Падежные вопросы имен существительных. На какие вопросы отвечают падежи? Вопросы творительного падежа

Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно. На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение . Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.

Вконтакте

Определение

Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами . С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:

  1. Мы, радость, принять, он, коллектив.
  2. Мы с радостью приняли его в коллектив.

В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью .

Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15 . Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.

Основные виды

Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.

У некоторых падежей вопросы совпадают , и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.

Какие бывают основные падежи в русском языке.

Именительный

Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:

  • вопросы кто? — мама. Что? — рама ;
  • вспомогательное выражение «есть»;
  • встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
  • множественном: -ы, -и, -а, -я.
  1. Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
  2. Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).

Родительный

Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:

  • можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца ;
  • употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
  • окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
  • во множественном: -ов, -ев, -ей.
  1. После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
  2. Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).

Дательный

Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:

  • определяет последнюю точку действия;
  • «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
  • предлоги: по, к;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
  • во множественном: -ам, -ям.
  1. Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
  2. Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).

Винительный

Называет объект действия:

  • «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
  • предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
  • во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
  1. Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
  2. А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).

Творительный

Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:

  • «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
  • употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
  • окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
  • во множественном: -ами, -ями.
  1. Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
  2. С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).

Предложный

Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:

  • чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
  • «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
  • окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
  • множественное число: -ах, -я.
  1. Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
  2. При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).

Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:

  • Ирина
  • Родила
  • Девчонку,
  • Велела
  • Тащить
  • Пеленку.

Таблица — падежи.

Дополнительные разновидности падежных форм

  1. Звательный . К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
  2. Местный . Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
  3. Разделительный. Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.
  4. Счетный. Используется с числительными . Пример: четыре шара, два шкафа.
  5. Отложительный. Указывает начальную точку передвижения . Пример: из саду, из дому.
  6. Лишительный. Для отрицания глаголов . Пример: не может пойти, не готов попрощаться.
  7. Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным . Пример: чашка чаю.
  8. Ждательный. Пример: ждать товарища.
  9. Превратительный (включительный). Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.

Склонение существительных

Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».

Склонение существительных, таблица.

Падеж I склонение II склонение III склонение
Жен. род Муж. род Муж. род Ср. род Жен. род
Именительный Дорога Папа

Костя

Арбузÿ Жито

Море

Сольÿ
Родительный Дороги Папы

Кости

Арбуза

Корня

Жита

Моря

Соли

Грани

Дательный Дороге Папе

Косте

Арбузу

Корню

Житу

Морю

Соли

Грани

Винительный Дорогу Папу

Костю

Арбузÿ Жито

Море

Сольÿ
Творительный Дорогой

Аней

Папой

Костей

Арбузом

Корнем

Житом

Морем

Солью

Гранью

Предложный О дороге

Об Ане

О папе

О Косте

Об арбузе

О корне

О жите

О море

О соли

О грани

Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.

Падежи и вопросы

Падеж и вспомогательное слово

Предлоги

Окончания по числам
Ед. ч.
III скл.
Именительный Кто? (отец). Что? (телефон) Отец всегда много читал.

Телефон звонил по несколько раз на день.

Без предлогов -а, -я -, -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) Родителей на кухне не было.

Пришлось рисовать без вдохновения.

Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после -ы, -и -а, -я -ов, -, ев, -ей
Дательный Кому? (котенку). Чему? (потолку) Маша налила котенку молочка.

К потолку крепились гирлянды.

По, к -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? (друга). Что? (дом) Мы позвали друга с собой.

Переезд в новый дом не радовал.

Через, за, в, на, про -у, -ю -о, -е -, -и, -ы, -а, -я
Творительный

(любуюсь)

Кем? (художником). Чем? (творением) Она всегда мечтала стать художником.

Уже пятый час Катя любовалась своим творением.

Под, за, перед, с, над -ой/ою, -ей/ею -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) О Маше мы даже не вспомнили.

Мама давно думала об этом путешествии.

Об, в, о, при, на -е, -и -е, -и -ах, -я

Как легко выучить падежи

Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного

Заключение

Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы. Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами . Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.

Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.

Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.

Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или

Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.

  • Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
  • Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши .
  • Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
  • Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя .
  • Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой , (доволен чем?) результатом .
  • Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой ; (думаю о чем?) о защите диссертации .

Таблица падежей русского языка с вопросами:

Падежная система

Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.

  • Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже . Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
  • Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку , (где?) на шифоньере , (где?) в носу.
  • Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
  • Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
  • Отложительный. Он употребляется с предлогом из . Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
  • Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
  • Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
  • Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.

Как определять

Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.

Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:

  1. В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
  2. Задать вопрос к имени существительному.
  3. у существительного.

Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)

Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:

  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Падежные окончания

Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.

Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.

Окончания в падежах русского языка:

1 скл. Наименование Окончания в единственном числе Окончания во множественном числе
Именительный -а, -я -ы, -и
Родительный -ы, -и -, -ей
Дательный -е, -и -ам,-ям
Винительный -у, -ю -ы,-и,-ей
Творительный -ой,-ей -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
2 склонение Именительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Родительный -а,-я -, -ов,-ев,-ей
Дательный -у,-ю -ам,-ям
Винительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Творительный -ом,-ем -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
3 склонение Именительный -
Родительный -ей
Дательный -ам,-ям
Винительный -
Творительный -ами,-ями
Предложный -ах,-ях

Полезное видео

Подведем итоги

Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Языки непрерывно развиваются, причём благодаря малограмотным людям. Скажет одна тётка из деревни «поло́жить» и «зво́нит», а потом «была у сестрЕ, завтра снова поеду к сестрЫ» — через месяц так будет половина деревни говорить, а лет через двадцать какой-нибудь профессор, смахивая скупую слезу, добавит эти варианты в новый академический словарь как «допустимые разговорные варианты»...

Буквы и диакритические знаки, которые кому-то показались лишними, выкидывают, а падежи со временем упраздняют. Мало кто помнит, но и в одном из самых распространённых на сегодняшний день германских языков, когда-то тоже было несколько падежей, а сейчас разве что выделяют общий и притяжательный. Кроме того, не только само наличие падежей, но и их количество нестабильно. Например, в финском выделяют 14-16 падежей, а в табасаранском до 52-х! Почему же нельзя назвать конкретное число?

Падежи нередко представляют сложность не только для иностранца, который является носителем языка без падежной системы, но и для тех, кто учит родно язык. Принято считать, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее, некоторые языковеды выделяют ещё от семи до двенадцати форм, имеющих ограниченное распространение и функции. «Русская грамматика» объясняет это так: «предложно-падежные формы обладают бо́льшими возможностями конкретизации и дифференциации падежных значений: эти возможности заключены в значениях предлогов». Непонятно? Давайте разбираться вместе.

Современное положение

Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто? что? кого? чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)

Именительный падеж — кто? что? — является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.

Родительный падеж — нет кого? чего? — определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.

Дательный падеж — дать кому? чему? — определяет конечную точку действия.

Винительный падеж — вижу кого? что? — обозначает непосредственный объект действия.

Творительный падеж — творю кем? чем? — определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности.

Предложный падеж — думать о ком, о чём.

Следствие реформ. Утраченные 8 падежей

На протяжении своего развития русская речь претерпела массу изменений и реформ. Если говорить о падежах, то их осталось в современном русском языке почти наполовину меньше. В русском языке когда-то было 14 падежей, которые делали его, наверное, не только логичнее, но и гораздо ярче и самобытнее.

1. Местный падеж (второй предложный)

Второй предложный падеж получил ещё название «местного падежа», указывающего на место пребывания предмета. Например, в форме местного падежа находятся слова «до́ма» (ударение на первый слог), «домо́й». Часть слов местного падежа превратилась в наречия. Его называют одним из самых понятных среди альтернативных падежей, так как его формы очевидны, они используются и заменить их нельзя.

Оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й являются, видимо, наречиями.

У предложного падежа можно выделить две основные функции: указание на объект речи и указание на место или время действия. Например, можно говорить о (ком? чём?) площади и можно стоять на (ком? чём?) площади, думать о (ком? чём?) комнате и находиться в (ком? чём?) комнате. Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй — «местным». У «площади» и «комнаты» эти формы не зависят от функции. Нередко падежом управляет не предлог, а именно смысл, который вкладывается. Если мы придумаем конструкцию с предлогом «в», когда нахождение в соответствующем месте не будет иметься в виду, нам обязательно захочется воспользоваться изъяснительным, а не местным падежом. Например, «я знаю толк в лесе». Если сказать «я знаю толк в лесу», то это будет звучать как «я это знаю лишь во время нахождения в лесу».

2. Звательный падеж (новозвательный)

Использование звательного падежа считается характерным для старорусских слов, относимых сегодня к устаревшим. Например, такие слова как «старче» и «человече». Звательный падеж был упразднён, поскольку оказался идентичен современному именительному падежу. Вероятно, со временем звательный падеж стал избыточен для русского языка. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже» (Исусе, Отче, Владыче, Пантелеимоне и т.п.). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем усечения окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Светуль, Андрюш), заходи!

Вопрос о том, считать ли звательный падежом, широко обсуждается, так как полученные в результате слова и формы имени вообще сложно считать именами существительными. По этой же логике не выделяют притяжательный падеж, так как слова «папин» или «Андрюшин» не существительные.

3. Количественно-отделительный (он же разделительный) падеж

Этот падеж представляет собой разновидность родительного падежа, что тоже приводило к речевой избыточности. Например, мы говорим: чашка чаю (или чашка чая). В дореформенной русской речи эти словосочетания были разных падежей, в современном русском языке мы относим их к одному (именительному) падежу.

Количественно-отделительный падеж — разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход), выпить коньяку. Налить в стакан кефира (выпить кефиру), лежит головка чеснока (съесть чесноку), сделать глоток чая (напиться чаю), молодой человек, огоньку не найдется?

4. Лишительный падеж

Лишительный падеж — вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право). Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж больше не выделяется.

Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину» (а не машины), «не пить водку» (а не водки). Этот падеж возникает только в том случае, если мы считаем, что каждой функции существительного должен соответствовать какой-то один конкретный падеж. Тогда лишительный падеж — это такой падеж, формы которого могут соответствовать формам родительного или винительного. Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях нам удобнее использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа. Например, «ни шагу назад», с точки зрения лингвистики, звучало бы более правильно, нежели «ни шага назад».

5. Ждательный падеж

В современном русском фактически совпадает с родительным, его границы также стерты, а падеж упразднён. Некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.

Ждательный падеж — непростая форма, поскольку «ждать» мы можем кого-то или чего-то, то по логике должны использовать родительный падеж с этими глаголами. Однако иногда этот родительный падеж вдруг принимает форму винительного. Например, мы ждём (кого? чего?) письма, но (кого? что?) маму. А «ждать письмо» или «ждать мамы» — недопустимо. Конечно, если принять эти формы за норму русского языка, то можно делать вывод, что ждательного падежа нет, а с глаголом ждать используются и родительный, и винительный падежи.

6. Превратительный падеж (другое название — включительный)

Отвечает на вопросы винительного падежа (в кого? во что?). Но употребляется только в речевых оборотах такой формы: взять в подруги, пойти в лётчики, выйти в люди, баллотироваться в депутаты, годиться в сыновья, президенты, взять в зятья и т. п. В современном русском превратительный падеж также упразднён, слит с винительным падежом.

Если, анализируя фразу «он пошёл в лётчики», мы поставим «лётчики» в винительный падеж, то получится, что «он пошёл в (кого? что?) лётчиков». Но традиционно говорят «он пошёл в лётчики». Однако это не именительный падеж по трём причинам: 1) перед «лётчиками» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа; 2) слово «лётчики» не является подлежащим, поэтому этот падеж должен быть косвенным; 3) слово «лётчики» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?), поскольку нельзя сказать «в кто он пошёл?», а только «в кого он пошёл?». Следовательно, имеем превратительный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе.

7. Счётный падеж

Данный падеж раньше применялся при счёте. В дореформенном русском языке его отличали от родительного падежа, однако сегодня и этот падеж поглощен родительным падежом. Например: три часа (ударение на последнем слоге), а не часа (ударение на первый слог); два шага (ударение на второй слог), а не шага (ударение на первый слог).

Самостоятельную группу примеров составляют существительные, образованные от прилагательных. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, «нет (кого? чего?) смотровой», но «три (каких?) смотровых». Обратим внимание, что использование множественного числа тут не оправдывается тем, что смотровых три, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев».

8. Отложительный падеж (аблатив, исходный)

Иногда выделяют ещё исходный падеж. Этот падеж ещё называют исходным. Если говорить о русском языке, то форма аблатива схожа с формой родительного падежа, употребленного с такими предлогами, как «с», «от», «из», а иногда с творительным падежом. Аблатив указывает на траекторию движения, а точнее, на ее исходную точку. «От кого?», «отчего?», «откуда?», «от чего?» — именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: из лесу, из дому, «идти с урока», но «нет урока» (это уже генитив, или родительный падеж).

Современная падежная система. Сложности определения

Давайте вернёмся к вопросу, поднятому в самом начале. Почему же нельзя назвать конкретное число? Часто специалисты не могут сойтись во мнении, следует выделять ту или иную форму или нет и как определить падеж изначально.

Традиционным способом определения падежа является вопросный метод, при использовании которого к форме имени задаётся один из так называемых падежных вопросов (в русском кто? что? кого? чего? кому? чему? и так далее). Этот метод интуитивно прост и нагляден, но обладает рядом теоретических недостатков. Предполагает опору на метаязыковую способность задавать вопросы и поэтому зависит от компетенции носителя, что препятствует его формализации, не способен разграничивать падежные формы, к которым задаётся один и тот же вопрос (например, чего? — чая или чаю). То есть, строгих определений падежа дать не возможно. В. А. Успенский и А. Н. Колмогоров выделяли 9 падежей современного русского языка без сомнений, а с принятием некоторых допущений — до 12. Однако вопрос остался на уровне экспериментальных изысканий.

Следует отметить, что в современном украинском языке Звательный и Местный падежи входят в семерку общеупотребительных и изучаемых в школе: Називний (Именительный), Родовий (Родительный), Давальний (Дательный), Знахідний (Винительный), Орудний (Творительный), Місцевий (Местный) и Кличний (Звательный) — а вот Предложного в этом списке нет.

А российским школьникам, изучающим , можно не беспокоиться: для них падежей по-прежнему шесть, в то время как статус звательного падежа, по аналогии с падежами украинского языка, оспаривается некоторыми специалистами.

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии паде­жа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль. Сравните:

клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ран­ний.

Ранней осе­нью в моё окно мне машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и пред­ло­га­ми.

Таблица падежей

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окон­ча­ни­я­ми)

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние паде­жа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? - бабушк-а, мастер_, отец_;
  • что? - тишин-а, дом_, счасть-е, радость_.

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася - мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж кого? чего?

  • нет (кого?) бабушк-и, мастер-а, отц-а;
  • нет (чего?) тишин-ы, дом-а, счасть-я, радост-и.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома - оста­но­вил­ся у (чего?) дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

Дательный падеж

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушк-е, мастер-у, отц-у;
  • дам (чему?) тишин-е, дом-у, счасть-ю, радост-и.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк-у, мастер-а, отц-а;
  • вижу (что?) тишин-у, дом_, счасть-е, радость_.

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушк-ой, мастер-ом, отц-ом;
  • любу­юсь (чем?) тишин-ой, дом-ом, счасть-ем, радость-ю.

С этим паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с;

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк-е, о мастер-е, об отц-е;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин-е, о дом-е, о счасть-е, о радост-и.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  1. пер­вый шаг - най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ное суще­стви­тель­ное;
  2. вто­рой шаг - поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

Я люб­лю свою бабуш­ку.

Люблю (кого?) бабушк- у (в.п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен- е - д.п.;
  • висит на (чём?) стен- е - п.п.;
  • хвост у (кого?) лошад- и - р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад -и - п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи - имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На замет­ку!

А вы зна­ли, что выде­ля­ют ещё 9 паде­жей, кото­рые не изу­ча­ют в шко­ле?

Таблицы и статьи про падежи в русском языке

Грамматика русского языка – это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.

Имя существительное – это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма – это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.

Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.

Это интересно: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?

Также существует 3 вида склонения у существительных.

  • Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
  • Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
  • Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.

Изменение существительных разных склонений .

В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.

Все они имеют свой смысл :

Определители

Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.

obrazovanie.guru

Склонение имен существительных, падежи русского языка, таблицы

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.

Основные типы склонения имён существительных в русском языке

Пояснения и примеры

Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.

Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и.

Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.

Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и.

Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.

У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь.

Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.

О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.

Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.

Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).

В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. Падежи русского языка (3 класс) — таблица:

Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи - косвенными падежами.

Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.

Cклонение во множественном числе

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега

Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:

1) многие односложные существительные типа лес - леса, шёлк - шелка, бок - бока, глаз - глаза, снег - снега и т. д.;

2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег - берега, голос - голоса, вечер - вечера, город - города, округ - округа, череп - черепа и т. д.

Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

С окончанием -а (-я)

С окончанием -ы (-и)

адреса, берега, борта, буфера, берега, века (но: во веки веков, на веки вечные), векселя, вензеля, города, директора, доктора, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, колокола, корма, купола, кучера, острова, отпуска, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сорта, стога, сторожа, терема, тетерева, хутора, фельдшера, шафера, якоря

Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:

Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:

кoрни (у растений)

листы (железные, бумажные)

ордены (рыцарские, монашеские)

коренья (сушёные овощи)

корпуса (здания, войсковые соединения)

лагеря (военные, детские)

листья (у растений)

меха (выделанные шкуры)

ордена (знаки отличия)

счета (документы для оплаты)

сыновья (у матери)

тона (оттенки цвета)

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных

В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания , -ов (-ев), -ей . На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

с окончанием —

с окончанием -ов (-ев)

с окончанием -ей

англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок;

партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир;

валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет;

ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген;

колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел;

брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок.

киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов;

платьев, устьев, подмастерьев, носков;

метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов;

апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов;

болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев;

заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев, подонков.

ружей, джоулей, свечей (но: Игра не стоит свеч);

кеглей, саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей;

будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней.

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном - окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.

Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).

Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-и, семен-и, пут-и

времён- , семян- , пут-ей

времен-и, семен-и, пут-и

времен-ам, семен-ам, пут-ям

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-ем, семен-ем, пут-ём

времен-ами, семен-ами, пут-ями

о времен-и, семен-и, пут-и

о времен-ах, семен-ах, пут-ях

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

В русском языке есть несклоняемые имена существительные - слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.

Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? - винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? - предложный) пальто тебе будет жарко.

Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких - множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).

Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда - к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:

1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;

2) родовым (общим) понятием: широкая авеню (авеню вид улицы), вкусная кольраби (кольраби - вид капусты), солнечный Сухуми (Сухуми - город);

3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).

Степени сравнения качественных имён прилагательных

В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, - сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый - красив-ее (красив-ей)

мудрый - мудр-ее (мудр-ей)

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко - определениями, например:

Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).

Давай найдём место красивее (определение).

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий - более (менее) сладкий

низкий - более (менее) низкий

Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:

Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).

Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).

Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест - самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:

Эверест - высочайшая вершина в мире (определение).

Этот кратер - глубочайший (сказуемое).

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый - самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее - только прилагательное.

В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.

Мы подошли к самому красивому парку (определение).

Этот парк самый красивый (сказуемое).

2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Окончания русских падежей правила

Местоимение ВЫ может использоваться не только во множественном числе. Это же местоимение используют в качестве вежливой формы обращения к незнакомому человеку или к человеку старшего возраста.

ПРОФЕССИИ. Образование существительных женского рода

От существительных мужского рода, обозначающих профессию, при помощи суффикса «-К-» можно образовать существительные женского рода, обозначающие лиц женского пола. Конечно, слово также приобретает окончание женского рода.

Он студент. – Она студентка.

Он журналист. – Она журналистка.

Но есть в русском языке группа слов, обозначающих профессию, форма которых не меняется в зависимости от пола человека. Например:

Он менеджер. – Она менеджер.

Он инженер. – Она инженер.

Он доктор. – Она доктор.

Он музыкант. – Она музыкант.

Выражение отрицания в русском языке.

При отрицательном ответе на вопрос без специального вопросительного слова в русском языке нужно использовать ДВА слова: «НЕТ» и «НЕ». Сначала нужно сказать «НЕТ», а потом повторить частицу «НЕ» непосредственно перед отрицанием.

Например: ЭТО КЛЮЧ ? НЕТ , ЭТО НЕ КЛЮЧ.

В вопросе и ответе важную роль играет интонация. В вопросе вы делаете акцент на самом важном для вас слове – на этом слове повышается и интонация.

При ответе негативная частица «не» и следующее слово произносятся вместе как одно фонетическое слово. На «не» обычно ударения не бывает.

В зависимости от смысла вопроса, «не» может стоять перед:

Существительным: Это стол? — Нет, не стол. Наречием: Дом там? — Нет, не там. Глаголом: Ты знаешь? — Нет, не знаю. Прилагательным: Дом большой? – Нет, не большой.

Местоимения

ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В русском языке есть специальные слова для обозначения национальности. Для обозначения национальностей лиц мужского и женского пола существуют разные существительные, соответственно, мужского и женского рода. Для обозначения нескольких людей одной национальности существует особая форма множественного числа.

Посмотрите на таблицу: существительные мужского рода, как правило, образуются с помощью суффиксов -ец (канадец ), -ан+-ец (американец ), реже с помощью суффикса анин (англичанин ). Некоторые существительные мужского рода имеют особые формы: француз , турок, грек. Исключением является и форма русский (русская, русские) . Русский – это форма прилагательного, а не существительного.

Существительные женского рода, как правило, оканчиваются на -ка (канадка ), -анка (американка ) или -янка (китаянка ), однако есть и исключения: француженка .

Множественное число образуется по правилам образования множественного числа существительных.

Если существительное мужского рода заканчивается на -ец (канадец ) или -анец (американец ), то соответствующее существительное во множественном числе будет заканчиваться на -цы (канадцы ) или -анцы (американцы ). Множественное число существительных типа француз , грек образуется по общему правилу путем добавления окончания или : французы , греки . Обратите внимание на форму турок турки . Особую форму множественного числа имеют существительные мужского рода на –анин: формы множественного числа оканчиваются на –ане: англичанин англичане .

Как вы заметили, в русском языке существует много способов образования форм существительных, обозначающих национальности. Самое главное, что необходимо запомнить: для обозначения национальности человека используется не прилагательное, а специальное существительное. Особые формы существительных, обозначающих национальности, следует выучить наизусть.

Когда мы хотим охарактеризовать действие или описать состояние, мы обычно используем наречия . Наречие – это такая часть речи в русском языке, которая никогда не меняет свою форму.

Когда мы говорим о том, где происходило действие, мы используем наречия, которые отвечают на вопрос где? . Это наречия места.

  • Номер справа.
  • Лифт там, слева.
  • Ресторан внизу.

Когда мы хотим сказать, когда происходило действие, то используем наречия, которые отвечают на вопрос когда? . Это наречия времени.

  • Завтрак утром, обед днём, ужин вечером.

Когда мы хотим сказать о том, какого качества было действие или состояние, то используем наречия, которые отвечают на вопрос как? . Это наречия образа действия.

  • Летом жарко ,зимой холодно .
  • Это хорошо .
  • В ресторане очень дорого .

Наречия чаще всего употребляются с глаголами, обозначающими состояние или действие, с прилагательными и другими наречиями. Наречие ставится перед этими словами и обозначает степень интенсивности действия, интенсивность состояния или степень качества.

Встречаются наречия и в предложениях с конструкцией со словом ЭТО

Когда мы хотим описать состояние мира, природы вокруг нас, мы используем безличные предложения (где нет активного субъекта) с наречиями. В таких предложениях всегда есть указание на время или место. Обычно в начале подобного предложения стоит информация о том, где или когда имеет место событие, в конце – информация о том, каково его качество – вопрос как .

Особенностью русского языка по сравнению с большинством европейских является то, что в структуре предложений, описывающих состояние мира вокруг, в настоящем времени не используется глагол быть . В прошедшем и будущем времени соответствующие формы этого глагола обязательно присутствуют:

Запомните! Обычно наиболее важную (новую) информацию помещают в конце предложения, сравните:

  • Завтрак утром (не днём и не вечером).
  • Утром завтрак (не обед и не ужин).

Существительные множественного числа (продолжение)

Существительные мужского рода, которые оканчиваются на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ, и существительные женского рода, которые оканчиваются на -га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща, образуют множественное число с помощью буквы И:

speak-russian.cie.ru

Популярное:

  • Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад - процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]