Типы словарей. Лингвистические словари

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПЫ СЛОВАРЕЙ. 04.12.2015 23:53

I. Формирование культуры работы со словарями как часть образовательного процесса

Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Воспитание культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются, формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинам филологического цикла.

Практика систематического использования словарей в аудиторной, проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, знаково-символических действий по обработке и хранению информации.

II. Классификация словарей, необходимых для обеспечения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

В рамках образовательного процесса (в учебной и внеурочной деятельности) педагогам и ученикам рекомендуются к использованию современные словари разных видов, различающиеся по назначению, объему и типу подачи информации.

Школьные (учебные) словари

Типы школьных словарей: русского языка (универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, ударений, фразеологические, грамматические, словообразовательные, словари морфем, этимологические, тематические для расширения словарного запаса и другие); двуязычные.

Предназначены для учащихся начальной, основной и старшей школы;

Ориентированы на образовательную программу, учитывают учебно-методические интересы школы, уровень знаний учащегося;

Позволяют учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы разрабатывать и проводить современные интерактивные уроки, в том числе в игровой форме;

Помогают учителю наглядно продемонстрировать и раскрыть наиболее сложные для ученика темы, сделать их изучение более увлекательным, развить потребность и умение самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации;

Развивают у ученика системное языковое мышление и языковую культуру.

Базовые лингвистические словари

Типы базовых словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие. «Ядро» базовых словарей: универсальный, толковый, орфографический и орфоэпический.

Предназначены для регулярного применения учителями общеобразовательных учреждений, а также учащимися основной и старшей школы в учебной и внеурочной деятельности;

Ориентированы на отражение актуальных языковых процессов, нормативное описание современного литературного языка, охватывают максимально широкий круг нуждающихся в словарном комментировании языковых явлений;

Помогают учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы более эффективно проектировать уроки и организовывать внеурочную деятельность;

Позволяют учителям всех предметных дисциплин получить необходимую дополнительную информацию для организации проектно-исследовательской деятельности, разработки олимпиадных и конкурсных заданий и внеклассных мероприятий.

Фундаментальные научные словари

Типы фундаментальных научных словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие.

Предназначены для учителей русского языка и литературы, а также детей, мотивированных к учению и одаренных;

Ориентированы на углубленное изучение языка, культуры, истории, природы и общества;

Позволяют повысить уровень знаний и расширить кругозор учителей и учащихся;

Помогают учителям развить у учащихся умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, синтезировать, классифицировать и интерпретировать информацию.

Двуязычные словари

Типы двуязычных словарей: базовые, школьные (разных языковых пар: англо-русский, русско-английский; французско-русский, русско-французский; немецко-русский, русско-немецкий и другие).

Предназначены для учителей иностранных и национальных языков и школьников, изучающих данные языки;

Ориентированы на перевод и толкование лексики иностранных и национальных языков;

Необходимы для обеспечения полноценного процесса изучения языков.

Энциклопедические словари и справочники

Типы энциклопедических словарей и справочников: родного языка, гуманитарных, естественно-научных дисциплин (словари-справочники по физике, химии, математике, русскому языку и литературе, истории).

Предназначены для учителей конкретных учебных дисциплин и учеников, желающих повысить уровень своих знаний в той или иной предметной области;

Ориентированы на представление справочной информации об окружающих человека реалиях, культуре, истории, содержат лексику и терминологию, относящуюся к конкретному учебному предмету или предметной области;

Обеспечивают удобство информационной деятельности в изучаемой предметной области;

Позволяют сформировать у ученика системный взгляд на изучаемый предмет.

III. Роль словарей в реализации положений ФГОС

Роль словарей в обеспечении личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию предполагает выработку навыков работы со словарями, для чего требуется изучать не только содержание отдельных словарных статей, но и общие принципы их организации и расположения, значение словарных помет, сокращений и т. д. Учащемуся также необходимо знать типы словарей, их назначение и отличительные признаки, а также наиболее авторитетные словарные издания, уметь пользоваться словарями в учебно-научной и практической деятельности.

Уровень осознания учащимся своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества существенно повышается при овладении отраженным в языке культурным наследием народа. В этих целях рекомендуется привлекать словари: толковые, лингвострановедческие, топонимики и ономастики, фразеологические, афористики, пословиц и поговорок, устаревших слов и др.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, возможно только при широком усвоении учащимися общенаучных и предметных понятий, понимании природных явлений, категорий и объектов культуры и при осмыслении способов их выражения в родном и других языках. Для усвоения этого рекомендуется использовать словари: энциклопедические, терминологические, лингвострановедческие, толковые, грамматические, фразеологии и афористики, двуязычные и др.

Освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах невозможно без овладения средствами и правилами речевого этикета. Для достижения соответствующих результатов рекомендуется использовать словари: речевого этикета, толковые, фразеологические и афористики.

Для формирования умения решать моральные проблемы на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также для осознания значения семьи в жизни человека и общества, для понимания ценностей семейной жизни важно учитывать общепринятые нормы нравственности. Изучение этой части словарного запаса языка рекомендуется проводить по словарям фразеологии, крылатых фраз, пословиц и поговорок.

Эффективное формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, орфоэпические, ударений, сочетаемости, устойчивых сравнений, фразеологии и афористики.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, невозможно без усвоения важнейших экологических понятий. Для их определения рекомендуется обращаться к экологическим словарям разного типа: энциклопедическим, терминологическим, популярным.

Умение воспринимать художественное наследие народов России и мира, развитие творческой деятельности эстетического характера требует знакомства с важнейшими категориями эстетики и крупнейшими объектами культуры. В этих целях рекомендуется применять словари энциклопедические, культурологические, исторические, лингвострановедческие.

Роль словарей в обеспечении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности начинается с обнаружения новых для себя категорий и объектов. Для развития данных умений рекомендуется применять словари: энциклопедические, отраслевые, терминологические, толковые, топонимики и ономастики.

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации формируются с учетом толкований общелитературной лексики и определений терминов. В этих целях рекомендуется обращаться к словарям: толковым, терминологическим, энциклопедическим.

Развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы, а также создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач способствует изучение грамматики, словообразования и этимологии. Для этого рекомендуется использовать словари: грамматические, сочетаемости, словообразовательные, морфем, этимологические.

Формирование умений смыслового чтения невозможно без выработки потребности точно понимать значения употребленных в тексте слов и выражений. Для обеспечения этого рекомендуются словари: энциклопедические, терминологические, толковые, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устаревших слов.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, ударения, сочетаемости, образных сравнений, фразеологии и афористики.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-компетенции), ориентации в глобальном информационном пространстве может быть более эффективным при использовании идеографических и грамматических словарей.

Роль словарей в обеспечении предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Для формирования целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, первоначальных систематизированных представлений по отдельным наукам и для знания их крупнейших персоналий рекомендуется использовать словари: энциклопедические, исторические, отраслевые, терминологические, лингвострановедческие, топонимов, ономастики. При организации проектной деятельности рекомендуется применять также языковые словари разных видов для повышения грамотности и речевой выразительности оформления и презентации проекта, как-то: толковые, синонимов, орфографические, орфоэпические, сочетаемости, грамматических и произносительных трудностей и др. При работе с особо одаренными и высокомотивированными детьми рекомендуется обращаться к отраслевым энциклопедиям и энциклопедическим словарям.

В целях достижения более высоких результатов по предмету «русский язык» рекомендуется использовать:

Для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;

Для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;

Для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;

Для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;

Для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;

Для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;

Для развития речевой выразительности, языкового чутья и «чувства слова» - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;

Для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов;

Для работы с одаренными и высокомотивированными детьми -словари: юного филолога (и лингвиста), энциклопедические, идеографические;

Для повышения уровня владения русским языком у детей, для которых он не является родным, - двуязычные, лингвострановедческие словари.

В целях достижения более высоких результатов по предмету «литература» рекомендуется использовать словари: толковые, паронимов, исторические, лингвострановедческие, устаревших слов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, словари юного филолога (и литературоведа).

В целях достижения более высоких результатов по предмету «иностранный язык» рекомендуется использовать словари: двуязычные, лингвострановедческие, энциклопедические, этимологические (для демонстрации родства слов).

В целях достижения более высоких результатов по предмету «история» рекомендуется использовать словари: исторические, энциклопедические, этимологические.

IV. Методика формирования культуры работы со словарями в системе повышения квалификации учителей

Система повышения квалификации учителей разных предметных областей должна включать следующие блоки по овладению методиками развития словарной культуры в школе и обучения использованию словарно-справочного инструментария для формирования универсальных учебных действий познавательного характера.

Формирование культуры работы со словарями в начальной школе как ряда общеучебных умений по поиску информации в целях повышения мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие культуры работы со словарями в основной школе как части общеучебных умений по поиску информации и ее логической обработке (формирование понятия) для повышения способности использования указанных умений в учебной, познавательной и социальной практике, для обретения самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и для получения новых знаний в рамках учебного предмета.

Закладывание основ культуры филологической работы со словарями при изучении дисциплин филологического цикла для обретения лингвистической и литературоведческой компетенций.

Директор Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН академик А. М. Молдован


В русской лексикографии накоплен значительный опыт создания словарей и справочников разных типов. Теоретически тип словаря определяется той информацией о слове, которая является для данного справочника основной. Практическая классификация словарей выглядит несколько сложнее. Различают два класса справочных изданий. Это филологические словари, содержащие знания о языке, и энциклопедические справочники, содержащие знания о мире.

Центральным объектом описания филологических (лингвистических) словарей служат единицы языка. Словари филологического типа хранят знания о языковых средствах, используемых людьми в своей речевой деятельности. В таких словарях приводятся сведения, помогающие читателю правильно произнести слово, письменно оформить свою речь и правильно понять написанный кем-либо текст. Пользование языковыми справочниками позволяет человеку совершать безошибочные речевые действия с тем, чтобы смысл, заключенный в его высказывании, был понятен другим людям.

Центральным объектом описания энциклопедических справочников являются понятия, связанные с отдельными словами, словосочетаниями, и соотнесенные с данными понятиями знания о мире и людях. Таким образом в энциклопедиях и справочниках характеризуются внеязыковые реалии, то есть излагаются наши знания о предметах и вещах, понятиях, связанных с явлениями природы и общества, приводятся биографии людей, даются сведения о важных событиях, указываются исторические даты. Словари этого типа являются компендиумом об окружающем мире.

Внутри каждого такого класса изданий конкретные справочники могут характеризоваться дополнительными свойствами, определяющими вид и качество сведений, содержащихся в словарных статьях.

Справочники различают по нескольким параметрам. Эти параметры могут совмещаться в одном словаре или быть для словарей дифференцирующим признаком. Словари характеризуются объектом описания, объемом словника, принципами отбора словника, понятийно-тематическим составом словника, порядком расположения единиц описания, адресацией словаря.

Объектом описания для справочников энциклопедического класса являются знания о внеязыковых реалиях. Например, лингвистический энциклопедический словарь содержит знания о языках мира, закрепленные в специальных понятиях и терминах, отражающих конкретные свойства и явления, характерные для отдельного языка, для группы языков или для всех языков.

Словари русского языка по объекту описания также делятся на два подкласса: словари, описывающие формальные (морфологические, синтаксические) особенности лексики, и словари, описывающие семантические особенности употребления слов в тексте. В частности, к словарям, описывающим формальную сторону употребления лексики русского языка, относятся словари морфем, орфографические, орфоэпические словари, словари трудностей (правильностей), грамматические, синтаксические словари. К словарям, описывающим лексическую семантику русского языка, относятся толковые словари, словари иноязычных слов, фразеологические, паремийные словари.

Параметр объема словника учитывает не столько количественный состав словника, сколько качественный его состав. Это значит, что словари малого объема содержат не маленькое количество слов, а только самые необходимые, минимально достаточные словарные единицы, с помощью которых можно охарактеризовать объект словарного описания. Словари среднего объема содержат такой количественный состав словника, с помощью которого описывается основная масса речевых случаев, соответствующих объекту словарного описания. Словари большого объема охватывают максимально большой состав словарных единиц, составляющих объект словарного описания, и описывают его с академической полнотой.

Принципы отбора словника для словарей русского языка являются важным дифференцирующим параметром, который включает в себя отбор слов по признаку новизны, по признакам синхронии и диахронии, по признаку регионального бытования лексики, по признаку происхождения слов, по признаку фиксации слов в речи определенного автора или в определенном тексте. По этому параметру различают словники, сформированные по единству стилистической характеристики (разговорная лексика, бранная лексика, бытовая лексика), и словники общего типа. Словник, сформированный по таким заранее определенным принципам, в качестве объекта описания может иметь как грамматические, так и семантические особенности отобранной лексики.

По принципам отбора словника справочники энциклопедического класса делятся на энциклопедии, содержащие компендиум знаний, и отраслевые справочники, содержащие специальные сведения из какой-либо конкретной области.

Для словарей, описывающих лексическую систему русского языка, понятийно-тематический состав словника является важным дифференцирующим параметром. По этому параметру различаются универсальные и аспектные словари. Среди аспектных словарей выделяются словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, словари по ономастике и топонимике.

Понятийно-тематический состав словника энциклопедических справочников соответствует принципам отбора словника и различается по признаку универсальный и специализированный.

По порядку расположения единиц описания различаются алфавитные, обратные, идеографические, семантические, тематические словари.

Адресация словаря является важным параметром справочных изданий. Этот параметр обязательно указывается в аннотации к любому словарю. От того, для каких категорий читателей предназначен словарь, зависят многие другие словарные параметры. Обычно справочные издания ориентированы на тех, кто использует словарь для освоения или более глубокого изучения родного языка, и на тех, для кого данный язык является иностранным.

Цель орфоэпических словарей - дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова, включенного в словник. В словарях этого типа трактуются произносительные нормы литературного языка применительно к каждой единице словника. Для этого разрабатывается специальная система нормативных указаний, а также вводятся запретительные пометы. В зависимости от объема включенных в него слов такие словари могут предназначаться как специалистам, так и более широкому читателю. Например, Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известным словарем этого типа. Он рассчитан на специалистов - филологов, преподавателей русского языка, лекторов, дикторов радио и телевидения и др. Для всех остальных читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.

Словари этого типа содержат справки о происхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. В словарях, описывающих этот аспект жизни слова, указывается исходный языковой материал, первоначальное звучание и значение в языке-источнике, даются другие дополнительные сведения о слове, объясняющие понятийное содержание заимствованного слова. Непосредственным объектом описания этимологического словаря служит заимствованная лексика, которая сопровождается справочными сведениями о языковом источнике, реконструируются исходные формы слова и его звучания. Полнота этимологических сведений о слове меняется в зависимости от предполагаемого круга читателей. Справочное издание, предназначенное для специалистов, характеризуется максимальной полнотой словника, подробным изложением истории жизни слова, широкой аргументацией предлагаемых этимологических толкований. Учебные этимологические словари, ориентированные на широкого читателя, имеют меньший словник, состоящий из наиболее частотных заимствованных слов литературного языка. В популярных словарях дается одна версия происхождения слова и краткая, упрощённая аргументация к ней. Популярными этимологическими словарями русского языка являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко, «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской и Н. М. Шанского. Для широкого читателя предназначен «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных. Наиболее известным научным изданием, безусловно, является Этимологический словарь русского языка в 4-х томах М. Фасмера.

В качестве примеров словарей общего типа можно указать на обычные толковые и двуязычные (переводные) словари, в которых с разной степенью полноты описывается лексика, бытующая в общелитературном слое языка. Говоря о словарях общего типа, специалисты имеют в виду словари разной степени полноты, в которых так или иначе истолкована общенародная, общелитературная лексика. К словарям такого типа, безусловно, относятся Словарь русского языка в 4-х томах Д. Н. Ушакова, Словарь русского языка С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, Современный толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова, Краткий толковый словарь русского языка под ред. В. В. Розановой, Малый толковый словарь В. В. Лопатина, Л. Е. Лопатиной и др. К словарям общего типа можно, без сомнения, отнести все толковые словари, разрабатывающие отдельный лексический класс общелитературного языка. Это - словари иностранных слов, фразеологические словари, словари личных имен и др. К общим нелингвистическим словарям относятся разнообразные энциклопедические справочники (например, Большая Советская Энциклопедия, Энциклопедический словарь).

В практике письменной и устной речи многие люди сталкиваются с затруднениями различного характера. К ним относятся: написание отдельных слов, произношение слова или выбор места ударения в какой-то словоформе, словоупотребление, соответствующее конкретному значению слова, грамматическая атрибуция слова, выбор правильной формы падежа и числа в данной речевой ситуации, проблемы с формообразованием кратких форм прилагательных, личных форм глагола, синтаксическая и лексическая сочетаемость слова и т.д. Все эти затруднения должны решаться в словарях трудностей. Однако вряд ли можно найти объективный критерий для отбора языкового материала в такой словарь, особенно когда речь идет о словаре, предназначенном для неопределенно широкого круга читателей. Решая вопрос о составе словника для такого издания, составители определяют круг потенциальных читателей и те сферы словоупотребления, которые наиболее актуальны для предполагаемых читателей. Словари трудностей включают в свой состав такие случаи, которые описываются в орфоэпических, в грамматических и в общих филологических словарях. Составители таких словарей, естественно, опираются на такие источники, в которых зарегистрированы различные варианты написания, произношения и словоупотребления, даются рекомендации нормативного характера. Не последнюю роль в подготовке таких справочников играют собственные исследования авторов-составителей, подкрепленные опытом наблюдения за речью образованных людей, экспериментальной проверкой «трудных» случаев. Это позволяет включать в словарь слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось. В качестве примеров здесь можно указать такие справочные издания как: Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997; Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000; Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.

В конце XIX века в России были впервые опубликованы словари, которые включали в свое название характеристику «полный». В качестве примера можно указать следующие издания: Орлов А. И. Полный филологический словарь русского языка с подробнейшим разъяснением всех отличий разговорной речи от её письменного изображения и с указанием значения и замены всех иноязычных слов, вошедших в состав русского языка, чисто русскими словами: В 2-х томах. М., 1884-1885; Самый полнейший толковый словарь, который вмещает в себя 200000 иностранных слов, вошедших в русский язык нашей русской литературы / Сост. Карташев, Вельский / Под ред. Лучинского. Изд. 9. - М., 1896-1897. - 208 с. В подобных случаях словом «полный» обозначался такой словник, в котором представлены предположительно все слова, встречающиеся в русских текстах. Задаваясь вопросом что, собственно, значит: составить полный толковый словарь русского языка, Лев Успенский писал: «Попробуйте, сопоставляя между собой старинные и более новые лексиконы общерусского языка, выяснить, откуда взялись в нем бесчисленные новые слова и термины, которыми он пополнился за последние сто лет. Вы скоро заметите: громадное большинство их создано не за письменными столами писателей, не вдохновением поэтов или ученых-языковедов. Они родились в напряженной атмосфере изобретательских лабораторий, в шумных заводских мастерских, на полях, где человек работает, создавая разом и новые вещи и новые, нужные для их названия слова. (…) Кто может сказать заранее, какое из профессиональных слов – слово ли «добыча», отличное от литературного «добыча» местом ударения, или выражение «на-гора», употребляемое вместо обычного «на гору» или «наверх» – прочно войдет в него завтра? Очевидно, нужен нам словарь и профессиональных, производственных, специальных слов и выражений». В научных классификациях словарей термином «полный» обозначают тип издания, содержащий исчерпывающий состав тех слоев и разрядов лексики, которые служат объектом описания данного справочника. В этом смысле словарем полного типа можно считать и Орфографический словарь русского языка под ред. В. В. Лопатина, и Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова, и Словарь языка Пушкина в 4-х томах, и Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. По характеру отбора лексики словарями полного типа являются "Псковский областной словарь", "Словарь брянских говоров". В них описываются все слова (литературного языка и диалекта), зафиксированные в речи коренных жителей данной территории. По этому критерию к словарям полного типа могут быть отнесены такие справочные издания, как «Системный словарь предметно-обиходной лексики говоров Талицкого района Свердловской области», а также «Полный словарь сибирского говора» или «Вершининский словарь», описывающие лексику одного села. Словарям полного типа противопоставлены словари дифференциального типа. Словник таких словарей отбирается по какому-то одному дифференцирующему параметру. Это может быть признак трудности в речевом использовании слова, ограниченности сферы употребления слова по территориальному, временному, социальному, профессиональному признаку и др.

В словарях неологизмов описываются слова, значения слов и словосочетаний, появившиеся в определенный (описываемый) период. Развитые языки активно пополняются новыми словами. Как показывают исследования, количество неологизмов, которые используются в речевой практике, исчисляется десятками тысяч. С появлением компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать огромные массивы неструктурированной текстовой информации, появилась потребность в автоматическом анализе словоформ, в том числе и вновь образуемых. Это сделало особенно актуальным сбор и описание новых слов, что, в свою очередь, привело к появлению новой лексикографической отрасли знаний – неографии. В СССР первый словарь такого типа «Новые слова и значения: Словарь справочник (по материалам прессы и литературы 60-х годов)» под ред. Н. З. Котеловой, Ю. С. Сорокина был выпущен в Ленинграде в 1971 году. С тех пор работа по сбору и анализу новой лексики ведется на постоянной основе. В качестве примера можно указать «Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика» под ред. Г. Н. Скляревской.

Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о формальных (словоизменительных и синтаксических) свойствах слова. Порядок слов в таких словарях может быть как прямым, когда слова располагаются в порядке следования алфавита от первой буквы, начинающей слово, к последней букве слова, так и в обратном, когда слова располагаются в алфавитном порядке, начиная с последней буквы слова. Обратный порядок позволяет представить читателям словообразовательные свойства слова. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря. Один из лучших словарей этого типа «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» А. А. Зализняка. В нем содержится около 100 тысяч слов, расположенных в обратном алфавитном порядке. Для подробного описания комплексной системы словоизменения, формообразования и ударения в словаре используется уникальная система индексов, относящих слово к определенному разряду.

Фразеологические словари в качестве заголовков словарных статей содержат словосочетания, которые воспроизводятся в речевой практике целиком, без перестановок или изменений своих частей. Фразеологические единицы являются одним из наиболее консервативных разрядов лексики. Специфические свойства этих языковых единиц определяются рядом важных отличительных черт: семантической целостностью, устойчивостью и сверхсловной воспроизводимостью. Существует множество фразеологических словарей. Среди них «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова является на сегодняшний день наиболее полным словарем. К учебным словарям общего типа относятся «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова и А. В. Жукова, Словарь-справочник по русской фразеологии» Р. И. Яранцева. Наиболее полным двуязычным фразеологическим словарем является «Французско-русский фразеологический словарь» В. Г. Гака и др.

К справочным изданиям, выделяемым по отраслевому (т.е. профессиональному) признаку ограниченности сферы употребления слова, можно отнести словари, в которых толкуются значения слов, и энциклопедические справочники, в которых описываются наши знания о мире. В качестве словаря первого типа можно указать на «Толковый словарь избранных медицинских терминов. Эпонимы и образные выражения» / Ред. Л. П. Чурилов, А. В. Колобов, Ю. И. Строев. Примеров второго типа гораздо больше, например: «Военно-морской словарь» / Гл. ред. В. Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1990; Энциклопедическое издание «Политология. Лексикон» /Редактор А. И. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия; География. Понятия и термины = Geography. Concepts and Terms: пятиязычный академический словарь: русский, английский, французский, испанский, немецкий В. М. Котляков, А. И. Комарова. М.: Наука, 2007 и др.

Предназначение языковых справочников этого типа – указать нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания. Один из первых словарей этого типа был издан в 1813 году под названием «Словарь российской орфографии или правописания». С тех пор издано множество разнообразных общих, отраслевых, школьных словарей этого типа. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является «Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин. Это академический словарь, отражающий русскую лексику в том ее состоянии, которое сложилось к концу XX - началу XXI века. Заголовочные слова даются в их нормативном написании с указанием ударений и необходимой грамматической информацией.

Словари этого типа содержат сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. В таких справочниках представлена информация о структуре слова и тех элементах, из которых это слово состоит. В словообразовательных словарях слова собраны как по корневым гнездам, так в алфавитном порядке. В некоторых школьных словарях этого типа приводится характеристика как морфемной, так и словообразовательной структуры заголовочных слов. Это помогает учащимся лучше разбираться в тех вопросах, которые встречаются на государственном выпускном экзамене по русскому языку.

Многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия

классификация - и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

В биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь

- (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь

См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

В горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах …

- (от лат. classis разряд класс и...фикация), в логике система соподчиненных понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами… … Большой Энциклопедический словарь

В информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Классификация и структура полей (теория абсолютности) , Гуревич Гарольд Станиславович, Каневский Самуил Наумович. В книге`Классификация и структура полей` дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира. Рождение, жизнь и смерть…
  • Классификация и структура полей , Гуревич Гарольд Станиславович, Каневский Самуил Наумович. В книге "Классификация и структура полей" дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира. Рождение, жизнь и смерть…
  • Классификация и структура полей. Гравитационное поле. Электромагнитное поле. Магнитное поле. Электрическое поле. Электростатическое поле. Импульсное поле. Кулоновское поле. Ядерное поле (теория абсолютности) , Гуревич Г., Каневский С.. В книге "Классификация и структура полей" дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира.. Рождение, жизнь и смерть…

Классификация словарей с учетом параметров характеристики слова

Матрас

Различные подходы к классификации лингвистических словарей

Лингвистические и энциклопедические словари

Объект описания лингвистических словарей - языковые единицы: слова, морфемы, сочетания слов, фразеологизмы. Объект описания энциклопедических словарей - научные, а иногда и обиходные понятия, исторические события, географические реалии, биографии знаменитых людей и т. п.

Энциклопедические словари подразделяются на универсальные, специальные (отраслевые) и региональные .

В универсальных энциклопедиях дается систематизированный свод знаний из различных областей жизни общества, из различных отраслей науки и т.п. Специальные, или отраслевые энциклопедии содержат систематизированный свод знаний из одной области науки, культуры, техники, производства.

К универсальным энциклопедиям относятся:

* Большая советская энциклопедия: в 30 т. 3 -е изд. - М., 1970–1978;

* Большой энциклопедический словарь: в 2 т. - М., 2001 и др.

Специальными энциклопедиями являются:

* Энциклопедия. Русский язык. - М., 1990;

* Энциклопедия литературных произведений. - М., 1998;

* Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. - М., 1987–1988;

* Библейская энциклопедия: в 2 т. - М., 1991.

Региональные энциклопедии:

* Донская казачья энциклопедия. - Ростов-на-Дону, 1994.

Особый тип образуют биографические и персональные энциклопедические словари .

В биографических словарях приводятся сведения о жизни и деятельности прославившихся в какой-либо области людей. Например: «Русские писатели. 1800–1917» (1989–1994 гг.); «Политические деятели. 1917 год» (1993 г.); «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь» (1997 г.).

Издаются региональные биографические словари. Например: «Наука Дона в лицах» (1996 г.); «Женщины Ростова» (2002 г.).

В персональных энциклопедических словарях представлен материал о жизни и творчестве одного выдающегося человека. Например: «Лермонтовская энциклопедия» (1981 г.); «Пушкинская энциклопедия» (1999 г.), «Булгаковская энциклопедия» (1996 г.).

Изданные в конце прошлого века словари позволяют выделить новый тип энциклопедического словаря - научно-популярный . Многие словарные статьи в таком энциклопедическом словаре представляют собой рассказы, то большие, то небольшие, в зависимости от объекта описания. Примером служат «Популярный библейский словарь» А. Павловского (1994 г.); «Кулинарный словарь» В.В. Похлебкина (1996 г.) и др.

Термины «энциклопедический словарь» и «энциклопедия» в современной научной литературе используются как синонимы. Однако термин энциклопедия чаще применяется, когда речь идет об универсальном многотомном энциклопедическом словаре.



Тема 2. Типологии лингвистических словарей

Язык представляет собой систему. Как система он состоит из единиц (морфем, слов, фразеологизмов, словосочетаний и др.), между которыми существуют различные связи и отношения. Задача лингвистических словарей – охарактеризовать не только слово, но и другие единицы языка - фразеологизмы, словосочетания, морфемы с учетом всех присущих им признаков. Именно этим обусловлено наличие в лексикографии значительного количества самых разнообразных словарей и, соответственно, возможность по-разному их классифицировать.

1.1. По способу расположения толкуемых слов, словосочетаний, выражений (то есть в соответствии с параметром организации словарного материала) выделяются словари алфавитные , словообразовательно-гнездовые и идеографические.

Значительная часть словарей относится к АЛФАВИТНЫМ - толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические и др.

Алфавитными называются и обратные словари. В них слова располагаются с учетом не начальных, а конечных букв и далее сравнение букв идет от конца слова к началу. Например:

жаба ушат

раба аргонавт

амёба терапевт

учёба диабет

шайба завет

амба апологет

Первые два обратных словаря русского языка вышли почти одновременно: один под редакцией X. Бильфельта в ГДР (1958 г.), другой - под редакцией М. Фасмера в ФРГ (1958–1959 гг.). Следующий «Обратный словарь русского языка» был издан в Москве в 1974 г. под ред. М.С.Шевелевой. В нем 125 000 слов. Обратные словари играют важную роль при изучении морфологии, словообразования, фонетики (исследование связи ударения с морфологическим или фонемным составом слова).

Обратный (или инверсионный ) порядок расположения слов принят в первом «Грамматическом словаре русского языка» А.А. Зализняка, изданном в 1977 г. Он содержит 100 000 слов. В нем с помощью четко построенной системы условных обозначений представлено современное словоизменение, т.е. склонение существительных, прилагательных, местоимений, числительных и спряжение глаголов. Как известно, одинаковый или сходный тип словоизменения (т.е. склонения и спряжения) в русском языке имеют слова со сходным концом (а не со сходным началом). Таким образом, при инверсионном расположении слова с одинаковым или сходным типом словоизменения обычно оказываются рядом (например, существительные на -ение, существительные на -ник , прилагательные на -ый , глаголы на -овать и др.).

Ко второму типу относятся словари, в которых слова располагаются по словообразовательно-гнездовому (или алфавитно-гнездовому) способу. В основном этот способ характерен для словообразовательных словарей. В соответствии с ним первообразные, производящие слова располагаются по алфавиту, а все однокоренные, производные от них слова помещаются в словарных статьях первообразных слов.

Первый «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова в 2-х томах вышел в 1985 г. и объединил в словообразовательные гнезда около 145 000 слов. Словарь состоит из «Предисловия», статьи «Как пользоваться словарем» и двух теоретических статей: «Как построен словарь» и «Основные понятия русского словообразования». По словам А.Н. Тихонова, особые трудности при составлении гнездового словообразовательного словаря вызывали такие вопросы, как лексический состав гнезд, гнездование однокоренных слов, способы представления словообразовательной структуры слова, способы отражения ступенчатого характера русского словообразования и др. (Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985. – С. 3).

Приведем образцы словарных статей с исходными словами и их вариантами:

миокард , миокард(ий)

миокард-ит

матрас-ник I Специалист по изготовлению матрасов

матрас-ник II Чехол на матрас

матрас-н -ый

на -матрас-ник

Отражение в словаре многоступенчатости образования слов:

бед (а)

бед-ств

бед-ов- ый

пре -бедовый

бед-ствова -ть

бедствова-ниJ -е [бедствование]

бедств (-иJ -е) [бедствие]

бедств-енн -ый

на- бедствовать-ся

по- бедствовать

бед-ова- ть

А.Н. Тихонову принадлежит и «Школьный словообразовательный словарь русского языка» (1978 г., 3-е изд. – 1996 г.).

Словообразовательно-гнездовой способ представления слов встречается в некоторых толковых словарях, например, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (1863-1866). При этом способе словарная статья помимо исходного слова содержит и однокоренные производные. Так, в словарной статье с исходным словом рука объясняются: рукав, рукавный, рукавчатая, рукавица, рукавичничать, ручной, рукомольная, рукомолка, ручка, рукоять, рукобитчики, рукоблагословенье, руководить, руководство, рукогадатель, рукомойник, рукопашье и др. Всего в словарной статье около 100 слов.

Этот способ избрали и составители «Словаря современного русского литературного языка» (в 17 т.; М.-Л., 1948-1965). Однако использовали его только в трех первых томах. В остальных четырнадцати статьи следуют в алфавитном порядке. Изменение способа расположения словарных статей объясняется тем, что словообразовательно-гнездовой способ затрудняет поиск необходимого слова. Поэтому составители ССРЛЯ вынуждены были снабдить первые тома алфавитным указателем (в толковом словаре В.И. Даля он отсутствует). Его составление - трудоемкая работа. Кроме того, он занимает определенную площадь. В первом томе «Словаря современного русского литературного языка» алфавитный указатель напечатан на 32 страницах, во втором томе на 37, в третьем на 43 страницах.

Третий тип - словари, в которых используется ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ способ оформления слов. Его основу составляет связь между словарной системой и системой действительности. О такой связи одним из первых писал известный русско-польский языковед Н.В. Крушевский (1851–1887) в «Очерке науки о языке» (1883 г.): «Мы не должны никогда терять из виду основной характер языка: слово есть знак вещи. <…> Слова должны классифицироваться в нашем уме в те же группы, что и означаемые ими вещи ».

Идеографический способ, как свидетельствуют лингвисты, возник раньше алфавитного. Известен, например, «Ономастикон», созданный во II в. н.э. лексикографом и софистом Юлием Поллуксом на материале греческого языка. Впервые «Ономастикон» опубликовали в 1502 г. в Венеции. Он состоит из 10 книг. Каждая книга представляет собой трактат и содержит наиболее значимые слова, относящиеся к той или иной теме. Так, в четвертой книге говорится об образовании, грамматике и риторике; философах и софистах; поэтах и музыкантах; музыкальных инструментах; танцах и театрах; об астрономии; медицине и болезнях.

Первый идеографический словарь - «Тезаурус английских слов и выражений» Питера Марка Роже (1852 г.). Составление словаря Роже начал с выделения четырех больших понятийных классов:

* абстрактные отношения;

* пространство;

* материя;

Каждый класс он в свою очередь разбил на ряд родов, которые разделил на виды. При этом каждый вид включает в себя пронумерованные группы, которых оказывается 1000. Выделенные группы обозначаются словами с широкой семантикой. Они служат исходными и возглавляют целую серию аналогичных по смыслу слов.

Составление идеографических словарей - одно из новых направлений в лексикографии. В настоящее время изданы: «Русский семантический словарь. Опыт автоматического построения тезауруса от понятия к слову» под редакцией С.Г. Бархударова (1982 г.); «Идеографический словарь русского языка» О.С. Баранова (1995 г.); «Тематический словарь русского языка» Л.Г. Саяховой, Д.М. Хасановой, В.В. Морковкина (2000 г.) и др.

