Социальная культура как часть культуры общества. Роль культуры в жизни человека и общества

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Культуру как систему можно структуировать по разным основаниям. Видимо, с точки зрения онтологии культуры можно рассматривать ее в нескольких аспектах:

Во-первых, с точки зрения ее предметности, причем предметность здесь понимается и как область жизнедеятельности, и как продукт деятельности человека. С этой позиции закономерно разделять культуру на материальную и духовную с последующим делением этих понятий на виды и подвиды.

Во-вторых, с позиции аксиологического (ценностно-нормативного) отражения жизнедеятельности субъектов культуротворчества. В этом отношении культура проявляется как система ценностей и норм, выражающих отношение человека к действительности .

В-третьих, в плане выражения смысла и значения, как характера жизнедеятельности людей, так и продукта их творчества. Здесь правомерно говорить о знаково-символической области бытия культуры. Культура выступает здесь как способ обозначения бытия социума и отдельного человека в сознании и деятельности в системе знаков.

В-четвертых, в аспекте форм жизнедеятельности человека как актуализации духовного бытия (общественного сознания). В этом отношении можно говорить о системе функционального выражения культуры, когда она предстает как экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, научная, техническая, военная и проч. культура.

Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человече­скую деятельность, исходя из общественных потребно­стей, и задает движение вперед.

Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к дру­гому, она – единство унаследованной и порождающей деятельности.

Бытие культуры в этом смысле высту­пает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства.

Важным основание для структурирования культуры является ее деление по основным сферам общественной жизни . В соответствии с этим основанием в структуре целостной системы культуры, прежде всего, выделяют две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы и создания материальных ценностей; и духовную культуру , основанную на преобразовании духовного мира человека, его социального бытия, в процессе производства духовных ценностей.

И материальная, и духовная культура представляют собой сложные образования.

В материальную культуру входят: культура труда, культура производства, технологическая культура, культура быта, культура топоса, то есть места жительства (жилища, дома, деревни, города), физическая культура и т.д.

Духовная культура включает в себя: познавательную культуру, мировоззренческую, методологическую, интеллектуальную, научную и др.

Каждая из основных областей системы культуры органически связана с соответствующей деятельностью людей, с характером создаваемых в процессе этой деятельности ценностей. О культуре личности, группы или общества в целом судят, прежде всего, по тому, насколько и в каком направлении их реальная деятельность влияет на развитие человека, какой тип личности она формирует, какие ценности, материальные или духовные, она создает. Нравственную культуру человека, к примеру, мы определяем по тому, какие моральные принципы и нормы реализуются в его поведении, насколько нравственны это поведение и те императивы, которые личностью формируются в процессе его жизненного опыта и требованиям которых он следует. В связи с этим в структуре и материальной, и духовной культуры выделяют субстанциональные и функциональные элементы .

Субстанциональные элементы включают в себя ценности культуры, как результаты различных видов материальной и духовной деятельности, становящиеся фактами культуры в процессе опредмечивания в них сущностных сил человека.

К материальным ценностям относятся результаты и памятники материальной деятельности, орудия труда, предметы быта, являющиеся субстанциональными элементами культуры с точки зрения воплощенного в них представлений и вкусов людей, степени их власти над природой, мастерства и творческих возможностей производителей – то есть с точки зрения материального воплощения в ценностях сущностных сил человека.

Духовные ценности включают в себя произведения искусства и литературы, акты деятельности, непосредственно связанные с духовным производством (лекция, игра актера на сцене, выступление политика и т.д.), знания, как продукты познавательной деятельности людей, нормы культуры в виде требований, предписаний к членам общества – нормы права, морали, религии, нормы повседневного поведения и общения людей, обычаи и обряды, культурные традиции и др.

Духовные ценности обладают особой долговечностью существования. Они не имеют пределов потребления, в то время как материальные потребности человека, к примеру, в пище, в одежде или предметов быта имеют границы насыщения. При этом ценности духовного порядка не всегда сразу признаются ценностями культуры, но в неизмеримо большей степени, чем ценности материальные, запечатлевают особенности личности их создателей, творцов, неповторимые черты их индивидуальности.

По мнению многих социологов и культурологов, есть ряд видов культуры, которых трудно отнести только к материальной или только к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, включающее и материальный, и духовный слои. К таким видам можно отнести экономическую культуру, политическую, экологическую, эстетическую, нравственную, правовую, педагогическую, художественную, религиозную, военную и т.п.

Такие виды можно назвать функциональными , т.к. они проявляются через деятельность и поведение человека.

Функциональные элементы структуры культуры характеризуют сам процесс культурной деятельности, его стороны, аспекты. Это материальное и духовное производство ценностей и норм, их сохранение, распределение, обмен, потребление.

Основой всей творческой деятельности в сфере как материальной, так и духовной деятельности является целенаправленный труд по созданию ценностей, представляющий собой целенаправленную деятельность человека и предполагающий 1) предмет труда, 2) сам трудовой процесс, 3) результат (продукт) труда.

В то же время духовное производство существенно отличается от материального. Так, в качестве предмета труда в духовном производстве могут выступать и общественные отношения людей, и процесс человеческого мышления. Отличительными особенностями обладает и сам процесс труда в духовном производстве: по преимуществу это труд умственный, хотя он может содержать и значительные элементы физического труда, как, например, в работе скульптора. Наконец, продукт труда в духовном производстве может сливаться воедино с самим актом деятельности (продукт труда актера, певца, музыканта и т.д.).

Для того чтобы созданные в процессе человеческого труда культурные, в особенности духовные ценности стали достоянием многих людей, необходимо их сохранение и репродуцирование . Сохранению выдающихся ценностей служат такие учреждения культуры, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи, выполняющих функцию не только предотвращения физической гибели или забвения созданного человеком, но и обеспечения преемственности в развитии как духовной, как материальной культуры.

Распределение и обмен материальных ценностей осуществляется средствами рынка или государственно-распределительного регулирования, потребление – либо в процессе производства, либо потреблением в сфере семейно-бытовых отношений, в результате которого продукты материального производства физически либо уничтожаются, либо изнашиваются.

Распределение и распространение ценностей духовной культуры реализуется, прежде всего, через систему начального, среднего и высшего образования, посредством духовного общения людей, обмена производственным опытом, достижениями науки, продуктами художественного творчества, а также средствами массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения. В систему средств распространения ценностей культуры входят, в том числе, стационарные и передвижные учреждения культуры – театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

В отличие от потребления ценностей материальной культуры, духовными ценностями могут пользоваться многократно многие люди, они по своей природе не являются объектом исключительно индивидуального пользования. Следует отметить, что, по мнению академика Н.Н. Моисеева, потребление культуры – это такой процесс, при котором объем культурных ценностей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Для производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей общество создает социальные институты, осуществляющие планирование, управление и реализацию в обществе данных функциональных процессов культуры – соответствующие министерства и ведомства, издательства, киностудии, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, народные творческие коллективы; кинотеатры, концертные и гастрольные объединения, театры, клубы, филармонии, кафедры вузов и т.д.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры , объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные . В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных , без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная , или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая , — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура — это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества. Ярким примером тому является русская иконопись, которая покоилась на прочной традиции и строгих канонах, и тем не менее все великие иконописцы — Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Дионисий — имеют неповторимое творческое лицо.

Таким же необоснованным представляется тезис о том. что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Культура — неотъемлемое свойство человека

Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Социальные институты культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потреби осп».

Социология культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле слова социология культуры – это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:

1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое. Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры.

Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.

Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм.

Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

2. Основные элементы и функции культуры

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.

Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.

Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

В таких ситуациях выбора вступают в силу ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Следует отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще нормы – своеобразные правила поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

В норме та или иная культурная ценность представляется как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой формируются и функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, т. е. на то, что человек должен (или не должен) делать, называют нормативной культурой.

Таким образом, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе.

Следовательно, нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.

К нарушениям социальных обычаев применяются неформальные санкции – замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Как правило, традиции порождают консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т. д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному.

Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы поведения людей.

Наряду с основными элементами существуют и другие, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах; мода – как проявление индивидуальности и стремления поддержать свой социальный престиж.

Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно сделать определенные выводы о функциях, выполняемых данным социальным явлением. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции.

Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.

Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения.

Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку.

Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу.

Некоторые исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная.

Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Современные культуры выглядят как специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.

Отдельные ветви, направления мировых религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.

Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.

Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры.

Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры.

К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.

4. Социальная коммуникация

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл .

Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

По источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

По каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:

1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень:

а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Язык. Культурно - речевая среда. Культурно-речевая стратификация (литературный язык, народно-разговорный, просторечие, территориальные диалекты, субдиалекты, арго). Субкультура и субдиалектвречей (психологов).Особенности молодёжной субкультуры.

Язык - это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества.

Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм).Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды.Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно - средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.Всемье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, последовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повелительном тоне.Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс.Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп.

Выделяют следующие основные формы языка:

· литературный язык - главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества.

· народно-разговорный язык - стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования.

· просторечие - нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие - совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка. В XIX веке русское просторечие было языком городских масс. В тот период ученые выделяли, в частности, городской мещанский говор, говор низших слоев, говор необразованных классов. До возникновения капитализма не было просторечия. Оно - дитя урбанизации.

· территориальные диалекты - бесписьменная форма язы­ка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты - исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родоплеменном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности. На Земле около 3000 языков, из них Лишь 300 имеют письмен­ность, следовательно, 2700 языков существуют в виде диалектов.


· социальные диалекты - условные язы­ки (арго) и жаргоны. Носители СД - городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрас­тные и другие социолекты.

Классификация социолектов включает:

1. Профессиональные "языки" - набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Их называют лексическими системами, или профессионализмами. Практически у каждой профессии - рыболова, сапожника, охотника или гон­чара - свой "язык".

2. Корпоративные жаргоны - параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон -лингвистическое проявление субкультуры (подростковой, студенческой, армейской, спортивной). Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы.

3. Условные языки (арго) - лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка, непонятного дляпосвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремящиеся изолироваться от окружающих.

4. Жаргон деклассированных - экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием. Жаргон служит средством общения внутри группы деклассированных элементов, опознания "своих" в качестве своеобразного пароля, выражения негативного отношения к социально одоб­ренным ценностям, официальным институтам власти.

Медицинская субкультура является, с одной стороны, консервативной системой, сохраняющей традиции медицинской деятельности. С другой стороны – это динамическая система, изменения которой вызваны появлением новых медицинских технологий и доктрин, распространением либерально-демократических ценностей, расширением информационного пространства, взаимодействием профессиональных субкультур, стремлением специалиста совершенствоваться, внешними социальными факторами (условиями). Динамика медицинской субкультуры включена в динамику всей общественной жизни и зависит от множества социальных факторов и внутренних тенденций.

К негативным аспектам современного состояния медицинской субкультуры можно отнести: большое количество «открытых», т.е. неразрешенных вопросов и отсюда – постоянно возникающую проблему выбора модели поведения врача; недостаточную разработанность морально-правовых регулятивов и соответственно – проблему социальной незащищенности врача и как результат этого – проблему профессионального выгорания.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

Преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

-«Вестернизация» культурных образцов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

Внеинституционалъная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

Значение и социальная роль культуры. Функции культуры в обществе. Культура как фактор социальной адаптации, стратификации и мобильности.

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство - культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество.

Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени - сотни, а иногда даже тысячи лет.В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.

Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается большим числом носителей данной культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, если его примет большинство. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят проверку все новые культурные формы. Не всё новое принимается, но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, становится нормой, зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человекаличностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своейсоциальной группыи всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведенийискусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитанияи образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаютсяпрежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные наукитакже располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Понятие личности и ее типология. Макросоциологический уровень анализа личности: нормативная (базисная) и модальная личность. Маргинальная личность. Взаимодействие общества и личности: социальная среда и социальные отношения.

Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает:

1) Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.

Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.

Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, "ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличии от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры". Значение соц. характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:

Рецептивный (пассивный) - люди надеются на помощь других в решении своих проблем;

Эксплуататорский - стремление получить желаемое силой или хитростью;

Накопительский (стяжательный) - как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать;

Рыночный (ныне доминирующий) - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Люди с рыночным соц. характером не умеют ни любить, ни ненавидеть, они не испытывают глубокой привязанности ни к себе, ни к другим, у них нет "самых близких", они не дорожат даже собой.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять так же модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, соц. тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.

Маргинальная личность (от лат. margo – край) – личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие «М. л.» введено Р. Парком (Рark, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к соц. группам. Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности и м. б. сознательным принципом творческой личности.

Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

Специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

Воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества.

Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Социальная среда - совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающего из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом.

Взаимодействие личности и общества- взаимосвязанный процесс активных действий индивида, способного изменять социальную среду и среду обитания и воздействия на индивида самой среды обитания и социальной системы.

Социальные отношения-Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества. Структура социальных отношений: 1)Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения 2Объекты – то, по поводу чего возникают отношения 3)Потребности – отношения между субъектами и объектами 4)Интересы – отношения субъект–субъект 5)Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества. Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков: 1)Сходство условий жизнедеятельности 2)Общность потребностей 3)Наличие совместной деятельности 4)Формирование собственной культуры 5)Создание системы управления и самоуправления активностью группы

Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.это определённая устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества

Культура - это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой - человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура - это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура - это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же - духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона - это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.