Каменный лабиринт. «Каменные лабиринты» Карелии – Тайна тысячелетий

May 16th, 2015

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Взглянем на них подробнее …

Фото 2.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Фото 3.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Фото 4.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Фото 5.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

Фото 6.

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Фото 7.

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

Фото 8.

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Фото 9.

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

Фото 10.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Фото 11.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Фото 12.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально по крайней мере…»

источники

http://photo-drive.ru/Solovki-Labirinty.html

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7876

http://www.solovki.ca/old_09/labyrinth_solovki/labyrinth_solovki.php

Вот что я вам еще могу рассказать про лабиринты: вот например попробуйте пройти вот этот , а тут мы уже Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В Белом море , на маленьком конгломерате дальних островов России сконцентрировано самое большое на Земле количество лабиринтов. Несмотря на обилие теорий их возникновения, археологи и историки всё ещё не могут прийти к единому мнению о том, зачем и с какой целью они были созданы. Лабиринт - это один из самых загадочных символов планеты Земля - почему тысячи лет назад идея лабиринта одновременно появилась на всех населённых континентах мира?

Сегодня слово «лабиринт» используют для обозначения любой запутанной структуры. Однако у лабиринта есть важная ключевая характеристика. В отличие, например, от структуры пазлов или мозаики, в которой есть выбор хода и направления (многоходовость), лабиринт имеет лишь один не прерывающийся ход (одноходовость), который ведёт в центр.

Долгая история лабиринта

Слово «лабиринт» восходит к греческому слову «лабрис» , обозначающему знаменитый обоюдоострый топор минойцев с острова Крит, и «интос» , что значит «место» . Так что изначально лабиринт - это «дом обоюдоострого топора». Так называли Кносский дворцовый комплекс на острове Крит. В соответствии с греческой мифологией, критский царь Минос поручил ремесленнику Дедалу построить лабиринт для Минотавра - наполовину быка, наполовину человека, которого жена Миноса Пасифая родила от связи с быком. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар тоже были заточены в этом лабиринте. Соорудив из воска и перьев крылья, они смогли освободиться улетели из места своего заточения. Но молодой Икар решил подняться слишком близко к Солнцу. Воск в его крыльях расплавился, а сам он упал в Икарийское море и утонул. Легенда о Минотавре долгое время считалась мифом, пока археолог сэр Артур Эванс не нашёл остатки Кносского лабиринта в начале XX века.

Древняя мозаика, изображающая Кносский лабиринт и Минотавра

Несмотря на то, что на протяжении всей истории человечества встречаются разные модели лабиринтов, такие как лабиринт из семи, одиннадцати и двенадцати кругов, в Греции и по всему Средиземноморью с этими легендами ассоциировался только лабиринт из семи кругов. Сегодня Критским лабиринтом называют одноходовой лабиринт, который в семи концентрических изгибах формируется в направлении центра. Удивительно то, что семь оборотов лабиринта повторяют ход движения планеты Меркурий по звёздному небу. Вопрос в том, мог ли астроном древности записать ход Мекрурия и создать на его основе замкнутый символ? Понятно, что точного ответа на этот вопрос нет. Первое известное использование символа лабиринта из семи кругов было найдено на глиняной табличке в Микенском дворце города Пилос , Греция. Сам дворец был утрачен при пожаре примерно в 1200 году до н.э. Для изучения осталась только глиняная табличка, которая спеклась в том пожаре.

Схема лабиринта из семи кругов

Хотя лабиринт крепко связан с историей и мифологией Греции, как факт культуры он появился намного раньше легенды о Кноссе и Минотавре. 4000 лет назад был сооружён знаменитый древний лабиринт среди комплекса пирамид Аменемхета III в Хаваре (12ая династия, 1844-1797 гг. до н.э.). Лабиринт соединял двенадцать просторных камер, которые были связаны коридорами, коллонадами и шахтами. Центральная похоронная камера пирамиды царя была надёжно скрыта с помощью пересечения ходов и запечатанных камнями фальш-дверей.

Однако лабиринты Греции и Египта - это только вершина айсберга. Лабиринты присутствуют почти во всех мировых религиозных традициях. Они сформировали неотъемлемую часть многих культур и встречаются на всех заселённых континентах. Примерно одновременно с греческим лабиринтом в традиционной индейской культуре папаго появился предельно идентичный ему лабиринт Тохоно Одхам, символизирующий Иитои - «Человека в лабиринте» . Такой же узор имеет доисторический петроглиф на берегу реки в Гоа а также пещерные рисунки Северной Индии и петроглифы дольменов в горах Нилгири . На древних археологических монументах по всему миру найдено около 300 изображений различных лабиринтов. На вопросы о том, как одинаковый рисунок мог одновременно появиться в явно не связанных культурах, ответ пока не дан.

Хотя письменная история последние 4000 лет упоминает лабиринты, наиболее ранние из них намного старше и относятся к Неолиту, со времён которого по всей Европе, Скандинавии и России остались наскальные рисунки и каменные конструкции.

Лабиринты Большого Заяцкого острова

Соловецкие острова (или Соловки) - это архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу , Россия. Здесь обнаружено 35 лабиринтов эпохи Неолита . Местные жители дали им название «вавилоны» . Время их сооружения - около 3000 лет до н.э. Наиболее интересны каменные лабиринты Большого Заяцкого острова - это группа из 14 лабиринтов, расположенных на площади 0,4 км2. Они очень хорошо сохранились и были детально описаны, но споры об их функции ведутся до сих пор.

Кроме этих лабиринтов на острове найдено 850 каменных валов , многие из которых использовались как курганы. Также на острове есть сложенные из камней и помещённые в замкнутый контур солярные символы. Считается, что эти древние каменные лабиринты связаны с духовными практиками и древними верованиями и могут символизировать границу между материальным миром и миром духов - мифическим пристанищем смерти.

Лабиринты сложены из расставленных по земле булыжников. Установлено, что булыжники были собраны поблизости. Самый маленький лабиринт имеет около 6 метров в диаметре, самый крупный - до 25.4 метра . Ряды камней имеют спиралевидную форму, в некоторых случаях они сложены в две спирали. В этом случае узор лабиринта описывается как сплетение двух стремящихся к центру змей. Входы в лабиринты преимущественно расположены с южной стороны, и, хотя различают пять вариантов лабиринтов, у всех них есть только одна точка входа/выхода. Лабиринты Большого Заяцкого острова расположены с западной стороны, в то время как восточную часть острова занимают исключительно каменные валы. Хотя лабиринты поросли жёсткой островной растительностью, их формы отчётливо выделяются на земле.

Каменный лабиринт Большого Заяцкого острова

Зачем на Большом Заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей Соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху Неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н.Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л.Ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности - в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он объединяет форму круга и спирали в запутанную тропу. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

«Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено»

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория Карла Шустера и Эдмунда Карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог А.Л.Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают «входы» и «выходы» в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан «волшебный ключ» от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в «три мира», в соответствии с которыми наши предки считали, что Вселенная разделена на Нижний Мир, куда попадают души умерших, Средний Мир, включающий в себя физический план существования, и Вышний Мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.

Перевёл с английского Максим Сиренко

www.allrus.me/mystery-of-solovki-labyrinths/ - «Тайна Соловецких лабиринтов»

bit.ly/RRUgcc - Patterns that connect (Социальный символизм в трибалистском искусстве)

И. С. Манюхин.
Кижский вестник №7 П.2002

Лабиринт - мировой символ с трехтысячелетней историей. Идея ла-биринта имеет самые разные формы проявления: предметные, словесные, обрядовые. Это орнаменты и рисунки, искусственные ходы и дорожки, устройство подземных и наземных зданий, танцы, игры, религиозная и нравственная символика, сказания и повести наподобие древне-греческого мифа о Тезее и Минотавре.

Лабиринты есть во всех частях света у народов, стоящих на самых разных ступенях исторического развития - от каменного века до современности. Особое место в этой многоликой картине занимают каменные лабиринты Северной Европы, известные в Англии, Эстонии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Северной России на побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей. Общее число северных лабиринтов превы-шает 500, из них в Швеции находится около 300, Финляндии - пример-но 140, России - около 50, Норвегии - 20, Эстонии - 10, Англии - от-дельные лабиринты.

На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 - на Соловецких островах Архангельской области, несколько памятни-ков в Мурманской области в устье р. Поной, близ г. Кандалакши и п. Умба. Три лабиринта найдено на территории Карелии, один - в Чупинском зали-ве и два - на архипелаге Кузова. Имеются также сведения, что каменные лабиринты некогда существовали в устьях рек Кеми и Керети.

Все северные лабиринты сложены из некрупных камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а одинаковых конст-рукций встречаться на территориях, отделенных сотнями километров. Обобщающей работы по северным лабиринтам нет, но исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет. За это время был накоплен богатый фольклорный, этнографический и археологический материал.

Первый из карельских лабиринтов расположен на небольшом песчаном островке близ полуострова Красная Луда в северной части Чупинского залива (открыт сотрудником КГКМ И. М. Мулло). Во время отлива остров соединяется с берегом каменистой перемычкой. Сам лаби-ринт находится на высоте 2-2,5 м над морем. Он так плотно задернован, что отдельные составляющие его валуны не прослеживаются. Имеет подовальную форму диаметрами 8,6 и 9,5 м. Длина внешней окружности лаби-ринта приближается к 29 м, а внутренних ходов - к 160 м. В центре сооруже-ния находится куча из камней. Вход в него с востока - с материка.


Два других лабиринта острова Олешин на архипелаге Кузова распо-ложены на скалистой поверхности высотой около 25 м над уровнем мо-ря. Меньший по размерам лабиринт виден плохо. Среди плотного дерна прослеживаются только внешние его стенки диаметрами 6,3 и 5 м и сам вход. В 1,4 м от него находится второй лабиринт прекрасной сохранно-сти с четко различимыми очертаниями всей схемы и слагающих ее кам-ней. Овальная в плане выкладка имеет диаметры 9,4 и 11,6 м. Длина внешней стенки приближается к 34 м, внутренних ходов - к 180 м. По-среди лабиринта имеется куча камней с вертикально поставленным продолговатым валуном в центре. Для сооружения лабиринта использо-вано около 1000 небольших валунов и обломков скал.

Устройство большого лабиринта на острове Олешин и лабиринта на Красной Луде одинаково. В его основе лежат две спирали, развернутые во внутреннюю и внешнюю подковы. При этом радиальная и круговая стенки пересекаются, что лишает конструкцию выхода. Лабиринты с точно такой же схемой на Белом море мне неизвестны, но они есть в Финляндии (Уте), Швеции (о. Готланд, Висби), Англии (о-ва Силли). Однако было бы неправильно противопоставлять лабиринты Карелии соловецким или Кольским. Это явления одного культурного и хроноло-гического порядка.

Помимо ученых проникнуть в тайны северных лабиринтов пыта-лось и местное население. На Севере России лабиринты повсеместно называли "вавилонами", что отражало их затейливое, запутанное ус-тройство. Имеется несколько преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах. Наиболее раннее из них записано князьями Звенигородским и Васильчаковым в ожидании перего-воров со шведами в 1552 году. По преданию, два больших лабиринта у г. Колы сооружены королем Валитом или Валентом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев. "А в Варенге на побоище немецком Валит во славу свою, принесши с берега свои-ми руками, положил камень, а около него подола выкладено камень-ем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван тот оклад Вавилоном. И тот камень, что на Варенге, и по сей день словет Валитов камень". Такой же оклад был сооружен Валитом и на месте г. Колы, но он "за-вален, когда острог делали", т. е. в конце XVI века2. У населения Кандалакши также существует предание о возникновении местного лабиринта. Его относят ко времени Пугачева. "А почему же здесь у вас вавилон? А вот для примера, чтобы видно было... Положили, когда пугач еще был, до воли, - бежали сюда разные люди, после, как Пугача поймали, они и выклали"3. Возникновение лабиринтов на Соловецких островах связывают с Петром Великим. Первое упоминание о таком событии встречается у архимандрита Досифея, соста-вившего описание монастыря: "На острове Заяцком, близ коего стоял Российский флот, повелено было Государем (Петром Первым) со-орудить деревянную церковь во имя святого апостола Андрея... Также неподалеку от этой церкви был выкладен на земле в два ряда булыжных камней вавилон, или лабиринт, который и поныне ви-ден"4. Позднее строительство всех соловецких лабиринтов стали приписывать Петру Первому. В действительности никто из названных персонажей к строительству лабиринтов отношения не имел.

Обратимся теперь к фольклорному наследию Скандинавии и Фин-ляндии. Каменные лабиринты часто носят здесь имена городов или ук-реплений - "Троя", "Вавилон", "Ниневия", "Иерусалим". В Финляндии, кроме того, есть названия "Забор или дорога Великанов", "Игра Святого Петра", "Девичьи пляски" и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в этих ис-пользовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцева-ли. Такие обычаи - пример вторичного использования исторических памятников. В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хроноло-гии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой маги-ей, культом мертвых, приписывают им календарное значение.

Все исследователи отмечают связь лабиринтов с морским побере-жьем и островами, местами активной рыбной ловли. К примеру, все 156 лабиринтов провинции Норрланд на севере Швеции находятся близ рыболовных тоней 6. Подобное местоположение типично и для лабиринтов России. Вблизи кандалакшского лабиринта находится то-ня Питкуля. У п-ова Красная Луда близ лабиринта также было место рыбной ловли. Понойские лабиринты расположены в устье реки, яв-ляющейся важнейшим местом семужьего промысла, как и некогда существовавшие лабиринты в устьях рек Кеми и Керети. Соловецкие острова и Кузова тоже известны как места, богатые рыбой. Таким об-разом, многие лабиринты связаны не с морем вообще, а с местами активного рыболовства. Интересно, что даже на островах, например, таких крупных, как Соловецкий и Готланд, лабиринты "жмутся" к краю моря и отсутствуют вдали от него. Отсутствуют лабиринты на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера, которые в сознании древнего населения вполне могли ассоциироваться по своей величине с морями. У вепсов, например, Онежское озеро именовалось морем. Попытки связать лабиринты с охотой на морского зверя не выглядят убе-дительными, поскольку местоположение памятников далеко не всегда совпадает с местами скопления и миграций морского зверя. Нет основа-ний связывать лабиринты с культурой какой-то одной особой примор-ской народности. Наоборот, древние культуры морского побережья и материка во многом сходны. Существенным отличием морей от пресно-водных водоемов помимо Состава воды, флоры и фауны являются приливно-отливные колебания уровня воды, достигающие, к примеру, в гор-ле Белого моря 6 м, а в местах нахождения большинства лабиринтов -1,5-2 м. Не связаны ли лабиринты с этими колебаниями воды?

Положительно на этот вопрос попытались ответить известный российский археолог Н. Н. Турина 7 и карельский краевед И. М. Мулло 8, которые указывали на сходство лабиринтов и рыболовных ловушек. Одним из примитивных и древних по происхождению способов древней ловли являлась ловля с помощью так называемых убегов. Это был один из распространенных видов осеннего лова наваги в южной части Сорокской губы от сел Вирмы до Нюхчи. Убег представлял собой забор примитивной конструкции из хвойных и березовых веток, втыкаемых в морской грунт на отмелях около небольших морских заливов. Высота забора достигала двух, а длина - нескольких сотен метров. На расстоянии 20-30 м в такой стене делали ворота, где устанавливались мережи. Ры-ба, подходящая к берегу во время прилива, с отливом стремилась выйти обратно в море и, обходя забор, попадала в мережки. Рыбаки -"убежники" проводили на промысле долгое время. Осмотр ловушек осуществ-лялся спустя каждые 6 часов "через воду". Этим способом ловли поль-зовались в основном бедняки, не имевшие средств на более эффективные и современные средства ловли.

По мнению Н. Н. Гуриной, лабиринты могли символизировать именно такой или очень близкий ему способ лова. В пользу этого говорит ориентация выходов лабиринтов на берег, подобно мережам -"убежицам". На острове Большой Соловецкий небольшой полуостров с лабиринтами отделяет каменная перемычка. Два лабиринта на острове Большой Заяцкий соединены друг с другом каменной перемычкой, что, считает H. H. Гурина, напоминает стены "убегов". И наконец, среди лабиринтов Большого Заяцкого острова обнаружена каменная фигура, по форме напоминающая рыболовный снаряд типа "вентеря" или "мор-ды". В конечном счете лабиринты Беломорья связаны с промысловой магией, целью которой было обеспечить удачу в морском промысле. Такой вывод находит подтверждение и в этнографии "отсталых" наро-дов, когда лабиринты и лабиринтообразные фигуры служили символами умножения природных богатств9. По мнению И. М. Мулло, лабиринты - это лишь планы рыболовных ловушек. Подобные планы необходимы были древнему рыболову прежде всего для того, чтобы облегчить сооружение ловушек, для обозначения места, где были получены лучшие уловы ры-бы, и для указания принадлежности тони определенному роду. На-личие разных по конструкции лабиринтов свидетельствует о том, что древнее население края вылавливало не только мелкую рыбу -сельдь и навагу, но и более крупную - семгу. Об этом говорит и местоположение некоторых лабиринтов в устьях "семужьих" рек Поной, Кеми и Керети 10.

По моему мнению, лабиринты действительно имеют некоторое отдаленное сходство с рыболовными ловушками. Даже при первом рассмотре-нии трудно сопоставить такой рыболовный снаряд, как "убег", представ-ляющий в плане прямую линию, со сложным спиралевидным устройством лабиринта. Ловля морской рыбы, будь то морское побережье или берега нерестовой реки, не требовала таких сложных и хитроумных устройств.

Отрицание роли лабиринта как плана, макета или символа рыболовного снаряда совсем не противоречит его связи с промысловой магией, т. е. об-рядами, поверьями, церемониями, смысл которых заключался в том, чтобы обеспечить древним коллективам благополучие в рыболовном промысле, под которым могли подразумеваться не только хорошие уловы, но и бла-гоприятная погода, безопасность и т. п.

Большая группа ученых, в основном археологов, связывает лабиринты с культом мертвых. Доказательством этому служит соседство лаби-ринтов с древними могильниками в Южной Швеции, Северной Норве-гии и на Соловецких островах. В Южной Швеции лабиринты соседст-вуют с могильниками эпохи бронзы и времени викингов", в Северной Норвегии в районе Финмарка - с саамскими кладбищами XII-XVII вв.12 На Большом Заяцком острове археологами А. Я. Мартыновым и А. А. Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия13. Каменные кучи есть и вблизи лабиринтов на острове Олешин, хотя они не раскапывались. Лабиринты в подобных могли символизировать трудный и извилистый переход от жизни к смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира (фо-то). Так, H. H. Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов, предполагал, что они могли быть вместилищами душ умерших. Чтобы души умерших не могли вернуться к живым, сооружение делалось очень запутанным, состояло из узких ходов. Порой рядом с одним ла-биринтом сооружался другой с целью, что если бы душе умершего все же удалось выйти наружу, то она попала бы в него14.

Б. Ольсен предполагает, что лабиринт мог играть метафорическую роль в ритуалах, связанных с переходом от жизни к смерти. "Можно себе представить, что шаман входил в лабиринт, и это означало отделе-ние смерти индивида от его жизни. Присутствие внутри лабиринта оз-начало отделение от жизни на земле. Церемония заканчивалась тем, что шаман оставлял лабиринт как бы символизируя этим переход умершего в новую стадию"15.

Отметим, что далеко не везде лабиринты сопровождаются захороне-ниями. Например, на Красной Луде, терском берегу Белого моря и мно-гих других местах следы могильников не обнаружены.

Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным культом, придают им календарное значение. Подобные заявления вряд ли верны. Конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в них не угадываются какая-либо цикличность или общие законо-мерности, которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же глубокие познания в астрономии, составление календарей в древности в большей степени были свойственны южным земледельческим народам (Египет, Месопотамия) и в меньшей присущи охотникам и рыбо-ловам таежной и тундровой зон.

По мнению некоторых ученых, две первые основные гипотезы, связывающие лабиринты с рыболовством и культом мертвых, не противо-речат, а дополняют друг друга. Так, А. А. Куратов предполагает, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды умножения добычи, инициа-ции и т. п.16 Подобное предположение для северных лабиринтов выска-зывал и известный русский этнограф В. П. Кабо, который исследовал назначение лабиринтов у аборигенов Австралии. Изображения лабирин-тов на камнях, деревьях, земле были связаны у аборигенов Австралии с представлениями о "нижнем мире". Около них совершались обряды умножения добычи, инициации и другие культовые действия17.

Действительно, назначение лабиринтов трудно определенно связать с какой-либо одной идеей. Возможно, в разных частях Северной Евро-пы их функции отличались. Назначение памятников могло изменяться с течением времени. Первоначально их могли использовать для промыс-ловой магии, затем связывать с культом мертвых и погребальными це-ремониями, а в современности использовали для проведения народных праздников. Магическая фигура лабиринта вызывала и вызывает самые разные ассоциации и формы осмысления.

Когда были построены северные лабиринты из камня? Отечественная наука в основном приписывает лабиринтам довольно раннее проис-хождение - до нашей эры. Зарубежные авторы, как правило, относят эти памятники к средним векам и даже более позднему времени вплоть до XIX столетия. Кто прав? Или лабиринты Северной России древнее скандинавских?

Раскопки лабиринтов ничего не прояснили по вопросу об их хронологии. К. П. Рево разобрал один из понойских лабиринтов и обна-ружил между камнями лишь слой "пустой" земли толщиной до полу-аршина18. Столь же безрезультатны были раскопки А. Я. Брюсова од-ного из лабиринтов на острове Большой Заяцкий19. Раскопки камен-ных куч вблизи соловецких лабиринтов были, как указывалось, успешными и содержали материал II-I тыс. до н. э. В центре лаби-ринта в Пильской губе на терском берегу Белого моря при его расчи-стке была обнаружена плита, на которой лежали скребок и отщеп со следами обработки из кварца, кальцинированные косточки и фраг-мент асбестовой керамики °. Этот материал синхронен соловецкому. У трех лабиринтов Кольского полуострова - Кандалакшского, Коль-ского и Харловского - обнаружены поселения с асбестовой керами-кой II-I тыс. до н. э.21 Все эти данные позволяют с уверенностью предполагать, что древнейшие лабиринты Беломорья были сооруже-ны не позднее I тыс. до н. э. Что касается непосредственно карель-ских лабиринтов, то они, скорее всего, относятся к более позднему времени. Так, лабиринт на Красной Луде находится на высоте первой морской террасы, образовавшейся около рубежа нашей эры. Близ лабиринтов на острове Олешин обнаружено несколько фундаментов жилищ т. н. саамского железного века, датирующихся в Фенноскан-дии от I до XVII в. н. э. Участник экспедиции профессор Б. Ольсен считает, что эти близлежащие памятники могут быть связаны и по аналогии с лабиринтами норвежского Финмарка датированы XII-XVI вв.

Самые ранние изображения лабиринтов в виде петроглифов в Скан-динавии датируются бронзовым веком - II тыс. до н. э. К этой эпохе относятся и изображения лабиринтов на скалах в других частях Европы: Англии, Испании, на Кавказе22 . Но как далеко в глубь уходит традиция строительства северных каменных лабиринтов, сказать трудно. Боль-шинство скандинавских памятников не могут быть датированы по вы-сотным уровням ранее средних веков, хотя исследователи и допускают более древний возраст некоторых из лабиринтов.

Остается пока неясным, была ли идея лабиринта в Фенноскандии за-имствована извне или возникла в среде местного населения. Создается впечатление, что лабиринты возникают в определенное время в разных местах Европы независимо друг от друга. Возможно и распространение самой идеи из какого-то одного переднеазиатского или средиземномор-ского центра. Но проследить это продвижение по археологическим ма-териалам невозможно. В любом случае в Фенноскандии идея лабиринта получила очень самобытное и оригинальное воплощение в виде строи-тельства многих сотен каменных лабиринтов, чего нет больше нигде в мире.
Литература

2 Спицин А. А. Северные лабиринты // Известия археологической комиссии. Вып. 6. СПб, 1904. С. 108.
3 Дурылин С. За полуночным солнцем. М., 1913. С. 47.
4 Досифей (архимандрит). Географическое, статистическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 164.
5 Toivinen T. Op. cit. P. 80.
6 KraftJ. Labyrint osh ryttarlek // Forvannen. N 72. Oslo, 1977. P. 61-80.
7 Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // СА. Т. X. М.; Л., 1948. С. 125-142.
8 Мулло И. М. К вопросу о каменных лабиринтах Беломорья // Новые памятники исто-рии древней Карелии. М.; Л., 1966. С. 185-193.
9 Гурина H. H Каменные лабиринты Беломорья // СА. Т. X. М.; Л., 1948. С.134-138.
10 Мулло И. М. Указ. соч. С. 185-193.
11 Talvinen T. Op. cit. P. 77-83.
12 Olsen В. Material metaphors and historical practise: A structural analisis of stone labirints in coastal Finnmark, Arctic Norway // FA. N 8. Helsinki, 1991. P. 51-58.
13 Мартынов А. Я. К проблеме интерпретации культово-погребальных комлексов Со-ловецких островов // Международная конференция к 100-летию В. И. Равдоникаса: Тез. докл. СПб, 1994. С. 88-90.
14 Виноградов H. H. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду одно-родных исторических памятников // Соловецкое общество краеведения. Вып. IV. Соловки, 1927.
15 Olsen B. Op. cit. Р. 51.16 Куратов А. А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973. С. 63-76.
17 Кабо В. Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема этногенеза авст-ралийцев // Сб. МАЭ. Вып. 23. Л., 1966. С. 254-267.
18 Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья... С. 133.
19 Брюсов А. Я. История древней Карелии // Труды Государственного исторического музея. Вып. 9. М., 1940.
20 Титов Ю. В. Лабиринты и сеиды. Петрозаводск, 1976. С. 6.
21 Гурина Н. Н. О датировке каменных лабиринтов Белого и Баренцева морей // МИА. №39. М.; Л., 1953. С. 419.
22 ToivinenT. Op. cit. P. 81.

и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в этих ис-пользовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцева-ли. Такие обычаи - пример вторичного использования исторических памятников. В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хроноло-гии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой маги-ей, культом мертвых, приписывают им календарное значение., представ-ляющий в плане прямую линию, со сложным спиралевидным устройством лабиринта. Ловля морской рыбы, будь то морское побережье или берега нерестовой реки, не требовала таких сложных и хитроумных устройств.21 Гурина Н. Н. О датировке каменных лабиринтов Белого и Баренцева морей // МИА. №39. М.; Л., 1953. С. 419.

Соловецкие лабиринты — памятники дохристианской культуры

Соловецкие острова считаются местом православной христианской традиции, однако, в этих местах есть и многочисленные свидетельства языческой дохристианской культуры. И в этом, конечно, нет ничего удивительного, ведь история Соловков гораздо древнее, чем история христианства.

Есть на Соловецком архипелаге очень древние постройки — таинственные каменные лабиринты. Кем, когда и для чего они были созданы? Версий множество. От самых прозаических (использовались для ловли рыбы), до мистических («места силы», точки перехода в загробный мир).

6


8


4


Для знакомства с лабиринтами Соловецкого архипелага давайте отправимся на один из его островов называемый Большой Заяцкий, ибо именно на этом островке, площадью не более 1,5 квадратных километра сосредоточена основная часть соловецкого скопления лабиринтов.

На острове Большой Заяцкий

Но сначала предлагаю отвлечься немного от темы лабиринтов и уделить внимание самому островку Большой Заяцкий. Он невероятно живописный, с историей насыщенной яркими, иногда курьезными, а чаще драматическими событиями.

С Большого Соловецкого на Большой Заяцкий мы добирались на катере. Ходу минут сорок.

1


9


На главном острове архипелага было тепло и солнечно, а на Заяцком моросил мелкий дождик. Говорят, это распространенное явление. И расстояние между островами вроде небольшое, километров пять, но погода на Заяцком и холоднее, и ветреннее и дождливее.

Знакомство с островом Большой Заяцкий начинается с каменной гавани.

11


7


3


Ее построили еще в 16-м веке по инициативе великого (не побоюсь этого слова) игумена Филиппа Колычева. Именно при его непосредственном руководстве и Соловецкий монастырь перестраивали, и каналы между озерами прорывали, и дамбы с острова на остров прокладывали. Вот и гавань на острове Большой Заяцкий именно благодаря игумену Филиппу построили, чтобы прибывающие в монастырь купцы и паломники могли найти спасение от штормов неспокойного Белого моря. Уж очень в этом месте был удобный фарватер, без подводных камней. За века, конечно, гавань подверглась разрушению, и фарватер обмелел, но, тем не менее, это единственная в России гавань, сохранившаяся с 16-го века (во всяком случае, такая у меня есть информация).

С тех же времен на острове сохранились и хозяйственные постройки, для размещения и кормежки прибывающих на остров людей, старинные и при этом очень живописные.

11


5


Немало исторических событий связано с островом Большой Заяцкий. В годы «соловецкого сидения» здесь располагались стрельцы, присланные для усмирения непокорных соловецких монахов, не желавших признавать реформы Никона.
В самом начале 18-го века этот остров посетил неутомимый Петр Великий (вот уж точно Великий), именно отсюда отправившись на взятие крепости Орешек. Петр I, кстати, несколько раз посещал Заяцкий остров, на котором по его приказу возвели церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.

7


3

Как известно, этот святой апостол считается покровителем флота и именно в честь Андрея Первозванного распятого на косом кресте, теперь подобный крест изображен на флотском флаге.

Можно вспомнить и конфузную осаду Соловецкого монастыря английскими кораблями во время Крымской войны 1855 года. На остров Большой Заяцкий им все-таки удалось высадиться, среди основных успехов английского войска можно выделить разграбление церкви и отстрел островных овец. Хотя, говорят, овец англичанам немного досталось. Большую часть стада предусмотрительно разогнал по острову его предводитель — старый мудрый козел. Может с тех пор, и затаили обиду на русский мир не ласковые к нам англосаксы.

В тридцатые годы 20-го века на острове Большой Заяцкий находился женский штрафной изолятор. Но тему СЛОНА не хочу сейчас поднимать, она требует особого внимания.

4


Соловецкие лабиринты: версии происхождения и предназначения, научные и не очень

На эту тему, как я говорил, очень много всякой информации. Более эрудированные в этом вопросе, чем я, люди писали книги, снимали фильмы, выдвигали гипотезы, проводили исследования. Я просто систематизирую увиденное, услышанное и прочитанное, потому как это интересно.

Так вот. На небольшой территории острова Большой Заяцкий исследователи насчитали 13 лабиринтов и больше чем 850 валунных насыпей.

8


2


Датируются лабиринты 1-2 веком до н. э. Говорят, что подобные мегалитические сооружения встречаются в разных странах мира, например, в Ирландии, Скандинавии, Франции. Может когда-то на этих землях жила единая цивилизация?

Среди разнообразных версий происхождения древних лабиринтов начнем с самой прозаической. Есть гипотеза, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Все очень просто. Во время отливов рыба не успевала отыскать выход из лабиринтов, что и было нужно хитроумным рыбакам. Но тут есть некоторые нестыковочки: немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и водой совсем не заполняются. Да и знающие люди говорят, что в районе Соловецкого архипелага нет и не было такой рыбы, которую можно было бы поймать подобным способом.

5


4


Тогда возникает следующая гипотеза, что это все-таки «рыболовные сети», но не простые, а магические. То есть служили для осуществления неких магических ритуалов имеющих отношение к добыче рыбы.

Дальше мысль ученых — лабиринтоведов, развивалось в том направлении, что лабиринт — это магический инструмент шаманов и что лабиринты это сети, но уже не рыболовные, а «защитные», предназначенные для запугивания душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к пока еще живым. Следуя по спиралям лабиринта, душа умершего должна была «потерять ориентир» и уже никогда не найти выхода назад.

7


Но тут вообще ничего не понятно. Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых — более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

4


2


То есть если человеческий Разум способен выйти из лабиринта, то почему это не под силу человеческой Душе? Но не будем, углубляется в такие дебри. Тут надо или верить или не верить, ведь это и есть основа любой религии. А если вы, как и я, будете подвергать существующие догмы сомнению, тогда вы атеист-безбожник, а это сейчас не модно.

Однако, проанализировав, все версии происхождения каменных лабиринтов на Соловецком архипелаге можно сделать вывод. Большинство из них находятся в рамках концепции «культа мёртвых». Логика рассуждений развивается по следующим направлениям. С одной стороны, каменный лабиринт символический вход в «потусторонний мир», в «царство мёртвых» (понравилось выражение профессора Жижина — «модель слива души в потусторонний мир»), с другой, что это своеобразные погребальные сооружения, и даже святилища, погребальные алтари, связанные с миром мёртвых.

2


2


Вот и Павел Флоренский, философ и священник, узник и жертва СЛОНА, предполагал, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и предназначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу. И археолог Брюсов (родной брат известного поэта-символиста) соглашался с этим предположением, утверждая, что лабиринт является местом, где проводился обряд захоронения. Правда, позже он сам опроверг свою гипотезу, когда участвовал в раскопках одного из лабиринтов и не нашел никаких следов древних захоронений.

Соловецкие острова - архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Он состоит из шести крупных островов и занимает площадь 347 км2.

С древних времен Соловки считались местом с сильнейшей энергетикой. Здесь находятся древние рукотворные лабиринты, которые представляют собой спиральные насыпи из камней и земли. По одной из версий, это ловушки душ умерших, чтобы они не беспокоили мир живых и отправлялись туда, где им суждено находиться.

Каменные лабиринты на Большом Соловецком острове

Сооружения были построены так давно, что никто не знает, кто их возводил и с какой именно целью. Считается, что центр каждого лабиринта является энергетически активной точкой. Однако пробираться внутрь него нужно лишь по одной ветке спирали, не заходя за ее границы.

Берега островов усыпаны камнями разной величины. Еще в XIX веке монахи построили из них дамбу, которая и поныне связывает между собой два острова.

В XV веке преподобный Савватий и его ученик Герман выбрали холодное побережье Белого моря для вознесения своих молитв. Они возвели на безжизненном острове скит, который позднее разросся в большой монастырь. С 1923 по 1939 годы на Соловках была одна из тюрем ГУЛАГа. Тысячи людей нашли здесь свою гибель.

Однако за всю историю существования лагеря здесь было около 150 явлений Божией Матери. Например, в пещерном храме сами собой зажигались свечи. Иногда сквозь мерцание свечей проступал лик Спасителя, а воздух вокруг наполнялся благоуханием.

Несуществующие, фантомные свечи загорались и над Белым Морем, и над болотами. Тогда становились видны тела тысяч погибших, упокоившихся в расстрельном рву и на морском дне. И у каждого из них вместо сердца будто горела свеча.

Монахи, которые служили в те страшные времена на Соловках, будто бы умирали и воскресали по нескольку раз. Некоторые из них пропадали неведомо куда, а потом вновь возвращались: кто - через час, а кто - через несколько лет.

Каменные лабиринты на о. Большой Заяцкий

Одной из главных достопримечательностей Соловецких островов являются древние лабиринты. По мнению ученых, они имели важное религиозное и обрядовое значение. Согласно верованиям местных жителей, лабиринты строились на границе двух миров - «нижнего» и «среднего».

Вот что пишет в своей книге «Острова Соловецкие» Г. Богуславский:

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н. Турина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб».

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (1-2) и о. Анзер (3)

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (4-5) и о. Олешин (6)

Писал о загадочных сооружениях и философ П. А. Флоренский:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке “вавилонами”. Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда, и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место. Форма лабиринтов различная - круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу… Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и к временам примерно V-VI века до нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев. Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально, по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, - дело темное. Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начиная с огромного дворца-лабиринта Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров поперечником, а затем - узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими десятками метров. Соловецкие - меньше».

Местные жители и туристы иногда видят в Соловецких лабиринтах призраков. Обычно это бесплотные, белесые тени, перемещающиеся всегда в одном направлении - в центр лабиринта. Они не представляют опасности для людей, однако встречи с ними иногда сопровождаются паническими атаками.

Соловецкие острова и по сей день притягивают людей. Говорят, что здесь можно обрести бессмертие. Иногда человек, приехавший на Соловки на день, остается тут на долгие годы.