Образ чичикова в произведение мертвые души. Гоголь «Мертвые души» – Чичиков

Павел Иванович Чичиков — главный герой знаменитой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», в прошлом он чиновник и заядлый карьерист, затем ставший ловким мошенником и манипулятором. Он ездит по селам российской глубинки, встречается с различными помещиками и дворянами, пытается заслужить их доверие и таким образом провернуть выгодные для себя дела.

Чичикова интересует покупка так называемых «мертвых душ», документов на крепостных крестьян, которые уже умерли, но в следствие того, что перепись населения проводилась одни раз в несколько лет, документально считаются живыми. Предприимчивый делец планирует перепродать эти души вместе с землей, которую он планирует купить за копейки, и заработать на этом неплохой капитал. Образ Чичикова — это свежий и новый взгляд на авантюрный образ предпринимателя в русской литературе.

Характеристика главного героя

("Чичиков Павел Иванович. Перед шкатулкой" Художник П. Соколов, 1890 )

Внутренний мир Чичикова до последней главы в книге остается загадочен и неоднозначен для всех. Описание его внешности усреднено по максимуму: не красив, и не дурен, не сильно толстый, но и не худой, не старый, и не молодой. Главные особенности этого героя — усредненность (это тихий и малозаметный господин, отличающийся приятными манерами, округлостью и гладкостью) и высокая степень предприимчивости. Даже манера общения не выдает в нем характера: говорит не громко, не тихо, везде умеет найти подход и слывет всюду своим человеком.

Особенности внутреннего мира Чичикова открываются чрез манеру его общения с помещиками, которых он привлекает на свою сторону и умело манипулируя склоняет к продаже «мертвых душ». Автор отмечает умение хитрого авантюриста подстраиваться к своему собеседнику и копировать его манеры. Чичиков отлично знает людей, находит во всем свою выгоду и как тонкий психолого говорит людям то, что они им нужно.

(Иллюстрация В. Маковского "Чичиков у Манилова" )

Чичиков - активный и деятельный человек, для него очень важно не только сохранить им заработанное, но и приумножить (как можно в большее количество раз). Причем неуёмная жадность не мучит его как Плюшкина, ведь деньги для него - лишь средство обеспечить достойную жизнь.

Чичиков происходит из бедной добропорядочной семьи, и его отец советовал всегда угождать начальству и водиться с нужными людьми, причем учил его тому, что «копейка любые двери открывает». Не имея начальных понятий о долге и совести, Чичиков повзрослев понимает, что моральные ценности только мешают добиваться поставленных задач и поэтому частенько пренебрегает голосу совести, пробивая дорогу в жизни собственным лбом.

(Иллюстрация "Маленький Чичиков ")

И хотя Чичиков - мошенник и плут, в упорстве, талантливости и изобретательности ему нельзя отказать. В школе он продавал булочки своим одноклассникам (которыми те же его и угостили), на каждой работе он пытался найти свою выгоду и пытался разбогатеть, в итоге придумал затею с «мертвыми душами» и пытался её провернуть, играя на чувствах и низменных инстинктах окружающих его людей. В финале произведения афера Чичикова открывается и становится достоянием общественности, он вынужден уехать.

Образ главного героя в произведении

("Туалет Чичикова" Художник П.П. Соколов 1966 )

В своей знаменитом произведении, на которое у него ушло 17 лет кропотливой работы, Гоголь создал всеобъемлющую картину современных российских реалий и раскрыл разнообразную галерею характеров и типов людей того времени. Образ Чичикова, талантливого предпринимателя и беспринципного афериста, представляет собой по словам автора «страшную и подлую силу, которая не способна возродить Отечество».

Пытаясь жить по заветам его отца Чичиков пытался жить экономно и беречь каждую копейку, но поняв что честным путем большого богатства не наживешь, он находит лазейку в российским законодательство тех лет и приступает к выполнению своего плана. Не достигнув желаемого, он клеймит себя как афериста и проходимца, и вынужден отказаться от своих задумок.

Какой урок вынес этот персонаж из создавшейся ситуации нам остается не понятно, ведь второй том данного произведения был уничтожен автором, нам остается ли предполагать, что было дальше и виноват ли Чичиков в том что пытался совершить или виновато общество и те принципы, которым оно подчинено.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет философские искания автора 30-х гг. 19 века. Сюжет поэмы предсказал ему А.С. Пушкин, суля произведению верный успех.

Действительно – главный действующий герой «Мертвых душ» Павел Иванович Чичиков стал воплощением героя своего времени, первым образом предпринимателя в русской литературе, человека, выбравшегося из нищеты посредством порой нечестных действий.

Детство Чичикова

Чтобы лучше понять образ героя, следует обратиться к его детству. Его семья бедствовала, отец, вымещая недовольство жизнью на сыне, осыпал его бесконечными упреками. Все, к чему старик имел интерес – собирательство и хранение «копеечки». Перед смертью он завещал сыну льстить и слушаться людей более значимых, усердно учиться и беречь «копеечку».

Павел Иванович с точностью исполнил волю отца. Уже в школе, выслуживаясь перед учителем, он стал его любимчиком. Постепенно он понял, что может найти подход к любому человеку. Пообещав взять в жены дочку начальника, занял почетную должность. Убедив сотрудников на таможенной службе в неподкупности, связался с контрабандистами и нажил приличное состояние.

Заработок любым путем

Герой никогда не унывает, ничто неспособно остановить его на пути к зарабатыванию средств – даже мораль. Поэтому в его голове созревает план по скупке мертвых душ у помещиков и последующей продаже их в качестве живых.

На пути к своей цели он сталкивается с рядом помещиков, каждый из которых является воплощением какой-то одной черты его характера. Манилов, совершенно не приспособленный к жизни, только и делает, что мечтает. С ним Чичиков льстив и услужлив. Коробочка – груба и хамовата. Так же разговаривает с ней и герой. Сложности возникают у него в общении с Ноздревым – фамильярности Павел Иванович не приемлет. Однако для достижения цели продолжает находиться в доме помещика и даже переходит в разговоре с ним на «ты». Собакевич туповат, зато хозяйственен. С ним Чичиков ведет себя прямолинейно. А Плюшкин – «прореха на теле человечества», скупердяй крайней степени. Но и тут Чичиков находит нужный аргумент для скупки душ – убеждает Плюшкина в экономии на налогах на мертвых крестьян.

Когда Павел Иванович остается наедине с самим собой, можно заметить, как все эти черты проявляются в его характере: он бережно срывает афишу, чтобы спокойно прочесть ее дома, собирает всевозможные мелочи и хранит их в ларчике.

Мертвая душа

Искренние чувства, свойственные обыкновенному человеку, чужды для Чичикова. По сути он сам, как и другие помещики – душа мертвая. Он ради наживы убил в себе радость простой жизни.

Возрождение

Однако автор верит в его возрождение. Он наделяет Чичикова душевными порывами, способными в будущем подтолкнуть его к движению вперед. К примеру, то, как Чичиков потерял дар речи и оцепенел перед красотой юной дочери генерала, говорит о затаившихся где-то глубоко в душе человеческих чувствах.

Насколько я знаю, во втором томе Гоголь предполагал показать путь возрождения героя, очищения его души от грехов и скупости чувств. Однако, второй том сожжен, и нам неизвестно, каким образом происходило возрождение Павла Ивановича Чичикова.

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера в цитатахОбраз Чичикова в поэме
"Мертвые души": описание
внешности и характера в
цитатах
Презентацию выполнили
Ученики 9а
Харитоненков, Сеничкина, Кузнецова.

Внешность Чичикова

Чичиков - полный человек:
"... полнота и средние лета Чичикова..."
"... круглые и приличные формы..."
Чичиков пользуется одеколоном:
"... вспрыснул себя одеколоном..."
"... Наконец он был одет, вспрыснут одеколоном..."
Чичиков - не красавец, но с приятной внешностью:
"... конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине, что будь он
немного толще или полнее, уж это было бы нехорошо..."
"...приятную его наружность..."
Чичикову нравится его лицо:
"... свое лицо, которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего
находил подбородок..."

Личность и характер Чичикова в цитатах

Возраст Чичикова - средний:
"...Но герой наш уже был средних лет..."
"...приличные средние лета..."
Чичиков происходит из простой и бедной семьи:
"...человеку без племени и роду!.." (о себе Чичиков)
Чичиков - образованный человек:
"... такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении…"
(Манилов о Чичикове)
Чичиков - рассудительный и степенный человек:
"...Как он ни был степенен и рассудителен..."
"...позабыв свою степенность..."
Чичиков - сдержанный и воспитанный человек:
"...Он даже не любил допускать с собой ни в каком случае фамильярного обращения, разве только
если особа была слишком высокого звания..."

Чичиков - осмотрительный человек:
"... осмотрительно-охлажденного характера..."
Чичикова трудно удивить, потому что он много повидал в жизни:
"...Ему случалось видеть немало всякого рода людей [...] но такого он еще не видывал..." (Чичиков видит Плюшкина)
Чичиков - лукавый человек:
"... Нет, – отвечал Чичиков довольно лукаво, – служил по статской."
Чичиков - экономный человек:
"...Сам решился он сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего подьячим..." (сам оформляет
бумаги на крестьян)
Чичиков - аккуратный и бережливый человек:
"...письмо было свернуто и уложено в шкатулку, в соседстве с какою-то афишею и пригласительным свадебным
билетом, семь лет сохранявшимся в том же положении и на том же месте..."
У Чичикова сильный и твердый характер:
"...Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера..."
"...посетитель был характера твердого..."
Чичиков - обворожительный, очаровательный мужчина:
"... Чичиков с своими обворожительными качествами и приемами..."
"...Герой наш [...] очаровал всех..."

Чичиков умеет нравится окружающим:
"...знавший в самом деле великую тайну нравиться..."
Чичиков ловко ведет себя в светском обществе:
"...Он непринужденно и ловко разменялся с некоторыми из дам приятными словами..."
"...с довольно ловкими поворотами направо и налево, он подшаркнул тут же ножкой..."
Чичиков - приятный и любезный человек:
"... Дамы [...] отыскали в нем кучу приятностей и любезностей..."
"...наш-то прелестник..."
У Чичикова приветливый голос:
"...приветливостью голоса..."
Чичиков - вежливый человек:
"...в вежливых поступках..."
Чичиков - хладнокровный человек:
"...ощупать всякую пуговку, и все это производилось с убийственным хладнокровием, вежливым до невероятности..."
Чичиков - расчетливый человек:
"...он, как человек тонкий и действующий наверняка..."
Чичиков - очень терпеливый человек:
"... он показал терпенье, пред которым ничто деревянное терпенье немца..."
Чичиков не способен любить:
"... даже сомнительно, чтобы господа такого рода [...] способны были к любви..."

Чичиков - не романтик. Он относится к женщинам без нежности:
"... «Славная бабешка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку..."
Чичиков - целеустремленный человек. Он умеет отказывать себе ради цели:
"...Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем..."
Чичиков - расторопный и проницательный человек:
"...Подобной расторопности, проницательности и прозорливости было не только не видано, но даже не
слыхано..." (служба на таможне)
Чичиков - обидчивый человек:
"...Он же человек обидчивый и недоволен, если о нем изъясняются неуважительно..."
Чичиков хорошо знает психологию людей:
"... тонкие извороты ума, уже слишком опытного, слишком знающего хорошо людей..." (об уме Чичикова)
Чичиков умеет найти подход к каждому человеку:
"...где подействовал приятностью оборотов, где трогательною речью, где покурил лестью, ни в каком случае
не портящею дела, где всунул деньжонку..."
Чичиков - человек не добродетельный и не высоконравственный:
"... он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно..."
"...добродетельный человек все-таки не взят в герои..."
Чичиков - "приобретатель":
"...Кто же он? стало быть, подлец? [...] Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель.
Приобретение – вина всего; из-за него произвелись

Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков. С точки зрения сюжета и композиции эта фигура в поэме центральная и до последней главы первого тома является для всех загадкой. Прошлое его неизвестно (биография дана лишь в одиннадцатой главе), неизвестны цели его пребывания в городе NN. Помимо этого, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, у него нет собственного "лица". Индивидуализированные образы помещиков предельно яркие, и на их фоне фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Поэтому можно обнаружить в речевом поведении героя, что он, не имея собственного "лица", не имеет и собственного "голоса".

Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют "интересы дела". Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.

Так с Маниловым Павел Иванович приторно любезен, высокопарен ("...я немею пред законом") и льстив. С Коробочкой он покровительственно ласков и патриархально набожен ("На все воля Божья, матушка..."), держится с ней свободно, "не церемонится". Вместо цветистых фраз теперь из его уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения ("дело яйца выеденного не стоит", "да пропади и околей").

Чичиков – великолепный актер, ради своей цели дающий у каждого помещика представление в его вкусе. Он не смог сыграть только роль, любезную Ноздреву. Значит, дело тут не в талантливом перевоплощении. Может быть, Чичиков – дальновидный психолог, способный видеть все изгибы человеческой души? Но тогда бы он не разбудил скупую подозрительность Коробочки, не обманул бы Ноздрева, не спровоцировал бы ревность губернских дам. Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников?

Присмотримся внимательнее к образу Чичикова в те моменты, когда он остается наедине с самим собой. Ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления. Вот Чичиков осматривает город N: "Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать хорошенько", а прочитав, "свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось". Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина.

Чичиков на собрании у полицмейстера размечтался в совершенно маниловском духе, хотя рядом с ним был Собакевич: "Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастье и блаженстве двух душ – и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлоте, на которое тот хлопал глазами".

Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит "фамильярного обращения" ("...разве только если особа... слишком высокого звания"). Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на "ты", перенимает от него фамильярные манеры и хамский тон.

Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще - ведь обоих объединяет ревностное служение "копейке". Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана - "мотишки", готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN, заслуживает особого внимания версия об антихристе. Антихрист новозаветного "Откровения" предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением "последних времен", символом грядущей катастрофы?

С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове ("страсть к приобретению"), есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления. Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя - без товарищей, без мечтаний, без родительской любви - во многом предопределило дальнейшую судьбу героя. Глубоко усвоив родительское наставление ("...береги и копи копейку"), Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели - богатству. Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, но и результаты его усилий теперь более значительны. Он пообещал жениться на дочери своего начальника и добывает тем самым себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности и так наживает огромное состояние на крупной партии контрабандного товара. Биография гоголевского "приобретателя" отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное - ведь это всегда процесс без результата.

Биография Чичикова заставляет в то же время вспомнить о грешниках, преодолевающих свою греховность и впоследствии ставших святыми подвижниками. По предположению писателя в следующих томах поэмы должно было произойти пробуждение души героя и духовное его воскрешение. Пороки времени, говорил Гоголь, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове, ведь воскрешение "героя времени" послужило бы началом воскрешения всего русского общества.

Не на любви, а на деньгах основано счастье этого героя. Гоголь отмечает в Чичикове отсутствие тупого автоматизма Плюшкина: "В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах. Чтобы, наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка…".

Возрождаться постоянно позволяют Чичикову самоотвержение и терпение. Даже "громада бедствий" не похоронит его. Очень сложно сочетается в оценке Гоголя приговор Чичикову, причисление его к "мертвым душам", с сознанием, что бездуховный тип буржуазного дельца практичен и весьма жизнеспособен.

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: