Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа. Происхождение азербайджанцев

Племенами. В основном это были киммерийцы , скифы , гунны , булгары , хазары , огузы , печенеги и др.

Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне , проживавшие в северной Персии . Это население было персизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.) . Значительная часть албанского населения в арабское время перешло в ислам, а позднее подверглось тюркизации, послужив основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа . Американский историк Д. Бурнутян отмечает, что кавказские албаны не являются непосредственными предками современных азербайджанцев, поскольку к моменту проникновения тюрок в Закавказье албанские племена были сначала поглощены зороастрийской Персией, а затем исламизированы арабами .

Что касается роли тюркоязычного компонента в этногенезе азербайджанцев, то тюркоязычный огузский союз племён образовался в результате смешения тюрков с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения (согласно БСЭ, в результате смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью ираноязычных сакско -массагетских) . Позднее, из огузской среды выделился сельджукский род , под эгидой которого в XI веке в Закавказье хлынула волна тюркоязычных племён. Согласно Большому энциклопедического словарю Ларус: «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века» . Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.» .

В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев» , а согласно БСЭ 1926 года , «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др. » .

Позднее советские и российские учёные, как и их западные коллеги, также стали отмечать формирование азербайджанского этноса в результате языковой и этно-культурной ассимиляции. Так в 1950-х гг. С. Т. Еремян писал: «По мере того, как тюркские кочевые племена утверждались на зимних пастбищах Кура-Араксинской низменности , мусульманизированная часть аборигенного населения древней Албании ассимилировалась пришлыми тюркскими племенами. Так образовалась современная азербайджанская народность» . Согласно С. А. Токареву : «происхождение азербайджанцев - вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья - каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация» , продолжавшаяся и в период монгольского завоевания .

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы»

Выдающийся советский и российский востоковед А. П. Новосельцев писал:

Можно признать, что отдельные тюркские этнические группы попадали сюда на всём протяжении второй половины I тысячелетия н. э., а может быть и раньше. Однако не они изменили этнический облик Восточного Закавказья и положили начало сложению современного азербайджанского тюркоязычного народа. Причиной перемен явилось нашествие огузов в XI в. […] С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновывались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане. Причины этого не только в том, что сюда, на рубежи мусульманского мира, стягивалось наибольшее число этих новых «воинов ислама». Гораздо большее значение имело то обстоятельство, что в этих областях царила наибольшая этническая пестрота, и потому тюркизация нашла подходящую почву. […] Процесс сложения азербайджанской народности, особенно в пределах Закавказья, ещё недостаточно ясен .

При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, - огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза» .

Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения, и в XI-XIII вв. началось формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века , в эпоху правления Сефевидов . Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского народа .

Генетические исследования

Антропологические данные

Антропологически азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы . Сюда же включают кумыков , цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен . Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы .

Исследования XIX века

В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:

Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90%. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)» . ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:

Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру - 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное .

Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам» . Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77-78)» .

Исследования XX века

Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа .

Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:

Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы - наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше .

Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики , Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы , балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами , чеченцами и ингушами , а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов» .

Источники

  1. Stuart James An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires . - Greenwood Publishing Group, 1994. - P. 27. - ISBN 0313274975
  2. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - ИКЦ «Академкнига», 2002. - С. 197. - ISBN 5-94628-118-6

    Оригинальный текст (рус.)

    В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI-XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.

  3. Этногенез азербайджанцев - статья из Большой советской энциклопедии
  4. Central Asian Survey: The Journal of the Society for Central Asian Studies (1982, с. 437).
  5. Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica
  6. George A. Bournoutian . A brief history of the Aghuankʻ region. Mazda Publishers, 2009. ISBN 1-56859-171-3 . Стр. 28
  7. Михаил Илларионович Артамонов История хазар. - Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. - С. 419. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    Термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры - токуз-огуз - девять племён, карлуки - уч-огуз - три племени. Впоследствии он потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения.

  8. Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательс︣тво, 1954. - С. 513. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) - союз племён, существовавший в Приаралье в 6-11 вв. на основе смешения нек-рых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  9. Grand Dictionnaire Encyclopédique Larousse (1982). Page 921, ISBN 2-03-102301-2 (retrieved 17 February 2007).
  10. Minorsky, V. «(Azarbaijan).» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill

    Оригинальный текст (англ.)

    In the beginning of the 5th/11th century the Ghuzz hordes, first in smaller parties, and then in considerable numbers, under the Seljuqids occupied Azerbaijan. In consequence, the Iranian population of Azerbaijan and the adjacent parts of Transcaucasia became Turkophone while the characteristic features of Ādharbāyjānī Turkish, such as Persian intonations and disregard of the vocalic harmony, reflect the non-Turkish origin of the Turkicised population.

  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  12. Большая советская энциклопедия. - М .: Советская энциклопедия, 1926. - Т. 1. - С. 660.
  13. Очерки истории СССР: кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв.. - Изд-во Академии наук СССР, 1958. - С. 330.
  14. С.А. Токарев Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. - Изд-во Московского университета, 1958. - С. 295-296.
  15. Основы иранского языкознания: древнеиранские языки. - М .: Наука, 1979. - С. 49.
  16. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 79, Часть 1. - С. 18.
  17. Сакинат Шихамедовна Гаджиева Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. - Наука, 1990. - С. 8-9. - ISBN 5020167614 , 9785020167612
  18. Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 56-57.
  19. А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 21.
  20. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  21. XAVIER DE PLANHOL . IRAN I. LANDS OF IRANn , Encyclopædia Iranica .

    Оригинальный текст (англ.)

    This unique aspect of Azerbaijan, the only area to have been almost entirely “Turkicized” within Iranian territory, is the result of a complex, progressive cultural and historical process, in which factors accumulated successively (Sümer; Planhol, 1995, pp. 510-12) The process merits deeper analysis of the extent to which it illustrates the great resilience of the land of Iran. The first phase was the amassing of nomads, initially at the time of the Turkish invasions, following the route of penetration along the piedmont south of the Alborz, facing the Byzantine borders, then those of the Greek empire of Trebizond and Christian Georgia. The Mongol invasion in the 13th century led to an extensive renewal of tribal stock, and the Turkic groups of the region during this period had not yet become stable. In the 15th century, the assimilation of the indigenous Iranian population was far from being completed. The decisive episode, at the beginning of the 16th century, was the adoption of Shiʿite Islam as the religion of the state by the Iran of the Safavids, whereas the Ottoman empire remained faithful to Sunnite orthodoxy. Shiʿite propaganda spread among the nomadic Turkoman tribes of Anatolia, far from urban centers of orthodoxy. These Shiʿite nomads returned en masse along their migratory route back to Safavid Iran. This movement was to extend up to southwest Anatolia, from where the Tekelu, originally from the Lycian peninsula, returned to Iran with 15,000 camels. These nomads returning from Ottoman territory naturally settled en masse in regions near the border, and it was from this period that the definitive “Turkicization” of Azerbaijan dates, along with the establishment of the present-day Azeri-Persian linguistic border-not far from Qazvin, only some 150 kilometers from Tehran.

  22. Olivier Roy The new Central Asia: the creation of nations . - I.B.Tauris, 2000. - С. 6. -

Многим любопытным пользователям не терпится узнать, кто такие азербайджанцы, и откуда они взялись. После русско-персидских войн 1813 и 1828 годов территории возвышенного государства Ирана на Кавказе были переданы Российской империи, а договоры - Гюлистанский в 1813 году и Туркманчайский в 1828 - создали новые границы между Россией и Ираном.

Образование Азербайджанской Демократической Республики произошло в 1918 году. Несмотря на то, что они живут по обе стороны персидско-азербайджанской границы, азербайджанцы образуют единую этническую группу. Однако северяне и южане отличаются в силу почти двух столетий отдельной социальной эволюции иранских азербайджанцев и азербайджанцев в российском/советском Азербайджане. Язык народа объединяет азербайджанцев, но столетия разлуки привели к значительным различиям в грамматической и лексической структуре языка. Кроме того, турецкий и азербайджанский языки достаточно близки, чтобы их носители могли иметь простой разговор без предварительного знакомства, что побудило некоторых тюркских лингвистов классифицировать их как два диалекта единого языка. Но это лишь малая часть запутанной истории происхождения нации азербайджанцев.

Этимология названия Азербайджан

Считается, что Азербайджан назван в честь Атропата, персидского сатрапа (губернатора), правившего в Атропатене (современный Иранский Азербайджан) около 321 года до нашей эры. Это многое объясняет и в вопросе происхождения азербайджанцев. Название Атропаты - это эллинистическая форма Атурпата, что означает «охранник огня», «огонь» (позже искаженный в адур, а затем в āðar в новом персидском языке; сегодня произносится как āzar). Сегодняшнее название Азербайджан - арабская форма Азарбайгана. Последнее происходит от Ādurbādagān, в конечном счете от Āturpātakān, что означает «земля, связанная с (сатрапом) Атурпат» (-ан, здесь искаженная в -kān, является суффиксом для ассоциации или формирования наречий и множественных чисел).

История нации азербайджанцев пропитана духом героической древности, отсылающей к временам древних сатрапов и иранских огнепоклонников.

Этноним азербайджанцев

Современный этноним «азербайджанец» или «азербайджанский» относится к тюркским народам Иранского Азербайджана и Азербайджанской Республики. Они исторически называли себя (или именовались другими) мусульманами, турками, туркменами, персами или аямами - то есть религиозная идентификация преобладала над этнической. Это отражает происхождение азербайджанцев от иранцев и тюрок.

Когда Южный Кавказ вошел в состав Российской империи в девятнадцатом веке, российские власти, которые традиционно относили всех тюркских людей к татарам, определяли тюрков, проживающих в Закавказском регионе, как кавказских или адербейанских (адербейджанских) татар, чтобы отличить их от других тюркских групп. Российский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанный в 1890 годах, также описывал "татар" в Азербайджане как адербейджанов (адербейджаны), отмечая при этом, что этот термин не был широко принят. Этот этноним также использовался Джозефом Деникером, которому принадлежит следующее описание:

Таким образом, адербейджаны Кавказа и Персии, которые говорят на тюркском языке, имеют тот же физический тип, что и хаджмей-персы, которые говорят на иранском.

В публикациях на азербайджанском языке выражение «азербайджанская нация», относящееся к тем, кто был известен как татары Кавказа, впервые появилось в газете «Кашкул» в 1880 году.

История

Поиск ответа на вопрос: "Откуда появились азербайджанцы как национальность?" заставляет погрузиться в глубокую древность. Древние жители области говорили на старом азербайджанском языке из иранской ветви индоевропейских языков. Происхождение азербайджанцев на ранних порах развития этого народа было иранским. В 11 веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманки) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. Последние должны были долгое время удерживать имя «туркмен» или «турок»: с 13 века они постепенно закрепили ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, так же известный как Иранский) и Ширван (Азербайджанская Республика), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитах и ​​тюрках-огузах. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанцы.

Древность

Вопрос "Откуда произошли азербайджанцы?" актуален по сей день. Считается, что кавказоязычные албанские племена являются самыми ранними жителями региона, в котором расположена современная Азербайджанская Республика. Ранние иранские поселения включали скифов (королевство Ишкуза) в девятом веке до нашей эры. Следуя за скифами, мидяне стали доминировать над районом к югу от реки Арас. Древний иранский народ мидийцев создал огромную империю между 900 и 700 гг. до нашей эры, которую Ахемениды объединили в свою империю около 550 года до н. э. В этот период зороастризм распространился на Кавказе и в Атропатене.

Не зная всей этой длинной и запутанной истории, невозможно понять, откуда появилась нация азербайджанцев. Александр Великий победил Ахеменидов в 330 году до нашей эры, но позволил мидийскому сатрапу Атропату остаться у власти. После падения Селевкидов в Персии (в 247 году до нашей эры) Королевство Армения контролировало большую часть Кавказской Албании. Кавказские албанцы создали царство в первом веке до нашей эры и в значительной степени оставались независимыми до тех пор, пока персидские Сасаниды не сделали их королевство вассальным государством в 252 году нашей эры. Правитель кавказской Албании, король Урнайр, отправился в Армению, а затем официально принял христианство как государственную религию (в четвертом веке н. э.), и Албания оставалась христианским государством вплоть до VIII века. Сасанидский контроль закончился поражением перед арабами-мусульманами в 642 году н. э. благодаря мусульманскому завоеванию Персии.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы - они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными "инициаторами" происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Этногенез азербайджанцев

Во многих источниках они обозначаются как тюркский народ из-за их тюркского языка. Современные азербайджанцы считаются прежде всего потомками кавказских албанцев и иранских народов, живших в районах Кавказа и северного Ирана - до тюркификации.

История происхождения нации азербайджанцев на этом не заканчивается. В начале XI века орды Гузза (сначала в меньших партиях, а затем в значительном количестве) под властью сельджуков оккупировали Азербайджан. В результате иранское население страны и прилегающие части Закавказья стали тюркоязычными, а характерные черты турецкого языка ашхарбайджани, такие как персидские интонации и пренебрежение вокальной гармонией, отражают нетюркское происхождение местного населения. Вот откуда появились азербайджанцы.

Таким образом, многовековая тюркская миграция и тюркификация региона помогли сформировать современную этническую идентичность. Происхождение азербайджанцев как нации во многом произошло благодаря тюркизации.

Тюркизация

Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.

Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.

Иранские корни

Иранское происхождение азербайджанцев, вероятно, связано с древними племенами, такими как мидяне, в Иранском Азербайджане, а также с древними скифскими захватчиками, которые прибыли в восьмом веке до нашей эры.

Encyclopædia Iranica пишет:

Тюрки-азербайджанцы, в основном, происходят от более ранних иранских жителей.

Некоторое количество иранских этносов до сих пор присутствует в Азербайджане.

Кавказские корни

Так от кого произошли азербайджанцы? Согласно информации из Encyclopædia Britannica, они имеют смешанное этническое происхождение. Самый древний этнический элемент в их родословной восходит к античным жителям восточного Закавказья и, возможно, к мидийцам Северной Персии. Вот откуда появились азербайджанцы.

Имеются данные о том, что несмотря на неоднократные вторжения и миграции, аборигенные кавказцы, возможно, были культурно ассимилированы, сначала древними иранскими народами, а затем огузами. Значительная информация была изучена о кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство. Удинский язык, который все еще звучит в Азербайджане, может быть остатком древнего албанского. Вот и ответ на вопрос о том, откуда появились азербайджанцы на Кавказе.

Это влияние кавказской культуры распространилось дальше на юг - в Иранский Азербайджан. В течение первого тысячелетия до нашей эры еще один кавказский народ, маннайцы (маннаи), населял большую часть Иранского Азербайджана. Ослабленные конфликтами с ассирийцами, маннайцы, как полагают, были завоеваны и ассимилированы мидянами к 590 году до н. э.

Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования

Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии. Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана. Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.

История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.

Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.

Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.

Язык

Азербайджанский язык (также упоминаемый как азербайджанский тюркский) является тюркским языком, на котором говорят прежде всего азербайджанцы, которые сосредоточены, в основном, в Закавказье и Иранском Азербайджане. Язык имеет официальный статус в Азербайджанской Республике и в Дагестане (федеральный субъект России). Однако он не имеет официального статуса в Иранском Азербайджане, где проживает большинство азербайджанцев. На нем также говорят в азербайджанских общинах Грузии и Турции, а также в диаспорах, прежде всего в Европе и Северной Америке.

Этот язык является частью огузской ветви тюркских языков. Он имеет две основные ветви: североазербайджанский (в Азербайджанской Республике и в России, на основе ширванского диалекта) и южноазербайджанский (в Иране, на основе табризского диалекта). Он тесно связан с турецким, кашгайским, гагаузским, туркменским и крымско-татарским языками.

Происхождение языка

Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние - главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.

Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.

Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).

По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.

Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.

Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма - от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы, как они делали это испокон веков. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году. После обретения независимости население решило вернуться к латинскому письму.

Азербайджанцы в Иране

В Иране азербайджанцы, такие как Саттар-хан, ратовали за конституционную реформу. Персидская конституционная революция 1906-1911 годов потрясла династию Каджаров. Парламент (меджлис) был основан на усилиях конституционалистов, появились первые демократические газеты. Последний шах династии Каджар вскоре был отстранен в результате военного переворота во главе с Реза-ханом. В стремлении навязать национальную однородность в стране, где половина населения были этническими меньшинствами, Реза-шах в быстрой последовательности запретил использование азербайджанского языка в школах, а также театральные представления, религиозные обряды и книги.

После свержения Реза-шаха в сентябре 1941 года советские войска взяли под свой контроль Иранский Азербайджан и помогли создать Народное правительство Азербайджана - марионеточное государство под руководством Сеида Джафара Пишевари.

Советское военное присутствие в Иранском Азербайджане было нацелено, в основном, на обеспечение поставок союзников во время Второй мировой войны. Будучи обеспокоенными продолжающимся советским присутствием после Второй мировой войны, Соединенные Штаты и Британия оказали давление на Советы, требуя покинуть иранские территории к концу 1946 года. Сразу после этого иранское правительство восстановило контроль над Иранским Азербайджаном.

11 декабря иранские силы вошли в Тебриз, и правительство Пишевари быстро рухнуло. Действительно, иранцев с энтузиазмом приветствовал народ Азербайджана, который решительно предпочел доминирование Тегерана, а не Москвы.

Советская готовность отказаться от своего влияния в Иранском Азербайджане, вероятно, вызвана несколькими факторами, в том числе осознанием того, что настроения для автономии были преувеличены, а также нефтяные концессии были куда более важной целью. Таким образом, середина 20 века завершила историю происхождения народа азербайджанцев.

Исторически территория современного независимого Азербайджана – это часть иранской системы государственности. К России она отошла только по двум мирным договорам Гюлистанскому 1813 г и Туркманчайскому 1828 г. Сейчас, по различным данным, от пятнадцати процентов до чуть ли не третьи населения Ирана – это этнические азербайджанцы, также известные как азери или называемые в Иране зачастую просто турками. Точно сказать о цифрах сложно, так как мы не располагаем достаточно надёжными демографическими источниками, но можно с высокой точностью утверждать, что сейчас на территории Ирана проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане. Азербайджанцы – это интегральная часть иранского общества, которая играла и продолжает играет важную роль и в культуре, и в литературе и в политике страны. Так на протяжении ХХ в иранские азербайджанцы внесли заметный вклад в Конституционное движение, также как и в победу Исламской революции 1979 г. Согласно ряду источников, нынешний рахбар (Высший руководитель Ирана) – Али Акбар Хаменеи – этнически азербайджанец, что зачастую не афишируется внутри страны.

Есть еще один пример: после советско-британской оккупации Ирана во время Второй мировой войны была попытка образовать социалистическую по своей направленности Демократическую республику Азербайджан, но в основании ее лежал не этнический признак, а скорее левые идеи. После вывода советских войск с её территории, это движение было жёстко подавлено последним шахом Мухаммадом Резой Пехлеви.

Ризван ГУСЕЙНОВ, сотрудник Национальной Академии Наук Азербайджана, директор Центра истории Кавказа, доцент ЮНЕСКО/ЮНИТВИН по Северному Кавказу.

Азербайджанцы (тюрки) и персы в течение многих веков являлись и остаются народами, создавшими ряд блистательных средневековых империй. В частности в 9 века тюрки создали ряд военно-политических союзов на основе которых были созданы государства, в которые вошли обширные территории Кавказа, Малой и Передней Азии. Азербайджанские тюркские династии создали в 15 веке империи Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, затем в 16 веке Сефевидскую державу, которая в течение многих веков играла важную роль в истории и мировой политике. Затем в период ослабления Сефевидской империи в 18 веке, появился талантливый полководец Надир шах - родом из тюркского племени афшар. Он смог на короткий период объединить империю и совершить обширные завоевания, за что его сравнивали с Александром Македонским. Далее к власти пришла тюркская династия Каджаров, которая попыталась остановить распад империи. Однако этого сделать не удалось, особенно тяжелой была потеря Северного (Кавказского) Азербайджана, который согласно Туркманчайскому договору 1828 года отошел к Российской империи. В результате ослаб азербайджанский тюркский фактор в империи, которая пошла к закату и шахская власть прекратила свое существование в 1979 году. Ныне в Азербайджанской Республике проживает около 10 млн. азербайджанских тюрок, а также сотни тысяч в Грузии, Дагестане и других регионах Кавказа. А в Иране проживает по приблизительным данным около 25-28 млн. азербайджанских тюрок.

Представляем вниманию читателей аналитический материал, написанный видным ученым, доктором исторических наук Фаридом Алекперли

Особенности исторической судьбы, экономическая, общественно-политическая, культурная и идеологическая среда отказывают влияние на формирование менталитета народа. При этом любопытно, что порой народы, живущие далеко друг от друга, говорящие на разных языках и исповедующие разные религии, обнаруживают больше сходства друг с другом в плане национального характера, чем соседние и близкородственные этносы. Автору этих строк пришлось побывать в служебных командировках почти во всех странах Южной Европы – в Италии, Испании, Португалии, Турции, Греции и на обоих Кипрах, а также в соседних азиатских странах - в Иране и Туркменистане. Знакомясь с культурой различных народов, невольно задаешься вопросом: «А какой из них ближе к азербайджанцам по менталитету и культуре?»

Один народ - два государства

С Ираном и Туркменистаном мы тесно связаны этническими, религиозными и культурными узами, однако Азербайджан в большей степени находится в русле средиземноморской и южноевропейской цивилизационной среды, на которой остановлюсь более подробно. Первой на ум приходит Турция: у нас с турками общее происхождение и почти один язык. Любой азербайджанец может, находясь в Турции, общаться с местным населением без переводчика. Даже существует крылатая фраза – «один народ, два государства».

Несмотря на это, полного тождества в азербайджанской и турецкой ментальности не наблюдается. Разница в мировоззрении среднестатистических бакинца и стамбульца сопоставима с разницей в мировоззрении русского человека из Москвы и западного украинца из Львова. Это связано с тем, что на протяжении последних 500 лет исторические судьбы турков и азербайджанских тюрков складывались по-разному. Азербайджан в 1813-1828 г.г. был включен в состав Российской Империи, в то время как Турция вплоть до 1922 г. сама представляла собой империю, стоявшую "одной ногой" в Европе, другой - в Азии.

Неизбежным последствием имперского прошлого является патриотизм, основанный на национальной гордости. В Турции он носит великодержавный характер, что связано, опять-таки, с 500-летней историей Османской Империи. В отличие от турецкого, патриотизм азербайджанцев не является имперским, великодержавным и носит скорее характер привязанности к родной культуре, языку и литературе.

Знает каждый турецкий школьник

В то же время на формирование характера османских турков оказала влияние многовековая военная организация турецкого общества. Османская Империя представляла собой гигантскую военно-административную машину, столетиями функционировавшую в режиме постоянных войн, завоеваний и расширения своих территорий. Эта империя могла существовать, только пока расширялась, завоевывая и осваивая все новые и новые территории. Поэтому турецкое общество сформировало тип гражданина-солдата, причем воином по духу был каждый турок, независимо от рода занятий – и крестьянин, и купец, и феодал. После поражения турецких войск под Веной в 1683 году все еще могущественная Османская Империя стала медленно, но неуклонно сжиматься, постепенно теряя одну территорию за другой, пока не рухнула в 1922 году. Но сохранявшийся в обществе и среди правящей элиты милитаристский дух позволил Мустафе Кемалю Ататюрку взять реванш и возродить Турцию как важную страну в регионе. До сих пор каждый турецкий школьник знает наизусть слова Ататюрка “я горжусь каждым, кто может сказать: «Я турок!»"

Таким образом, турецкое общество, основанное на многовековых традициях тюркской военно-феодальной государственности, сформировало тип гражданина-воина. Какие черты характера он предполагает? Храбрость, сдержанность, серьезность, определенный аскетизм, понятие о воинской чести, законопослушание, беспрекословное повиновение приказу и т.д. Храбрость и упорство турков поразили русского полководца Александра Суворова в 1787 г. во время битвы у крепости Кинбурн. «Какие молодцы – я с такими еще не дрался», – писал он главнокомандующему князю Г.А. Потемкину. Как отмечает А.А. Свечин в книге «Эволюция военного искусства», «чисто крестьянский состав армии представлял черту сходства турецкой и русской армий. Турецкий крестьянин, честный, работящий, храбрый, легко подчиняющийся дисциплине, представлял элемент, из которого с необычайной быстротой мог быть создан солдат».

Самоирония и нигилизм - неприемлемы

Одной из ключевых черт турецкого национального характера является серьезность, т.е. серьезное отношение к жизни. Большинству турков не свойственны такие черты, как ирония и самоирония, а также цинизм и нигилизм, в той или иной присущие большинству левантинских народов, а также персам, арабам, евреям, итальянцам, частично – русским и некоторым закавказским народам. Способность смеяться над собой, и вообще всякого рода самобичевания, не свойственны туркам. Для них типично скорее конкретно-прагматическое, чем отвлеченно-философское мышление, а также контрастное восприятие действительности: четкое разделение людей на своих и чужих, друзей и врагов.

Турков отличают рационализм, трудолюбие и бережливость, иногда, с точки зрения иностранцев, доходящая до крайности. Если в Стамбуле вас пригласили на угощение, не спешите покупать таблетки, облегчающие переваривание - фестал или мезим-форте, - ибо столы не будут ломиться от яств. Весьма возможно, что угощение будет состоять всего из одной чашки кофе или бутылки минеральной воды. Исключение составляют банкеты и угощения, организованные за счет государства или спонсорских организаций. Там будет все - и долма, и кебаб, и оливки, и салаты, и все остальное. На многих турецких свадьбах гостю бесплатно подают всего одно горячее блюдо и всего один напиток. Все остальное гость заказывает в ресторане сам, на свои деньги. Это весьма разумная традиция, предотвращающая ненужное и обременительное расточительство.

Прагматичность и романтичность

Турки неукоснительно соблюдают установленные правила. Им не свойственно колебаться и сомневаться. Они быстро принимают решения, основываясь на наборе безоговорочно принимаемых ими законов, правил и положений, и столь же быстро, без колебаний претворяют их в жизнь. Релятивизм, то есть идея о том, что все в мире относительно, чужда большинству турков. Неукоснительное следование правилам и традициям, уважение к старшим по возрасту, должности или социальному положению, беспрекословное повиновение начальству и строгая субординация составляют важные черты турецкого национального характера.

Турки не очень разговорчивы, не любят «беспредметные» беседы на общие темы, всякого рода философствования, которые расценивают как пустопорожнюю болтовню и бессмысленную трату времени. Любой разговор затевается ими с конкретной целью и имеет четко очерченные предметные и временные рамки. При оценке человека турки в первую очередь принимают во внимание его социальный статус, то есть какую ступеньку занимает этот человек в социальной лестнице. В зависимости от сделанных выводов турок будет вести себя с этим человеком или как подчиненный, или как начальник - другие альтернативы часто отсутствуют.

При всем этом в семейных и любовных отношениях турки могут быть неожиданно романтичными, мягкими, чувствительными и сентиментальными. Турецкий юмор отличается своеобразием и больше всего близок к немецкому. Турок никогда не позволит себе расслабляться, шутить или развлекаться в рабочее время (если, конечно, он не работает комедиантом или шоуменом). Однако в выходные дни, заранее выделив специальное время для развлечений, турки отдыхают и веселятся от души, «на полную катушку». В этом случае они целиком, можно сказать с чувством ответственности, отдают себя веселью, сопровождающемуся искренним, заразительным смехом, плясками и коллективным музицированием.

Турки бывают разные

Турция – достаточно большая страна. Поэтому, несмотря на наличие основных объединяющих черт характера, менталитет турков из разных областей страны может иметь свою специфику. Так, среди современных турков (особенно западных и балканских) немало потомков отуреченных славян, албанцев и греков. В этом смысле, как это ни парадоксально, но менталитет западноанатолийских и балканских турков больше схож с менталитетом народов Центральной Европы, в частности славян и германцев, нежели с характером арабов, персов, закавказских, левантинских и южноевропейских народов – итальянцев и греков. Частичная, но небольшая аналогия наблюдается лишь с характером двух других южноевропейских народов - испанцев и португальцев, которые в прошлом также имели империи, основанные на военной организации общества.

Однако, как отмечалось выше, необходимо учитывать и то, что турецкий этнос многослоен и неоднороден. Население восточных областей Турции – Карса, Игдыра и т.д. - очень близко по языку, обычаям и менталитету к этническим азербайджанцам. В Турции их даже иногда называют «азери», «азери тюрклери» («азербайджанские тюрки или турки»). Какие же черты менталитета отличают современных азербайджанцев? В целом большинству азербайджанцев свойственны такие черты характера, как гостеприимство, великодушие, щедрость, порой доходящая до расточительности, преданность семье и семейным традициям, уважение к старшим и любовь к детям. Для них типичны самопожертвование во благо семьи и близких, трудолюбие. Причем, обладая гибким мышлением и изобретательностью, азербайджанцы стараются организовать свою работу таким образом, чтобы при наименьших затратах труда получить наибольшие результаты.

Что для азербайджанца чудачество и инфантилизм?

Большинство азербайджанцев прагматики. Причем прагматизм азербайджанцев нередко переходит в утилитаризм и конформизм, свойственный всем ближневосточным народам, в том числе арабам, персам, евреям (хотя у европейских евреев он сочетается с «европейскими» чертами менталитета) и т.д. В азербайджанском обществе неудачники не вызывают никакого сочувствия: их скорее осуждают и презирают, чем жалеют. Поэтому каждый азербайджанец стремится достичь в жизни успеха, в том числе материального благосостояния. Исходя из этого, он отдает предпочтение только тем видам деятельности, которые приносят практический результат. Заниматься чем-то «просто так», исключительно «ради интереса» - не свойственно большинству азербайджанцев и рассматривается ими как чудачество и инфантилизм.

Азербайджанцам свойственны склонность к иронии и самоиронии, самокритика, чувство юмора, лукавство, любовь к веселью и развлечениям, определенный релятивизм мышления, то есть вера в то, что все в мире относительно. Их отличает любовь к красивым вещам, комфорту и благосостоянию. Обладая богатой национальной кухней, азербайджанцы любят вкусно поесть, среди них много гурманов. В целом азербайджанцы миролюбивы, но эмоциональны и вспыльчивы, особенно если задеты их честь и достоинство, а также чувства и интересы близких им людей, членов семьи и родственников.

Бережливость и расточительство

Как правило, азербайджанцы общительны, любят поговорить, проводят много времени с друзьями и родственниками, к которым часто ходят в гости. Иногда, отмечая дни рождения и другие даты, они устраивают пышные застолья, проводя за пиршественным столом многие часы. При этом они обычно не считаются с затратами и не стараются экономить, даже если сами не богаты и материально нуждаются. Им свойственно уважительное отношение к женщинам и материнству, а также уважение к старшим и начальству.

Азербайджанцы любят поэзию, они сладкоречивы, произносят длинные цветистые тосты, часто рассказывают нравоучительные истории с философским подтекстом, а также анекдоты и смешные случаи из своей жизни. Они любят изящные обороты речи, гиперболы и преувеличения. Важную роль во взаимном общении азербайджанцев играет эмпатия – эмоциональное сопереживание, душевность. Они плохо переносят недостаток общения, одиночество и изоляцию.

"Не потерять лицо"

С друзьями азербайджанцы общаются на равных, непосредственно и искренне. Но, при всей своей искренности, азербайджанец, находясь в обществе, старается вести себя несколько сдержанно, не демонстрировать всех своих эмоций, чувств и переживаний. Обычно он держится с достоинством и уверенно, даже если «все плохо» и дела идут наперекосяк. Это у азербайджанцев называется «вести себя по-мужски». Плакаться в жилетку, показывать свои слабые стороны, распространяться о своих неудачах нет смысла, причем даже близким людям: скорее засмеют, чем пожалеют. Это в большей степени касается мужчин, но в какой-то степени и женщин тоже, особенно если речь идет о взаимоотношениях внутри женской компании.

Общественное мнение играет в жизни азербайджанца огромную, иногда закабаляющую его роль. Для азербайджанца очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, что говорят о нем родственники, сослуживцы, соседи и люди вообще. Это несколько сковывает его индивидуальность. Например, он вряд ли наденет костюм необычного покроя, даже если тот ему очень нравится, из опасения, что «люди засмеют». Правда, в последнее время, особенно среди молодежи, эта тенденция ослабляется: люди более свободно проявляют свою индивидуальность в одежде, поведении и образе жизни.

Для азербайджанца страшнее всего потерять достоинство или, как говорят, «ударить в грязь лицом», «потерять лицо». Поэтому, например, как бы много ни выпил азербайджанец, вы практически никогда не увидите его валяющимся пьяным на улице. По той же причине, справляя свадьбу сына, азербайджанец постарается провести ее на самом высоком уровне, иногда допуская неоправданное расточительство, даже если ради этого ему придется влезть в долги или потратить с трудом накопленные за много лет деньги. Принимая гостя, азербайджанец поставит на стол все лучшее, даже если это лучшее – последнее. При этом он не будет озабочен тем, что же он сам будет есть на следующий день – завтра будет видно.

Терпимость к нарушениям

Азербайджанцы в большинстве своем не являются этнонационалистами. Им не свойственна этническая ксенофобия, они толерантны к представителям других наций и вероисповеданий. Азербайджанцы - носители преимущественно светского мировоззрения, хотя в большинстве своем не считают себя атеистами. Однако даже у немногочисленной наиболее религиозной части населения вера обычно не принимает характер фанатизма. Это в немалой степени связано с присущим характеру азербайджанцев релятивизмом и прагматизмом. В силу существовавшей в прошлом феодальной, региональной и клановой раздробленности у азербайджанцев, как и у итальянцев, региональное самосознание (местничество) иногда превалирует над общенациональным, что нередко ведет к проявлениям регионализма и трайбализма в обществе.

Долгое пребывание в составе СССР, где люди жили не по законам, а по «понятиям», сформировало у части азербайджанцев, как и у некоторых представителей других советских народов, терпимое отношение к нарушениям закона и злоупотреблению служебным положением. Азербайджанцы предпочитают строить отношения не столько согласно официальным предписаниям, сколько в рамках неофициальных отношений, основанных на дружеских, родственных связях и взаимной договоренности. Эта черта в большей или меньшей степени присуща не только азербайджанцам, но многим другим народам бывшего СССР. При этом азербайджанцы обычно держат данное слово, ибо это считается у них «делом чести». Приверженность семейным ценностям у азербайджанцев проявляется еще сильнее, чем у турков. Семья для азербайджанца - главное. Все остальное, вместе взятое, даже не на втором, а на третьем месте. Менталитет южных (иранских) азербайджанцев имеет некоторые специфические черты, но в целом близок к характеру азербайджанцев Азербайджанской Республики.

И национальный характер может меняться

Однако следует иметь в виду и то, что национальный характер народов, в том числе и азербайджанцев, не статичен и способен со временем изменяться вместе с изменением общественно-политической, идеологической и культурной среды. Так крушение социалистического строя, развитие рыночной экономики и, самое главное, приобретение политической независимости оказало и продолжает оказывать влияние на менталитет молодого поколения азербайджанцев. Первым бросается в глаза рост национального самосознания, чувства национальной гордости и ощущение своей самодостаточности. Молодые люди в гораздо большей степени, чем старшее поколение, осознают себя представителями отдельного, независимого, полноправного этноса и государства, не являющегося придатком более крупного государственного и территориального образования. Воспоминания об СССР и «едином советском народе» практически стерлись из памяти молодого поколения.

Кроме того, у молодежи сильнее проявляются такие черты, как гражданское и национальное достоинство, острая негативная реакция на попытки оскорбления символов и атрибутов государства, нетерпимость к попранию своих национальных, этнических и гражданских прав. Все это, опять-таки, связано с тем, что новое поколение выросло и сформировалось уже в полностью независимом государстве. Ликвидация "железного занавеса", контакты с зарубежными сверстниками, обучение за рубежом, посещение иностранных государств, стремительное распространение английского языка и интернет-технологий привели к всевозрастающей интеграции азербайджанской молодежи в глобальный межкультурный и межцивилизационный диалог. Жесткие условия рыночной экономики сформировали у молодого поколения такие черты характера, как большая деловитость и практичность, уменьшив свойственные советской эпохе иждивенчество и инфантилизм.

С течением времени меняется и быт людей. Например, обращает на себя внимание все меньшее и меньшее употребление молодежью Азербайджана алкоголя. Бутылка водки как обычный атрибут многих застолий все чаще заменяется чайником чая с разнообразными восточными сладостями. Обильные и расточительные пиршества становятся редкими и сменяются более скромными и экономными трапезами. Причем дело здесь не только в недостатке денег у населения. Изменился сам стиль жизни, претерпела изменение психология людей, иными стали их ценностные ориентиры. Молодое поколение азербайджанцев в целом равнодушно к алкоголю и застольям, так как не получает особого удовольствия от чревоугодия и пьянства. Вместо этого в свободное время молодые люди следят за новинками мирового кино, ходят на концерты, посещают культмассовые мероприятия или просто играют в нарды или домино и пьют чай с друзьями в чайханах.

Азербайджанское «Generation „П“»

Современная молодежь менее романтична, созерцательна и мечтательна, но более трудолюбива и прагматична - она много и усердно работает. В свободное от работы время многие молодые люди интересуются компьютерами, смартфонами, айфонами, следят за новыми тенденциями в моде и последними марками автомобилей, посещают спортзалы и фитнес-клубы. Представители более образованной и любознательной прослойки читают книги, занимаются коллекционированием и другими развлечениями интеллектуального характера. Однако некоторую озабоченность вызывает то, что в целом молодое поколение стало меньше читать. Книги раскупаются плохо, поскольку основную информацию молодежь получает из интернета.

Также обращает на себя внимание рост индивидуализма среди молодежи, проявляющийся более поздним вступлением в брак, нежеланием многих пар иметь третьего и даже второго ребенка, что наблюдается не только в столичном мегаполисе, но уже и во многих провинциальных городах и даже селах. Ускоренный темп жизни приводит к известному ослаблению социальных связей, ограничению общения с друзьями, родственниками и соседями. Люди, даже представители старшего поколения, в настоящее время меньше ходят друг к другу в гости и общаются.

И другие народы...

А теперь обратим наши взоры на менталитет других народов Южного Кавказа и Южной Европы и попытаемся сравнить его с турецкой и азербайджанской ментальностью. В отличие от национального самосознания турков национализм некоторых закавказских народов, в частности армян, а также греков, лишен элементов великодержавности и носит сугубо этнический характер. Для него характерны не представления о глобальной имперской миссии своего народа, а идеи о своей уникальности и исключительности, иногда сопровождающиеся попытками замкнуться в своей национальной скорлупе, дабы не подвергнуться национальной и языковой ассимиляции. Депопуляция, снижение темпов рождаемости, рост числа иммигрантов, уменьшение процента коренного населения вызывает у многих малых народов страх перед вымиранием, что придает своеобразную окраску их национализму, отличая его от великодержавного национализма больших, в прошлом имперских, народов. Национализм малого народа присущ таким этносам, как, например, греки, армяне, и некоторым другим народностям Южного Кавказа.

Муссолини - не в счет

Итальянцы стоят особняком в этом ряду, ибо им не характерны ни великодержавное мировоззрение, ни этнический национализм малого народа. Итальянцев достаточно много, чтобы они не боялись потерять свой язык, национальную культуру, быть ассимилированными или исчезнуть с лица земли. В то же время Италия никогда не являлась империей, и итальянское общество не было построено на милитаристских началах. Римская Империя и краткий, карикатурный период правления Муссолини - не в счет. В ментальном и культурном плане Италия является наследницей не Римской Империи, а городов-государств эпохи Возрождения. В силу позднего формирования единого государства и общеитальянской общности национальное самосознание у итальянцев развито не очень четко, уступая место местничеству и региональному патриотизму. Национальная гордость итальянцев построена, прежде всего, на любви к феномену итальянской культуры, включающей себя художественное и архитектурное наследие, музыку, кухню и т.д.

Несмотря на близость итальянского языка к испанскому и португальскому, национальные характеры этих трех народов достаточно сильно отличаются друг от друга. Особенно это видно на примере таких близкородственных этносов, как испанцы и итальянцы. Итальянцы часто способны понимать до 70% испанской речи, и наоборот, то есть их языки частично взаимопонимаемы. Различия между испанцами и итальянцами напоминают чем-то различия между турками и азербайджанцами. Так же как и турки, испанцы в прошлом имели империю и владели огромными территориями в Европе, Южной и Центральной Америке, Океании и т.д. Правда, империя эта рухнула несколько раньше, чем Османская, поэтому воспоминания об имперском прошлом у испанцев не столь свежи, как у турков.

Тем не менее, остался испанский национальный характер, который веками выковывался в атмосфере постоянных кровопролитных войн и завоеваний. Испанское государство рождалось в XIV-XVI в.в. в огне реконкисты – упорной, кровопролитной войны за освобождение края от арабских захватчиков, более шести столетий властвовавших на Иберийском полуострове. Затем последовало объединение страны, завоевание обширных территорий в Италии и Голландии, были заморские экспедиции, открытие Америки и захват ранее не известных земель Нового Света. В отличие от более благодушных и менее воинственных итальянцев испанцы всегда отличались большей твердостью и решительностью характера, а в средние века - жестокостью и беспощадностью, проявивших себя как в полыхавших до XVIII века кострах инквизиции, так и при покорении индейцев Южной и Центральной Америки.

Новые испанцы

Разумеется, времена изменились, а вместе с ними изменился и характер испанцев. Современные испанцы – миролюбивый, политкорректный европейский народ. Однако у многих сохранились коренящиеся в прошлом базовые черты менталитета, такие как большая, чем у итальянцев, твердость и «заостренность» характера, относительная сдержанность в проявлении чувств, а также категоричность в суждениях и решительность в действиях. По сравнению с итальянцами многие испанцы кажутся более серьезными, менее эмоциональными, не столь шутливыми и беззаботными. В них нет того бьющего через край артистизма, и они не склонны постоянно играть на публику.

Испанцы нередко выглядят преисполненными достоинства, а иногда даже сухими и сосредоточенно-угрюмыми. Разумеется, речь идет о среднестатистических индивидуумах, а не обо всех представителях народа, ибо в каждом народе можно встретить самых разных людей. В целом уверенность, горделивость, серьезность и решительность испанцев отчасти сближает их с турками, также имевшими в недалеком прошлом империю, основанную на военной организации общества. Однако у турков все перечисленные черты менталитета проявлены гораздо ярче и острее.

Патриотизм итальянский и азербайджанский

Что касается различных форм патриотизма, то патриотизм азербайджанцев имеет много общего с итальянским, в то время как турецкий патриотизм более сходен с русским или британским, а армянский – с греческим, представляющим собой этнонационализм малочисленного народа. Хотя общая численность греков и приближается к 20 миллионам, они являются носителями этнического национализма, более характерного для малочисленных народов. При этом не стоит забывать, что в свое время греки сыграли поистине гигантскую, судьбоносную и ни с чем не сопоставимую роль в развитии всей человеческой цивилизации.

Люди, сведущие в истории, знают, что в основе современной европейской, да и не только европейской, цивилизации лежит древнегреческое наследие и эллинистическая культура, распространившаяся на всю ойкумену в эпоху Александра Македонского. Однако в дальнейшем феномен греческой культуры постепенно потерял свое общемировое значение, а сам греческий этнос замкнулся в узких региональных и этнонациональных рамках.

Что касается азербайджанцев, то они, не будучи, подобно туркам, народом имперским, в то же время не являются малочисленным, а тем более реликтовым, этносом, с присущим таким народам типом менталитета. По численности населения, исторической судьбе и некоторым особенностям национального самосознания азербайджанцы близки к таким народам, как итальянцы или украинцы. Несмотря на то что население Азербайджанской Республики составляет всего 10 миллионов человек, более 30 миллионов азербайджанцев живет в Иране. Общее количество живущих в мире азербайджанцев превышает 50 миллионов человек. Таким образом, азербайджанцы являются вторым по численности тюркским народом мира, уступая в этом отношении только туркам, которых насчитывается около 70 миллионов.

Масштабное самосознание

Кроме того, чрезвычайно важным, но часто не учитываемым, фактором является то, что азербайджанцам, наряду с сугубо этнической и национально-государственной самоидентификацией, присущи глубоко укорененные в подсознании элементы «расширенного» общетюркского и общемусульманского самосознания, в результате чего они инстинктивно чувствуют себя неразрывной частью огромного цивилизационного ареала, охватывающего сотни миллионов людей.

Несмотря на это, азербайджанский народ не является носителем ярко выраженного «имперского» менталитета, присущего туркам Турции. Хотя в средневековье предки азербайджанцев также создавали империи – Тюркский Каганат, Каракоюнлу, Аккоюнлу, государство Сефевидов, - но все они соотносятся с современной Азербайджанской Республикой примерно так же, как Римская Империя - с нынешней Италией. Современное итальянское национальное самосознание выросло не из имперской идеологии Древнего Рима, а из итальянских феодальных государств эпохи Возрождения, таких как Флоренция, Венеция, Генуя и т.д.

