7 смертных грехов и 10 заповедей список. Семь смертных грехов и десять заповедей

Первая Божья заповедь была дана Адаму и Еве ещё в раю. Нарушив её, наши прародители лишились первозданных условий жизни и непосредственного общения с Творцом. Утратив Божью благодать, человеческое естество оказалось незащищённым и уязвимым грехом. Но Господь не оставил своё любимое творение на произвол судьбы, всячески оберегая человека и наставляя его на истинный путь .

Внутренний духовный закон , изначально заложенный Богом и контролируемый совестью , уже не мог оставаться для людей мощным сдерживающим фактором. Поэтому необходим был закон внешний, который бы координировал поступки людей и упорядочивал их образ жизни.

Как описывается в Ветхом Завете , Господь установил для человека ряд определённых требований, которые передал израильскому народу через пророка Моисея. Это произошло после освобождения евреев из египетского рабства по дороге в землю Ханаанскую у горы Синай.

Правила человеческой жизни или заповеди были начертаны Самим Господом на двух скрижалях (каменных досках). Такое разделение Закона Божия на две части неслучайно. Первые четыре пункта определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть содержат указания, формирующие гармоничные отношения между людьми.

Всего заповедей Божьих 10 . Православие рассматривает их как жизненный ориентир и руководство ко спасению . Они заключаются в следующем:

  1. Поклоняться Единому Истинному Богу .
  2. Не создавать себе кумиров .
  3. Не произносить имя Господа Бога напрасно .
  4. Чтить выходной день недели: шесть дней трудиться, а седьмой посвящать Богу .
  5. Почитать отца и мать, что даст благополучие и долголетие в земной жизни .
  6. Не убивать .
  7. Не прелюбодействовать .
  8. Не красть .
  9. Не лжесвидетельствовать .
  10. Не завидовать .

Толкование десяти Божьих заповедей в православии

Раскрыть смысл и значение каждого пункта Закона Божия помогает изучение Священного Писания , апостольских трудов и святоотеческой литературы.

Первая заповедь

В ней Господь указывает на Самого Себя и повелевает человеку познавать и почитать только Его , а также стремиться к Нему как к Единому Истинному Богу. Следовательно, люди должны:

  1. Заниматься богопознанием: слушать поучения о Боге в церкви, читать Библию и творения святых отцов.
  2. Проявлять внутреннее почитание Бога: веровать в Него, бояться и благоговеть перед Ним, надеяться на Бога, любить Его, повиноваться и поклоняться Ему, прославлять, благодарить и призывать Его имя.
  3. Выражать внешнее почитание Бога: исповедовать Пресвятую Троицу, не отрекаясь от своей веры даже под угрозой смерти; участвовать в церковных богослужениях и Таинствах, установленных Самим Богом.

Грехи, нарушающие первую заповедь:

  • безбожие, т. е. отрицание существования Бога;
  • многобожие – поклонение мнимым божествам;
  • неверие в Божье провидение и откровение;
  • ересь – выражение мнений, противоречащих Божественной истине;
  • раскол – уклонение от единства Православной Церкви;
  • богоотступление – отречение от истинной веры;
  • отчаяние – потеря надежды на спасение;
  • волшебство – обращение за помощью к тёмным силам;
  • суеверие, при котором обычной вещи придаётся магическое значение;
  • леность в исполнении обязанностей благочестия;
  • бóльшее проявление любви к твари, нежели ко Творцу;
  • человекоугодие вместо угождения Богу;
  • человеконадеяние – надежда на силы человеческие, а не на помощь Божью.

Вторая заповедь

Предостерегает от поклонения идолам – языческим божествам, а также тем предметам, к которым привязываются все мысли и желания человека.

В современных развитых странах, не подверженных языческому влиянию, нарушения этой заповеди довольно часто встречаются в повседневной жизни.

Грехи, нарушающие вторую заповедь:

  • гордость, лицемерие;
  • сребролюбие, любостяжание – любовь к наживе;
  • – чрезмерное наслаждение пищей и употребление её в больших количествах;
  • пьянство, наркомания;
  • компьютерная зависимость.

В противовес перечисленным грехам данное Божье наставление учит смирению, щедрости и воздержанию.

Следует отметить, что почитание святых икон в православном христианстве не противоречит этому предписанию. Слово икона в переводе с греческого обозначает образ , или изображение. В своей молитве человек обращается не к иконе, а к образу, запечатлённому на ней. Сам Господь повелел Моисею установить в скинии золотые изображения Херувимов, причём в той части храма, к которой обращался народ для молитвы Богу.

Третья заповедь

Запрещает произносить имя Божие напрасно, без особой нужды и благоговения, в бесполезных и суетных разговорах.

Грехи, нарушающие третью заповедь:

  • богохульство, т. е. слова, оскорбляющие Бога;
  • – поругание священных предметов или насмешливое отношение к ним;
  • ропот – недовольство жизненными обстоятельствами;
  • ложная клятва, утверждающая то, чего нет на самом деле;
  • клятвопреступление – нарушение законной клятвы;
  • невыполнение обещаний, данных Богу;
  • божба – легкомысленная клятва в обычных разговорах;
  • невнимательная молитва.

В Священном Писании Спаситель предостерегает людей от всякого рода божбы: А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34 и 37).

Здесь не идёт речь о клятве, предусмотренной общественным законом в особо важных случаях. Законную клятву и присягу необходимо давать и оставаться ей верным до конца, не нарушая ни при каких условиях.

Четвёртая заповедь

Учит людей седьмой день недели посвящать Творцу. В Библии описывается, как Бог шесть дней творил мир, а на седьмой почил, закончив свою работу. Ветхозаветная Церковь почитала день субботний, который является седьмым днём недели. После Светлого Христова Воскресения стал почитаться Воскресный день – первый день седмицы, следующий за шестью рабочими днями.

Для соблюдения четвёртой заповеди и освящения Воскресного дня необходимо:

  1. Воздерживаться от работы и мирских дел.
  2. Посещать храм Божий, участвуя в церковных службах.
  3. Посвящать часть времени чтению Священного Писания и духовной литературы.
  4. Служить Богу делами милосердия, посещая больных, заключённых, раздавая милостыню.

Следует отметить, что шесть дней в неделю Господь заповедал трудиться, поэтому безделье и расслабленность в предназначенное для работы время является прямым нарушением Божьей заповеди.

Пятая заповедь

Говоря о необходимости почитания родителей, Господь указывает на обязанности детей по отношению к ним. Исполняя долг перед отцом и матерью, каждый христианин должен:

  1. Относиться к ним с уважением.
  2. Находиться в повиновении у них.
  3. Ухаживать за ними во время болезни и старости.
  4. Молиться об их здравии при жизни и об упокоении их душ после смерти.

На основе пятой заповеди строятся семейные и общественные отношения. Поэтому, учитывая её важность для формирования порядка в сферах взаимного сосуществования, Господь обещает в награду за выполнение этого требования благополучную и долгую земную жизнь.

Относиться с почитанием следует также к наставникам, начальству, людям преклонного возраста. С самого детства ребёнку нужно прививать уважительное отношение не только к маме и папе, но и воспитателям, учителям, представителям старшего поколения, демонстрируя такое поведение на собственном примере.

Шестая заповедь

Предостерегает от совершения убийства. Жизнь – бесценный Божий дар, который никто не вправе отнять, кроме Самого Творца. Каждый человек создан по образу и подобию Божию. Поэтому покушение на человеческую жизнь является дерзким кощунственным преступлением, за которое придётся отвечать по всей строгости не только в этой жизни, но и будущей.

Грехи, нарушающие шестую заповедь:

  • непосредственное убийство другого человека;
  • руководство действиями, которые привели к кровопролитию;
  • доведение до самоубийства;
  • неоказание своевременной возможной помощи умирающему;
  • укрывательство преступника, совершившего убийство;
  • нанесение вреда здоровью ближнего;
  • вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);
  • самоубийство.

Следует отметить, что последний из всех перечисленных грехов является самым тяжким. Самовольно уходя из жизни, человек дерзает распоряжаться тем, что ему не принадлежит, отвергая дар Божий и тем самым отворачиваясь от Создателя. Самоубийца не имеет возможности принести покаяние и каким-либо способом изменить свою участь. Церковь не молится за ушедших из жизни таким способом.

Не является нарушением шестой заповеди:

  1. Наказание преступника по правосудию.
  2. Уничтожение неприятеля при защите Отечества.

Седьмая заповедь

Через неё Господь призывает всех к телесной чистоте и целомудрию.

Священное Писание учит, что тело христианина должно стать храмом Святаго Духа, поэтому недопустимо его осквернять незаконными и противоестественными связями.

Грехи, нарушающие седьмую заповедь:

  • блуд – близкие отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке;
  • прелюбодеяние – супружеская измена;
  • кровосмешение – плотская связь между родственниками;
  • однополые связи и другие формы сексуальных извращений.

В Новом Завете Спаситель излагает более тонкое объяснение этого наставления: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф. 5, 28). Этими словами Господь даёт понять, что люди должны не только поступать по Закону, но и тщательно следить за чистотой своих мыслей.

Восьмая заповедь

Запрещает присвоение человеком того, что по праву принадлежит другому.

Грехи, нарушающие восьмую заповедь:

  • грабительство – лишение человека его собственной вещи с применением насилия;
  • воровство – тайное похищение чего-либо;
  • присвоение чужих средств или имущества с помощью обмана;
  • вымогательство;
  • взяточничество;
  • тунеядство;
  • нежелание отдавать долги.

В противовес этим грехам выступают такие добродетели, как милосердие, бескорыстие, щедрость.

Девятая заповедь

Требует от людей быть честными по отношению друг к другу.

Грехи, нарушающие девятую заповедь:

  • дача ложных показаний в суде;
  • клевета в обыденной жизни;
  • несправедливое порицание;
  • любая ложь.

