Станислав пожлаков биография личная жизнь. Пожлаков, Станислав Иванович: биография

Композитор

Заслуженный деятель искусств России



Станислав Пожлаков родился 4 января 1937 года в Мытищах, позже его семья переехала в Ленинград.

Он пережил блокаду. А в 1954 году окончил в ленинградскую школу № 107. Тележурналист Юрий Сенкевич и композитор Станислав Пожлаков были школьными друзьями.

Музыкой Пожлаков увлекся рано. Вспоминает его друг детства Станислава Пожлакова Геннадий Гольдштейн:

«Слава параллельно учился в музыкальной школе, где мы и познакомились. Я шел по коридору и услышал, как кто-то наяривает на рояле буги-вуги. Это Слава упражнялся. Приходил я к нему домой - жил он с мамой в 11-метровой комнатке в коммуналке. Вместе ловили на приемнике Би-би-си, которое часто передавало джаз. И однажды мы решили создать оркестр. Слава на аккордеоне и на саксофоне играл. Выступили в школе, а потом пошли концерты в техникумах, в клубах.

И Юра Сенкевич на них постоянно ходил - там же танцы были. А дома у Сенкевича мы отмечали Новый год. Юра в большой квартире жил, что тогда было редкостью...


Юрий Сенкевич после школы поступил в Военно-медицинскую академию. А в 1973 году он, уже звезда экрана и прославленный путешественник, снова оказался за одной партой со Станиславом Пожлаковым. Это было на столетии 107-й школы».

С 1958-го по 1965-й годы Пожлаков работал руководителем оркестров Ленэстрады. В 60-е годы получили известность первые его композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".

Пожлаков написал музыку к спектаклям Ленинградского мюзик-холла ("Нет тебя прекрасней", 1967, "От сердца к сердцу", 1975). Он написал много песен на стихи Л.Лучкина ("Солнечная баллада", "Ребята с 70-й широты" и др.) и Кима Рыжова ("Небо России").

Рассказывает дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия:


«Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того, как в эфир запустили его песню «Мы - ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым.


Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись». Это была баснословная сумма! Все равно, что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой.


А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира, «Волга». Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники!


Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение.

А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку».

В 60-х годах Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под упр. А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под упр. Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году исполнила Людмила Сенчина.

в 70-е годы Пожлаков попробовал себя в жанре оперетты - он написал произведение "Гори, гори, моя звезда". Пожлаков так же являлсяавтором музыкально-театральных фантазий "Сирано де Бержерак" и "Зойкина квартира" по Булгакову и детских мюзиклов. Композитор много работал в кинематографе. Им написана музыка к 20 фильмам, в том числе "Шаг навстречу" - 1975," Пятерка за лето" - 1974, "Кортик" - 1973, "Боба и слон" - 1972.

О творчестве Пожлакова был снят в 1975 году документальный фильм «Лирическое настроение». Его песни исполняли Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие исполнители. Нередко Пожлаков сам исполнял свои песни.

Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 60-70-е годы можно назвать фантастической. При этом все, кто его знал, говорили о скромности Станислава Ивановича. Пожлаков гордился тем, что свободен и независим.

В 70-е годы он часто выступал в эфире. Одетый в водолазку и пиджак, сам задорно пел "А мы ребята, а мы ребята 70-й широты" и казался очень открытым, общительным, обаятельным и веселым. Близкие знали — это не совсем так. В последние годы, основательно забытый, он вел замкнутый образ жизни.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Вдова композитора утверждает, что в архиве Пожлакова осталось множество прекрасных произведений.

П Е С Н И

Память (Л.Лучкин)
В городе моём (Г.Горбовский)
Живая афиша (Г.Горбовский)
Качели (Г.Горбовский) с Еленой Дриацкой
(Л.Лучкин)
Ленинградская песня с Ниной Молтянской (супруга композитора)
Остаюсь Ленинградцем (Ю.Паркаев)
Песня красноармейца (Б.Окуджава)
Песня о добром человеке (Р.Амусина)
Пусть летят журавли (Л.Лучкин)
Следы на земле (Г.Горбовский)
Ребята с 70-й широты (Л.Лучкин)
Шаг навстречу (К.Рыжов) с Людмилой Гурченко

Туман (А.Колкер - К.Рыжов)
С.Пожлаков не был автором этой песни, он записал её как певец для фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика".

