Художественные особенности сказки М. Е

Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказки» - это своеобразный итог
художественной деятельности писателя,
так как они создавались на завершающем
этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение
четырех лет, с 1882 по 1886 год.
02.04.2017
2

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» - это соотношение социального
и общечеловеческого в творчестве СалтыковаЩедрина М.Е.
Задание к классу:
- Объяснить это высказывание (что такое
социальное и общечеловеческое)?
- Какой прием использует автор при определении
читательского назначения сказок «для детей
изрядного возраста»? Почему?

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

Сопоставительный анализ.
- Общие черты?
- Отличительные черты?

Общие черты

Сказки СалтыковаЩедрина
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Сказки русского
народа
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные черты

Сказки СалтыковаЩедрина
Сатира
Сарказм
Смешение категорий
добра и зла
Нет положительного
героя
Уподобление человека
животному
Сказки русского
народа
Юмор
Гипербола
Победа добра над
злом
Положительный герой
Очеловечивание
животных

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Проблематика
Самодержавие и угнетенный народ
(«Медведь на воеводстве», «Орелмеценат»)
Отношения мужика и барина
Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов
прокормил»)
Положение народа («Коняга»,
«Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)
Правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)
Художественные
особенности
Фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная
лексика)
Гротеск (переплетение
фантастики и реальности)
Эзопов язык (иносказание
и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм
и реальная фантазия)
Обличение через отрицание
(показ дикости
и бездуховности)
Гиперболизация

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

Сатирические приемы, используемые
в сказках писателем.
ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где
истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;
сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая
явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание
реального и фантастического, нарушение границ
правдоподобия;
иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый
за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании;
гипербола - чрезмерное преувеличение.

Примерный план анализа сказки

Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц
раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального

Ответ оставил: Гость

Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. «Отцы» осуждают и не понимают собственных «детей». А те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. В моем сочинении речь пойдет о романе Тургенева «Отцы и дети» как об одном из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни проблемы «отцов и детей».Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство.Образ Базарова – это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется положительным качеством. Так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу обществу.Часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга. Цель критики – доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, «отцы» осуждают «детей», а «дети» – в свою очередь, «отцов», и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.У главного героя романа – Евгения Базарова – удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но, вместе с тем, в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.К недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь.В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения – Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристику: «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец...».Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович – поколение либерального дворянства. У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров говорит, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров.Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. Дуэль между Базаровым и Кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. Конфликт между поколениями приобретает глобальные масштабы.Время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за «детьми». В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

Ответ оставил: Гость

Так как он спас анастасию

Ответ оставил: Гость

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.
Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”. Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.
Базаров - нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”.
Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.
Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.
Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. “Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Ответ оставил: Гость

После встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров попал в плен отрицаемой им ранее романтической любви. Все, что ранее Базаров - нигилист отрицал, входит в его жизнь, заставляя героя изменить своим убеждениям. В 18 главе происходит объяснение героев. Если быть более точным, Анна Сергеевна провоцирует Базарова на объяснение. И герой со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви. Тургенев пишет о чувствах Базарова как о страсти "сильной и тяжелой", "похожей на злобу". К такому повороту в отношениях Анна Сергеевна не готова. Ей был интересен Базаров, отличающийся от всех ее прежних знакомых умом, развитым мышлением, самостоятельностью, независимостью. Искренний порыв Базарова пугает изнеженную аристократку. Одинцова привыкла жить "рассудком", а не чувствами, ей стало страшно. Базаров не испугался собственного чувства, он сумел признаться в том, что любит. Если бы Анна Сергеевна приняла предложение Базарова, то ей пришлось бы менять порядок жизни, к которому она уже привыкла. Кроме этого, нельзя не отметить, что такое сильное чувство, которое зародилось в душе Базарова, требует в ответ не менее сильного чувства. К этому Анна Сергеевна не готова. За последние несколько лет она привыкла все делать только для себя и любит она только себя. Она размышляет: "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". Причина расставания героев заключается в бескомпромиссности Базарова и в том, что Анна Сергеевна не смогла или не захотела преодолеть свою рассудочность.

Кни-га «Сказок» создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сбор-ник вошли основные сатирические темы, над которыми ра-ботал писатель в разные периоды своего творчества. Все произведения составляют фрагменты единого целого, и их можно разделить на несколько групп: сатира на правитель-ство и жизнь высшего сословия («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух ге-нералов прокормил» и др.), сатира на интеллигентов-либералов («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист» и др.), сказки о народе («Коняга», «Кисель»). Жанр сказки позволил сатирику представить обобщения более широкими и емкими, укрупнить масш-таб изображаемого и придать ему эпический характер. Использование традиции народной сказки о животных помогает М. Е. Салтыкову-Щедрину показать типич-ность людских пороков, не обращаясь к подробностям. «Эзопов язык» позволяет сатирику обратиться к самым ши-роким слоям общества.

Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя как традиционные приемы, встречающиеся в устном на-родном творчестве, так и авторские находки, превращаю-щие произведение в едкую социально-политическую са-тиру.

Сказка «Дикий помещик» (1869) представляет сатиру на хозяев жизни. Начинается сказка традиционным на-родным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…», но уже в первом абзаце стано-вится ясно, что перед читателем очень «современная» ис-тория, потому что герой сказки — помещик, да еще «был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Всем доволен был герой, но одна забота его беспокоила — «много развелось в на-шем царстве мужика!» Старания помещика «сократить» мужика в итоге увенчались успехом: «Куда девался му-жик — никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». Од-нако не только автор, но и все окружающие помещика называют его «глупым»: крестьяне, актер Садовский, ге-нералы, капитан-исправник. Эпитет этот в рамках сказки становится постоянным и выполняет лейтмотивную функцию.

Лишившись крестьян, герой постепенно деградирует и превращается в зверя. Салтыков-Щедрин использует в опи-сании помещика гротеск, доводя его до реализованной мета-форы «совсем одичать», что и становится кульминацией сю-жета: «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, слов-но древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораз-дельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Материал с сайта

Образ народа в сказке. Изображение крестьян в сказке сопровождается включением приема аллегории: «Как на-рочно, в это время чрез губернский город летел отроивший-ся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Не случайно писатель говорит о мужицком «рое»: здесь воз-никает ассоциация с образом пчелы, традиционно считаю-щейся символом трудолюбия. Именно простой мужик, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, и является первоосно-вой жизни, т. к. с его «водворением» в усадьбу глупого поме-щика жизнь последнего обретает опять человеческий харак-тер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • дикий помещик гротеск
  • образы-символы в сказке дикий помещик
  • художественные проблемы в сказке дикий помещик
  • примеры эпитетов в сказке дикий помещик
  • сказки салтыкова-щедрина дикий помещик художественные особенности

УРОК 80. «В высшей степени правдив и человечен». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».

Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и…

Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Вопросы классу

Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?

Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну.

Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».

Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.

15 января 1826 года — родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в «Пошехонской старине».

1836 год — Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.

1838 год — в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.

1844—1848 годы — служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».

26 апреля 1848 год — лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.

1857—1863 годы — циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.

1858—1868 годы — государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».

1868—1884 годы — Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о свержении существующего строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши». Роман «История одного города».

70-е годы — болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.

1880 год — отдельное издание «Господ Головлевых».

80-е годы — раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.

1884 год — закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».

28 апреля 1889 года — Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.

В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».

Итоговые вопросы

  1. Какова связь между стихотворением Пушкина «Пророк» и жизнью Салтыкова-Щедрина?
  2. Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?

УРОК 81. «Хотя животные, а все-таки цари…» Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:

  1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
  2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)
  3. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.
  1. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?

    Правительственные круги и господствующее сословие;

    обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;

    бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;

    бездуховность.

