Профессия кукольника – сложная, но очень интересная работа не только за ширмой, но и впереди нее. Знакомство с профессией кукольник

В Магаданском колледже искусств в этом году открывается новое отделение – «Актер театра кукол». Обучение будет проходить как в колледже (общие дисциплины, такие как: история театра, сценическая речь, сценическая пластика, хореография, вокал и другие), так и в театре кукол (специальные предметы: работа с куклой, технологии ее изготовления).

Срок обучения – три года десять месяцев; начало, как и везде, – первого сентября.

Главная причина, по которой решили создать отделение – нехватка актеров в кукольном театре. Сейчас здесь трудятся семь человек (всего же рабочих мест – шестнадцать!), причем только один из них – мужчина, отсюда и нехватка мужских ролей. Нагрузка на коллектив колоссальная, учитывая то, что в год проводится около трехсот спектаклей, и в планах руководства – расширение спектра деятельности труппы. Подробнее об этом, а также о профессии в целом, – в интервью с художественным руководителем Магаданского областного театра кукол Дмитрием ШАПОВАЛОВЫМ:

– На самом деле, это было обоюдное желание, необходимость, потребность, как нашего театра, так и колледжа искусств, – говорит Дмитрий Юрьевич. – Среди работников театра мало людей, которые имеют специальное образование актера – кукольника. Тут понятно почему. Во-первых, это отдаленность нашего региона от центральных регионов страны, где этих специалистов готовят. Во-вторых, даже если брать центральные регионы, то выпуск именно кукольников не такой уж и большой. Каких специалистов готовят: актеров, бутафоров – раньше так назывались художники по куклам, то есть люди, которые делают полностью материальную часть спектакля; все, что связано с куклами, с реквизитом.

К ним еще относится художник-конструктор по куклам, который занимается их механикой; художник-конструктор по декорациям, художник-модельер. Сейчас это называется и проще, и сложнее одновременно – художник-технолог театра кукол. Он должен уметь многое: и рисовать, и лепить, то есть делать все – от замысла до воплощения куклы в жизнь. Вот таких замечательных специалистов выпускают у нас в Санкт-Петербурге.

Сегодня нам особенно нужны актеры, как мужчины, так и женщины. Потому что работы становится больше, зрителей больше, напряженность достаточно ощутима: те актеры, которые есть сейчас, очень устают, конечно, потому что проводится по два спектакля в день, да плюс репетиции – это очень тяжело, и физически, и морально. И вот мы совместно с директором магаданского колледжа искусств Арамом Хукасовичем Айдиняном решили открыть театральное отделение со специализацией «Актер театра кукол». Лицензия уже получена, программа готова, осталось дело за малым – набрать курс.

Как будут обстоять дела с трудоустройством будущих выпускников отделения?

Актер-кукловод сам по себе является универсальным актером. Он может работать и в театре кукол, и в театре драмы, и в музыкальной комедии, и в опере. Есть случаи, когда люди нашей профессии работают даже в балете. Чего нельзя сказать про остальных актеров: актер театра драмы, например, навряд ли сможет работать в театре кукол, потому что ему в учебном заведении не преподавали мастерство актерской куклы. А кукловоду преподают и то, и другое. Он знает специфику и нюансы почти всех смежных профессий; изучает и пение, и танцы, и хореографию. В общем, курс для актера-кукловода точно такой же, как и для актера драматического театра, только плюс еще дополнительные предметы. Поэтому люди, окончившие это отделение, смогут работать где угодно, даже в кино. Очень много сейчас моих сокурсников работают в Москве, в Санкт – Петербурге, и я постоянно их вижу в фильмах, которые сейчас снимаются. Я это все говорю затем, чтобы убрать сложившийся стереотип по поводу нашей профессии. Что актер-кукольник – это не тот, про которого любят говорить, что он просто балуется с игрушками на сцене. На самом деле это очень сложная профессия, она пользуется большим спросом и популярностью. И если человек с этим дипломом захочет устроиться в любой театр – его туда примут, хотя все зависит, конечно, от того, талантлив он или нет. Вот кто интересуется нашей профессией, но все еще думает, что это какие-то куклешки-игрушки, то я рекомендую зайти на наш сайт, посмотреть фотографии и спросить у тех людей, которые ходят с детьми к нам в театр: «Что такое актер-кукольник?». В последние годы театр посетило очень большое количество зрителей, среди которых были и иногородние гости: из Москвы, Ялты, Курска, Таганрога, Ростова и т.д.

Они приезжали и говорили, что наши спектакли ничуть не хуже, а в некотором плане даже лучше тех, что показывают в крупных городах России. Что это очень сложная и интересная работа. И, конечно, актер в основном у нас работает перед ширмой, а не за ней, как принято считать. Все-таки зритель хочет видеть такое шоу на сцене, чтобы были и люди, и куклы; чтобы представление было красочным и красивым и главное – с неожиданными моментами, как это было в спектакле «Принцесса на горошине»: у нас на сцене шел настоящий дождь, актеры работали на высоте, над сценой чуть больше двух метров. То есть артисту нужно обладать достаточно хорошей физической выносливостью и вестибулярным аппаратом. Я вот лично в восемьдесят пятом году поступил в Днепропетровское театральное училище на курс актера-кукловода, и до сих пор не жалею об этом.

Думаю, мы приложим все силы, чтобы подготовить настоящих актеров с большой буквы, которые будут востребованы в любом театре нашей страны. Могу сказать абсолютно точно, что наш театр предоставит им всем рабочие места. Программа обучения очень разно­образна, и поэтому при внимании к себе, к предметам, при желании, если человек будет точно знать, чего он хочет достичь, то во время обучения на этом отделении он будет расти как личность, физически и морально, и эстетически.

В принципе, для девятиклассника поступление в колледж и получение среднего специального образования, а тем более актерского, – это даже выгоднее и лучше, чем заканчивать одиннадцать классов. Смотрите: девятый класс закончил – надо учиться еще два года. За два года ты получаешь просто среднее образование. А если к этим двум годам еще добавить полтора, то уже выйдешь готовым специалистом со средне-специальным образованием. И с этим дипломом будет проще поступить в высшее учебное заведение, потому что, естественно, предпочтение отдается людям, которые уже что-то умеют.

Какими качествами должен обладать будущий специалист – кукловод?

Прежде всего, это – любовь к своему делу. Если ты творческий человек, и тебе нравится находиться на сцене, дарить людям радость. У нас актриса одна говорила, что актер должен быть тщеславен. Если он не тщеславен, то это уже не актер. У наших сотрудников, кто давно работает в театре, берут автографы – и это уже показатель того, что человек состоялся как актер, потому что запомнился зрителям. Поэтому доля здорового тщеславия должна быть в наших будущих коллегах. Очень большое трудолюбие должно быть, потому что в этой профессии его потребуется в достаточном количестве. Помимо этого человек должен обладать чувством юмора, харизмой, обаянием, правильно поставленной речью и художественным вкусом.

Дмитрий Юрьевич, у вас, как у руководителя театра, какие планы на будущее? Если проблема кадрового голода себя исчерпает в ближайшие несколько лет?

Очень хотелось бы, чтобы мы вышли за возрастные рамки театра кукол, разнообразили репертуар и начали работать со зрителями более старшего возраста – среднего школьного. Сделать какую-нибудь постановку ТЮЗовскую. В последнее время зрители просят нас о спектакле для взрослых, но с тем количеством людей, которые сегодня работают у нас, мы этого сделать не можем. Поэтому ждем всех желающих освоить профессию кукольника.

Какие вступительные испытания ждут абитуриентов?

Абитуриенты будут проходить предварительные отборочные прослушивания, чтобы показать степень своего таланта. Это могут быть такие задания как, например, прочесть отрывок из басни, прозы, стихотворения. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны исполнить две – три песни или романса. Это и элементарные танцы, какой-то специальный этюд по заданию экзаменатора. И, конечно, будет знакомство с общим уровнем культуры абитуриента, кругом его интересов, его познаниями в различных отраслях искусства (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Для этого будет проводиться специальное собеседование, на котором могут быть заданы вопросы на выявление общего кругозора человека. И только после этого будет приниматься решение о допущении абитуриента к экзаменам (русский язык и литература в письменной форме).

По словам Дмитрия Шаповалова, на протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, а преуспевающим в учебе студентам будет выплачиваться стипендия.

Вступительные испытания начнутся с шестого июля.

Чтобы узнать подробнее о новой специальности, можно обратиться в приемную комиссию колледжа искусств по телефонам: (413-2) 65–03-47, (413-2) 60-54-55. Или в кукольный театр, где все желающие в ходе экскурсии смогут лично ознакомиться с профессией актера-кукольника.

Беседу провела Анна СЕРГЕЕВА.

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии. Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

Факультет театра кукол
Квалификация «Художник-технолог театра кукол»

Мастером кукол может стать любой человек, умеющий хорошо рисовать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна или освоив необходимые навыки самостоятельно, с помощью книг.

По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА