Рассказ петя в ночь перед боем. В детстве Л.Н





Самым активным и ярким проявлением народной войны было армейское и крестьянское партизанское движение. Знаменитые предводители партизан Д.В. Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С. Фигнер 9 ноября 1812 года пленили 2 тыс. рядовых, 60 офицеров и генерала Ожеро. Одним из крупнейших партизанских отрядов был отряд Г.М. Курина. В октябре он дал французам 7 боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск).








3. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал: А) разрешил ему там остаться до начала военных действий Б) запретил участвовать в военных действиях В) разрешил участвовать в военных действиях 4. Пленного барабанщика Денисов решил: А) отослать вместе с другими пленными Б) оставить у себя В) расстрелять




7. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел: А) совершить подвиг Б) отомстить врагу В) быть полезным в трудную минуту 8. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что: А) юный герой талантлив в музыке Б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне В) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм





Источники материалов. 1. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 класс. М.: Дрофа О.Б. Беломестных, М.С. Корнеев, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: Вако Автор-составитель Т.М. Амбушева. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. Волгоград: Учитель

УРОК

ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

(«О бедном гусаре замолвите слово»)

Цели урока:

1)усовершенствовать навыки чтения и приемы работы с книгой;

2)развить навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; развить культуру устной речи учащихся;

3)привить любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Оформление урока:

Репродукции картин: А.Дюрер. Богородица с Христом и святой Анной. Р Санти. Сикстинская Мадонна. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Икона Владимирской Богоматери. Иллюстрация из журнала «Кругозор». Песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья», фуга И.С.Баха, музыка Н.Рота к кинофильму «Крестный отец», роман «Война и мир».

Ход урока

1 Словарная работа.

На доске слово «палитра», запись в тетрадь его лексических значений.

Палитра.1.Небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски. 2.Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.3.Совокупность выразительных художественных средств.

2. Проверка домашнего задания. Повторение терминов:

цитата, фрагмент, эпизод, композиция.

Отображение на доске схемы сюжета рассказа.

3. Краткое вступительное слово учителя, постановка цели урока.

4. Аналитическая беседа.

Анализ эпизода «Ночь перед боем».

Какие звуки слышит Петя, выйдя во двор? Что он видит?

(Материал для беседы: капли, падающие с деревьев; ржание лошадей; негромкие голоса; храп…)

Это какие звуки: войны или мирной жизни?

Что вы можете сказать о человеке, который слышит эти звуки?

Какой это человек?

(Петя умеет видеть красоту в обычных вещах).

«Сон» Пети.

Какие картины возникают в воображении мальчика?

(Материал для беседы:

Петя был «в волшебном царстве, в котором не было ничегопохожего на действительность: большое черное пятно, может быть, была каркулка, а, может быть, пещера; красное пятно, может быть, огонь, а, может быть, глаз огромного чудовища…; может быть, проходил гусар, а. может быть, его не было;)

(Черные, красные).

Какие это цвета? Радостные? Почему автор использует их?

(Это цвета тревоги, войны. Петя еще не знает о том, что погибнет. В его вплетаются тревожные ноты. Но мальчик еще «в волшебном царстве, в котором все было возможно».

Еще какие картины «видит» Петя?

(Чтение отрывка от слов «Он поглядел на небо…» до слов «рукой можно было достать его»).

(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Найдите эпитеты (волшебное небо; черное, чистое небо);

олицетворения (облака бежали; небо поднималось над головой; небо спускалось совсем);

сравнение (тучки, как черные пятна).

Какова роль изобразительно-художественных средств языка? Зачем автор использует их?

(Произвести впечатление чего-то волшебного, чудесного, живого; передать чувство восхищения героя прекрасной природой. Душа Пети поет, последний раз в жизни наслаждаясь прекрасной красотой земли. Петя – добрый, честный, чистый мальчик, открытый миру, людям, красоте).

Пересказ двух отрывков из эпизода «Ночь перед боем».

(Звучит фуга И.С.Баха).

Как этот эпизод связан с последующим эпизодом «Первый бой и смерть Пети»?

(Эти два эпизода противопоставляются, в последующем эпизоде автор показывает весь ужас войны и свое отношение к ней).