  2. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

    а) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

    сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

    гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

  3. б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

    в) гипербола — чрезмерное преувеличение.

На примере сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным.

В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в «Сказках». Эти сведения школьники могут записать в виде таблицы:

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Проблематика

Художественные особенности

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», « Орел-меценат ») Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Гротеск (переплетение фантастики и реальности)
Положение народа («Коняга», «Кисель») Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Подлость буржуазии («Либерал», « Карась-идеалист ») Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Гиперболизация

В слабом классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города».

Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа «История одного города»:

лесная трущоба — город Глупов;

Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники;

лесные мужики — глуповцы.

Справка из словаря С. И. Ожегова:

трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал».

Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

Почему же сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства:

Лев — Александр III,

Осел — Победоносцев,

Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)

  1. Анализ сказки, прочитанной дома.
  2. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
  3. Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Примерный план анализа сказки

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности образов сказки:
    а) образы-символы;
    б) своеобразие животных;
    в) близость к народным сказкам.
  5. Сатирические приемы, использованные автором.
  6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

УРОКИ 82—83 . «Мрак времен». Замысел, история создания, жанр и композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников

В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись градоначальникам».

Вопросы на выявление восприятия

  1. Что обозначает слово «опись»?
  2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?
  3. Это оговорка писателя или нет?

Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа.

Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?

Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков — размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

  1. Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.
  2. Внешность и черты характера.
  3. Методы управления.
  4. Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.
  5. Исторические аналогии.
  6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.
  7. Авторская позиция.

1-я группа отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

2-я группа — о Семене Константиновиче Двоекурове.

3-я группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.

4-я группа — о Василии Семеновиче Бородавкине.

5-я группа — об Иване Пантелеиче Прыще.

6-я группа — об Эрасте Андреевиче Грустилове.

7-я группа — об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники заметят приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

  1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
  2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
  3. Пародирование законодательных документов.
  4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
  5. Эзопов язык.

Таким образом, перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит — страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»).

Заключительную часть урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и выявлению их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.

Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска — органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом.

При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи «уравниловки» всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на самом факте поломки органчика.

  1. Действительно, а есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. „П…п… плю!“ — наконец вырвалось у него из уст; c этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».) Обратим внимание учащихся на необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка»; ведь в произведениях Салтыкова-Щедрина даже пейзаж сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И сломалась.
    Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и «естества» доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат — катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку — нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но, приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в -точь как за день тому назад».
  2. Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что он хотел покорить? (Природу — «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота». « По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».)
    Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел… История прекратила течение свое».
  3. О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?

Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:

а) появление «Оно» означает предсказание народной революции.

б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции.

А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»

Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести ». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства , поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!» — свято верит в его силы, в его живую душу.

При наличии времени на уроке внеклассного чтения можно рассмотреть сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь» в контексте с Библией.

Изучение творчества Салтыкова-Щедрина можно закончить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении.

1 А. Грибоедов.

Так как жанр произведения роман-эпопея, то в романе большое число действующих лиц, а в связи с этим и большое число сюжетных линий. Условно все сюжетные линии можно поделить на две части: во-первых, история жизни Григория Мелехова и тех героев, с кем он связан событиями личной жизни; во-вторых, история событий на Дону во время гражданской войны. Часть сюжетных линий развивается параллельно, некоторые из них не пересекаются, поэтому композиция произведения последовательная, с элементами параллельной. Автор использует прием антитезы, противопоставляя мирную жизнь казаков тому времени, когда началась война. Шолохов в романе использует большой документальный материал при описании военных действий. Таким образом он вводит в общее повествование внесюжетные элементы.

У романа открытый финал, т.е. повествование не закончено. Читатель может лишь предполагать как сложится дальнейшая судьба Григория. Шолохов намеренно останавливает рассказ о его судьбе.

Замысел

Над романом Шолохов работал несколько лет. Он собирает обширный документарный материал, поэтому в основу произведения положены достоверные события, в которых участвуют как реальные, так и вымышленные герои.

Интерес к эпохе, изображенной в романе, не случаен. Автор воссоздал почти десять лет, которые были насыщены множеством событий, некоторые из которых он описывает подробно, например, гражданскую войну на юге России. О некоторых событиях Шолохов упомянул по ходу повествования (революция, корниловский мятеж). Все описанные события интересовали автора лишь в той мере, насколько велико было их влияние на судьбы героев романа. Так, упоминая о П.М.В., Шолохов описывает лишь те сражения, участником которых был Григорий Мелихов. Именно там он впервые убил человека, о чем долго помнил и переживал, так как австриец был безоружен. Писатель подчеркивал подобными эпизодами что в Григории не было от природы заложено ни агрессивности, ни жестокости, таким его впоследствии и сделало время. Привычная жизнь, казалось бы, разрушена после революции 1917 года. В ходе повествования автор отразил мысль о том, что казачество не могло принять тех перемен, в результате которых их лишали привычных прав и привилегий, лишали того образа жизни, в котором состоял смысл их существования.

В романе автор противопоставляет два понятия: война и мир . Открыто Шолохов не заявляет о своей позиции, но весь сюжет произведения выстроен таким образом, что становится очевидным: война – это страшное зло, она калечит людей не только физически, но и убивает в них душу, лишает их многих человеческих качеств, привычных в мирное время. В качестве своеобразия можно отметить, что писатель не изображает широко и многосторонне поля боя и сражения. Чаще всего он ограничивается созданием общей панорамы, а затем переносит повествование на людей, чтобы подчеркнуть их состояние во время военных событий. Не описывает он также и каких-либо героических поступков.

Во-первых, в время мировой войны казаки ведут себя так, как принято в их среде: достойно, мужественно, то есть выполняют свой долг. Неслучайно Григорий награжден одной из высших солдатских наград – Георгиевским крестом. В то же время на фронтах гражданской войны, с точки зрения писателя, ни о каком геройстве речи идти не могло: шла братоубийственная война, а люди защищали не отечество, а определенные интересы противоборствующих сторон.

Бессмысленность гражданской войны Шолохов подчеркивает и тем, что его герои долго не могут определить, на чьей же стороне правда. Кто действительно представляет их интересы. Неслучайно Григорий несколько раз меняет своих сторонников, пытаясь разобраться в сложных, часто противоречивых, действиях каждой их сторон. Долог и мучителен путь героя к истине – для писателя было важно показать это. Автор намеренно не принимает точек зрения ни одной из сторон, не приукрашивает действительность, стремясь сохранить субъективность и достоверность.

Что же более всего не устраивало Григория, а вместе с ним и других казаков? Вероятно то, что каждая из сторон пыталась решить свои вопросы, отстаивая при этом интересы определенной группы людей. Григорий же убежден, что власть должна заботиться об условиях жизни каждого, а не кого-то избранного: белые – о возвращении прежней жизни, о возврате своих прав; новая власть – о малоимущих и нищих, что было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: чтобы накормить голодных считалось у богатых.

Казаки не могли принять подобного, так как все, что имели, было нажито собственным трудом.

Трагическая судьба донского казачества представлена на страницах романа полно и всесторонне. С точки зрения автора, это сословие всегда жило своим трудом, имело представления о вопросах морали и нравственности, верно служило своему Отечеству. Но в результате революционных преобразований привычный уклад их жизни был разрушен, они не могли примириться с этим и в результате гражданской войны многие из них погибли.

Исторические события так или иначе повлияли на судьбы многих, так, например, из большой семьи Мелеховых (их было не менее 10 человек, в живых в финале осталось только трое: Григорий, его сын и сестра). Трагичной можно назвать судьбу этих людей еще и потому, что они с трудом представляли, как они будут жить дальше, как сложится их судьба. Не случайно Шолохов прерывает повествование 1921 г., тем самым “он как бы дает возможность своим героям надеяться на лучшее будущее, хотя сам автор знает, что трагедия еще не завершена и в 30-е годы в период массовых репрессий многие казаки были подвержены?

Наряду с событиями общенационального масштаба Шолохов проявил большой интерес к жизни человека на уровне его быта, семьи , взаимоотношений с другими людьми. Описывая подробно семью Мелеховых, писатель отразил типичные взаимоотношения, традиционный уклад, мир чувств героев. Именно поэтому он повествует о сложных отношениях Григория с двумя женщинами. Чувство любви многогранно, однозначных ответов, за что люди любят друг друга быть не может. Поэтому Григорию трудно разобраться, где его истинное счастье, он не может сделать окончательного выбора, т.к. каждая женщина по-своему дорога ему. Судьба приняла за него решение – лишила его обоих и в финале он остается один. Может быть, поэтому Григорий стремится вернуться в родной дом, где осталась у него последняя надежда на счастье – его сын.

Финал, композиция, эпизод

Очень важен во многих отношениях финал романа.

Во-первых, Григорий потерял почти все, что было у него в жизни: у него нет любимых и дорогих для него женщин, у него нет друзей, нет родителей, сестра вышла замуж за человека, которого Григорий не может понять, а тот, в свою очередь, убежден, что Григорий – враг.

Во-вторых, Григорий принимает для себя окончательное решение больше не воевать. Символично то, что он бросил в Дон все оружие, какое у него было.

В-третьих, автор подчеркивает в финале, насколько жестоко и беспощадно оказалось время и события по отношению к Григорию: за неполных десять лет, что прошли с начала романа, он постарел, поседел. Это измученный и бесконечно уставший человек, хотя по хронологии произведения ему всего лишь тридцать с небольшим лет.

В-четвертых, в финале автор ненавязчиво дает понять: в чем же истинный смысл жизни человека? В начале романа для Григория все было ясно: у него есть дом, земля, на которой он будет трудиться, у него будет семья, дети, о которых он будет заботиться, растить их согласно тем жизненным ценностям, на которых воспитан сам. Что бы ни происходило в его жизни потом, мечты его всегда возвращались к той довоенной жизни, где все было просто и понятно. И вот в финале романа он приходит к осознанию того, что если не вернется домой к сыну, чтобы попробовать жить так, как мечталось прежде, то и не стоит жить дальше – это бессмысленно. Автор оставил ему эту надежду на будущее. Система действующих лиц

Смысл названия

Роман автор назвал “Тихий Дон” далеко не случайно. Это понятие многозначно. Во-первых, Дон – это место коллективного проживания казаков, вся жизнь которых проходила на берегах этой реки. Дон присутствует на страницах романа не меньше, чем другие действующие лица. Автор описывает его в самые различные периоды: различные времена года, время суток.

Важные события в жизни героев особенно в первой книге происходят возле реки. Так, впервые обратили друг на друга внимание Григорий и Аксинья, когда встретились на берегу. Позднее их тайные встречи тоже как бы незримо охранял Дон. Пейзажные зарисовки этой реки могли быть как очень подробными, так и короткими, но очень яркими и запоминающимися: “По Дону … волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, а сверху – звездное просо”.

Во-вторых, роль и значение Дона автор подчеркнул в эпиграфе – отрывке из народных песен, где Дон назван батюшкой, что подчеркивало значение реки и в качестве кормильца (он позволял орошать безводные степи) и защитника (не раз спасал он казаков от вражеского преследования).

В-третьих, Дон – это своеобразный символ жизни. Как любая река, он течет, и нет ему конца, как и времени, что быстро течет и невозвратно.

Определение “тихий”, на первый взгляд, может показаться парадоксальным. Тихим и спокойным он был лишь внешне на поверхности, на глубине, где бьют многочисленные ключи, он стремителен.