Основные типы мифов. Основные виды мифов

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы уверены, что многие из вас до сих пор верят в единорогов. Кажется чудесным представить, что они все-таки где-то существуют, а мы просто пока их не нашли. Однако даже мифу о таком волшебном существе есть весьма прозаичное и даже несколько устрашающее объяснение.

Если вам покажется, что сайт очень скептичен и больше не верит в волшебство, то в конце статьи вас ждет самое настоящее чудо!

Великий потоп

Ученые считают, что в основу легенды о Великом потопе легла память о крупном наводнении , эпицентром которого являлось Междуречье . В начале прошлого века на раскопках гробниц Ура нашли напластование глины, которое разделяло два культурных слоя. Только катастрофический разлив Тигра и Евфрата мог привести к появлению такого феномена.

По другим подсчетам, за 10–15 тыс. лет до н. э. невероятное наводнение случилось на Каспии , который разлился на площади около 1 млн кв. км. Версия подтвердилась после находки учеными на территории Западной Сибири морских раковин, ближайший ареал распространения которых находится в зоне Каспийского моря. Это наводнение было настолько мощным, что на месте Босфора существовал огромный водопад , через который в сутки переливалось приблизительно 40 куб. км воды (в 200 раз больше объема воды, проходящего через Ниагарский водопад). Поток такой мощности был как минимум в течение 300 дней.

Эта версия кажется безумной, однако в таком случае обвинить древних людей в гиперболизации событий уж никак нельзя!

Великаны

В современной Ирландии до сих пор рассказывают легенды о людях гигантского роста, которые могут создать остров, просто кинув горсть земли в море. Эндокринологу Марте Корбониц пришла в голову идея о том, что древние предания могут иметь научное обоснование. Невероятно, но исследователи нашли то, что искали. У огромного числа жителей Ирландии обнаружились мутации в гене AIP . Именно эти мутации становились причиной развития акромегалии и гигантизма. Если в Великобритании носитель мутации 1 на 2 000 человек, то в провинции Мид-Ольстер - каждый 150-й.

Одним из известных ирландских великанов был Чарльз Бирн (1761–1783), его рост был свыше 230 см.

Легенды, разумеется, наделяют гигантов огромной силой, однако на самом деле не все так радужно. Люди, больные акромегалией и гигантизмом, часто страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, у них проблемы со зрением и частые боли в суставах. Без лечения многие гиганты могут не дожить и до 30 лет.

Оборотни

У легенды про оборотней сразу несколько истоков. Во-первых, жизнь людей всегда была связана с лесом. Из самой глубокой древности до нас дошли наскальные изображения гибридов людей и животных. Люди хотели быть сильнее, они выбирали себе тотемное животное и носили его шкуру . На базе этих поверий работали и наркотические снадобья, которые воины принимали перед битвой и воображали себя непобедимыми волками.

Во-вторых, вера в существование оборотней поддерживалась также наличием у людей такого генетического заболевания, как гипертрихоз - обильный рост волос на теле и лице, который назвали «синдромом оборотня». Только в 1963 году врач Ли Иллис дал болезни медицинское обоснование. Кроме генетического заболевания имело место и психическое, известное как ликантропия , во время приступов которого люди лишаются рассудка и теряют человеческие качества, считая себя волками. Кроме того, имеет место обострение заболевания в определенные лунные фазы.

Кстати, волк из всемирно известной «Красной Шапочки», согласно , был не кем иным, как оборотнем. И бабушку он не съел, а скормил внучке .

Вампиры

Что касается научного обоснования этих мифов, то в 1914 году палеонтолог Отенио Абель предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие легко принять за гигантскую глазницу . Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта, Крит.

Содом и Гоморра

Не знаем, как вы, но мы всегда думали, что Содом и Гоморра - это очень масштабный миф и скорее некоторое олицетворение порочных городов. Однако это вполне исторический факт.

Уже в течение десятилетия в местечке Телль-эль-Хаммам в Иордании ведутся раскопки древнего города. Археологи уверены, что нашли библейский Содом . Примерное расположение города было известно всегда - в Библии описывалось «Содомское пятиградие» в долине реки Иордан. Однако точное его местонахождение вызывало вопросы всегда.

В 2006 году начались раскопки, и ученые нашли крупное древнее поселение, окруженное мощным крепостным валом. По данным исследователей, люди здесь жили в период между 3500 и 1540 годами до н. э. Иного варианта наименования города нет, иначе бы упоминание о столь крупном поселении осталось в письменных источниках.

Кракен

Кракен - легендарное мифическое морское чудовище гигантских размеров, головоногий моллюск, известный по описаниям моряков. Первое обширное описание составил Эрик Понтоппидан - он писал, что кракен представляет собою животное «размером с плавучий остров». По его же словам, чудовище способно ухватить щупальцами крупный корабль и утянуть его на дно, но куда более опасен водоворот, который возникает при быстром погружении кракена на дно. Выходит, что печальный конец неизбежен - и в том случае, когда монстр нападает, и в том, когда он удирает от тебя. Действительно жутко!

Обоснование мифа о «жутком чудище» простое: гигантские кальмары существуют и поныне и достигают 16 метров в длину. Зрелище они и вправду представляют впечатляющее - кроме присосок у некоторых видов есть еще когти-зубы на щупальцах, однако угрожать кому-то они могут, только придавив его сверху. Если даже современный человек, встретив подобное существо, сильно пугается, что уж говорить о средневековых рыбаках - для них гигантский кальмар точно был мифическим монстром.

Единорог

Когда речь заходит о единорогах, нам сразу же представляется изящное существо с радужным рогом во лбу. Интересно, что они встречаются в легендах и мифах многих культур. Самые первые изображения найдены в Индии и имеют возраст более 4 000 лет. Позднее миф распространился по континенту и дошел до Древнего Рима, где их считали абсолютно реальными животными.

Чиндо в Южной Корее. Здесь воды между островами расступаются на целый час, открывая широкую и длинную дорогу ! Ученые объясняют это чудо разницей во времени отливов и приливов.

Конечно же, туда съезжается множество туристов - кроме простых прогулок у них есть возможность и увидеть морских жителей, которые остались на открывшейся суше. Удивительно в «Моисеевой тропе» то, что она ведет от материка к острову.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:

  • космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной
  • антропологические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
  • эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы , как правило делятся на две группы:

1. Мифы развития

В мифах развития происхождении мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская,скандинавская и др. мифология)." ...Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все неподвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." - из мифов Центральной Америки.

2. Мифы творения

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня,воды,воздуха,земли) сверхъестественным существом -богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного-гагары,вороны,койота). Самый известный пример мифов творения - библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: Да будет свет... и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических.

Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Теперь мы подходим к определению самого мифа. Мы видели, как формировалось мифологическое сознание, в каких формах оно проявляло себя. Очевидно, что мифологическое переживание, осмысление мира определенным образом фиксировалось в языке, из устно передаваемых историях рода, объяснениях явлений мира. Миф – это, с современной позиции, некая история, повествование, в котором все «действующие лица», независимо от того, относятся ли они к миру людей, животных или неодушевленной природы, воплощаются в образах живых существ. Эти существа переживают радость и страдание, их действия осмысленны и целенаправленны, они говорят на понятном человеку естественном или символическом языке, имеют свое прошлое, историю. В мифе боги живут и действуют вместе с людьми, объясняют человеку мир и передают человеку свой опыт, свои законы. Для нас миф имеет много общего со сказкой, но чтобы понять значение мифа не с точки зрения современного человека, а «изнутри» мифологического сознания, следует учесть, что для древних людей миф являлся абсолютной реальностью.

Мифы обычно разделяют на виды в зависимости от содержания.

  • Космогонические мифы повествуют о сотворении мира: рождении Земли и светил, отделении СУШИ? (воды) от тверди, появлении животных и растений. Как правило, созданием мира в мифах занимаются боги – воплощения стихий огня, воды, земли. Это самые древние боги, начинающие родословную мира. Часто они изображаются враждебными людям, далекими от человеческого облика.
  • Теогонические мифы объясняют происхождение богов, их отношения между собой. Древнейшие стихийные боги – божественные прародители. Например, в греческой мифологии знаменитые олимпийские боги – третье поколение, именно они вступают в отношения с людьми, это боги человеческой культуры, а не стихии.
  • Антропологические мифы – о происхождении человека, его сущности и судьбе, предназначенной ему богами. Для мифов характерно произведение людей богами либо из природных материалов, либо из частей тела самих богов, что объясняет связь человека и с миром природы, и с божественным миром.
  • Эсхатологические мифы рассказывают о конце света, смерти всего живого, уничтожении людей, которые разгневали богов. Один из древнейших эсхатологических мифов – история о вселенском потопе, повторяющаяся во многих мифологиях (в частности – гибель Атлантиды).
  • Сотериологические мифы – о чудесном божественном спасении человека от предназначенной ему гибели во вселенской катастрофе. Как правило, в мифах присутствуют боги, дружелюбно относящиеся к людям, они и устраивают спасение.
  • Этиологические мифы составляют самую значительную часть мифологии. В них объясняются причины и свойства всех вещей и явлений, поведение и природа животных и растений, объясняется их значение для мира и человека. В этиологических мифах наиболее подчеркнуты связи человека с природой, единство их происхождения.
  • Календарные мифы наряду с тотемическими , видимо, являются самыми древними. Календарные мифы объясняют происхождение времен года, ночи и дня, небесных светил, самого времени – сакрального и профанного.

Миф является формой культуры. Его функции, соответственно, аналогичны функциям культуры в целом. Главнейшей из них является объяснительно-познавательная : мифы объясняют человеку мир, все его явления. Мифы формируют целостную картину мира. Кроме того, можно выделить теологическую функцию мифа: объяснение человеку смысла и цели его существования, аксиологическую функцию: придание смыслов и значений явлениям мира, их отношение к человеку, понимание добра и зла, коммуникативную : посредством мифа происходит передача традиции, наследование, осуществляется связь поколений.

Мифологическое мышление неотъемлемо от человеческого мышления вообще, но конкретные мифы историчны, то есть связаны с определенной культурой и теряют свою конкретность при ее гибели. В истории человечества многие функции мифов берут на себя религия, философия и искусство, появившиеся позднее, но берущие свое начало в едином источнике – древнем мифологическом сознании.

Инструкция

Мифы народов мира чаще всего повествуют о сотворении Земли, Солнца, Луны и человека некими разумными существами – богами. Иногда эти боги вступали в борьбу друг с другом или с людьми. И тогда войны богов и отдельные сражения находили отражение в мифах и легендах. Сообщения о них передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Позже, с развитием письменности, свою историю каждый народ пытался записать кто на глиняных табличках, кто на , кто на пергаменте, кто на бересте. До современного человека дошли лишь жалкие обрывки того огромного пласта литературы и истории, который мифом.

Самыми известными мифами считаются легенды Древней Греции. Боги, полубоги и герои человеческого происхождения выступают в них главными персонажами. Причем, в отличие от многих , греки наделили своих богов вполне человеческими чертами и пороками: страсть, вожделение, пьянство, зависть, мстительность. В период завоевания Римом Греции, римлянам настолько понравилась культура, что произошло удивительное, но далеко не уникальное событие в истории – заимствование. Рим взял религию Греции, а вместе с ней и ее мифы. Зевс стал Юпитером, Афродита Венерой, а Посейдон Нептуном.

Другие не менее известные мифы – предания древних евреев. Благодаря появлению христианства и ислама иудейские мифы разошлись по всему свету и воспринимаются верующими людьми как древнейшая мира. Разница между иудейскими мифами и, например, греческими или египетскими заключается в том, что главный герой в них один, его называют Господом Богом. Кроме того, в иудейских мифах прослеживается последовательность повествования, а не обрывки отдельных историй.

Мифы Скандинавии более мрачные и жестокие, чем их более южные собратья, что скорее всего обусловлено суровым климатом, борьбой за выживание и постоянными войнами за новые территории. В этом воинственном краю не было места для сантиментов, потому и предания их были наполнены звоном топоров, кровью и криками врагов. Есть там и верховный бог - Тор.

Отличительная черта мифов Древнего Китая состоит в том, что китайцы под влиянием конфуцианства рационализировали мифологических существ и героев и изобразили в литературе богов древности не как сверхъестественных существ, а как реальных людей, правителей, императоров.

В мире существует великое множество мифов и легенд, у каждого народа есть своя версия о сотворении мира, о событиях глубокой древности и объяснения тем или иным явлениям природы. Многие были практически полностью или частично утрачены в ходе войн и природных катаклизмов, как это произошло с легендами индейцев Америки с пришествием на континент испанских конкистадоров.

Древнегреческие мифы повествуют о похождениях и подвигах многих героев. Легендарные богатыри и простые люди, которые действуют вместе с богами, поражают воображение людей на протяжении многих столетий. Вот лишь некоторые из персонажей, вошедших в «золотой фонд» легенд и мифов человечества.

Геракл, согласно греческой легенде, был сыном могущественного Зевса и Алкмены, фиванской царицы. Зевс знал, что его сын непременно станет героем, защитником и людей. Соответственным было и обучение Геракла. Он умел править колесницей, метко стрелял из лука, владел другими видами оружия, играл на кифаре.

Будущий герой был сильным, храбрым и со временем превратился в настоящего богатыря.

Наибольшую известность Гераклу принесли его . Он справился с немейским львом, убил омерзительную лернейскую , живьем поймал быстроногую керинейскую лань и и эриманфского вепря. Пятый свой подвиг герой совершил, победив священных птиц-людоедов.

Очень трудным оказалось шестое задание. Гераклу предстояло очистить конюшни царя Авгия, стоявшие нечишенными много лет. Богатырь повернул русла рек и направил два потока в авгиевы конюшни, после чего бурные воды вымыли весь скотный двор. Затем Геракл отловил критского быка, похитил коней Диомеда и с опасностью для жизни завладел поясом царицы амазонок. Десятый подвиг греческого героя – похищение коров исполина Гериона.

После очередного похождения, в ходе которого Геракл принес царю Эврисфею волшебные золотые яблоки, герою довелось отправиться в царство мертвых – мрачный Аид. Успешно завершив очередную и последнюю миссию, Геракл отправился в дальние странствия. Будучи любимцем богов, Геракл по воле Зевса в итоге обрел бессмертие и был взят на Олимп.

Подвиг Прометея

Управитель Олимпа Зевс призвал к себе Эпиметея, сына могущественного титана Иапета, и повелел ему спуститься на землю, чтобы дать зверям и людям все, что позволит им добывать себе пропитание. Каждое животное получило то, в чем нуждалось: быстрые ноги, крылья и острый слух, когти и клыки. Только люди побоялись выйти из своих укрытий, поэтому им ничего не досталось.

Брат Эпиметея, Прометей, решил исправить эту ошибку. Он задумал подарить людям огонь, который принесет им безраздельную власть на земле. В те времена огонь принадлежал только богам, которые его тщательно охраняли.

Поставив перед собой цель облагодетельствовать человечество, Прометей похитил огонь и принес его людям.

Гнев Зевса был неописуем. Страшную кару обрушил он на Прометея, приказав Гефесту приковать героя к гранитной скале. На протяжении многих лет Прометей испытывал страдания. Каждый день к наказанному титану прилетал огромный орел, который клевал его плоть. Только вмешательство Геракла позволило освободить Прометея.

Икар и Дедал

Один из самых известных мифов Древней Греции – сказание о Дедале и Икаре. Отец Икара, Дедал, был искусным скульптором, зодчим и художником. Не поладив с царем Крита, он фактически стал его заложником и вынужден был постоянно жить на острове. Долго думал Дедал, как ему освободиться, и в итоге принял решение покинуть остров на крыльях вместе с сыном Икаром.

Из множества птичьих перьев создал Дедал две пары крыльев. Привязывая их к спине сына, Дедал дал ему наставление, запретив подниматься близко к солнцу, поскольку жар светила мог растопить воск, которым были скреплены и склеены перья.

Нельзя было также и лететь близко к воде – крылья могли намокнуть и потянуть вниз.

Надев крылья, отец и сын взмыли в воздух подобно двум большим птицам. Вначале Икар следовал за Дедалом, но потом забыл об осторожности и поднялся близко к солнцу. Палящее светило растопило воск, крылья рассыпались и рассеялись в пространстве. Лишившийся крыльев Икар упал в море, где и нашел свою смерть.

Видео по теме

Совет 3: Самые известные персонажи древнегреческих мифов

В мифологии описано множество подвигов, совершенных древнегреческими героями, при этом большинство похождений облечены в сказочную форму. В мифах можно встретить как богов, так и людей, действующих сообща. Нередки для сюжетов волшебные превращения и образы сказочных существ, никогда не существовавших в действительности. Вот лишь две из множества подобных легенд.

Победитель Минотавра

Известный персонаж древнегреческих мифов Тесей был сыном афинского царя Эгея. Повзрослев, Тесей превратился в сильного и статного юношу, жаждущего приключений. Получив в наследство от отца сандалии и меч, герой совершил ряд подвигов, самым известным из которых была победа над Минотавром.

То было скорбное для афинян время. Критский царь Минос подчинил себе Афины и требовал от жителей города раз в девять лет присылать ему дань – семь девушек и столько же юношей. Несчастных он отдавал на съедение кровожадному Минотавру, имевшему вид человека с быка. Жил Минотавр в лабиринте.

Тесей решил положить конец зверствам, творимым Миносом, и добровольно отправился на Крит вместе с юными жертвами. Минос не принял Тесея всерьез, но его дочь Ариадна согласилась помочь герою справиться с Минотавром.

Именно Ариадна дала герою острый меч и большой клубок ниток, при помощи которого он смог пройти лабиринт.

Вместе с будущими жертвами Тесея отвели к месту, где обитал Минотавр. Тесей привязал один конец нити к двери, после чего смело пошел по запутанным коридорам лабиринта, постепенно разматывая клубок. Внезапно впереди раздался рев Минотавра, который немедленно бросился на героя, разинув пасть и угрожая своими рогами. В ходе ожесточенной битвы Тесей отрубил один из рогов Минотавра и вонзил ему в голову свой меч. Чудовище испустило дух. Нить Ариадны помогла герою и его спутникам выбраться из таинственного лабиринта.

Персей и горгона Медуза

В далеких странах, на самом краю мира, где царила ночь и царствовал Танатос, обитали три . Это были отвратительные крылатые чудовища; тела их были покрыты чешуей, а на головах извивались шипящие змеи. Клыки горгон были подобны острым кинжалам, а взгляд каждого из чудовищ был способен все живое обратить в камень.

Две горгоны были бессмертными созданиями, и лишь горгону Медузу можно было убить.

Но здесь герою помогли олимпийские боги. Гермес указал Персею путь к месту, где обитали чудовища, и подарил ему волшебный меч. Богиня Афина вручила воину особый медный щит с поверхностью, отшлифованной до зеркального блеска. Нимфы подарили Персею волшебную сумку, крылатые сандалии и защитный шлем-невидимку.

Волшебные сандалии принесли Персея на остров, где он увидел спящих горгон, на головах которых медленно шевелились змеи. Боги предупредили героя, что один лишь взгляд чудовищ превратит его в каменную глыбу. Подлетев к горгонам, Персей отвернулся и стал глядеть на чудовищ в зеркальный щит, где хорошо были видны отражения. Горгона Медуза уже начала открывать глаза, когда Персей отрубил ей мечом голову.

От шума проснулись остальные чудовища. Но хитрый Персей успел надеть на себя шлем-невидимку. Голову поверженной Медузы он засунул в сумку и спокойно скрылся. Там, куда падали капли крови, сочившиеся из волшебной сумки, возникали ядовитые змеи и расползались в разные стороны. Голову убитого чудовища Персей впоследствии вручил богине Афине, которая прикрепила трофей в центр своего щита.

Совет 4: Какие есть божества морей в мифах Древней Греции

Греческая мифология отводит морским и вообще водным богам очень важное место. Ведь Античная Греция очень сильно зависела от благосклонности морских вод.

Мифы Греции

Древние считали, что на дне моря в прекрасном дворце живет брат Зевса-Громовержца – повелитель волн и колебатель земли Посейдон. Его воле послушны волны, которыми он управляет при помощи трезубца. Вместе с Посейдоном в прекрасном дворце живет дочь морского прорицателя Нерея Амфитрита, которую Посейдон похитил, несмотря на то, что она пряталась и сопротивлялась. Амфитрита властвует над волнами вместе со своим супругом. В ее свите – родные сестры-нереиды, которые иногда в гребнях на волнах, спасая неудачливых моряков. Считается, что сестер-нереид пятьдесят, своей красотой они затмевают любую женщину. Поднимаясь к поверхности вод, они заводят песню, которая может направить моряка к земле. В отличие от сирен, которые заманивают мореплавателей к верной гибели, нереиды не столь кровожадны.

Посейдон на колеснице, запряженный морскими конями или же дельфинами носится по морской глади. Если он пожелает по взмаху трезубца начинается шторм, который успокаивается, как только этого пожелает морской бог.

Гомер использует более сорока эпитетов для описания моря, что, несомненно, говорит об особом отношении греков к этой стихии.

Среди морских божеств в окружении Посейдона есть прорицатель Нерей, которому ведомы все таны будущего. Нерей открывает правду и смертным, и богам. Он мудрый советник Посейдона. Старец-Протей, который умеет менять свой образ, превращаясь в кого угодно, тоже прорицатель. Однако, чтобы он открыл тайны будущего, нужно его поймать и заставить говорить, что с учетом его изменчивости довольно сложно. Бог Главк рыбакам и морякам, которые приписывают ему дар прорицания. Над всеми этими могущественными богами властвует Посейдон, которому они поклоняются.

Бог-Океан

Но самым могучим богом воды можно назвать Океан.
Океан – единственный из титанов, который не участвовал в их борьбе против Зевса и его братьев. Именно поэтому власть Океана осталась прежней даже после того, как все его братья были низвергнуты в Тартар.
Это равный по силе, мощи, славе и почету Зевсу бог-титан. Он давно абстрагировался от происходящего на земле, хотя до этого породил три тысячи сыновей-речных богов и столько же дочерей – богинь ручейков и источников. Дети великого бога-титана несут людям радость и благоденствие, снабжают их водой, дающей жизнь. Без их доброй воли не было бы жизни на земле.

Олимпийские богини

Царица богов и людей, младшая дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга громовержца Зевса, верховная богиня Гера являлась покровительницей брака и семьи, защитницей женщин и материнства, а также олицетворяла собой супружескую верность. Символами Геры служили диадема и однозубец.

Старшая дочь титанов Кроноса и Реи, богиня семейного очага и жертвенного огня Гестия была носительницей и защитницей целомудрия. Она охраняла мир и единодушие в семье, покровительствовала чужеземцам и страдающим. Атрибутом Гестии являлся факел.

Средняя дочь титанов Кроноса и Реи, богиня земли и плодородия Деметра покровительствовала земледельцам и охраняла все живое на земле. Символами богини были посох в виде стебля и серп.

Дочь всесильного Зевса, дева-воительница Афина была богиней справедливой войны, мудрости, знаний, наук, искусств, и ремесел. Древние греки верили, что присутствие Афины на поле битвы дисциплинирует и воодушевляет солдат. Священным символом мудрости Афины служили сова и эгида с головой горгоны Медузы.

Богиня Луны, дочь Зевса от титаниды Лето, девственная и вечно юная Артемида покровительствовала охоте и всему живому на Земле. Девушки поклонялись богине как защитнице женского целомудрия, а замужние женщины просили ее даровать в браке и помочь удачно разрешиться при родах. Атрибутами Артемиды являлись лань и лук со стрелами.

Дочь бога неба Урана, богиня любви и красоты Афродита олицетворяла вечную весну и жизнь. Древние греки также поклонялись Афродите как богине плодородия, брака и родов. Символами богине любви служили , голубь и роза.

Младшие древнегреческие богини

Царица мертвых богиня Персефона являлась дочерью Зевса и Деметры, а также супругой владыки подземного царства Аида. Персефона покровительствовала силам весны: пробуждению растительности и прорастанию посеянного зерна. Символом Персефоны нарцисса.

Дочь Геры и Зевса, богиня юности Геба служила виночерпием на Олимпе. Позже Геба была выдана замуж за Геракла, который в награду за подвиги получил бессмертие. Священным атрибутом Гебы был кипарис.

Дочь титанов Перса и Астерии, богиня лунного света, мрака и ночных видений Геката покровительствовала магии, чародейству, пастушеству, коневодству и общественной деятельности людей (в судах, в спорах, в народных собраниях и т. п.). Кроме того Геката даровала легкую дорогу путешественникам и помогала покинутым возлюбленным. Символами Гекаты являлись перекресток дорог и змея.

Дочь подводного великана Тавтаманта и океаниды Электры, богиня радуги Ирида служила вестницей богов. Ее атрибуты - радуга и цветок ирис.

Богиня неистовой войны Энио входила в свиту Ареса. Она будила в воинах ярость и сеяла на поле боя смуту.

Крылатая богиня победы Ника являлась спутницей Афины. Ника олицетворяла успешный результат не только военных предприятий, но также спортивных и музыкальных состязаний.

Богиня Илифия покровительствовала родам. При этом она могла служить как спасительной, так и враждебной силой.

Видео по теме

Мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.

1. Как начались вещи (космогонические мифы).

Обычно это самый важный миф в культуре, миф, который становится моделью для всех остальных мифов. Он повествует о том, как начал существовать весь мир. В некоторых повествованиях (в первой главе Книги Бытия) сотворение мира происходит из ничего. Мифы египтян, австралийцев, греков и майя также говорят о сотворении из ничего. Во многих случаях божество в этих мифах всемогуще.

Полинезийский миф сообщает о творении, происшедшем из скорлупы кокосового ореха. В Африке, Китае, Индии, южном Тихом Океане, Греции и Японии сотворение мира символизировано как прорыв из плодородного яйца мира. Яйцо - это потенциал всей жизни, и иногда, как, например, в мифе южноафриканского народа догон, нем говорится как о “плаценте мира”.

Еще один вид космогонического мифа - миф о родителях мира. В вавилонской истории о творении “Энума элиш” родители мира Апсу и Тиамат рождают потомство, которое позже оказывается противостоящим собственным родителям. Потомство побеждает родителей в битве, и из жертвенного тела создается мир.

2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы).

Существуют мифы, которые описывают конец света или приход смерти в мир. Мифы о конце света предлагают его сотворение нравственно божественным существом, которое в конце разрушает свое творение. В это время каждое человеческое существо судят по его делам и готовят к существованию в раю или к одной из вечных мук. Такие мифы присутствуют среди еврейских, христианских, мусульманских и зороастрийских.

Вселенский пожар и последняя битва богов - это часть индо-европейской мифологии, наиболее полно описанные в германских ветвях мифологии. В мифологии ацтеков до сотворения мира людей богами было создано и разрушено несколько миров.

Мифы о происхождении смерти описывают, как смерть вошла в мир. В этих мифах смерть долгое время не присутствует в мире, но входит в него из-за несчастного случая или из-за того, что кто-то просто забывает послание богов, касающееся человеческой жизни. В книге Бытия смерть приходит, когда люди преступают надлежащие границы своего знания.

3. Мифы о героях культуры.

Такие мифы описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. В греческой мифологии Прометей, укравший огонь у богов, является прототипом фигуры такого рода. В культуре догон Прометею подобен кузнец, который крадет из житницы богов семена для человеческого сообщества. В Гераме, Индонезия, Хайнувеле также присутствует такая фигура. Она снабжает сообщество множеством необходимых и роскошных вещей из отверстий своего тела.

4. Мифы о рождении и возрождении.

Обычно связанные с ритуалами инициации, мифы о рождении и возрождении рассказывают о том, как жизнь может быть обновлена, время повернуто вспять, а люди трансформированы в новые существа, - как в реинкарнации.

5. Мессия.

В мифах о приходе идеального общества (тысячелетние мифы) или Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления. Тысячелетние и мессианские мифы обнаружены в племенных культурах Африки, Южной Америки и Меланезии, а также в мировых религиях иудаизма, христианства и ислама.

Мифы о Мессии, Помазаннике, Христе встречаются в теологии. “Мессия” - еврейское имя обещанного избавителя человеческого рода, приписываемое Иисусу и данное ему христианами, хотя вера евреев утверждает, что Мессия еще только должен прийти.

Изначально используемый в теологии термин “Мессия” стал применяться более свободно для обозначения любого ожидаемого освободителя страны или народа или предполагаемого спасителя в любой нехристианской религии.

6. Предопределение и судьба.

В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком.

7. Воспоминание и забывчивость.

Мифы о памяти могут принимать форму коллективных воспоминаний. Решающая часть праздника христианского причащения - воспоминание.

8. Высшие существа и небесные боги.

Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами.

9. Короли и святые.

Мифы о королях можно найти только в традициях, которые знают форму освященной королевской власти. Считалось, что короли имеют союз с богинями. Это был “священный брак”.

10. Трансформация.

Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и “ритуалы превращения” (рождение, достижение зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Крещение - это трансформация ритуала превращения.

Другие известные мифы включают в себя истории о Райском саде, о Потопе, об ангелах-хранителях, Змее как соблазнителе, древе познания и древе вечной жизни, о радуге, о Валькириях. В последующих частях многие из мифов и легенд, описанных здесь, мы рассмотрим детально, когда будут привлечены их психологические предположения.

Использование сновидений, мифов и легенд в консультировании

Хотелось бы, чтобы существовали определенные правила использования сновидений, мифов и легенд, но их не существует. Позднее я займусь широкими принципами работы с образами в консультировании, но мифы и легенды заслуживают предварительного упоминания.

Общий принцип: слушайте то, что выражает клиент и пытайтесь связать это с историей. Например, клиентку, которая рассказывает, что чувствует себя потерянной, можно ввести в историю Ариадны и в воображении начать сматывать клубок из ниток, чтобы вернуться к исходному месту. Клиента, который чувствует себя обремененным, можно ввести в историю Атланта, а затем побудить его определить, каково его бремя.

Хотя возможны и обычные интерпретации сновидений, не следует подходить к сновидениям механически, как бы открывая их значение в соннике. В работе с любым образом, который возникает из бессознательного, всегда мудро спросить самого себя: “Что это могло бы означать?” Во-первых, что это означает для вас, консультанта? Затем, что это могло бы означать для клиента? Если клиент поставлен в тупик, следующего вопроса - “Что вам это напоминает?” - может быть достаточно, чтобы направить клиента в путешествие по дороге к открытию. Второй вопрос поможет сосредоточиться: “Какие вы испытываете чувства, когда смотрите на это? Какие слова вы связываете с этим?” Дальше в книге мы применим общие принципы этой части к работе с клиентами.

Алхимия, хотя ее редко изучают сегодня как науку, играет важную роль в общем понимании символов и символизма. Юнг и его ученики дополнили основу, предоставленную древними. Этапы алхимического процесса - это символы этапов личного роста и развития индивидуальности.

Юнг и Фрейд смотрели на символы по-разному. Фрейд использовал намного более структурированную модель; Юнг был менее жестким и делал акцент на влиянии коллективного бессознательного на личное значение символа. Сновидения используют символы, и существенно признавать, что часто одни и те же символы используются в сновидениях как разные формы образов.

Мифы, волшебные сказки и легенды занимают центральное место в коллективном бессознательном, а также в личном сознании. Так что изучение мифов - это в действительности изучение символов, которые спустились к нам из многих веков.

Не всегда легко и просто вспомнить миф или легенду, хотя вы можете инстинктивно знать, что он может быть уместным или был бы подходящим именно в это время. Однако, если вы сознаете, что в работе используются символы, этого часто бывает достаточно, чтобы побудить и вас, и клиента продолжать работу.

Имеется допущение, что вы достаточно знакомы с некоторыми мифами, чтобы быть способным войти в них. Второе допущение: история клиента пробудит в вас нечто, что вызовет определенный миф. Третье допущение: вы интересуетесь использованием образов. Я мог бы допустить, что раз вы уже читаете книгу, значит, у вас есть такой интерес. Этот том не может содержать все богатство материала, доступного вам. Я надеюсь, что будет открыта дверь к тому, что является очень широким и волнующим ландшафтом.

Я уверен в одном: когда вы начнете работать с образами и использовать мифы, волшебные сказки и легенды, вы изменитесь. Потому что, работая с клиентами и помогая им открывать мифы в них, вы также будете открывать мифы в самом себе. Путешествия, которые вы совершаете с каждым клиентом, превратятся в путешествия, где вы откроете себя, и ваше содействие открытию клиента будет основываться на общности, поскольку ваши путешествия станут связанными. Мы не можем помогать клиентам открывать нечто, касающееся их самих, если мы не готовы к возможности открыть то же самое или что-то подобное в самих себе.

Столь многое можно вобрать в себя, изучая мифы и легенды, что на это потребовалась бы вся жизнь. Однако, читая разные части этой книги, вы будете медленно погружаться в язык и атмосферу. То, что поначалу может казаться странным, медленно начнет работать в вашем коллективном бессознательном, и вы станете устанавливать связи между вашим собственным внутренним миром и тем, что читаете.