2.Анализ эпизода «Первый бой и смерть Пети Ростова».

Что чувствует Петя накануне боя? Каково его внутреннее состояние?

Найдите и процитируйте строки.

(Волнение, возбуждение: «глаза горели огнем, озноб пробегал по спине»;

«во всем теле что-то быстро и равномерно дрожало»).

О чем мечтает мальчик?

(Сердце его горит, он мечтает совершить подвиг).

Как он ведет себя в бою? Прочитайте цитату.

(«Как раздались первые звуки топота, крика, Петя, ударив свою лошадь и не слушая Денисова, поскакал вперед.

Ура! Ребята…наши…прокричал Петя и поскакал по улице туда, откуда слышались частые выстрелы и где гуще был пороховой дым.»).

Прочитайте вслух эпизод гибели Ростова Пети.

(«Петя скакал на своей лошади…»).

(Звучит музыка Н.Рота).

Как прореагировали на смерть Пети Денисов и Долохов?

О чем слова Долохова: «Брать не бедем»?

(Для Долохова гибель Ростова – один из эпизодов войны. Рыдание Денисова не признак слабости, а а проявление человечности).

Слово учителя.

Гибель Пети принесла беду в семью Ростовых. Мать Пети из цветущей женщины превратилась в дряхлую старуху.

«Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Душевная рана матери не могла залечиться. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой старухой».

Эта душевная рана наполовину убила графиню.

Демонстрация репродукций картин великих мастеров и иконы Владимирской Богоматери.

Перед вами репрдукции картин А.Дюрера «Богородица с Христом и святой Анной», великого итальянца Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» и «Сикстинская Мадонна» и национальная святыня нашей земли – икона Владимирской Божьей Матери».

Что сближает все эти работы? Прекрасная и вечная тема материнства. Посмотрите, с каким трепетом, нежностью и любовью прижимают они к сердцу своих детей. Разве для гибели рождаются дети и русские, и французы?

Война убивает не только детей, но и матерей.

Аналитическая беседа.

Прочитайте цитаты.

(«…Один упал в грязь под ногами Петиной лошади», «У одной избы столпились казаки. Из серой толпы раздался страшный крик», «Первое, что увидел Петя, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза», «Без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров, а потом француз упал».)

Мы видим наших врагов Петиными глазами.

Что в глубине души чувствует он, глядя на них?

(Сочувствует им, проявляя человечноть. Война убивает детей Божьих, независимо от того: француз он или русский).

Слово учителя.

Чтение фрагмента романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.3,часть вторая, глава 39).

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Измученным, без пищи и отдыха. Людям с той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали. Бросить все и побежать куда попало.»

Казалось, что сама природа оплакивала своих детей, убиенных на поле брани.

3.Рассаз ученика о Пете Ростове. Индивидуальное задание – образец ответа подготовленного школьника.

4.Рефлексия.

(Сострадание, любовь к людям, любовь к Родине, желание защитить ее, что есть война и что есть честь).

5.Слово учителя.

Любить человека дорогого, близкого можно человеческой любовью, но только врага можно любить божеской любовью.

Звучит песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

На фоне песни обращаемся к иллюстрации из журнала «Кругозор».

Перед вами великое Бородинское поле, на высоких постаментах – двуглавые орлы. А вот фельдмаршал М.И.Кутузов.

Благодаря ему и русским солдатам, таким, как Петя Ростов, стоит наша Россия, державная и бессмертная. Россия, чья нерушимость завоевана кровью и потом нашего народа.


Л. Н. Толстой.

  • В детстве Л.Н. Толстой

  • мечтал сделать всех

  • людей счастливыми.

  • Взрослая жизнь внесла

  • изменения во взгляды

  • писателя, но идеалам

  • братства и любви ко

  • всем людям он будет

  • верен до конца своих

  • дней.


Перед нами отрывок из романа «Война и мир». Дейст вие происходит в период с 1805 по 1820 год. Петя Ростов – это вымышлен ный герой. Он был младшим сыном в семье Ростовых.


Д.Давыдов А.Сеславин

А.Фигнер Г. Курин

Историческая справка о партизанском движении.

Самым активным и ярким проявлением народной войны было армейское и крестьянское партизанское движение. Знаменитые предводители партизан Д.В. Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С. Фигнер

Одним из крупнейших партизанских отрядов был отряд Г.М. Курина. В октябре он дал французам 7 боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск).

Я милых обнимал, но пушка вестовая

Сон тихий прервала, и в сечу мне лететь!

И к Варне понеслась дружина удалая…

Иль там мне умереть?

Война и смерть… И. И. Козлов.

Словарная работа.

  • Бурка – длинный плотный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью

  • Папаха – высокая меховая шапка

  • Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда

  • Есаул – офицерский чин в гусарских войсках

  • Ординарец – офицер для поручений при командире.


Проверка знаний текста. Тестовая работа.

  • Тема отрывка:

А) мужество и бесстрашие юного героя

Б) противопоставление героев, их отношение к пленным

В) мужество воинов во время войны

2. Петя испытывал к людям:

А) нежную любовь

Б) обыкновенное недоверие

В) глубокое уважение

3. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал:

А) разрешил ему там остаться до начала военных действий

Б) запретил участвовать в военных действиях

В) разрешил участвовать в военных действиях

4. Пленного барабанщика Денисов решил:

А) отослать вместе с другими пленными

Б) оставить у себя

В) расстрелять

5. Денисов видел в пленных:

А) злейших врагов

Б) обманутых солдат

В) несчастных людей

6. Денисов просил Петю перед боем:

А) ничего не предпринимать

Б) встретить испытание без страха

В) остаться в лесу до окончания боя

7. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел:

А) совершить подвиг

Б) отомстить врагу

В) быть полезным в трудную минуту

8. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что:

А) юный герой талантлив в музыке

Б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне

В) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм



9. После гибели Пети Долохов:

А) отказался от мысли расстрелять пленных

Б) утвердился в решении расстрелять пленных

В) убедил Денисова в своей правоте

10. Повествование ведется от лица:

А) Денисова

Б) Долохова

В) автора

Рефлексия урока.

Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а) …

На этом уроке мне понравилось…

Домашняя работа.
  • Подготовьте пересказ на тему «Петя в ночь перед боем». Сначала напишите краткий план своего рассказа.

  • Прочитать отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир».


Источники материалов.
  • Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 класс. М.: Дрофа. 2007.

  • О.Б. Беломестных, М.С. Корнеев, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: Вако. 2003.

  • Автор-составитель Т.М. Амбушева. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. Волгоград: Учитель. 2007.


Урок литературы в 5 классе по произведению

Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема урока:

Цель урока: обучение анализу эпического произведения,

развитие монологической речи учащихся,

воспитание патриотического чувства у учащихся,

ознакомление с человеческими идеалами Л.Н.Толстого,

определение отношения Л.Н.Толстого к войне на контрасте

двух эпизодов «Ночь перед боем» и «Первый бой и гибель

Пети».

Оборудование урока: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации Д.Шмаринова к роману,

кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир»,

мультимедиа проектор.

Методические приемы: сравнительный анализ фрагментов, беседа по вопросам,

комментированное чтение, характеристика персонажей

Оформление доски:

Петя Ростов и его судьба в романе «Война и мир»

Война не любезность,

а самое мерзкое дело в жизни,

и надо понять это и не играть в войну.

Л.Н.Толстой

Словарь урока: антитеза, фуга, героизм.

Вопросы урока: 1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?

2. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?

План урока.

    Мобилизующий этап. (Приложение № 1, слайд №1 «Портрет Л.Н.Толстого»)

1.С фрагментом какого произведения мы познакомились на прошлом уроке? (с фрагментом из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».)

2. Кто же главный герой этого отрывка?

(Петя Ростов – пятнадцатилетний мальчик, который добровольцем ушел на войну сражаться с французами за свое отечество)

3. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Да, вы правы, наша тема звучит так: «Страшная правда войны». В течение урока, работая над текстом фрагмента романа «Война и мир» о Пете Ростове, мы должны будем определить отношение Л.Н.Толстого к войне, ответить на вопрос: «Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?», научиться, продолжая уроки русского языка владению монологической речью. А наших уважаемых гостей попросим ответить на вопрос: «Ваши ассоциации со словом «война»?» (на урок приглашаются гости, или данное задание дается заранее для учащихся как домашнее задание).

    Эмоциональное вступление в тему. (Музыкальное произведение)

    Вступительное слово учителя.

Война- жестокое слово.

Война- страшное, как сама смерть, слово.

Что она приносит человечеству?

Только огромные разрушения, страдания и несчастья. Во все времена человек мечтал о мире, а историю свою часто, слишком часто писал на полях сражений. Вот горькие, но красноречивые цифры….В войнах 19в., к которым относится и война 1812 г., погибло 6 миллионов человек. Это цифры… А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искорёженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, счастье.

Война- это разрушенные города.

Война- это лишенные счастливого детства дети. Л.Н.Толстой в своих произведениях старался писать правду, в том числе и правду о войне. Писатель сам воевал на Кавказе и Севастополе, знал войну не понаслышке, сам не раз смотрел смерти в лицо. Уже в те годы писатель выступал против войны как бесчеловечного явления, чуждого разуму. Обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Война и ми».

    Изучение нового материала (анализ отрывка).

    Ребята, как вы понимаете смысл названия романа?

(Пользуясь любимым приёмом, антитезой, писатель противопоставляет в произведении мир (как отсутствие войн, покой, тишина) войне (как бесчеловечному явлению). Это противопоставление находит свое выражение и в композиции романа: все произведение делится на главы мирные и военные, сменяющие друг друга)

    Из какого мира Петя Ростов? Из мирного или военного?

(Петя Ростов живет в большой, дружной семье, где царит любовь и счастье. В то время, как он попал на войну, ему исполнилось 15 лет. Он еще четко не представляет себе, что такое война на самом деле. Как все мальчишки, Петя просто любит играть в войну.)

    Каким предстал Петя перед нами в начале фрагмента? Каким вы его себе представили? (ответ учеников) (Приложение№1, слайд № 2 «Характеристика Пети Ростова»)

Все ваши впечатления отразились в ваших рисунках. Посмотрите внимательно на рисунки и выделите самый удачный. Объясните свой выбор. (выставка рисунков учащихся «Петя Ростов»)

(Да, это юный, восторженный мальчик, щедрый, эмоциональный, добрый, наивный, Толстой тонко подметил: «Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой». Счастливым, возбужденным и восторженным может чувствовать себя и взрослый человек, а вот большим — только ребёнок. Петя старается вести себя как взрослый, но всем видно, что он ещё ребенок, чувствует себя большим, а на самом деле ещё ребенок. Желание быть большим, казаться храбрым выражается как желание искреннее, детское, непосредственное, что накладывается еще и на «ростовскую породу» с ее восторженностью и любовью ко всем и вся.)

    Продолжим анализ произведения. Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?

(Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза).

    Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?

(Конечно, доброта. Для Пети этот французский барабанщик -не враг, а такой же мальчик, как он. Петя жалеет пленного, говорит с ним нежным шепотом, волнуется за него. Щедрость, доброта, любовь ко всем — черты характера Пети Ростова.)

    Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?

(проявили заботу о пленном французе и простые солдаты, они накормили его, разрешили греться у костра. По приказанию Денисова его одели в русский кафтан, с тем, чтобы оставить при отряде.)

    Почему они так отнеслись к нему?

(Многие солдаты, уйдя на войну, оставили дома жен, детей. Каждый солдат на войне живет мыслями о доме, о мире. Пленный французский мальчик напоминает им детей, оставшихся дома, мирное время. И имя ему придумали — «Весенний», как напоминание о весне, о спокойном, счастливом времени. Еще раз доказывается, что пленный барабанщик воспринимается не как враг, а как обыкновенный ребенок).

    Создание портрета Пети Ростова дополняет эпизод «Разведка Пети во французский лагерь». Обратимся к этому эпизоду.

Как случилось, что именно Петя едет с Долоховым в разведку?

(Петя хотел добиться уважения опытных людей, а в его глазах Долохов- герой.)

    Проследим, как Петя проявил себя в боевом задании. Распределите в две колонки опорные слова, которые характеризуют, с одной стороны- поведение Пети, его поступки, с другой- его внутреннее состояние, мысли.(Приложение№1, слайд№3, «Разведка»).

    Попытайтесь на минутку представить себя Петей Ростовым, так как это сделает …..(Ф.И.уч-ся) и подумайте над вопросами: «Каков Петя? Страшно ли было ему?»

(учащийся от лица Пети рассказывает о разведке)

    Вернемся к вопросам, заданным ранее? Почему Петя поцеловал Долохова?

(Петя — смелый и решительный мальчик. Как тонко Толстой показал душевные переживания Пети, его страх быть разоблаченным. Тем не менее стоит позавидовать самообладанию Пети, его выдержке. Ведь это всего лишь ребенок, но с каким достоинством он выдержал это испытание).

    После переживаний страха быть изобличенным французами Петя засыпает и ему снится волшебный сон.

Музыка. Бах «Фуга».Выразительное чтение учащимся эпизода «Волшебный сон Пети».

    Под какие звуки засыпает Петя? (звук натачиваемой сабли, капли дождя, ржание лошадей)

    В своих рисунках вы попытались отобразить, какие картины возникают в воображении Пети. Наши художники прокомментируют свои рисунки.(Выступление детей). (Приложение №2)

(Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. Это не сон солдата, это сон ребенка.)

    Чтение сна звучало на фоне фуги Баха. Что такое фуга? (фуга-последовательное

повторение одной музыкальной темы несколькими голосами.)

    Как музыка помогает понять душевное состояние Пети? (Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)

    Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»? (Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.).

    А теперь прочитаем эпизод «Последний бой и гибель Пети Ростова». Во время чтения подумайте над вопросом: «Каков Петя в этом эпизоде по сравнению с предыдущим?».

Выразительное чтение эпизода.

(Петя рвется в бой, не испытывая страха. Он невыдержанный, нетерпеливый,

боится не успеть свершить что-то важное. Наивно-восторженный мальчик не

понимает, что этот бой, в который он рвется, будет для него последним, не

понимает, что война и смерть – рядом).

    Какие звуки, краски, запахи мы ощущаем, когда читаем этот эпизод? Найдите в тексте подтверждение своему ответу. (Приложение № 1, слайд 4 «Первый бой»)

    Какие чувства вызывают у вас эти слова? (Да, война страшна, беспощадна ко всем. Л.Н.Толстой любил своего героя. И у нас он вызывает симпатии. Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?

(Л.Н.Толстой хочет показать беспощадность войны. Она уничтожает все на

своем пути. Война не разбирает кто перед ней — взрослый или ребенок, солдат

или простой мальчик. Ребенок и война – понятия несовместимые. Дети – это

будущее, это жизнь, война-смерть).

    Сравнительный анализ кинофрагмента и текста романа.

Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир».

    Чем отличаются фрагменты?

(Не все эпизоды экранизированы: вечерняя разведка с Долоховым. Многие моменты сжаты. Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.)

    Совпадают ли ваши впечатления от образа Пети после прочтения страниц

романа — эпопеи и просмотра видеофрагмента? (Ответы учащихся. Дети считают, что режиссеру удалось передать отношение автора к партизанской войне, почувствовать особенности характера Пети, но в чтении есть своя непередаваемая прелесть)

VI . Проектная деятельность учащихся.

    У многих ваших бабушек и дедушек сохранились впечатления о Великой

Отечественной Войне 1940-1945 гг., так как в те годы они были детьми, как и

Петя Ростов. Многие из вас провели поисковую работу и собрали материалы-

воспоминания о войне. Детские воспоминания эмоциональны, насыщены

болью и страхом. Какая же она война? война глазами ребенка? (Выступление

ученика с подготовленным материалом).

    Что общего вы видите в этих воспоминаниях и эпизодом о Пете Ростове? (Страх, ужас. Дети войны… Они взрослели раньше времени, на их хрупкие плечи ложились заботы и тяготы военного времени. Как стереть из памяти ужасные картины войны, преодолеть страх, оставшийся в сердце?)

    Собранные вместе рассказы-воспоминания рисуют страшный облик войны, у которой совсем не детское лицо. Они звучат как обвинение злу, насилию. Войну обвиняют дети. Все материалы оформлены в созданной вами книге «У войны не детское лицо». А ответы на вопрос «Ваши ассоциации со словом «война»?» мы поместим на первой странице нашей книги в форме предисловия. (Приложение № 3)

VII . Обобщение.

    Проанализировав фрагмент романа «Война и мир», мы можем сделать вывод о том, как соотносятся слова эпиграфа к уроку и основная мысль фрагмента из романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

(Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным

явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет

домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи

Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения.

Вот она страшная и жестокая правда войны.)

    Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?

Эти понятия не совместимы, они противоположны друг другу. Детство всегда связано с миром.

«Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.»

Таким испытанием и была война 1812 г. для Пети и Великая Отечественная война для ваших бабушек и дедушек. Все взрослые (я, бабушки и дедушки, наши гости) желаем, чтобы на вашу долю никогда не выпали тяжелые испытания войны.)

      Домашнее задание.

Написать сочинение «Последний бой и героическая гибель Пети Ростова» .

Занятие № 15

Петя Ростов в партизанском отряде

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание гуманизма, активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    создание условий для осознания значения войны в жизни человека;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.

Таким испытанием и была Отечественная война 1812 года для Пети Ростова.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Исследователь творчества Л. Н. Толстого Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире».

    Когда впервые мы встречаемся с Петей в романе?

Мы впервые его встретили во время именин Наташи: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький.

Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины, - плаксы... Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил...». Он с упоением играл во взрослого мужчину - эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.

    В каком возрасте Петя попадает на войну?

В пятнадцать лет.

    Анализ эпизода «Петя Ростов в партизанском отряде»

    Как оказался Петя в партизанском отряде Денисова?

Петя просит генерала, у которого он служил ординарцем, отправить его в партизанский отряд с письмом, а затем упросил Денисова остаться в отряде.

    О чем он рассказывает Денисову?

«...О том, как он проехал мимо французов и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой и что там отличился один гусар».

    Какой вид имел Петя?

Петя был «растрепанный, насквозь промокший и с сбившимися выше колен панталонами». Разговаривая с Денисовым, он поправляет под шинелью панталоны так, чтобы никто не заметил, «стараясь иметь вид как можно воинственнее».

    Слово преподавателя.

Петя в войне видит что-то увлекательное, как во всем, что меняет течение обыденной жизни, он «невоинственный» человек. Он подавляет в себе лучшее, ростовское - неприязнь к убийству, к насилиям

    Как реагирует Петя на рассказ Тихона Щербатого об убийстве француза?

Сначала он смеется со всеми, но потом «Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека», и «ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась одно мгновение. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться...» Эти ощущения напоминают ощущение Николая Ростова в островненском деле, когда он взял в плен француза с «домашним лицом». Николай Ростов тоже не понимал, зачем ему убивать этого человека, чем он перед ним виноват. И оба они, и Петя и Николай, подавляют в себе эти добрые, человеческие чувства.

    В каком состоянии находился в эти дни Петя Ростов?

Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».

    Почему он остается у Денисова?

Потому что «ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту». В Пете, как и в Николае, нет стремления найти дело полегче. «...Вы меня пустите в самую... в главную...» И это у него не от желания отличиться, выделиться («Мне не нужно наград...»), а от постоянного стремления быть в самом важном, интересном месте. Толстой любуется его непосредственностью, искренностью.

    Как относится Петя к людям?

Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям...» К этому состоянию пришел князь Андрей после долгих жизненных исканий и заблуждений. Пете же это чувство «любви ко всем людям» дано от природы. Он не только людей любит, он любит и мир вещей.

    Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?

Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза.

    Расскажите эпизод. Индивидуальное задание.

    Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?

Конечно, доброта. Он жалеет пленного мальчика-барабанщика, причем это чувство в нем сильнее даже желания казаться взрослым. Он хочет спросить о мальчике. «Спросить бы можно, - думал он, - да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел... Ну, да все равно», - и он просит разрешения покормить пленного.

    Кому это чувство к пленному понятно и кто смеется над ним?

«Да, жалкий мальчишка, - сказал Денисов, видимо не найдя ничего стыдного в этом напоминании. - ...Позвать его». И солдаты тоже любовно относятся к мальчику. Казаки называют его «Весенним», а мужики и солдаты - «Висеней». «В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». Долохов же называет этого мальчика «молодчиком» и смеется над жалостью к нему. «Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, а тебе-то уж это оставить пора», - говорит он Денисову, выражая убеждение, что пленных брать не нужно.

    Но на чьей стороне Толстой в споре Денисова и Долохова о пленных?

Конечно, на стороне Денисова, заявившего: «И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека». Всех пленных он отправляет под конвоем в город. Долохов же не только убивает пленных, - он находит «особенное удовольствие говорить об этом предмете». Денисову на войне «неловко»; Петя Ростов тоже чувствует себя «неловко», когда слушает Тихона, только что убившего человека. Долохов же с удовольствием говорит об убийствах, и у Тихона рожа расплывается в сияющую улыбку, когда он рассказывает, как убил француза. Быть человеком и на войне дано не всякому.

Долохов и в мирное время отличался жестокостью. Изменилась лишь сфера приложения его холодной храбрости. Война открыла ему великие возможности испытывать свою храбрость и убивать людей.

    Чем же все-таки нравится Долохов Пете?

Хладнокровием, храбростью. Петя хочет подражать Долохову и потому едет вместе с ним в разведку.

Участие Пети в войне, во всякого рода рискованных предприятиях - это нечто противное его существу. Петя - носитель жизни и любви, а не смерти и ненависти. И в войне-то он видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Петя - сама жизнь и любовь - даже как будто не знает о возможности смерти на войне. Зато об этом знает Денисов.

    Как отвечает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым?

«...Уж его я ни за что не пущу». Денисов, вероятно, не одного человека отправлял на смерть, а вот Петю не может.

    Расскажите эпизод «Петя в разведке». Индивидуальное задание.

    Как встречает Денисов Петю, возвратившегося из разведки?

«Слава богу! - крикнул он. - Ну, слава богу! - повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. - И черт тебя возьми, из-за тебя не спал!» Денисов интуитивно чувствует, что мир Пети - это, больше чем чей-либо, мир жизни и любви.

    Чтение эпизода «Сон Пети перед боем».

    Какие картины видит во сне Петя?

Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. В этом мире раскрываются все лучшие, таинственнейшие, прекраснейшие свойства, таящиеся в людях и предметах. «Большое черное пятно, может быть, точно было караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли... Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, это - самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает». Пете слышится музыка.

    Как музыка помогает понять душевное состояние Пети?

Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)

    Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?

Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.

    Что говорит Пете Лихачев, который его будит?

«Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете », Лихачев дает Пете саблю, которую натачивал по его просьбе. Реальная жизнь со всей своей жестокостью вторгается в Петины сны. В этом «надвое распластаете» - вся жестокость и раздробленность мира, столь чуждого Петиной музыке.

    Пересказ эпизода «Смерть Пети». Индивидуальное задание.

Петя погибает, так и не успев совершить героического поступка, о котором он мечтал. Вот он скачет к месту боя и... не успевает. «Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети». Гибнет он бессмысленно. Долохов приказывает подождать пехоту. «Подождать?.. Ура-а! - закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым». Опять перед нами «безумство храбрых» с ударением на первом слове. С Петей погиб его мир любви и счастья. Денисов видит «запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети». Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, ее бессмысленной жестокости.

    Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

    Чем отличаются фрагменты?

Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.

    Как Долохов и Денисов воспринимают смерть Пети?

Долохов два раза сказал: «Готов!», «как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие». А Денисов вспомнил слова Пети: «Я привык что-нибудь сладкое», - и «казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Вся атмосфера гибели Пети - трагическая.

    Слово преподавателя.

Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения. Вот она страшная и жестокая правда войны.

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», - эти слова принадлежат Льву Толстому.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Пьер в романе «Война и мир».

2. Индивидуальные задания. Пересказ эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым».

3. Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.