Священный сосуд с миррой. Священные сосуды и церковная утварь

ДИСКОС (греч. – круглое блю­до) – богослужебный сосуд, на котором полагается Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинное тело Христово. В древности дискосы не имели ножки или подставки и, дейст­вительно, полностью соответствовали своему названию. Сегодня дискос имеет немного более сложную конструкцию. Он представ­ляет собой небольшое металлическое блюдо с плоским широким краем, окружающим мелкое плоское дно. Блюдо укреплено на не­высокой ножке с утолщением в середине, расширяющейся книзу в широкую круглую подставку почти такого же размера, что и верх­няя часть.

Во время проскомидии, при изъятии Агнца из просфоры и положении его на дискос, воспоминается рождество Господа, и дискос знаменует собой ясли, в которые был положен младенец Иисус. По перенесении даров с жертвенника на престол, воспоминается страдания Господа на кресте, Его смерть, положение во гроб, и дискос знаменует собой Голгофу и гроб Спасителя.

Дискос напоминает нам о том блюде, с которого во время Тай­ной Вечери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворен­ный в Тело Свое. Дискос круглый, а круг является символом веч­ности – он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.

Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на ко­ленях перед Агнцем, который изображен между ними. Агнец, или ягненок, – это животное, которое в древности приносили в жерт­ву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Гос­подь Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.

Подставка, на которой укрепляется верхнее блюдо дискоса, име­ет символическое значение духовной высоты.

ПОТИР (греч. – сосуд для питья). Это металлическая чаша, укрепленная на высокой подставке и имеющая круглое широкое и устойчивое основание. В середине подставка обычно имеет утолщение. Часто потир называется просто чашей.

В потире во время литургии совершается претворение в истинную Кровь Христову. В потир опускаются час­тицы Агнца, претворенного в Тело Христово, и затем он выносит­ся в храм для причащения верующих. Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Которой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Потир, или чаша, – символ литургии или Евхаристии.

Потир напоминает нам и о той чаше, которую дал Своим учени­кам Христос на Тайной вечере. Итак, и дискос, и потир напоминают нам о Тайной вечере.

На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к свя­щеннику), слева – образ Матери Божией, справа – Иоанна Пред­течи, а с противоположной от священника стороны – крест.

В середине XVII в., церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра, или, в крайних случаях, из олова, но не из дерева (впитывает часть Крови Христовой, невозможно оттереть дочиста) и меди (окисляется). Драгоценные металлы, камни и украшения – это только сим­волы добродетелей, которых ждет от нас Бог.

ЗВЕЗДИЦА состоит из двух металлических широких дуг, соеди­ненных в верхней точке так, что они могут свободно двигаться от­носительно друг друга. Во время богослужения священник или складывает их вместе, или раскрывает в виде креста. Тогда звездицу ставят на дискос, на котором в это время находится приготов­ленный Агнец. Звездица при этом означает таинственную звезду, которая привела волхвов к пещере, где родился Христос, и оста­новилась над ней. Звездицу стал использовать во время богослу­жения свт. Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.

Звездица имеет и практическое значение. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. Но главное – это ее символиче­ское значение: Вифлеемская звезда, а также Крест, когда звездица раскрыта; когда сложена – божественное и человеческое естество во Христе, которые в Нем не слитны и не раздельны.

КОПИЕ – плоский нож в виде треугольного наконечника ко­пья, вставленного в деревянную или костяную ручку. Им выреза­ют из большой богослужебной просфоры Агнец, а также вынима­ют частицы из других просфор. Оно напоминает нам о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасителя, же­лая удостовериться в Его смерти на кресте. Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.

Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его во­дой с особой молитвой. Эта вода дается больному.

ЛЖИЦА – небольшая ложечка с крестом в конце длинной руч­ки. Лжицей причащают из чаши мирян. Так же, как дискос, потир, звездица, она делается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.

Лжица, как и звездица, была введена в употребление свт. Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духов­но означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.

ТАРЕЛОЧКИ, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок. На одной из них изображен Крест, на другой – образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Аг­нец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из про­сфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», а на тарелочке с образом Богоро­дицы: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христо­во раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для при­чащения мирян.

При богослужении употребляются обычно еще несколько не­глубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части боль­шой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.

КОВШИКИ с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символи­зирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении. Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.

ГУБА (губка) используется для собирания мелких частиц Свя­того Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Свя­тую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе. Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.

Малые ПОКРОВЦЫ и общий ПОКРОВ (ВОЗДУ́Х). Малые покровцы (воздухи) используются для прикрытия чаши и дискоса с поставленной на нем звездицей. Общий покров (воздух) покрыва­ет оба сосуда вместе поверх малых покровцов.

Покровы и воздух напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младе­нец. Покровы – это символические младенческие пелены Богомладенца. Но одновременно покровы – это и великолепные одежды сла­вы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.

Малые покровцы похожи по форме на кресты. Их плотной не­гнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцом) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.

Большой покров – воздух – делается мягким. Он прямоуголь­ной формы и больше малых покровцов, потому что должен накры­вать оба сосуда, стоящие рядом.

На концах малых покровцов вышиваются херувимы. Херуви­мы также есть и на углах воздуха. В середине покровцов и воздуха изображены равносторонние четырехконечные кресты.

КАДИ́ЛО – это сосуд для воскурения благовонного дыма – фимиама. Кадило древней формы представляло сосуд, укрепляемый на стержне, с рукоятью для ношения, которая, впрочем, не всегда являлась обязательной. Отличия его от кадила современной формы проявляются IV века, современное употреблялось уже в X-XI вв. Оно состоит из двух половин. Нижняя часть кадила, в которую кладут угли, подвешивается на цепочках к ручке. Верхняя половина кадила изображает кровлю храма с куполом. Кадило делают из серебра, золота, бронзы, латуни.

В кадило кладутся разожженные древесные угли, на них – ку­сочки ладана, который, сгорая, распространяет благоуханный дым (фимиам). Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, ико­нам, другим святыням и людям (священнослужителям и миря­нам).

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древно­сти, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан со­став благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан – ароматическая смо­ла, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Восто­ка, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали назы­вать ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.

Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – находящийся на престоле сосуд, в котором хранятся Св. Дары пря приобщения больных и Св. Агнцы для Преждеосвященной Литургии. Она знаменует собой гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манной, хранившуюся в ковчеге завета.

СОСУД ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ХЛЕБОВ, ПШЕНИЦЫ, ВИНА И ЕЛЕЯ на литии (ЛИТИЙНЫЙ ПРИБОР) – это металлическое блюдо, которое соединяется с круглым основани­ем высокой ножкой. На блюдо кладутся во время литии пять хле­бов. На основании укреплены стаканчики с пшеницей, вином и елеем.

Пять хлебов, которые лежат на блюде выше всего остального, напоминают нам о чуде, которое сотворил Христос, накор­мив пятью хлебами пять тысяч человек. Это – область Не­бесной жизни. Ниже находятся сосуды с пшеницей, вином и елеем – плодами трудов человека на земле. Это – об­ласть жизни земной. Хлеб, пшеница, вино и елей – это своеобразная жертва Богу в благодарность за Его дары и благодеяния, за то, что Он дает нам пищу. Священник просит их благословить и умножить в нашей стране и во всем мире, а также освятить всех тех, кто употребляет их в пищу.

С той стороны сосуда, которой он во время литии обра­щен к алтарю, прикреплен подсвечник для трех свечей в форме ветви с тремя листьями. Трехсвечник в виде ветви символизирует дерево жизни, а форма круга, которую имеет прибор, напоминает о веч­ности даров Божией благодати. Три свечи сияют в знак Святой Троицы.

ЧАША (СОСУД) ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ. Это большая чаша на низ­кой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к ал­тарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет ду­шевные и телесные силы. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше – потиру и знаменует то же самое. Круглое основание чаши есть знамение круга земной Церкви, круглая чаша знаменует Церковь Небесную, и всё вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати, как чаши, челплющей радость.

КУПЕЛЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ обладает теми же символическими значениями. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно бо́льших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

КОВЧЕЖЕЦ для совершения таинства Крещения – прямоугольный ящичек для хранения в нем сосудов с Миром и елеем, помазков в виде стержней с кис­точкой или шариком на одном конце и с крестом на другом, губки для отирания святого Мира с тела крещеного и ножниц для по­стрижения волос на главе крещаемого. Самый ковчежец для хра­нения этих принадлежностей знаменует собою и ясли Богомладенца, и гроб Спасителя, из коих проистекли для всего мира благо­датные возможности приобщения людей и к жизни, и к смерти, и к Воскресению Господа Иисуса Христа, к Самой Его Личности, к наследию в Нем и с Ним богообщения и жизни вечной в Царстве Небесном. Сосуды с елеем и Миром содержат в себе благодатные силы и дары Духа Святого, возрождающие крещаемых людей для жизни в Боге. Помазки знаменуют собою посредство Церкви в деле обращения и спасения людей. Губка знаменует то же, что и губки в антиминсе и на жертвеннике. Ножницы означают ду­ховные орудия отсечения мирских соблазнов и страстей для совершенного посвящения человека Богу.

В христианстве означает, что его обладатель совершил паломничество в Кентерберри.


Смотреть значение Священный Сосуд С Миррой в других словарях

Сосуд — м. посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держания, хранения чего-либо, особ. жидкости. | Все содержащее, носящее в себе что-либо;........
Толковый словарь Даля

Священный — священная, священное; священ, священна, священно (книжн.). 1. Обладающий святостью, признаваемый божественным (церк.). Священное писание. 2. Связанный с религиозным культом,........
Толковый словарь Ушакова

Священный Прил. — 1. Обладающий святостью; освященный. // Связанный с религиозным культом. 2. Ведущийся в интересах религии. 3. перен. Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на........
Толковый словарь Ефремовой

Сосуд — сосуда, м. 1. Вместилище для жидкости. для вина. Стеклянный сосуд с водой. 2. Трубчатый орган в теле человека и животных, по к-рому движется кровь или лимфа (биол., анат.).........
Толковый словарь Ушакова

Священный — -ая, -ое; -ще́н, -ще́нна, -ще́нно; свяще́ннейший.
1. Религ. Обладающий святостью, признаваемый божественным; священный. С-ое животное. С. алтарь. // Связанный с религиозным........
Толковый словарь Кузнецова

Сосуд — -а; м.
1. Вместилище (бутылка, кувшин и т.п.) для жидких и сыпучих тел. Стеклянный с. Старинный, серебряный с. С. для воды, для вина. Глиняный с. с вином. / О человеке как средоточии........
Толковый словарь Кузнецова

Сосуд — Древнерусское слово, образованное приставочным способом от судъ от той же основы, что и судно.
Этимологический словарь Крылова

Дьюара Сосуд — колба с двойными посеребренными изнутри стенками, изпространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженногогаза между стенками столь мала, что........

Сосуд — (-ы) (vas(-a), PNA, BNA, JNA) в анатомии трубчатое образование, по которому движется кровь или лимфа.
Большой медицинский словарь

Сосуд Анастомотический — (v. anastomoticum, PNA, BNA; v. communicans, JNA; син. анастомоз устар.) - С., посредством которого сообщаются два кровеносных или лимфатических С.
Большой медицинский словарь

Сосуд Выносящий — (v. efferens, PNA, BNA; arteriola efferens, JNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Сосуд Коллатеральный — (v. collaterale, PNA, BNA, JNA; син. коллатераль сосудистая) кровеносный С., по которому происходит движение крови в обход основного С.
Большой медицинский словарь

Сосуд Кровеносный — (v. sanguineum) С., по которому движется кровь; к С. к. относят артерии, артериолы, капилляры, венулы и вены.
Большой медицинский словарь

Сосуд Лимфатический — (v. lymphaticum, PNA, BNA) С., по которому движется лимфа.
Большой медицинский словарь

Сосуд Лимфатический Выносящий — (v. lymphaticum efferens, LNH) С. л., несущий лимфу от лимфатического узла.
Большой медицинский словарь

Сосуд Лимфатический Приносящий — (v. lymphaticum afferens, LNH) С. л., приносящий лимфу к лимфатическому узлу.
Большой медицинский словарь

Сосуд Млечные — (устар.; v. chylifera, v. lactea; син. Азелли сосуды) лимфатические С. брыжейки тонкой кишки, которые во время пищеварения заполняются похожей на молоко эмульсией всосавшегося жира.
Большой медицинский словарь

Сосуд Приносящий — (v. afferens, PNA, BNA; arteriola afferens, JNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Сосуд Сосудов — (v. vasorum, PNA, BNA, JNA) мелкие кровеносные С., разветвляющиеся в стенках артерий и вен.
Большой медицинский словарь

Священный Ибис — птица семейства ибисов. Длина ок. 75 см. В Африке (к югуот Сахары), на о. Мадагаскар, на юге Аравийского п-ова; к сер. 20 в.распространился в Австралии. До 19 в. обитал в Египте,........
Большой энциклопедический словарь

Священный Союз — союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союзаявлялись обеспечение незыблемости решений Венского........
Большой энциклопедический словарь

Священный Ибис — (Threskiornis aethiopicus), птица сем. ибисовых. Дл. ок. 75 см. У взрослых птиц голова и шея голые, чёрные. Оперение белое, концы крыльев чёрно-зелёные. Распространён в Африке южнее Сахары,........
Биологический энциклопедический словарь

Священный Синод — в Русской православной церкви один из органов высшего церковного управления. Учрежден на Поместном соборе 1917-18, приступил к работе в феврале 1918. Прекратил деятельность........
Исторический словарь

Священный Союз — - союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815 г. после падения империи Наполеона I. Цели: обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815 гг.,........
Исторический словарь

Священный Союз (19-й Век) — - После разгрома наполеоновских армий Александром I и его союзниками - королем прусским и императором австрийским, - 26 сентября 1815 г. был подписан договор, положивший........
Исторический словарь

Священный Союз (20-й Век) — - Поддержка своей собственной национальной буржуазии оппортунистическими руководителями рабочего движения во время первой империалистической войны. Во Франции, эта........
Исторический словарь

Священный Союз 1815 Г. — - союз монархов России, Австрии и Пруссии, оформленный 26 сентября в Париже после падения империи Наполеона I с целью обеспечения незыблемости решений Венского конгресса........
Исторический словарь

Сосуд — -кроме известного значения (любая емкость-1Ц 21.5; Деян 10.11), это слово употребляется часто для обозначения инструментов для богослужения и самого богослужения (Исх 25.9;........
Исторический словарь

Священный Союз — союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус.........
Советская историческая энциклопедия

Священный Брак — (греч. Hieros gamos), праздничный обряд в честь Зевса и Геры; позднее также в честь др. богов, напр., Деметры (см. элевсинские мистерии). Включал ритуалы, символизирующие брачную........
Сексологическая энциклопедия


Церковная Чаша не зря считается Священным сосудом и одним из самых главных предметов богослужений. А как же иначе - ведь начало свое она берет от той самой Чаши Тайной Вечери, из которой пил Иисус и причащались апостолы, и которая со временем была утрачена. И до сих пор не прекращаются поиски этой самой главной святыни христиан – Святого Грааля.

Святой Грааль


Вот уже два тысячелетия таинственная чаша, Святой Грааль, утраченная святыня христианского мира, волнует умы людей. И хотя точно не установлено, существовала она в действительности или нет, ведь в Евангелии о ней нет никаких упоминаний, христиане всего мира верят, что именно из этой чаши причащались апостолы на Тайной Вечере.


И именно в нее Иосиф Аримофейский собрал кровь, вытекающую из ран распятого Христа, после чего, опасаясь преследований, увез ее из Древней Иудеи в Британию, в Гластонберийское аббатство, и там спрятал. Впоследствии храм был разрушен, и чаша исчезла.


Согласно преданиям, недалеко от Гланстобери, где Иосиф Аримофейский спрятал чашу, жил король Артур со своими доблестными рыцарями, и однажды им было видение – два ангела со Священной чашей в руках. Рыцари дали клятву отыскать ее, и,как будто, даже нашли, но опять потеряли.


И с тех пор поиски чаши не прекращаются. Ведь считается, что человеку, испившему из чаши Грааля, простятся все грехи, и жить он будет долго.

Но может, не стоит ее искать? Ведь, согласно преданиям, чашу могут увидеть только люди с чистой и светлой душой, для всех остальных она невидима.

Священные чаши

История Чаши, одного из символов христианства, настолько же древняя, как и история самой христианской церкви. С давних пор для обряда причастия обязательно применяются особые священные чаши - потиры. Потир – это круглая чаша на высокой ножке, подставке. Верхняя его часть, чаша, подобная небесному своду, символизирует Церковь небесную, а нижняя - Церковь Земную. Начало свое потир берет от Тайной Вечери, перед использованием его обычно благословляют.


Уже в древности эти чаши старались делать, в соответствии с величием самого совершаемого обряда, из золота или серебра. Со временем формы их менялись, ножки становились выше. Драгоценные камни, разноцветные эмали, финифть, чеканка, гравировка – все это использовали для украшения потиров, иногда их делали полностью из золота.

Хотя Преподобный Сергий Радонежский на Руси пользовался самым обычным деревянным потиром, считая, что он более соответствует образу Христа.


Стали также украшать потиры, нанося на них орнаменты, изображения святых, сцены из жизни Христа, при этом никаких строгих канонов не было. Но при изготовлении подобных чаш обычно всегда старались советоваться со священнослужителями.

Чаша Антиохия была найдена при раскопках древнего города в 1910 году. Состоит из двух чаш: древней внутренней, сделанной из серебра, и более поздней наружной, золоченой и ажурной.


Из переписки с М. Лантушенко

Сосуд наполнен - и каждый сможет обресть в Граале лишь то, что ищет. Ты хочешь выжить? - так будь спокоен! Настанет е*ля, найдется пища. А кто-то ищет сердечной муки, а кто-то сгинуть во тьме желает... Проблемы нету: найдуться суки и вынут сердце, что так пылает. А может - власти? А может - денег? А может - смысла, добра и веры? Мы все актеры на этой сцене, и выбор роли едва ли верен... А кто-то просто пошлёт всё на хер, коньяк отборный, нога на нОгу, а что? - неплохо! своя рубаха ведь к телу ближе - а значит, к богу! Ахули, братцы, курите травку! альтернатива - кресты и свечки, по ходу дела - одна поправка: коль начал пляску - пляши от печки...

Рецензии

Хорошей травки давненько что-то мне не встречалось... Неужто старость? И скоро стану хрычом и снобом? Давно когда-то легко был счастлив, и эта малость в душе, в груди ли, то жаром вспыхнет, то бьет ознобом. Где б эту печку, межмерность эту, ось мирозданья найти, надыбать, на карте Мага крестом отметить, поставить точкой. Летальность жизни, голгофы, цепи, крючки и дыбы привычек старых, то печень садят, то оседают камнями в почках. О боге спорить мы все горазды, а он смеется. Никто из смертных постичь бессмертье увы, не сможет. Зачем нам тело, когда в нем сердце уже не бьется? Зачем душа нам, когда любовь ее не тревожит?

Морковь, капуста, репа, огурец....
Их ем, но не люблю на самом деле.
Как ни крутись - финал всегда звездец,
И если ключик есть - он все же в теле.

Чего такое, братец, есть душа?
Нейронов сеть - все тот же гумус сраный...
За жизнью ей не светит ни шиша.
И хрен с ним, с раем. Он - для наркоманов.

"Привлечь любовь пространства" - вот он, ключ.
Живи при жизни, каждый миг сгорая,
А что любовь? Тот вспыхнет, кто горюч:)
А что душа? Цена договорная!

На вечные вопросы нет ответа,
Но жизнь - вино и муза для поэта.

По самы помидоры огурец,
Ну а за дерзость ясно - можно в репу,
Конец, ведь он и в Африке - конец,
Какой бы не был, даже пусть нелепый...
Про рай - тут спорить буду я едва,
Что будет там, никто,увы, не знает,
И рай и ад - обычные слова,
И смысла их никто не понимает.
Гореть при жизни, или тихо гнить,
Здесь каждый сам наверно выбирает,
Когда обрежет золотую нить -
Уходит в вечность, или умирает...
Какая-то невидимая часть
Та, что и отличает нас от трупа,
Поэтому про рай и ад кричать,
Забыв пожить - считаю просто глупо...

Но то, что отличает нас от трупа считать любовью плотской просто глупо. Продолжить род природа нам велит и - ум людской любовь боготворит, но путь в бессмертье - узкая стезя и смертному туда никак нельзя, а если очень хочется пожить, тогда пока живой - спеши грешить:)

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

(т.е. ложка).

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов материал строго не определен .

После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители . Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника , либо в каком-либо шкафу , доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды» .

Список священных сосудов в Православной церкви

Напишите отзыв о статье "Священные сосуды"

Литература

  • В. И. Долоцкий, «О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» («Христианское Чтение», 1852, ч. I)
  • П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • архим. Гавриил, «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Примечания

Отрывок, характеризующий Священные сосуды

– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.