Энергия там где внимание. Духовный путь развития

В этой статье Вы сможете подробным образом разобраться в том, с чего начать духовное развитие и что это такое вообще на самом деле. Эта статья написана на основе опыта и исследований многих людей, которые идут различными путями духовного роста: в рамках традиционных религий и вне их. Вы обязательно найдёте здесь всю необходимую информацию для начала самоосознания.

Для начала нужно разобраться в базовых понятиях, особенно в том, что означает понятие «духовное развитие».

Что такое духовное развитие на самом деле?

Во-первых нужно понять чёткое отличие духовного развития от культурного или нравственного развития. К примеру, некоторые люди искренне верят в то, что походы в музеи и театры возвышают их в духовном плане. Но это массовое заблуждение, особенно, если учесть, в каком направлении сегодня идёт современное искусство.

Человек может делать некоторые вещи на протяжении десятков лет и думать, что он духовно прогрессирует. А на самом деле он ни на капельку не продвинется на пути самоосознания.

Правда есть один нюанс: если у человека есть Богом данный талант в области искусства и он, к примеру, художник. Тогда посещение выставок и других мероприятий, связанных с этой сферой могут помогать человеку в духовном развитии.

Почему? Потому что:

Духовное развитие подразумевает, что человек будет идти своим путём в соответствии с талантами, которые являются проявлением в нём Бога.

На жизнь каждого живого существа существует определённый Божественный план, который ещё называют предназначением. И если человек не следует этому, то о духовном росте не может быть и речи.

Подробно о понятии «духовное развитие» говорится в видео:

Также, прежде чем заниматься духовным развитием, нужно чётко понять, для чего это нужно делать.

Главная цель духовного саморазвития

Не секрет, что многие из тех, кто встал на путь духовного самосовершенствования, перед этим испытывали те или иные трудности. Это могло быть тяжёлое положение в вопросах денег, разлад в отношениях или проблемы со здоровьем.

Так или иначе, жизненные трудности подталкивают человека к более осознанной жизни. Весь окружающий мир ждёт, когда мы выйдем из-под влияния иллюзии материального мира и начнём развиваться в духовном направлении.

Основная цель духовного развития – это осознание своей духовной природы, Бога в сердце и жизнь на основе этого.

Поймите, что целью духовного развития НЕ является посещение храмов по распорядку или неосознанное повторение молитв, потому что так сказал какой-то священник. Мы должны научиться строить отношения с Богом в своём сердце без всяких посредников.

Всевышний — самый близкий друг и доброжелатель, который каждую секунду находится вместе с нами и ждёт, когда же мы наконец обратим на него внимание. Но мы игнорируем Бога в своём сердце и меняем Его на внешние, часто бессмысленные вещи: религии, ритуалы, псевдоучителей и т.п.

Процесс осознания Бога в сердце не такой долгий, как нам говорят многие священники. Нам внушают, что мы ещё недоразвиты, чтобы общаться с Богом напрямую. Но это ложь. Для общения с Богом не нужно никаких дополнительных условий. Он с нами прямо здесь и сейчас.

Не верите? Попробуйте начать жить с оглядкой на своё сердце (голос совести, если хотите). И Вы увидите, что началось настоящее духовное развитие, а дальше начнутся чудеса.

Вообще, настоящий духовный прогресс всегда сопровождается чудесами. Если человек много занимается духовным развитием, молиться по нескольку часов в день, посещает храм каждую неделю, читает духовные трактаты, но в его жизни не происходят чудеса и он не становится реально счастливее, то он НЕ развивается духовно и, скорее всего, пошёл по ложному пути.

Часто люди попадаются на такой обман, которые им навязывают религиозные деятели: сейчас нужно быть смиренным, терпеть и по мере сил развиваться духовно, а вот после смерти всё будет хорошо. Это ещё одна чудовищная ложь, помогающая сделать людей рабами.

Жить нужно здесь и сейчас. С Богом общаться нужно сегодня. Быть счастливым нужно в настоящем моменте. Это то, что ждёт от нас Бог. И для этого всего лишь нужно начать жить по совести, поставив Бога на алтарь своего сердца.

Богу не очень интересны люди, которые всё терпят и всего боятся. Ему нужны смелые и решительные люди, которые не трясутся от страха и не верят слепо нелюдям, которые нередко облачаются в священные одежды.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и чистые духовные люди в рамках религий . Может их не так много, как хотелось бы, но они есть. И только Бог в сердце поможет нам различать, кто настоящий божий человек, а кто «волк в овечьей шкуре».

Если в фокусе духовно развивающегося человека нет этой главной цели, то чтобы он не делал, всё будет лишено глубокого смысла.

С чего начать духовное развитие: инструменты и их выбор

Если говорить о традиционных религиях, то в общей массе инструменты духовного развития там одинаковые: выбор самой религии, молитвенные практики, духовные трактаты, общение с единомышленниками, поиск наставников и духовных учителей . И считается, что этого вполне достаточно, чтобы ПОСЛЕ смерти уйти в духовный мир (или достигнуть Царства Божьего).

Человеку, который не первый год знаком с «религиозной кухней», рано или поздно становится очевидно, что среди последователей религий довольно много несчастных людей. Более того, есть масса информации о том, какие преступления совершаются лидерами религий: мошенничество, воровство, насилие над детьми, торговля наркотиками, убийства и другое. Всё это вызывает много вопросов у адекватных и здравомыслящих людей.

Что же делать?

Идти путём какой-либо религии или вне её — это выбор конкретного человека. Задача этой статьи научить Вас различать лживую духовность от подлинной. Поэтому ниже мы более подробно обсудим инструменты духовного развития, которые используются, как в официальных религиях, так и вне их.

Вот эти инструменты:

  • Жизнь по сердцу;
  • Выбор духовного пути;
  • Молитвенные практики;
  • Священные писания;
  • Возвышенное окружение;
  • Наставники и учителя;
  • Альтруизм или без-корыстная деятельность;
  • Дополнительные инструменты, помогающие духовному росту.

Жизнь по сердцу или как слушать голос совести?

Выше уже отмечалось, что Бог в качестве одного из своих полных аспектов находится в сердцах всех живых существ. Этот аспект называется Параматма или Сверхдуша, или голос совести.

Сегодня становится всё более очевидно, что жизнь по совести, с акцентом на Бога в сердце самый безопасный путь , на котором человека не будут обманывать псевдодуховные личности. Опираясь на Сверхдушу, человек может ничего не боятся, так как в этом случае он находится под непосредственной защитой Бога. В одном из текстов Бхагавад-гиты Бог говорит:

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

И этим всё сказано и всё понятно. Главное в духовном развитии — всецело предаться Всевышнему, а далее всё будет развиваться с Его непосредственным участием.

Как предаться Богу наиболее проще? Начать слушать своё сердце, в котором и находится Бог. Он находится вместе с нами всегда и в настоящий момент тоже.

Как научиться слушать Бога в сердце? Конкретных рекомендаций не даст никто, так как у всех этот процесс происходит по-разному. Только Он сам знает, как всё будет происходить с конкретным человеком.

Поэтому нужно просто искренне обратиться к Нему и сказать, что Вы хотите научиться слушать Его в сердце. Бог обязательно откликнется на такое обращение и начнёт вести Вас по жизни.

И речь идёт не о том, что Вас, взяли, как собачку на поводке и повели. Там, где Бог всегда есть увлекательные приключения и чудеса. Поверьте, скучно Вам точно не будет.

На мой взгляд, этот инструмент на пути духовного развития должен стать важнее, чем религии, духовные учителя, молитвы, храмы и т.п.

Как выбрать духовную традицию?

Если Вы решили следовать путём какой-либо религии, то нужно серьёзно подойти к её выбору. И в этом вопросе также всё индивидуально. Одному человеку может подходить одна религия, а другому — другая религия, третьему — третья духовная традиция. Кстати, это не означает, что они должны соперничать друг с другом — так делают только фанатики.

Также не обязательно человек должен быть именно в той религиозной традиции, в которой он родился. Часто бывает, что повзрослев, человек выбирает другую духовную традицию, которая ему «ближе к сердцу».

Выбирайте религию (традицию) разумно, используя ниже перечисленные критерии:

  • Эта традиция должна вести к Личности Бога (если в традиции философия состоит в том, что только их путь и «их бог» единственно правильные, то это либо лживая традиция, либо лживые и невежественные последователи);
  • В этой религии должно быть много по-настоящему Святых Личностей (не 2-5, а сотни, тысячи и более);
  • Традиция должна опираться на авторитетные Священные писания, которым уже много лет (хотя бы 500 лет и больше);
  • По пути данной религиозной традиции должно идти много людей и достигать на нём определённых результатов (к примеру, люди становятся на более возвышенный уровень жизни, отказываются от насилия, безнравственности и разврата и т.д.);
  • В этой религии должна быть духовная (молитвенная) практика, которой занимается каждый искренний последователь;
  • Вам должно быть хорошо в этой традиции; если Вы испытываете постоянный дискомфорт, то, возможно, это не то, что Вам нужно;
  • Хорошо, если Вам нравятся обычаи и правила в этой религии (на первоначальном этапе хотя бы устраивают).

Перечислено более чем достаточно критериев для выбора духовной традиции (религии) в начале духовного развития. Учитывайте их.

Хочу обратить Ваше внимание на один момент. В течение последних 200-х лет в религиях происходят не самые хорошие вещи и мой долг сообщить Вам об этом. Не поленитесь и изучите статью:

Для людей, которые не хотят или пока не готовы выбрать определённую религиозную традицию есть возможность развиваться духовно вне религии. Об этом подробно написано в статье:

Молитвенная практика: когда, как и зачем?

Теперь об ещё одной важной теме — молитвах и мантрах.

Эти практики, безусловно, полезны и важны, но только тогда, когда человек занимается ими осознанно и искренне. Когда это превращается в автоматический процесс и человек молится просто потому, что должен, тогда эффективность молитвы стремится к нулю .

На начальном этапе духовного роста каждодневная практика молитвы или мантры будет полезна. Она будет очищать сознание человека и возвышать его. Всё новое в этом мире приносит свои плоды, но до поры до времени.

Со временем, когда человек «втягивается» в духовную жизнь, эффективность молитвы падает и она часто становится автоматической. И может наблюдаться такая ситуация: человек вроде активно занимается духовным развитием, молится, а особого результата не видно. Это значит, что он идёт не верным путём.

Молитва должна быть, как дополнение, но не как главная цель духовного развития. Люди, которые живут по сердцу, часто гораздо счастливее и могущественнее тех, кто, как робот, молится часами без толку.

Бог откликается только на искренние молитвы, когда человек осознанно обращается к нему, а не думает во время молитвы о том, что он будет делать после молитвы или как с ним несправедливо обошлись. Лучше, чем автоматически повторять молитву, сделать какое-то доброе и без-корыстное дело для людей или других живых существ. Подробнее об этом в видео:

Изучение Священных писаний

Мы знаем много Священных писаний, но вопрос в том, насколько они сохранились в первозданном виде в нашем 21 веке? В результате различных исследований я узнал, что все основные духовные трактаты в той или иной мере подвержены искажениям. Кстати, в основном этим занимаются представители официальных религий. Почему? Потому что служат единому надрелигиозному руководству.

Библия, Коран, Бхагавад-гита, Тора или ещё что-то — сегодня это нужно читать осторожно, с включённом разумом и нельзя всё принимать на слепую веру.

Означает ли это, что духовные трактаты не нужно читать вообще? Нет, конечно. Даже в искажённых писаниях остаётся много глубоких вещей. Просто нужно знать, что выбирать для чтения и чем руководствоваться при изучении трактатов.

Читая любое писание, нужно руководствоваться сердцем. Самый главный комментарий по поводу прочитанного идёт от Бога внутри нас. Если человек живёт по сердцу, то его не сбить с истинного пути даже переписанными книгами. Всевышний всегда поможет найти то, что будет помогать в духовном развитии человеку.

О том, как искажают духовные трактаты, Вы можете узнать в статье:

Про возвышенное окружение и наставников

Одному развиваться тяжело. Прогрессировать духовно вне общества — невозможно. Поэтому у человека должны быть отношения с другими людьми. То есть он не должен замыкаться в себе, считая это верхом отречения. Именно во взаимодействии с другими людьми нас «обтачивают», как камень, чтобы придать красивую и изящную форму — сделать по-настоящему духовными людьми.

Благоприятно иметь общение с единомышленниками, которые тоже занимаются духовным развитием. С ними можно общаться, делиться опытом, обсуждать интересные темы и т.д. Это даёт вдохновение, энергию, а также может давать неожиданные подсказки в непонятных для нас ситуациях. В момент трудностей и сомнений такое окружение очень хороший помощник и друг.

Правда не всегда легко найти такое окружение. Но, как говорится, искренний человек, живущий по сердцу, никогда не останется один и Бог обязательно найдёт ему компанию, когда это нужно будет.

Ещё лучше, если Вы найдёте наставника , который будет подсказывать, что и как делать, указывать на ошибки и т.д. Учтите, что наставником для нас может быть любая ситуация или любой человек, если мы умеем в правильном умонастроении воспринимать их.

Но истинным наставником, который будет давать нам советы и мы будем следовать им, стать не так просто. Такая личность сама должна вести возвышенный и чистый образ жизни на протяжении многих лет. То же самое касается духовных учителей.

Один из важнейших признаков духовного учителя заключается в том, что он учит ученика обходится без него, а не пытается стать посредником между Богом и им. Настоящий духовный учитель помогает человеку стать самим собой, а не кем-то там. Истинный гуру говорит о Боге в сердце ученика и учит жить на основе этого.

Далеко не все наставники и учителя соответствуют критериям, описанным выше. Но что сделаешь, такие сейчас времена… Живите по сердцу и Бог обязательно подскажет, где учитель, а где мошенник и негодяй.

Без-корыстие для духовного роста

Невозможно разделить реальный духовный прогресс и совершение без-корыстных поступков. Духовный человек всегда живёт на основе своих талантов и именно в предназначенном нам таланте можно быть по-настоящему без-корыстным.

На начальном этапе, пока мы не находимся в своём таланте, можно и нужно искать способы для проявления без-корыстия. Их реально много в наши дни. Подробно про важность этого качества и его развитие написано в статье:

Важные моменты в начале духовного развития

Кроме начальных шагов в духовном развитии, нужно сделать определённые действия и в других направлениях.

Прежде всего, это:

  • Режим дня;
  • Чистоплотность;
  • Питание;
  • Интоксикации.

Без наведения порядка в своей обыденной жизни невозможно прогрессировать на духовном пути. Поэтому нужно стремиться питаться правильно, спать в нужное время, соблюдать личную гигиену, избавляться от вредных привычек и многое другое.

В режиме дня особое внимание обратите на ранний подъём. Об основах режима дня можете узнать из видео:

Чистоплотность особенно важна для духовного развития и нужно обязательно к ней стремиться. Это чистота тела, белья, окружающего пространства, психики и др.

Для начала начните принимать душ каждое утро. О необходимости этого в этой записи:

Питание во многом определяет наш уровень сознания, наши качества характера и даже поступки. К примеру, если человек любит кушать мясную пищу, то у него будет проявляться склонность к насилию и вожделение, и это будет серьёзным препятствием на пути духовного развития. По поводу полезности или вредности мяса .

Не существует на сегодня исчерпывающего, однозначного и окончательного ответа на вопрос, что такое духовное развитие. Почему же так? Причин очень много - от разницы в религиозных воззрениях до отличий в политическом и экономическом устройстве отдельно взятой страны. Естественно, также влияет и индивидуальность каждого человека, и исторический путь общества и социума с его традициями, ярлыками и предрассудками. Но что же делать?

Попытка дать определение

Хотя из вышеизложенного ясно, что единого ответа быть не может, но все же необходимо очертить кое-какие рамки для дальнейшего рассмотрения вопроса. Духовное развитие - это определенный показатель тех или иных качеств отдельно взятого человека, которые связаны с его этикой, и нравственностью. Это осмысление своего предназначения, миссии. Духовное развитие личности неразрывно связано со степенью понимания мироздания, его целостности. А также с осознанием собственной ответственности за все происходящие в жизни события.

Движение к самосовершенствованию

Духовное развитие - это процесс, это путь. Нельзя воспринимать его как результат или черту, которую необходимо пересечь. Если этот процесс будет остановлен, то человек начнет сразу же деградировать, так как духовное развитие личности нельзя поставить на паузу. Это движение от меньшего к большему, это процесс, который имеет свои определенные характеристики, как и любой другой. К ним относятся скорость, направление, величина изменений. Улучшить реально то, что может быть каким-то образом измерено. Это значит, что возможно качественно отслеживать динамику развития на разных уровнях (или этапах). Как ориентироваться в вопросе, касающемся направления? Очень просто - нужно смотреть на результат. Если практика делает жизнь лучше, легче, ярче и интереснее, если человек становится добрее, терпимее, внутри него присутствуют гармония и умиротворение - он на верном пути. Если человек испытывает воодушевление, радость, душевный подъем от того, что его личность растет, становится зрелой, совершенствуется нравственность, повышается способность проникать в суть вещей, то его путь верный.

Направления пути

Духовное и нравственное развитие в сегодняшнем обществе достижимо разными методами - альтернативными и традиционными. Что это может быть? Духовное развитие личности должно начаться с общественной и культурной деятельности. В дополнение к этому могут присутствовать: литература - Библия, Коран, Веды, Авеста, Трипитака; духовные личные практики - медитации, ритуалы, обряды, упражнения; посещение святых мест, таких как Мекка, Ватикан, Тибет, Шаолинь. Как видно, вариантов огромное количество, и все они индивидуальны. Возможно, началом духовного пути будет хатха-йога или же Церкви. Необходимо слушать себя, свое сердце.

Небольшое замечание

Жизнь показывает, что очень глубокое заблуждение на таком пути, как духовное развитие, - это превалирование внешнего воздействия на волю, личность, тело, разум, чувства и Это только наружные, малосущественные обстоятельства. Вначале они могут играть важную роль, но по мере прогресса должны отойти на второй план или исчезнуть вовсе. Настоящая духовность зарождается и растет внутри. Мир сам дает практику определенные знаки, куда ему двигаться далее и как.

Необходимость спутника и поддержки

Любой процесс подчинен определенным законам. Если есть какое-то развитие, например, ядерная реакция, то она подчинена законам физики. Духовное - это ценности, которые присущи каждому человеку. На этом пути важно иметь помощника, спутника, партнера. Нельзя стесняться обсуждать те или иные аспекты со своей второй половинкой или с другом. Если же собеседники не разделяют стремлений - ничего страшного. Просто показывайте пример. Естественно, качественный рост и развитие будут заметны, и есть большая вероятность того, что и партнер (или товарищ) заинтересуется также повышением собственного уровня духовности. Необходимо оказывать ему помощь и поддержку, чтобы человек чувствовал себя уверенно и комфортно.

Развитие личности или духовности?

Слово «личность» - это совокупность социально-значимых качеств (интересов, потребностей, способностей, взглядов, моральных убеждений). В этом случае можно сказать, что развитие личности - это работа, которая направлена на раскрытие индивидуальных особенностей, самореализация в обществе, проявление себя. Это показатель, который создан человеком. Но что такое духовное развитие? В прямом смысле этого слова - проявление духа в человеке и в мире. Получается, что этот термин может быть вообще не связан с реализацией в социуме. Можно сказать «духовное развитие культуры». Но как это понятие будет отнесено к отдельно взятым личностям? Естественно, можно объединить слова и сказать «нравственное и духовное развитие личности», но в чем же разница между ними и насколько она существенна?

Разграничения

Развитие личности - это процесс эффективной реализации человека в социуме. В данном случае границы задаются с внешней стороны, то есть обществом. Внешняя среда стимулирует действие, и она же ограничивает его. Развитие личности - материальная сторона человеческого бытия. К этому относится желание быть успешным, хорошо зарабатывать. А вот духовное развитие - это поиск границ внутренних, обусловленных самим собой, стремление к встрече со своим «Я». При этом нет желания «стать кем-то», но есть необходимость получить ответы на вечные вопросы: кто я, зачем я, откуда я пришел? Духовное развитие человека - это процесс понимания себя, своей природы, своих масок, которые не зависят от любых внешних показателей и обстоятельств.

Разница в пути

Всегда подразумевает перед собой какую-то цель, которую необходимо достичь в определенные сроки. Есть конечная точка, есть начальная. Именно поэтому можно говорить, что это «путь достижения». Предполагается, что есть нечто снаружи, что нас ограничивает, и именно преодоление данного ограничения - способ достичь желаемого. А если есть нематериальная цель, например, быть счастливым? Ведь - это внутреннее ощущение, субъективное. В личностном развитии оно подменяется определенными материальными объектами - миллионом долларов, замужеством и так далее. Если предполагается некая цель, к которой нужно стремиться и достичь ее, - то это не духовное развитие. Ведь оно исходит из совершенно иного состояния - это постижение, поиск, переживание, прочувствование, познание реальности здесь и сейчас.

Обнаружение самого себя

Для личностного развития необходим кто-то, какое-то препятствие. Нужно стать лучше и совершеннее, чем кто-то. Именно это важно и необходимо. Духовное развитие личности же подразумевает обнаружение себя через принятие самого себя же. Человек начинает интересоваться собой, тем, что есть у него уже. Нет никакого желания стать «кем-то» иным. Это исключительно внутренний процесс, ведь ничто и никто не нужен, нет необходимости в поддержке или одобрении. Появляется внутреннее знание, внутренняя сила, пропадают разные иллюзии по поводу окружающей реальности и самого себя.

Отношение к будущему и настоящему

Личностный рост полностью и абсолютно построен на образах будущего, на футуристических картинах. Если у нас чего-то сейчас нет, то мы должны предпринять какие-то шаги, чтобы это «что-то» появилось в ближайшее время. Мы нацелены на завтрашний день и живем им. Самая крупная проблема в подобном образе жизни и мировоззрении - обесценивание времени настоящего, так как оно в данном варианте не является особой ценностью. Духовное развитие подразумевает совсем иное отношение ко времени - абсолютную неактуальность прошлого и будущего, ведь существует лишь настоящее, и только оно ценно. Внимание направлено на осознание именно текущего момента жизни. Внешние ситуации только дают стимул для исследований.

Наличие гарантий

Личностное развитие не может существовать без каких-либо гарантий. Хотя понятно, что стопроцентное будущее никому неизвестно в этом меняющемся постоянно мире, но важна именно иллюзия безопасности и стабильности. При этом все становится только средством, а свобода - целью. Все воспринимается не как происходящее событие, а как награда за труд. Духовное развитие человека лишено любых гарантий - это полная и абсолютная неизвестность. Все воспринимается как процесс постижения, без субъективных оценок.

Идеалы

В личностном развитии всегда есть какой-то идеал, стремление к нему. Будь то идеальные отношения, поиск идеальной работы, идеальной жизни. Это необходимо для ощущения значимости самого себя и своей жизни. Именно поэтому в личностном развитии применяют такие оценки, как «хорошо» и «плохо», «морально» и «аморально», «нравственно» и «безнравственно». В духовном развитии нет оценочных понятий, так как любое действие имеет свой скрытый смысл, который нужно познать. Нет идеала, но есть желание и стремление познать суть.

Духовное развитие − это изучения устройства РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ, через познания СЕБЯ, своих чувств и мыслей, от куда и как они рождаются, как влияют на нас, на персональном и общем уровне.

Настоящий Духовный путь развития (рост Души), не возможен без реального познания себя (своего внутреннего мира чувств и мыслей).

Прийти к этому Пути способен не каждый. Кто-то занят добычей хлеба насущного, кому-то нужно личную жизнь устраивать, то есть большинство людей погружено c головой в “бытовуху” и им просто некогда остановиться, чтоб задуматься о чём-то ещё. Страх тоже имеет место быть. Ведь даже осознавая бессмысленность “гонки” за новыми приобретениями и ростом своей социальной значимости, требуется немало мужества, чтобы смело заглянуть в себя и постараться изменить привычный уклад жизни, и при этом преобразоваться самому.

Выйти из “зоны комфорта” таких людей может заставить только какое-то, из ряда вон выходящее, событие, способное встряхнуть человека – это может быть стресс, внезапное озарение, вызванное шоком, смерть близких и т.д. Событие должно дать ему понять всю иллюзорность такой жизни, где ценности приходящие, а человеческая жизнь, по большому счёту, не имеет смысла.


Когда приходит понимание и привычный мир рушится, перед человеком встаёт выбор – как же теперь жить дальше, во что верить, чему или кому служить? Что может стимулировать человека поверить в себя и задуматься о ценностях вечных и незыблемых? В этот момент перед ним открывается нелёгкий путь изменений и трансформации своего духа, открывается возможность прикоснуться к своему Божественному началу.

Эволюция Духа и Души

Духовное развитие — это Путь эволюции духа и души, который отличает людей от животных, и, ради которого мы все воплотились здесь, на Земле. Ведь смысл жизни в том и заключается, чтобы нравственными победами над своими недостатками, чертами характера и привычками очистить зеркало своей души от грязи, укрепить дух и продолжить совершенствование уже за пределами нашей реальности, в высших мирах и в более тонких материях.

Настоящее Духовное развитие возможно только при этих условиях, когда человек выйдет за рамки Разрушительного Разума, в котором есть творчество болезни, смерти, сомнений…


Наше тело является вместилищем души и посредством духа связано с Создателем (Богом или Творцом). Можно так же сказать, что каждый человек, животное, насекомое, растение, минерал или атом в совокупности составляют тело Бога, или же он проявляется посредством всего того, что нас окружает и это всё эволюционирует и развивается согласно космическим законам и циклам.

Достигнув человеческой природы, душа и тело подвергается тяжёлым испытаниям. На их пути вырастают препятствия в виде эго, сомнительных желаний, негативных эмоций, чувстве собственной важности и др. В борьбе с этими факторами человек проживает иной раз множество жизней до тех пор, пока не созреют и не сформируются условия, в которых человек уже не сможет дальше так жить, не изменив себя.


Суть Духовного совершенствования

Самое важное на пути Духовного развития – это обрести цельность своих взглядов и устремлений с желаниями души и тогда, возможно стать подобным Богу не только по образу, но и по содержанию. Любовь – это ключ к открытию в себе безграничных возможностей. Любовь – это язык Бога. Научится любить по-настоящему не просто и многие даже не имеют представления о том, что это такое. Их понимание не распространяется дальше плотского трения друг об друга и собственнического отношения к возлюбленным.

Надо научиться дарить любовь всему окружающему миру, не ожидая ничего взамен, ведь Бог уже наградил человека всем, о чём только можно было мечтать ещё при рождении. Однако некоторым этого мало и они бросаются из крайности в крайность. Отсюда и войны, и соперничество, и блуд… Это путь страданий и неудовлетворения, который разрушает тело и губит душу.

Но как, какими средствами и методами прийти к согласию с самим собой? Быть может молитва для кого-то станет утешением, но она не способна дать импульс для эволюционного роста. Религия – это ненужный посредник между человеком и Богом. В наше время она всё чаще служит инструментом манипуляции над людьми, средством наживы и грязных махинаций со стороны церкви или высших органов власти.


Только эволюция сейчас имеет значение. Поэтому избрав добровольное, твёрдое и осознанное намерение познать и изменить себя, можно прийти к желаемому результату. Как говорится – ищущих Творца много, но не многие его находят. Создатель живёт в каждом из нас, но, не занимаясь его пробуждением, мы отворачиваемся от самих себя. Он не слышит голоса наших желаний, просьб или хвалебных од — он реагирует только на проявления духа, выраженного в действиях.

Сомнения в своих силах и страх перед неизвестным будущим и, что самое главное — не осознанный выбор Духовного пути очень быстро вернёт несозревшего человека к привычному и комфортному образу жизни. Чтобы остаться верным своему выбору, на начальном этапе особенно, требуется проявить бдительность, прислушиваться к себе и одёргивать всякий раз, когда эго начинает диктовать свои условия – полный контроль мыслей и поступков.

  • Нужно принять себя, разобравшись в своих заблуждениях, ошибках, обидах, пусть и не сразу, а со временем. Прежде всего, следует научиться всегда оставаться честным и быть самим собой при любых обстоятельствах. Не надо никого винить в сложившейся ситуации и даже себя – ведь это школа, где все мы проходим обучение и с каждым классом взращиваем свою душу.


Освободившись от груза прошлых ошибок и обид, человек обретает лёгкость и уверенность в себе. Окружающий мир начинает создавать благоприятные условия для человека, наполняет пространство путеводными знаками, жизнь становится радостной и преобразуется прямо на глазах. Почувствовав внутреннее спокойствие и желание жить, человек в будущем никогда уже не сможет повторить ошибок прошлого и не совершит новых.

Ускорить эволюцию поможет чтение философской литературы, духовные практики, медитация. Религиозная литература содержит слишком много домыслов и фальши, поэтому несведущий в таких вопросах человек легко может принять на веру всё, что угодно. Есть масса древнейших и современных литературных артефактов, которые смогут ознакомить путника с устройством мироздания, с космическими и духовными законами, с понятиями, раскрывающими саму суть человеческого существа и много чего ещё.

Духовное развитие возможно только при условии, если человек искренне захочет узнать свой внутренний мир, реально изменить структуру своих чувств, дать возможность самому себе узнать, как на самом деле жить, дышать, любить, без чувств страха.

Литература:

Е.П.Блаватская, Д.Л.Андреев, Рерихи, Шри Ауробиндо, Ошо, древнеиндийские эпосы – “Махабхарата” и ”Рамаяна”, Бхагавадгита, Веды, Добротолюбие, АллатРа и многие другие книги, которые рекомендованы к глубокому изучению тем, кто избрал путь духа.

Двойственная природа человека: «Хозяин» или «слуга»

Природа человека имеет двойственное проявление. Исследование природы человека с позиций двойственности, телесного и духовного, низкого и высокого, конечного и бесконечного пронизывает всю философию. Именно идея двойственности человеческой природы приобретает большую значимость, потому что само осознание наличия в человеке Духовного Начала не как отвлеченной абстракции, а как реальности, дает возможность к совершенствованию и познанию себя как носителя Духовной сущности, а не раба телесной природы. Об этом феномене написано много научных трудов, художественных книг, сказок и притч.

Для примера вспоминается одна притча, в которой рассказывается, как дедушка рассказывал историю своему внуку о двух волках. Он говорил, что внутри человека всю жизнь борются два волка. Один - гнев, лень, равнодушие, жадность, похоть, зависть, привязанность. Другой – милосердие, радость, сила, прощение, благородство, мудрость.
Тогда внук спросил: «Дедушка, а какой волк в конце концов побеждает?» .
Дедушка ответил: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Говоря о двойственной природе человека в контексте притчи, можно сказать, что один волк это проявление Эго-природы человека, в которой превалирует сознание «Я» и «Мое», в основе которой лежит страх. В связи с этим, у человека постоянно проявляется потребность в сверх-контроле над происходящим. Реализация этой потребности дает иллюзорное чувство контроля над жизненной ситуацией и снижает на время тревогу, однако этот процесс связан с большой тратой сил и жизненной энергии, в конечном счете может приводить к психическому истощению.

Второй волк – это проявление Духовной природы человека, основанной на совести, нравственных ценностях, любви, покое и мудрости.
Но, что именно может помочь одержать победу над ограниченной человеческой природой?

В этой статье мы рассмотрим один из аспектов дающий человеку реальное чувство контроля над собой – это внимание. Внимание является важным аспектом в изменение состояния (психо-эмоционального, физического).

Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Однако, вопрос состоит в том, как мы используем эту способность. Внимательны ли мы к своим мыслям, словам, поступкам?

Есть такое высказывание: «Куда направляется внимание, туда и течет наша жизненная энергия» . И именно правильное использование такой способности как внимание может сделать нашу жизнь более осознанной и интересной, расширяя спектр восприятие жизни.

Часто люди вместо внимания используют свехконтроль и гиперлефлексию, которая постепенно приводит к психофизическому истощению и повышенному уровню тревоги. Причем, тревога захватывает все сферы жизни: за своих близких, за себя и свою жизнь, тревога о будущем и т.д. Тревога начинает сопровождать человека по жизни, вселяя неуверенность и различные страхи.

Однако, используя целенаправленно внимание, мы можем перенаправлять ментальную энергию в желаемое русло. На примере приема пищи, можно рассмотреть работу внимания в созидательном аспекте. Принимая пищу, мы можем ограничиться получением удовольствия от вкуса пищи или заглушить чувство голода. Однако, используя внимание (наблюдение себя со стороны), мы остаемся в меньшей степени зависимы от внешних факторов (например вкусовых пристрастий), а воспринимаем пищу, как что-то очень ценное, как энергию, которая наполняет наше тело и сознание силой и здоровьем. Еще один пример из повседневной жизни - это принятие душа. Принимая душ каждое утро, мы можем относится к этой процедуре, как к повседневной необходимости, а можем отнестись, как к очень важной части нашей жизни, воспринимая воду, как очищающую энергию, несущую чистоту и здоровье нашему физическому и душевному состоянию.

Используя внимание с позиции стороннего наблюдателя мы обретаем состояние «хозяина». "Хозяин" - это "Раджа", первая ступень, начальное состояние, которое практикуется в Раджа-йоге . Это состояние основано на осознании изначальных качеств души: чистоты, покоя и любви. Основой этого состояния является спокойный ум т.е., когда человек сохраняет с одной стороны отрешенное состояние (свободное от привязанности к чему-либо или к кому- либо), с другой стороны - любящее и милосердное.

Таким образом, осознанное использование внимания освобождает сознание от разных видов «тюремщиков» (тревога, неуверенность, сомнение, лень, страх и прочее), раскрывая чувство доверия к себе и внутреннее состояние свободы.

В результате же сверхконтроля, основанном на различных страхах, наше сознание становится подобно вечному пленнику живущему в тюрьме.

Так, для практики стороннего наблюдателя можно взять следующие мысли: «Я чистое сознание, я воплощение покоя и силы, являюсь хозяином самого себя» . Проявляя в сознание свое изначально чистое и спокойное состояние души перед началом любого действия, я обретаю состояние стороннего наблюдателя или «хозяина». Это очень устойчивая внутренняя позиция, поскольку она основывается на точном понимании самого себя и действует как ключ, открывающий сокровищницу внутреннего покоя. Важно отметить, что в медитации Раджа-йоги объектом концентрации является наше внутреннее «Я». В связи с этим, приходит осознание, что моя истинная природа- настоящее «Я» очень отличается от той беспокойной и подавленной личности, которая является моей поверхностной природой.

В психологии эту способность называют самодистанцирование. Самодистанцирование – это духовная способность человека «занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к себе (В. Франкл). Здесь идет речь о том, что человек может отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства (психофизику), с тем, чтобы создалось «пространство внутренней свободы», чтобы смочь взглянуть на себя и на ситуацию с некоторого расстояния.
Самодистанцирование также означает возможность посмотреть на свою жизнь как на фильм, в котором человек является главным героем. Практически, это становится возможным лишь тогда, когда я практикую сознание души (духовное сознание). Знание Ражда-йоги меняет мой фокус восприятия, направляя мое внимание на себя, как на душу, являющуюся вечной, сознательной энергией, а тело - просто как временный физический костюм. Да, конечно, как душа я играю свою роль через тело (физический костюм). Социальных ролей может быть очень много, в какой –то момент вы играете роль друга, в другой момент роль родителей, сотрудника на работе и т.д., но сколько бы ролей мы не играли- это всего на всего роли, не являющиеся моей истинной личностью. Таким образом, какую бы роль мне не потребовалось бы сыграть, я знаю, что моя истинная природа - душа (живая, сознательная, духовная и вечная сущность).

Итак, для практической жизни человек может сделать себя объектом исследования, то есть познавать и узнавать самого себя. Начало этого познания лежит в осознании того, что человек не есть только тело, природа которого конечна и смертна, но человек есть духовное существо, вечное и сознательное.


Лейла Алиева,
клинический психолог,
слушатель ЦДР

Духовное совершенствование

Как нужно действовать на пути духовного совершенствования

  1. Выявить суровость к себе:

К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. («Община», 130).

Суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит. (Письма Е.И.Рерих, т. 1, 32).

  1. Сжечь свои плохие свойства:

Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил свое наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его. Для этого пусть ежедневно отмечают в дневнике, что было сделано ими в этом направлении? Пусть сначала борются с одной привычкой, ибо не так-то легко наблюдать за собою. Очень полезно следить за качеством мыслей и не допускать злобных, мелких и вообще ничтожных. Очищение сознания есть первая ступень. Затем можно посоветовать заняться дисциплиною мысли, учиться длительное время думать об одном предмете, не отвлекаясь ни на секунду от него. Хорошо, если кто сможет сосредоточиться на облике Учителя. Какая радость заложена в объединении сознаний. Нет препятствий, которые могли бы устоять перед этою мощью. (Письма Е.И.Рерих в Америку, 1929-1939).

Нужно очистить мышление от всех мешающих мелочей. Нужно не растить сад обид и огорчений. Нужно каждый час понимать, как вход в сужденную работу. Нрав свой нужно воспитать, чтобы ничто не могло мешать обновлению сознания. («АУМ», 503).

  1. Испытание своих качеств:

Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь дает ему возможность испытывать любое качество. («Братство», 60).

Вообще испытывайте и себя, и других. Испытывайте и против страха, и против раздражения, и против нерадивости, и во всех случаях, когда лакмусова бумажка может покраснеть от стыда. Не нужно сложных вызываний, но простая внимательность продвинет уже на много ступеней. («Знаки Агни-Йоги», 651).

  1. Трудные задачи:

Высокий дух не противится естественной смене бытия. Он сам радуется возможности усовершенствования новой стороны своей жизни. Он сам помогает находить трудные задачи, чтобы на них испытать обновленное сознание. Каждый высокий дух стремится к трудному пути, но слабый сохраняет свою трусливую леность.

У Нас собираются лишь с трудных путей. Нельзя назвать ни одного Брата, ни одной Сестры, не прошедших трудными путями. Каждый мог облегчить свой путь, но не сделал этого во имя спешности восхождения. Можно представить себе атмосферу, нагнетенную такими трудами! («Братство», 83).

Пусть боящиеся сразу знают предстоящие трудности. Не следует заманивать легким достижением. Пусть отбор совершается, и сильные духом полюбят путь трудный, иначе на чем они испытают себя. («АУМ», 522).

  1. Освобождение от привычек.

Если собрать в одну книгу все поступки, вредные для совершенствования, то можно легко убедиться, насколько легко преобороть их. Можно видеть, из каких малых действий накопляется это зло. Трудно разве в жизни отказаться от ничтожных привычек? («Сердце». 367).

Мешают подвигу прежде всего не столько сомнение, сколько бесформенные мысли, порожденные старыми привычками. Утверждаю, что не трудно освободиться от привычек, если достаточно перенесем сознание в будущее. («Сердце», 523).

Привычка — вторая природа — мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их не легко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победой над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь. Каждый может назвать среди известных ему людей подобных неизлечимых. Между тем, для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости. У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождении от привычек. Такие испытания должны быть неожиданные. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще о них человек защищается больше всего. Они, как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных привычек нет. Атавизм и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции. («Братство, 529).

  1. Дисциплина духа:

Нужно проявить дисциплину духа, без нее не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для свободного она будет садом прекрасноцелебным. Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери, и по ступеням в оковах не подняться. Можете понять дисциплину духа как крылья. Кто поймет дисциплину духа как озарение миров грядущих, тот уже готов. Еще спросят: «Почему в начале пути дается много приятного и прощается многое?» «Потому что вначале раздуваются все огни и позванный идет факелом. От него зависит избрать качество огня своего». Понимающий дисциплину духа поймет направление огня и дойдет до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещен тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжет радугу ауры. Вот почему дисциплина духа – крылья! («Озарение», 2.0.2.).

Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато, когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только легкой, но даже неощутимою. Найти отправную точку для самоотверженности, значит построить прямой путь к Огненному Миру. Считаю, что самодисциплина к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений. («Мир Огненный», ч. 1, 443).

  1. Творчество импульсов:

Чем же преображается дух? Творчеством импульса. Чем же восходит дух? Творчеством устремления. («Иерархия», 43).

Импульс огня дает всему Космосу жизнь. Каждая творческая искра приводит в движение устремление духа. Как же не утвердить в каждом явлении огненный импульс, который питает все напряжения и насыщает каждое действие! Потому нужно растить чудесный импульс огня, который всему придает жизнь. Так насыщенный огонь может притянуть все соответственные энергии. В культуре мысли нужно прежде всего растить огненный импульс. Как творческий импульс собирает созвучия, так мысль притягивает соответствия, – так берегите импульс огня! («Иерархия», 97).

Часто люди удивляются, что их предприятия неудачны. Скажем: приложили ли все лучшие импульсы? Не вкрались ли легкомыслие, тупость неподвижности, небрежность и отсутствие рвения к Иерархии? («Иерархия», 317).

  1. Закалка несломимой воли:

Можно напрягать волю самыми механическими средствами. Можно к тому найти многие примеры и предписания, но Мы советуем почерпать укрепление воли из Общения с Иерархией. Можно даже сказать, что это вообще единственный способ вознесения духа. Даже путь механики ведет к тому же, но при ненужной затрате времени и усилий. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр и от магии. Конечно, малые сторонние препятствия могут вредить общению, но не забудем, каким опасностям подвергаются маг или тантрик. Но во всяком случае не мудр человек, мечтающий о своей обособленной воле. Она растет и вибрирует на высшие Хранилища. И кто заботится о своей воле без общения с Высшими Мирами, тот не на верном пути. («Мир Огненный», ч. 2, 112).

Воля, направляющая к объединению с Высшей Волей, приобретает мощь магнита. Среди творческих утверждений нужно отметить каждое проявление воли. Этот мощный магнит может предуказать и утвердить жизнь. Он может притянуть все нужные энергии. Именно, божественная искра может разгореться в пламя при устремлении воли. Слияние Воли Высшей с человеческой дает стихийное соединение. Творчество насыщается этими энергиями. Сотрудничество с космическими энергиями проявляется в соответственном пространственном слиянии. Так устремление насыщенной воли дает новые космические комбинации. На пути к Миру Огненному утвердимся на слиянии воли с высшей, проявленной Энергией. («Мир Огненный», ч. 3, 237).

Как воспитать волю? Может быть посредством сосредоточения или пранаямы? Каждое средство будет полезным, но самая крепкая воля слагается на уроках жизни. Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на самых обычных каждодневных проявлениях. Так укрепляется самая несломимая воля. Плохо, когда человек твердит себе о качестве воли, она должна накопляться внутри психическим импульсом. На каждом труде упражняется уровень волевой. Мысль человека течет по приказу воли, и такое ощущение должно быть открытием врат, но не рабством. Настоящее воспитание воли начинается от первого пробуждения сознания. Человек от первых ранних дней свой жизни уже чует преимущества дисциплинированной воли. Не все могут легко преодолеть необузданную волю. Хаос побеждается только осознанием, что эта грубая материя должна быть преображена. Но много воплощений нужно пройти, чтобы самостоятельно понять необходимость преодоления хаоса. Пока человек не искушен опытом, пусть он послушает совет о воле. Он поймет, как воля должна быть усилена или обуздана. Он поймет, что воля поможет ему не оскорбить ближнего. Воля подскажет, когда можно оказать помощь. Через провод воли и Наше руководство поспешит. Воля подобна очищению, когда она направлена к добру. («Братство», ч. 2 «Надземное», 456).

  1. Расширение и утончение сознания:
  • Мужественно знать возможность проникнуть полный Свет и сознательно закрыть необычные проявления – значит приблизить гармонию. Идти путем расширения сознания – значит приблизиться к истинному действию. Луч понимания сужденной необъятности явлений мощи может соединить готовые души, но и без этой готовности любое чудо обращается в любопытство. («Озарение», 2.6.1.).
  • Люди часто повторяют: «Труд неустанный», но в духе боятся его. Нельзя указать, кто без расширения сознания может радоваться труду бесконечному. Только Наши люди поймут, как жизнь соединяется с трудом, получая из него силы преуспеяния. Можно понять, как огонь неистощим, и так же неистощима энергия, получаемая от труда. Исполнение Агни Йоги начинается с часа осознания труда. («Знаки Агни-Йоги», 347).
  • Прекрасна мысль о Братстве на Земле. Каждая дисциплина духа дает устремление. Только воля может дать дисциплину духа, но когда мысль бредет, как утвержденная самость, то, истинно, нет канала для правильного жизненного действия. Так каждая примененная мысль даст рост духу. Так каждая примененная мысль Тары и Гуру даст расширение сознания. Так только цепь Иерархии даст возможность восходить. Великое послушание ведет к истинному творчеству, ибо когда послушание руководит действием, то мощь вырастает и ручательство напрягает все силы. («Иерархия», 28).
  • Столько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искаженных понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. Жизнь в сообществе сотрудников не имеет в виду никакого навязывания, ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. Если бы община человеческая приняла закон совместного труда, как закон жизни, насколько очистилось бы человеческое сознание! Ведь ритм труда общинного может объединять разных специалистов и различных по качеству людей. Прост закон, но сколько искажений вокруг него! Явление человеческой близости духа обусловлено многими причинами, как духовными, так и кармическими, но под лучом труда община может состояться законом сотрудничества. Потому нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении; подобное толкование поможет общине утвердиться лишь как одно русло. Сколько печальных событий можно избежать расширением сознания и тонким пониманием, что на сердце другого нельзя посягать. Так на пути к Миру Огненному общинники должны понять, что можно продвигаться законом общего труда — другого мерила нет! Тонкое достигается лишь тонким, и тонкие нити сердца созвучат лишь напряжением тысячелетий. Потому пусть общинники особенно осознают этот единый путь. Именно, закон совместного труда не посягает на сердце другого. («Мир Огненный», ч. 3, 35).
  • Превзойти ограничение можно лишь расширением сознания. Нужно знать, как осмотрительно можно при расширении сознания подойти к сердцу человечества. Уже стираются многие границы, но при таких новых путях требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать это качество наряду с чистотою тела и духа. Пусть гигиена духа займет свое место в школах, тогда Высокие Собеседования будут лучшими часами. («АУМ», 166).
  • И сама суровость труда может получить прекрасный смысл, не огрубляя, но внося понятие сотрудничества. Помнить нужно, что грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создает такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая. Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость — так можно убеждаться, насколько грубость недопустима. («Братство», ч. 1, 58).
  1. Контроль мысли:
  • Думайте о мысли, как о реальном факторе жизни. Отсюда проистекает суровый контроль над потоком мысли. («Знаки Агни-Йоги», 101).
  • Как бережно должны ученики определять качество своих мыслей! Не утаились ли где червь самости или самомнения, или явление себялюбия? Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить. Только так можно выполнить задание плана Владык. Явление цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли. («Иерархия», 44).
  • Люди иногда готовы признать мощь мысли, но это признание они не обращают на себя. Мечтают о великих мыслях и не приведут в порядок малые. Спросят: как привести мысль в действие? Нужно начать с дисциплины над самыми малыми мыслями и затем уже создать мысль, двигающую горами. Совет о порядке малых мыслей есть начало оздоровления сердца. Не полагайтесь на разные внешние пранаямы. Путь Агни Йоги через сердце, но следует помочь сердцу порядком мыслей. Беспорядочные мысли, как вши и блохи, они поражают тонкое вещество. Они приносят часто смертельный яд. Именно малейшие мысли безумны, и потому они главные препятствия сближению Тонкого и плотного миров. Как уговорить друзей, чтобы они немедля приняли к исполнению сказанное о малых мыслях! Ведь это требует лишь малого внимания и сознания ответственности. («Сердце», 495).
  • Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром многих зарождений. Казалось бы прекрасно сознавать, что мысль человеческая содержит субстанцию мощную такую, но только мысль высшая и напряженная даст энергию достаточно сильную. Но мысль малая, не проявленная, беспокойная, шаткая не только не даст творящего импульса, но причинит явление вреда. Не имея правильного соответствия притяжения и отталкивания, ничтожные мысли как бы образуют уродливые конгломераты и засоряют пространство; назовем их пространственною слизью. Много энергии уходит на претворение этих мертворожденных уродов. Можно представить себе, насколько можно было бы увеличить пространственную продукцию без этих человеческих порождений. Притом не будем обвинять только первобытных народов, мышление их потенциально не слабо, но серединные продукты цивилизации совершенно мельчают в качестве мысли. Измельчание производит все остальные слизистые продукты. Такое измельчение грозит обратить благость Агни в гнев. Не мало примеров вредоности маленьких мыслей. Столько лучших каналов засорены осколками только потому, что человечество не уважает мысль. Безмозглое суеверие наверно осудит напоминание о насущности мысли; будут противопоставлять природу Благодати, тогда как низшие, плотные слои наиболее несоизмеримы с высшими. Дисциплина мысли неминуемо повлечет к высшим огненным сферам. Вместо заразителя человек может стать очистителем пространства. («Мир Огненный», ч. 1, 549).
  • Если трудно сосредоточить мысль, то иногда не легко избавиться от мысли. Между тем, это качество тоже должно быть достигнуто. Врачи подметили навязчивые мысли. Такое состояние может быть не только от одержания, но и от неподвижности мозговых центров. Нужно уметь как бы отложить ненужную мысль. К этому можно делать маленькие упражнения, заставляя себя умышленно переносить мысль, как бы массируя мозг. Многие вообще не понимают, о чем говорим, но такую неподвижность мозга нужно шевелить различными заданиями так, чтобы предыдущая мысль нисколько не окрашивала следующую. Такая окраска обычно лишает четкости новые образования. («Мир Огненный», ч. 2, 99).
  • Когда будете наблюдать привязчивые мысли, можно усмотреть, что обычно они самого обиходного свойства. Можно назвать их продуктом Земли, но несмотря на их малое значение, они пытаются состязаться с самыми великими идеями. Нужно очень очищать мозг от этих непрошенных гостей. Конечно, для всего есть свое время. Можно все успеть, но малые черви-точители успевают прогрызть очень твердое дерево. Особенно они любят подточить якорь доверия. Кроме сомнения, можно допустить заслоняющие мысли. Ужасно потерять доверие — оно почти подобно потери общения. Когда вместо общения вдруг врывается немая пустота, ведь это пропасть! («Мир Огненный», ч. 2, 100).
  • Овладение мыслью не заключается только в углублении и сосредоточии мысли, оно должно также знать, как освободиться от несвоевременных и унижающих мыслей, тем мысль утвердится, когда мы будем владеть ею. Нелегко бывает освободиться от извне залетевших и трудно бывает уйти от горестных и тягостных размышлений. Но нужно одинаково мочь, как послать мысль вперед, так и отставить ненужную. У людей обычно особенно развито рабство у своих мыслей, ничто так не препятствует движению, как тяжкие неподвижные мысли. Чаще всего такие тяжелые думы посылаются извне, и многие глаза следят, злобствуя и ожидая, как будет подавлена энергия. Ту явленную тягость сумейте немедленно отогнать, ведь она есть худший вид Майи. Не пройдут и сутки, как Майя изменится. Так будем двояко овладевать мыслью. («Мир Огненный», ч. 2, 227).
  1. Воспитание сердца:
  • Но не бойся, сердце, ты победишь! Сердце растет, и знание накопляется. («ЗОВ», ноябрь 17, 1921 г.).
  • Уже знаете, как медленно нарастает сознание, настолько же небыстро преображается и дом сознания – сердце. Потому нужно принять, что не мысливший о сердце не преуспеет и в сознании. Правда, сердце в сущности своей не оторвано от Высших Сфер, но нужно претворить этот потенциал. Сколько преломлений происходит в сердце, не очищенном мышлением высшим! Множество ценных посылок примет уродливое очертание только потому, что сердце пребывало в небрежении. Такое множество лучших, тончайших определений и чувствований не вмещается в сердце заброшенном! Злоба разве не совьет гнезда в сердце загрязненном? И не примем эти слова как отвлеченное поучение: нужно воспитывать сердце. Нельзя образовать мозг без утончения сердца. Старая метафизика или современная психология пытается дойти до сердца, но как же дойти до сердца предмету, в котором само слово сердце не упоминается! («Сердце», 358).
  • Закон великий – перевести сердце из этической отвлеченности к двигателю научному. Ступень эволюции понимания сердца должна была наступить в дни Армагеддона как единственное спасение человечества. Почему люди не хотят ощутить свое собственное сердце? Они готовы искать во всех туманностях, но отрицают, что´ ближе всего. Пусть назовут сердце машиной, но лишь бы наблюдали все качества этого аппарата. Не будем настаивать на моральном значении сердца, оно несомненно. Но теперь сердце нужно как спасительный мост с Миром Тонким. Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира. Никогда это не было сказано как спасение. Пусть примет на себя все последствия, кто останется глух! Уметь нужно понять, что и само сердце человеческое сейчас дает необычные возможности для наблюдений. Катастрофическое состояние низших сфер планеты дает следствие на сердечной деятельности. Можно опасаться не бывших эпидемий, но целого ряда страданий, сопряженных с плохой профилактикой сердца. Хуже всего, если будем слышать об этом как о пророчествах неясных. Нет! Нужно принять эти выводы как идущие из точнейшей лаборатории. Устранить нужно все хождения вокруг да около. Нужно принять основу сердца и понять значение фокуса. Блуждания неуместны, сомнения лишь там допустимы, где человек не достиг понимания о биении сердца. Явление каждого знаменательного дня пусть сопровождается напоминанием о сердце, как о самом неотложном. («Сердце», 561).
  • Считайте, что никогда люди не могут признать, что высшее достижение в развитии сердца. Сотрудничество и сожитие основаны на сердце. Такая простая истина не может быть осознана. Механизация препятствует основным проникновениям в Огненный Мир. («Мир Огненный», ч. 2, 132).
  • Самый мощный Источник огненных энергий — сердце еще не исследован, как явление двигателя и творчества. Нужно проникнуть в сущность творчества, чтобы понять насколько сердце непобедимо, когда все огни зажжены. Нужно знать, что лишь истинный источник мощных энергий может создавать. Потому воспитание сердца должно быть понято, как вожжение всех огней. Каждое истинно высокое проявление сердца зависит от напряжения высших энергий. Огненное сердце насыщает тела тонкие тонкими энергиями. Те вибрации, которые устанавливают священную связь между Тонким Миром и Миром Огня, являются огненными вибрациями сердца. Именно на пути к Миру Огненному нужно устремиться к созданию этих сокровенных вибраций сердца. Так Солнце Солнц есть Сердце. («Мир Огненный», ч. 3, 206).
  1. Чувствознание – глаза сердца:
  • Чувствознание будет помощью острому зрению. Скоро люди будут отделяться по чувствознанию. Надо возможно внимательнее отличать людей с открытым сознанием. Не образование, не опытность, не дарование, но именно огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу. Именно огонь чувствознания указывает на особенность новых законов среди обычной жизни. («Знаки Агни-Йоги», 282).
  • Человеческое сознание можно устремить к управлению неуправимыми и бессознательными мыслями. Но дать слишком много, когда столько нарождающих хаос мышлений, трудно. Развитие чувствознания поможет человечеству. Когда чувствознание подскажет, где хаос и где Беспредельность, когда чувствознание различит явление космическое от произвольного, тогда человечество будет держателем ключа знания. Наука предусмотрела телескоп, Мы это ценим, но телескоп чувствознания проникает в Беспредельность. Вашему телескопу нужны затраты, утруждения, но, являя чуткость Нашего аппарата, проникаете всюду. («Беспредельность», 4).
  • Что есть сокровище сердца? Не только доброжелательность, не только сострадание, не только преданность Иерархии, но созвучие с Космическим Сознанием, когда сердце перенимает даже ритм космический помимо своего. Можно верить такому сердцу, оно чувствознает и, как явленная связь с высшим миром, говорит неоспоримое. Также явление сокровища сердца очень важно для явления приготовления тонкого тела. Представьте, насколько значителен опыт с тонким телом! Уплотнение тонкого тела может дать то, о чем сокровенно говорит Учение Шамбалы. Можно иметь непобедимое воинство, можно иметь незаменимых сотрудников, правда, временных, но зато вне условий жизни плотной. («Иерархия», 106).
  • Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем – так нужно стремительно идти путем восхождения. («Сердце», 1).
  • Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений? Честный человек назовет сердце. Не назовет он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце – оно наполнено чувствознанием. Уже давно произносим мы это понятие, но сейчас возвращаемся к нему же в ином обороте спирали. Уже прошли дисциплину Сердца, Иерархии и помыслили о Беспредельности. Таким образом, чувствознание появилось не как какая-то смутная интуиция, но как следствие духовной дисциплины, при понимании значения сердца. («Сердце», 334).
  • Местничество не может существовать в Братстве. Естественная Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа. Таким образом, самое тревожащее обстоятельство для человечества в Братстве разрешается просто, не тратя ненужных споров и трений. Там, где осознано, что первенство есть великая жертва, там не будут препираться о земных наименованиях. Сколько времени и энергии сохранится на основах Братства. Не будем затемнять светлое понятие тем, что иногда оно произносилось наряду с с непонятыми понятиями свободы и равенства. Каждый понимает относительность этих двух понятий, но Братство, основанное на сердечном чувствознании, будет безусловным. Так можно смотреть на Братство, как на реальность. («Братство», ч. 1, 598).
  1. На дальнем пути нужно запастись светильником Агни:
  • Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос. («Община», 249).
  • Самой лучшей защитой не только от болезней, но и от явлений вражеских всегда будет сознательное применение психической энергии. Развитие ее есть самая насущная задача человечества. («Знаки Агни-Йоги», 569).
  • Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия или Агни явлена в каждом живом существе. Каждый человек может различить в себе элементы плотные, тонкие и огненные. Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание. Каждый, при внимательном наблюдении за рефлексом его бытия, может усмотреть множество характеристик огненного обихода. Это нужно замечать, ибо таким образом мы перестаем понимать Огненный Мир как нечто отвлеченное. Такое понимание Огненного Мира особенно пагубно, но и все отвлеченные толкования не помогут эволюции. («Мир Огненный», ч. 1, 158).
  • Необходимо перед дальним путем запастись лишь наиболее нужным. Было бы прискорбно нагрузиться сложными кружевами и забыть ключ от врат Отчего Дома. Отец не нуждается в кружевах и бахроме. Запомните простейшие пути Света Агни. Конечно, читайте книги, ибо нужно знать пути мысли бывшей, но для будущего запаситесь лампою Агни. («Мир Огненный», ч. 1, 376).
  • Причина Кармы еще не вполне поясняет такую разительную отличность понимания жизни. Действительно, не самые условия прежних жизней, но принятие Агни будет причиною такого понимания. Люди назовут такую мудрость талантом, но не особый талант держать Агни зажженным. Только возжение центров дает непрерывное бодрствование сознания. Даже хотя бы частичное проявление Агни уже сохраняет неприкосновенно накопление. Агни есть не насилие, но друг наш. Нужно пояснить, что восхождение духа и есть появление Агни. («Мир Огненный», ч. 1, 516).
  • Агни Иога требует особой находчивости, она не может появляться через физическую механику, которая является в разных степенях при других Иогах. Такая стихия, как Огонь, казалось бы, должна учитываться физическими законами не менее других стихий. Но сущность Агни подчинена таким тончайшим законам, что физически она несказуема. Так нужно прилагать всю утонченную находчивость, чтобы следовать за огненными знаками. Потому можно усмотреть, как часто посылаемы Иерархией Огни, но люди не пытаются уловить и применить их. Уложение огненное лежит в основании жизни человеческой — зачатие, рождение и все акты, подлежащие Агни, не вызывают удивления, как проявление Несказуемого. Можно много бродить около механических построений, но двигаться в будущее можно лишь познаванием Агни. Когда умертвятся целые материки, как же найти новые жилища без новой энергии? Необходимо подготовить духовное сознание к большим земным переворотам — это в лучшем случае; но если мы встретимся у последней черты в прежней черной ненависти, то люди будут лишь пороховым погребом. Так находчиво помыслим об Агни. («Мир Огненный», ч. 2, 8).