Что такое главные и второстепенные части предложения. Что такое второстепенные члены предложения? Определение, примеры

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные - подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные - определение, обстоятельство, дополнение.

Главные члены предложения

Подлежащее в тексте обычно выражается существительным, а сказуемое - глаголом. Оба эти члена выделяются прямыми линиями . Чтобы наглядно показать, как подчеркивается подлежащее и как подчеркивается сказуемое, приведем пример:

Пират охотился за сокровищами.

В этом простом предложении в качестве главного субъекта выступает слово «пират», которое мы подчеркиваем одной горизонтальной чертой.

Действием, которое совершает субъект, является слово «охотился» и выделяется двумя горизонтальными линиями, находящимися параллельно.

  • причастием;
  • наречием;
  • местоимением;
  • именным существительным.

В таких случаях нужно помнить, что главные члены выражают субъект действия и само действие .

Типы предложений

  1. В русском языке встречаются 2 типа предложений:
  • простые - двусоставные и односоставные;
  • сложные - с несколькими главными членами.

В односоставном варианте может присутствовать либо подлежащее, либо сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Среди неглавных частей предложения в тексте представлены:

  • Определение - выделяется волнистой линией. Уточняется вопросами: чья? чей? какая? который?.

В тексте выражается:

  • прилагательным;
  • инфинитивом;
  • наречием;
  • существительным в не Именительном падеже.

Для наглядности приведем примеры, показывающие, как подчеркивается определение, выраженное разными частями речи.

Прилагательным:

Яркое утро.

где слово «яркое» - признаком субъекта «утро».

Инфинитивом:

Черта характера подчинять была у каждого правителя.

где слово «подчинять» - признак предмета «черта».

Наречием:

Дочь сидела тихо в комнате.

где слово «тихо», описывает сказуемое «сидела».

Существительным:

Дом с мезонином был последним пристанищем Чехова .

где слово «с мезонином» - определение субъекта «дом».

В тексте выражается:

  • косвенным существительным;
  • наречием;
  • деепричастным оборотом.

В качестве примеров приведем фразы, где покажем, как подчеркивается обстоятельство, представленное вышеуказанными частями речи.

Косвенным существительным:

Он был на севере важным человеком.

где слова «на севере» обозначают обстоятельство.

Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.

Наречием:

Машина ушла влево, чтобы не перевернуться.

где слово «влево» является обстоятельством.

Деепричастным оборотом:

Ожидая праздника , она пригласила всех своих родственников.

где словосочетание «ожидая праздника» - обстоятельство.

  • Дополнение - выделяется на письме штрихпунктирной линией. Определяется вопросами косвенных падежей: Т., П. Д. Вн., Р.

Подразделяется на 2 типа:

  • прямое - субъект действует прямо, например, воплощать мечту; съел кашу; заворачивать подарок.
  • косвенное - субъект действует через кого-то или что-то, например, приказал подать чай; покоритель душ; параллельно дому.

В тексте выражается:

  • существительным;
  • местоимением.

В качестве примеров приведем предложения, показывающие, как подчеркивается дополнение, выраженное ранее указанными частями речи.

Существительным:

Все украшают дом гирляндами на Рождество.

где слово «гирляндами» обозначает дополнение.

Местоимением:

Принцесса знала его как никто другой.

где слово «его» - дополнение.

Важно! В связи с тем, что некоторые части речи могут обозначать разные члены предложения, необходимо задавать вопросы-маркеры.

Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является.

Подводя итог, отметим, что приведенные примеры не только наглядно демонстрируют, как подчеркивается прилагательное и другие члены предложения, но и являются материалом для составления таблицы, которая в будущем может стать «костылем» для памяти.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Формировать представления о второстепенных членах предложения.
  • Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
  • Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
  • Совершенствовать орфографические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Проверка правильной посадки.

Настроимся на хорошую работу.

Приветствую тебя, новый день! Мы так рад, что ты наступил! Это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах. Мы здоровы и полоны сил. Всё, что мы наметили на сегодня, обязательно сбудется. Мы начинаем день с ощущением счастья и уверенности. Мы твёрдо знаем, за что бы я ни взялись, у нас всё получится замечательно.

II. Чистописание.

Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”

Назовите орфограммы.

Минутка чистописания:

Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)

Пропишите буквосочетания.

ов во ав ва ив ви ев ве яв вя ув ву ёв вё

III. Словарная работа.

Расшифруйте слово.

Что такое ветер?

Узнаем лексическое значение слова “ветер”.

Вемтер - движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветримща: средний, слабый, тихий ветер или ветеромк, ветеромчек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.

Виды ветров:

  • Муссон - периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом - с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
  • Пассаты - постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
  • Местные ветры:
    • Бриз - тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором - морским.
    • Бора - холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
    • Фён - сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.

Подберите имена прилагательные к слову ветер.

Поставьте ударение в слове.

Какую букву надо запомнить? Почему?

Как называются слова написание надо запомнить?

Проверьте безударную гласную.

Запишите слово ветер . Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.

Подберите однокоренные слова.

Вемтер, ветеромк, ветеромчек, вемтреная (погода), вемтряная (мельница).

Разберите слова по составу.

Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

IV. Проблемная ситуация.

  • Весна.
  • Дует лёгкий ветер.
  • Лёгкий.
  • Тают снега.

Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?

Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу .)

На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения )

Найдите подлежащее и сказуемое.

Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.

Доказательство:

1 – только из одного главного.

2 – состоит из главных и второстепенных членов

3 – только из второстепенных членов.

4 – состоит только из главных.

Что знаете о подлежащем?

Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”

Что такое сказуемое?

Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”

Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

Нужны ли второстепенные члены предложения?

Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”

Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

VI. Открытие нового.

Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Дует лёгкий ветер.

Обозначьте орфограммы.

Найдите в предложении главные члены предложения

Слово “лёгкий”

Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”

Грачи вьют гнёзда.

Обозначьте орфограммы.

Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Светит ласково солнце.

Обозначьте орфограммы.

Найдите в предложении главные члены предложения.

Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.

По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.

Обозначьте орфограммы.

Разобрать по членам предложения и частям речи.

Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

V. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?

Подберите к слову весна имена прилагательные.

Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

Составьте предложения о весне.

Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)

Прочитайте cинквейн “Весна”.

VIII. Итог урока.

Подведём итоги урока. Какая тема урока?

Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)

Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

IX. Домашнее задание.

  • Учебник О. В. Пронина, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 3 класс с.133 упр.415

Литература.

1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”

В любом предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Если предложение нераспространенное, то оно состоит только из них, а если распространенное, то к грамматической основе добавляются второстепенные члены предложения. Эта тема, которая изучается в 5 классе, очень важна для формирования грамотной устной и письменной речи и понимания структуры языка.

Что такое второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос – иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других членов предложения. Поможет разобраться в сути вопроса таблица второстепенных членов предложения.

Название второстепенного члена

Функция второстепенного члена

Вопросы, которые к нему задаются

Чем он выражается

Дополнение

Обозначает предмет

Все вопросы косвенных падежей

В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже

Определение

Обозначает признак этого предмета

Какой? Чей? – в разных падежах и лицах

Прилагательными

Обстоятельство

Обозначает время, место или способ действия

Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему?

Наречиями, а также существительными в косвенном падеже

С существительными или местоимениями в косвенном падеже часто возникает путаница – их автоматически причисляют к дополнениям, однако они могут быть и обстоятельствами. Поэтому очень важно правильно задать вопрос к такому члену предложения.

Второстепенные члены предложения при разборе

Делая синтаксический разбор предложения, важно не только выделить его грамматическую основу, но и найти правильно выделить все остальные члены, если они есть. Для этого к выбранному значимому слову нужно задать вопрос, начинают обычно с подлежащего и сказуемого, потом переходят к второстепенным членам предложения. Таким образом предложение условно делится на отдельные части – словосочетания.

Например, определение может распространять не только подлежащее, но и дополнение, сравните: Красивое лицо обрамляли пышные волосы. В этом предложении определение пышные распространяет подлежащее волосы, а определение красивое – дополнение лицо.

Подчеркиваются они следующим образом: дополнение – пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – чередованием пунктира и точек.

Даже если по смыслу предлог входит во второстепенный член предложения, при разборе его не подчеркивают, как и другие служебные части речи, не имеющие собственного значения.

Что мы узнали?

Кроме главных членов в предложении есть и те, которые их распространяют, то есть второстепенные. Всего в русском языке их три – это определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются как от подлежащего или сказуемого, так и от других значимых слов в предложении. При разборе они подчеркиваются разными типами линий для наглядности.

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее - одно слово : 1) слова разных частей речи в предметном значении:- существительное в И. п.:Идет дождь . - местоимение-существиельное в И. п.:Я люблю осень .- прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:Бородатый оглянулся .- причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:Сидящий поднял голову .- наречие:Твои завтра мне надоели .

Междометие:По лесу разносилось «ау» . 2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:Десять не делится на три без остатка .3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться - дело нужное . 4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нем выносится суждение как о языковой единице: Иди - форма повелительного наклонения глагола; Не - отрицательная частица . Подлежащее - словосочетание : 1. Подлежащее - фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание: 1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе: Брат с сестрой вернулись порознь - ср.: Мать с ребенком ходила к врачу . 2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.: Прошло три года . Куча вещей скопилась в углу. . 3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно. 4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:Любой из них мог это сделать. 5) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного сказуемого - см. далее):Быть грамотным престижно.

2. Подлежащее - фразеологизм :У него золотые руки.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности. В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение. Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.Примечание:В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

определение (и приложение как разновидность определения),дополнение,обстоятельство.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?Виды определений:

согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.

несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;

прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);

приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река). - раздельно, если приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);

приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);

в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);

первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.Виды дополнений: прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;

косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

обстоятельство времени,обстоятельство места; обстоятельство меры и степени, обстоятельство образа действия; обстоятельство причины; обстоятельство цели; обстоятельство условия; обстоятельство уступки.

Второстепенные члены предложения - это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения. Термин «второстепенные члены предложения » не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов более высокого «ранга»). Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.

Традиционно второстепенные члены делятся на дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню облило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

Определение

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определения всегда зависят от слов с предметным значением (то есть от существительных или его эквивалентов).

Определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом согласованием.

Согласованное определение может быть выражено:

1) именем прилагательным: Старыйинвалид, сидя на столе, нашивал синююзаплату на локоть зелёногомундира (А. Пушкин);

2) порядковым числительным: Второйурок по словесности был в пятомклассе (А. Чехов);

3) местоимением: Под мышкой он нёс какой-тоузел (М. Лермонтов);

4) причастием: Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи (А. Чехов);

5) количественным числительным в косвенных падежах: Говорили о пятиновых книгах.

Несогласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом управлением или примыканием.

Несогласованное определение может быть выражено:

1) именем существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов);

2) притяжательными местоимениями (неизменяемыми): Я согласился на егопредложение и, не дойдя ещё до Льгова, уже успел узнать егоисторию (И. Тургенев);

3) простой формой сравнительной степени имени прилагательного: Он был связан дружбой с девушкой старше его... (К. Федин);

4) наречием: После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А. Чехов);

5) инфинитивом: ...Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм (А. Пушкин);

6) цельными словосочетаниями: По площади сновали красноармейцы караульной роты (М. Шолохов); ...Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста... (А. Пушкин).

Приложение

Приложение - это особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд».

Форма именительного падежа употребляется почти исключительно в случаях, когда приложением является имя собственное (как правило, не личное): озеро Байкал, на озере Байкал и т. д.

В отдельных случаях приложение в именительном падеже присоединяется к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени (по кличке, по фамилии, по прозвищу): собака по кличке Дружок, человек по фамилии..., по имени..., по прозвищу.

Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества. Это проявляется в том, что определяемое слово и приложение дают разные обозначения одного предмета, так как признак предмета приложения выражают путём дополнительного (повторного) наименования того же предмета.

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Ср.: кот Васька (Васька - приложение ) и кот Васьки (Васьки - несогласованное определение); сестра-учительница и сестра учительницы.

Признаки, выражаемые приложением , очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (т.е. указывать, к какому роду предметов относится данный предмет: девочка-школьница, осетин-извозчик) и т. п.

Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.

Например: Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? (И. Тургенев); Девушка-француженка, привезённая из-за границы, вошла предложить ей одеваться (И. Тургенев); Коня взял себе мельник Панкрат (К. Паустовский); Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат... (В. Астафьев); Вьётся улица-змея (В. Маяковский).

В отличие от сочетаний с другими видами определений в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стёрты, затушёваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением ; оба существительных в сочетаниях с приложением часто воспринимаются как относительно равноправные, например друзья-студенты.

Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр и под.

Не являются приложениями : 1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа; 2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль; 3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.

Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:

1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола {работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея, блещут небеса (А. Пушкин).

2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки... были злы до неистовства... (М. Лермонтов); Старушка оченьполюбила совет разумный и благой... (А. Пушкин).

Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак:

поздний

поздно очень, слишком, немного

опоздал

3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).

4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь... (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).

5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
...Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).

6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры... (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).

7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком... (М. Горький); Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования (М. Шолохов).

В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.

8.Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский). Обстоятельства могут быть выражены:

1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно... (В. Короленко); |