Влияние территории и ландшафта на культуру населения. Влияние природных факторов и особенностей исторического развития на трансформацию этнической культуры, традиций, менталитета народа северного и южного вьетнама

Жизнь в таёжной зоне требует от человека сверхнапряжённого труда, выносливости и закалки. Даже самый бедный человек должен обладать в этом климате теплым полушубком и жить в теплонатопленном доме. Питание в холодном климате тайги не может быть полностью вегетарианским, оно требует высококаллорийной пищи. Но хороших пастбищных угодий в тайге мало, и приурочены оны почти исключительно к поймам рек и озёр. А они в первую очередь какраз предназначались для земледельческого освоения. Почвы лесов - позолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, поэтому. наряду с земледелием, таёжный крестьянин должен был ещё заниматься рыболовством и охотой. Летом промышляли боровую дичь(крупную таёжную птицу), собирали грибы, ягоды, дикий чеснок и лук, занимались бортничеством (сбор мёда диких лесных пчёл). Осенью заготавливали мясо и готовились к новому охотничьему сезону.

Охота на таёжного зверя очень опасна. Всем известно какую угрозу для человека представляет медведь, считавшийся хозяином тайги. Менее известна, но не менее опасна охота на лося-сохатого. Не зря в тайге ходит поговорка: "На медведя иди - постель стели, на сохатого иди - доски (на гроб) теши". Но добыча оправдывала риск.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, мебелировка дома - всё это определялось природно-климатическими условиями.

Главным подспорьем в таежной жизни служил лес. Он давал всё : топливо, строительный материал, обеспечивал охотой, приносил грибы, съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Из леса строился дом, деревянным срубом выстраивался колодец. Для северных лесистых районов с холодной зимой были характерны деревянные рубленные дома с висячим подпольем или подизбицей, предохраняющим жилое помещение от промерзшей земли. Двускатные крыши (для того чтобы не накапливался снег) покрывались тесом или дранкой, деревянные наличники окон было принято украшать резным орнаментом. Преобладала трёхкамерная планировка - сени, клеть или ренка (в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары) и жилое помещение с русской печью. Вообще печь являлась важным элементом в русской избе. Сначала печь каменка, позднее глинобитная, без дымохода("чёрная"), заменилась русской печью с дымоходом("белой").

Побережье Белого моря: зима здесь холодная, ветряная, зимние ночи длинные. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. Здесь говорят: "Заря зорю догоняет". Вокруг тайга, поэтому дома из бревен. Окна дома смотрят на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и "ловят" окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землёй,во-первых, снега много, а во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой скот живет. Двор крытый, иначе снег завалит за зиму.

Для северной части России долинный тип расселения: селения, обычно небольшие, расположены по долинам рек и озёр. На водоразделах с пересеченным рельефом местности и в районах, удалённых от больших дорог и рек, преобладали селения со свободной застройкой дворов, без определённого плана, т. е. беспорядочная планировка селений.

А в степи сельские поселения - станицы, вытянутые, как правило, вдоль рек и болот, т. к. лето засушливое и важно жить у воды. Плодородные почвы - чернозёмы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей.

Дороги в лесу очень извилистые, они обходят чащобы, завалы, болота. По прямой через лес идти ещё длиннее будет - намучаешься по чащебам, да бугоркам лазать, а то и в болото угодить можно. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти, легче обоити и холм. У нас и поговорки такие есть: "Только вороны прямо летают", "Лбом стену не прошибёшь" и "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт".

Образ Русского Севера создаёт в основном лес - у местных жителей издавна в ходу поговорка:" 7 ворот до небес, да всё лесом" и вода. Эта сила вдохновила людей на творчество своей красотой:

Не даром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой

Он весь в тебя родная ширь,

Широкоплечий богатырь.

С душой, как ты сама, широкой!

Климатические условия оказали огромное влияние на формирование древнерусской одежды. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными видами изготовляемых тканей были льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Не даром пословица такая есть: " Во все чины производили, на престол посадили" - льняное бельё носили все сословия, от крестьян до царствующих особ, ибо нет ткани, как сейчас говорят, гигиеничней, нежели льняное полотно.

Судя по всему в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом даёт телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают. что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Традиционная пища: горячие жидкие блюда, согревающие зимой человека изнутри, крупяные блюда, хлеб. Некогда преобладал ржаной хлеб. Рожь - это культура дававшая высокие урожаи на кислых и подзолистых почвах. А в лесостепной и степной зонах выращивали пшеницу, т. к. она более требовательна к теплу и плодородию.

Вот как многогранно влияют природные условия на жизнь русского народа.

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определённой территории.

Изучение менталитета русского народа помогает найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от неё. В качестве пролога к изучению этои зависимости привожу слова М. А. Шолохова: "Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искуственного и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать целомудренной сдержанности.

Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.

И. А. Ильин:" Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскалённым летом, с безнадежною осенью и бурною, страсною весной. Она погрузили нас в эти колебания, заставила жить нас всей её властью и глубиной. Именно столь протеворечив русский характер".

С. Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104*С), вероятно повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм - эти свойства непонятны европейцу, создают России ореол таинственности. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф. И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура втечение большей части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях - означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но ещё большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским приходилось заниматься и всякого вида ремеслом. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает даже самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы капрз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал "великорусским авосем". Недаром возникли пословицы "Авось да небось - родные братья, оба лежни" и "Авоська парень добрый;или выручит или выучит".

Жить в таких непрдсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, это качество у россиян на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов, а пессимистами только 3%. В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Русскому человеку нужно дорожить ясным рабочим днём. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. У нас даже такая пословица есть:"Летний день год кормит". Такое трудолюбие присуще пожалуй только русским. Вот как многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Великороссия со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Пословица:"Не суйся в воду не зная броду" тоже говорит об осторожности русских людей, к которой приучила их природа.

Своеобразие русской природы, её капризы и непредсказуемость отразилась на скаде ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности проучили его больше обсуждать пройденный путь,чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Он выучился больше замечать следствие, чем ставить цели. Это умение и есть то что мы называем задним умом. Такая известная пословица, как: "Русский мужик задним умом крепок" подтверждает это.

Прекрасная русская природа и равнинность росийских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского,"В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми". Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность, созерцательность - это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

Но интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает и целый ряд русских " недостоинств ". С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Русская лень, её называют обломовщиной, распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Видя бесконечность своих просторов, русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережёт их. это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И, далее, в своей работе " О России" Ильин пишет: "От чувства что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое неограниченное, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. всем хватит и ещё Господь пошлёт". В этом кроются корни русского великодушия.

"Природное" спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепоощряющую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

Всесторонний геограический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.

Заключение

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нём есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта русского народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи русских людей, а также значение многих русских пословиц и поговорок. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.

ийдгаошмм

ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ

УДК 551.583: 94/99: 008 (091)

Л.Н. Карлин, И.Н. Самусевич

ГЛОБАЛЬНЫЙ КЛИМАТ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Анализируется влияние климатических изменений на развитие мировой культуры и ход глобальных исторических и экономических процессов. Рассматривается история климата Земли и причины его изменений. Приводятся примеры влияния климатических изменений на зарождение, расцвет и распад цивилизаций. Предложен взгляд на развитие культуры в связи с климатическими изменениями.

Ключевые слова:

атмосфера, вулканическая деятельность, глобальное потепление, историко-климатический маятник, климатические колебания, культура, ледниковый период, Мировой океан, парниковые газы, потепление, похолодание, цивилизация, цикличность

Еще в 80-х г. XX в. учёные спорили, есть ли глобальные изменения климата или нет. В 90-х весь мир был обеспокоен скоростью происходящих изменений, и учёные пытались прогнозировать убытки от природных катаклизмов. В начале XXI в. уже очевидно: климат на нашей планете меняется, причем достаточно быстро, что не отрицает уже ни один ученый. И это происходит на планете не в первый раз. Климат на протяжении всего существования нашей планеты испытывал довольно заметные колебания.

Климат оказывал и оказывает существенное влияние на деятельность человека - политику, экономику и культуру - на протяжении всей истории развития цивилизации. Здесь уместно вспомнить академика Д.С. Лихачёва, который внес огромный вклад в осознание роли культуры в формировании окружающей среды и ее культурных ландшафтов. За миллиарды лет на нашей планете неоднократно происходили катастрофические изменения климата. Многие из них пришлись уже на период существования человеческой цивилизации и самым непосредственным образом оказали влияние на ход истории, культурную и политическую среду.

В настоящей публикации описывается процесс глобального изменения климата, как он менялся на протяжении нескольких десятков тысяч лет. Рассматриваются факторы, вызывающие климатические изменения. Анализируется, насколько вообще чувствительна человеческая цивилизация к глобальным и локальным изменениям климата.

Что такое климат? Нам известно, как изменчива погода, но, несмотря на это, мы замечаем в ней некоторые постоянные свойства, типичные для каждой определенной местности. Такие постоянные свойства погоды и можно назвать климатом. Мы точно знаем, что климат Сочи явно теплее климата Москвы, что в Петербурге практически всегда промозгло и сыро, а в Сибири зимой стоят трескучие морозы.

Слово «климат» происходит от греческого «кНшаШэ», которое буквально переводится, как «наклон». Этот термин впервые был введен более 2 тысяч лет назад древнегреческим астрономом Гиппархом. Учёный на тот момент понимал климат как наклон земной поверхности к солнечным лучам, различие которого от экватора к полюсу уже тогда считалось причиной

разной погоды в разных широтах Земли. А уже значительно позже климатом стали называть многолетний статистический режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения. Можно сказать, что климатическую систему Земли в целом формирует всё, что нас окружает. Если рассматривать такую систему глобально, то она включает в себя все подвижные геосферы Земли, а именно: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу вместе с человеком и всей его уже довольно масштабной антропогенной деятельностью. Всё это вкупе и создает определенный климат в различных географических точках Земли.

Сама наука о климате - климатология, являющаяся одной из древнейших наук, -возникла на основе практических запросов человеческого общества и всегда способствовала развитию человека и поддержанию его благосостояния. Причем изменения климата во многих случаях были причиной подъема и упадка культур целых наций и государств. И даже в последнее время, несмотря на то, что на дворе век научнотехнической революции, человек по-прежнему остается уязвимым перед натиском природы. Поэтому проблемы климата и его изменений в целом привлекают широкий интерес научной общественности и правительственных организаций.

Причины изменения климата. Представления о климате складываются на основе статистической обработки результатов многолетних наблюдений за погодой. Сейчас практически каждый ученый признал факт изменения глобального климата, однако не существует общепринятого мнения о причинах изменений и колебаний климата, как для современной эпохи, так и для геологического прошлого. В настоящее время специалисты- климатологи по-прежнему разделяются во мнениях о причинах изменения климата. Меньшая часть исследователей склоняется к теории естественной причины, большая - к антропогенной гипотезе. При этом в качестве объяснения выдвигается наблюдаемое значительное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере за последнее время. Парниковые газы способствуют уменьшению теплового излучения Земли в космическое пространство, что приводит к увеличению средней глобальной температуры. Эта точка зрения получила официальную поддержку Межправительственной группы экспертов ООН по изменениям климата. Практически весь мир

встал на сторону данной теории - велик соблазн простого объяснения происходящих катаклизмов на планете в последние годы. Однако учёные малочисленной группы не отступают от своей гипотезы и продолжают утверждать, что основными факторами, способными влиять на климат Земли, были, есть и будут естественные процессы , такие как:

1. Геофизические факторы:

Ландшафтные колебания. От характера земной поверхности и растительности на ней зависит количество рассеиваемого (отражаемого) ими излучения и, в конечном счете, отражательная способность или альбедо Земли. Также существенное влияние на ландшафт оказывают сельское хозяйство и урбанизация;

Перестройка океанических течений. Морские течения играют большую роль в перераспределении тепла от тропических поясов Земли к умеренным и полярным. Перестройка течений может вызываться изменениями солёности и температуры отдельных участков Мирового океана;

Вулканическая деятельность.

Извержение вулканов часто становилось причиной катастрофического падения среднегодовой температуры. 73 тысячи лет назад взорвался вулкан Тобу на острове Суматра. Известные математические модели указывают на то, что этот взрыв привел к охлаждению поверхности Северного полушария почти на 3,5 градуса. Наступил ледниковый период. 1783 г.: вулкан Лаки стал виновником небывало холодных зим в Европе. В 1883 году нарушил климатическое равновесие вулкан Кракатау. По мнению некоторых климатологов, причиной нынешнего глобального потепления является вулканическое спокойствие XX века, но уже в ближайшие сто лет интенсивность активности вулканов может возрасти, что неизбежно приведет к новой ледниковой эпохе.

2. Астрономические факторы:

Переполюсовка земного магнитного поля. В среднем раз в четверть миллиона лет магнитное поле Земли меняет полярность. Такое в последний раз случалось 780 тыс. лет назад. В момент смены полярности атмосфера в меньшей мере защищена от действия солнечного ветра и космических лучей. Таким образом, разогрев поверхности планеты происходит значительно сильнее и быстрее, и, как следствие, меняется и климат.

Большой вклад в формирование климата на Земле, безусловно, вносит Солнце.

Среда обитания

Ясно, что эта звезда - одна из главных виновниц климатического хаоса, периодически случающегося на нашей планете. Теперь уже каждый из нас осведомлен о пятнах на Солнце. Примечательно, что китайцы об этом узнали уже более 2 тысяч лет назад, - просто тогда пятна были видны невооруженным телескопами глазом. Немецким учёным Генрихом Швабе была обнаружена 11-летняя цикличность пятен: каждые 11 лет на Солнце количество пятен возрастало, увеличивалась его активность, затем спад и «тишина». Позже была обнаружена цикличность поведения Солнца и с другими периодами: 22, 44 и 55 лет. Есть и более продолжительные циклы: 110-летний, 210-летний, 420-летний, 640-летний, 850-летний, и сверхвековые циклы: 1100-летний, 2400-летний, 35000летний 100000-летний и даже период, продолжительностью 200-300 миллионов лет .

Во время безмятежного Солнца наблюдался, например, самый холодный период за последние три тысячи лет (с 1645 по 1715 г.) - Маундеровский минимум. Тогда почти за 70 лет на нашем светиле было замечено не более 50 пятен - почти в 1000 раз меньше обычного. Как результат -уменьшение энергии, поступающей к поверхности планеты, температура на Земле упала почти на полградуса. Казалось бы, так мало - полградуса, но это лишь на термометре не заметно, а вот в среднеглобальном масштабе падение температуры оборачивается большими очаговыми погодными катаклизмами. Также замечено, что холодные периоды в жизни Земли повторяются каждый 25-й одиннадцатилетний солнечный цикл. Сейчас, например, мы живем в 23-м, 24-й закончится в 2020 году, а 25-й - к 2031 г. По прогнозам именно в эти годы начнется эпоха нового маундеровского минимума.

Разогрев поверхности планеты зависит не только от активности Солнца, но и от положения самой Земли. Так, наклон оси собственного вращения Земли (по отношению к эклиптике) предопределяет смену времен года, зональность и контрастность климата. Угол наклона оси Земли постоянно меняется на 1,5-2 градуса примерно каждые 41 тысячу лет. Когда угол уменьшается, больше тепла поступает на полярные регионы Земли - тают льды, увеличение угла приводит к обратному эффекту, и полярные льды вновь разрастаются, становится жарче в экваториальных широтах.

История климата. Чтобы понять современное состояние и будущее климата, необходимо учитывать его изменчивость в прошлом. Очевидно, что климат Земли многократно менялся в течение всей ее истории -результаты палеоклиматических данных подтвердили это. Такие данные имеют масштаб сотни тысяч лет, но мы обратимся к более близкому нам времени - от 20 тыс. лет до н. э. до сегодняшнего дня (рис. 1.)

Во времена ледникового периода Европа была закрыта ледовым щитом, содержащим примерно тот же объем льда, как и современная Антарктида. Центр ледового щита располагался над Скандинавией. Вторая такая же Антарктида располагалась над Северной Америкой. По мере освобождения Земли от континентальных щитов после окончания последнего ледникового периода наступил довольно продолжительный период, при котором температура была существенно выше современной - примерно на 1-1,5 градуса. Этот период получил название климатического голоценового оптимума или Золотого века - эпохи благоприятных природных и климатических условий. Эта доисторическая эпоха длилась около 4,5 тысяч лет (от 9000 до 5500 лет тому назад). Другими выдающимися климатическими событиями являются: потепление Римского времени в начале 1-го тысячелетия, потом снова значительное похолодание эпохи Великого переселения народов, и далее на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, так называемый средневековый климатический оптимум - Средневековое потепление. Затем наступил т.н. Малый ледниковый период, постепенно перерастающий в современный климат с четко выраженной тенденцией к повышению глобальной температуры на Земле.

Благодаря эффективным способам определения возраста ежегодных отложений льда в настоящее время возможно не только надежно определять характер прошлых климатических событий, но и довольно точно определять время, когда они происходили. Результаты таких данных представлены на рис. 2, и будут в дальнейшем использованы для построения сравнительной хронологии исторических и климатических событии за последние 5500 лет . Стоит обратить внимание, что на протяжении всей истории Земли холодные периоды оказывались более продолжительными, чем теплые. Как следует из рис. 2, в исследуемое время наряду с пятью главными температурными экстремумами

отмечалось еще множество второстепенных, разделявших эпохи относительно коротких (порядка 100 лет), но, тем не менее, вполне значимых потеплений и похолоданий. Такая подробная и полная картина климатических изменений позволит в дальнейшем детально проследить аналогию с выдающимися историческими событиями, культурными и технологическими прорывами, переселением народов и т.д.

Изменение климата - рождение и крах цивилизаций. Климат на Земле менялся всегда, что неизбежно сопровождалось катастрофическими природными явлениями. Развитие и гибель некоторых цивилизаций в Африке и на Ближнем Востоке , исчезновение поселений викингов и многие другие исторические события происходили в периоды серьезных климатических изменений на Земле.

Бесспорно, климат относится к важнейшим элементам природы, одновременно являясь мощным этнообразующим фактором , поскольку в ней вырабатываются определенные навыки и стереотипы поведения, формируются нормы морали и культуры. Таким образом, климат, вероятно, может влиять на все основные элементы человеческой деятельности и на содержание исторического процесса. Т.е. изменения климата вполне могут служить своеобразным толчком к развитию или, напротив, к деградации человеческой истории и культуры, способствовать становлению или краху империй и цивилизаций. 15-20 тысяч лет назад человечество переживало максимум ледниковья - самое сильное похолодание в своей истории (рис.2). Именно в это тяжелое время люди добились грандиозных успехов - они окончательно заселили все материки, овладели огнем, преуспели в охоте, придумали искусство и овладели развитой речью. Времена были тяжелые, но плодотворные, они затем сменились на тихую и почти незаметную в историческом смысле эпоху Золотого века.

Теория историко-климатического маятника. История цивилизации началась приблизительно 5100 лет тому назад с началом династического периода в Древнем Египте - в центре мировой культуры. Тогда на планете было тепло и комфортно. Но это время осталось незаметным в плане исторических событий. В XXIII в. до н. э. начинается медленный упадок египетской династии. Ухудшение климатических условий тогда только наметились, а пока на планете было тепло и комфортно (рис. 1).

Почему же тогда начался упадок? В соответствии с теорией, которой придерживается В.В. Клименко , наиболее важные события чаще случались в эпохи климатических экстремумов, когда в том или ином регионе достигались либо максимумы температур, либо максимумы увлажненности. Маятник исторических эпох колебался в

точном соответствии

климатическими

ритмами: ухудшение климата вызывало обострение интеллекта, осуществлялись невиданные технологические прорывы; при потеплении, когда жизнь хороша, урожаи обильны, энергетических ресурсов хватает всем, росло материальное благосостояние, но одновременно происходила интеллектуальная и духовная деградация. Иначе обстоит дело в политике и финансах. Перенасыщенность приводит к расшатыванию на уровне власти, и, в данном случае, становится очевидным приближающийся распад такого государства. Малейшая встряска со стороны климата может подвигнуть к реорганизации и переосмыслению ценностей. Возникает эпоха смуты, усугубленная начинающейся полосой климатических «неудач». Древнее царство рухнуло, не выдержав испытания властью и безбедной жизнью, и на смену ему пришла эпоха Среднего царства, основателем которого стал фараон Ментухотеп. И это случилось как раз на самом пике ухудшения погодных условий, связанных с периодом похолодания в XXI в. до н. э. (рис. 1).

В данной теории стоит учитывать и тот факт, что климат на Земле неоднороден и неравномерен, его глобальные изменения неизбежно приведут к разнонаправленным локальным климатическим изменениям. В частности, как показывают данные палеореконструкций, в Египте в эпоху глобального потепления всегда происходит понижение зимних и летних температур. При потеплении в регионе начинает расти увлажненность, а значит - испаряемость. Становится нежарко и урожайно. Но когда Египту хорошо, в значительной части Передней Азии и Ближнего Востока становится плохо - в момент глобального потепления здесь происходит ухудшение локального климата, связанное с дефицитом осадков, что неизбежно приводит к опустыниванию территорий. Народ вынужден скитаться в поисках плодородных земель и находит их в Египте. Так восточные варвары оказались у власти в Египте. Но как только глобальное похолодание достигло Египта и из-за невыносимой жары и засухи стало плохо, народ воспрянул духом и

Среда обитания

вытеснил варварских фараонов с насиженных мест. Так образовалось Новое Царство, которое, в свою очередь, развалилось на пике глобального потепления (1000 г. до н. э). Именно в тот момент «расслабленное» государство рухнуло под натиском северных варваров.

Три пика потепления (с 1800 по 1000 гг. до н. э.) (рис. 1), которые равносильны ухудшению климата в Малой Азии и на Ближнем Востоке, сопровождались возникновением новых государств. Так появилась Аккадская империя, достигшая своего наивысшего могущества при Саргоне I и На-рам-Суэне (XXIV-XXIII вв. до н.э.). Эта цивилизация просуществовала почти 250 лет и рухнула в момент очередного глобального похолодания, что равносильно улучшению климата в данном регионе за счет обильного увлажнения. Империя не смогла устоять под ударами варваров - возникает могущественное Хеттское государство. На третьем пике потепления, во времена великих засух, в южной части Армянского нагорья возникает государство Урарту .

Получается, что имеет место поразительная корреляция климатических и исторических событий, ведущая к развитию или краху цивилизаций, их взаимодействий.

Чувствительна ли культура к колебаниям климата?

Теория географического детерминизма. Поняв и осмыслив факт, что климат Земли менялся всегда и неизбежно будет меняться дальше, можно задать вопрос: насколько вообще чувствительна цивилизация и культура к колебаниям климата? В XVII-XVIII вв. на это отвечали просто: различная географическая среда всегда формирует разные психические склады и, следовательно, является причиной разнообразия культур. Эта теория, называемая географическим детерминизмом, создана Ж. Боденом еще в XVI в. Данную теорию развил и дополнил Л.Н. Гумилев . Он считал, что недостаточно одного воздействующего фактора на культуру, в процессе этнической эволюции необходимо соотношение биологических, географических и исторических факторов.

Казалось бы, природные условия Западной Европы и Японии стабильны, так как омывающие их моря смягчают колебания климата, а эпизодические повышенные увлажнения, хотя и приносят урон населению, недостаточны, чтобы нарушить многовековую традицию. Однако традиции сменяют одна другую: на уровне

суперэтноса - античность Эллады и Рима сменила древнюю культуру пеласгов и этрусков, уступив в дальнейшем место византийской на Востоке и романо-германской на Западе. А вот в Японии на смену курганной эпохе воинственных ямато пришла средневековая японская культура, сохранившаяся до настоящего времени. Так что ландшафт, получается, здесь ни при чем.

Что касается Евразийского континента, то здесь дела обстоят по-другому. Слишком велик диапазон климатических колебаний, где постоянно чередуются вековые засухи с эпохами наводнений. Вся Евразия «усыпана» жестко очерченными географическими регионами, но культурные воздействия легко перешагивают за географические границы. Великая степь на карте целостна, но на самом деле, климат ее восточной части сильно разнится с западной. Над Монголией висит огромный антициклон, не пропускающий влажных западных ветров, поэтому зимой здесь мало снега. Весной появляется зазор, через который вторгается влажный воздух из Сибири. Этой влаги вполне достаточно, чтобы степь зазеленела и обеспечила парнокопытных кормом. А там где сыт скот, процветают и люди. Именно поэтому в восточной степи создавались могучие державы хуннов, тюрок, уйгур и монголов. На западе степи дело обстоит иначе. Снега зимой здесь значительно больше, а во время оттепелей образуется прочный наст, что мешает накормить скот. Скотоводы вынуждены гонять своих кормильцев на горные пастбища. Появляются оседлые поселения, которые оказываются в зависимости от древнерусских князей, поскольку лишенные передвижения по степи, они не могут уклоняться от ударов регулярных войск.

Но как уже говорилось ранее, климат не постоянен, он всегда меняется. Атмосферные вихри иногда смещают свое направление и двигаются уже не по степи, а по лесной зоне континента, тем самым расширяя территории пустынь Гоби и Бет-пак-Дала. Оттесняются флора и фауна, а с ними и люди в поисках воды и еды; и все этнические контакты из плодотворных становятся трагичными. Так, например, за последние две тысячи лет вековая засуха постигла Великую степь трижды: во П-Ш вв., в X и в XVI вв. - каждый раз степь пустела. Как только циклоны и муссоны возвращались на привычные пути, люди снова обретали привычный быт. Несмотря на грандиозные стихийные бедс-

твия, культура кочевников Великой степи не менялась. Они воздействовали лишь на хозяйство, а через него - на уровень государственной политики и экономику.

Новая эра - период Осевого времени. В середине I тысячелетия до н. э. наблюдался необычайный холод, по времени исторически совпадающий с эпохой ранней античности. Неслучайно Карл Ясперс называл этот период «Осевым временем» человечества. «Эту ось мировой истории, -писал Ясперс, - следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей» . В это время независимо друг от друга в разных странах появляются мировые и национальные религии - буддизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм и джайнизм. В то же время в эллинистическом Египте создается самая большая по тем временам Александрийская библиотека, а при дворе Птолемеев возникает специальное учреждение для ученых Мусейон; строится одно из «семи чудес света» - Фа-росский маяк. Главным технологическим прорывом Осевого времени становится изобретение железа. Наконец, бронзовый век сменился железным. В это же время изобретают деньги в современном понимании этого слова. В Мексике возникает письменность, а в Греции проводятся Олимпиады. Все это вновь подтверждает теорию о том, что духовная жизнь человека достигает особого напряжения в наиболее трудные в климатическом, а, следовательно, и в материальном отношении, периоды истории.

Переселение народов. В период с 3100 по 500 гг. до н. э. случилось 15 больших переселений народов и все они были вызваны локальным ухудшением климата. Резкое похолодание около 400 г. до н. э. заставило кельтов двинуться в поисках благоприятных климатических условий, примерно с середины III в. до н. э. готы начали Великое переселение народов, а крошечные христианские общины выросли в Золотую Византию. С наступлением II тысячелетия н. э. связан средневековый климатический оптимум - период потепления. Он получил известность, в частности, благодаря тому, что в это время произош-

ло заселение Гренландии викингами. Экспериментальные данные показали, что во время средневекового климатического оптимума действительно наблюдалось некоторое смягчение местного климата с 800 по 1200 гг., которое могло сопутствовать переселению викингов на остров. Однако в начале XIV в. началось похолодание - Малый ледниковый период, - который достиг своего пика в Гренландии приблизительно в 1420-х гг., что привело к бегству викингов из «Зеленой страны» и к опустению поселений на острове.

Средневековье. Европа. Климат влияет не только на внешний облик человечества, но и на обычаи, национальный характер. В эпоху первого потепления Средневековья - VI-VIII вв. - культурная жизнь Европы практически застыла, история также не пестрит событиями. Около 800 г. среднеглобальная температура рухнула вниз. В этот период замерзали не только европейские реки, но и Черное море, а в середине IX в. не раз и Адриатическое море. В те времена происходят войны и образовываются новые нации. X в. - век сплошного потепления, столетие культурного и технологического расслабления, история также обеднена событиями. Европа лишь обороняется от диких кочевых орд, которых гонит с насиженных мест засуха. Зато XII-XIII вв. очередной период похолодания в Европе произошёл резкий подъём развития технологий. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и отмечены кросс-культурные внедрения: пришли с Востока порох, шелк, компас. Начало XIV в. выдалось весьма холодным: снова начала замерзать Адриатика, Балтийское море и Финский залив покрывались прочным льдом уже в октябре. Именно в этот период в Восточной Европе образуется мощное польско-литовское государство, а в России в это время Иван Калита собирает русские земли под московскую руку. Разрослась и Османская империя. В конце XIV в. - климатически благоприятный период - Европу трясли гражданские смуты. На XV в. похолодания приходится период Великих географических открытий, наблюдаются культурное возрождение и внутриполитическое потепление. В этом веке творят Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

В конце XVII в. наступило холодное время, которое было названо Малым лед-

Среда обитания

никовым периодом. Декада 90-х годов этого века стала самой холодной за последние несколько тысяч лет. В результате от постоянных неурожаев и голода в Европе умерли десятки тысяч человек. Однако именно тот век стал первым веком современной науки: совершены открытия в математике, физике, астрономии, медицине, химии, ботанике такими известными учеными, как Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кеплер, Тихо Браге, Р. Бойль, Н. Леме-ри, И. Кункель, К. Линней, Д. Традескант, К. Клузиус и многие другие .

Китай. В середине VII в. Китайская империя достигает своего территориального максимума. К концу столетия становится значительно теплее, и в самый пик оттепели страну захлестывают внутренние гражданские смуты. Примерно в 900 г. была свергнута великая династия Тан, и страна распалась на части, которые в период потепления, весь X в., вели безуспешные междоусобицы. В Китае во время похолодания в XI в. совершенствуется книгопечатание. В начале

XIII в. - столетие быстрого падения среднеглобальной температуры (падение температуры за четверть века составило почти полградуса) - «расслабленный» Китай завоевали кочевники-монголы, которых вытеснила из степей засуха, и в то же время начинается политическое и культурное процветание в этой стране. Однако в момент краткосрочного потепления в конце XIV в., империя развалилась. XV в. - одно из самых холодных столетий. Тогда в тропических областях Китая отмечались обильные снегопады, замерзали каналы, замерзло даже озеро Тайху вблизи Шанхая, вымерзли бамбуковые и цитрусовые плантации. Тем не менее, этот период для китайцев стал периодом великих географический открытий.

Россия. XII в. - период самого благоприятного климата на территории нынешней России - приводит к распаду Киевской Руси. Затем климат резко ухудшается, и Русь начинают постепенно поднимать великие князья: Дмитрий Донской, Василий Темный, Иван Третий. Это именно тот яркий случай, когда можно смело утверждать, что локальные ухудшения климата приводят к взлетам человеческого духа, появлению новых открытий и изобретений, рождению великих империй. Показательным также является период конца

XIV в., который ознаменовался многими бедствиями, обрушившимися на территорию Русской равнины. Если обратиться к летописям, можно увидеть, что, начиная с 1350 г. на Русь пришёл невиданный

мор. В 1352, 1364 г. пронеслись эпидемии чумы. В 60-х и 70-х гг. XIV в. на Руси был период невыносимых засух, а 1372 г. был отмечен наивысшим пиком солнечной активности. Однако в это время произошло несколько крупных сражений, в том числе и поворотная Куликовская битва. Во время царствования Василия Иоанновича резко теплеет, и Россия тут же утрачивает часть отвоеванных раннее территорий. Нелегко пришлось народу в конце XVI - начале XVII вв. Наступил резкий обвал среднеглобальной температуры и стало катастрофически холодно. История упоминает июль 1601 г., когда в Москве ездили на санях. Июльские и августовские заморозки повторялись три года подряд, в результате чего в Россию пришли катастрофические неурожаи: «...великий мраз и позябе всякое жито и всякий овощь, и бысть глад велик 3 лета», - говорится в летописи. Причем голод был от псковщины до Тюмени, страдала от засухи и Западная Европа. Один голодный год как-то можно пережить, но три подряд - невозможно. И началась великая и нещадная смута. Эта чудовищная гуманитарная катастрофа известна историкам как «несчастное правление» Бориса Годунова, за которым, в конце концов, последовало крушение государства. Почему это случилось? Ведь холод должен была двигать страну вперед? Так оно и было до определенного момента. Иван IV выстраивал империю. Годунов успешно продолжил начатое дело. Но потом стало не просто холодно, а катастрофически холодно, причем очень резко. Социальная система в один миг рухнула, поскольку не успела адекватно отреагировать. Что стало причиной такого резкого похолодания? Ученые выяснили, что этот холод стал следствием мощного извержения вулкана Уайнапутина в Перу в 1600 г. А вот когда в середине XVII в. грянуло новое похолодание (не такое сильное, как в начале века) Россия смогла подняться

Она воссоединилась с Украиной, отбила утерянное у Польши и Швеции, выиграла Северную войну. Плохой климат преобладал до начала ХХ в., к тому моменту Россия достигла своего территориального максимума. СССР распался в эпоху глобального потепления, подтвердив общую историкоклиматическую закономерность.

Культура и политика будущего в контексте ожидаемых климатических изменений. Математическая модель В.В. Клименко показывает будущее в двух вариантах - с учетом антропогенного фактора и без него. Из рисунка видно, что если бы не

Рис. 1. История климата Земли за последние 22 тысячи лет.

Рис. 2. Реконструкция (1) и модельные расчеты (2) среднегодовой температуры Северного полушария за последние 5500 лет.

Рис. 3. История и прогноз колебаний среднегодовой температуры на территории Русской равнины с учётом и без учёта влияния антропогенного фактора

Среда обитания

промышленная революция и, как результат, не увеличение содержания парниковых газов, то уже с 80-х г. прошлого века начался бы новый ледниковый период (см. рис. 3). А пока мы лишь разогрели планету и улучшили климат будущего. И самая высокая скорость потепления будет в ближайшие 50 лет. Ученый считает, что этот период будет одним из самых комфортных климатических периодов за последние 3 тыс.лет. Но парадокс состоит в том, что взлет земной цивилизации (научный и технический) пришелся на последние две - три сотни лет, которые были холодными. А ближайшую сотню лет, по мнению Клименко, нам предстоит преодолеть эпоху безвременья, творческого застоя, век без истории.

Существует и другое мнение. Как считают специалисты Главной астрономической обсерватории РАН, период низких температур сменится потеплением лишь в начале XXII в. Свои выводы ученые основывают на данных наблюдений за одиннадцатилетними и столетними колебаниями солнечной активности. Количество излучаемой Солнцем энергии с 90-х г. прошлого века медленно идет на спад и достигнет минимума нынешнего 200-летнего цикла ориентировочно в 2041 г. После чего, даже с учетом антропогенного воздействия на климат, следует ожидать понижения среднегодовой температуры поверхности Земли. Правда, термическая инерция Мирового океана несколько отдалит процесс глубокого «остывания» планеты, начало глубокого похолодания придется на 2055-2060 годы и продлится десятки лет. К этому времени температура может снизиться до отметки Маундеровского минимума конца XVII в. . Тогда в Голландии замерзли все каналы, а в Гренландии вследствие наступления ледников люди были вынуждены покинуть многие поселения.

У любого сценария будущего климата есть свои плюсы, есть и минусы. Современ-

ные люди не имеют опыта проживания в ледниковый период. Но у них есть богатое прошлое, которое подтверждает, что человек способен выдержать многое. В России случались годы, когда люди катались на санях в июне, а Балтика покрывалась прочным льдом уже в октябре, в Европе на льду Темзы англичане устраивали ярмарки, а Италия утопала в снегу. Но все это не помешало народам дожить до наших дней, и, судя по всему, запаса прочности у человечества хватит надолго.

Выводы. На протяжении почти трех тысячелетий метроном исторических эпох бился в точном соответствии с климатическими ритмами. Сопоставляя три составляющие - климат, историю и культуру - можно заключить, что в эпохи локального ухудшения климата (похолодание, уменьшение числа осадков, или и то, и другое) доминируют тенденции к объединению племен и народов, массовым переселениям, образованию новых государств. В эти же времена происходит необычайное обострение человеческого интеллекта, происходят культурные и технологические прорывы. Эпохи улучшения климата оставляют совсем мало следов в истории - им сопутствуют лишь ослабление централизованной власти, внешне беспричинное обострение внутренних противоречий, распад веками существовавших государств, крушение империй. Не будет преувеличением сказать, что эпохи потепления с их материальным благополучием являются одновременно эпохами интеллектуальной и духовной деградации.

Начало тысячелетия наводит на размышления о смысле и движущих силах истории. Уже в течение довольно длительного времени мы являемся свидетелями происходящих климатических изменений, пока в сторону глобального потепления. И чтобы ни случилось дальше, главное - сохранить социальный механизм, который сможет направить нажитые ресурсы в нужное русло, и не превратит общество в застойное и бесполезное.

Список литературы

2. Борисенков Е. П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. - М.:

Мысль,1988 - 524 с.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрес-Пресс, 2005. - 556 с.

4. Клименко В.В. Климат и история от Конфуция до Мухаммада // Восток. - 2000, № 1. - С. 5-31.

5. Лаптева М.П. Теория и методология истории: курс лекций. - Пермь: ПГУ, 2006. - 254 с.

6. Никонов А.П. История отмороженных в контексте глобального потепления. - М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2010. - 394 с.

7. Сорокин П.Н. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

8. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. - М.: Эксмо, 2004. - 923 с.

Взаимоотношение природы (натуры) и культуры - одна их ключевых тем культурологии.

С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы. Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в известной мере ее частью.

Очень часто культуру определяют как вторую природу (натуру). Такой подход мы находим еще у Демокрита, а затем - и у мыслителей Нового времени. Но в таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?

С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, подчеркивая, что культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком.

С другой стороны, сторонники социобиологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эволюции природы:

Растения адаптируются к среде через изменение своей видовой морфологии;

Животные адаптируются через сочетание процессов видовой из-менчивости со сменой стереотипов поведения;

Человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего и стало формирование искусственной среды обитания.

В любом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая, включает в себя множество аспектов.

Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда были и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из готовых природных материалов он создавал орудия труда и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обрабатывал почву и возделывал на ней культурные растения. В этой своей деятельности он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду («вторую природу») своего обитания.

«Вторая», созданная человеком природа представляет собой при-родную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию. На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура - это внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного вещества.

Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

Итак, культура есть акт преодоления природы, выход за границы инстинкта. Она возникает потому, что человек сумел преодолеть орга-ническую предопределенность своего вида.

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием морали, религии, искусства - словом, с рождением духовной культуры.

Внимательный анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Очевидность этого факта требует более подробного объяснения и описания воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей и их культуру.

Во-первых, природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Использование «натуры» для удовлетворения материально-биологических потребностей в свою очередь требует от человека соответствующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал. Полученные от природы сведения используются для организации оптимальной материальной и духовной деятельности.

Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает непохожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каждого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения. Кроме того, первобытные народы создавали пантеон своих богов с учетом географических особенностей места их проживания. У жителей степных и пустынных регионов отсутствуют такие персонажи религии, как водяной, леший, хозяин леса и другие его обитатели.

В-третьих, природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами. Первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды, приготовление пищи.

В-четвертых, природа была и остается важным фактором удовлет-ворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные явления могут оказывать благотворное влияние на интеллект человека, способствовать хорошему расположению духа, приливу бодрости, творческого вдохновения. Такого рода эмоциональное состояние формирует интимно-доверительное отношение к природе в виде богатой гаммы переживаний.

В-пятых, природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Многочисленные шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются на основе впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, которая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Уже по сюжетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем какой этнической культуры создано конкретное художественное произведение.

В-шестых, очень сильное воздействие природа оказывает на тра-диционную народную культуру. Это находит свое отражение в специ-фических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов. Обряды делают природные объекты элементами духовной культуры. В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды цикличность. Так, в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появлению обрядового природного календаря, который не только нормирует распорядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культуры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения временные этапы.

Влияние природы на культуру является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоотношений природы и культуры. Обратной стороной этой вза-имосвязи является воздействие культуры на природу , следствием стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу.

Агросфера является результатом воздействия человека на почву, растительность, животных и др. Последствия этого воздействия оказались чрезвычайно велики, поскольку человек в процессе своей жизнедеятельности отбирал из растительного и животного мира те экземпляры или свойства растений и животных, которые наиболее полно отражали его потребности. Именно такой избирательный подход привел к целенаправленному созданию новых сортов растений. Также в процессе культурного воздействия на природу были созданы новые породы животных, отличающиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д. Можно уверенно утверждать, что подавляющая часть «естественной природы», окружающей нас сегодня, - это культивированная природа, а все домашние животные и продукты нашего питания - ее результаты.

В настоящее время мы являемся свидетелями и современниками активного развития агросферы. Например, клонирование и генная инженерия позволяют вывести растения и животных с абсолютно новыми свойствами, аналогов которым нет в естественной природе. Кроме того, новые сорта и виды деревьев, цветов, домашних животных органично вписываются в среду обитания человека, придавая ей более совершенные черты красоты и гармонии.

Второй частью культурного ландшафта является техносфера , которая представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу. Ее содержание составляют мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и иные рукотворные изделия. Многие из них гармонично вписываются в природный ландшафт, оставаясь при этом удобными и полезными для жизни людей. В мире создано множество предметов материальной культуры, которые подчеркивают красоту природы, контрастируют сней в наиболее выигрышных аспектах. Так, например, в русской культуре для постройки церквей традиционно выбирались наиболее живописные места. Чаще всего они подчеркивали специфику ландшафта, красоту природы, отвлекали людей от дум о земных страданиях, согревали и очищали душу.

Однако воздействие человека на природу имеет и негативные стороны. Техносфера охватила уже около 30% суши и привела к необратимым изменениям многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы. Из недр земли ежегодно извлекается более 100 млрд тонн сырья, то есть более 25 млн тонн на каждого жителя планеты. Количество энергии, приходящейся на душу населения в промышленно развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности поддержания жизни человека. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе. Об этом нам все чаще напоминают стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, смена климата и др.) и надвигающаяся экологическая катастрофа, с первыми признаками которой мы сталкиваемся уже сегодня.

Осознавая угрозу своей гибели, человечество старается сформировать экологическую культуру населения, восстановить энергоресурсы, чистоту атмосферы и др. К решению этих проблем привлечены крупные мировые организации, которые разрабатывают программы восстановления экологического равновесия, сохранения исчезающих видов растений и животных, а также выживания самого человека.

Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.

Существование культуры без природы невозможно, ведь человек созидает в природе, использует её ресурсы, раскрывая и то, что было заложено природой в нём самом. Выяснение вопроса о соотнесённости культурного и природного представляется очень важным для характеристики .

Здесь мы вплотную сталкиваемся с антимоничностью, т.е. противоречием между двумя суждениями, которые признаются верными.

  • С одной стороны, культура надприродна, внебиологична, её невозможно свести только лишь к природному.
  • С другой стороны, культурное, кроме как из природного, больше не из чего построить. Вот поэтому и создаётся впечатление о единстве и различии культурного и природного.

Культура как надприродный способ человеческой деятельности

Как правило, к культуре относят всё рукотворное. Культурное пространство или «вторую природу» сотворил своим неустанным трудом человек.

Культура как НАДприродный способ деятельности

« Kultura contra natura» — так звучит одна из начальных формулировок, отражающих ее специфику, которая воспринималась как нечто отличающееся от натуральности, надприродное, возникшее не самостоятельно, а в результате деятельности человека. Такой подход ведёт к умалению значимости природы, её принижению. Напротив, культура, с помощью которой себя выражает человек, возвеличивается. Не кроются ли в таких воззрениях истоки разрушительного, хищнического отношения к природе? Правильнее утверждать, что культурное – это и есть природное, которое продолжено и преобразовано деятельностью человека.

Влияние природы на культуру

Природные факторы оказывают сильное воздействие на ее формирование. Сравнивая культуру и быт горцев, населяющих Кавказ и Анды, Гималаи и Кордильеры, нельзя не заметить удивительное сходство черт ее функционирования у этих народов.

Очевидно, что особенности конкретных территориальных комплексов определяют схожесть культур жителей тропиков, полярных районов, степей или океанических островов. Ж. Боден, Ш. Л. Монтескье, И. Мечников и другие приверженцы географического детерминизма (теоретической концепции о влиянии природы на образ жизни человека), считают природную среду определяющим фактором культурного развития. Влияние природы, по их мнению, сказывается не только на материальных условиях жизни, но и на формировании менталитета людей.

К. Маркс рассматривал естественно-географическую среду несколько иначе. Для него природная среда – естественное условие, предпосылка развития культуры и общества, но предпосылка, изменяемая деятельностью людей. Марксу была близка идея о разделении природы на внешнюю, определяющую быт людей, и внутреннюю, то есть биологическую сущность человека, являющуюся частью живой природы. Культура живёт в природе и природой. Именно здесь прослеживается единство натурального, природного и созданного — единство, обеспечиваемое трудом.

Человек как звено между культурой и природой

Человек преобразует и доделывает природу. Культуру и природу противопоставлять неправомерно, поскольку сам ее творец в определённом смысле является частью природы. Природного человека никогда не было, и не существует сейчас. Лишь был, есть и будет от истоков до самого завершения своей истории.

  • С одной стороны, человек начиная возводить на природной основе свой культурный мир, совершил первое действие, которое было направлено на разрыв с естественной средой.
  • С другой, человек активно влияет на взаимодействие культуры и природы, объединяя обе эти системы оттого, что внутренне принадлежит к каждой из них.

Аспекты взаимодействия

  • Хозяйственно-практический

На протяжении истории довольно долгое время природные условия играли важную роль для судеб разных стран, народов. Современная эпоха существенно снизила роль природного фактора для роста экономической мощи государств, усилив значение человеческого фактора.

  • Экологический

Важнейшими аспектами нынешнего состояния проблемы взаимодействия культуры и природы стали охрана природы, экологическое равновесие, чистые с точки зрения экологии технологии. Угроза мировой экологической катастрофы требует разумного осмысления и построения оптимального соотношения природного и неприродного. Третье тысячелетие, в котором преобразующее, активное воздействие человечества на собственную планету становится всё сильнее, поставило людей перед необходимостью заговорить на одном языке с миром природы, обеспечить наиболее приемлемое соотношение созданного человеком и природой.

  • Медико-гигиенический

Погода и климат оказывают мощное воздействие на человеческую жизнь, поэтому нельзя игнорировать проблемы медико-гигиенического характера: здоровый образ жизни, географию болезней и другие.

  • Этический

Любовь к природе – родной среде обитания человека — не может не ассоциироваться с любовью к родине, являющейся одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Наша презентация темы:

Носители природного начала в своей биологической предыстории — это человек и культура , созданная человеком. Заявлять о ней как внебиологическом, надприродном явлении, можно лишь, если рассматривать ее как необходимое дополнение и продолжение природы. Человек – неотъемлемая составляющая экосистемы, следовательно, и культура должна иметь своё обусловленное место в общей с природой системе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

С 1980-х годов наблюдается большая активность в формировании региональной архитектуры. Эти тенденции и в мировой и в российской архитектуре приобретают все более уверенную и последовательную, теоретически обоснованную форму. Проявляется все больший проектный и научный интерес к этническим традициям, изучаются особенности национальной культуры, народного зодчества .

Все это происходит на фоне неблагоприятной экологической ситуации в мире, поиска и внедрения в проектную практику новых экологических концепций, включающих в себя возможность энергосбережения, сокращения вредных отходов производства и строительства, защиты от неблагоприятных природных воздействий. Такие новейшие тенденции напрямую соотносятся с местными архитектурными традициями народа, живущего в данном регионе (в определенных природно-климатических и ландшафтных условиях) и выработавших в своей многовековой практике средства наилучшего приспособления к этим условиям. Например, характерными особенностями жизни населения Алтая были весьма удачное приспособление к местным природным условиям, их умелое и комплексное использование в хозяйственных целях без ущерба природной среде, бережное отношение к ее естественным богатствам. Все это было закреплено в религиозных народных верованиях.

Именно в местных традициях можно найти ответы на многие современные задачи, так как именно через этнические взаимоотношения раскрываются отношения человека с природой.

Введение в мировой научный обиход термина «этнос» (от греч. Ethnos – народ) связано с отечественной наукой и, в первую очередь, с именем выдающегося русского ученого С.М. Широкогорова (1887-1939), который еще в 1920-е годы всесторонне разработал основные признаки и особенности этноса, но его труды, как репрессированного, сначала замалчивались, а затем подверглись резкой критике .

Известный историк и этнограф Л.Н. Гумилев (1912-1992) предложил рассматривать этнос как природное явление. Именно через этнические коллективы осуществляется связь человечества с природной средой, так как сам этнос – это явление природы.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают от природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. Следовательно, они входят в систему этноценоза, включающую в себя, наряду с людьми, ландшафты, как преобразованные людьми, так и девственные, богатства недр взаимоотношений с соседями, элементы материальной и духовной культуры.

Гумилев предложил считать этнос понятием географическим, поскольку тот всегда связан с вмещающим и кормящим его ландшафтом. Ландшафт является одним из немаловажных компонентов системы, именуемой «этнос». Итак, прямое и косвенное воздействие географического ландшафта на этнос не вызывает сомнений.

Этот вывод был сделан в 1922 году Л.С. Бергом для всех организмов, в том числе и для людей. Под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Гумилев называет это понятие термином «месторазвитие».

Месторазвитием, или родиной этноса, является неповторимое сочетание элементов ландшафта, где эта этническая общность впервые сложилась как энергетическая система. Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием.

Новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов. Подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов. До сих пор говорилось о ландшафтах как феноменах девственной природы, хотя сейчас на Земле нет ландшафта, не испытавшего когда-либо воздействия человека. Действительно, антропогенный фактор ландшафтообразования приобрел и продолжает приобретать важное место в лике земной поверхности. Сельское хозяйство изменяет флору и фауну, архитектура становится важным элементом рельефа, сжигание угля и нефти влияет на состав атмосферы. Несомненно, необходимо принимать активное участие в сохранении природного достояния человечества, так как природа не «только нам дом, она мы – сами» . Примером применения этих принципов становится теория «культурного ландшафта», как теория создания гармоничной во всех отношения среды обитания человека.

Для того чтобы отличить измененный человеком ландшафт от чисто природного его прообраза, в практике исследований используются представления об антропогенном или культурном ландшафте. Многие исследователи рассматривают эти понятия как синонимы, как близкие, но различающиеся между собой понятия. Поскольку в настоящий момент в литературе происходит смешение понятий культурного и антропогенного ландшафтов, следует сделать некоторое разграничение этих понятий.

Очевидно, что антропогенный ландшафт – более масштабное понятие. Он включает в себя культурный ландшафт, но не совпадает с ним. По степени воздействия антропогенного характера можно выделить три вида территорий. Первая – заповедные зоны и малоосвоенные территории. Таких территорий остается все меньше. Второе, противоположное первому состояния антропогенного ландшафта – «техногенно-урбанизированный ландшафт» (зона экологической катастрофы, химической аварии, эпицентр ядерного взрыва), территория, на которой прерываются многие или почти все биосферные процессы. Третья группа – территории, занимающие промежуточное положение, где поддерживается техно-биосферный баланс, состояние гомеостаза, антропобиосферного единства.

Очевидно, что первый и второй тип территорий не могут быть отнесены к культурным ландшафтам. Таким образом, состояние культурного ландшафта достигается лишь в том случае, когда создастся гармоничное взаимодействие природной среды и человека .

Культурный ландшафт (по Ю.А. Веденину) – это целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей.

Культура вступает в контакт с природным ландшафтом самыми разнообразными способами: через материальные объекты, созданные человеком (в первую очередь, через архитектуру), многие виды деятельности, определенную степень и форму взаимодействия человека с природой и, наконец, через отношение человека к окружающему его миру.Таким образом, культура входит в ландшафт через процессы деятельности, потоки энергии и информации, связывающие природу и культуру.

Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта, определенный Ю.А. Ведениным – это сочетание наследия, традиционной и современной культур. Культурные ландшафты различаются по характеру соотношения между традиционной культурой и наследием, с одной стороны, и современной культурой, с другой. В одних случаях преобладают элементы традиционной культуры, в них значителен пласт наследия и чрезвычайно развита современная культура.

В других случаях, напротив, инновационная культура развивается «без груза» традиционности, однако такие примеры встречаются редко и являются следствием не столько отсутствия традиционной культуры, сколько игнорирования ее современной архитектурной практикой. Еще один тип культурного ландшафта характеризуется тем, что в его культурном слое отчетливо выражены самые различные пласты: инновационные культуры, традиционные культуры и культурное наследие. Именно такого рода структуры являются наиболее эффективными с точки зрения удовлетворения социокультурных потребностей общества и его развития.

Характер и многогранность связи между природными и культурными слоями в значительной степени зависят от уровня составляющей ландшафта. Народная культура наиболее органично связана с природными ландшафтами .

История культуры убедительно подтверждает, что во всех культурных ландшафтах при строительстве использовались, как правило, местные материалы, что, в свою очередь, диктовало наиболее целесообразные композиционные и конструктивные приемы и методы и приводило к сложению такого архитектурного стиля, который наиболее точно подходил под местные климатические условия, соотносился с глубиной или закрытостью пейзажа, с линиями рельефа. Так, полностью соответствует ландшафту Горного Алтая юрта или староверческий дом, и абсолютно чужеродными выглядят выстроенные в 1960-1970-х годах типовые панельные дома .

Для дальнейшей работы по данной тематике необходимо подробное изучение роли территории и ландшафта в формировании этнических особенностей, влияние особенностей ландшафта на культуру населения региона и опосредованного влияния на зодчество, выделение некоторых символов и образов ландшафтов территории данного региона. Следует провести культурно-ландшафтное районирование территории, определить границы региона и их совпадение с административными границами. Важным является вопрос о соотношении границ культурно-ландшафтных и административных районов.

Такое районирование было проведено в Тверской области. Анализ территории Тверской области по комплексу факторов объединил более 130 культурно-ландшафтных районов в три типологические группы:

1 – историко-культурные районы;

2 – природные и сельскохозяйственный районы с отдельными историко-культурными памятниками и территориями;

3 – природные районы.

Районирование проведено на основе анализа пространственной дифференциации нескольких групп факторов: ценность памятников истории и культуры, их сохранность, их локализация и территориальная концентрация; функциональные и пространственные связи памятников с ландшафтным окружением; этнографическое своеобразие отдельных частей территории; природные, эстетические и рекреационные качества ландшафтов; особо ценные ландшафтные комплексы (памятники природы, ландшафтные местности и т.д.).

Такое исследование, проведенное для Алтайского региона, будет базой для выявления связей между ландшафтом и архитектурными особенностями региона. Необходимо выявить образ места, взаимодействие ландшафта с культурой этносов, населяющих регион, сформулировать и классифицировать символы ландшафта и их влияние на сознание людей и опосредованно на архитектуру. На основании этого исследования можно будет сформулировать концепцию дальнейшего развития региональной архитектуры, разработать программу проектирования новой архитектуры, которая не будет оторвана от пласта культурного наследия и традиционной культуры региона, будет гармонично сочетаться с ландшафтным окружением.

Литература

    Хайт В.Л. Глобальное и этно-культурное в новейшей архитектуре России. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Лазарев В.В. Программа без альтернатив. Сохранение качества и разнообразия культурной и природной среды. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 2002. – 560 с.

    Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. – 286 с.

    Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 234 с.

    Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII – нач. XX вв. (Геокультурный аспект). Научный редактор Ю.А.Веденин. – М.: Институт наследия, 1998. – 128 с.

Дорош Елена Юрьевна
аспирант Института архитектуры и дизайна
Алтайского государственного политехнического
университета им. И.И. Ползунова
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор Поморов С. Б.