Внутреннее состояние жилина и костылина в плену. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник")

Основной прием повести - противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был» , «Хоть невелик ростом, а удал был», - подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.
Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого. Они оба русские офицеры. Участвуют в войне за присоединение кавказа к России. Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью, проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары. Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера. Жилин был храбр и, подумав, что если доьежит до ружья (оно было у Костылина) , то они спасуться, закричал Костылину. Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен, где они и встретились. Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их. (5000 рублей). Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать. Письмо он на другой адрес отправил. Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать. В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины. Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу. Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе. Поэтому их и поймали. Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих. Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей. В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин Найду что-то еще, то напишу, удачи

Рассказ А.Н. Толстого «Кавказский пленник» написан под впечатлением реальных событий, участником которых автор стал во время службы на Кавказе в 1853 году. Он едва не попал в плен к горцам и в столкновении с ними потерял товарища.

Позже, возвращаясь к пережитым событиям, писатель создал образ офицера Жилина, который нашел силы выбраться из чеченского плена и сумел в сложнейшей жизненной ситуации сохранить человеческое достоинство.

Главный герой произведения Жилин – представитель дворянского сословия, но из обедневшего рода. В чертах его характера и поведении не чувствуется барства и спеси: он прост в общении, многое умеет, спокойно переносит тяготы военной службы.

Оказавшись в плену из-за неосмотрительности своего товарища Костылина, Жилин не теряет надежды на освобождение и, хорошо зная нравы горцев, старается найти с ними живой контакт: чинит сломанные часы, мастерит игрушки для детей, уверенно ведет себя во время переговоров.

Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.

Жилин в своем письме к матери указывает неверный адрес. Он по убеждению не может заставить волноваться близких и надеется только на собственные силы, убеждая Костылина бежать, не дожидаясь выкупа.

Побег оказывается неудачным, и это усложняет положение пленников. Их перестают кормить, сажают в яму и заковывают в колодки. Жилин продолжает бороться за свое освобождение и пытается поддерживать товарища, который не в состоянии самостоятельно противостоять сложившимся обстоятельствам. Жизнь Костылина сводится к ожиданию выкупа – только в этом он видит спасение и отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы самостоятельно вернуться домой. Костылин перестает быть хозяином своей судьбы и полностью, по-рабски подчиняется воле горцев, которые увеличивают сумму выкупа.

Жилину помогает Дина, тринадцатилетняя девочка, привязавшаяся к русскому офицеру за его доброту и неунывающий нрав. Второй побег, от которого Костылин отказался наотрез, спасает Жилина от верной смерти.

Герои наделены говорящими фамилиями. Такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть жизнестойкость своего главного персонажа и слабость характера его товарища. Этой же цели служит портретная характеристика: Жилин худощав, подтянут, подвижен; Костылин медлителен и грузен настолько, что задыхается при ходьбе. Противопоставление героев не бросается в глаза, но служит раскрытию основной идеи произведения: Жилин оказывается на свободе только в силу своих личных качеств. Судьба Костылина остается неизвестной, однако читатель может предположить, что сломленный человек вряд ли дождется избавления.

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики - "Жилин и Костылин" (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.

Сочинение

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев

(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

План

1. Вступление

2. Основная часть

2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

2.3. Как ведут себя герои в плену?

2.4. Как ведут себя герои во время побега?

2.5. Как сложилась судьба героев?

3. Заключение.

3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать - он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился, а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Чугунова София, 5"А" класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», - так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп - пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин "только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт". Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Осипова Елизавета, 5"А" класс

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин - два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « ... не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « ...схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « ... не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « ... не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Волков Павел, 5"А" класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Жилин и Костылин - герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин - лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие - презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Галкина Татьяна, 5"А" класс

Цели:

  • Обучать учащихся созданию художественного образа.
  • Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
  • Воспитывать грамотного читателя.

ХОД УРОКА

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(Приложение 1 . Слайд 1)

1. Повторение знаний теории литературы

– Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)

– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)

– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)

– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)

– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)

– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)

– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

(Приложение 1 . Слайд 2)

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

(Приложение 1 . Слайд 3)

Повествование:

  • Личное – от лица героя-рассказчика;
  • Безличное – от лица повествователя.

(Приложение 1 . Слайд 4)

Персонажи:

  • главные;
  • второстепенные;
  • эпизодические.

– Вы согласны со своими ответами? (Да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

– Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

– Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема урока

(Приложение 1 . Слайд 4)

а) Приемы составления характеристики героев

(Приложение 1 . Слайд 3)

Приемы составления характеристики литературных героев:

– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами

б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

Портрет

– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

«Говорящая» фамилия

– Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).

Поведение героев во время нападения татар

Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

В плену

1. Письмо о выкупе

– Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.

– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».

Побег

– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе работы

Жилин Костылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I. Портрет
Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
II. «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III. Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
2. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.
4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V. Побег
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г) Значимость темы

– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:

1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?

Лев Толстой умело создавал галерею ярких образов в своих произведениях. Рассказ повествует о двух разных характерах людей, в которых противопоставляются эгоизм и верность, трусость и отвага. Автор показывает, как в одинаковых ситуациях по-разному ведут себя эти герои.

Главным героем является офицер , смелый и преданный человек. Костылин – это тоже главный герой, своеобразный антипод Жилина. Он – русский офицер, отбывающий службу на просторах Кавказа.

Из портретной характеристики становится известно, что Костылин не отличался физической силой, был сильно изнежен и ленив. Его фамилия очень красноречива. Происходит она от слова костыль. А что такое костыль? Это опора для людей, у которых больные ноги. Можно предположить, что автор намекает на то, что герой так же нуждался в посторонней помощи, как больные люди в костыле. С развитием сюжета мы убеждаемся, что такая догадка оправдана. Костылин не умеет принимать решения самостоятельно, убегает от проблем в прямом и переносном смысле.

Вначале рассказа Костылин позиционируется как друг Жилина. Он сопровождает Жилина, когда тот едет в отпуск домой. Вместе они отрываются от основной группы людей, чтобы быстрее добраться до родных мест. Но даже такой поступок двузначен. Костылин быстро попадал под влияние других людей. И поэтому поехал с Жилиным потому, что тот его попросил, а не потому что переживал за друга. Когда Жилин увидел, что враги приближаются, то закричал Костылину, взывая о помощи. У Костылина было оружие, но все равно он трусит и убегает, не дождавшись Жилина. Таким образом, герой совершает жестокое предательство.

Жилин попадает в плен к татарам, несмотря на всю отвагу, с которой он от них отбивался. Однако, будучи безоружным, он мало что мог сделать. Волею судьбы Костылин тоже попадает в плен к тому же татарину. Предательство не спасает героя от ужасной участи. Русских офицеров запирают в сарае и надевают на них колодки.

Их «хозяин» требует написать родственникам письма с просьбой выкупа за них. Жилин хитрит и на письме пишет неверный адрес, чтобы не огорчить бедную мать. А Костылин в этот момент может думать только о себе, и поэтому выполняет все требования горцев. Он пассивно ведет себя в плену, не помогает другу разрабатывать план побега.

Когда русские офицеры сбегают с плена в первый раз, то Костылин ведет себя ужасно. Он постоянно жалуется на то, что натер ноги. И Жилину приходится нести его на себе. В результате их поймали и вновь отвели аул.

Костылин – это один из главных героев рассказа Льва Толстого, слабый физически, эгоистичный, способный на предательство человек.

В произведении Льва Толстого Кавказский пленник , которому сам автор дал подзаголовок «быль» Костылин – персонаж второстепенный. Его образ введен для сравнения с главным героем – Жилиным.

События, описанные в произведении, происходят в летнюю пору на Кавказе, во время войны. В отдалённой крепости находится русский гарнизон. Свободно перемещаться по дорогам нельзя даже днём – татары или убьют, или в плен уведут. Дважды в неделю между крепостями проходили отряды солдат, под охраной которых и передвигался прочий люд. С одним из таких отрядов выехал однажды и Костылин.

Костылин – офицер русской армии. Вместе с Жилиным он уехал вперед от задержавшегося отряда. Телосложение у Костылина полное, он красный от жары, и ему неохота поджидать отряд. К тому же у него есть ружьё, и он верхом на лошади – в случае погони надеется спастись. Когда же действительно рядом оказались враги – человек тридцать татар против двух офицеров – он бросился наутёк, даже не думая помочь попавшему в беду товарищу, Жилину.

Жилина татары поймали, но он сперва надеялся, что хоть Костылин спасся. Встретились они уже в плену. Оказалось, что лошадь под Костылиным остановилась, а ружьё дало осечку. Так и он попал в плен – босой и оборванный. Он не стал перечить татарам, как Жилин, а сразу написал письмо домой, чтобы прислали выкуп – пять тысяч рублей. Костылин совсем упал духом, а Жилин не струсил, сумел настоять, чтобы их с товарищем кормили, одежду дали, держали вместе (так хоть веселее), и колодки с ног на ночь снимали.

В плену Костылин только считал дни - ждал, когда его освободят, и спал. А Жилин не бездельничал, зарекомендовал себя мастером на все руки, и даже доктором. Ему разрешали ходить по аулу, и он старался разведать дорогу домой, готовился к побегу. Когда выяснил, куда бежать – Костылин отказался: мол, и дороги не знаем, и за ночь не дойдем. Но всё-таки уговорил его Жилин – бежали ночью. Костылин быстро стал отставать, всё шёл и охал, а потом и совсем обессилел. Только его Жилин не бросил – товарища в беде он не мог оставить, хотя в одиночку давно бы ушел к своим: на себе толстяка Костылина поволок. Татары их заметили, поймали, забили в колодки и в яму кинули.

Жилин сумел уговорить хозяйскую дочку Дину помочь ему бежать, и с огромным трудом добрался до своих. А Костылин с ним не пошёл, смалодушничал – его только через месяц выкупили за пять тысяч, и привезли едва живого.

Костылин с самого начала показал себя сперва самонадеянным трусом и малодушным человеком. Он бросил в беде товарища, даже не пытаясь ему помочь. Попав в плен, он с готовностью написал домой с просьбой прислать выкуп, хотя его товарищ, жалея небогатую мать, заранее не рассчитывал на выкуп. Крупный, сильный мужчина, Костылин подвел своего соратника во время побега, не смог пересилить себя и по существу, выказал себя и товарища татарам. Он отказался от второго побега, даже понимая, что выжить в плену почти нет шансов.

Автор к Костылину относится с неодобрением, явно подчёркивая слабость его духа. Значение этого персонажа подчёркивает мужество, смекалку, силу духа главного героя – Жилина. Ведь, по сути, «кавказских пленников» оказалось двое, но один преодолел трудности и бежал, а второй добровольно остался в плену.

Сочинение Костылин в произведении Кавказский пленник

Костылин – это один из двух главных героев рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Он офицер, которого вместе с его новым товарищем Жилиным взяли в плен татары. Костылин противоположен ему, как и по характеру, так и по внешнему виду. Внешне это большой, неуклюжий, высокий, толстый и неповоротливый мужчина. У него слабое здоровье.

Однажды Костылину дали отпуск. Он поехал домой. По пути он познакомился с Жилиным, который тоже собирался отдыхать. В связи с тем, что дороги не безопасны, было решено ехать вместе. Вдруг на них напали татары. Они хотели взять их в плен, а потом требовать выкуп в довольно немалых размерах. Жилин сказал Костылину стрелять. Он оказался трусом. Костылин предал своего нового товарища и пустился в бегстство. Это ему конечно не удалось, у татар были кони. Жилина повязали, Костылина догнали и тоже обезвредили. Обоих кинули в аул.

