Главная мысль произведения бедная лиза. Анализ повести “Бедная Лиза” Карамзина: суть, смысл, идея и мысль повести

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Характеры главных героев. Основная мысль повести

Повесть «Бедная Лиза» была написана Н. М. Карамзиным в конце XVIII века и стала одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Сюжет произведения довольно прост и понятен. В нем слабовольный, но добрый по натуре дворянин влюбляется в бедную крестьянку. Их любовь ждет трагический финал. Эраст , проигравшись, женится на богатой вдове, а Лиза , не выдержав горя, бросается в воды глубокого пруда и погибает.

Однако самое главное в этой повести не сюжет, а чувства, которые она пробуждает в читателе. Особого внимания заслуживает сам повествователь. Он с грустью и пониманием передает рассказ о бедной деревенской девушке. В русской литературе образ сопереживающего повествователя стал открытием. При каждом драматическом повороте событий, слышно как «его сердце обливается кровью» и «слезы катятся по щекам».

Ново и отношение писателя к главному герою. Он не обвиняет самого Эраста в гибели Лизы, а показывает социальные факторы, послужившие толчком. Так, например, на Эраста повлиял «большой» город, который сделал его развращенным. А Лиза была по-деревенски проста и наивна. Автор показывает, что ни одна Лиза пала жертвой обстоятельств, Эраст также глубоко несчастен и проносит чувство вины через всю жизнь.

Писатель впервые в истории русской литературы затрагивает «живую душу» в представителях низшего сословия. Он отмечает, что «И крестьянки любить умеют». Эта фраза надолго осталась крылатой. Можно сказать, что Карамзин положил начало традиции сочувствия простому человеку. Таким образом, его повесть стала чрезвычайно популярной в обществе. Она, в первую очередь, взывает к гуманности человека и умению сочувствовать.

Повесть «Бедная Лиза» появилась как раз на стыке столетий и перемены стилей. В ней отражается переход от гражданской тематики, которая была так популярна в эпоху Просвещения, к теме личностной. Главным объектом внимания стал именно внутренний мир человека. Таким образом, автор ввел такое новое веяние как психологизм, который проявился в умении живо передавать внутренний мир героев наряду с их чувствами.

Сентиментализм как направление в литературе возник в XVIII веке. Основные особенности сентимен-тализма — обращение писателей к внутреннему миру героев, изображение природы; на смену культу разу-ма пришел культ чувственности, чувства.

Самое известное произведение русского сентимен-тализма — повесть Н. М. Карамзина « ». Тема повести — тема смерти. Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитыва-лась в бедной, но любящей семье. После смерти отца Лиза осталась единственной опорой для своей старой больной матери. Тяжелым физическим трудом она за-рабатывает на жизнь («ткала холсты, вязала чулки»), а летом и весной рвала цветы и ягоды для продажи в городе. Эраст — «довольно богатый дворянин, с из-рядным разумом и добрым сердцем, добрым от приро-ды, но слабым и ветреным». Молодые люди знакомят-ся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются. Эрасту вначале нравились их платони-ческие отношения, он «с отвращением помышлял... о презрительном сладострастии, которым прежде упи-вались его чувства». Но постепенно отношения разви-вались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно. Лиза понимает, что не подхо-дит Эрасту по социальному положению, хотя он и ут-верждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею не-разлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю». Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст пе-ременился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходи-мо отправиться на службу. Вместо того чтобы сра-жаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение». Он, забыв все обе-щания, данные Лизе, женится на другой с целью по-править свое материальное положение.

В этой сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхожде-ния тоже способны на глубокие чувства, пережива-ния. Именно чувства героев — объект его пристально-го внимания. Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конеч-но, не от страха», «Лиза рыдала — Эраст плакал — ос-тавил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста... и Лиза, оставлен-ная, бедная, лишилась чувств и памяти»).

Пейзаж в произведении не только служит фоном раз-вития событий («Какая трогательная картина! Утрен-няя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, ко-торая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании»), но и показывает отно-шение автора к изображаемому. Автор олицетворяет природу, делая ее даже в какой-то мере участницей со-бытий. Влюбленные «всякий вечер виделись... или на берегу реки, или в березовой роще, но всего чаще под те-нию столетних дубов... Там часто тихая луна, сквозь зе-леные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви... Они обнимались — но цело-мудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия». В сцене грехопадения Лизы природа как бы протестует: «...ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения... Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сето-вала о потерянной Лизиной невинности».

Основной темой в произведениях писателей-сенти-менталистов являлась тема смерти. И в этой повести Лиза, узнав об измене Эраста, покончила жизнь само-убийством. Чувства простой крестьянки оказались силь-нее чувств дворянина. Лиза не думает о матери, для кото-рой смерть дочери равносильна собственной смерти; о том, что самоубийство — большой грех. Она опозорена и не представляет жизни без своего возлюбленного.

Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы.

Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассу-ждения рассказчика, описание взаимоотношений ме-жду героями.

Название повести можно истолковать по-разному: эпитет «бедная» характеризует главную героиню Лизу по социальному положению, то что она не бога-та; а также то, что она несчастна.

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза». Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент. Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
  3. Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.
  4. Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.
  • Проблема

    Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

    Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

    Главная мысль

    Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

    Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

    Чему учит?

    Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

    Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания произведения Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин — один из самых образованных людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца XVIIIначала XIX веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.
В 1789-1790 гг. Карамзин предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие его в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е гг. возрастает интерес писателя к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п. В 1803 г. Карамзин начал работу над «Историей государства Российского», которая стала главным делом всей его жизни.
По воспоминаниям современников, в 1790-х гг. писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обстановка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизин пруд». Как точно заметил исследователь В.Н. Топоров, определяя место карамзинскои повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь». «Бедная Лиза» — самая популярная и лучшая повесть — принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.

Род, жанр, творческий метод

В русской литературе XVIII в. широкое распространение получили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая пользовалась особенным успехом среди современников. Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза» принадлежит автору. Малый объем делает сюжет повести более четким и динамичным. Имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».
Сентиментализм — течение в европейской литературе и культуре второй половины XVII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Сентименталисты основное внимание уделяли человеческим отношениям, противостоянию добра и зла.
В повести Карамзина жизнь героев изображается через призму сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным, его все любили. Мать Лизы, «чувствительная, добрая старушка», слабеет от непрестанных слез по своему мужу, ибо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой.
Само имя Лиза до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе ХУН-ХУШ вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (ОхеПе), был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа. Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Лизы ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Тематика

Анализ произведения показывает, что в повести Карамзина обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую патриархальные представления о нравственных ценностях.
Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье.
С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества. Сопоставление исторического и частного делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский социально-психологический роман.

Повесть привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит: миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.
«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.
Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Характер конфликта

Анализ показал, что в произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего это конфликт социальный: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика. Но, как известно, и «крестьянки любить умеют». Чувствительность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятия друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она «забывает душу свою» — кончает с собой). Эраст тоже наказан за своё решение оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.
Основные герои повести «Бедная Лиза»
Лиза — главная героиня повести Карамзина. Писатель впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горячность приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана.
Лиза на крестьянку не похожа. «Прекрасная телом и душой поселенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих родителей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботится она о своей матери, достает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь старушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом она мечтает о том, как хорошо было бы, если бы возлюбленный «рожден был простым крестьянином пастухом...» — эти слова совсем в духе Лизы.
По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта подробно и в естественной последовательности. Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как могла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в силах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини — идеализированный, но внутренне цельный.
Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст представлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые намечен тип разочарованного русского аристократа.
Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга. Однако герой не выдерживает испытания любовью.
До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.
Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «..Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...».
Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

Сюжет, композиция

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма незамысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили бы беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря.

Художественное своеобразие анализируемой повести

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.
Автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоционального контакта между автором, героями и читателем, весьма напоминают приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествовательную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия. Для повести «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».
В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.
Карамзин первый стал писать гладко. В его прозе слова сплетались таким правильным, ритмическим образом, что у читателя оставалось впечатление ритмической музыки. Гладкость в прозе — то же, что метр и рифма в поэзии.
Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж.

Значение произведения

Карамзин положил начало огромному циклу литературы о «маленьких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. Повестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в роман со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь ка-рамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Н.Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей.
Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Карамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще одной мощной традиции — изображения умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством. Благодаря благословенной лени «лишние люди» всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то «лишние люди» всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви.

Это интересно

«Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Лиза принадлежит к персонажам с «пропиской». «...Все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В XX в. по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция Лизино железной дороги. К настоящему времени сохранилось только несколько построек монастыря, большая часть была взорвана в 1930 г. Пруд засыпали постепенно, окончательно он исчез после 1932 г.
К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Лиза. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
Гуляния у Симонова монастыря были настолько популярны, что описание этой местности можно встретить на страницах произведений многих писателей XIX в.: М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена.
Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М.Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.

Благой ДД. История русской литературы XVIII века. — М., 1960.
ВайльП., ГенисА. Родная речь. Наследство «Бедной Лизы» Карамзина // Звезда. 1991. № 1.
ВалагинАЛ. Прочитаем вместе. — М., 1992.
Д.И. Фонвизин в русской критике. — М., 1958.
История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. — М., 2005.
Топоров ВЛ. «Бедная Лиза» Карамзина. М.: Русский мир, 2006.

Какова главная мысль произведения и какими словами из текста её можно выразить? Повесть Бедная Лиза

Ответ:

Основная мысль «Бедная Лиза» - неиспорченный, чистый человек , который идя на поводу у своих чувств, что для него единственно верный вариант, сталкивается с трагичностью реального мира . "и крестьянки любить умеют"

После Гражданской войны были приняты 13-я, 14-я и 15-я конституционные поправки с намерением установить равенство по закону для освобожденных рабов, или так история идет. Дело в том, что рабство было - и до сих пор - полностью законно в Соединенных Штатах, только в совершенно другой форме. Учреждение рабства, как мы поняли его, фактически пережило эволюцию. Вместо прямого порабощения чернокожих с целым аппаратом, используемым для содержания рабов в их состоянии, некоторые элементы государственного аппарата были поэтапны время для порабощения чернокожих, а именно правовых и пенитенциарных систем.

Похожие вопросы

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». согласны вы с мнением ученого? используя слова А.Горшкова как тезис,напишите сочинение рассуждение, привлекая в качестве аргументов примеров из текст В.Белова. просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек . Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (По В.Белову

главная мысль произведения бедная лиза

Следовательно, сам порабощение изменилось, поскольку черные заключенные перестали быть рабами отдельных мастеров, а скорее были порабощены компаниями, которые они сдавали в аренду. Чтобы создать эту систему, необходимо было не только участие южной судебной системы и отдельных северных и южных элит, но также участие и восстановление рабства в корпоративном контексте.

Чтобы достичь полного понимания системы аренды осужденных, сначала необходимо пересмотреть 13-ю поправку. В книгах по истории и в классных комнатах по всей Америке говорится, что эта поправка закончилась рабством, но это совершенно неверно. В 13-й поправке говорится: ни рабство, ни принудительное рабство, кроме как наказание за преступление, за которое сторона была надлежащим образом осуждена, существуют в Соединенных Штатах или в любом месте, подпадающем под их юрисдикцию. Таким образом, рабство полностью и полностью законно, если оно является частью наказания за кого-то, кто был и был признан виновным в совершении преступления.

  1. В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Полное представления о сентиментализме можно получить, читая повесть Карамзина » Бедная Лиза».