Влияние русского и персидского

Дело в том, что Римской Империи нет уже более 1500 лет, и она была сметена, полностью уничтожена и раздавлена варварами. То есть произошла катастрофа, в результате которой погибло все: народ, государство, страна, ее культура и цивилизация. Прервалась связь времен. Этого не произошло в Турции. Османская Империя существовала еще примерно 90 лет назад и на протяжении предшествовавших 500 лет, она никогда не была завоевана или порабощена каким-либо государством. Напротив, одержав в XX веке блестящие военные победы над странами Антанты – Великобританией и Францией, - она плавно переродилась в Турецкую Республику. Таким образом, национальное мировоззрение современных турков напрямую выросло из имперского, османского самосознания, реформированного и получившего новое наполнение в годы правления младотурков.

Азербайджанская ментальность формировалась в несколько иной социальной, культурной и исторической среде. В силу исторических причин население Азербайджана, в прошлом входившего в состав Российской Империи, СССР и Ирана, испытало большое влияние русского и персидского языков, культуры и ментальности. Так, отличие азербайджанского менталитета от турецкого в немалой степени обусловлено тем, что ханства Азербайджана в 1813-1828 г.г. потеряли независимость, войдя в состав Российской Империи. Хотя повторная независимость была завоевана в 1918 году, после распада Российской Империи, уже в 1920 году Красная Армия вновь заняла Азербайджан, который пробыл в составе СССР до 1991 года. В плане исторической судьбы Азербайджан имеет много общего с Украиной, которая несколько столетий назад также была завоевана и поделена захватчиками.

Сходство национального характера итальянцев и азербайджанцев

Возвращаясь к Италии, необходимо отметить, что в характере итальянцев не присутствуют ни элементы великодержавного национализма, ни национализма малочисленного, но амбициозного народа, который обычно представляет собой сочетание мании величия, мании преследования и тщательно скрываемого комплекса неполноценности. Как уже отмечалось, патриотизм итальянцев коренится больше в гордости своим культурным наследием – искусством, архитектурой, музыкой, кухней, обычаями, стилем жизни. В этом заключается сходство национального характера итальянцев и азербайджанцев.

Однако есть и различия. В частности, немаловажное отличие итальянской истории от азербайджанской и, например, украинской заключается в том, что средневековые феодальные государства Италии никогда полностью не теряли своей независимости. Несмотря на то что некоторые северные территории Италии были одно время захвачены Австрией, южные и центральные – Испанией, а остров Сицилия более 300 лет находился под властью Арабского Халифата, вся Италия никогда не была тотально оккупирована и превращена в колонию другого государства.

Напротив, небольшие средневековые итальянские государства, такие как Венецианская Республика, часто представляли собой значительную финансовую и военную силу и успешно воевали даже с такими гигантами, как Османская Империя. Именно поэтому итальянцы не считают свои национальные права грубо попранными, не видят себя в роли жертвы и не испытывают особой боли и сожаления в связи со своей исторической судьбой.

В частности, характеру итальянцев, никогда полностью не терявших национальной независимости, не свойственен постколониальный синдром, характерный для психологии жителей многих республик бывшего СССР, в том числе Азербайджана и Украины. Этот синдром проявляется в попытках окончательно освободиться от колониального наследия, в частности доминирования в обществе чужих, навязанных когда-то захватчиками, языков, традиций и идеологий, а также в спорах вокруг собственной национально-культурной идентичности, попытках сформулировать свою национальную идею, самоутвердиться и занять достойное место в сообществе независимых наций и государств. Но это тема отдельного разговора.

Фарид Алекперли,
Доктор исторических наук, институт рукописей НАНА

Просто вынуждает нас сделать реверанс и в сторону Азербайджана, чтобы не обидеть вечных стран-соперников в регионе!
К тому же, происхождение азербайджанцев не так просто, как принято думать!

Искусственный народ

Как и мордва , азербайджанцы - современный термин, который использовался для общего обозначения народов Кавказа, проживавших в одноименной провинции Ирана "Иранском Азербайджане" и вокруг озера Урмия.
Он стал широко употребим, когда СССР включил половину "большого Азербайджана" в свой состав, назвав это образование Азербайджанской ССР.
Такой примитивный подход позволял отнести этот сложный этнос к одной единице, но совершенно игнорировал многочисленные различия.
Ведь даже население Азербайджана и его иранской части довольно сильно различается.

Первоначально, Азербайджаном назвалась область Атропатена (Северная Мидия), что переводится как "земля Атурпата", которая занимала юг Азербайджана нынешнего и часть Иранского Азербайджана.

Атурпат - "хранитель огня", иранское имя зороастрийского происхождения, который был легендарным царем этих мест. Собственно с приходом индоевропейцев сюда и начинается история Азербайджана.

Компоненты азербайджанского народа

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется "страной огня", хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.
Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.
Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.
И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов - сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Азербайджанцы, как народ, сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в.
В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов.
С. Гаджиева (известный дагестанский ученый-этнограф)

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.
Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Мнение генетиков

Хаджи-Мурат, хотя и не азербайджанец

Генетики любят все запутывать.
Так вышло и с азербайджанцами. Согласно их данным, генетический след тюрок довольно слаб и принадлежал узкой группе мужчин , вероятно элите тюрок, которые набирали себе гаремы среди местных женщин.
А вот большинство азербайджанцев имеют гаплотипы автохтонных народов Кавказа, что подчеркивает их весомую роль к складывании народа.
Значительно и распространение группы R1B и типичной для Ближнего Востока G.
А вот доля иранской R1A довольно скромна...
Это опровергает мнение о высокой доле персов, в генезисе азербайджанцев.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы - европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Мнение лингвистов

Здесь роль специалистов по языку не слишком существенна: азербайджанцы говорят на тюркском языке, огузской группы, с сильным влияние языков кыпчакской группы (иранских).
Скорее всего, это второй язык, который азербайджанцы восприняли от тюркских завоевателей, а вот данных об их исходном языке не сохранилось.


Так от кого же произошли азербайджанцы?

Суммируя все данные: азербайджанцы - неоднократно смешанный народ.
Исходный субстрат из аборигенов Кавказа получил сначала индоарийское влияние от Мидии до Парфии, а затем тюркское. Последние оказало решающее воздействие на язык и религию народа, но довольно слабо сказалось на антропологии населения!

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии…
Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении.
Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа
В. Алексеев (российский антрополог)

Нынешние азербайджанцы культурно и лингвистически близки туркам, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.