В православном христианстве также считается непозволительным укорять или осуждать ближнего за его пороки, если это не допускается определёнными обязанностями: Не суд ú те, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

Десятая заповедь

Предостерегает людей от недобрых желаний и помышлений, которые впоследствии приводят к греховным поступкам. Необходимо пресекать любые нечистые помыслы, чтобы они не подпитывали и не давали разрастаться губительной страсти под названием зависть . Для противодействия этому душевному недугу необходимо:

  1. Хранить сердечную чистоту.
  2. Довольствоваться тем, что есть.
  3. За всё благодарить Бога.

Фундаментом, заложенным в основу Закона Божия, является любовь . На вопрос о том, какая заповедь в Законе считается наибольшей, Господь отвечает: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 36–40).

Смертные грехи

Поступки человека, противоречащие Божьему замыслу о нём и отделяющие его от Творца, что приводит к неминуемой гибели человеческой души, именуются смертными грехами . Их принято условно разделять на семь групп в зависимости от страсти , которая лежит в основе тех или иных поступков. Впервые такая классификация была предложена в 590 году святителем Григорием Великим.

Семь смертных грехов, или страстей:

  1. Гордость – страсть, лежащая в основе всех грехов. Она послужила причиной того, что приближённый к Богу херувим по имени Денница, посчитав себя равным Самому Творцу, был низвергнут с Неба в преисподнюю вместе с другими ангелами, вставшими на его стороне.
  2. Зависть – греховное чувство, подтолкнувшее Каина к убийству своего родного брата Авеля. Зависть явилась основной причиной осуждения и распятия Спасителя.
  3. Чревоугодие – патологическое состояние человека, когда удовлетворение естественных потребностей в еде заменяется обжорством. Чревоугодие порождает другие грехи – леность, расслабленность, невнимание.
  4. Блуд – страсть, способная полностью одурманить человеческий разум, побуждая свою жертву к супружеским изменам, беспорядочным половым связям и всякого рода извращениям. За эти грехи люди подверглись страшной Божьей каре, когда на Содом и Гоморру пролился огненный дождь.
  5. Гнев – разрушительное чувство, способное целиком овладеть человеком и подтолкнуть на самые страшные поступки, вплоть до совершения убийства.
  6. Алчность , или корыстолюбие – непреодолимое желание обладать материальными благами. Эта страсть основывается на подмене жизненных ценностей, когда человек тратит свои силы на приобретение земного достояния, пренебрегая обретением богатства вечного.
  7. – грех, в основе которого лежит душевное и телесное расслабление, парализующее волю человека. Уныние переходит в ропот , который проявляется в недовольстве имеющимися обстоятельствами, когда желаемое несоответствует действительности.

Впадение в смертный грех губит человеческую природу и влечёт за собой трагичные последствия. Но даже при совершении самого тяжёлого преступления нельзя впадать в отчаяние и терять надежду на милосердие Божие, уподобляясь в этом Иуде. Пока человек жив, он имеет возможность очистить свою душу искренним покаянием и вновь заключить союз с Богом, соединившись с Ним в Таинстве Святого Причащения.

Воспитание ребёнка по Божьим заповедям

Основой православного воспитания в семье всегда был и остаётся Закон Божий , открывающий перед ребёнком реальную картину жизни и формирующий у него правильное отношение к окружающему миру, людям и самому себе. Семена православной веры, посеянные в детской душе, обязательно принесут свои плоды в зрелом возрасте.

Чтобы воспитательный процесс проходил в доступной и интересной для ребёнка форме, специальными издательствами было выпущено большое количество православной детской литературы, включая Закон Божий и Библию для детей , а также отдельные издания, представляющие десять заповедей в картинках на русском языке.

Не умеющий читать малыш сможет освоить азы православия не только с родительской помощью, но и самостоятельно, попросту рассматривая рисунки. Для ребёнка, владеющего чтением, книга с изложением Божьих заповедей должна стать настольной, чтобы в любой жизненной ситуации юный христианин научился руководствоваться вечными истинами.

Но сколько бы ни было приложено усилий к просвещению и наставлению родного чада, главной и определяющей частью православного воспитания должен стать личный пример родителей, чтущих Закон Божий и на деле стремящихся к соблюдению всех заповедей Творца.

Проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали следующее:

Треть россиян, большая часть которых назвала себя православными, не смогли вспомнить ни одного смертного греха.
Те же, кто о таких грехах помнят, чаще всего называют убийство, воровство и прелюбодеяние.Убийство назвали смертным грехом 43%, воровство - 28%, прелюбодеяние - 14% респондентов. 10% опрошенных относят к смертным грехам вранье и лжесвидетельство, 8% - зависть, 5% - гордыню и тщеславие, 4% - чревоугодие и обжорство.Видимо, памятуя о том, что "Руси есть веселие пити", лишь 3% респондентов отнесли к смертным грехам употребление алкоголя, столько же россиян нетерпимы к блуду, гневу, причинению вреда другому и к предательству.2% считают смертным грехом уныние, лень, алчность и жадность, богохульство, самоубийство и аборт. 1% - злобу, ненависть, непочитание родителей и сквернословие.