    Лиза - дитя природы и патриархального воспитания, идеал «естественного человека ». Она чиста, наивна, бескорыстна: «…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы…»

    Когда обсуждали 13-ю поправку, многие в Конгрессе не думали о рабах, а скорее о белом труде, как сказал сенатор Генри Уилсон: Те же самые влияния, которые идут, чтобы удержать и подавить права бедного чернокожего человека, сдержать и угнетать бедный белый рабочий. Сенатор Ричард Йейтс из штата Иллинойс был очень жестоким, заявив, что «когда-либо не имел негров в мозгу» при обсуждении поправки. Такие понятия абсурдны! Уилсон прав в той мере, в какой он утверждает, что и рабский, и белый труд угнетаются одной и той же системой; оба притесняются тем, что ими манипулируют и разыгрывают друг друга элита Севера и Юга.

    Сама деревня и вся окружающая ее природа являеться очагом нравственной чистоты, в том числе главным символом непорочности любви, на мой взгляд, у Карамзина - это цветы: «…ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Все это доказывает такую черту сентиментализма - культ врожденной нравственной чистоты, непорочности.

    Тем не менее, Уилсон игнорирует тот факт, что белый труд был гораздо менее угнетен, чем чернокожий рабский труд, поскольку белые рабочие считались людьми, заслуживающими хотя бы минимальной степени достоинства и уважения, а не рассматривали и относились к ним хуже, чем к животным. Белые рабочие были свободны делать, как им было угодно, не беспокоясь о том, чтобы иметь документы на их лице, чтобы доказать свою свободу.

    Поэтому принятие 13-й поправки следует рассматривать в контексте экономической конкуренции между чернокожим рабовладельцем и свободным белым трудом. Экономика Юга была построена вокруг рабского труда, и способность иметь рабов производить больше, чем они «стоили», видя, как рабы рассматривались как не просто общая собственность, но и долгосрочные экономические инвестиции, которые помогли южной плантационной элите Тем не менее, из-за существования рабства белый труд косвенно пострадал, так как они не только потеряли доход, который они совершали, когда впервые было введено рабство - в дополнение к любому потенциальному будущему доходу - но, кроме того, белый труд не смог чтобы добиться прогресса на Юге, поскольку рабство обеспечило источник труда, который был менее дорогим в долгосрочной перспективе.

    Также в этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».

    Сенатор Генри Уильямс иллюстрирует эти моменты и другие проблемы, которые белый труд имел с рабством. Рабство было злым, потому что оно уничтожило большую часть богатейшей земли на юге; это деградировало труд и значение труда для бедных белых рабочих на Юге; он ограбил юг от культуры, унизив усилия рабочих; и это позволило южным аристократам еще больше оскорбить северных белых рабочих, унизив их трудовые усилия, как краб и зла. Это была связь между трудом и рабством в умах южных аристократов, которые унижали усилия трудолюбивых северных рабочих.

    Произведение Карамзина «Бедная Лиза» содержит в себе все черты сентиментализма. Читая эту книгу, мы вместе с героями периживаем те чувства, которые их окружают.

  2. Но ведь он ее полюбил, когда Лиза была якобы крестьянка. Вот она- большая , бескорыстная любовь.
  3. Повесть Карамзина Бедная Лиза, написанная в 1792 году и посвященная любовной теме , истории двух любящих сердец , получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами . Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

    Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества . С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь, а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, ибо и крестьянки любить умеют! Лиза, воспитанная в строгости, трудилась день и ночь ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и все сие продавала в Москве.

    Таким образом, рабство приводило белых рабочих вниз двумя путями: одним, прямым соперничеством с рабским трудом на Юге и двумя, связывая все трудолюбивые усилия рабочих с рабами деградированных рабов. Таким образом, единственный способ победить белый труд в борьбе за такие права, как справедливая заработная плата и регулярное рабочее время , - это отмена рабства. Белый труд имел непосредственный интерес к аннулированию рабства. Тем не менее, в сознании южных элит существовало различие мнений, которые хотели продолжать рабство, но на разных терминах.

    Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он барин, но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. .и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе.

    Прежде чем обсуждать южные элиты, сначала нужно изучить их в контексте экономики юга после Гражданской войны. Это было совершенно в руинах; Фактически, можно было бы утверждать, что он был уничтожен и уничтожен практически всеми мыслимыми способами. Вся экономика Юга была построена на институте рабства и сельского хозяйства . С окончанием гражданской войны не только Южная экономика пострадала от освобождения черных рабов, но и земля была глубоко повреждена и повреждена, создавая тем самым непосредственную экономическую проблему.

    Однако среди всего этого появилась возможность переориентировать и реконструировать экономику вокруг нового источника рабочей силы, поскольку для восстановления региона, безусловно, потребуется дешевая рабочая сила. Необходимо также изучить социальный порядок. В то время как рабы теперь были свободными и способными делать то, что им нравилось, в умах южных белых все еще был глубоко укоренившийся расизм. Тот факт, что чернокожие сражались в гражданской войне , не означал внезапного изменения восприятия чернокожих; скорее, к южным элитам, они по-прежнему рассматривают чернокожих как низших и только хороших для труда, стремящихся увековечить рабовладельческую систему в рамках новой промышленной структуры, которая выйдет за рамки разрушенной сельскохозяйственной структуры.

    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве . Эраст довольно богатый дворянин с добрым от природы, но слабым и ветреным сердцем. Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. Вначале Эраст думал только о чистых радостях и хотел жить с Лизою как брат с сестрою, но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись наскучившими отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.

    Эта новая система должна была быть найдена в лизинговом заключении. Он утверждал, что «Синяя река» может построить собственный след в соседней долине Джонса с использованием рабского труда. Тем не менее, в сознании Милнера этот рабский труд должен управляться белыми.

    Он взял этих заключенных и посадил их на угольные шахты, рассматривая их варварски. Записи различных шахт Милнера и рабовладельческих ферм в южной штате Алабама, некоторые из которых принадлежали одному из его деловых партнеров - двоюродному брату инвестору в Биббской паровой мельнице - рассказывают истории о чернокожих женщинах, обнаженных и взбитых, из сотен из людей, голодающих, измененных и избитых, из рабочих, постоянно вшейных и едва одетых.

    Драма не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Своего героя Карамзин не считает типичным: Люди делают много зла без сомнения но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел…

    Черные американцы, многие из которых были бывшими рабами , по сути были порабощены, но в контексте корпоративной структуры, характеризующейся союзом государства и корпорации. Кроме того, судебная система была в значительной степени вовлечена в то, чтобы позволить этому произойти, от законов, переданных шерифам, продающим осужденных компаниям.

    Чтобы позволить существовать система аренды осужденных, а для чернокожих, которые должны быть сокращены до прежнего состояния в качестве источника рабочей силы, потребовались целенаправленные законы, направленные на ограничение прав «вновь освобожденных» чернокожих. Цель заключалась в том, чтобы криминализировать черную жизнь до такой степени, что чернокожие могли быть заключены в тюрьму на самых легкомысленных преступлениях. Такие законы приняли форму «Черных кодов».

    Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

  4. Карамзин хотел показать «что и крестьянки любить умеют»
  5. Карамзин как последователь натурализма и сентиментальной традиции разделял мир настоящий, природный, чувство для него было главным, в отличие от классической традиции, для которой разум был главенствующим началом. Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания. Так что главной мыслью произведения «Бедная Лиза» является неиспорченный, чистый человек, который идя на поводу у своих чувств, что для него единственно верный вариант, сталкивается с трагичностью реального мира. Но не стоит забывать, о том, что произведение носит, в первую очередь, развлекательный характер, и мир в котором живет Лиза, ее мать и Эраст идилличен и применять к нему параметры реальной, объективной действительности невозможно.
  6. главная мысль - и крестьянки умеют любить! Причем само название произведения двузначно: с одной стороны «Бедная Лиза», потому что у нее нет денег, а с другой - потому, что любимый человек так с ней поступил. Короче, рассуждать можно часами..