Как мужик двух генералов прокормил анализ. Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил Мужик двух генералов прокормил анализ кратко

  • А. С. Пушкин «Дубровский» Н. В. Гоголь «Ревизор» И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» , 6.82kb.
  • , 71.33kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», , 16.45kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил , 106.2kb.
  • Тема урока: М. Е. Салтыков Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков , 39.35kb.
  • М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». , 33.98kb.
  • Т
    Быкова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ МООШ №4
    ема урока:
    М.Е.Салтыков- Щедрин.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    (анализ произведения).

    Цели урока:

    • образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
    • развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную и письменную монологическую речь;
    • воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

    Оборудование: материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, рабочие тетради учащихся по литературе, учебник-хрестоматия по литературе.

    Ход урока:

    1. Организационный момент: проверить готовность класса к уроку, учащиеся проверяют свое рабочее место.
    2. Активизация знаний учащихся. Вступление в тему урока.
    – Правда! Правда, всегда одна! Дважды два четыре и в жизни, и в искусстве. Добро и зло, правда и ложь, верность и предательство и в книге, и в жизни одинаковы. Вспоминая свой жизненный опыт, вы можете привести подтверждением народные изречения: «Слово правды весь мир перевесит»; «За правое дело стой смело»; «Правда глаза колет»; «Все минет, одна правда останется».

    Да-да, правда одна. Но! Правда, одна, но пути к ней разные.

    – Как вы считаете, что это за пути?!

    – А почему на уроке литературы я сегодня заговорила о таком понятии – «правда»?

    1. Сообщение темы урока.
    – Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Чтобы понять М.Е. Салтыкова-Щедрина как человека, недостаточно посмотреть на его портрет, недостаточно ознакомиться с фактами его биографии. Настоящий писатель – это огромный и неисчерпаемый мир. Открыть его, конечно, помогут произведения.

    Итак, мы проанализируем сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», чтобы ответить на следующие вопросы:

    Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

    Почему Щедрин смог сказать эту правду?

    1. Анализ произведения:
    а) первичное впечатление;

    – Вы прочитали сказку до конца, что показалось вам смешным, а что – грустным?

    – Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор?

    Взаимоотношение власти и народа.

    – Что вы знаете о реформах 1860-х годов? (В первую очередь учащиеся называют отмену крепостного права ) С этой точки зрения, какова же проблематика произведения?

    Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства.

    б) словарная работа;

    – Просмотрите свой текст и назовите элементы русской сказки в тексте (дома подчеркивают карандашом).

    Сказочный зачин: «жили-были два генерала», перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» – из известной русской сказки о Емеле и волшебной щуке; сказочные выражения: «сказано – сделано», «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

    Распечатка выражений:

    • Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны. То в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
    • Сказано – сделано . Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
    • Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужчину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
    • Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
    • Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
    + В народных сказках все эти выражения служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. Здесь же они несут иронический смысл, насмешку.

    в) активная беседа, проверка домашнего задания;

    – Какое событие не вписывается в сказочный сюжет?

    Причина, по которой произошло странное событие перемещение на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданное для себя наказаны.

    – Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается?

    Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

    – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»?

    Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

    Растерянность, удивление, отчаяние.

    – Вспомните: в чем особенность текстов в найденной генералами газете?

    Найденные обрывки газет сообщают только о роскошных утонченных пиршествах

    + «дабы все гости получили по куску».

    – Это не пир, это – праздник жизни для избранных.

    Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей.

    – Подтвердите свои высказывания текстом (стр. 239)

    – Попытаемся определить, какой литературный прием использует автор? Откройте рабочие тетради, перечитайте основные приемы в творчестве М.Е.Салыкова- Щедрина.

    Это гротеск.

    – «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?

    Гипербола.

    – В чем смысл художественного преувеличения?

    + Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом».

    – «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл!»?

    Мужик, русский мужик.

    – Чем отличается от генералов мужик? Можете зачитать фрагмент текста (стр.242)

    + «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.

    – Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются?

    + «Лежебок!»

    – А можно ли предположить, что не только генералы набрасываются на русского мужика, но и автор?! Почему возмущаются генералы нам понятно, а почему автор…?

    Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется.

    – Какие трудовые умения мужика помогают генералам не только выжить на необитаемом острове, но и возвратиться домой?

    + Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

    « … и к вечеру веревочка была готова», – для кого веревочка?! В чем смысл этого момента?

    Автор еще раз подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

    – Определите литературный прием (гипербола). Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.

    – Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков – что это за литературный прием?

    Гротеск.

    – Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

    Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.

    г) работа в тетрадях;

    – Сформулируйте письменные ответы на вопросы: как М.Е.Салтыков- Щедрин относится к мужику? В чем смысл противопоставления мужика и генералов?

    – Вновь обращаемся к монографии Алексея Сергеевича Бушмина: « Щедрин был великим народолюбцем. Он любил народ без слепого преклонения перед ним, так как понимал сильные стороны народной массы, но не менее зорко видел и слабые стороны ее…». Двустороннее отношение к народу – любящее и критическое.

    – Показать, что мужик беден во всех отношениях и прежде всего беден сознанием.

    д) сжатый пересказ развязки «Повести…»;

    – Развязка, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужик!»

    1. Домашнее задание:
    – А что бы случилось с генералами на необитаемом острове, если бы они не встретили мужика? (высказывают свои мнения)

    Ответ на этот вопрос мы можете найти в сказке «Дикий помещик».

    1. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и учащихся.
    – Вернемся к началу нашего урока и посмотрим на вопросы:
    • Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?
    • Почему Щедрин смог сказать эту правду?
    + М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…

    Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.

    В-третьих, кто не работает, тот ест.

    В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом, поэтому и живет плохо.

    – Это правда? Да, это все правда. А почему автор смог сказать эту правду?

    Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена несправедлива.

    Основными героями сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» являются, как это ни удивительно, один крестьянин и два генерала.

    Оба генерала являются бывшими чиновниками, которые всю свою жизнь посвятили работе в регистратуре, и, следовательно, ничего в этой жизни не умели и не понимали. Генералы живут в Петербурге, оба являются чиновниками 4-го класса, имеют отличную пенсию и ни в чем не нуждаются.

    Генералы – необразованные, глупые люди, они абсолютно неприспособленные к жизни. Они не читали книг, у них маленький словарный запас, и они даже не подозревают, откуда берется еда на их столах.

    В какой-то момент генералы оказываются на необитаемом острове. Вокруг ни души, а кушать генералом хочется. Вдруг они находят крестьянина, и заставляют его работать на них. Крестьянин, будучи покорным и забитым человеком, полностью подчиняется изуверам. Он не способен дать отпор своим новым хозяевам.

    Генералы отдохнули, генералы наелись, генералам стало скучно, и они решают вернуться в родные дома. Они заставляют крестьянина построить маленький кораблик, и все вместе плывут домой. Разумеется, генералы и не думают помочь своему «слуге», они лишь едят селедку, которую он ловит, и ругают его за тунеядство. Мол, вот ведь глупый и ленивый мужик, не может даже ветер успокоить.

    В конце концов, наши герои все-таки приплыли в Петербург. И тут читатель может подумать, что генералы вновь показали себя плохими людьми и не отблагодарили крестьянина за свое спасение. Но нет – они отправили ему аж рюмку водки. И целых пять копеек! Веселись, мол, мужик!

    Этой сказкой Салтыков-Щедрин хотел показать всю мерзость российского общества того времени. Генералы, будучи людьми темными, невежественными, ни к чему неспособными, находят себе простого мужика и делают из него своего холопа. А мужик, в свою очередь, будучи человеком робким, не может сказать нет злым генералам. Хотя именно они находятся в зависимости от крестьянина, и никак не наоборот.

    Описание героев

    Несколько интересных сочинений

    • Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение

      Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.

    • Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история

      В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга.