P.S. Тоже задался подобным вопросом, не так уж и много вспомнил и сам. Была некоторая путаница в понятиях...

А.В. Вот, дорогие мои, вязалась я давеча в религиозную дискуссию. Начала людям все объяснять о церкви, о суевериях, почему нужен пост и т.д. И тут мне, грешной задали, как семинаристу, 2 вопроса. Первый: а перечислите-ка 10 заповедей. Скажу честно, меня застали врасплох, я назвала заповедей пять, совершенно забыла первые три... Вобщем, я потерпела полное фиаско. Прийдя домой, я дала себе установку выучить все 10 заповедей, чтобы потом люди не воспринимали всерьез все, что я им говорю о религии. Сложнее оказалось с семью смертными грехами. Нигде я не нашла упоминания о них, могла только и сказать: Убийство, самоубийство,воровство, блуд, мужеложество. Может, подскажите?
Я вообще заметила, что многие православные несильно подкованы в обл. своего вероучения, именно теоретически, я имею ввиду,что многие неправославные обязательно ставят нам в вину....

А.К. В библии этого нет. Обычно подразумевается список из семи смертных грехов по Фоме Аквинскому..

В.С. Если 10 заповедей мы читаем в Св.Писании, то 7 смертных грехов - все же некая условность. Любой грех может стать смертным, если он не исповедан, не исцелен, если породил страсть, завладевшую человеком...

А вот, что у нас в Википедии есть на эту тему:

В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния . Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех — порочность человеческого существа. Грех — есть видимое проявление греховной падшей природы человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении.

Средоточием или местом обитания греха в человеке является его плоть (падшее тело). Из плоти грех проникает в душу и проявляется в виде мыслей, слов, эмоций, страстей, поступков и т.д.

Человек беспомощен перед грехом и не может самостоятельно справиться с ним, только Бог может избавить его от этого порока, поэтому человеку необходимо спасение.

Виды греха

Различают три типа греха

  • Личный грех — поступок против совести и заповеди Божией.
  • Первородный грех — поврежденность человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
  • Родовой грех — особая в данном роде (племени, народе и т. д.) наследственная подверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжелыми преступлениями своего предка (предков). Это понятие достаточно новое и признается не всеми.

Прп Макарий Великий говорит о всех трех видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирожден (родовой грех)» (Беседа 32;9).

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

Согласно христианскому вероучению, существует ряд деяний, которые являются греховными и недостойными истинного христианина. Классификация деян ий по этому признаку основывается на библейских текстах , в особенности на десяти заповедях Закона Божьего и евангельских заповедях . Ниже приводится приблизительный список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.

Согласно христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (т.е. осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым .

Грехи против Господа Бога

  • гордыня;
  • неисполнение святой воли Божией;
  • нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
  • неверие и маловерие;
  • отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
  • чрезмерное упование на милость Божию ;
  • лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
  • отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния — в том числе и за ниспосланные им скорби и болезни ;
  • обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
  • занятие «чёрной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
  • суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства ;
  • хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
  • неисполнение обетов, данных Богу;
  • призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
  • кощунственное отношение к Священному Писанию;
  • стыд и боязнь исповедовать веру ;
  • нечтение Священного Писания;
  • хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения ;
  • непочитание праздников Божьих;
  • размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;
  • сексуальная безнравственность как прелюбодеяние, блуд, мужеложство, садомазохизм, онанизм и т.д.

Грехи против ближнего

  • неимение любви к ближним;
  • неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
  • неумение прощать, воздаяние злом за зло;
  • отсутствие почтительности к старшим и начальствующим , к родителям, огорчение и обижание родителей;
  • неисполнение обещанного , неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
  • избиение, покушение на чужую жизнь;
  • убиение младенцев во чреве (аборты ), советы делать аборты ближним;
  • ограбление, вымогательство;
  • мздоимство ;
  • отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
  • леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность ;
  • плохое воспитание детей — вне христианской веры;
  • проклинание детей;
  • отсутствие милосердия, скупость;
  • нежелание посещать больных;
  • немоление за наставников, родных, врагов;
  • жестокосердие, жестокость к животным, птицам ;
  • уничтожение деревьев без нужды ;
  • прекословие, неуступление ближним, споры ;
  • клевета, осуждение, злословие;
  • сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров ;
  • оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика , проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка ;
  • лицемерие ;
  • гнев;
  • подозрение ближних в неблаговидных поступках ;
  • обман;
  • лжесвидетельство;
  • соблазнительное поведение, желание прельстить;
  • ревность;
  • рассказывание неприличных анекдотов , развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);
  • дружба из корысти и измена.

Грехи против самого себя

  • тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие , отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
  • ложь, зависть;
  • празднословие, смехословие ;
  • сквернословие ;
  • раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение ;
  • уныние, тоска, печаль ;
  • делание добрых дел напоказ;
  • леность, провождение времени в праздности, многоспание ;
  • объедение, чревоугодие;
  • любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
  • пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям ;
  • излишнее внимание к плоти ;
  • стремление к земным почестям и славе;
  • излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;
  • употребление наркотиков, пьянство;
  • игра в карты, азартные игры ;
  • занятие сводничеством , проституцией;
  • исполнение непристойных песен, танцев;
  • просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
  • принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
  • осквернение во сне, блуд (секс вне брака);
  • прелюбодеяние (измена при браке);
  • допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
  • рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
  • мужеложество;
  • скотоложество;
  • умаление своих грехов, обвинение ближних, а не осуждение себя.

Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

смертных грехов: чревоугодие, гнев, зависть, похоть, алчность, гордость и лень. Все знают, но не все из нас считают каждый из семи по списку грехом. Кто-то руководствуется своими личными взглядами, кто-то исходя из реалий устройства теперешнего общества. Кто-то не понимает, кто-то лукавит, кто-то не верит, но главное — никто не замечает как эти семь из нас медленно делают рабами наших пороков и приумножают, расширяют «ассортимент» наших грехов. Далее подробнее.

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть. Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность.

Слово, переведенное как «блаженны» , является синонимом слову «счастливы» . Почему Иисус не ставит в один ряд счастье человека с тем, что он имеет: успех, обеспеченность, власть и т.д.? Он говорит, что счастье это следствие определенного внутреннего состояния, которое не зависит от того, что происходит вокруг, пусть даже человека злословят и преследуют. Счастье является следствием взаимоотношений с Творцом, ведь именно Он дал нам жизнь и лучше всех знает, в чем ее смысл, а значит и счастье. Зависть появляется только тогда, когда человек не любит и поэтому не счастлив. Появляется пустота в душе, которую некоторые безуспешно пытаются заполнить вещами или мыслями о них.

А. В Ветхом Завете
— примеры зависти (Быт 37:11 ; Чис 16:1-3 ; Пс 105:16-18 )
— заповедь не завидовать (Притч 3:31 ; Притч 23:17 ; Притч 24:1 )

Б. В Новом Завете
— примеры зависти (Мф 27:18 ; Мк 15:10 ; Флп 1:15-17 )
— отрицательные последствия зависти (Мк 7:20-23 ; Иак 3:14-16 )
— положительные последствия зависти (Рим 11:13-14 )
— зависть среди других грехов (Рим 1:29 ; Гал 5:20 ; 1Пет 2:1 )
— любовь не завидует (1Кор 13:4 )

ГНЕВ

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Очень часто гнев порождает один из самых стражных грехов — убийство. Из причин вызывающих гнев хотелось бы отметить прежде всего самомнение, самолюбие, завышенную самооценку – частую причину обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Как одну из причин гнева можно рассматривать зависть — ничто так не раздражает, как благополучие ближнего…

Два мудреца жили в одном и том же скиту в пустыне Сахара, и вот один из них сказал другому: «Давай, что ли, побранимся с тобой, а не то вскорости перестанем понимать толком, какие страсти нас мучают». «Я не знаю, как затевать ссору» , — ответил второй пустынник. «Сделаем так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это — мое». Я же отвечу: «Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и поругаемся» . Так они и поступили. Один сказал, что миска — его, а другой возразил. «Не будем терять времени , — сказал тогда первый. — Забирай ее себе. Ты не слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек сознает, что обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за вещей» .

Справиться с гневом самому не легко. Молитесь Господу прежде, чем дела ваши делаете и милость Господня избавит вас от гнева.

А. Гнев человека

1. Гнев таких людей, как
— Каин (Быт 4:5-6 )
— Иаков (Быт 30:2 )
— Моисей (Исх 11:8 )
— Саул (1Цар 20:30 )
— Давид (2Цар 6:8 )
— Нееман (4Цар 5:11 )
— Неемия (Неем 5:6 )
— Иона (Иона 4:1,9 )

2. Как контролировать наш гнев
— мы должны воздерживаться от гнева (Пс 36:8 ; Еф 4:31 )
— мы должны быть медленны на гнев (Иак 1:19-20 )
— мы должны владеть собой (Притч 16:32 )
— в нашем гневе мы не должны грешить (Пс 4:5 ; Еф 4:26-27 )

3. Мы можем быть ввержены в геенну огненную из-за гнева (Мф 5:21-22 )

4. Мы должны позволять Богу мстить за грех (Пс 93:1-2 ; Рим 12:19 ; 2Фес 1:6-8 )

Б. Гнев Иисуса

— на несправедливость (Мк 3:5 ; Мк 10:14 )
— на кощунство в Храме Божием (Ин 2:12-17 )
— на последнем суде (Откр 6:16-17 )

В. Гнев Бога

1. Божий гнев праведен (Рим 3:5-6; Откр 16:5-6)

2. Причины Его гнева
— идолопоклонство (1Цар 14:9 ; 1Цар 14:15 ; 1Цар 14:22 ; 2Пар 34:25 )
— грех (Втор 9:7 ; 4Цар 22:13 ; Рим 1:18 )
— безверие (Пс 77:21-22 ; Ин 3:36 )
— дурное отношение к другим (Исх 10:1-4 ; Ам 2:6-7 )
— отказ раскаяться (Ис 9:13 ; Ис 9:17 ; Рим 2:5 )

3. Выражение Его гнева
— временные осуждения (Чис 11:1 ; Чис 11:33 ; Ис 10:5 ; Плач 1:12 )
— в день Господень (Рим 2:5-8 ; Соф 1:15 ; Соф 1:18 ; Откр 11:18 ; Пс 109:5 )

4. Господь владеет Своим гневом
— Бог медлен на гнев (Исх 34:6 ; Пс 102:8 )
— Божие милосердие больше, чем Его гнев (Пс 29:6 ; Ис 54:8 ; Ос 8:8-11 )
— Бог отвратит Свой гнев (Пс 77:38 ; Ис 48:9 ; Дан 9:16 )
— верующие избавлены от гнева Божия (1Фес 1:10 ; Рим 5:9 ; 1Фес 5:9 )

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность — избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» . Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6 ) .

В Библии не говорится о лени как о грехе, но говорится как о непродуктивной черте характера. Под ленью понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8 ) ; ленивый — обуза для других людей (Притч 10:26 ) . Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13 ) и свидетвуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11 ; Притч 10:4 ; Притч 12:24 ; Притч 13:4 ; Притч 14:23 ; Притч 18:9 ; Притч 19:15 ; Притч 20:4 ; Притч 24:30-34 ) . Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.) .

АЛЧНОСТЬ

В Библии вы не найдёте слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием проблему жадности. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально и внимательно рассматривает этот человеческий порок. И делает оно это, разложив жадность на её составляющие:

1. Сребролюбие (есть любовь к деньгам) и любостяжание (стремление к обогащению). «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5:5 ) .
Сребролюбие, будучи корнем всех зол (1Тим 6:10 ) , является фундаментом жадности. Все остальные составляющие жадности и все остальные человеческие пороки берут начало в сребролюбии. Господь учит нас не быть сребролюбивыми: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр 13:5 ) .

2. Лихоимство и мздоимство
Лихоимство – это требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Мзда – награда, вознаграждение, плата, возмездие, барыш, корысть, прибыток, взятка. Мздоимство – взяточничество.

Если сребролюбие является фундаментом жадности, то лихоимство – правая рука жадности. Об этом пороке в Библии сказано, что он исходит из сердца человека: «Далее [Иисус] сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк 7:20-23 ) .

Библия называет лихоимцев и мздоимцев нечестивыми: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Еккл 7:7 ). «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Притч 17:23 ) .

Слово Божье предупреждает нас о том, что лихоимцы Царства Божия не наследуют: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор 6:9-10 ) .

«Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис 33:15-16 ) .

3. Алчность:
Алчность – жажда наживы. Природа алчного человека хорошо описана в книге пророка Амоса «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: когда же пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» (Ам 8:4-6 ). «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1:19 ) .

Исх 20:17 ) . Иными словами, эта заповедь обращается к человеку с призывом: «Не будь алчным!»

4. Скупость:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9:6-7 ) . Отличается ли скупость от алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения.

5. Корыстолюбие
«Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс 9:24 ). «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч 15:27 ) .

Корыстолюбие – это грех, за который Господь наказывал и наказывает людей: «За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис 57:17 ) . Слово Божье предупреждает христиан, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1Фес 4:6 ) .

Отсутствие корыстолюбия – обязательная черта истинных служителей Божьих: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив…» (1Тим 3:2-3 ); «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы…» (1Тим 3:8 ) .

6. Зависть:
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч 28:22 ). «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притч 23:6-8 ) .

Десятая Заповедь запрещает нам желать чужого добра: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Однако известно, что подобные желания чаще всего возникают у людей из-за зависти.

7. Эгоизм:
Об эгоизме у нас уже была достаточно глубокая беседа. Мы не будем к ней возвращаться, напомним лишь, что составными частями эгоизма являются похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы это назвали триединой природой эгоизма: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин 2:16 ) .

Жадность является составной частью эгоизма, ибо похотью очей является всё, чего желают ненасытные глаза человека. Именно против похоти очей предупреждает нас десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Итак, эгоизм и жадность – два сапога – пара.

8. Ненасытность:
Слово Божье предупреждает о том, что глаза человека ненасытны: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Притч 27:20 ). «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!»» (Притч 30:15 ) «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл 5:9 ) «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!» (Еккл 4:7-8 ) .

Основная причина жадности, – это духовная пустота: духовные голод и жажда, с которой рождается человек на свет. Духовная пустота образовалась в душе человека в результате духовной смерти, ставшей последствием его грехопадения. Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но без Бога жадность стала чертой характера человека. Что бы он ни делал, он не в состоянии заполнить эту духовную пустоту. «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6:7 ) .

Жадный человек, не понимая, в чём причина его неудовлетворённости, пытается заглушить её материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же как духовную жажду не утолить ведром воды. Всё, что нужно такому человеку, это обратиться к Господу, который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту в душе.

Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис 55:1-3 ) .

Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35 ) .

Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если вы уже давно находитесь в рабстве этого порока. Но попытаться непременно стоит. (Втор 24:19-22 ; Мф 26:41 ; 1Тим 6:11 ; 2Кор 9:6-7 ; Кол 3:2 ; Рим 12:2 ; 1Тим 6:6-11 ; 3Ин 1:11 ; Евр 13:5-6 )

В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35 )

А. Заповедь об алчности

— в Ветхом Завете (Исх 20:17 ; Втор 5:21 ; Втор 7:25 )
— в Новом Завете (Рим 7:7-11 ; Еф 5:3 ; Кол 3:5 )

Б. Алчность приводит к другим грехам (1Тим 6:10 ; 1Ин 2:15-16 )

— обману (Иаков) (Быт 27:18-26 )
— прелюбодеянию (Давид) (4Цар 11:1-5 )
— неповиновению Богу (Ахан) (Нав 7:20-21 )
— лицемерному поклонению (Саул) (1Цар 15:9-23 )
— убийству (Ахав) (1Цар 21:1-14 )
— воровству (Гиезий) (4Цар 5:20-24 )
— неурядицам в семье (Притч 15:27 )
— лжи (Анания и Сапфира) (Деян 5:1-10 )

В. Удовлетворяться тем, что имеешь — средство против алчности

— заповедано (Лк 3:14 ; 1Тим 6:8 ; Евр 13:5 )
— опыт Павла (Флп 4:11-12 )

ЧРЕВОУГОДИЕ

Чревоугодие — это грех против второй заповеди (Исх 20:4 ) и есть один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, то, по слову апостола, у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:19 ) .

Сладости могут стать идолом, предметом вожделений и постоянных мечтаний человека. Это несомненно чревоугодие, но уже в мыслях. Этого также нужно остерегаться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41 ) .

Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе, на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф 6:25 ) . Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

СЛАДОСТРАСТИЕ

Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф 5:27-28 ) . Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе. (Исх 22:19 ; 1Тим 1:10 ; Лев 18:23-24 ; Лев 20:15-16 ; Втор 27:21 ; Быт 19:1-13 ; Лев 18:22 ; Рим 1:24-27 ; 1Кор 6:11 ; 2Кор 5:17 )

Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; сладострастию - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Семь смертных грехов и десять заповедей

В православии насчитывается семь смертных грехов, о которых мы уже говорили в этой главе. Католики не так давно прибавили к этому списку еще семь, не менее тяжких. Однако православные христиане продолжают придерживаться старых правил и считать смертными грехами уже знакомые нам гордыню, зависть, гнев, чревоугодие, похоть, уныние и алчность, ведущие к более тяжким грехам и гибели души.

Список смертных грехов основывается не на библейских, а на богословских текстах, появившихся значительно позднее. Первые упоминания о них мы встречаем у Эвагриуса из Понта, греческого монаха-теолога. Он составил список самых худших страстей, среди которых были гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в данном списке определяла степень ориентации человека на свое эго. Таким образом гордыня считалась самым эгоистическим свойством человеческой души, а следовательно, и самым вредным. «Гордыня – мать всех грехов», – говорили в те времена и говорят поныне.

В конце VI столетия Папа Римский Григорий I сократил данный список до семи грехов, совместил гордыню с тщеславием, а духовную леность преобразовал в уныние. Была добавлена еще одна страсть – зависть, которую быстро окрестили «порчей души». Таким образом список грехов был упорядочен, но на этот раз критерием служило противопоставление страстей христианской любви. Теперь он выглядел несколько иначе: гордыня, зависть, гнев, уныние, сребролюбие, чревоугодие и похоть. Однако и в этом случае гордыня по-прежнему возглавляла список как самый вредный и самый тяжкий грех. Позднее некоторые христианские теологи, например Фома Аквинский, стали возражать против такого порядка, однако, несмотря на их старания, список грехов остался неизменным и действует до сего дня. Но споры о свойствах грехов не утихают, и, по результатам одного недавнего социологического опроса, первым по «популярности» в современном мире оказался гнев. За ним следуют гордыня, зависть, чревоугодие, похоть, уныние и алчность.

И все вроде бы понятно: каждый грех имеет «свою» строку в списке, но многие наши современники, в особенности из разряда маловерующих, часто путают смертные грехи с десятью заповедями Божьими, данными Господом Моисею на святой горе Синай. Это событие хорошо описано в книге Второзаконие, одной из канонических книг Ветхого Завета. Конечно, между двумя списками можно провести некоторую параллель, однако различий в них намного больше, чем сходства. Прежде всего первые четыре заповеди касаются отношения человека с Богом, а остальные шесть регулируют отношения человека с человеком. Ниже мы приводим все десять заповедей с современными комментариями, так как большинство из нас плохо понимают славянские слова и выражения:

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. (Верьте в Единого Бога.) Изначально данная заповедь была направлена против многобожия и язычества, однако со временем стала лишь напоминанием о том, что Бог у нас один – Пресвятая Троица.

