Произведения русских композиторов, писателей и поэтов о природе. Музыкальные и литературные произведения о природе


Композиторов разделяют два с половиной столетия, однако творчески их объединяет яркое новаторство и неистовая страстность.

"Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя "Вивальди" является синонимом "Времен года" и наоборот. В четырех концертах великолепно отражено настроение и чувство каждого месяца в году.
Вивальди мастерски передает в музыке ветер, штиль, дождь, невыносимый зной, дискомфорт зимнего холода, замирание природы.

В отличие от Вивальди, цикл Пьяццоллы начинается не с "Весны", а с "Осени", потому, что в южном полушарии, где расположена Аргентина, всё наоборот: когда в Италии весна, в Буэнос-Айресе стоит осень…

Астор Пьяццолла не стал делать транскрипцию полюбившегося ему произведения Вивальди, а создал его аналог. Его "Времена года в Буэнос-Айресе" – это четыре танго: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". Эта музыка уже давно возведена в разряд таких хитов, на которые приходят ради самого названия. Композитор смело сочетает латиноамериканские и джазовые мотивы с классической музыкой.

"Человек с давних лет был частью окружающего его мира. Сама природа одарила его понятием "Времена года". Эта поэтическая вечная тема всегда вдохновляла творцов на создание гениальных произведений.
У великого итальянца А. Вивальди – это изумительный рассказ, а вернее "музыкальные пейзажи", ожившие в музыке, понятные и дорогие благодатному слушателю.


Из XVIII века А.Вивальди, мы попадаем в XX столетие с помощью знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. С погодой в Буэнос-Айресе не соскучишься. Времена года здесь зеркально симметричны. Пронзительная энергичная музыка, где скажем осень – как наша вечная пора обновления, как и весь цикл, вводит нас в мир снов, мечтаний, музыкальных импровизаций, латиноамериканского темперамента.
Времена года такие разные, подобно человеческой жизни, проходят перед нами, оставляя в душе замечательную музыку, которая будет звучать сегодня и всегда." | О.Ойстрах

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

"Времена года" в произведениях и обработках других композиторов:

  • Шарль Анри Валантен Алькан (французский пианист-виртуоз, композитор-романтист ) — цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес, op.74.
  • А. К. Глазунов (русский композитор, дирижёр ) — Балет "Времена года", Op. 67. (Весна, Лето, Осень и Зима).
  • Джон Кейдж (американский композитор авангардист ) — Времена года (Балет Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа), 1947 г.
  • Жак Лусье (французский джазовый пианист ) — Трио Жака Лусье, джазовые импровизации на музыку "Времена года" Вивальди, 1997 г.
  • Леонид Десятников (советский, российский композитор ) — включивший во "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы цитаты из "Четырех сезонов" А. Вивальди, 1996-98 гг.
  • Ричард Клайдерман (французский пианист, аранжировщик ) — Инструментальная версия аранжировки "Времена года" Вивальди.

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Светлана Лукьяненко
Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

Консультация "Природа в музыке, музыка в природе"

А что же такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого

А что же такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней.

Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.

В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природа чувств, например.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч. 1

Ф. Шуберт. Весенний Сон

Ж. Бизе. Пастораль

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"

В. А. Моцарт "Приход весны" (песня)

Р. Шуман "Весенняя" симфония

Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка)

П. И. Чайковский "То было раннею весной"

С. В. Рахманинов "Весенние воды"

И. О. Дунаевский "Журчат ручьи"

Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе")

И. Штраус. Весна (Frhling)

И. Стравинский "Весна священная"

Г. Свиридов "Весна и колдун"

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".

С. В. Рахманинов. "Весна" - кантата для баритона, хора и оркестра.

И так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

б) Пантеистическое восприятие природы - Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Композитор Пётр Ильич Чайковский избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

"У камелька". Январь:

"И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела. "

А. С. Пушкин

"Масленица". Февраль:

"Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир. "

П. А. Вяземский.

"Песня жаворонка". Март:

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А. Н. Майков

"Подснежник". Апрель:

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином. "

А. Н. Майков

"Белые ночи". Май:

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

"Баркарола". Июнь:

"Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять"

А. Н. Плещеев

"Песнь косаря". Июль:

"Раззудись, плечо Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"

А. В. Кольцов

"Жатва". Август:

"Люди семьями

Принялися жать,

Косить под корень

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены.

От возов всю ночь

Скрыпит музыка. "

А. В. Кольцов

"Охота". Сентябрь:

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. "

А. С. Пушкин

"Осенняя песнь". Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. "

А. К. Толстой

"На тройке". Ноябрь:

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши. "

Н. А. Некрасов

"Святки". Декабрь:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали. "

В. А. Жуковский

"Песня жаворонка". Март.

(аудио и видео приложение)

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

Апрель. «Подснежник»

(аудио и видео приложение)

«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К. СЕН-САНСА

Камиль Сен-Санс Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад, во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. У Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный.

"Слон" (Аудио и видео приложение)

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», Теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты»,

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, Развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

"Лебедь" (аудио и видео приложение)

На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

И в заключении, хотелось бы отметить, что все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе.

Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься о её судьбе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Южно-Сахалинска

конспект урока музыки по теме

«Времена года в музыке».

3 класс

Учитель: Ким Елена Енчуриевна

Конспект урока музыки по теме «Времена года в музыке». 3 класс

Цель урока : обобщить знания детей о единстве музыкальной речи композиторов разных стран.

Задачи:

    Научить определять самостоятельно настроение услышанной музыки.

    Расширить музыкальный кругозор, укрепить вокальную интонацию, развить ритмический слух.

    Продолжить воспитывать толерантные чувства, развивать любовь к музыке.

Оборудование:

Музыкальные термины

Картины Шишкина, Юона «Зима»

Карточки (зеленые, красные)

    Вводное слово учителя

Мы всю четверть говорили о музыкальной речи, о том, что музыка имеет свои средства музыкального языка, свои интонации, мелодию, ритм, характер.

Что может изображать музыка? (человеческий характер, полет шмеля, стук колес, шум воды)

А так же музыка может рисовать картины природы, времена года.

Сегодня мы продолжим тему «Времена года».

Я прочитаю вам загадки, когда это бывает?

    Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (зимой)

    Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весной)

    Солнце печет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (летом)

    Пусты поля

Мокра земля

Дождь поливает

Когда это бывает? (осенью)

С давних пор музыка связана с картинками природы. В звучании музыкальных инструментов можно услышать зимнюю стужу, пение птиц, водную стихию, шелест листвы.

Сегодня мы будем слушать музыку иностранных композиторов Антонио Вивальди и русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» и сравним их.

    Тема урока: «Времена года в музыке»

Краткие сведения о композиторе П.И. Чайковском

Сообщения детей

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе –заводе на Урале. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои свободные минуты. Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Родители будущего композитора были музыкальны и часто проводили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С детства он проникся красотой русской народной музыки. Это позднее нашло отражение в его творчестве. Альбом П.И.Чайковского «Времена года» был создан в 1876 году в Петербурге. Это было 135 лет назад.

Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

А знаете, что такое пьеса?

Пьеса- небольшое музыкальное произведение (читает ребенок)

А почему 12 пьес? (сколько месяцев в году- по числу месяцев)

Прослушайте музыку Чайковского. Какое время года вы услышали в музыке? Музыку исполняет симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Чайковский «Октябрь»

Какая музыка по характеру? (заунывная, печальная, грустная)

Сейчас мы прослушаем музыкальную картину «Осень» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Какая музыка по характеру? (печальная, идет дождь, листья опадают, улетают птицы)

Сообщения детей

Краткие сведения о композиторе Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал его первым музыкальным наставником. Он научил его игре на скрипке. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Вивальди- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства 17 века. Создал жанр сольного концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача- виртуоза.

Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в 18-19 веке, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах 20 века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора.

    Прослушивание произведения «Ноябрь, на тройке»

Ноябрь- хотя и осенний месяц-, но зима уже настает. Сели подобнее в сани- по зимнему лесу на тройке.

Закройте глаза, вслушайтесь в звучание и попробуйте представить. Что рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

Заметили, как меняется характер музыки? (прослушать половину, представить картину, прослушать до конца)

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия- песнь ямщика.

Природу рисуют художники. Может быть именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.

Как хорошо в зимнем лесу! На ветвях лежит снег, огромные сугробы. Широкая дорога ведет вдаль. Мчатся с веселым перезвоном сани, запряженные тройкой лошадей.

    Чайковский «Февраль»

Вивальди «Зима»

Какая музыка по характеру?

Что представили? (ветер, вьюгу, когда метет)

Что вы заметили? (чувства испытываете одни и те же, эмоции одни и те же)

    Прослушивание произведения Вивальди «Весна»

Сам Вивальди дал описание весны: птички приветствуют своим пением, бегут ручейки. Небо покрыто темными тучами. Молнии и гром возвещают весну. На цветущей лужайке пастушок.

Прослушивание произведения Чайковского «Март»

Музыка первого месяца весны называется Жаворонок. Она нежная, звонкая. Очень похожа на трели жаворонков, свежий аромат весны.

У русского художника Левитана «Март». Как удивительно похожи музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана. Художник постарался передать холодноватость мартовского воздуха, но уже греют солнечные лучи, подтаивает снег. Вся природа ждет настоящей весны.

    Физминутка «Улыбка»

Солнышко светило у нас в душе, в душе была весна, радость, улыбки.

    Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями. Чайковский мечтал, чтобы люди любили природу, друг друга, стремились к добру. Музыка Чайковского всегда жива в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому, что она вечна.

В Москве установлен памятник русскому композитору. 7 мая-170 летие.

    Итог урока

Итальянский композитор Вивальди и русский композитор Чайковский жили в разное время и в разных странах. Вивальди в 17 веке в Италии. Чайковский в 19 веке в России. А чувства и настроение испытывали одни и те же.

Вывод: язык музыки понятен для людей всех стран. У музыки нет границ.

    Рефлексия

Чем отличается музыка Вивальди от музыки Чайковского? (Вивальди- скрипка, Чайковский- симфонический оркестр- скрипка, виолончель, труба, волторна)

    Закрепление

Как вы отличаете музыку Вивальди от музыки Чайковского? (включаю отрывки музыки, если звучит Вивальди – покажите красную сигнальную карточку, а если звучит музыка Чайковского- синюю)

Почему вы так думаете?

    Продолжим тему «Времена года в музыке»

Современная песенка о зиме (разучивание песни)

Кто это идет к нам в гости? (медведь)

Что вы знаете о медведе? (зимой спит)

Узнаем, почему медведь зимой спит.

1 куплет. Раз морозною зимой. (1 ряд)

2 куплет. Подняла лисица крик (2 ряд)

3 куплет. С той поры медведь решил. (3 ряд)

    С приходом зимы все преображается. Зиму старались передать в своих творениях многие художники.

    Юон, Шишкин, «Зима»

Что вы видите на картине? Какое чувство? (радости, спокойствия)

Я думаю, что творчество Чайковского вдохновило вас на творчество.

Творческое задание: вы будете рисовать под музыку зиму.

    Итог урока:

Музыка может передать чувства, настроение. Язык музыки понятен для всех людей. У музыки нет границ. Язык музыки понятен для взрослых и детей.

Публикации раздела Музыка

Весенний плейлист

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

В есна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями - в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят -
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы - от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова - Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра - на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года - симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова - один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»: