Как изменяются имена существительные. Как изменяется имя существительное

Существительные, прилагательные, числительные, местоимения и глаголы - изменяемые части речи. А как они изменяются? Одинаково или по-разному?
Чтобы было понятнее, обратимся к аналогии.
Посмотрите из окна на улицу. Люди идут, машины едут. Люди для передвижения используют ноги, а у машин ног нет, но зато есть колеса - кати себе на здоровье!
Так и слова. Чтобы выполнить необходимую работу, они действуют по-разному. Нужно выступить в другой форме, они изменяются, но по-разному: одни спрягаются, а другие склоняются .


Какие слова спрягаются? И что такое спряжение?

Спрягаются русские глаголы. Спряжение - это изменение слов по числам и лицам.

Я люблю тебя. Ты любишь меня. Он любит ее. Она любит его. Мы любим вас. Вы любите их. Они любят всех. А оно? Оно никого не любит, потому что оно - неодушевленное.


Люблю , любишь , любит , любим , любите , любят - это и есть спряжение. Глаголы спрягаются в форме настоящего времени. Люблю - значит сейчас или вообще, т.е. всегда. При этом у одних глаголов окончания: ешь , ет , ем , ете , ут /ют , а у других: ишь , ит , им , ите , ат /ят . Поэтому различают два вида спряжения: 1-е и 2-е. А несколько глаголов, у которых набор форм полностью не совпадает ни с одним из двух спряжений, называют разноспрягаемыми. Как и в жизни, в грамматике не все ведут себя по правилам.

Но это не всё.

Бывает в жизни: любил-любил манную кашу, а потом вдруг взял и разлюбил . То есть не всякие действия происходят сейчас, многие происходили раньше, а сейчас они уже в прошлом. Значит, и глаголы, их обозначающие, употребляются в прошедшем времени.

Внимание:

В прошедшем времени - никаких лиц!

Я любил , ты любил , он любил
Я любила , ты любила , она любила

Не зависит форма от лица. А от чего зависит? От рода! Смотрите: он любил , а она не любила

Вот они, разные окончания: у формы мужского рода - нулевое , у формы женского рода - а , у среднего - сами догадались? Правильно, o . А во множественном числе - и .

Значит, в прошедшем времени у глаголов различаются формы числа и в единственном числе - рода. А значит, это большая глупость, когда ребята, не зная, как изменяются глаголы, пытаются определить род в настоящем времени, а лицо в прошедшем. В грамматике-то всё как раз наоборот!

Со спряжением в общих чертах разобрались.

А что со склонением? И какие части речи склоняются?

Склоняются имена:

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное

Местоимения употребляются вместо имен, поэтому они тоже склоняются.
А причастия по форме похожи на прилагательные, значит, и причастия склоняются.

А что значит слово «склоняться»? Склоняться - это изменяться по числам и падежам.

А род? Что с родом?

Род у существительных - это обязательный неизменяемый признак, потому что существительные не изменяются по родам, например, слово комната - женского рода, пол - мужского, а окно - среднего.

Как бы мы эти слова ни изменяли, в какие бы формы ни ставили, род их не изменится. Это необходимо учитывать, когда делаешь морфологический разбор.

Род у прилагательных - это изменяемый признак: прилагательные изменяются по родам с легкостью, к примеру:

Чистая комната, чистый пол, чистое окно.

Род прилагательного зависит от рода существительного, к которому оно относится. И другие формы прилагательного: число и падеж тоже зависят от формы существительного. Прилагательное как бы прилагается к существительному, подстраивается под него, принимает его формы. И очень похоже ведут себя причастия. Они тоже прекрасно изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам.


А как изменяются местоимения и числительные?

Все очень просто. Одни слова этих частей речи больше похожи на существительные, а другие - на прилагательные. И изменяются они, за редким исключением, соответственно: одни по образцу существительных, т.е. по числам и падежам или только по падежам, а другие - по образцу прилагательных: по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Но эта закономерность относится, как это всегда бывает, не ко всем словам, а к подавляющему их большинству. Исключения бывают всегда. Встретив их, будьте внимательны.

Значит, эталон склонения - изменение существительных.
Для примера обратимся к словам девочка и мальчик .

У существительного девочка есть формы
в единственном числе: девочка , девочки , девочке , девочку , девочкой , о девочке ,
во множественном числе: девочки , девочек , девочкам , девочек , девочками , о девочках .

Слово девочка - 1-го склонения. Если мы возьмем пример другого склонения, то формы будут те же, но набор окончаний другим.

Мальчик - слово 2-го склонения.
В единственном числе оно изменяется так: мальчик , мальчика , мальчику , мальчика , мальчиком , о мальчике ,
во множественном так: мальчики , мальчиков , мальчикам , мальчиков , мальчиками , о мальчиках .

Есть и третий набор окончаний, например, у слова ночь :
ночь , ночи , ночи , ночь , ночью , о ночи - в единственном числе и:
ночи , ночей , ночам , ночи , ночами , о ночах - во множественном.

Такой набор окончаний у слов 3-го склонения.

Почему учитывается весь набор окончаний, а не одно или два? Потому что в языке есть такое явление: омонимия. Многие ребята знают об этом явлении, потому что уже изучали его в разделе Лексика .

Грамматические формы тоже могут быть омонимичными: произноситься и писаться сходно. Если вы были внимательны, вы обратили внимание на этот факт при изменении слов: девочка, мальчик и ночь. Вот почему некоторые окончания существительных в разных падежах совпадают. Поэтому склонением называется весь ряд изменений слова со всеми окончаниями. Большинство слов русского языка изменяется так, что образуется три набора окончаний. Это и есть три склонения.

Но есть существительные, окончания которых отличаются от наборов окончаний трёх склонений. Формы те же самые, а окончания другие. Это слова женского рода на -ия , например, армия (имеет окончание - и в род. пад., в дат. пад. и в предл. пад.) , слова мужского рода на -ий, например, санаторий (имеет окончание - и в предл. пад.) и слова среднего рода на - ие , например, здание (имеет окончание -и в предл. пад.).

Также особую группу составляют существительные среднего рода на -мя:
имя , время , пламя , бремя , знамя , племя , стремя , семя , вымя , темя .
Все эти существительные древние. В род. пад., дат. пад. и предл. пад. они имеют окончание -и , а также во всех косвенных падежах, кроме формы вин. пад. ед.числа, форма которого совпадает с формой им. пад., - суффикс -ен : имя , имени , имени , имя , именем , (об) имени - в ед.числе и: имена , имен , именам , имена , именами , (об) именах - во мн. числе.

Несмотря на эти особенные слова, система получается стройная. Множество существительных относятся к трем склонениям и имеют один и тот же набор окончаний, свойственных данному склонению. И только малое количество слов имеют особые окончания, другими словами, они тоже склоняются, имеют набор форм, как и у всех других существительных, но набор окончаний у них свой, особый.

А есть ли существительные, которые не изменяются? Есть. Это некоторые слова-иностранцы, например, метро , пальто , такси , шимпанзе , Токио и другие. Хотя такие слова и используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не совсем по-русски: не изменяются. И называются они соответствующе: несклоняемые.
А бывают несклоняемые прилагательные? Тоже бывают, например, беж , меланж , хаки , мини , макси , клеш и другие. У несклоняемых существительных и прилагательных окончаний нет.

С точки зрения работы всей системы языка эти слова, скорее, не правило, а исключение.

Зачем нужно знать, что слова изменяются по-разному?

Без этого знания ваша картина мира без картины языка будет неполной, и это обязательно обернётся в будущем какой-нибудь неприятностью. Так всегда бывает, если ты не знаешь чего-то важного.

Посмотри, мама стирает бельё. Мама не загружает в стиральную машину всё подряд: цветные вещи могут полинять и испортить белые. Потому что у цветных и белых вещей разные свойства. И знать это нужно. Весь мир вокруг нас - это разнообразие признаков, свойств, функций. И понимать различия между предметами, явлениями, лицами, признаками, действиями, состояниями, количествами - в конечном счёте значит понимать мир.

Вконтакте

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Значение предмета, выражаемое именами существительными , объединяет в себе названия самых различных предметов и явлений, а именно: 1) названия конкретных щей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, портфель, кровать, лампа); 2) названия живых существ (человек, инженер, девочка, юноша, олень, комар); 3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль); 4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война); 5) названия отвлечённых свойств и признаков, действий и состояний (свежесть, белизна, синева, болезнь, ожидание, убийство).
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлёнными (стол, поле, дача).
Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду. Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются. У имён существительных выделяются три склонения (тётя, дядя, Мария - I склонение; конь, ущелье, гений - II склонение; мать, ночь, тишь - III склонение).
В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения. Например: Когда душа в цепях , в душе кричит тоска , и сердцу хочется к безбрежному приволью (К. Бальмонт). Я лежал в аромате азалий (В. Брюсов)

Собственные и нарицательные существительные

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия (Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.
Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица, мебель).
Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кинотеатр «Космос», газета «Вечерняя Москва»).
Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные имеют ряд грамматических особенностей: 1) не употребляются во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли); 2) не сочетаются с именами числительными.
Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные - в собственные , например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифологии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); отвечают на вопрос кто?
Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что? Изначально в русском языке категория одушевлённости-неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая). Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Показателем одушевлённости или неодушевлённости существительного является совпадение ряда грамматических форм. Одушевлённые и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа. У одушевлённых существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевлённых существительных - с формой именительного падежа, например: нет друзей - вижу друзей (но: нет столов - вижу столы), нет братьев - вижу братьев (но: нет огней - вижу огни), нет лошадей - вижу лошадей (но: нет теней - вижу тени), нет детей - вижу детей (но: нет морей - вижу моря).
У имён существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) это различие сохраняется и в единственном числе, например: нет друга - вижу друга (но: нет дома - вижу дом).
К одушевлённым существительным могут относиться существительные, которые по значению следовало бы считать неодушевлёнными , например: «наши сети притащили мертвеца»; сбросить козырного туза, пожертвовать ферзя, купить кукол, разрисовать матрёшек.
К неодушевлённым существительным могут относиться существительные, которые по выражаемому ими значению следовало бы отнести к одушевлённым , например: изучать болезнетворные микробы; нейтрализовать бациллы тифа; наблюдать зародыш в его развитии; собирать личинки шелкопряда, верить в свой народ; собирать огромные толпы, вооружать армии.

Конкретные, абстрактные, собирательные, вещественные, единичные имена существительные

По особенностям выражаемого значения имена существительные можно разделить на несколько групп: 1) конкретные существительные (стул, костюм, комната, крыша), 2) абстрактные, или отвлечённые, существительные (борьба, радость, добро, зло, нравственность, белизна), 3) собирательные существительные (зверьё, дурачьё, листва, бельё, мебель); 4) вещественные существительные (цикл:, золото, молоко, сахар, мёд); 5) единичные существительные (горошина, песчинка, соломина, жемчужина).
Конкретными называются имена существительные, которые обозначают явления или предметы реальной действительности. Они могут сочетаться с количественными, порядковыми и собирательными числительными и образуют формы множественного числа. Например: мальчик - мальчики, два мальчика, второй мальчик, двое мальчиков; стол - столы, два стола, второй стол.
Абстрактными , или отвлечёнными, называются имена существительные, которые обозначают какое-либо отвлечённое действие, состояние, качество, свойство или понятие. Отвлечённые существительные имеют одну форму числа (только единственного или только множественного), не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться со словами много, мало, сколько и т. п. Например: горе - много горя, мало горя. Сколько горя!
Собирательными называются существительные, которые обозначают совокупность лиц или предметов как неделимое целое. Собирательные существительные имеют форму только единственного числа и не сочетаются с именами числительными, например: молодёжь, старичьё, листва, березняк, осинник. Ср.: Старики долго судачили о жизни молодых и интересах молодёжи. - Вы чьё, старичьё? Крестьяне по сути своей всегда оставались собственниками. - Ни в одной стране мира крестьянство никогда не было действительно свободным. Первого сентября все дети пойдут в школу. - Детвора собралась во дворе и ожидала приезда взрослых. Все студенты успешно сдали государственные экзамены. - Студенчество принимает активное участие в работе благотворительных фондов. Имена существительные старичьё, крестьянство, детвора, студенчество являются собирательными , образование форм множественного числа от них невозможно.
Вещественными называются существительные, которые обозначают вещество, не поддающееся делению на составные части. Эти слова могут называть химические элементы, их соединения, сплавы, лекарственные препараты, различные материалы, виды пищевых продуктов и сельскохозяйственных культур и пр. Вещественные существительные имеют одну форму числа (только единственного или только множественного), не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться со словами, называющими единицы меры килограмм, литр, тонна. Например: сахар - килограмм сахара, молоко - два литра молока, пшеница - тонна пшеницы.
Единичные имена существительные являются разновидностью вещественных существительных . Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Ср.: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, солома - соломина.

Род имён существительных

Род - это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.
По признаку рода имена существительные делятся на три группы: 1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя), 2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь), 3) имена существительные среднего рода (лицо, море, племя, ущелье).
Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода , которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга).
Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе (таким образом, род существительных различают только в единственном числе).

Мужской, женский и средний род имён существительных

К мужскому роду относятся: 1) существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач); 2) некоторые существительные с окончанием -а (я) типа дедушка, дядя; 3) некоторые существительные с окон-чанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко; 4) существительное подмастерье.
К женскому роду относится: 1) большинство существительных с окончанием -а (я) (трава, тётя, земля) в именительном падеже; 2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь).
К среднему роду относятся: 1) существительные с окончанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле); 2) десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.); 3) существительное «дитя».
Существительные врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор и под., называющие лицо по профессии, роду деятельности, относятся к мужскому роду. Однако они могут обозначать и лиц женского пола. Согласование определений в этом случае подчиняется следующим правилам: 1)необособленное определение должно ставиться в форме мужского рода, например: На нашем участке появился молодой врач Сергеева. Новый вариант статьи закона предложил молодой депутат Петрова; 2)обособленное определение, стоящее после имени собственного, должно ставиться в форме женского рода, например: Профессор Петрова, уже известная стажёрам, удачно прооперировала больного. Сказуемое должно ставиться в форме женского рода, если: 1)в предложении есть имя собственное, стоящее перед сказуемым, например: Директор Сидорова получила премию. Экскурсовод Петрова провела студентов по старейшим улицам Москвы; 2)форма сказуемого является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть, например: Директор школы оказалась хорошей матерью. Примечание. Подобные конструкции следует употреблять с большой осторожностью, так как не все они соответствуют нормам книжно-письменной речи. Имена существительные общего рода Некоторые существительные с окончаниями -а (я) способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола. Это существительные общего рода, на¬пример: плакса, недотрога, ябеда, неряха, тихоня. В зависимости от пола обозначаемого ими лица эти существительные могут быть отнесены либо к женскому, либо к мужскому роду: маленькая плакса - маленький плакса, такой вредина - такая вредина, страшный неряха - страшная неряха. Кроме подобных слов, к существительным общего рода могут быть отнесены: 1)неизменяемые фамилии: Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго и т. п.; 2)разговорные формы некоторых имён собственных: Саша, Валя, Женя. Не относятся к существительным общего рода слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности. Они являются существительными мужского рода. Имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи. Употребляя их в художественном произведении, автор стремится подчеркнуть разговорный характер высказывания. Например: - Видишь, как оно, на чужой-то стороне. Ей у нас всё постылым оборачивается. Что ни взвидит - всё не то, всё не как у мамы. Так ведь? - А, не знаю! Плакса она, да и всё! Тётя Еня посмеялась немного. Добрым таким смехом, лёгкими звуками и неторопливыми, как её походка. - Ну да! Ты ведь у нас мужчина, рыцарь. Слезы не обронишь. А она девочка. Нежная. Мамина-папина (Т. Поликарпова). Род несклоняемых имён существительных Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом: К мужскому роду относятся: 1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье); 2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго); 3) слова кофе, пенальти и др. К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди). К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро). Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и птиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду, шимпанзе, пони). Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком. Существительное цеце является исключением. Его род определяется родом слова муха (женский род). Например: Цеце укусила туриста. В случае, если определение рода несклоняемого существительного затруднено, целесообразным является обращение к орфографическому словарю. Например: хокку (японское трёхстишие) - ср.р., такку (японское пятистишие) - ж.р., су (монета) - ср.р., фламенко (танец) - ср.р., табу (запрет) - ср.р. Некоторые несклоняемые существительные зафиксированы только словарями новых слов. Например: суши (японское блюдо) - ср.р., таро (карты) - мн.ч. (род не определяется). Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река), Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро), «Юманите» (газета). Род несклоняемых сложносокращённых слов в большинстве случаев определяется по роду стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет - м.р.) МФА (академия - ж.р.). Род сложных существительных, пишущихся через дефис Род сложных имён существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется: 1) по первой части, если изменяются обе части: моё кресло-кровать - моего кресла-кровати (ср.р.), новый самолёт-амфибия - нового самолёта-амфибии (м.р.); 2) по второй части, если первая не изменяется: сверкающая жар-птица - сверкающую жар-птицу (ж.р.), огромная меч-рыба - огромной меч-рыбы (ж.р.). В некоторых случаях род не определяется, так как сложное слово употребляется только во множественном числе: сказочные сапоги-скороходы - сказочных сапог-скороходов (мн.ч.). Число имён существительных Имена существительные употребляются в единственном числе, когда говорится об одном предмете (конь, ручей, щель, поле). Имена существительные употребляются во множественном числе, когда говорится о двух и более предметах (кони, ручьи, щели, поля). По особенностям форм и значений единственного и множественного числа выделяются: 1) существительные, имею¬щие формы как единственного, так и множественного числа; 2) существительные, имеющие форму только единственного числа; 3) существительные, имеющие форму только множественного числа. В первую группу входят существительные с конкретно-предметным значением, обозначающие считаемые предметы и явления, например: дом - дома; улица - улицы; человек - люди; горожанин - горожане. К существительным второй группы относятся: 1) названия множества одинаковых предметов (детвора, учитель¬ство, сырьё, ельник, листва); 2) названия предметов с вещественным значением (горох, молоко, малина, фарфор, керосин, мел); 3) названия качества или признака (све-жесть, белизна, ловкость, тоска, отвага); 4) названия действий или состояний (косьба, рубка, доставка, беготня, удивление, чтение); 5) собственные имена в качестве наименований единичных предметов (Москва, Тамбов, Санкт-Петербург, Тбилиси); 6) слова бремя, вымя, пламя, темя. К существительным третьей группы относятся: 1) названия составных и парных предметов (ножницы, очки, часы, счёты, джинсы, брюки); 2) названия материалов или отходов, остатков (отруби, сливки, духи, обои, опилки, чернила, 3) названия промежутков времени (каникулы, сутки, будни); 4) названия действий и состояний природы (хлопоты, переговоры, заморозки, всходы, сумерки); 5) некоторые географические названия (Люберцы, Мытищи, Сочи, Карпаты, Сокольники); 6) названия некоторых игр (жмурки, прятки, шахматы, нарды, бабки). Образование форм множественного числа существительных главным образом производится с помощью окончаний. В отдельных случаях могут наблюдаться также некоторые изменения в основе слова, а именно: 1) смягчение конечного согласного основы (сосед - соседи, чёрт - черти, колено - колени); 2) чередование конечных согласных основы (ухо - уши, око - очи); 3) прибавление к основе множественного числа суффикса (муж - мужь\j\а], стул - стулъ\j\а], небо - небеса, чудо - чуд-ес-а, сын - сын-овь\j\а]); 4) утрата или замена формообразующих суффиксов единственного числа (господин - господа, курица - куры, телёнок - тел-ят-а, медвежонок - медвежата). У некоторых существительных формы множественного числа образуются путём изменения основы, например: человек (ед.ч.) - люди (мн.ч.), ребёнок (ед.ч.) - дети (мн.ч.). У несклоняемых существительных число определяется синтаксически: молодой шимпанзе (ед.ч.) - много шимпанзе (мн.ч.). Падеж имён существительных Падеж - это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам. В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов: Именительный падеж считается прямым, а все остальные - косвенными. Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени су¬ществительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гордиться (чем?) успехами. Среди падежных окончаний существительных часто встречаются окончания-омонимы. Например в формах родительного падежа из двери, дательного падежа к двери, предложного падежа о двери имеется не одно и то же окончание -и, а три разных окончания-омонима. Такими же омонимами являются окончания дательного и предложного падежей в формах по стране и о стран-е. Типы склонения имён существительных Склонение - это изменение существительного по падежам и числам. Это изменение выражается с помощью системы падежных окончаний и показывает грамматическое отношение данного существительного к другим словам в словосочетании и предложении, например: Школ\а\ открыта. Строительство школ\ы\ завершено. Выпускники шлют привет школ\е\ По особенностям падежных окончаний в единственном числе у существительного выделяется три склонения. Тип склонения можно определить только в единственном числе. Имена существительные первого склонения К первому склонению относятся: 1) имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля, армия); 2) имена существительные мужского рода, обозначают, людей, с окончанием -а (я) в именительном падеже единственного числа (дядя, юноша, Петя). 3) имена существ тельные общего рода с окончаниями -а (я) в именительном падеже (плакса, соня, задира). Существительные первого склонения в косвенных падежах единственного числа имеют следующие окончания: Необходимо различать формы имён существительных на -ъя и -ия: Марья - Мария, Наталья - Наталия, Дарья - Дария, Софья - София. Существительные первого склонения на -ия (армия, гвардия, биология, линия, серия, Мария) в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -и. На письме часто вызывает ошибки смешение окончаний имён существительных первого склонения на -ея и -ия. Слова на -ея (аллея, батарея, галерея, идея) имеют те же окончания, что и существительные женского рода с основой на мягкий согласный типа земля, воля, баня и др. Имена существительные второго склонения Ко второму склонению относятся: 1) имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (дом, конь, музей); 2) имена существительные мужского рода с окончанием -о (-е) в именительном падеже единственного числа (домишко, сараишко); 3) имена существительные среднего рода с окончанием -о, -е в именительном падеже единственного числа (окно, море, ущелье); 4) существительное подмастерье. Существительные мужского рода второго склонения имеют следующие окончания в косвенных падежах единственного числа: В предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода преобладает окончание -е. Окончание -у (ю) принимают только неодушевлённые существительные мужского рода, если: а) употребляются с предлогами в и на; б) имеют (в большинстве случаев) характер устойчивых сочетаний, обозначающих место, состояние, время действия. Например: бельмо на глазу; остаться в долгу; на краю гибели; на подножном корму; идти поводу; вариться в собственном соку; быть на хорошем счету. Но: работать в поте лица, в солнечном свете; грамматическом строе; в прямом угле; в ряде случаев и т.д. Необходимо различать формы имён существительных: -ие и -ье: учение - ученье, лечение - леченье, молчание молчанье, мучение - мученье, сияние - сиянье. Существительные второго склонения на -ий, -ие в предложном па¬деже имеют окончание -и. Слова на -ей (воробей, музей, мавзолей, иней, лицей) имеют те же окончания, что и существительные мужского рода с основой на мягкий согласный типа конь, лось, олень, бой и др. Имена существительные третьего склонения К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (дверь, ночь, мать, дочь). Существительные третьего склонения в косвенных падежах единственного числа имеют следующие окончания: Слова мать и дочь, относящиеся к третьему склонению, при изменении во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют суффикс -ер- в основе: Склонение имён существительных во множественном числе В падежных окончаниях множественного числа различия между отдельными типами склонения существительных незначительны. В дательном, творительном и предложном падежах существительные всех трёх склонений имеют одинаковые окончания. В именительном падеже преобладают окончания -и, -ы и|-а(-я). Реже встречается окончание -е. Следует запомнить образование форм родительного падежа множественного числа некоторых существительных, где окончание может быть нулевым или -ов. Сюда относятся слова, называющие: 1) парные и составные предметы: (нет) валенок, ботинок, чулок, ворот, суток (но: носков, рельсов, очков); 2) некоторые национальности (в большинстве случаев основа слов оканчивается на н и р): (нет) англичан, башкир, бурят, грузин, туркмен, мордвин, осетин, румын (но: узбеков, киргизов, якутов); 3) некоторые единицы измерения: (пять) ампер, ват, вольт, аршин, герц; 4) некоторые овощи и фрукты: (килограмм) яблок, малин, оливок (но: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов). В некоторых случаях окончания множественного числа выполняют в словах смыслоразличительную функцию. Например: зубы дракона - зубья пилы, корни дерева - ароматные коренья, листы бумаги - листья дерева, ис¬царапанные колени (колено - «сустав») - сложные колена (колено - «приём в танце») - коленья трубы (колено - «сочленение у трубы»). Разносклоняемые имена существительные К разносклоняемым существительным относятся: 1) десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); 2) существительное путь; 3) существительное дитя. Разносклоняемым именам существительным присущи следующие особенности: 1) окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа - как в III скло¬нении; 2) окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении; 3) суффикс -ен- во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа (только для существительных на -мя) У слова путь наблюдаются падежные формы третьего склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма второго склонения. Ср.: ночь - ночи, путь - пути (в родительном, дательном и предложном падежах); руль - рулём, путь - путём (в творительном падеже). Существительное дитя в единственном числе сохраняет архаическое склонение, которое в настоящее время фактически не употребляется, а во множественном числе имеет обычные формы, кроме творительного падежа, которому свойственно окончание -ми (это же окончание свойственно форме людьми). Несклоняемые имена существительные Несклоняемые имена существительные не имеют падежных форм, у этих слов не выделяются окончания. Грамматические значения отдельных падежей по отношению к таким существительным выражаются синтаксически, например: выпить кофе, купить кешью, романы Дюма. К несклоняемым существительным относятся: 1) многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю, -а (соло, кофе, хобби, зебу, кешью, бра, Дюма, Золя); 2) иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный (Мишон, Саган); 3) русские и украинские фамилии на -о, -их, -ых (Дурново, Крутых, Седых); 4) сложносокращенные слова буквенного и смешанного характера (МГУ, МВД, завкафедрой). Синтаксическая функция несклоняемых существительных определяется только в контексте. Например: Морж спросил у Кенгуру (Р.п.): Как выносишь ты жару? Я от холода дрожу! - Кенгуру (И.п.) сказал Моржу.(Б. Заходер) Кенгуру - несклоняемое существительное, обозначает животное, мужской род, в предложении является дополнением и подлежащим. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число). Количество постоянных признаков имени существительного может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как конкретные и отвлечённые, а также вещественные и собирательные существительные. Схема морфологического разбора имени существительного.

К теме 2

Изменения в системе форм глагола

У русского глагола проявление тенденции к аналитизму связано прежде всего с группой двувидовых глаголов.

Напоминаю: двувидовыми являются глаголы, не имеющие формальных показателей видового значения. Их вид определяется только в контексте: Я постоянно использую (несов.в.) этот справочник . – Я использую (сов.в.) этот справочник при изучении следующей темы ; Мы ежегодно организуем (несов в) научные конференции. – Мы организуем (сов. в.) научную конференцию через месяц .

Исконно русских двувидовых глаголов мало: велеть , женить(ся) , казнить , крестить , обещать , ранить , венчать. Но в ХХ в. число двувидовых глаголов постоянно увеличивалось за счет заимствования или образования в РЯ глагольных лексем с суффиксами -ова -, -ирова -, -изирова -: активизировать , атаковать , визировать , механизироват ь, мобилизовать, пастеризовать и т.д. Это увеличение стало возможно только потому, что подобные глаголы не противоречили тенденциям развития русской морфологии. Фактически их видовое значение определяется только контекстом, т.е. аналитически.

Надо признать, что контекст далеко не всегда позволяет определить вид подобных глаголов. Поэтому к концу ХХ в. грамматические свойства двувидовых глаголов стали меняться: многие из них, по крайне мере в разговорной речи, приобрели видовые пары: атаковать – атаковывать, визировать – завизировать , женить – поженить, обещать – пообещать, пастеризовать – пропастеризовать , и т.п. Таким образом, появились формальные средства выражения значения вида: совершенного – приставки по-, про - и др. или несовершенного – суффикс -ова - и образовались новые видовые пары. Надо полагать, что здесь вступили в борьбу тенденция к аналитизму и стремление к ясности выражаемой мысли. На этом ограниченном фронте начинает побеждать последняя.

Т. 3. Изменения в употреблении форм рода, падежа, числа существительных

Изменения в формах рода имен существительных

1. Употребление существительных муж. рода для обозначения лица женского пола – это одно из проявлений тенденции к аналитизму.

У неодушевленных существительных значение рода асемантично, т.е. немотивировано (ср. дом – изба , стул – кресло ), у одушевленных, особенно личных, оно мотивировано (ср. дядя – тётя , юноша – девушка , петух – курица ).

Личные существительные обозначают лицо по разным признакам: по национальности (поляк, немец ), месту жительства (орловец , киевлянин ), по профессии, роду занятий, должности, (врач, писатель, профессор ), социальному положению (пенсионер , ветеран ), по физическим, психологическим признакам (великан, бездельник ). Многие из них образуют родовые пары: немец – немка , москвич – москвичка ; певец – певица, учитель – учительница, герой – героиня, турист – туристка ; брюнет – брюнетка , шалун – шалунья и т.д. У личных сущ., входящих в родовую пару, род выражается синтетически: флексией и суффиксом; маркированным (т.е. отмеченным формальными средствами) является жен. род.

Но пары есть не у всех личных существительных. Прежде всего вспомним о существительных общего рода, называющих человека по характерным действиям и свойствам. Кривляка, плакса, разиня, тихоня, ябеда – это мужчины или женщины? К этой же группе относятся имена типа Саша, Женя, Валя . У подобных существительных род выражается аналитически – формами сочетающихся слов. См.: Саша опоздал / опоздала на урок ; Наш зубрила весь день просидел над учебником / Наша зубрила весь день просидела над учебником – в первых предложениях пары существительное относится к муж. роду, во вторых – к женскому.

Существительные общего рода используются нечасто. Сфера их употребления – прежде всего разговорная речь (РР). Гораздо частотнее, причем во всех функциональных разновидностях русского языка (РЯ), существительные, обозначающие лицо по профессии, роду занятий, социальному положению, увлечению и т.п. Число таких существительных растет постоянно – с появлением новых профессий, видов деятельности, видов спорта, идеологических течений и т.д.: визажист, компьютерщик, пиарщик, стилист, сервисмен, теневик, дельтапланерист, блогер и др. И вопрос не в том, как назвать представителя профессии, вида спорта вообще – с этим словообразование в большинстве случаев справляется. Вопрос в другом: есть ли родовые пары для обозначения представителей разного пола. Иногда в кодифицированном русском литературном языке (КРЛЯ) такая пара образуется: поэт – поэтесса, пенсионер – пенсионерка, ученик – ученица, читатель – читательница, солист – солистка, бобслеист – бобслеистка … Но часто такой пары вовсе нет (см., например, «старые» слова академик, водитель, дирижер, зоолог, нотариус, полярник, техник , товаровед, токарь, шофер, юрист и новые аудитор, брокер, дизайнер, интервьюер, копирайтер, маркетолог, промоутер, риэлтор, спичрайтер, фотомодель ) или существительное жен. рода возможно только в РР: врачиха, секретарша, директрисса, даже дизайнерша, риелторша…

Почему же родовой пары может не быть? Не будем говорить о профессиях, которыми женщины в принципе заниматься не должны: водолаз, матрос , полярник, верхолаз и т.п. (Кстати, слова водолазка и матроска в РЯ есть. И это внутриязыковая причина, не дающая возможности использовать их омонимы для обозначения лица.) Начнем с того, что до 1917 года в самом обозначении женщины по профессии, должности не было необходимости. Профессии, которыми могли заниматься женщины, были немногочисленны (профессиональное образование стало доступно им только в конце XIX в.): белошвейка, модистка, сестра милосердия, экономка . Ситуация изменилась, когда женщины смогли осваивать все профессии, а из некоторых (например, нашей) даже вытеснили мужчин. Но официальным названием профессии, должности, звания и т.п. осталось слово муж. рода: ведь в документах дифференциация по полу обычно не нужна. (Представляете приказ: Направить на курсы повышения квалификации учителей Иванова, Петрова и учительниц Матвееву, Сидорову ?)

Итак, под влиянием прежде всего социальных факторов существительные муж. рода стали обозначать не только лицо мужского пола, но и лицо вообще – в отвлечении от пола. Это явление начало ощущаться с 20-х гг. ХХ в. В результате по нарицательному существительному типа архитектор, инженер , секретарь стало невозможно определить пол лица. Иногда не помогает и имя собственное: врач Иоффе , скульптор Манизер , профессор Черных – мужчины или женщины?

Показателем пола подобных существительных является форма сказуемого: Дизайнер предложил / предложила интересное решение; Риэлтор помог / помогла с обменом; Директор болен / больна, т.е. в таких случаях наблюдается семантическая координация главных членов предложения и категория рода выражается аналитически – формой координируемого слова. Обратите внимание: в КРЛЯ определения при подобных существительных всегда должны иметь форму муж. рода, т.е. надо говорить: Ольга Петровна – хороший окулист; Новый копирайтер не справилась с заданием ; Наш маркетолог заболела . Смысловое согласование определения допустимо только в неофициальной речи и только в Им. п.: Опытная аудитор Петрова помогла новичку , но Попросим помощи у опытного аудитора Петровой .

Вспомним, что аналитически же выражаются род и число несклоняемых существительных (мой / моя / мои протеже, старший / старшая Седых, растаявшее / растаявшие эскимо и т.д.), число которых также увеличивается. Все это говорит об усилении аналитизма в выражении рода имен существительных.

2. Другим заметным изменением в формах рода существительного является сокращение числа вариантов. Вы, скорее всего, удивитесь, что грамматики фиксируют варианты георгин – георгина, манжет – манжета, ботфорт – ботфорты и др.

Слова, у которых есть две формы рода, представляют два явления:

1) колебания в роде, когда между формами жен. и муж. рода нет никаких различий: перифраз – перифраза, ставень – ставня, вольер – вольера и т.п. Это типично для существительных, обычно употребляющихся во мн.ч.: бакенбарда – бакенбард, клавиша – клавиш и т.п. Слов с такими формами сейчас около 100;

2) варианты родовых форм, между которыми есть различия, например, одна из них является устаревшей или стилистически окрашенной: вуаль (ж. р.) – вуаль (м.р., устар.), лебедь (м. р., нейтр.) – лебедь (ж. р., народно-поэт.), туфля (нейтр.) – туфель (разг.), желатин (нейтр.) – желатина (спец.).

РЯ, не любящий дублетов, старается «избавиться» от одной из форм. Это происходит двумя путями:

1) одна форма закрепляется, вторая вытесняется (при выборе действует, в основном, тенденция к экономии языковых средств, о чем скажем позже);

2) формы расходятся по значению, образуя два самостоятельных слова: гарнитура (набор шрифтов, приспособление для…) – гарнитур (комплект, напр., мебели), жара (зной) – жар (высокая температура), взятка взяток (медосбор), карьер (место разработки полезных ископаемых и ускоренный галоп) – карьера (продвижение по службе), кегль – кегля .

Урок русского языка на тему: "Имя существительное"в 6 кл Разработку урока подготовила: учитель Абкаева П.М. Тема: Имя существительное. Цели: учебно-познавательные: 1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; 2. формирование языкового и речевой компетенций; 3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; интеллектуально-развивающие: 1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда; 3. развивать творческий подход; воспитывающая: 1. формировать у учащихся коммуникативные умения; 2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование:    толковые словари тесты, карточки конспект по теме «Имя существительное» Ход урока. I.Орг.момент. Урок русского языка. II.Игра. Прочитайте предложение. [йа оч’ин’ л’убл’у сило Канасираг1и - Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному селу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край». Задание. - Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания. III. Орфографическая пятиминутка. Зима принесла в наше село много слов. - Прочитайте эти слова. С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель. - Что вы заметили? (два одинаковых слова) - Так ли это? - Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари) Задание. 1гр. – определяет лексическое значение слова: иней 2гр. – изморозь 3гр. – изморось - Назовите слова – синонимы! (иней – изморозь) - Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы. Проверка – ключ (и,е,е,е,з,е,с,д,е)     В каком слове допустили ошибки? Какие орфограммы мы вспомнили? Какое слово лишнее? Почему? (блестит) Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да) IV. Тема: Имя существительное. Целеполагание: 1.Повторить всё, что мы знаем об имени существительном. - Я добавляю ещё одну цель: 2.Составить открытый конспект по данной теме. - Работать будем в паре, в группе. Представление: 1гр. Смекалистые 2гр. Сообразительные 3гр. Догадливые - Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? - Что это? (устойчивое сочетание слов) 1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах) 2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать) 3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо) «Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино. - Чтобы бы вы ответили ему? (Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной) - Давайте докажем Буратино важность имени существительного. «Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам». V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся) Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы) Схема на доске. - Задание. Подчеркнуть. 1гр. – явления природы 2гр. – признак, как предмет 3гр. – действие, как предмет. - Проверка. VI. Какими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными) - Что относим к постоянным признакам? (ответы) - Мы это знаем? - Давайте докажем! «Снежная атака» Вопросы: - Почему в определении существительного указываются два вопроса: кто? что? (одуш. и неодуш.) - Какие имена существительные называются одушевленными? (ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…) - Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся) - Физминутка! (если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели) Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь. - Молодцы! - Какие существительные называются собственными? (ответы) - Изменяются ли имена существительные по родам? (не - Сколько родов в русском языке? - Как определить род у имени существительного? - Что вы знаете о типах склонения? - Как определить склонение? -Работа в паре! Маршрутный лист. Задание №2. - Соедини линиями правильные ответы. Работаем в группе! (если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами) Задания: 1гр. – Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное. Исправь ошибки: Ждал этот Край человека, И Люди пришли наконец, Посеять в долине умптэка Искры своих сердец. (И. Марченко) 2гр. Род. - На сколько групп вы бы разделили имена существительные? Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние. 3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души» Вопрос: - На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-синонимы. И пусть они чаще звучат в нашем селе. Определите склонение! Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь. - Проверка! Защита! Вопрос! Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы? (Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера) VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж) - Как изменяются имена существительные? (по числам) -Найди лишнее: Ельник, мерзлота,Канасираги, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.) Маршрутный лист. Задание №1. - Что мы называем склонением? Вопрос – ловушка? - Просклоняй имена существительные. Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е) - Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу) - Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.) - Как различить В.п. и Р.п.? смотрю на оленя враги оленя Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? 2группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3группа. Маршрутный лист. Задание №7.          Взаимопроверка. (консультанты) Физминутка (музыка) Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные) Подберите синоним к слову родник. Родник – ключ, источник. Ключ! Какое это слово? (многозначное) (ответы: ключ - дверной, музыкальный) Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр) Вспомним слова – ключи! 1скл. – земля, вода 2скл. – конь, вода 3скл. – степь, печь - Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ) Задания! Маршрутный лист. 1группа – задание №5. 2группа – задание №6. 3группа – Исследование. Вывести правило! Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц? «ё» или «о» Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й. Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е) Проверка заданий. 1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения – е.(дети выводят алгоритм) - Что ещё мы должны знать об имени существительном? (синтаксическую роль имени существительного в предложении) - Ответы. Творческая работа. 1группа: Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4) 2группа: Составить предложение. Исправить ошибки. Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3) 3группа: Мини – сочинение на тему «Забота о птицах» 1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.) 2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.) 3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.) 4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.) (С первым снегом на прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.) - Каких существительных больше в вашем сочинении? (существительных во множественном числе) - Это поиск следующего урока. Подведение итогов. - Работа в группах. - Составить открытый конспект по теме «Имя существительное». (проверяет консультант из 3 группы) Конспект. Имя существительное. 1.... - это часть речи, которая отвечает на вопросы..., обозначает... 2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ...и.... 3. К постоянным признакам относим: 5. К непостоянным признакам относим: ..., 6. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить... 7. Окончание -е пишется у существительных:.. 8. Окончание -и пишется у существительных... 9. В предложении имя существительное может быть... -Проверка! -Рефлексия. -На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе». -Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным) Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия». - Домашнее задание. (на выбор) 1-3 балла 2-4 балла 3-5 баллов - Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить. Домашнее задание по теме «Имя существительное». Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить. Задание №1. Расставить знаки препинания. Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере. Задание №2. Составить предложение. Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в. Задание №3. Сочинение. Зимнее утро. 1предложение – морозы (И.п.) 2предложение – берёза (П.п.) 3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.) 4предложение – прилёт (Д.п.) На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений. Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности. 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что? Отсюда следует, что существительное обозначает предметы одушевленные и неодушевленные. А как изменяется имя существительное, по каким признакам?

Морфологические признаки

Существительное имеет морфологические признаки. Слово «морфология» (от греч. "морфе" - форма) означает систему форм изменения слов в каком-то языке. К этим признакам, кроме одушевленности, относятся еще нарицательность (собственное, нарицательное), склонение, род, число, падеж. В русском языке существительное изменяется по числам и падежам.

Сразу отметим, что по родам (как многие думают) имя существительное не изменяется. Оно просто относится к одному из родов – женскому, мужскому или к среднему. Определить принадлежность к роду можно с помощью местоимений:

  • мужской – он, мой;
  • женский – она, моя;
  • средний – оно, мое.

Число существительных

Как правило, существительные употребляются и в единственном и во множественном числе. Зависит это от того, о каком количестве слов говорится. Например: корабль – корабли, дорога – дороги, река - реки.

Но есть слова, форма которых предполагает только единственное число. Это собирательные названия, качества, признаки, действия, имена собственные: детвора, синева, Волга и др.

Слова, используемые только во множественном числе, это составные предметы (брюки), промежутки времени (будни), действия (хлопоты), игры (салки), географические названия (Анды).

Изменение по падежам

Такое изменение называется склонением. Шести падежам русского языка соответствуют определенные вопросы:

  • Именительный падеж: кто? что? (океан, океаны).
  • Родительный: кого? чего? (океана, океанов).
  • Дательный: кому? чему? (океану, океанам)
  • Винительный: кого? что? (океан, океаны)
  • Творительный: кем? чем? (океаном, океанами)
  • Предложный: о ком? о чем? (об океане, об океанах).

Определяя падеж существительного, поставьте вопрос от слова, к которому оно относится.

Итак, запомните: имена существительные изменяются по числам и падежам.