2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. (Не создай себе кумира.) Изначально данная заповедь была направлена против идолопоклонства, однако в современной трактовке ее смысл нужно понимать более широко: не занимайтесь тем, что отвлекает вас от веры в Единого Бога.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. (Не произноси имени Господа напрасно.) То есть не божись, не говори «ей Богу», «Боже мой» и подобное этому в обычной мирской беседе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. (Соблюдай выходной день.) Во многих странах, в том числе и в нашей, выходным днем считается воскресенье, в память о Воскресении Христовом. В этот день нельзя работать, его нужно посвятить молитвам, размышлениям о Боге и посещению церкви.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. (Чти своих родителей.) Первыми после Бога следует чтить отца и мать, потому что они дали вам жизнь.

6. Не убий. (Не убивай.) Потому что жизнь дает Бог и только Бог вправе ее отнять.

7. Не прелюбы сотвори. (Не прелюбодействуй.) Мужчине и женщине следует жить в браке, и в браке исключительно моногамном.

8. Не укради. (Не кради.) Бог и так дает нам достаточно, поэтому не стоит воровать, ведь в воле Господа забрать добро «обратно».

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не лжесвидетельствуй.) Изначально эта заповедь относилась к судебным разбирательствам, но со временем данное понятие стало более широким: не клевещи, не лги.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. (Не завидуй.)

Суть всех десяти заповедей Иисус Христос изложил в одной:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестен

Перечень смертных грехов 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Современная концепция семи смертных грехов Согласно последним исследованиям, в основе любого человеческого порока лежат происходящие в организме химические реакции. Мы не будем еще раз приводить список известных смертных грехов, однако стоит заметить, что он появился

Из книги Введение в Ветхий Завет автора Шихляров Лев Константинович

Описание смертных грехов В этом разделе нашей книги мы самым подробным образом рассмотрим каждый из семи смертных грехов и познакомимся с мнением Церкви об этих (по выражению Медины) «химических процессах». До сего момента мы всем грехам давали очень краткие

Из книги Католическая вера автора Гедеванишвили Александр

4.2. Десять заповедей В 19 гл. кн. Исход повествуется о том, как Моисей, повелев народу, расположенному станом у подножия горы Синай (она же Хорив), совершить обряды освящения, взошел на вершину горы «в сретенье Господу», явление Которого сопровождалось громом, молниями,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

30. Десять заповедей Чтобы спастись, надо соблюдать заповеди. Так учил Господь наш Иисус Христос. Богатому юноше, задавшему Ему вопрос: Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – Иисус ответил: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Грехи (семь смертных) (Sins, Seven Deadly). На раннем этапе своего существования Церковь испытывала сильное влияние греческой мысли. Поскольку для той характерна тенденция рассматривать грех как неизбежный изъян в человеческой природе, Церковь также сочла необходимым различать

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

Десять заповедей Все эти слова сказал тогда Бог:2 «Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Десять заповедей Созвал Моисей всех израильтян и сказал: «Слушай, Израиль, Заветом определенные установления и правила, что я возвещаю вам ныне! Вы должны выучить их и жить по ним!2 Господь, наш Бог, заключил с нами у Хорива Свой Союз, Завет. 3 Не с праотцами нашими далекими

Из книги Семь смертных грехов и семь добродетелей автора Кожевников Александр Юрьевич

Глава 5. О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Зорин К. В. Гены и семь смертных грехов Благословение Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.Центр создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Духовник и руководитель Центра - иеромонах Анатолий

Из книги Библия. Популярно о главном автора Семенов Алексей

Семь смертных грехов

Из книги Исход автора Юдовин Рами

Десять заповедей И заповедал Всесильный народу своему на горе Синай:- Я - Бог Всесильный твой, который вывел тебя из Египта, из страны рабства. Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня.Не делай себе изваяния и изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле

Из книги Страшный Суд. Апокалипсис наших дней автора Головачёв Сергей

1.2. Десять заповедей Особо почитаются христианами Десять заповедей, полученные Моисеем от самого Господа на горе Сина?й во время Исхода евреев из Египта. Заповеди состоят из общечеловеческих законов и нравственных основ отношений между людьми.Выглядят они так.Заповедь

Из книги Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы автора Щипков Александр Владимирович

Десять заповедей Десять заповедей отличаются от остальных законов, и вероятно, – это концентрация основных правил, определяющих повседневную жизнь сынов Израиля. Согласно сообщению книги Исход, заповеди являются оттиском Бога и знамением между Господом и сынами

Из книги автора

9. Семь смертных добродетелей – Где же твой барыга? – спросил О`Димон, откровенно заскучав.Димон-А неуверенно ответил:– Мы договорились на двенадцать.– А сейчас сколько?Димон-А глянул на часы.– Без пяти.Внимание О`Димона привлёк странный рисунок на подпорной