Особое место в современной лексикографии занимает «Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений» под общей редакцией Н.Ю. Шведовой в шести томах (М., Т. 1–1998; Т. 2 – 2000; Т. 3 –2003). Основная задача словаря – представить лексику русского языка как иерархическую систему, отражающую языковую картину мира.

В предисловии подробно излагаются теоретические основы словаря.

Том I содержит 39 000 слов и фразеологизмов и посвящен описанию лексико-семантической системы класса местоимений, а также тех классов существительных, которые называют все живое (людей, животных, растительные организмы) и природные реалии.

Том II включает 40 000 слов и фразеологических выражений. В нем описываются существительные, называющие материальные продукты деятельности человека (населенные места, обрабатываемые участки, дороги; вещественные продукты труда; организации и учреждения).

Том III состоит из 30 000 слов и фразеологизмов. Он содержит описание абстрактных имен существительных. Все они вместе образуют лексические классы и их условные объединения:

* «Бытие. Материя. Пространство. Время»;

* «Связи, отношения, содержание и форма. Структура. Метод»;

* «Духовный мир: сознание, мораль, чувства»;

* «Информация, речь»;

* «Вера, религия»;

* «Произведения творческой мысли: науки, учения, искусства»;

* «Общество, его жизнь, устои».

Словарная статья представляет собой описание одного отдельного слова (если это слово имеет только одно значение) или (если слово многозначно) описание отдельного значения, относящегося к данной лексической ветви.

Словарная статья состоит из следующих зон:

1) толкуемое словозначение;

2) грамматические и, в необходимых случаях, орфоэпические сведения;

3) стилистическая и там, где это требуется, хронологическая помета;

4) определение значения;

5) иллюстративный материал;

6) фразеологические сочетания и идиомы;

7) ближайшее словообразовательное гнездо.

1.2. Классификация словарей в зависимости от единицы лексикографического описания.

Единица лексикографического описания может быть больше слова или меньше. В соответствии с этим к первой группе относятся словари фразеологизмов, афоризмов, пословиц и поговорок, цитат, словосочетаний, словари сочетаемости слов. Ко второй группе относятся словари, в которых языковая единица меньше слова (например, морфемные).

1.3 В соответствии с параметром языковой принадлежности выделяются словари непереводные, одноязычные и переводные , которые могут быть двуязычными и многоязычными.

1.4 В зависимости от параметра объема (количества объясняемых слов) выделяется несколько групп словарей:

* словарики-минимумы для иностранцев и учебные словари (объем – от 2 000 до 20 000 слов): «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова (1980), «Школьный толковый словарь русского языка» под ред. Ф.П. Филина (1981);

* однотомные словари объемом в 30-70 000 слов: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (1990 – 22-е изд., около 57 000 слов);

* средние по объему словари, которые включают от 70 000 до 100 000 слов, широко иллюстрируют их употребление примерами из художественной литературы: малый академический «Словарь русского языка» в 4-х т. под ред. А.П. Евгеньевой (2-е изд., 1981-1984, свыше 90 000 слов);

* большие академические словари (120-180 000 слов): 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» (1950-1965) содержит свыше 120 000 слов и по числу «параграфов» (словарных статей) превосходит академическую двухтомную «Русскую грамматику» (1980 г.) почти в 40 раз. «Словарь немецкого языка» Братьев Гримм в 16-ти томах (издавался сто лет – с 1854 до 1954), «Большой Оксфордский словарь английского языка» (разрабатывался на протяжении полувека – с 1879 по 1928 г.).

Данная классификация считается наиболее разветвленной и универсальной. Выделяются следующие параметры характеристики слова:

· внешняя форма - F;

· внутреннее содержание (лексическое значение) - S;

· этимология слова;

· морфемный состав, словообразовательная структура;

· соотношение между формой и значением:

Существуют 4 типа соотношения формы и значения у сопоставляемых слов, в результате чего выделяются:

омонимы : наряд («одежда») и наряд («направление на работу»);

синонимы : шагать, плестись ;

антонимы : свет, тьма;

паронимы : абонент, абонемент.

Грамматические особенности слова (род существительных, склонение, образование глагольных форм, управление, согласование слов и др.);

Активное или пассивное использование слов в речи;

Сфера употребления слов (слова ограниченного употребления – диалектная, жаргонная, арготическая, профессиональная лексика).

В соответствии с описанными параметрами филологические словари делятся на восемь типов :

К первому типу относятся орфоэпические, орфографические и акцентологические словари.

Второй тип – это толковые словари.

К третьему типу относятся этимологические и исторические словари.

К четвертому типу относятся словообразовательные словари и словари морфем.

Пятый тип лингвистических словарей - словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

К шестому типу относятся словари, в которых объясняются морфологические или синтаксические особенности слов в русском языке. Создание таких словарей – новое направление в отечественной лексикографии, которое стало оформляться со времени появления первого «Грамматического словаря русского языка», составленного А.А. Зализняком и опубликованного в 1977 г. Цель грамматических словарей - описать морфологические и синтаксические свойства слова; указать, к какой части речи оно принадлежит, каким грамматическим значением и какими формами обладает; какие формы у него отсутствуют; имеет ли варианты, какой из них соответствует норме:

Словарная статья Я:

1 я мс ∆ : Р., В . меня, Д., П. мне, Т . мной // мною;

с ○ (осознающий себя сущностью)

2 я с ○ (название буквы я)

Цифры 1, 2 слева чуть выше букв указывают, что это омонимы. Первый омоним имеет помету мс , что означает «местоимение-существительное». После знака ∆ дается парадигма слова. Знак // свидетельствует о наличии вариантной формы в творительном падеже. На второй строке словарной статьи буква с указывает, что местоимение я выступает в роли существительного, а в скобках формулируется его переносное значение. Знак ○ означает, что как существительное слово я не склоняется. Вторая статья: омоним я – несклоняемое (○) существительное.

Наряду с общим грамматическим словарем, стали появляться словари, посвященные одному или нескольким сложным грамматическим явлениям: словарь-справочник «Управление в русском языке» Д.Э Розенталя (1981), «Русский глагол и его причастные формы» И.К. Сазоновой (1989).

В 1996 г. издается «Лексико-грамматический словарь русского языка» Н.П. Колесникова (он состоит из «Словаря несклоняемых слов» и «Словаря односложных слов (моносиллабов)»). В 1-ом словаре собрано более 2000 несклоняемых слов:

Линó . ср . (фр. linon) - сорт белого тонкого льняного полотна, батиста; полотно, батист этого сорта.

Употребляется и в форме склоняемого существительного муж. рода: линон, -а.

Во втором словаре представлено около 4000 русских и заимствованных слов разных частей речи, являющихся односложными:

Долг – сущ. муж. им. и вин. ед. книжн.

Особого внимания заслуживает первый «Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса» Г.А. Золотовой (М., 1988). Это нормативный семантико-грамматический словарь. Основная единица описания - синтаксема русского языка, т.е. минимальная семантико-синтаксическая единица.

Седьмой тип – это словари, описывающие пассивную лексику (устаревших слов, неологизмов, редких слов, агнонимов).

В рамках данного типа своим названием привлекают словари агнонимов:

Морковкин, В.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем) / В.В. Морковкин, А.В. Морковкина. – М., 1997.

Лингвистический термин агноним, как и философские термины агностицизм, агностик, восходят к греческим словам gnōsis - «знание, познание», agnōstos - «непознаваемый». К агнонимам относятся слова, которые носитель языка может совсем не знать; иметь отдаленное представление о том, что они означают.

Основной источник, откуда авторы черпали материал, - академический «Словарь русского языка» в 4-х томах. Каждое агнонимическое слово в корпусе словаря кратко толкуется, имеет стилистическую помету, этимологическую справку и указание, к какой тематической группе оно относится, например: к названиям одежды, музыкальным инструментам, единицам измерения, к той или иной науке. Эти и другие группы представлены в идеографической части словаря «Лексическая основа русского языка».

Образцы словарных статей:

ИМПЕРИАЛ 1 , (уст.) Русская золотая монета в 10 руб., а после 1897 г. - в 15 руб.

ИМПЕРИАЛ 2 . Верхняя часть конки или омнибуса с местами для пассажиров.

Словари, в которых отражена специальная, диалектная лексика, жаргонизмы, арготизмы, относятся к восьмому типу лингвистических словарей.

Слово «тезаурус» (thesaurus) заимствовано из древнегреческого языка со значением «сокровищница» и используется в двух значениях: 1) словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем их употребления в текстах; 2) идеографический словарь, в котором показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические) между лексическими единицами. Тезаурус в первом значении осуществим лишь для мертвых языков: «Thesaurus linguae latinae» (с 1900), также «Словарь польского языка» (1966). Структурная основа тезауруса во 2 значении – иерархическая система понятий, обеспечивающих поиск от смысловых к лексическим единицам (то есть поиск слов исходя из понятия): «Тезаурус английских слов и выражений» П.М. Роже (1852; к настоящему времени издавался более 100 раз), идеографический словарь немецкого языка Ф. Дорнзайфа (1933) и др (смотри вопрос 1 ). В практике информационной работы получили распространение информационно-поисковые тезаурусы , главная задача которых – единообразная замена лексических единиц текста стандартизованными словами и выражениями (дескрипторами) при индексировании документов (зная основные термины, используемые в научной работе, можно при помощи такого тезауруса значительно сократить время её поиска): «Тезаурус информационно-поисковый по языкознанию» (1977).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»

По теме:

«Принципы классификации словарей»

Исполнитель:

Назмиева Надежда Асгатовна

ФИО

Москва 2018 год

Содержание:

Введение 3

    Из истории русской лексикографии 4

    Функции словарей 5

    Классификация словарей 7

    Типы словарей по Щербе 9

    Словарная статья 10

    Заключение 11

    Список использованной литературы 12

Введение

В настоящее время школа ставит перед собой задачу воспитать всесторонне развитую личность, умеющую самостоятельно добывать знания и применять их. Речь, устная и письменная, является главнейшим условием добывания знаний. Обучающийся может получать знания различными способами: слушая объяснения учителя или самостоятельно изучая какую-либо тему. Задача учителя развить интерес обучающегося к учению, заинтересовать его, привить навыки самостоятельного получения какой-то информации. Чтобы получить новое знание, ученику всегда требуется обращение к книге, ведь как известно, книга- источник знаний. Но не всегда в обычной книге или учебнике можно получить ёмкое, краткое и достаточно полное объяснение того или иного явления, понятия. Вот здесь на помощь приходит словарь.

А.Франс, известный писатель говорил: « Словарь- это книга книг.» Уже начиная с первого класса учитель учит обучающихся обращаться к разным словарям.

Словарь – это справочная книга, в которой содержатся слова с пояснениями, толкованиями, переводом, расположенные по определённому принципу.

В настоящее время существует большое количество разных словарей, так как язык сложен и многоаспектен. Кроме этого, люди нуждаются в получении самой разной информации. И нет никакой возможности дать в одном словаре всю исчерпывающую информацию, которая бы подходила абсолютно всем.

Словари очень разнообразны по своему назначению, объёму, характеру и способам подачи информации.

Использование словарей повышает культуру речи, помогает развить логическое мышление.

Роль словарей трудно переоценить, так как они являются хранителями и накопителями знаний.

Цель исследования: изучить принципы классификации словарей.

Методы и средства исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, использование Интернет-ресурсов.

    Из истории русской лексикографии

Основные этапы в истории русского словарного дела в общих чертах совпадают с этапами развития лексикографии в Западной Европе.

У истоков словарного дела на Руси, как и на Западе, стоят рукописные глоссарии; самый ранний из сохранившихся глоссариев содержит 174 слова и датируется 1282. Расхождение между книжным церковнославянским и разговорным древнерусским языком, а также потребности общения с иностранцами, особенно греками, обусловили возникновение в Древней Руси нескольких типов словарей, среди которых принято различать словари собственных имен (ономастиконы, например словарь библейских имен под названием Речь жидовського языка ); так называемые приточники (от слова "притча") - собрания слов, которым приписывался символический смысл; славяно-русские словари, толковавшие непонятные слова книжного языка (например, Толкование неудобь познаваемом речем ); и переводные словари (например, Речь тонкословия греческого ).

В 16 в. формируются новые принципы составления словарей, в частности постепенно утверждается алфавитный принцип расположения материала. С появлением книгопечатания выходят в свет и печатные словари. Первый из них, Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского [т.е. церковнославянского, не путать с современным словенским] языка на просты русский диялект истолкованы Лаврентия ЗизанияТустановскогобыл опубликован в Вильно (Вильнюсе) в 1596. В 1627 в Киеве вышел гораздо больший по объему (около 7 тыс. слов) Лексикон славеноросский и имен толкование Памвы Берынды, переизданный в 1653 и оказавший значительное влияние на последующие словари. В тот же период появились многочисленные переводные словари.

    Функции словарей

Большинству людей приходится сталкиваться лишь с несколькими "классическими" видами словарей: толковыми, к которым обращаются, желая узнать значение какого-то (обычно непонятного) слова; двуязычными; орфографическими и орфоэпическими, в которых справляются о том, как правильно написать или произнести то или иное слово; и, возможно, этимологическими. Реально разнообразие типов словарей гораздо больше. Практически все они представлены в русской лексикографической традиции и доступны российскому читателю.

Первичная функция словаря заключается в описании значений слов, причем словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Поскольку конкретное значение слова часто зависит от контекста, в более подробных словарях приводятся примеры употребления слов в различных контекстах.

Помимо толкований и примеров употребления, словари включают богатый запас лингвистической информации. Они являются общепринятым источником сведений о правильном написании и произношении слов, приводя предпочтительные и альтернативные произношения и написания в тех случаях, когда их допускается более одного, как в случае англ. theater и theatre "театр", catalog и catalogue "каталог" или в рус. галоша и калоша . Словари могут также приводить грамматическую информацию, этимологию слов (их происхождение и историческое развитие), производные формы (например, формы множественного числа в английском языке) в тех случаях, когда они необычны или их образование сопряжено с трудностями, синонимы и антонимы. Более крупные словари включают в себя технические термины, географические названия, иностранные слова и биографические статьи. Чаще, однако, эти типы сведений разносятся по разным видам более частных словарей.

Поскольку быстрому темпу современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени. Новые слова должны включаться в часто переиздаваемые словари в порядке их дополнения. Столь же важны полнота и скрупулезность. Наиболее исчерпывающими являются полные (в противоположность сокращенным) словари, в английской лексикографической традиции определяемые как unabridged. Для английского языка, например, такие словари содержат более 400 тыс. слов.

Критерии выбора словаря зависят от возраста пользователя и тех ситуаций, в которых он собирается со словарем работать. Например, сложное устройство словарей для взрослых может разочаровать и отпугнуть младших школьников, и поэтому для начальной и средней школы составляются специальные словари.

Основные принципы классификации словарей

Одним из важнейших является деление словарей по содержанию на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические словари отражают представления об окружающем мире или об отдельных его фрагментах, понятиях определенной области знаний и т.п. Лингвистические словари описывают языковые единицы - преимущественно слова, а также морфемы, фразеологизмы и др. Основным типом лингвистических одноязычных словарей являются толковые.

Лингвистические словари могут использовать материал одного или нескольких языков. В зависимости от этого словари делятся на одноязычные, двуязычные и многоязычные. Одноязычные словари оперируют материалом одного языка (например, разнообразные словари русского языка). Двуязычные словари (переводные) представляют материал двух языков. Такие словари активно используются при изучении иностранного языка, при переводе с одного языка на другой.

В особую группу можно выделить исторические словари. Исторические лингвистические словари, как правило, описывают историю развития слова в определенный период, опираясь на памятники письменности, данные диалектов и родственных языков.

Особой разновидностью исторического словаря является этимологический словарь, объясняющий происхождение. Этимологические словари опираются на данные различных областей знания, используют сведения по истории народа, религии, культуре, археологии, этнографии и т.п.

Существуют типы лингвистических словарей в зависимости от установления и описания системных отношений между словами. Структурная организация лексической системы языка отражается в словарях омонимов, синонимов, антонимов. Своеобразным отношениям между отдельными лексемами посвящены словари паронимов. Структура словообразования и словообразовательные связи лексем описаны в словообразовательных словарях.

Словари могут отражать как общеупотребительную лексику, так и лексику особой сферы употребления, которая классифицируется по следующим параметрам:

Разговорная лексика устной речи;

Ненормативная лексика, включающая элементы бранной и экспрессивной лексики, а также особая лексика социальных групп;

Диалектная лексика отдельных регионов;

Специальная лексика, используемая отдельными отраслями науки и техники;

Поэтическая лексика художественных произведений

3. Классификации словаря:

Обычно в школе мы знакомим обучающихся с несколькими видами словарей: толковыми, орфографическими, орфоэпическими, двуязычными. На самом же деле типов словарей гораздо больше.

Словари классифицируют по:

Содержанию лексикографической информации;

Отбору лексики;

Способу описания;

Единице лексикографического описания;

Порядку расположения материала;

Числу языков в словаре;

Назначению.

По объекту описания:

а) энциклопедические – информация о предметах, явлениях, событиях, которые обозначены словами; не содержат предлогов, местоимений, союзов, частиц, мало глаголов; создаются специалистами в разных областях знаний. Объект: предмет и понятие

б) лингвистические – описывают слово и приводят его значения, указывают на грамматические, орфографические, орфоэпические особенности слов, на стилевую принадлежность; создаются филологами, лингвистами, лексикографами. Объект: слово

По объему словаря. Измеряются в тысячах слов.

По языку описания входных единиц словаря:

а) одноязычные (толковые, сленга, языка конкретного писателя, синонимов, антонимов, неологизмов) – единица и ее описание на одном языке.

б) переводные (двуязычные, многоязычные)

По описанию отдельных функциональных разновидностей языка. В определенных сферах коммуникации и с определенной функцией. Н-р, научная сфера – словарь терминов; территориального диалекта; литературного языка и т.д.

По единице описания словаря:

а) слова – синонимы, антонимы, омонимы
б) фразеологические единицы

По порядку расположения слов:

а) в алфавитном порядке (либо слова – лингвистические словари, либо понятия или названия понятий – идеографический словарь – тезаурус, родо-видовые единицы)
Параметры словаря:

1. Структура словаря: введение, предисловие; как пользоваться; транскрипция; сокращения и объяснения; основной список слов; дополнительный материал (приложения).

2. Структура словарной статьи: зависит от конкретного словаря. Заглавное слово, которое открывает статью; основная часть (описание особенностей слова); цитаты и иллюстрации.

4. Типы словарей по Щербе:
1) Словарь академического типа - словарь-справочник. Словарь академического типа является нормативным, описывающим лексическую систему данного языка: в нём не должно быть фактов, противоречащих современному употреблению. Словари-справочники могут содержать сведения о более широком круге слов, выходящих за границы нормативного литературного языка.

2) Энциклопедический словарь - общий словарь.

3) Тезаурус - обычный (толковый или переводной) словарь.Тезаурусом считаются словари, в которых приводятся все слова, встретившиеся в данном языке хотя бы один раз. Обычный- идеологический (идеографический) словарь, слова-понятия классифицированы так, чтобы показать их живую взаимосвязь.

5. Словарная статья.

Словари состоят из словарных статей. Словарная статья- это текст, который объясняет заголовочную единицу и описывает её основные параметры.

Начинается словарная статья с заголовка, который выделен полужирным шрифтом прописными буквами. Обязательно наличие ударения. Также в словарной статье наличиствуют пометы: грамматические, стилистические. Затем идёт словарное определение, устойчивые обороты, производные слова. Иллюстративный материал также может присутствовать в словарной статье.

Совокупность заглавных слов образует словник словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря.

Заключение

Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так же это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

В данной работе были рассмотрены основные классификации словарей. Следует подчеркнуть, что основная задача теории лексикографии сегодня – не столько в создании универсальной классификации, сколько в разработке методов описания каждого отдельного словаря как типа, с учетом последующего использования такого описания в разных прагматических целях: информационных, прогнозирующих, научных, учебных и т.д.

Подводя итог можно выделить следующее:

    При выборе словаря все будет зависеть от возраста пользователя и тех ситуаций, в которых он собирается со словарем работать.

    При выборе словаря можно увидеть его классификацию, и поделить на: объект описания, объем словаря, на язык описания входных единиц,описание отдельных функциональных разновидностей языка,порядку расположения слов и т.д.

    Нашему быстрому темпу современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, поэтому словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени, и столь же важны полнота и скрупулезность.

Список использованной литературы:

    Козырев В.А. Русская лексикография: пособие для вузов / В.А. Козырев. - М.: Дрофа, 2004. - 288 с.

    В. И. Максимова. Русский язык и культура речи. Москва 2003 г. – 136 с.

    Маслов, Ю. С. Введение в языкознание. Спб.: Филол. фак-т СпбГУ; М. : Академия, 2006. - 201с.

    Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова и др. - М.: ИНФРА - М, 2003 - 192с.

    Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб "Секреты стилтистики". - М.: Рольф, 1996 - 208с.

    Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред.Ф.П. Филин. - М.: "Советская энциклопедия", 1979. - 432с.

    Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - Славянский Дом Книги, 2014. - С. 620. - slovarey -i…