    • Лето мое самое любимое время года. Потому, что каждый день летних каникул наполнен яркими впечатлениями, новыми событиями, интересными знакомствами.

    • Твір роздум Справжній друг

      Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати

    • Сочинение по картине Васнецова Царевна-несмеяна

      Российский живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину «Несмеяна-Царевна» в период с 1916 по 1926 год. Некоторые критики высказывают мнение, что полотно отражает положение России в то время.

    История создания

    Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

    Смысл названия

    Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

    Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.

    Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

    Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

    Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

    Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

    Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

    Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

    Проблематика

    Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

    «Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

    Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

    Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературе в 7 классе

    Районный семинар

    для заместителей директоров

    по учебно-воспитательной работе,

    16.02.2012

    ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник

    (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

    ЦЕЛИ УРОКА: образовательные

    1. углубить знание учащихся о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
    2. на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.

    развивающие

    1. сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

    воспитательная

    1. воспитать читателя с активной гражданской позицией;

    ЭПИГРАФ УРОКА: Я писатель. И в этом моё призванье.

    Салтыков-Щедрин М.Е.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

    ТЕХНОЛОГИИ УРОКА: 1. Групповая технология.

    2. Информационно-коммуникационная технология.

    3. Здоровьесберегающая технология – элементы.

    4. Игровая – элементы.

    5.Личностно-ориентированная.

    6.Проектная.

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

    1. Опрос. Эвристическая беседа:

    - Сегодня мы с вами подведем итог нашей работы за несколько предыдущих уроков по творчеству замечательного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. И по результатам плодотворной работы создадим литературный буклет-путеводитель в мастерскую писателя-сатирика из тех материалов, что лежат у вас на столах.

    Итак, на этом уроке мы с вами прочитаем и разберём «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

    Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?

    (Сказка – повествовательное произведение устного

    Народного творчества о вымышленных лицах и

    Событиях.)

    Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки

    (Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михааил Евграфович Салтыков-Щедрин.)

    Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было пр о фессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем з а помнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно о т личался от большинства чиновников.

    Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».

    А что вы знаете о писателе?

    (Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.

    В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказо ч ный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению прих о дилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с наро д ной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозмо ж ными фантасмагориями, содержанием для которых служило б о гатство, а еще более - генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»

    Что же это были за люди? Отец - Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. С е мья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное пол о жение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несча с тливым.

    Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам полож е ние Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного им е ния, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отн о шениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.

    Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образов а ние. К шести годам Михаил легко общается на французском и н е мецком. Быстро выучивается писать по-русски.

    С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными з а писками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.

    После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а п о том в Твери, где он активно содействовал продвижению крест ь янской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обр а щения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

    В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим по д обнее.

    Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоп о вым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Ро д нят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. С о рвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.)

    1. Аналитическая беседа

    - Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича мы читали?

    (Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)

    А о чём эти сказки, ребята?

    (Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках)

    А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?

    (Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)

    Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?

    (да)

    Правильно, а в каком веке живем мы с вами?

    (в 21 веке)

    А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?

    (да)

    Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!

    (потому что они отражают идеал настоящего героя

    Времени-активного сильного)

    Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?

    (это тот, кто живёт в одно время с кем-то)

    Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…

    Итак, обратите внимание на наш литературный буклет, тема сегодняшнего урока М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник. «Я писатель. В этом моё призвание».

    Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя.В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык» , помогающий избегать жесткой цензуры.

    Ребята, в наших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит?

    Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.

    Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?

    (Она высмеивает какой-либо порок)

    Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.

    4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Ну а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

    (просмотр фрагмента мультфильма)

    Ребята, понравился вам мультфильм?

    (да)

    - В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом, ну-ка откройте-ка наш буклет, он обязательно вам поможет ?

    (Зачин – жили да были;

    Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

    Музыкальная интонация;

    Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

    Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

    Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

    Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

    (Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни , в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

    Конечно, делая акцент в названии на слово п овесть , Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века , и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

    Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?

    (Антитеза - противопоставление явлений понятий, контрастных образов)

    В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

    (Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)

    Молодцы. Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести. Миша, пожалуйста.

    Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…

    Кто герои повести и как их характеризует автор?

    (Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)

    А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.

    А какие люди состоят в регистратуре на службе?

    (Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)

    Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:

    Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
    - Да, - отвечал другой генерал, - признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

    И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание

    Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?

    Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».

    Какую газету находят генералы на острове?

    (Московские ведомости)

    О каких новостях узнают из неё генералы?

    («Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»)

    Какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?

    (Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, подстать генералам.)

    Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой - попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).

    Давайте прочтём её.

    …Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…

    Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль.Какая?

    (найти мужика)

    А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

    Как мы можем обозначить момент появления мужика?

    (Появление мужика - кульминационный момент.)

    Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?

    (Сцена появления работника подчинена авторской идее - показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)

    Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…

    Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…

    …И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

    Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…

    Каким представляется вам мужик?

    (Смекалистым, находчивым, покорным)

    Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?

    …Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)

    Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.

    5. Тестирование (закрепление)

    Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 5 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.

    6. Физкультминутка

    Время вышло, положите работы одна на другую в центр стола.

    А теперь, прежде чем перейти к самому ответственному этапу урока, немножко отдохнём, внимательно проследите глазками за появляющимися на экране предметами.

    7. Кульминационный этап урока (Систематизация знаний по творчеству Салтыкова-Щедрина – составление литературного буклета)

    Вот и пришло время собрать наш литературный буклет воедино. Внимание на экран. Здесь 5 загадок, отгадав их и посовещавшись, вы правильно выстроите порядок листов в вашей книге, для начала попробуем составить коллективно по одной книжице, а в случае удачи, создадим такую же для каждого, и она обязательно вам поможет получить отличную оценку.

    Звучит музыка.

    1. Тема нашего урока.
      1. Мой вопрос совсем не трудный,
      Он про жанр литературный.
      Волшебство, фольклор, добро
      Отгадайте-ка его…

      2. Жил да был, родился, вырос,
      В школу с армией сходил.
      Записал все на папирус
      И в учебник угодил.

      3. Третий лист узнать несложно:
      Красный цвет, красивый шрифт,
      Там найти Эзопа можно,
      Вам поможет алфавит.


    4. У врача приём особый,
    Принимает балом мэр,
    Салтыков-Щедрин с приёмом
    Угодил на жёлтый цвет…

    5. Три героя, антитеза,
    Да еще три главных среза,
    Аллегория, гротеск-
    Анализируем здесь текст.

    6. Вроде в прошлом жил писатель,
    Но таланта почитатель
    В наше время без труда
    Отыскался на века.

    Ну вот буклет и готов… ребята, получился у нас краткий путеводитель по творчеству Салтыкова-Щедрина?

    (да)

    Поможет он вам в изучении творчества писателя?

    (да)

    8. Итог урока.

    Яркая красочная наша книжечка-помощница. Давайте-ка полистаем и вспомним все о чем сегодня говорили. Как называется наша книга? Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?

    (сатирической сказке)

    Однако на уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?

    (Да)

    Откроем последний лист нашего литературного буклета. В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?

    (потому что каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать

    И болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)

    Книга щедринских сказок - это живая картина российского общества, раздираемого противоречи я ми и по сей день.

    9. Домашнее задание

    Подготовить сообщение по любой из страниц буклета


    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин

    Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880— 1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

    2) Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » относится к жанру сатирической литературной сказки.

    Литературная сказка — эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они —- явления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

    «Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

    3) Характеристика героев сказки.

    Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в казначейство и сколько тут денег загребли».

    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

    Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают)

    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

    Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)

    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

    Образ мужика.
    Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.
    Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «...начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

    4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

    Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.
    Сатирические приемы, которые используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:
    Гротеск — предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
    Сарказм — едкое выражение насмешки.
    Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.
    Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.
    Гипербола — сильное преувеличение.
    Фантастика — способ изображения действительности в нереальном виде.
    Ирония — способ выражения насмешки.

    Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)