам, или резкость, будучи холериком. Но ведь от этого оправдания ничего не меняется. Людям как не нравилась излишняя мягкость и грубость, так и не будет нравиться, а человеку с этим жить.

Он может бесконечно бежать от своих недостатков, но куда эффективнее разобраться с ними, прояснить все, понять ход собственных мыслей и обнаружить, в какой же именно момент тропа развития внутренней эмоциональной сферы свернула в неверном направлении. При должным образом приложенных усилиях можно изменить себя. Не подстроиться под окружающую реальность и надеть маску, а проявить лучшие свои качества.

Смена фона, на котором мы находимся

Гибкость человека в плане адаптации к окружающему становится очевидна для нас на самых простых примерах. Например, в детских учебниках по предмету “Окружающий мир” можно увидеть, что меняется. В верхнем ряду таблицы в одном из заданий прописаны предметы, которыми пользовались раньше. Это сено, дрова и еда, добытая в ходе охоты. Оглянувшись вокруг, видя высокие дома, автомобили, супермаркеты, компьютеры в каждом доме и квартире, мы понимаем, что жизнь людей меняется. В верхнем отделении задания расположены те предметы быта, что помогали выживать раньше, и нам они покажутся, без сомнения, скудными. Сейчас человек имеет больше возможностей. Огромен и безостановочен поток информации, которую мы порой даже не успеваем усваивать.

Из-за хаотичности и шума мира у многих появляются психические заболевания. И в то же время мир стал прогрессивнее. Появилось больше знаний о том, как использовать дары природы. Если бы не достижения ученых, мы были бы лишены множества удобств, но были такие времена, когда развитие научной мысли пресекалось.

Торможение развития

Когда речь заходит о средних веках, нам тут же представляются своды замков, готические соборы, походы крестоносцев и бесконечные междоусобные войны. Мы визуализруем костры, которые устраивали инквизиторы, а также среди феодалов. Такими признаками славится эта эпоха.

Как менялись представления средневекового человека на фоне этих внешних признаков? Видели ли они внешнюю среду так же, как мы, и что было движущей силой их поступков?

Как менялись представления средневекового человека о мире, видно по культурному и умственному фонду, элементы которого дошли и до наших дней. Многие полезные знания люди того времени почерпнули у античных философов и мудрецов. Было множество предрассудков и искажений в представлениях в этот период. Именно оно отделяет эпоху греков и римлян от того периода, который привыкли называть Новым временем.

Как меняются представления людей, в лучшую ли сторону? Большинство авторов, затрагивавших эту тему в своих трудах, утверждают, что нет, и характеризуют средние века как провал в развитии, ступор, в который попало человечество. Культура европейских государств в тот момент была куда слабее, чем в остальные временные отрезки. Заметна была отсталость, спад культуры и моральных ценностей, меньше внимания уделялось правам человека. Окинут этот период мрачной тенью. Так и называют его начало - «темные века».

Устремления и желания

В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Воланд говорил, что люди не меняются. Но тут больше идет речь о их мотивах. То, что человека всегда прельщало богатство, всем хорошо известно.

Также вечна такая страсть, как тщеславие. Именно на них делал акцент герой. Но в то же время, тяжело отрицать, что сколь велик бы ни был прогресс науки, людям всегда важны самореализация, близость с другими индивидами, взаимопонимание. Цивилизация предлагает множество способов развлечь себя и без окружения других людей, но в то же время ничто не заменит живого общения по качеству и воздействию на настроение. В природе человека остались многие инстинкты, которые сидят на уровне подсознания.

Инстинктивный уровень

Порой мы даже не осознаем, почему поступаем тем или иным образом. Взять к примеру влюбленность, имеющую место между парнем и девушкой. Женщинам свойственно чрезмерно концентрироваться на своем партнере и, не получая от него новостей долгое время, впадать в истерическое и депрессивное состояние. Разумеется, каждый, кто потрудился хоть раз разобраться в своих эмоциях и вытащить на поверхность все их причины, менее подвержен подобным казусам.

Если слепо следовать инстинктам, можно заметить за собой крайне глупое поведение. Так чем же все это обусловлено? Если мы вспомним первобытную общину, увидим, что мужчины отправлялись на охоту, а женщины готовили пищу, следили за детьми. Если еды не хватало на все племя, дележ материальных ценностей осуществлялся по принципу силы. И, разумеется, бицепсами мерялись мужчины. После самого сильного ела его женщина, затем второй по могуществу и его жена.

Инстинкт самосохранения

Так что мысль современных дам о том, что им не прожить без своего избранника, называемая любовью, - это чистейший самосохранения. Эгоизм присущ каждому, так что и подобное чувство можно объяснить некоторой для себя выгодой.

В наше время женщина может сама себе заработать на жизнь, заниматься интеллектуальным трудом, но все равно на подкорке мозга сидит мысль о том, что без спутника ее ждет голодная смерть. Отсюда и желание быть красивой, мысль о том, что главное в девушке - это привлекательность. Все потому, что в именно по этому критерию и судили. И это самый что ни есть банальный пример того, как нашими поступками и мыслями управляют инстинкты.

На самом деле наши предки до нас проделали весьма основательную работу по созданию навыков выживания, механизмов мышления и прочих шаблонов, которыми мы пользуемся порой неосознанно. Все меняется, меняется жизнь, меняются люди. Или же лишь оболочка становится другой, а внутри мы все те же?

Что можно изменить, а что нет?

Установки, которые сидят в нас генетически, практически невозможно изменить. Их нужно осознать и понимать, почему мы так поступаем. Второй большой пласт информации, который закладывается у нас в мозгу, - это события детства. У нас есть набор видовых инстинктов, но теперь нам нужно разработать свои собственные, обусловленные той обстановкой и событиями, что творятся вокруг нас лично.

Если индивид развивался не в самой благоприятной обстановке и подвергался негативному влиянию, его родители дрались, пили, уделяли ему мало внимания, или, напротив, слишком баловали, все это может сказаться на дальнейшем формировании личности и вызвать некоторые осложнения. Но не стоит такому человеку считать себя моральным инвалидом.

Подобные темные пятна, которые в сознательном возрасте приходится оттирать, есть практически у каждого. Главное, не оправдывать себя, а взяться за дело. Не жаловаться на то, что мир не принимает человека, а для начала самому себя познать и полюбить.

Каждый может измениться к лучшему

Порой мы не можем изменить черты своего характера и тела, но всегда можно найти, как их улучшить, ведь в каждом есть зерно прекрасного, из которого можно вырастить целый сад с красивыми цветами и полезными вкусными фруктами. Для этого лишь нужен трудолюбивый возделыватель, который сможет докопаться до проблемы и пролить на нее освежающую влагу истины.

Взирая на научный прогресс, культурное наследие человечества, мы видим, что сил, разума и возможностей для развития у людей предостаточно. Глядя на войны, катастрофы и аварии, мы также понимаем, что если не выйти в нужный момент из заблуждения, не расставить правильно приоритеты, эта сила может послужить не в самых добрых целях.

Все в наших руках

Человек одновременно злой и добрый, стабильный и переменчивый. Вся прелесть нашей жизни в том, что мы сами творим дорогу, по которой идем. Если у людей есть возможность меняться к лучшему, им обязательно удастся это сделать.

Если индивид хочет бросить свою душу в огонь греха и намерение твердо, никакими заверениями его не отговорить от этой затеи. Для гармоничного развития мира и наличия лишь положительных перемен каждый должен научиться брать ответственность прежде всего за собственную жизнь, суждения и поступки, делать себя лучше. Тогда и все человечество преобразится. Выбор за вами!

Каждый из нас сталкивался с этим вопросом. Ведь, казалось бы, еще вчера мы разговаривали с одним человеком, а сегодня перед нами стоит абсолютно другая личность. Мы находимся в недоумении, — маска ли это, театральная игра или суровая реальность, обозначающая постоянные изменения в нашей среде, которые не всегда идут лично нам на пользу.

Говорить о краткосрочных изменениях или тех, с которыми все мы сталкиваемся на протяжении жизни, смысла нет. Возможно, в тот момент, когда Вы читаете этот текст, человек, изменения которого Вас беспокоят, уже вернулся в привычное амплуа. В детстве мы верим и считаем правильным что-то одно, в юношестве другое, в зрелом возрасте третье. Всё это происходит не потому, что мы специально видоизменяем свой внутренний мир. Нет. Это происходит потому, что каждый приобретает свой личный жизненный опыт, сталкивается с определенными ситуациями и реагирует на них по-разному. Соответственно и выводы мы делаем свои. Краткосрочные изменения больше похожи на игру, на падающий метеорит. Обычно, как и последний, они быстро вспыхивают и так же быстро гаснут. «Сегодня мне предложили медитацию, чтобы я чувствовал себя счастливым. В первый день я был настолько очарован результатом, что сразу же рассказал об этой методике всем встреченным друзьям. Однако после трех сеансов эффект убавлялся и, в конце концов, через неделю эта медитация была выброшена в урну». Краткосрочные изменения не интересны еще и потому, что имеют, зачастую, отношения к определенным людям или группе. А все мы прекрасно знаем, как легко меняется мнение о нас в глазах каждого человека и как быстро мы перемещаемся из одной социально-значимой группы для него, в другую. Однако существуют изменения другого плана.

«Вчера мы стояли с ней три часа в очереди за билетом, обнявшись и греясь в одном на двоих мире, а сегодня она перестала любить кино…и меня».

Каждый из нас не раз столкнется с такими изменениями в рядах близких ему лиц, как бы печально это не звучало. Каким же образом за столь короткий промежуток времени душа человека успевает перевернуть всё с ног на голову?

К счастью, большинство таких, на первый взгляд грандиозных, изменений, на самом деле относятся к временным. Здесь всё зависит от человека, — один может придерживаться новшеств на протяжении пару часов, другой, — на протяжении нескольких лет. В последнем случае крайне сложно определить, важны ли эти изменения, либо они не имеют фундамента и будут существовать не вечно. Однако, на сегодня, точно известны несколько причин, которые могут за катастрофически короткий временной отрезок изменить человека.

5 ситуаций, при которых придется знакомиться с человеком заново

На волоске от смерти

В критической ситуации человек способен предпринимать, впоследствии необъяснимые, усилия. Это называют «максимум организма». А представьте, что может стать с человеком, который был на краю гибели? В большинстве случаев он начинает переосмысливать собственные ценности, жизнь, идеи, стараются жить, И, естественно, каждый из нас найдет массу недочетов, которые можно было бы исправить. Если представить, что у нас есть десятки путей развития, то ситуация, в которой вы находитесь на волоске от смерти соответствует тому, будто бы вы не перешли, а перепрыгнули с одного курса на другой;

Уход близких людей

Точно так же, как и предыдущий пункт, очень больно ранить нас может то, когда умирают родные для нас люди. Мы сильно привязываемся к ним, и у каждого из нас есть свои . Принцип механизма остается прежним и, засыпая одним человеком, мы просыпаемся абсолютно другими.

«Учитель и ученик»

Все мы сформировавшиеся личности со своими уникальными взглядами. Большинство из нас, в силу характера и эры эгоцентризма, с легкостью могут выразить собственное мнение практически по любому общему вопросу. Однако многие из нас сталкивались с людьми, которые, по нашему мнению, определенно не вписывались в ряд обыкновенных, с которыми мы спорим или соглашаемся. читайте, Мы привязываемся к белым воронам и, сначала недоверчиво, затем слепо верим каждого звуку, слетающему с уст гуру. Соответственно уже совсем скоро наши друзья и знакомые начинают замечать, что с нами что-то не так. Естественно мы с ними не соглашаемся и отказываемся воспринимать истину.

«Чаша весов»

На одной стороне ваша жизнь, на другой – жизнь троюродного племянника бабушкиной соседки. Жизнь племянника больше весит? Значит надо поднапрячься и делать всё, как он! Знакомо, не правда ли? Выиграли у одного, проиграли другому. Мы всегда находимся в гонке за посредственной, ничего не значащей награды, — быть лучше, чем кто-то. И, порой, можно замечать, насколько поразительные изменения постигли человека, ввязавшегося в эту борьбу. Однако, стоит отметить, что доводить такие изменения до конца могут люди только с высоким уровнем силы воли. Для остальных же всё будет выглядеть серьезным, пока на другой стороне чаши весов не обнаружится новый объект для сравнения. При том людей с большой силой воли можно спросить — достоин ли подражания данный человек? Или может стоит попробовать сформировать свою, индивидуальную, личную историю?

«Депрессивная армия»

Солдаты в этой армии знакомы нам всем – неудачи, материальные трудности, предательства, болезни, стрессы, Человек теряет интерес к жизни, как и ученые Этот пункт — самый популярный виновник изменений. Кого-то из нас это лишь слегка выбивает из седла, кого-то заставляет окунаться лицом в грязь. Независимо от силы восприятия, при частом столкновении с данной армией любой из нас обретает для себя урок и где-то, сильно заметно или не очень, изменится.

Напоследок…

Если Ваш близкий человек резко изменился, прежним осталось одно, – каждый человек волен выбирать себе окружение и распределять роли в соответствии с собственным единичным сценарием жизни. Именно поэтому предстоит решать Вам и только Вам, — принять человека таким, каким он есть, стал, станет, или распрощаться с ним на доброй ноте, без ожиданий возникновения противоречий и недопонимания, и пойти своим, уникальным путем.