Перверзные нарциссисты, психопаты. Вера православная - зависть - алфавит

Свт. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном.

По его утверждению, зависть - прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, - говорит святитель. - Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний - скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне - явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех - даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния - попытаться его рационализировать.

Человек успешен - значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний - значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг - значит, нужно стремиться сделать своим другом его - уже ради того, что через него прославляется Бог.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение - именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата - идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» - и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

Свт. Василий Великий

Молитва - труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение - абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования - богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это - орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет - «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю - сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Свт. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» - именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», - утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж - наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

Прп. Максим Исповедник

Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», - рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного - естественное движение души. Порадоваться чужому счастью - действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

Свт. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее - обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости - уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» - эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, - страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» - восклицает святитель Григорий.

Прп. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» - способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» - однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение - борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу - одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), - напоминает преподобный Ефрем Сирин. - В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи - и у меня ничего?» - негодует действительно работящий человек - и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) - он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

Прп. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть - это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая - довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий - зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать - преступно, молиться идолам - глупо, уводить супруга из семьи — аморально, воровать — отвратительно… Так вот, завидовать - тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».

Есть грехи, в которых человек признается легко: да, он амбициозный (гордый), раздражительный (а кто не таков?), унывает (можно пожалеть). Но редко кто признается в зависти.
Почему это такой «стыдный» грех? Как бороться с завистью?

М.И.Игнатьев. А жизнь так хороша, 1917 год.

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Зависть относится, я бы сказал, к потаенным страстям. В глубине сердца она сидит у всякого человека, пока в нем есть гордость, но ощущается зависть, только тогда, когда кто-то обладает тем, чего я хочу, но не имею. Такие совпадения бывают не всегда (если не имею и не хочу, то не завидую, и если имею то, что хочу, тоже не завидую), поэтому не всегда люди чувствуют зависть.

Рассмотрим пример. Если всех людей одного со мной общественного положения наградят медалями, а меня – грамотой (считаем, что медаль почетнее), я почувствую зависть. Как христианин, обличу ее в себе, укорю себя, покаюсь, но обязательно почувствую. Почему? Ведь грамота тоже почетна? Почетна, но в сравнении с медалью – унижение, так мне подали знак, что я нехороший, незначительный. И у меня будет страдать чувство собственной значимости. Не чувство собственного достоинства, когда человек сердечно помнит, что он – сын Небесного Царя по благодати, а коренящееся в гордости чувство значимости, важности, желанности, любимости, чувство превосходства перед другими людьми. Оно ядовито сладостно и всем присуще, кроме, само собой, смиренных, исполняющих заповеди о любви к Богу и ближним.

В примере с наградами ущемление чувства собственной значимости «лежит на поверхности». Но возьмём другой случай. Два человека ухаживают за девушкой, она за одного из них выходит замуж. Другой не только будет страдать, но ещё и завидовать. Если бы она ушла в монастырь, он страдал бы, но не завидовал. Потому что не было бы момента предпочтения его сопернику.

Один выиграл в лотерею 10 тысяч рублей, а другой 10 миллионов. Будет почва для зависти? Конечно, да. Но кто же унизил выигравшего в лотерею 10 тысяч? Бог! Если в предыдущих примерах завистника «унижали» люди (начальство, возлюбленная), то здесь «маски сорваны»: Бог – обидчик. На самом деле, завидуя людям, мы всегда восстаём именно против Бога. Диавол, Каин, предавшие Христа на распятие иудеи… и мы.


Убийство Авеля Каином.Мозаика, Собор Монреале. 12 век.

Что же делать?

Чем меньше мы будем привязываться к суетным земным вещам, тем меньше будет почвы для зависти (то есть богоборчества) с нашей стороны. Чем глубже я понимаю, что земные знаки почета сами по себе ничто, что важно волю Божию творить, а земная награда не есть истинное благо, тем меньше зависть будет меня мучить, тем успешнее я буду с Божьей помощью с ней бороться. Чем больше я уповаю на Бога в своих земных делах, чем сильнее моя вера в то, что Бог любит нас и для каждого устраивает то, что ему полезно, тем меньше у меня будет поводов для зависти.

Но кроме земного счастья есть и духовные дарования. Их как будто не назовешь суетными благами? Но, если Божии духовные дарования присваивать себе, относиться к ним не как к силе Божьей, которая через нас и в нас, преображая и очищая, действует, а как, пусть и данным Богом, но своим дарованиям, они становятся для нас суетными и вредными, умножая лишь поводы для гордости. Потому-то Бог обычно особенных духовных дарований нам не дает или дает, но от нас же прикровенно, чтобы мы своей гордыней не превратили Божии дары в душевный яд.

А если говорить о вечной участи человека, то вечная участь каждого из нас – исключительно в его собственных руках. Бог всем, все, в каждый момент времени посылает самое полезное для спасения его души. Тут никогда нечему завидовать. Смириться перед Отцом Небесным, принять от Него всё с благодарностью – такая возможность дана каждому, здесь никто не обижен.

- Как же бороться с завистью?

Нам, гордым и духовно расслабленным людям, бороться с завистью нужно обличением этой страсти в себе, осознанием ее в себе, честным признанием, что вот здесь я позавидовал, без самооправдания и саможаления.

В помыслах нужно каяться и удерживать себя от того, чтобы поступать по страсти. Это относится ко всем страстям, в том числе и к зависти. Например, если кого-то похвалили, и меня это уязвило, и я стараюсь в разговоре как-то осудить этого человека, прямо или косвенно задеть, насмешничаю, иронизирую, и т.д. (вариантов тут много) - в этом случае я поступаю по страсти. Если удерживаю свою реакцию – я не грешу завистью делом. Это уже неплохо (если, конечно, мысленно себя укорять за гордость).

Необходимо также благодушное терпение скорбей. Если нас меньше, чем другого, любят, хвалят, отмечают, то нам это тяжело. Но надо терпеть, и при этом не роптать. Современный человек и спасается, почитай, одними скорбями. Мало кому Бог дает силы для духовных подвигов, о которых мы читаем в Отечниках и Житиях святых, поэтому будем хотя бы без ропота, а еще лучше с благодарностью терпеть все, Им посылаемое. Если посетила скорбь (самому, конечно, провоцировать не нужно), надо говорить: благодарю Тебя, Господи, что ты лишил меня этой вещи, этого утешения, того, что я так хотел, но не лиши меня Царства Небесного.

Борьба со страстями с помощью противоположных добродетелей, как рекомендуют некоторые святые отцы – это для духовно преуспевших, и я от такой меры, к сожалению, далек. Когда обычный человек, то есть человек гордый, начинает таким образом бороться с какими-то страстями, то гордость только разрастается.

Иногда спрашивают, признаваться ли человеку в том, что завидуешь ему, и ссылаются при этом на слова апостола Иакова «признавайтесь друг другу в проступках» (Иак. 5, 16). Но такой откровенностью можно нанести душевную травму человеку, надолго, а то и навсегда испортить отношения с ним. Надо внутренне бороться со страстями самоукорением, благодушным терпением, молитвой о смягчении и очищении своего сердца, но открывать свое нечистое сердце нужно не всякому, а лишь тому, кто может понести наши помыслы, от кого надеемся получить помощь – молитвой и духовным советом.

В Священном Писании сказано: «Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя» (Сир. 9, 22). И преподобный Серафим Саровский в главе 17 «О хранении сердца» писал: «Не всем открывай тайны сердца твоего». Он, правда, в том контексте имел в виду благие тайны сердца, но к злым тайнам это тоже относится.


Босх, Иероним. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи". Деталь: Зависть. 1475-1480.

Но если человек не понимает, не видит в себе страсти зависти? Например, есть такое удачное, емкое слово «раздражение», в котором можно покаяться и получить прощение, а вот понять – в чем причина раздражения – уже сложнее. Ведь заглядывать глубже в себя страшно. И вот тут может возникнуть вопрос: надо ли помочь человеку, подсказать: а ведь ты завидуешь!

Здесь общих рецептов быть не может. Бывает, человек обличит кого-то в его страсти, и у человека вдруг глаза откроются, так что он получит от обличения большую пользу. А бывает, скажешь кому-то очевидную правду и, кажется, с добрым намерением, а человек не исправится, а лишь озлобится и впадет в отчаяние.

Помню я в церковной юности, ещё будучи алтарником, сказал правду в глаза одной своей знакомой, а она не приняла моей правды и только расстроилась. Я рассказал об этом своему духовному отцу протоиерею Георгию Брееву, и он мне очень мягко ответил (сказал, кстати, правду в глаза): «Рано нам еще обличать-то». Вот, на всю жизнь запомнил тот случай, а исправиться и до сих пор не могу, хотя теперь стараюсь больше смотреть за собой, чем за окружающими.

Cщмч. Киприан Карфагенский:

[Зависть] - это корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений.

Преп. авва Исаия:

Если борет тебя зависть, то вспоминай, что все мы члены Христовы и что как честь, так и бесчестие ближнего нам с ним общи, и успокоишься.

Горе завистникам, ибо они соделывают себя чуждыми благости Божией.

Желающему прославиться между людьми невозможно быть без зависти; а кто имеет зависть, тот не может стяжать смиренномудрия.

Св. Василий Великий:

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего.

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих.

Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она.

Как... [ехидны] рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

Будем... остерегаться зависти, чтобы не стать нам сообщниками в делах сопротивника, и впоследствии не подвергнуться одному с ним осуждению.

[Зависть] менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее.

У завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях.

[Зависть] - это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу.

Зависть есть самый непреодолимый род вражды.

Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро.

[Завистью] - этим одним оружием, от сложения мира и до скончания века, всех уязвляет и низлагает истребитель жизни нашей - диавол...

Диавол... радуется нашей погибели, сам пал от зависти и нас низлагает с собою тою же страстью.

Неужели не придешь в ужас, делая себя служителем губительного демона, и допустишь в себя зло [зависть], от которого сделаешься врагом людей... и Бога.

Стрелы, брошенные сильно, когда попадают во что-нибудь твердое и упругое, отлетают назад к тому, кто их пустил; так и движения зависти, не делая вреда предмету зависти, наносят удары завистнику. Кто, огорчаясь совершенствами ближнего, уменьшил их чрез это? Между тем, снедаемый скорбию, он изнуряет сам себя.
Страждущих завистию почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверье, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра - демоны, когда находят в людях демонам свойственные произволения, употребляют все меры воспользоваться ими для собственного своего намерения; почему и глаза завистливых употребляют на служение собственной своей воле.

Из зависти, как из источника, проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога, смешение уставов, низвращение всех в совокупности житейских благ.

Преп. Ефрем Сирин:

В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтоб предпочтен был другой. Заслуживающих одобрения он унижает; кто идет добрым путем, тем полагает на пути соблазны: кто живет как должно, тех порицает, благоговейным гнушается, постящегося называет тщеславным, рачительного в псалмопении - любящим себя показать, скорого на услуги - жадным, расторопного в делах - славолюбивым, прилежно занимающегося книгами - празднолюбцем... Горе завистливому, потому что сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностию, и силы его истощаются.

[Завистливый], если видит [человека] когда подвергшимся падению, чернит пред всеми.

Завистливый никогда не радуется успеху другого. Если видит вознерадевшего о деле, не побудит, а скорее наставит его на худое.

Всем [завистливый] несносен, всем он враг, всех ненавидит, пред всеми лицемерит, всем строит козни, перед всяким носит личину...

Страшная отрава - зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства.

[Завистливый] ныне дружится с одним, а завтра с другим и в расположении ко всякому изменяется, подделывается к желанию каждого, и чрез несколько времени всякого осуждает, чернит одного пред другим...

Завидующий успехам брата своего отлучает себя от вечной жизни, а содействующий брату будет сообщником его и в вечной жизни.

Почему неприятна тебе, человек, добрая слава о преуспевающем? Не спасешься ты тем, что тот или другой не получит спасения. Или будешь ты царствовать потому только, что многие изгнаны будут из Царствия Небесного? Не тебе одному найдется место в Царствии Небесном. Не тебе одному уготована райская радость. Почему же печалит тебя спасение многих? Итак, не позорь дел чистой любви, и дел законного жития не заменяй досадою и суровым злонравием. Никто да не обольщает тебя - ни человек, ни диавол, ни помысл, гнездящийся в сердце. Невозможное дело - довести до твердости добродетель, не растворив ее любовью.

Бесовское это расположение - оскорбляться доблестями преспевающих. В бесах внедрилась ненависть; им всего желательнее, чтоб все погибли совершенно.

Не должно завидовать преспеянию брата, потому что мы члены тела Христова.

Соглашайся лучше умереть, нежели поддаться зависти.

Бдение завистливого вполне вредоносно; неусыпность его самое позорное и бесславное приобретение.

Безмолвная зависть может стать стрелою...

Св. Григорий Богослов:

Зависть есть сокрушение о благоуспешности ближних...

Св. Григорий Нисский:

Зависть - это начало зловредных страстей, отец смерти, первая дверь греху, корень порока, порождение печали, матерь бедствий, повод к непокорности, начало стыда. Зависть изгнала нас из рая, став змием пред Евою; зависть преградила доступ к древу жизни и, совлекши с нас священные одежды, по причине стыда привела к ветвям смоковницы. Зависть вооружила Каина на естество, и произвела седмижды отмщаемую смерть (см.: Быт. 4, 15). Зависть соделала Иосифа рабом. Зависть - смертоносное жало, скрытое оружие, болезнь естества, желчный яд, добровольное истощение, жестоко язвящая стрела, гвоздь для души, пламень, сожигающий внутренности. Для зависти неудача - не собственное свое зло, но чужое добро; и наоборот также для нее удача - не свое хорошее, но худое у ближнего. Зависть мучится благоуспешностью людей и посмеивается их бедствиям.

Св. Иоанн Златоуст:

Такова зависть: она идет против собственного блага, и завистливый лучше решится терпеть тысячу бедствий, нежели видеть ближнего прославляемым...

Те, которые завидуют, причиняют себе величайший вред и навлекают на себя великую гибель.

Как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает самую душу, породившую ее в себе. А тому, кому завидует, делает не то, чего желала бы ему, а совсем противное.

Злоба завидующих доставляет только большую славу тем, которые подвергаются их зависти, потому что страдающие от зависти преклоняют Бога к себе на помощь и пользуются содействием свыше, а завидующий, будучи лишен благодати Божией, легко впадает в руки всем.

Будем... убегать этой пагубной страсти и всеми силами исторгать ее из души своей. Это гибельнейшая из всех страстей и вредит самому спасению нашему; это изобретение самого диавола.

Порабощаемый прежде всяких внешних врагов собственною страстью, он [завистливый] как бы сокрушает сам себя, и, как бы пожираемый невидимыми зубами и таким образом истощаясь сам в себе... погружается в бездну.

Такова зависть: она ничего не делает с рассуждением.

Такова эта пагубная страсть: она не остановится, пока увлеченного ею человека не низвергнет в бездну, пока не доведет его до греха - убийства, потому что корень убийства - зависть.

Когда она [зависть] овладевает душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства...

Будучи... пленен ею [завистью], человек все делает против своего спасения.

Как моль протачивает шерсть, так и зависть гложет завистника и делает более славным того, кто ей подвергается.

Поддавшиеся внушению зависти свободу переменили на рабство, а завидуемый сделался царем.

О, зависть, сестра лицемерия, виновница коварства, сеятельница убийства, змеиное семя, губительный цвет. Что сквернее зависти? Ничто. И самую смерть что породило? Ничто другое, кроме зависти...

Свинья любит валяться в грязи, демоны - вредить нам; так и завистливый радуется несчастью ближнего.

Нет зла хуже ее [зависти]. Блудник, например, по крайней мере получает некоторое удовольствие и в короткое время совершает свой грех, а завистливый мучит и терзает себя прежде того, кому завидует, и никогда не оставляет своего греха, но всегда остается в нем.

Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда он [завистник] покоен и весел, почитая чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием, и ищет не того, что ему могло бы быть приятно, но того, что ближнего может опечалить.

Как жуки питаются навозом, так и они [завистники], будучи некоторым образом общими врагами и противниками природы, находят для себя пищу в несчастьях других.

Плачь и стенай, рыдай и моли Бога, научись относиться к ней [зависти] как к тяжкому греху, и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга.

Зависть превращает человека в диавола, и делает его лютым демоном.

Ныне зависть не считают и пороком, почему и не заботятся избавиться от нее...

Она [зависть] всегда строит козни добрым ближним и страждущего ею терзает и окружает бесчисленными бедствиями.

Завистник и на человека, самого благорасположенного к нему, смотрит как на врага...

Великое зло - зависть... она ослепляет душевные очи вопреки собственной пользе самого одержимого ею.

Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно - вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение.

...[Завистливые] хуже диких зверей и подобны бесам, а может быть, и их хуже. Бесы имеют непримиримую вражду только против нас, а не делают козней против подобных себе по естеству...

Завистливые не уважают и единства природы, да не щадят и самих себя: еще прежде, чем повредят тому, кому завидуют, они мучат собственные свои души, наполняя их напрасно и без нужды всяким беспокойством и недовольством.

Хотя бы ты подавал милостыни, хотя бы вел трезвую жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату своему.

Нет ничего упорнее этой страсти [зависти], и не легко она уступает врачеванию, если мы не будем внимательны.

Как мы оскорбляем Бога, завидуя чужому добру, так благоугождаем Ему, сорадуясь другим, и себя делаем участниками благ, уготованных людям добродетельным.

Нет ничего хуже зависти и злобы. Чрез них смерть вошла в мир. Когда диавол увидел человека в чести, то не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его.

Завистливый только то имеет в виду, как бы удовлетворить своему желанию; и хотя бы пришлось ему подвергнуться наказанию, или смерти, - он остается преданным одной своей страсти.

Зависть есть зверь ядовитый, зверь нечистый, зло произволения, не заслуживающее прощения, порок, которому нет оправдания, причина и матерь всех зол.

Завистливый живет в непрерывной смерти, всех считает своими врагами, даже и тех, которые ничем его не обидели. Он скорбит о том, что воздается честь Богу, радуется тому, чему радуется диавол.

Зависть - страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От этой болезни судилища наполнены подсудимыми. От нее [же] страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость.

Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в Церкви. Она издавна была причиной множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду.

Хотя бы кто и творил чудеса, хотя бы соблюдал девство и пост и спал на земле, хотя бы сравнялся с Ангелами в добродетели, но если имеет этот недостаток [зависть] - будет нечестивее всех и беззаконнее даже прелюбодея и блудника, разбойника и гробокопателя. И чтобы кто-нибудь не обвинил меня в преувеличении речи, я охотно спрошу вас о следующем: если бы кто-нибудь, взявши огонь и заступ, стал разорять и сожигать этот дом (Божий) и разрушать вот этот жертвенник, то каждый из присутствующих разве не стал бы бросать в него камнями, как в человека нечестивого и беззаконного? Так что же? А если кто приносит пламя более губительное, чем этот огонь, - я говорю о зависти, которая разоряет не каменные здания и разрушает не золотой престол, но ниспровергает и губит то, что гораздо ценнее и стен и престола, здание учителей, - то может ли он заслуживать какого-либо снисхождения?

...(Зависть) ниспровергла Церкви, породила ереси, вооружила братскую руку, побудила обагрить десницу в крови праведника, попрала законы природы, отверзла двери смерти...

Эта рана настолько неизлечима, что, если бы были приложены и бесчисленные лекарства, она все-таки будет обильно источать свой гной.

Тем, которые не освободились от этой болезни, невозможно совсем избежать огня, уготованного диаволу. А освобождаться от болезни мы станем тогда, когда помыслим, как возлюбил нас Христос и как повелел нам любить друг друга.

Лучше иметь змею, клубящуюся в утробе, нежели зависть, внутри гнездящуюся…

Змея, находящаяся во внутренности, когда есть для нее другая пища, не трогает тела человеческого; зависть же, хотя бы предложили ей тысячу снедей, пожирает самую душу, со всех сторон ее грызет, терзает и рвет; для нее нельзя найти никакого успокоительного средства, которое сокращало бы ее неистовство, кроме одного только - несчастья с благоденствующим.

О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! Твой владелец - диавол, кормчий - змей, Каин - главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змей, будучи кормчим, привел Адама к смертному кораблекрушению; Каин - старший гребец, потому что через тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою (служит) райское древо преслушания, снастями - верви грехов, матросами - завистники, корабельщиками - демоны, веслами - хитрости, рулем - лицемерие. О, корабль, носитель бесчисленных зол! Если спросишь о лицемерии, там оно находится... Там живет зависть, вражда, ссора, обман, сварливость, ругательство, злословие, хула, и что только мы ни скажем и что ни опустим - все это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был погубить этот корабль зависти, но Иисус потопил его силою Духа, источником крещения.

Какая болезнь так уничтожает красоту лица, как зависть иссушает любовь, благоухающий цвет души?

Зависть-то и была причиной бесчисленных беспорядков во всем творении, и горнем, и дольнем, и не только на земле, но и в самой Церкви.

Зависть рождается ни от чего другого, как от привязанности к настоящему, или, лучше, (отсюда) и всякое зло. Если бы ты считал за ничто богатство и славу мира, то не завидовал бы тем, которые этим обладают.

Завистник идет против Бога, а не против того (кому он завидует).

…Ничто так обычно не разделяет и не разъединяет нас друг от друга, как зависть и недоброжелательство, - этот жестокий недуг, лишенный всякого извинения, и гораздо более тяжкий, нежели самый корень зол - сребролюбие. В самом деле, сребролюбец хоть радуется тогда, когда сам получает; завистливый же тогда радуется, когда другой не получает, считая собственным успехом неудачу других. Что может быть безумнее этого? Пренебрегая собственные бедствия, он изводится чужими благами, делая чрез это недоступным для себя небо, а раньше еще неба и настоящую жизнь невыносимой. Поистине, не так червь ест дерево или моль шерсть, как огонь зависти пожирает самые кости завистников и вредит чистоте души. Не погрешит тот, кто назовет завистников худшими зверей и демонов.

Звери нападают на нас только тогда, когда они или нуждаются в пище, или наперед были раздражены нами, а эти люди, и будучи облагодетельствованы, часто относятся к благодетелям, как обиженные. Равным образом и демоны, хотя к ним питают непримиримую вражду, не делают зла имеющим одну с ними природу, а эти люди ни общности природы не стыдятся, ни собственного спасения не щадят, но раньше тех, кому завидуют, сами подвергают наказанию свои души, наполняя их без причины и повода крайним смятением и унынием. Зависть такой порок, что хуже его нет никакого другого. Прелюбодей, например, и некоторое удовольствие получает, и в краткое время совершает свой грех; между тем завистник раньше того, кому завидует, сам себя подвергает наказанию и мучению, и никогда не отстанет от своего греха, а постоянно совершает его. Как свинья радуется грязи и демон нашей погибели, так и этот радуется несчастьям ближнего; и если с последним случится что-нибудь неприятное, тогда он успокаивается и облегченно вздыхает, считая чужие горести своими радостями, а чужие блага собственными бедствиями. И как некоторые жуки питаются навозом, так и завистники чужими несчастьями, являясь общими врагами и недругами (человеческой) природы. Другие люди и бессловесное животное, когда его убивают, жалеют; а эти, видя человека, получающего благодеяния, приходят в бешенство, дрожат и бледнеют…

Если бы даже [человек] был врагом и неприятелем твоим, а Бог прославлялся чрез него, то надлежало бы сделать его ради этого другом, а ты друга делаешь своим врагом из-за того, что чрез доброе имя, которым он пользуется, прославляется Бог. Как еще иначе ты можешь показать вражду против Христа? Поэтому, хотя бы кто совершал знамения, хотя бы показал подвиг девства, или поста, или лежания на голой земле, и добродетелью такого рода сравнялся с Ангелами, но если он подвержен страсти зависти, он оказывается всех мерзостнее.

…Если любовь к любящим не дает нам никакого преимущества пред язычниками, то где окажется тот, кто питает зависть к любящим? Завидовать хуже, чем враждовать, враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения.

...(Завистник) завистью показывает, что он малосмыслен и мелочен. Ибо когда завидует, то тем свидетельствует, что тот больше его, о чьем счастии он скорбит.

Авва Пиаммон:

Зависть труднее вылечить, нежели другие страсти. Ибо кого она однажды повредила своим ядом, для того, почти, можно сказать, нет лекарства. Ибо она есть такая зараза, о которой образно говорится чрез пророка: вот Я пошлю на вас змеев, василисков, на коих не действует заговариванье, и они будут язвить вас (ср.: Иер. 8, 17). Итак, правильно сравнивается у пророка с ядом смертоносного василиска уязвление зависти, которою первый заразился и погиб виновник всех ядов и начальник. Ибо наперед он сам себя погубил, прежде нежели излил смертоносный яд на человека, которому позавидовал. Ибо завистью диавола смерть вошла в мир, подражают же ему соучастники его (ср.: Прем. 2, 24), как тот, который первый растлился заразою этого зла, не принял ни лекарства покаяния и никакого средства к уврачеванию, так и те, которые попустили уязвлять себя тем же угрызением, отвергают всякую помощь святого заклинания (см.: Пс. 57, 5-6); потому что они не по какой-нибудь вине других, а от счастья их мучаются, стыдятся обнаружить самую истину, а какие-нибудь сторонние, пустые и нелепые причины оскорбления приискивают. Так как эти причины вовсе ложны, то одно есть для них врачевство - извержение того смертоносного яда, который они не хотят обнаружить, скрывают в своем сердце. Об этом премудрый хорошо сказал: если змей ужалит не в заговоре, то после нет пользы в заговорщике (ср.: Еккл. 10, 11). Это суть тайные угрызения, которым одним не помогает врачевство мудрых. Даже до того неисцельна эта погибель (т. е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается; подарками раздражается; потому что, как говорит тот же Соломон: ревность ничего не терпит (см.: Притч. 6, 34). Ибо чем более иной будет преуспевать покорностью смирения, или добродетелью терпения, или славою щедрости, тем большею завистью подстрекается завистливый, который падения или смерти желает тому, кому завидует.

Всех пороков гибельнее и труднее к излечению зависть, которая самыми лекарствами, от которых прочие страсти прекращаются, еще воспламеняется. Например, кто скорбит о причиненном ему вреде, тот исцеляется щедрым вознаграждением; кто негодует на нанесенную обиду, тот умиротворяется смиренным извинением. А что сделаешь тому, кто еще более оскорбляется тем самым, что видит тебя более смиренным и более приветливым, которого воспламеняет на гнев не корыстолюбие, которое удовлетворяется наградою, не обида или желание мщения, которое побеждается ласкою, услугами, но раздражает его только успех чужого счастья? Кто же, для удовлетворения завистливого, захочет лишиться благ, потерять счастье, подвергнуться какому-нибудь бедствию? Итак, чтобы василиск (диавол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святаго Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного. Прочие яды змей, т. е. плотские грехи или пороки, которым как скоро подвергается, так легко и очищается человеческая немощь, имеют некоторые следы своих ран на плоти, от которых хотя бы земное тело и весьма жестоко страдало, однакож если какой-нибудь искусный заговорщик божественных стихов приложит противоядие или лекарство спасительных слов, то гнойная рана не доведет до вечной смерти души. А зависть, как яд, излитый василиском, убивает самую жизнь религии и веры прежде нежели почувствуется рана в теле. Ибо не против человека, а явно против Бога возносится злохулитель, который, ничего другого в брате не похищая, кроме доброй заслуги, порицает не вину человека, а только суды Божии. Итак, зависть есть тот корень горести, выспре прозябаяй (ср.: Евр. 12, 15), который, поднимаясь в высоту, устремляется к поношению Самого виновника - Бога, Который сообщает человеку блага.

Преп. Исидор Пелусиот:

Не знаешь ты воздаяний, как не способный видеть будущее. Но не на будущем суде только, а и в настоящей жизни, завистники несут достойные наказания. Да убедит тебя в этом жена Ахавова Иезавель, неистово пожелавшая Павуфеева виноградника, и в настоящей жизни соделавшаяся добычею псов, а в будущей соблюдаемая вечному огню.

Зависть... ко всякому другому действительно или мнимо доброму качеству не благосклонна, а напротив того, жестока и неприязненна, к добродетели же, которой дано в удел качество в собственном смысле прекрасное, совершенно непреклонна. Посему не быть предметом зависти - дело, может быть, беспечальное, но и не славное... возбуждающему же к себе зависть надлежит с целомудренным помыслом переносить злоумышления зависти.

Лишенные ума и благоразумия непрестанно ненавидят тех, о которых подозревают, что лучше их, и питают к ним ненависть не за оказанные им обиды (это, может быть, меньшее было бы зло), но за свое бессилие достигнуть одинаковой с ними доброй славы в добродетели.