Видео

Память (Л.Лучкин)
Живая афиша (Г.Горбовский)
Ленинградская песня с Ниной Молтянской (супруга композитора)
Песня о добром человеке (Р.Амусина)
Следы на земле (Г.Горбовский)

В исполнении мастеров эстрады

Баллада о солнечном «Ра» (Л.Лучкин) Олег Ухналёв
Бодрым утром (А.Ольгин) Рубина Калантарян
Величальная (В.Максимов) Валентина Белова
Величальная (В.Максимов) Мария Пахоменко
Веснушки (Ю.Погорельский) Вероника Круглова
Ветренный день (Г.Горбовский) Эдита Пьеха
Волшебный дождь (Г.Горбовский) Нина Молтянская
Город есть! (И.Кашежева) Альберт Ленский
Горькая свадьба (К.Чашечников) Эдуард Хиль
Горько (Ю.Паркаев) Эдита Пьеха
Горько (Ю.Паркаев) Эдуард Хиль
Девушка в сапожках (Л.Куклин) Эдуард Хиль
Дорога длиною в жизнь (Н.Малышев) Михаил Рыжов
Дорога длиною в жизнь (Н.Малышев) Эдуард Хиль
Дорогой отцов (Г.Горбовский) Виктор Кривонос
Дуй, ветерок (Н.Малышев) Аида Ведищева
Зачем снятся сны (Р.Рождественский) Эдита Пьеха
Звёздная баллада (Л.Лучкин) Эдуард Хиль
Как хочется жить на земле (Г.Горбовский) Эдуард Хиль
Когда плачут тюльпаны (Э.Кузнецов) Эдуард Хиль
Когда человек грустит (Л.Куклин) Эдуард Хиль
Колыбельная с четырьмя дождями (фрагмент) (Л.Лучкин) Нина Коста
Колыбельная с четырьмя дождями (Л.Лучкин) Галина Ненашева
Колыбельная с четырьмя дождями (Л.Лучкин) Людмила Сенчина
Колыбельная с четырьмя дождями (Л.Лучкин) Эдуард Хиль
Крымские зори (Г.Горбовский) Юрий Богатиков
Лабиринты (Б.Корнилов, Э.Кузнецов) Эдуард Хиль
Лунная баллада (Л.Лучкин) Виктор Вуячич
Лунная баллада (Л.Лучкин) Эдуард Хиль
Любовь (В.Уфлянд) Эдита Пьеха
Моя хорошая (Ю.Паркаев) Геннадий Бойко
Моя хорошая (Ю.Паркаев) Эдуард Хиль
Мужчинам (Л.Щепахина) Эдита Пьеха
Не браните молодых (Э.Кузнецов) Эдуард Хиль
Невский туман (С.Льясов) Лидия Клемент
Нежданная любовь (Г.Горбовский) Эдуард Хиль
Остаюсь ленинградцем (Ю.Паркаев) Николай Копылов
Остаюсь ленинградцем (Ю.Паркаев) Эдуард Хиль
Остановись (Г.Горбовский) Эдуард Хиль
Отзовись (Н.Малышев) Аида Ведищева
Отзовись (Н.Малышев) Белла Кереши
Отчий дом (Л.Лучкин) Ольга Вардашева
Память (Л.Лучкин) Виктор Вуячич
Песня беспризорника (Б.Окуджава) Саундрек из к/ф "Кортик"
Песня о добром человеке (Р.Амусина) Дмитрий Ромашков
Песня о добром человеке (Р.Амусина) Эдуард Хиль
Песня о дружбе (С.Пожлаков - Л.Куклин) Дмитрий Ромашков

О тусклых коричневых карликах совершенно неожиданным образом напомнил мне о давнем желании написать о композиторе Станиславе Пожлакове.

И вот я на весь вечер погрузилась в море добрых, удивительно красивых и каких-то очень тёплых мелодий, написанных этим талантливым, невероятно обаятельным человеком.

Моё детство и школьные годы прошли под аккомпанемент этих песен. А их автор был так хорош, так проникновенно-искренен...

Станислав Пожлаков родился 4 января 1937 года в Московской области, в городе Мытищи. В детстве переехал в Ленинград.
Учился Слава в школе №107, находящейся и поныне на Выборгской стороне (кстати там в разное время учились и другие "знаменитости"— академик Орбели, писатели братья Стругацкие, путешественник и ученый Юрий Сенкевич, который учился с Пожлаковым в одном классе, и в доме которого Станислав впервые начал учиться играть на фортепиано).
Станислав очень рано увлёкся музыкой, учился в музыкальной школе, играл на рояле, баяне и саксофоне, создал с друзьями оркестр, с которым выступал в своей школе, в техникумах, в клубах.
После школы Пожлаков почему-то поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, но очень быстро оттуда ушёл.
С 1958-го по 1965-й годы он работал руководителем оркестров Ленэстрады. И в 1960-е годы получили известность его первые композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".
В 70-е годы Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под управлением А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под управлением Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина. И в это же время Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты - он написал произведение «Гори, гори, моя звезда», музыкально-театральные фантазии «Сирано де Бержерак» и «Зойкина квартира» по Булгакову, детские мюзиклы. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе «Шаг навстречу» в 1975 году, «Пятерка за лето» в 1974 году, «Кортик» в 1973 году и «Боба и слон» в 1972 году.

То, что у Пожлакова не было высшего музыкального образования, было серьезным тормозом в "формальном признании". Композитор, на счету которого было уже много известных и популярных песен, не был членом Союза композиторов. Пожлаков писал песни в епривычном современном стиле, к чему в то время относились строго. К счастью на его пути появился человек, который тепло относился к молодым композиторам. Это был известный всей стране Василий Павлович Соловьев-Седой. Как рассказывал внук Соловьева- Седого, мэтр со вниманием отнесся к молодому композитору. Благодаря его участию, Станислав Пожлаков был принят в Союз композиторов.

Яркие, запоминающиеся и очень "хитовые" песни Пожлакова исполняли практически все ведущие этрадные певцы: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие. Но самым искренним и проникновенным было исполнение самого автора, который часто пел свои песни, даже не пел, а как будто разговаривал со слушателями. Он был очень открытым, общительным, удивительно обаятельным и веселым.

Рассказывает дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия:
Он посвятил мне песню «Топ-топ...»

Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того как в эфир запустили его песню «Мы - ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым.
Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись». Это была баснословная сумма! Все равно что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой.
А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира. Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники!
Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение.
А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку.

Единственная песня, которую я даю здесь не в авторском исполнении. :)

Из интервью второй жены Станислава Пожлакова, певицы Нины Молтянской в газете «Смена» от 28.09.03.

«Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в «Театр эстрады». Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков — Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: «Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься». И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу».
- Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать — он писал, хотелось ругаться — ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: «Наши дети — это наши песни.

Вместе со второй женой Ниной Молтянской

Ещё одна песня, которую я хочу дать вам послушать, написана не Пожлаковым, а его коллегой Александром Колкером на стихи Кима Рыжова для фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Это песня "Туман", и все мы знаем её именно в исполнении Станислава Пожлакова (он и пел в фильме).

И на десерт!
Специально для ogn_slon , зацепивщего меня своим постом о пожлаковской даче и тем самым косвенно виновного в создании этого поста, вот эта чудесная песенка Станислава Пожлакова на стихи Глеба Горбовского.

Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 1960-е и 1970-е годы можно назвать фантастической. Казалось, обласканный вниманием поклонников его творчества, он должен был «купаться в лучах славы». При этом, все, кто его знал, говорят о необычайной скромности Станислава Ивановича. Пожлаков гордился лишь тем, что свободен и независим.
В последние годы, основательно забытый, он вел замкнутый образ жизни, избегая встреч даже с исполнителями своих песен. Если и появлялся на сцене, то в сборных и ностальгических юбилейных концертах.
Иногда он бывал в Музее истории джаза Ленинграда — Санкт-Петербурга, который был задуман и открыт 7 октября 1997 г., благодаря легендарному Давиду Голощекину. Был в этом музее и портрет Пожлакова, напоминавший ему о днях его молодости.

31 октября 1997 года в Мюзик-холле состоялся гала-концерт из серии «Созидатели Санкт-Петербурга». Это был своеобразный творческий вечер композитора Станислава Пожлакова, художественного руководителя первого в городе джазового оркестра. В гости к маэстро пришли Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, солисты ансамбля «Дружба», его многочисленные друзья и поклонники.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 г. группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. В просьбе было отказано без объяснения причин.
25 сентября Станислава Пожлакова не стало (и в этот же день ушёл из жизни его школьный друг Юрий Сенкевич!).
26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Станислав Иванович Пожлаков родился 4 января 1937 года в Мытищах, Московсой области.Позже его семья переехала в Ленинград, где он пережил блокаду. Отныне вся его жизнь будет связана с этим городом.

Школьные годы Станислава Пожлакова прошли в школе №107, находящейся и поныне на Выборгской улице дом 3, Выборгского района города Ленинграда.

Из стен этой школы вышло много знаменитых людей - в том числе - академик Орбели, писатели братья Стругацкие, путешественник и ученый Юрий Сенкевич.Тележурналист Юрий Сенкевич и композитор Станислав Пожлаков были школьными друзьями.

Эта дружба многое дала и тому и другому. Будущий путешественник был «хорошистом», оценки будущего композитора - средние.
Внешне они были разными – крепко сбитый Сенкевич и стройный, кудрявый Пожлаков. Разнились они и по социальному происхождению: Юрий Сенкевич вырос в семье военнослужащего, полковника Советской Армии, мать Юрия была учительницей,
Станислав происходил из обычной, рабочей, семьи. Мама Славы работала медсестрой.

Но эта разница не мешала им стать задушевными друзьями. Их многое сближало. В том числе и любовь к музыке. В доме у Сенкевичей он впервые увидел фортепьяно. Там он и научился играть.

Музыкой Пожлаков увлекся рано. Друг детства Станислава Пожлакова Геннадий Гольдштейн вспоминал: «Слава параллельно учился в музыкальной школе, где мы и познакомились. Я шел по коридору и услышал, как кто-то наяривает на рояле буги-вуги. Это Слава упражнялся. Приходил я к нему домой - жил он с мамой в 11-метровой комнатке в коммуналке. Вместе ловили на приемнике Би-би-си, которое часто передавало джаз. И однажды мы решили создать оркестр. Слава на аккордеоне и на саксофоне играл. Выступили в школе, а потом пошли концерты в техникумах, в клубах. И Юра Сенкевич на них постоянно ходил - там же танцы были. А дома у Сенкевича мы отмечали Новый год. Юра в большой квартире жил, что тогда было редкостью… Юрий Сенкевич после школы поступил в Военно-медицинскую академию. А в 1973 году он, уже звезда экрана и прославленный путешественник, снова оказался за одной партой со Станиславом Пожлаковым. Это было на столетии 107-й школы».

Вот как вспоминает об этом времени Юрий Сенкевич в своей книге «Путешествие длиною в жизнь».
«Я дружил со многими ребятами, но самыми близкими моими друзьями были двое - Слава и Володя Федорович. Со Славой мы были соседями, жили рядом, поскольку его мама работала в академии - она была специалистом по физиотерапии. С Володей Федоровичем мы сидели за одной партой, предпочитая «Камчатку». Слава обычно сидел за соседней партой.
Под влиянием Славы Пожлакова у меня расширялось представление о самых разных жанрах музыки. Слава был необыкновенно одарен, ходил в музыкальную школу, прекрасно играл на аккордеоне. Потом стал играть на саксофоне - редком тогда у нас в стране инструменте, почему-то считавшемся атрибутом «западной буржуазной культуры». Он играл в небольших джазовых ансамблях, но это было уже после смерти Сталина, когда в нашей жизни начались некоторые изменения.
Слава Пожлаков очень любил ходить в Театр музыкальной комедии. Знал, чуть ли не всех его актеров, у него даже было расписание спектаклей на каждую неделю. Помню, как он отмечал: «Сегодня идет «Свадьба в Малиновке». Ее я видел. А завтра идет «Дьявольский наездник». Пойдешь со мной?»

… На вечерах в училище и в других ленинградских вузах иногда появлялся и Слава Пожлаков. Интересно, что в отличие от Володи Федоровича, который после школы, следуя своему призванию, сразу поступил в Архитектурный институт, Слава, необыкновенно одаренный музыкально, почему-то пошел учиться в Институт инженеров
железнодорожного транспорта. Конечно, это была не его стезя, и он очень быстро ушел оттуда.
В те годы он еще не писал музыку, а выступал в основном как исполнитель, но уже понемногу начал заниматься аранжировками. Он вращался в своей музыкальной среде, был в курсе последних веяний, у него были друзья, которые могли достать самые модные тогда записи «неофициальной» эстрадной музыки. Это были самодельные пластинки, и назывались они «ребрами», так как делались на рентгеновских снимках. Слава был раскованнее меня, и я старался не отставать от него.

Популярность к Станиславу Пожлакову по советским меркам пришла рано – в 1954 году, не закончив музыкальную школу, Слава организовал в Ленинграде один из первых и лучших «бендов». Рядом с ним играл Геннадий Гольдштейн – близкий друг детства.

Из воспоминаний друга детства Станислава Пожлакова Геннадия Гольдштейна:
Слава параллельно учился в музыкальной школе, где мы и познакомились. Я шел по коридору и услышал, как кто-то «наяривает» на рояле буги-вуги. Это Слава упражнялся. Приходил я к нему домой - жил он с мамой в 11-метровой комнатке в коммуналке. Вместе ловили на приемнике Би-би-си, которое часто передавало джаз. И однажды мы решили создать оркестр. Слава на аккордеоне и на саксофоне играл. Выступили в школе, а потом пошли концерты в техникумах, в клубах

Когда впервые в 1954 году по английской радиостанции, вещавшей Европу, под названием «Радио Люксембург» впервые прозвучал «Рок раунд азе клок», все, кто слушал эту станцию, были не просто удивлены, а буквально ошеломлены появлением, как его называли - «бугешника». Тогда еще никто ничего не знал о существовании рок-н-ролла как такового, поэтому всякая энергичная, быстрая и ритмичная музыка воспринималось однозначно как буги-вуги. Конечно, среди молодежи началось увлечение пришедшим с Запада рок-н-роллом. Не обошло это влияние и Станислава Пожлакова. Его оркестр успешно освоил это направление музыкального искусства.
Несомненно, это направление сразу получило запрет со стороны властей.
Но ведь уже давно, со времен Адама и Евы известно – «Запретный плод – сладок». Сразу получила распространение производство музыки на рентгеновских пленках.

Из воспоминаний дочери Станислава Пожлакова – Юлии:Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском.
Там родилась я. Жили бедно».Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того, как в эфир запустили его песню «Мы - ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым. Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись». Это была баснословная сумма! Все равно, что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой. А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц… В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира, «Волга». Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники! Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение. А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку».

В 60-70-х годах песни Станислава Пожлакова были очень популярны.
В эти годы Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля «Дружба» под управлением А.Броневицкого («Зачем снятся сны» - 1976, «Крымские зори», «Пора любви», 1977), «Лиры» («Белый снег» 1979), ВИА Эдиты Пьехи под упр. Г.Клеймица («Горько», «Любовь» - 1980). «Песню о нежности», написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина.
В эти же годы его можно было увидеть и в кадрах кинохроники и на экране телевизора поющим свои песни,
И конечно, по всему Советскому Союзу расходились огромные тиражи его песен. Каждая мама напевала своему малышу пожлаковскую «Топ-топ топает малыш», песню, которую и до сих пор с удовольствием поют.
В 70-е годы он часто выступал. Одетый в водолазку и пиджак, Станислав задорно пел «А мы ребята, а мы ребята 70-й широты» и казался очень открытым, общительным, удивительно обаятельным и веселым.

в 1970-е годы Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты – он написал произведение «Гори, гори, моя звезда». Пожлаков так же являлся автором музыкально-театральных фантазий «Сирано де Бержерак» и «Зойкина квартира» по Булгакову и детских мюзиклов. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе «Шаг навстречу» в 1975 году, «Пятерка за лето» в 1974 году, «Кортик» в 1973 году и «Боба и слон» в 1972 году.

Песни сыпались как из рога изобилия, буквально выливались на благодарного слушателя. Он был настоящим русским самородком, кто-то назвал его своего рода «музыкальным Есениным».
Этот период жизни был особенно насыщенным и плодотворным.
Его песни исполняли Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие. Нередко и сам автор исполнял свои песни.
О творчестве Пожлакова Центральное телевидение сняло документальный фильм «Лирическое настроение» (1975).

Как было сказано выше, у Пожлакова не было высшего музыкального образования. Надо ли говорить, что это было серьезным тормозом в его творчестве. Композитор, на счету которого было уже много известных и популярных песен, не был членом Союза композиторов. Пожлаков писал песни в современном стиле, к чему в то время относились строго. К счастью на его пути появился человек, который тепло относился к молодым композиторам. Это был известный всей стране Василий Павлович Соловьев-Седой. Как рассказывал внук Соловьева- Седого, мэтр со вниманием отнесся к молодому композитору.
Благодаря его участию, Станислав Пожлаков был принят в Союз композиторов.

Из интервью жены Станислава Пожлакова, певицы Нины Молтянской в газете «Смена» от 28.09.03 , с которой он прожил 12 лет
«Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в «Театр эстрады». Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков - Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: «Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься». И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу».
- Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать - он писал, хотелось ругаться - ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: «Наши дети - это наши песни.
В 1970-е годы он часто выступал в эфире. Одетый в водолазку и пиджак, сам задорно пел «А мы ребята, а мы ребята 70-й широты», и казался очень открытым, общительным, обаятельным и веселым человеком. Близкие знали - это не совсем так. В последние годы, забытый, он вел замкнутый образ жизни.
Казалось, что Станислав Пожлаков, обласканный вниманием поклонников его творчества, должен был «купаться в лучах славы».
Близкие ему люди знали - это не совсем так. В последние годы, основательно забытый, он вел замкнутый образ жизни, избегая встреч даже с исполнителями своих песен. Если и появлялся на сцене, то в сборных и ностальгических юбилейных концертах.
Иногда он бывал в Музее истории джаза Ленинграда - Санкт-Петербурга, который был задуман и открыт 7 октября 1997 г., благодаря легендарному Давиду Голощекину.
Там он мог видеть свой портрет, вспоминая при этом о днях своей молодости.
31 октября 1997 года в Мюзик-холле состоялся гала-концерт из серии «Созидатели Санкт-Петербурга». Это был своеобразный творческий вечер композитора Станислава Пожлакова, художественного руководителя первого в нашем городе джазового оркестра. В гости к маэстро пришли Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, солисты ансамбля «Дружба», его многочисленные друзья и поклонники.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 г. группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. В просьбе было отказано без объяснения причин. Школьные друзья как учились вместе, так вместе и ушли из жизни.
25 сентября умер Юрий Сенкевич. Вслед за ним не стало Станислава Пожлакова.
26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Музыкой Пожлаков увлекся рано. Друг детства Станислава Пожлакова Геннадий Гольдштейн вспоминал: "Слава параллельно учился в музыкальной школе, где мы и познакомились. Я шел по коридору и услышал, как кто-то наяривает на рояле буги-вуги. Это Слава упражнялся. Приходил я к нему домой - жил он с мамой в 11-метровой комнатке в коммуналке. Вместе ловили на приемнике Би-би-си, которое часто передавало джаз. И однажды мы решили создать оркестр. Слава на аккордеоне и на саксофоне играл. Выступили в школе, а потом пошли концерты в техникумах, в клубах. И Юра Сенкевич на них постоянно ходил - там же танцы были. А дома у Сенкевича мы отмечали Новый год. Юра в большой квартире жил, что тогда было редкостью... Юрий Сенкевич после школы поступил в Военно-медицинскую академию. А в 1973 году он, уже звезда экрана и прославленный путешественник, снова оказался за одной партой со Станиславом Пожлаковым. Это было на столетии 107-й школы".

С 1958-го по 1965-й годы Пожлаков работал руководителем оркестров Ленэстрады. В 1960-е годы получили известность его первые композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".

Пожлаков написал музыку к спектаклям Ленинградского мюзик-холла "Нет тебя прекрасней" в 1967 году и "От сердца к сердцу" в 1975 году. Он написал много песен на стихи Л.Лучкина ("Солнечная баллада", "Ребята с 70-й широты" и другие произведения) и Кима Рыжова ("Небо России").

Your browser does not support the video/audio tag.

Дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия рассказывала: "Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того, как в эфир запустили его песню "Мы - ребята семидесятой широты", он проснулся знаменитым. Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: "Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар". Папа взглянул на сумму и отшатнулся: "Наверное, вы ошиблись". Это была баснословная сумма! Все равно, что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой. А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира, "Волга". Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники! Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: "Нет тебя прекрасней", "Носики-курносики". Она дарила ему вдохновение. А песню "Топ, топ, топает малыш" папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку".

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1960-х годах Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под управлением А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под управлением Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина.

в 1970-е годы Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты – он написал произведение "Гори, гори, моя звезда". Пожлаков так же являлся автором музыкально-театральных фантазий "Сирано де Бержерак" и "Зойкина квартира" по Булгакову и детских мюзиклов. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе "Шаг навстречу" в 1975 году, "Пятерка за лето" в 1974 году, "Кортик" в 1973 году и "Боба и слон" в 1972 году.

О творчестве Пожлакова был снят в 1975 году документальный фильм "Лирическое настроение". Его песни исполняли Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие исполнители. Нередко Пожлаков сам исполнял свои песни.

Your browser does not support the video/audio tag.

В интервью вторая жена Станислава Пожлакова, певица Нина Молтянская, рассказывала: "Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в "Театр эстрады". Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков - Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: "Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься". И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу. Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать - он писал, хотелось ругаться - ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: "Наши дети - это наши песни".

Your browser does not support the video/audio tag.

Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 1960-е и 1970-е годы можно назвать фантастической. При этом все, кто его знал, говорили о скромности Станислава Ивановича. Сам Пожлаков гордился тем, что был свободен и независим в творчестве.

В 1970-е годы он часто выступал в эфире. Одетый в водолазку и пиджак, сам задорно пел "А мы ребята, а мы ребята 70-й широты", и казался очень открытым, общительным, обаятельным и веселым человеком. Близкие знали - это не совсем так. В последние годы, забытый, он вел замкнутый образ жизни.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.kp.ru
Материалы сайта www.pozlakov.narod.ru
Материалы сайта www.popsa.info

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

(2003-09-26 ) (66 лет)

Станисла́в Ива́нович Пожлако́в (4 января , Мытищи - 26 сентября , Санкт-Петербург) - джазовый музыкант, композитор и исполнитель. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга , Заслуженный деятель искусств России .

Биография

В средней школе учился в одном классе с Юрием Сенкевичем . Параллельно обучался в музыкальной школе, затем - самостоятельно.
В 1958-1965 гг. руководил оркестрами Ленэстрады. Один из пионеров джаза в Ленинграде.

Творчество

О творчестве композитора на Центральном телевидении был снят документальный фильм «Лирическое настроение» (1975). Его песни были необыкновенно популярны, их включали в свой репертуар ведущие певцы советской эстрады: Эдита Пьеха , Эдуард Хиль , Людмила Сенчина , Муслим Магомаев , Майя Кристалинская , Аида Ведищева , Галина Ненашева , Мария Пахоменко , Тамара Миансарова , Лариса Мондрус и многие другие. Нередко их исполнял и сам автор - в искренней, трогательной манере («Остаюсь ленинградцем» и мн. др.).
Песни «Ребята с 70-й широты», «Топ-топ», «Колыбельная с четырьмя дождями», «Песня о добром человеке», «Песня о нежности», «Человек из дома вышел» стали классикой советской эстрады 1960-х-1970-х гг.

Примечательно, что к наследию С. И. Пожлакова обращался легендарный рок-музыкант Егор Летов . Им были подготовлены две кавер-версии произведений Пожлакова («Песня красноармейца», альбом «Звездопад » (2002) группы «Гражданская оборона », а также «Зачем снятся сны» - бонус-трек к одноименному альбому 2007 г.). Летов называл Пожлакова одним из крупнейших мелодистов второй половины ХХ века.
В свою очередь, в беседе с журналистом Сергеем Сверчковым Станислав Пожлаков очень позитивно отозвался о летовской версии «Песни красноармейца». Это было последнее интервью выдающегося композитора - оно вышло в эфир Радио «Петербург» в начале сентября 2003 года.

Последние годы жизни

В последние годы жизни композитор тяжело болел (практически не мог самостоятельно передвигаться) и сильно нуждался, но при этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 года группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. Высказывалась также идея организовать в честь 50-летия начала творческой деятельности Пожлакова благотворительный вечер для сбора средств на лечение композитора. В просьбе было отказано без объяснения причин.

19 сентября 2003 года С. Пожлаков сообщил, что закончил работу над песней «Ночь окутала город родной» на собственные стихи. Песню мастер хотел предложить для исполнения Детскому хору Петербургского телевидения и радио. Впоследствии ноты и стихи найдены не были.

Смерть

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было обнаружено соседями, зашедшими в его квартиру на ул. Фрунзе , дверь в которую была открыта несколько дней. По мнению народного артиста России Эдуарда Хиля (близкого друга Пожлакова) смерть Станислава Ивановича могла носить насильственный характер. Обстоятельства гибели композитора так и остались невыясненными.

Сочинения

  • Музыка к нескольким кинофильмам, в том числе: 1969 - Сотвори бой 1969 - Эти невинные забавы (режиссёр - Август (Аугустас) Балтрушайтис) 1972 - Идущие за горизонт 1972 - Боба и слон (режиссёр - Август (Аугустас) Балтрушайтис) 1973 - Кортик 1973-1974 - Бронзовая птица 1974 - Пятёрка за лето 1975 - Шаг навстречу 1975 - Лесные качели 1976 - Всего одна ночь (режиссёр - Иосиф Шульман) 1976 - Дикий Гаврила (режиссёр - Леонид Макарычев) 1982 - Вот опять окно… (режиссёр - Лев Цуцульковский) 1991 - Свеча (режиссёр - Анатолий Кудрявцев)
  • Музыка для двух программ мюзик-холла : 1967 - «Нет тебя прекрасней» 1975 - «От сердца к сердцу»
  • Музыка к мюзиклу «Сирано де Бержерак»
  • Оперетта «Гори, гори, моя звезда»

Напишите отзыв о статье "Пожлаков, Станислав Иванович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пожлаков, Станислав Иванович

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.