Пока Костылин вместе с Жилиным сидели в плену, предатель не захотел показывать себя с хорошей стороны. Татары приказали пленным писать письмо о выкупе. Костылин сразу сдался и написал письмо. Говорил, что семья у него богатая, пять тысяч найдут. Жилин же сказал, чтобы их накормили и только после этого он напишет письмо. Адрес он указал неверный, чтобы не дошло. Он придумывал план побега. К счастью побег удался. Костылин решил побежать вместе с ним. Но, к большущему сожалению, тут он тоже не показал свое мужество и силу воли. Он все время твердил, что у него сильно болят ноги, ему сильно натирает обувь. В итоге Жилину пришлось нести его на себе, в следствии чего их заметил татарин и вернул их в аул. Костылин был пессимистом, так как не верил в то, что можно сбежать.

По поступкам данного персонажа можно понять, что он человек очень ненадежный. Костылин не умеет терпеть, у него нет силы воли. Еще он трус. Костылин не привык к трудностям из-за того, что был уж слишком изнеженным барином. Он не умеет самостоятельно принимать важные решения. Его фамилия (Костылин) происходит от слова «костыль». То есть опора для людей, у которых проблемы с ногами. Видимо автор намекает таким образом либо на то, что у офицера тоже проблемы с ногами, либо на то, что он должен быть опорой для человека, что на него можно положиться. Но к сожалению первый вариант будет подходить данному персонажу.

Второй раз трусливый офицер бежать не захотел. Он предпочел смирно сидеть и ждать выкуп. Жилину удалось сбежать, а за Костылиным выкуп пришел через месяц. Его забрали еле живым. Он был сильно измучен.

Вариант 3

Костылин – это офицер советского союза и друг Жилина. Он долго служил на благо народа и перед началом Кавказской битвы вышел в отпуск. Решив отдохнуть в курорте, Костылин вышел в путь. По дороге он познакомился с Жилиным, и они решили поехать вместе. Костылин был полной противоположностью новому другу Костылину. Внешне офицер был большим и неуклюжим мужчиной высокого роста. При этом он не отличался худобой и имел слабое здоровье.

По пути на Жилина и Костылина напали татары. Костылин был трусливым и не смог застрелить татаров. Из – за трусливости первым в плен попал Жилин. Костилину не удалось далеко убежать, и он попал в плен вместе с товарищем. Попав в плен, офицер также показал свою трусость. Он делал все, что скажут ему татары. По их приказу он написал письмо родственникам, чтобы те заплатили за него выкуп в 5000 золотых монет. При этом он выдал все накопления и имущество семьи. А Жилин потребовал, чтобы их накормили и после этого он написал письмо. Чтобы сбить врагов с толку, он указал неверный адрес родственников.

Находясь в плену, офицер с нетерпением ждал, когда выйдет на свободу. Все свое свободное время он только и делал, что спал. А Жилин показал свои лучшие качества и стал мастером, одновременно доктором в лагере. Ему разрешали свободно разгуливать по лагерю. Он ввел записи и искал пути побега. После долгого поиска он нашел способ сбежать. А Костилин придумал несколько причин не сбегать, и полностью отказался уходить из лагеря.

Им получилось сбежать. Тут Костылин показал себя не с лучшей стороны. Чтобы сбежать подальше им пришлось постоянно идти. А Костылин был пессимистом и постоянно жаловался, что у него болят ноги. С пессимистическим настроем он твердил, что обувь натирает мозоли. Чтобы спасти товарища Жилин потащил его на себе. Так их заметил татарин, и они обратно вернулись в лагерь.

Поступки Костылина описывают его как ненадежного человека, на которого нельзя положиться. У офицера отсутствовала сила воли, он не мог терпеть трудности. При этом он был очень трусливым человеком. Он родился в богатой семье. Костылина всегда опекали, и он не привык испытывать трудности. За свою жизнь он никогда не брал на себя ответственность. При этом он боялся принимать важные решения от своего имени.

Назвав его Костылиным, автор хотел, чтобы герой стал опорой для простого народа и смог помогать всем. После ужесточения мер, Костылин отказался бежать и остался в лагере. А Жилин смог подружиться с дочерью хозяина, которая помогла ему сбежать. А Костылин остался в лагере еще на месяц. Спустя месяц его родственники заплатили за него выкуп и привезли офицера домой в плохом состоянии.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Горького Детство 7 класс

    В произведении «Детство» раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький.

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме.