Господин из сан франциско смысл. Философский смысл произведения "господин из сан-франциско"

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого объясняется в этой статье, одно из самых известных произведений Ивана Бунина. Это своеобразная притча, в которой рассказывается о бессмысленности богатства и славы перед неотвратимостью смерти. Ключевая идея произведения - осмысление человеком сущности своего бытия, осознание того, насколько хрупка жизнь, насколько она ничтожна, если в ней отсутствуют красота и подлинность.

Смысл названия

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого раскрыт в этой статье, впервые увидел свет в 1915 году.

Главная особенность этого произведения заключается в том, что автор не дал имени главному герою. Даже в заглавии он именуется просто господином из Сан-Франциско. Смысл названия произведения в этом и заключается.

Этот господин был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии. Таков смысл названия "Господина из Сан-Франциско".

Сюжет рассказа

Ни разу не назвав в рассказе главного героя по имени, автор подчеркивает свое отношение к нему, отмечая, что его имени никто не запомнил ни на Капри, ни в Неаполе, где он останавливался. Вместе со своей семьей (женой и дочерью) он отправляется в Старый Свет. Бунин в "Господине из Сан-Франциско" пишет, что герои целых два года намеревались лишь развлекаться и переезжать с места на место. Господин много работал последние несколько лет, теперь может себе позволить такой отдых.

Семейство плывет на огромном корабле - "Атлантиде". Он больше похож на фешенебельный отель, на котором есть все, что необходимо для комфортного путешествия.

Жизнь на пароходе в рассказе Бунина "Господин из Сан-Франциско" течет очень размеренно. Пассажиры с утра пьют шоколад, затем идут принимать ванны, делают гимнастику, степенно гуляют по палубам, заполненными такими же довольными жизнью людьми. Все это для того, чтобы нагулять аппетит. Только после моциона на свежем воздухе отправляются на первый завтрак.

После приема пищи читают свежую прессу в ожидании второго завтрака. Затем два часа посвящают отдыху. Для этого на палубах установлены удобные камышовые кресла, на которых можно удобно развалиться, укрывшись пледом. Здесь и проводят время до обеда путешественники, любуясь безоблачным небом.

Днем небольшой перекус - чай с печеньем. Вечером обед. Для отдыхающих на "Атлантиде" это, можно сказать, главная цель существования.

В огромном зале, в котором богачи проводят каждый вечер, играет оркестр. А за стенами в это время шумит океан. Но о нем эти мужчины в смокингах и женщины в декольтированных вечерних платьях даже не вспоминают. Каждый вечер после обеда в зале начинаются танцы.

Степенные мужчины отправляются к барной стойке, где пьют ликеры и коктейли. Прислуживают им негры в обязательных красных камзолах.

Старушка Европа

Первая большая остановка парохода происходит в Неаполе. В этом городе семья господина из Сан-Франциско размещается в фешенебельном отеле. Но их распорядок дня от этого практически не меняется. Ранним утром завтрак, днем культурная программа - посещение музеев и храмов. Потом второй завтрак, полуденный чай, а затем приготовление к вечернему обеду. Обильный обед - своеобразная вишенка на торте каждого дня.

Портит впечатление только погода в Неаполе. Герои "Господина из Сан-Франциско" приезжают в декабре. В это время года тут постоянные ненастья - сильный ветер, временами проливной дождь, под ногами грязь. Поэтому семейство решает переехать на остров Капри. Все вокруг их уверяют, что на нем они будут словно в раю. Семью будет окружать только солнце, тепло и цветущие лимоны.

Американцы на Капри

Герои "Господина из Сан-Франциско" перебираются на остров. Плывут они на небольшом пароходике. По дороге страдают от морской болезни, так как судно сильно болтает на волнах.

Но вот они на берегу. Фуникулер их доставляет в миниатюрный городок, расположенный на вершине горы. Они селятся в отеле, в котором их встречает радушный персонал. И сразу начинают готовиться к обеду.

Главный герой одевается раньше своих близких и в одиночестве идет в уютную читальню отеля, где знакомится со свежей прессой. Он начинает читать, но вдруг строчки начинают прыгать перед ним. Господин, извиваясь всем телом, сползает на пол. Оказавшийся поблизости постоялец зовет на помощь, все тревожатся. Владелец отеля стремится успокоить гостей, но все напрасно. Вечер уже испорчен.

Смерть

Господина из Сан-Франциско кладут в самый дешевый и маленький номер. Его жена и дочь в ужасе стоят рядом. Происходит то, чего они больше всего боялись - он умирает.

Супруга главного героя хочет перенести тело в свои апартаменты. Но хозяин против. Он слишком ценит эти номера и боится, что гости начнут избегать останавливаться у него, если узнают, что здесь был труп. Ведь Капри - небольшой остров, и об этом станет известно сразу всем. Достать гроб тоже проблематично, удается найти только длинный ящик, в котором раньше стояли бутылки с содовой водой.

Обратный путь

Семья господина из Сан-Франциско отправляется в обратный путь. На той же "Атлантиде", на которой они приплыли сюда, отправляются домой.

Но теперь мертвого везут в гробу, который скрыт от окружающих в трюме. А на палубах в это время продолжается обычная размеренная жизнь. Все завтракают, готовятся к ежевечернему обеду и все так же любуются океаном за окном.

Анализ рассказа

Анализ "Господина из Сан-Франциско" следует начать с того, чтобы определиться с замыслом рассказа. Он раскрывается, когда семейство оказывается на Капри. Тут-то и становится понятен философский план Бунина.

После смерти главного героя происходит парадоксальная вещь. Его относят в самый грязный и отвратительный номер, который только был в гостинице, а тело отправляют на пароход в ящике из-под бутылок, чтобы о трагедии узнало как можно меньше постояльцев.

В этом основная тема "Господина из Сан-Франциско". После смерти богатство, слава и почет становятся совершенно неважными. Так автор наглядно демонстрирует сущность человеческого бытия. Деньги и уважение, которые были так важны при жизни, становятся абсолютно бесполезными после смерти.

Бунин к тому же применяет символическую контрастность, описывая представителей буржуа и бедных людей. В анализе "Господина из Сан-Франциско" стоит отметить, что образы простых людей у автора живые, настоящие и привлекательные. А вот богачей он описывает с нескрываемым пренебрежением.

Проблема "Господина из Сан-Франциско" заключается еще и в том, что роскошь и деньги нисколько не защищают человека от реальной жизни. Люди, которые заботятся только о своем кошельке, по Бунину, обречены на нравственную низость.

Символика и экзистенциальный смысл рассказа

«Господин из Сан-Франциско»

На прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством Ивана Алексеевича Бунина и начали разбирать один из его рассказов « Господин из Сан-Франциско». Мы поговорили о композиции рассказа, обсудили систему образов, поговорили о поэтике бунинского слова. Сегодня на уроке нам предстоит определить роль деталей в рассказе, отметить образы-символы, сформулировать тему и идею произведения и прийти к бунинскому пониманию человеческого бытия.

    Давайте поговорим о деталях в рассказе. Какие детали вы увидели; какие из них вам показались символическими.

    Для начала вспомним понятие «деталь».

Деталь – особо значимый выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейно- эмоциональную нагрузку.

    Уже в первой фразе звучит некая ирония к г-ну: «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил», тем самым автор подчеркивает, что г-н – это всего лишь человек.

    Господин из С-Ф сам является символом – это собирательный образ всех буржуа того времени.

    Отсутствие имени символ безликости, внутренней бездуховности героя.

    Образ парохода «Атлантида» – символ общества с его иерархией: праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у «исполинской» топки, которую автор называет девятым кругом ада.

    Образы простых жителей Капри живые и настоящие, и тем самым писатель подчеркивает, что внешнее благополучие богатых слоев общества ничего не значит в океане нашей жизни, что их богатство и роскошь не являются защитой от течения настоящей, реальной жизни, что такие люди изначально обречены на нравственную низость и мертвую жизнь.

    Сам образ корабля – это оболочка праздной жизни, а океан - весь остальной мир, бушующий, изменяющийся, но никак не касающийся нашего героя.

    В названии корабля - «Атлантида» (Что ассоциируется со словом «Атлантида»?- потерянная цивилизация), заключается предчувствие исчезающей цивилизации.

    А описание парохода не вызывает ли у вас еще какие-нибудь ассоциации? Описание похоже на «Титаник», что подтверждает мысль о том, что механизированное общество обречено на печальный исход.

    Все же в рассказе есть и светлое начало. Красота неба и гор, которая как бы сливается с образами крестьян, все же утверждает, что есть в жизни истинное, настоящее, что неподвластно деньгам.

    Сирена и музыка – тоже умело используемый писателем символ, в данном случае сирена – это мировой хаос, а музыка – это гармония и мир.

    Символичен образ капитана корабля, которого автор сравнивает с языческим богом в начале и в конце рассказа. По внешнему виду этот человек действительно похож на идола: рыжий, чудовищной величины и грузности, в морском мундире с широкими золотыми нашивками. Он, как и положено богу, живёт в капитанской каюте - наивысшей точке корабля, куда запрещён вход пассажирам, он редко показывается на людях, но пассажиры безоговорочно верят в его власть и знания. А сам капитан, будучи всё-таки человеком, чувствует себя очень неуверенно в бушующем океане и надеется на телеграфный аппарат, стоящий в соседней каюте-радиорубке.

    Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей (стр. 368-369).

    золотые пломбы господина из Сан-Франциско

    его дочь – с «нежнейшим розовыми прыщиками возле губ и между лопаток», одета с невинной откровенностью

    негры-слуги «с белками, похожими на облупленные крутые яйца»

    цветовые детали: г-н накуривался до малиновой красноты лица, кочегары – багровые от пламени, красные куртки музыкантов и чёрная толпа лакеев.

    наследный принц весь деревянный

    у красавицы крохотная гнутая облезлая собачка

    пара танцующих «влюблённых» – красавец, похожий на огромную пиявку

20.почтительность Луиджи доведена до идиотизма

21.гонг в гостинице на Капри звучит «зычно, точно в языческом храме»

22.старуха в коридоре «сутулая, но декольтированная», поспешила вперёд «по-куриному».

23.г-н лежал на дешёвой железной кровати, гробом для него стал ящик из-под содовой воды

24. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход «Атлантида», который является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, поэтому в конце концов корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, «Атлантида» - олицетворение ада и рая.

    Какую же роль имеют многочисленные детали в рассказе?

    Каким рисует Бунин портрет своего героя? Какое возникает у читателя чувство и почему?

(«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый… Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой словно костью – крепкая лысая голова…». Это портретное описание безжизненно; оно вызывает чувство отвращения, так как перед нами какое-то физиологическое описание. Трагедия еще не наступила, но она уже ощущается в этих строках).

Ироничное, Бунин высмеивает все пороки буржуазного образа жизни через собирательный образ господина, многочисленные детали – эмоциональные характеристики персонажей.

    Вы, наверное, заметили, что в произведении выделяется время и пространство. Как вы думаете, почему сюжет развивается в путешествии?

Дорога – символ жизненного пути.

    Как герой относится ко времени? Как господин распланировал своё путешествие?

при описании окружающего мира с точки зрения господина из Сан-Франциско время обозначено точно и чётко; словом, время конкретно. По часам распланированы дни на пароходе и в неаполитанском отеле.

    В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается?

Счет времени идет незаметно, когда автор повествует о настоящей, полноценной жизни:панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух абруццких горцев и – самое важное – описание «радостной, прекрасной, солнечной» страны. И время будто останавливается, когда начинается рассказ о размеренной, спланированной жизни господина из Сан-Франциско.

    Когда писатель первый раз называет героя не господином?

(По пути на остров Капри. Когда природа его побеждает, он чувствует себя стариком : «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как подобало ему, - совсем стариком, - уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами…» Именно сейчас в нем просыпаются чувства: «тоска и злоба», «отчаяние». И вновь возникает деталь – «наслаждение жизнью»!)

    Что значат Новый Свет и Старый Свет (почему не Америка и Европа)?

Словосочетание «Старый Свет» появляется уже в первом абзаце, когда рассказывается о цели поездки господина из Сан-Франциско: «единственно ради развлечения». И, подчёркивая кольцевую композицию рассказа, оно же возникает в концовке - в сочетании с «Новым Светом». Новый Свет, породивший тип людей, потребляющих культуру «единственно ради развлечения», «Старый свет» - это люди живые(Лоренцо, горцы и т.п.). Новый Свет и Старый свет - две грани человечества, где есть разница между оторванностью от исторических корней и живым ощущением истории, между цивилизацией и культурой.

    Почему события происходят в декабре (канун Рождества)?

это соотношение рождения и смерти, причем, рождения Спасителя старого мира и смерти одного из представителей искусственного нового мира, и сосуществование двух временных линий- механической и подлинной.

    Почему смерть настигла г-на из Сан-Франциско на Капри, в Италии?

Автор не зря упоминает историю о жившем некогда на острове Капри человек, очень похожий на нашего господина. Автор через эту взаимосвязь показал нам, что такие «хозяева жизни» приходят и уходят бесследно.

Все люди, вне зависимости от своего материального положения, равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, «только начинавший жить» в 58 лет (!) , внезапно умирает.

    Какие чувства у окружающих вызывает смерть старика? Как ведут себя окружающие по отношению к жене и дочери господина?

Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому.

    Так какова идея рассказа? Как автор выражает главную мысль произведения? Где прослеживается идея?

Идея прослеживается в деталях, в сюжете и композиции, в антитезе ложного и подлинного человеческого бытия (противопоставлены фальшивые богачи – Пара на пароходе, сильнейший образ-символ мира потребления, играет любовь, это нанятые влюблённые – и настоящие жители Капри, преимущественно бедняки).

Идея – жизнь человека хрупка, все равны перед лицом смерти. Выражает через описание отношения окружающих к живому г-ну и к нему же после смерти. Господин думал, что деньги дают ему преимущество. «Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное… во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни».

    Жил ли полноценной жизнью до этого путешествия наш герой? Чему он посвятил всю свою жизнь?

г-н до этого момента не жил, а существовал, т.е. вся сознательная жизнь была посвящена тому, чтобы «сравняться с теми, кого г-н взял себе за образец». Все убеждения господина оказались ошибочными.

    Обратите внимание на финал: именно нанятая пара выделена здесь особо – почему?

После смерти господина ничего не изменилось, все богачи также продолжают жить своей механизированной жизнью, и «влюблённая пара» также продолжает играть любовь за деньги.

    Можем ли мы назвать рассказ притчей? Что такое притча?

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

    Так, можем ли мы назвать рассказ притчей?

Можем, так как повествует о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти и торжестве природы, любви, искренности (образы Лоренцо, абруццких горцев).

    Может ли человек противостоять природе? Может ли спланировать все, как господин из С-Ф?

Человек смертен («внезапно смертен» – Воланд), поэтому человек не может противостоять природе. Все технические достижения не избавляют человека от смерти. В этом и есть вечная философия и трагедия жизни: человек рождается, чтобы умереть.

    Чему учит нас рассказ-притча?

«Господин из…» учит нас радоваться жизни, а не быть внутренне бездуховным, не поддаваться механизированному обществу.

Рассказ Бунина обладает экзистенциальным смыслом. (Экзистенциальный – связанный с бытием, существованием человека.) В центре повествования – вопросы жизни и смерти.

    Что способно противостоять небытию?

Подлинное человеческое бытие, которое показано писателем в образе Лоренцо и абруццких горцев (фрагмент от слов «Торговал только рынок на маленькой площади…367-368»).

    Какие же мы можем сделать выводы, глядя на этот эпизод? Какие 2 стороны медали показывает нам автор?

Беден Лоренцо, бедны абруццкие горцы, поющие славу величайшим беднякам в истории человечества – Богоматери и Спасителю, который родился «в бедном пастушеском приюте». «Атлантида» же, цивилизация богачей, которая пытается одолеть мрак, океан, вьюгу – экзистенциальное заблуждение человечества, дьявольское заблуждение.

Домашнее задание:

Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни».

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.

Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

Сочинение на тему “Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” обновлено: 14 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) «Господин из Сан-Франциско» (1915) является вершиной мастерства писателя. Произведение обладает художественной ёмкостью, которая даёт возможность рассматривать его в разном контексте и с разных точек зрения. Исследователи В. А. Афанасьев, Н. М. Кучеровский, И. П. Вантенков создали монографии, посвященные жизни и творчеству великого русского писателя. В этих работах содержатся главы, посвященные произведению «Господин из Сан-Франциско». А. В. Злочевская в своей статье анализирует мистико-религиозный подтекст в рассказе И. А. Бунина. Д. М. Иванова в диссертации рассматривает образы природы в прозе писателя, затрагивая и данное произведение. В данной работе рассказ Бунина будет рассмотрен с точки зрения поэтики мифологизма.

Эпиграфом к рассказу И. А. Бунин взял слова из «Апокалипсиса»: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час придет суд твой». (Согласно статье Ирины Лежавы) Последним царем в Вавилоне являлся Валтасар. В книгах античной эпохи сохранилась легенда, согласной которой царь решил устроить большой пир в ту ночь, когда Вавилон был окружен персидским войском. Все гости пили вино из священных сосудов, привезенных из храма, находившегося в Иерусалиме. При этом они пили и, по языческому обычаю, славили вавилонских богов. По легенде, на стене таинственным образом появились письмена: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Однако ни один из местных философов и мудрецов не смог разгадать смысл написанных слов. Тогда царица, жена Валтасара, вспомнила о Данииле, иудейском мудреце. Он единственный смог расшифровать надпись. Она означала: «Исчислен, Взвешен, Разделен». Таким образом, были исчислены часы существования Валтасара, взвешена его судьба и лишь минуты оставались до того момента, как будет разделено его царство. В эту же ночь исполнилось предсказание иудейского мудреца: Вавилон был повержен, а царь убит .

Смысл данного эпиграфа отражается в сцене смерти господина из Сан-Франциско. Он, обладая богатством, роскошно проводя вечера, не ожидая ничего, что могло бы помешать наслаждаться жизнью, внезапно умирает. Здесь мы видим параллель с жизнью и такой же неожиданной смертью царя Вальтасара.

Действие рассказа происходит на пароходе «Атлантида». Сам корабль – это символ цивилизации. Пароход воплощает собой общество со его иерархической структурой: противопоставляется палуба, как мир богатых, знатных, и трюм, как мир бедности и нищеты. Сам автор называет «исполинскую» топку, у которой люди работают в поте лица, девятым кругом ада. Таким образом, многопалубный корабль – это своеобразная модель ада и рая. В этом контрасте низшего и высшего мира корабля ощущается обреченность.

Название парохода уже наводит на мысль о неизбежности катастрофы, так как существует миф о некогда затонувшем острове с таким наименованием. Из Большой советской энциклопедии мы узнаем, что остров Атлантида – это государство в Атлантическом океане с совершенной политической системой, страна полубогов, богатства и процветания. Жители острова – атланты – отличались благородством, образованностью, добродетелью и возвышенным образом мыслей, были равнодушны к богатству и жили в гармонии с природой. Однако спустя время они изменились: превратились в более корыстолюбивых и жадных, влеклись к материальному благополучию, использовали свои знания и достижения культуры в злых целях. В итоге бог неба Зевс разгневался на атлантов, и в течение суток остров Атлантида исчез с лица Земли: его поглотили воды Атлантического океана .

Называя пароход «Атлантида», Иван Алексеевич Бунин заранее предсказывает неизбежность грядущей катастрофы и гибель современного общества, так как мир «Атлантиды» – это мир фальшивый, построенный на деньгах, любви славы, гордыни, высокомерии, чревоугодии, стремлении к роскоши.

Связав миф об Атлантиде, название парохода и эпиграф к произведению, можно прийти к заключению: корабль с символическим именем «Атлантида» и есть Вавилон только в современном виде. Его гибель неизбежна, потому что жизнь пассажиров парохода так же бесцельна и иллюзорна, как бесцельны и иллюзорны перед лицом смерти сила и господство господина из Сан-Франциско.

Бунин в своих произведениях стремился передать гармонию человека и природы. Но герои данного рассказа не способны постичь этого. Так, чтобы показать несоответствие между жизнью людей и природы, И. А. Бунин использует образы первостихий солнца и воды. (По мнению Рошаль В. М.) В традиционной мифологии солнце – это древнейший космический символ, который обозначает жизнь, ее источник, свет. С образом солнца в качестве символа связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Светоносную, солнечную природу, по народным христианским убеждениям, несут в себе Бог-отец, Иисус Христос, ангелы и святые. Как источник тепла, солнце дарует жизненную силу человеку, а в качестве источника света оно символизирует истину. В древности людям казалось, что отсутствие солнца предвещает ужасные беды, вселенскую катастрофу, грядущий конец света, поэтому они поклонялись ему, как главному языческому божеству .

У Ивана Алексеевича Бунина восход солнца и наступление нового дня дарует героям его произведений надежду на счастье, великую радость. Однако пассажиры «Атлантиды» практически не видели яркого и лучистого солнца из-за плохой погоды («утреннее солнце каждый день обманывало» ). Но это им было и не нужно, так как основная их жизнь проходила внутри корабля, где сияло золото и драгоценности, а залы освещало электричество. «В день отъезда, - очень памятный для семьи из Сан-Франциско! - даже и с утра не было солнца» . Исследователь Афанасьев В. А пишет, что, где бы не находился американский капиталист, природа встречает его неблагосклонно. И лишь в то утро, когда уже мертвого господина помещают на корабль и увозят, над Капри всходит яркое солнце, как будто природа торжествует от того, что мир освободился от человека, не способного понимать ни счастье жизни, ни окружающую его красоту .

Сравнивая традиционное значение образа солнца и его представление в рассказе, приходим к выводу, что пассажиры корабля не живут, они лишь «существуют», поскольку не видят истинного света и не знают настоящего счастья. Жизнь этих людей обречена: они плывут навстречу своей смерти.

Что касается образа воды, то это одна из фундаментальных первостихий мироздания, породившая и жизнь, и смерть. В мифологии вода является основой всего сущего. По мнению Ивановой Д. М., данная первостихия может использоваться в произведениях в двух аспектах: символизировать второе рождение, быть спокойной и чистой (таковы, например, обряды крещения и омовения), но в то же время вода может представлять собой хаос, который разрушает все вокруг, приводит к гибели и знаменует конец всего сущего . В «Поэтике мифа» у Е. М. Мелетинского вода – своеобразный медиатор между небом и землей .

В произведении И. А. Бунин представляет нам в качестве стихии воды Атлантический океан. В мифологическом словаре Океан – божество одноименной реки, омывающей землю. Известен своим миролюбием и добротой (Океан пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти . У И. А. Бунина океан семантически означает и символ вечности, и символ смертельной силы. Океан символизирует жизненную стихию. А бушующая стихия – это движение жизни. Таким образом, океан и есть жизнь.

Созданный героями рассказа мир искусственен и замкнут, он отделен от первостихий бытия, так как они враждебны, чужды и таинственны для людей. Океан многолик и непостоянен. В рассказе он представляет собой возмездие. Стихия выступает реальной угрозой: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира…» . Он пугает пассажиров «Атлантиды» своей непредсказуемостью, загадочностью, свободой. Иван Алексеевич Бунин доносит до читателя мысль о том, что человек ХХ столетия возомнил себя господином мира. Причиной тому – богатство и успешные результаты научно-технического прогресса, одним из которых является и модернизированный корабль, построенный руками человека.

Финальная зарисовка парохода «Атлантиды» приобретает символическое звучание. И. А. Бунин изображает фигуру Дьявола, вписанного в совершенно реальную внешне картину вьюжной ночи под Гибралтаром. Он, огромный, как утес, следит за уходящим кораблем, олицетворяющим мертвый, погрязший во грехе мир цивилизации. Дьявол – мифологический персонаж, олицетворение сил зла. Он противостоит «доброму началу», а именно – богу . Кучеровский Н. М. считает, что в рассказе И. А. Бунина дьявол – это образное воплощение убежденности писателя в существовании потусторонних, непознаваемых сил, которые распоряжаются судьбами человечества. Дьявол символизирует надвигающуюся катастрофу и является предупреждением всему человечеству . Мир «Атлантиды» находится в его власти, поэтому гибель современной цивилизации неизбежна. В противовес возникает образ Божьей Матери, которая охраняет Италию – символ полноценной и настоящей жизни.

Подводя итог исследованию, следует сказать, что изучение, анализ и интерпретация используемых И. А. Буниным в рассказе мифологических образов позволяет раскрыть философскую проблематику произведения. Оно повествует о существовании социального и природно-космического в жизни, об их напряженном взаимодействии, о недальновидности человеческих претензий на господство во Вселенной, о непостижимой глубине и красоте всего мира. Это средство художественной выразительности, которое углубляет содержание и придает рассказу особую окраску. В нем с наибольшей полнотой раскрывается своеобразие метода писателя, особенности его мироощущения, характер его осмыслений и оценок изображенной реальности. Таким образом, мифологизм И. А. Бунина является формой репрезентации специфики его мировосприятия, способом выражения проблематики, философского постижения закономерностей существования общества и природы, идейно-нравственного поиска, вызванного разложением основ бытия на рубеже XIX-XX веков.

Список литературы:

  1. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества / В.А. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1966. – 384 с.
  2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article079885.html. (Дата обращения: 14.11.2016)
  3. Иванова Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.01) / Д.М. Иванова. – Елец, 2004.
  4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза / Н.М. Кучеровский. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980 – 318 с.
  5. Лежава И. Пир царя Валтасара [Электронный ресурс] / И. Лежава. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/04/01/1012. (Дата обращения: 14.11.2016)
  6. Мелетинский Е.М. Мифологический Словарь / Е.М. Мелетинский – М.: Советская Энциклопедия», 1991. – 672 с.
  7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература РАН, 1995. – 235 с.
  8. Повести и рассказы/ И.А. Бунин. – М.: Астрель: АСТ, 2007 – 189 с.
  9. Рошаль В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2008. – 202 с.

Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации.
В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.
В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.
В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: “Умер человек”. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: “Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...”
Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: “Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,
цедили коньяк и ликеры...” Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом “играть в любовь за хорошие деньги”.
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысина”.
Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.