Изменение имени существительного по числам: примеры. Как изменяются слова в русском языке? (для старшеклассников и тех, кто хочет в этом разобраться)

Существительные, прилагательные, числительные, местоимения и глаголы - изменяемые части речи. А как они изменяются? Одинаково или по-разному?
Чтобы было понятнее, обратимся к аналогии.
Посмотрите из окна на улицу. Люди идут, машины едут. Люди для передвижения используют ноги, а у машин ног нет, но зато есть колеса - кати себе на здоровье!
Так и слова. Чтобы выполнить необходимую работу, они действуют по-разному. Нужно выступить в другой форме, они изменяются, но по-разному: одни спрягаются, а другие склоняются .


Какие слова спрягаются? И что такое спряжение?

Спрягаются русские глаголы. Спряжение - это изменение слов по числам и лицам.

Я люблю тебя. Ты любишь меня. Он любит ее. Она любит его. Мы любим вас. Вы любите их. Они любят всех. А оно? Оно никого не любит, потому что оно - неодушевленное.


Люблю , любишь , любит , любим , любите , любят - это и есть спряжение. Глаголы спрягаются в форме настоящего времени. Люблю - значит сейчас или вообще, т.е. всегда. При этом у одних глаголов окончания: ешь , ет , ем , ете , ут /ют , а у других: ишь , ит , им , ите , ат /ят . Поэтому различают два вида спряжения: 1-е и 2-е. А несколько глаголов, у которых набор форм полностью не совпадает ни с одним из двух спряжений, называют разноспрягаемыми. Как и в жизни, в грамматике не все ведут себя по правилам.

Но это не всё.

Бывает в жизни: любил-любил манную кашу, а потом вдруг взял и разлюбил . То есть не всякие действия происходят сейчас, многие происходили раньше, а сейчас они уже в прошлом. Значит, и глаголы, их обозначающие, употребляются в прошедшем времени.

Внимание:

В прошедшем времени - никаких лиц!

Я любил , ты любил , он любил
Я любила , ты любила , она любила

Не зависит форма от лица. А от чего зависит? От рода! Смотрите: он любил , а она не любила

Вот они, разные окончания: у формы мужского рода - нулевое , у формы женского рода - а , у среднего - сами догадались? Правильно, o . А во множественном числе - и .

Значит, в прошедшем времени у глаголов различаются формы числа и в единственном числе - рода. А значит, это большая глупость, когда ребята, не зная, как изменяются глаголы, пытаются определить род в настоящем времени, а лицо в прошедшем. В грамматике-то всё как раз наоборот!

Со спряжением в общих чертах разобрались.

А что со склонением? И какие части речи склоняются?

Склоняются имена:

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное

Местоимения употребляются вместо имен, поэтому они тоже склоняются.
А причастия по форме похожи на прилагательные, значит, и причастия склоняются.

А что значит слово «склоняться»? Склоняться - это изменяться по числам и падежам.

А род? Что с родом?

Род у существительных - это обязательный неизменяемый признак, потому что существительные не изменяются по родам, например, слово комната - женского рода, пол - мужского, а окно - среднего.

Как бы мы эти слова ни изменяли, в какие бы формы ни ставили, род их не изменится. Это необходимо учитывать, когда делаешь морфологический разбор.

Род у прилагательных - это изменяемый признак: прилагательные изменяются по родам с легкостью, к примеру:

Чистая комната, чистый пол, чистое окно.

Род прилагательного зависит от рода существительного, к которому оно относится. И другие формы прилагательного: число и падеж тоже зависят от формы существительного. Прилагательное как бы прилагается к существительному, подстраивается под него, принимает его формы. И очень похоже ведут себя причастия. Они тоже прекрасно изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам.


А как изменяются местоимения и числительные?

