Конспект урока по ИЗО на тему "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки" (7-й класс)


Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение) Цели: 1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля. 2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству. 3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. План урока 1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра. 2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова, М.Врубеля. 3. Выполнение теста –задания. 4. Подведение итогов и анализ задания.


От греческого (my thos) – предание. Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания. Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Васнецов Виктор Михайлович (г.) (г.)Богатыри «Преданья старины глубокой»












Билибин Иван Яковлевич (г.) Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально – декоративный графически выразительный « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.






Врубель Михаил Александрович (г.) …За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А.С. Пушкин




Тестовое задание 1. вариант Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий? По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи? Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж. 2. вариант Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий? В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту? Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».





> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2 >, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3 >. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.

Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.

Культурная ситуация

Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.

Предпосылки появления жанра

Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.

Особенности композиций

Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.

Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.

Образы

Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления - это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.

Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, - это Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.

Еще один образ - это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, - это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.

Связь с музыкой

Сказочно-былинный во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.

Известные полотна

Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.

Еще один пример в данном ряду - картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.

Представители

Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.

Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.

Значение жанра

Сказочно-былинный жанр (7 класс) занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.