В тысячу глаз смотри за собою, чтобы никакого вреда не было насаждено тобою в ближнем, но истребляем был всякий корень соблазна. Если же при таком твоем расположении иные из не делающих ничего доброго, но завидующих тем, которые делают, будут обвинять тебя, то не предавай себя в рабство унынию, но мужественно перенеси это приражение врага, представляя в уме, что враг не употребил бы сего ухищрения орудием к разорению, подобно столпу, с огражденного тобою жития, если бы не сильно его трогала слава о твоем благоискусстве.

У многих в обычае завидовать отличающемуся высотою добродетели. Ибо, несносным и тягостным почитая того, кто поступает не одинаково с ними, но поставляет свою славу в превосходнейших преимуществах, и тем как бы обличает собственную их жизнь, злословят его и строят ему козни, когда должны были бы ему соревновать и увенчивать его.

Преп. Нил Синайский:

Зависть и горькая ненависть происходят от презорства и кичливости.

Зависть - всегдашняя противница великим успехам.

Что достойно в тебе зависти, то скрывай наипаче от завидующего.

Преп.Исаак Сирин:

Кто обрел зависть, тот обрел с нею диавола.

Авва Фалассий:

Под видом благорасположения скрывает зависть, кто передает брату укорные слова, от других слышанные.

Господь ослепляет ум завистливого за то, что он неправедно печалится о благах ближнего.

Избавляется от зависти скрытно сорадующийся тому, кому завидуют, и избавляет от зависти укрывающий то, чему завидовать можно.

Преп. Максим Исповедник:

Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится...

Никто из благомудрствующих никогда не станет завидовать другому, обилующему благодатями, так как на нем самом лежит стяжать расположение, условливающее приятие Божественных благ.

Преп. Симеон Новый Богослов:

Где зависть, там живет и отец зависти, диавол, а не Бог любви.

Св. Григорий Палама:

...[Славолюбие] зависть порождает, - зависть, равносильную убийству, - причину первого смертоубийства, а потом и богоубийства...

[Зависть] большею частью бывает лукавою советницею в делах срамных.

Св. Феофан Затворник:

Завидовать в житейском худо, а в духовном ни на что не похоже.

Отечник (св. Игнатия (Брянчанинова)):

Поведали нам святые отцы следующее: Некий монах, живший в пустыне скита, пришел посетить святых отцов, живших в месте, называемом Келлии, где у множества монахов были отдельные кельи. Один из старцев, имея незанятую келью, предоставил ее скитянину. К нему начали ходить многие из братий, желая слышать от него слово о вечном спасении, потому что он имел духовную благодать преподавать слово Божие.

Увидев это, старец, предложивший ему келью, уязвился завистью, начал негодовать и говорить:

Сколько времени я живу в этом месте, а ко мне не приходит братия, разве очень редко, и то в праздничные дни. К этому же льстецу почти ежедневно приходит множество братий.

Затем он приказал ученику:

Пойди скажи ему, чтоб он вышел из кельи, потому что она мне нужна.

Ученик, придя к скитянину, сказал ему:

Отец мой послал меня к твоей святыне узнать, он слышал, что ты болен.

Тот возблагодарил, говоря:

Моли Бога о мне, отец мой, я очень страдаю желудком.

Ученик, возвратясь к старцу, сказал:

Скитянин просит твою святыню, чтоб ты потерпел два дня, в которые он мог бы поискать себе келью.

По прошествии трех дней старец опять послал ученика:

Пойди скажи ему, чтоб он вышел из моей кельи. Если он и еще отсрочит свой выход, я приду сам и жезлом своим выгоню его из кельи.

Ученик пошел к скитянину и сказал ему:

Отец мой очень озаботился, услышав о твоей болезни, он послал меня узнать, как ты себя чувствуешь.

Тот отвечал:

Благодарю, владыко святый, любовь твою! Ты так озаботился о мне! За молитвы твои чувствую себя лучше.

Ученик, возвратясь, сказал старцу:

Скитянин все еще просит твою святыню, чтоб ты подождал до воскресного дня, тогда он немедленно выйдет.

Наступил воскресный день, скитянин спокойно оставался в келье. Старец, воспламененный завистью и гневом, схватив жезл, пошел, чтоб выгнать скитянина из кельи. Видя это, ученик говорит старцу:

Если повелишь, отец, я пойду и посмотрю, может быть, пришли к нему какие братия, которые, смотря на тебя, могут соблазниться.

Получив дозволение, ученик пошел и, войдя к скитянину, сказал ему:

Вот отец мой идет, чтобы посетить тебя. Поспеши выйти ему навстречу и поблагодарить его, потому что он делает это по побуждению великой сердечной благости и любви к тебе.

Скитянин немедленно встал и в веселии духа пошел навстречу. Увидев старца, прежде нежели тот приблизился, пал перед ним на землю, воздавая поклонение и благодарение, говоря:

Да воздаст тебе Господь, возлюбленнейший отец, вечными благами за твою келью, которую ты мне предоставил ради имени Его! Да приуготовит тебе Христос Господь в Небесном Иерусалиме между святыми Своими славную и светлую обитель!

Старец, услышав это, умилился сердцем и, кинув жезл, устремился в объятия скитянина. Они дали друг другу целование о Господе, и старец пригласил гостя в свою келью, чтобы, возблагодарив Бога, вместе вкусить пищу.

Наедине старец спросил своего ученика:

Скажи мне, сын, передавал ли ты брату те слова, которые я приказывал передать?

Тогда ученик открыл ему истину:

Скажу тебе, владыко, правду. По моей преданности тебе как отцу и владыке, я не осмелился сказать ему того, что ты приказывал, и ни одного из слов твоих не передал.

Старец, услышав это, пал к ногам ученика, говоря:

С этого дня ты - мой старец, а я - твой ученик, потому что Господь избавил и мою душу, и душу брата от греховной сети при посредстве твоего благоразумия и действий, исполненных страха Божия и любви.

Господь даровал благодать Свою, и они все пребыли в мире Христовом, доставленном верой, святыми попечениями и благонамеренностью ученика, который, любя своего старца совершенной во Христе любовью, очень боялся, как бы его духовный отец, увлеченный страстью зависти и гнева, не впал в поступок, долженствующий уничтожить все его труды, подъятые с юности в служении Христу для получения награды в вечной жизни.

Афонский патерик:

Старец Филофей кроме святого Нектария Афонского имел еще ученика, которого сатана до того озлобил против святого Нектария, что несчастный стал явно говорить старцам Филофею и Дионисию, чтобы прогнали Нектария, иначе он убьет или его, или самого себя. Старцы трепетали от ужаса, слыша о таких демонских замыслах. Напрасно вразумляли они несчастного, убеждали и молили его успокоить свое сердце, подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему Судом Божиим и геенной: он ничего не хотел слышать, но требовал исполнения своего желания. Тогда старцы предложили святому Нектарию удалиться от них на малое время, пока завистливый брат придет в чувство.

По прошествии некоторого времени скончался в глубокой старости боголюбивый Филофей. Дионисий, не вынося безнравственного поведения своего ученика, пригласил к себе Нектария в сожитие как брата по духу, а несчастному предоставил искать другое место и другого старца. Дионисий с Нектарием мирно проводили свою жизнь, питаясь от рукоделия и по силам помогая бедным. А несчастный брат их, не придя в чувство смирения и раскаяния, переходил с места на место, потом удалился в мир и там, предавшись невоздержанности, скончался жалким образом посреди городской площади, даже без обычного христианского напутствия.

Вот что значит братоненавидение и зависть! Гибельные следствия их в полной мере испытывает человек еще и настоящей жизни и часто отходит в вечность без всякой надежды на спасение. Надо беречь себя от столь богоненавистных пороков!

говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного - похвалить! Сребролюбивому - что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти - неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному - гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».


Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13-14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне - и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Есть притча. Некий крестьянин имел двенадцать жирных, упитанных гусей, а его сосед — одного, грязного и тощего. «Господи, — возмутился сосед, — где справедливость? Как же Ты это допускаешь?» И услышал он глас свыше: «Отныне у тебя будет двенадцать гусей». «Нет, — возразил человек, — сделай лучше, чтобы и у соседа был один».
Сущность зависти: отсутствие любви, печаль из-за благополучия ближнего, желание зла тому, кому живется лучше. Завистливый радуется неудачам других и огорчается их успехам. Он хочет видеть симпатичного уродливым, здорового — больным, богатого — нищим, одаренного — бездарным…
Приведу еще историю. В двухместной больничной палате лежали двое безнадежных больных: на одинаковых койках, в равных условиях. Разница лишь в том, что один мог смотреть в окно, а второй — нет, зато рядом у него находилась кнопка вызова медсестры. Шло время, менялись времена года… Лежащий у окна рассказывал соседу обо всем, что наблюдал: дожде, снеге, солнце, деревьях, то укрытых пушистым сверкающим кружевом, то подернутых легкой весенней дымкой, то убранных зеленью или прощальным желто-алым нарядом…
Однажды больному у окна ночью стало плохо. Он просил сообщить медсестре, но ожесточенный сосед не нажал кнопку. И несчастный умер. На следующий день в палату привезли другого пациента. Старожил воспользовался случаем и попросил переложить его к окну. Теперь он, наконец, увидел, что… окно выходит на глухую серую стену, которая все загораживает. Он замолчал, а затем сказал новому соседу: «Если мне ночью станет плохо, не вызывай медсестру».
До чего доводит зависть! Механизм ее появления в душе прост: глядя на преуспевающего человека, завистник сначала желает того же себе. А когда понимает, что заветная мечта недостижима, хочет отнять блага у другого и сравняться с ним. По мысли апостола Павла, гордость порождает страсть к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения (1 Тим. 6. 4).

Какой цвет у зависти?
Считается, что «белая» зависть стимулирует мысль, не дает самодовольному сердцу пресытиться и побуждает работать над собой: прилагать дополнительные усилия, наверстывать упущенное, побеждать, ставить рекорды. Однако не следует путать зависть с ревнивым стремлением достичь успеха в каком--то деле.
«Зависть одноцветная, — убеждена православная писательница Наталия Сухинина. — Но лукавая душа, таясь и оправдываясь, бросается реабилитировать себя и шьет по черной зависти белыми нитками». Зависть похожа на магию: как магию «ни раскрашивай», она все равно остается общением с падшими духами. Так и зависть всегда лезет в чужой карман с проверкой, а иногда с желанием присвоить чужое.
Преимущества других, будь то красивая игрушка, дрессированная собака, хороший досуг или престижная должность, кажутся значительными и притягательными. Человек пытается скрыть грубую черную зависть под личиной белой, «обоснованной» зависти, которая легко маскируется под правдолюбие или праведный гнев на власть имущих, богачей, удачливых дельцов, интриганов, подхалимов… Страсть также прячется под видом критиканства, борьбы с привилегиями, разоблачения подлости, радения за нравственность, законность и порядок.
Лукавое самооправдание завистника опирается на недооценку собственных достижений и иллюзию того, что чужие блага ему действительно крайне необходимы. Самообман заходит порой так далеко, что человек верит в свое жалкое положение. Расплата за это велика: беспокойная жизнь, неумение ценить людей, неблагодарность…

Кому и чему мы завидуем?

Бунт зависти выходит за рамки социальных отношений, поскольку досада и обида на неравное с нашей точки зрения распределение благ между людьми в конечном счете обращены к Подателю всех благ — Богу. Не случайно пушкинский Сальери, терзаемый черной злобой к музыкальному гению Моцарта, упрекает именно Небеса.
Возмущение и ропот завистливого сердца: «Господи, почему ему, а не мне?!« — всегда предполагает сомнение в любви, благости, справедливости и мудрости Божией. Поэтому истоки зависти — в глубинах «я», в области личных отношений с Богом. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы… коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).
Зависть — изобретение диавола: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (см. Прем. 1, 13; 2, 23-24). В человеческое общество смерть вторглась вместе с завистью братоубийцы Каина. Зависть и смерть — родные сестры.
По словам старца ПаисияСвятогорца, Каин не стремился разглядеть собственные дарования, а смотрел на дарования Авеля, взрастил в себе недоброжелательность к нему, дошел до братоубийства и восстал против Творца. Но, возможно, Каин имел больше дарований, чем Авель.
В запущенных случаях зависть подвергает душу вечной смерти и поэтому называется смертным грехом. Зависть подобна яду: ведет к духовному самоотравлению, подтачивает психическое и физическое здоровье. Недаром слово Божие гласит: Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14, 30). «Не так моль и червь снедают дерево, как горячка зависти снедает сами кости завистников и отравляет здравие души», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Подмечено удивительно точно! Кости обеспечивают устойчивость и движения тела. Зависть же разъедает духовную стойкость и гасит стремление сердца к Богу.

Как врачуется зависть?

Господь повелел нам быть мудрыми и осторожными, чтобы демоны не вторглись в сердце и не раздули из искры пожара. Главное — не дать затянуть себя в водоворот лукавых чувств и мыслей, распознать и погасить первый греховный помысел горячей молитвой и покаянием.
Ключ к преодолению зависти — духовная трезвость, реализм и объективность. А мы чаще виним внешние обстоятельства, чем себя. Если зависть уже гнездится внутри, честно спросим себя: чему завидуем? Так ли уж нас обделили? Наверняка, и нам есть, за что благодарить Господа и людей. Покаяние, молитва благодарения и искреннее осознание своей немощи перед Богом — меч, отсекающий недуг зависти. Замечательное лекарство — делать добро и сопереживать тому, к кому питаем недобрые чувства и намерения.
Завистливых людей выводит из равновесия то, что лежит вне области их влияния. Поэтому важно ставить перед собой реальные созидательные цели и не зацикливаться на чужом имуществе, способностях, добродетелях и достижениях. Занимаясь любимым делом, легче избежать ужасного чувства неполноценности и обделенности. Старец ПаисийСвятогорец советует: «Постарайтесь очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью… Бог не обделил никого, каждому дал определенное дарование, которое может помочь человеку в духовном развитии». Господь каждому из нас дал свой талант и заповедал не закапывать, а развивать его.
По мысли российского психолога Дмитрия Леонтьева, здоровый, счастливый человек превращает проблему в задачу, а невротичный, несчастный — задачу в проблему. Глядя на благополучие другого, нужно ставить перед собой позитивную цель. Как только мы начинаем думать о путях решения проблемы, она тут же становится задачей, и зависти уже нет места.
Допустим, мы сравниваем себя с более успешным сотрудником. Вместо того, чтобы завидовать и обижаться на «несправедливость», давайте задумаемся: «Почему у него все хорошо складывается? А что мне мешает? Что перенять у него?» Верующий человек помолится и о помощи Божией на доброе дело. Тогда энергия зависти будет лить воду на нашу мельницу: способствовать развитию добродетелей, профессионализма и т. п.
Чей-то успех не должен «давить» нам на психику. Зачем зариться на чужое? Ищите свой путь. Не будем упрямыми и твердолобыми, гибкость в достижении цели предполагает смену тактики и стратегии. Этому учит жизненный опыт. Так, женщина, завидующая мужскому лидерству в обществе, может реализоваться, открыв в себе изумительные грани невостребованной женственности, обаяния, художественного вкуса, кулинарного искусства, вокального мастерства и т. д.

Какими еще способами злую энергию зависти можно повернуть в «мирное русло»?

Червь зависти — неприязнь чужой добродетели, внутренней гармонии или внешней привлекательности. Недаром в молитве на сон грядущий мы каемся: «Добро’ту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем». Это о нарушении десятой заповеди Моисеева закона: Не желай… ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17). Верное средство против зависти — смирение. Святитель Тихон Задонский ссылается на блаженного Августина Иппонского: «Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет». Кроме того, нужно учиться любить ближнего, ибо любовь не завидует (1 Кор. 13, 4). Так всякое внутреннее зло исцеляется, и клин клином вышибается.
«Если, земное презрев, будешь искать небесного, — продолжает святитель Тихон,-то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благородству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь… Хочешь ли от мучительной этой язвы не снедаться и не повредиться? Вменяй все временное за ничто».
А если завидуют нам? Несомненно, так попущено Богом. Вспомним ветхозаветную историю праведного Иосифа. Братья по зависти продали его в Египет. Но Господь избавил Своего избранника от рабства, клеветы и прочих скорбей, даровал мудрость и благоволение фараона, который поставил его начальником над всей страной.
Благодаря этому попущению весь дом Иосифа спасся от голода и выжил. Вот почему праведный Иосиф никого не осуждал, не мстил и даже утешал братьев: Теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… чтобы оставить вас на земле… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45, 5-8).
Нет худа без добра. Но это видится порой спустя годы, на далеком расстоянии. Тогда мы познаем благой Промысл Божий, и на нас сбываются пророческие слова псалмопевца Давида: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36, 5-9).
Разумеется, с потенциальными завистниками нужно держаться осторожно и благоразумно, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Вот некоторые психологические приемы самозащиты: не хвалитесь своими достижениями, удачами и успехами; не любите, когда вас хвалят; не опускайтесь до выяснения отношений; учитывайте принцип — искренняя просьба о совете или помощи в немалой степени обезоруживает завистника.
И помните, что завистник — это несчастный человек с нездоровым чувством собственного достоинства, обуреваемый навязчивыми сомнениями и бесовскими помыслами. Будучи духовно больным, он достоин сожаления и молитвы, а не упреков и возмездия.

Константин Зорин,
бакалавр религиоведения,
православный врач, медицинский психолог