Все очень просто. Одни слова этих частей речи больше похожи на существительные, а другие - на прилагательные. И изменяются они, за редким исключением, соответственно: одни по образцу существительных, т.е. по числам и падежам или только по падежам, а другие - по образцу прилагательных: по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Но эта закономерность относится, как это всегда бывает, не ко всем словам, а к подавляющему их большинству. Исключения бывают всегда. Встретив их, будьте внимательны.

Значит, эталон склонения - изменение существительных.
Для примера обратимся к словам девочка и мальчик .

У существительного девочка есть формы
в единственном числе: девочка , девочки , девочке , девочку , девочкой , о девочке ,
во множественном числе: девочки , девочек , девочкам , девочек , девочками , о девочках .

Слово девочка - 1-го склонения. Если мы возьмем пример другого склонения, то формы будут те же, но набор окончаний другим.

Мальчик - слово 2-го склонения.
В единственном числе оно изменяется так: мальчик , мальчика , мальчику , мальчика , мальчиком , о мальчике ,
во множественном так: мальчики , мальчиков , мальчикам , мальчиков , мальчиками , о мальчиках .

Есть и третий набор окончаний, например, у слова ночь :
ночь , ночи , ночи , ночь , ночью , о ночи - в единственном числе и:
ночи , ночей , ночам , ночи , ночами , о ночах - во множественном.

Такой набор окончаний у слов 3-го склонения.

Почему учитывается весь набор окончаний, а не одно или два? Потому что в языке есть такое явление: омонимия. Многие ребята знают об этом явлении, потому что уже изучали его в разделе Лексика .

Грамматические формы тоже могут быть омонимичными: произноситься и писаться сходно. Если вы были внимательны, вы обратили внимание на этот факт при изменении слов: девочка, мальчик и ночь. Вот почему некоторые окончания существительных в разных падежах совпадают. Поэтому склонением называется весь ряд изменений слова со всеми окончаниями. Большинство слов русского языка изменяется так, что образуется три набора окончаний. Это и есть три склонения.

Но есть существительные, окончания которых отличаются от наборов окончаний трёх склонений. Формы те же самые, а окончания другие. Это слова женского рода на -ия , например, армия (имеет окончание - и в род. пад., в дат. пад. и в предл. пад.) , слова мужского рода на -ий, например, санаторий (имеет окончание - и в предл. пад.) и слова среднего рода на - ие , например, здание (имеет окончание -и в предл. пад.).

Также особую группу составляют существительные среднего рода на -мя:
имя , время , пламя , бремя , знамя , племя , стремя , семя , вымя , темя .
Все эти существительные древние. В род. пад., дат. пад. и предл. пад. они имеют окончание -и , а также во всех косвенных падежах, кроме формы вин. пад. ед.числа, форма которого совпадает с формой им. пад., - суффикс -ен : имя , имени , имени , имя , именем , (об) имени - в ед.числе и: имена , имен , именам , имена , именами , (об) именах - во мн. числе.

Несмотря на эти особенные слова, система получается стройная. Множество существительных относятся к трем склонениям и имеют один и тот же набор окончаний, свойственных данному склонению. И только малое количество слов имеют особые окончания, другими словами, они тоже склоняются, имеют набор форм, как и у всех других существительных, но набор окончаний у них свой, особый.

А есть ли существительные, которые не изменяются? Есть. Это некоторые слова-иностранцы, например, метро , пальто , такси , шимпанзе , Токио и другие. Хотя такие слова и используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не совсем по-русски: не изменяются. И называются они соответствующе: несклоняемые.
А бывают несклоняемые прилагательные? Тоже бывают, например, беж , меланж , хаки , мини , макси , клеш и другие. У несклоняемых существительных и прилагательных окончаний нет.

С точки зрения работы всей системы языка эти слова, скорее, не правило, а исключение.

Зачем нужно знать, что слова изменяются по-разному?

Без этого знания ваша картина мира без картины языка будет неполной, и это обязательно обернётся в будущем какой-нибудь неприятностью. Так всегда бывает, если ты не знаешь чего-то важного.

Посмотри, мама стирает бельё. Мама не загружает в стиральную машину всё подряд: цветные вещи могут полинять и испортить белые. Потому что у цветных и белых вещей разные свойства. И знать это нужно. Весь мир вокруг нас - это разнообразие признаков, свойств, функций. И понимать различия между предметами, явлениями, лицами, признаками, действиями, состояниями, количествами - в конечном счёте значит понимать мир.

Вконтакте

Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


колебаниепо одушевленности

объект не может быть одновременно живым и неживым:
живое, но неодушевленное

1) совокупности живых существ:

(вижу) армии, толпы, народы ;

2) растения, грибы:

(собирать) лисички ;

неживое, но одушевленное

1) игрушки в виде человека:

(вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;

2) фигуры некоторых игр:

(разыграть) королей, ферзей ;

3) умершие:

(вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);

4) вымышленные существа:

(вижу) русалок, леших, домовых.

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

твой невежа пришел,

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).

Падеж как морфологический признак существительных

Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

И. п . это кто? что?

Р. п. нет кого? чего?

Д. п . рад кому? чему?

В. п . вижу кого? что?

Т. п . горжусь кем? чем?

П. п. думаю о ком? чём?

Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.

Склонение существительных

Изменение существительных по падежам называется склонением.

К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

Падеж Единственное число
Твердый вариант
Мягкий вариант
На - ия
Им.п. Стран- а Земл Армиj
Р.п. Стран- ы
Земл Армиj
Д.п. Стран- е Земл
Армиj
В.п. Стран- у Земл Армиj
Т.п. Стран-ой (-ою )
Земл-ёй (-ёю ) Армиj-ей (-ею )
П.п. Стран Земл Армиj

Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .

Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора существительного

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

I. Дамы - существительное;

начальная форма - дама .

II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: мн. число, И. п.

III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

I. (к) Лужину - существительное;

начальная форма - Лужин ;

II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

III.
Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

I. Ладонью - существительное;

начальная форма - ладонь ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

III.
Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

I. Пыль - существительное;

начальная форма - пыль ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

I. Пальто - существительное;

начальная форма - пальто ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

Урок русского языка на тему: "Имя существительное"в 6 кл Разработку урока подготовила: учитель Абкаева П.М. Тема: Имя существительное. Цели: учебно-познавательные: 1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; 2. формирование языкового и речевой компетенций; 3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; интеллектуально-развивающие: 1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда; 3. развивать творческий подход; воспитывающая: 1. формировать у учащихся коммуникативные умения; 2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование:    толковые словари тесты, карточки конспект по теме «Имя существительное» Ход урока. I.Орг.момент. Урок русского языка. II.Игра. Прочитайте предложение. [йа оч’ин’ л’убл’у сило Канасираг1и - Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному селу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край». Задание. - Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания. III. Орфографическая пятиминутка. Зима принесла в наше село много слов. - Прочитайте эти слова. С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель. - Что вы заметили? (два одинаковых слова) - Так ли это? - Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари) Задание. 1гр. – определяет лексическое значение слова: иней 2гр. – изморозь 3гр. – изморось - Назовите слова – синонимы! (иней – изморозь) - Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы. Проверка – ключ (и,е,е,е,з,е,с,д,е)     В каком слове допустили ошибки? Какие орфограммы мы вспомнили? Какое слово лишнее? Почему? (блестит) Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да) IV. Тема: Имя существительное. Целеполагание: 1.Повторить всё, что мы знаем об имени существительном. - Я добавляю ещё одну цель: 2.Составить открытый конспект по данной теме. - Работать будем в паре, в группе. Представление: 1гр. Смекалистые 2гр. Сообразительные 3гр. Догадливые - Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? - Что это? (устойчивое сочетание слов) 1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах) 2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать) 3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо) «Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино. - Чтобы бы вы ответили ему? (Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной) - Давайте докажем Буратино важность имени существительного. «Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам». V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся) Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы) Схема на доске. - Задание. Подчеркнуть. 1гр. – явления природы 2гр. – признак, как предмет 3гр. – действие, как предмет. - Проверка. VI. Какими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными) - Что относим к постоянным признакам? (ответы) - Мы это знаем? - Давайте докажем! «Снежная атака» Вопросы: - Почему в определении существительного указываются два вопроса: кто? что? (одуш. и неодуш.) - Какие имена существительные называются одушевленными? (ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…) - Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся) - Физминутка! (если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели) Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь. - Молодцы! - Какие существительные называются собственными? (ответы) - Изменяются ли имена существительные по родам? (не - Сколько родов в русском языке? - Как определить род у имени существительного? - Что вы знаете о типах склонения? - Как определить склонение? -Работа в паре! Маршрутный лист. Задание №2. - Соедини линиями правильные ответы. Работаем в группе! (если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами) Задания: 1гр. – Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное. Исправь ошибки: Ждал этот Край человека, И Люди пришли наконец, Посеять в долине умптэка Искры своих сердец. (И. Марченко) 2гр. Род. - На сколько групп вы бы разделили имена существительные? Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние. 3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души» Вопрос: - На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-синонимы. И пусть они чаще звучат в нашем селе. Определите склонение! Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь. - Проверка! Защита! Вопрос! Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы? (Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера) VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж) - Как изменяются имена существительные? (по числам) -Найди лишнее: Ельник, мерзлота,Канасираги, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.) Маршрутный лист. Задание №1. - Что мы называем склонением? Вопрос – ловушка? - Просклоняй имена существительные. Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е) - Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу) - Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.) - Как различить В.п. и Р.п.? смотрю на оленя враги оленя Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? 2группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3группа. Маршрутный лист. Задание №7.          Взаимопроверка. (консультанты) Физминутка (музыка) Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные) Подберите синоним к слову родник. Родник – ключ, источник. Ключ! Какое это слово? (многозначное) (ответы: ключ - дверной, музыкальный) Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр) Вспомним слова – ключи! 1скл. – земля, вода 2скл. – конь, вода 3скл. – степь, печь - Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ) Задания! Маршрутный лист. 1группа – задание №5. 2группа – задание №6. 3группа – Исследование. Вывести правило! Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц? «ё» или «о» Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й. Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е) Проверка заданий. 1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения – е.(дети выводят алгоритм) - Что ещё мы должны знать об имени существительном? (синтаксическую роль имени существительного в предложении) - Ответы. Творческая работа. 1группа: Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4) 2группа: Составить предложение. Исправить ошибки. Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3) 3группа: Мини – сочинение на тему «Забота о птицах» 1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.) 2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.) 3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.) 4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.) (С первым снегом на прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.) - Каких существительных больше в вашем сочинении? (существительных во множественном числе) - Это поиск следующего урока. Подведение итогов. - Работа в группах. - Составить открытый конспект по теме «Имя существительное». (проверяет консультант из 3 группы) Конспект. Имя существительное. 1.... - это часть речи, которая отвечает на вопросы..., обозначает... 2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ...и.... 3. К постоянным признакам относим: 5. К непостоянным признакам относим: ..., 6. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить... 7. Окончание -е пишется у существительных:.. 8. Окончание -и пишется у существительных... 9. В предложении имя существительное может быть... -Проверка! -Рефлексия. -На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе». -Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным) Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия». - Домашнее задание. (на выбор) 1-3 балла 2-4 балла 3-5 баллов - Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить. Домашнее задание по теме «Имя существительное». Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить. Задание №1. Расставить знаки препинания. Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере. Задание №2. Составить предложение. Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в. Задание №3. Сочинение. Зимнее утро. 1предложение – морозы (И.п.) 2предложение – берёза (П.п.) 3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.) 4предложение – прилёт (Д.п.) На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений. Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности. 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Шесть падежей

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.

Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.

Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.

Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.

Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.

Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.

В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Употребление предлогов

В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .

В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.