Ранние греческие философы. Античная философия древней греции

Среди всех гуманитарных наук именно философию называют самой коварной. Ведь именна она задает человечеству такие сложные, но и важные вопросы, как: «Что такое бытие?», «В чем смысл жизни?», «Для чего мы живем в этом мире?». О каждой этой теме написаны сотни томов, их авторы пытались найти ответ...

Но чаще всего они еще больше запутывались при поиске истины. Среди многочисленных философов, отметившихся в истории, можно выделить 10 наиболее важных. Ведь именно они и закладывали основы будущих мыслительных процессов, над которыми уже бились другие ученые.

Парменид (520-450 до н.э). Этот древнегреческий философ жил еще до Сократа. Как и многие другие мыслители той эры, он отличался непостижимостью и даже неким безумством. Парменид стал основателем целой философской школы в Елее. До нас дошла его поэма «О природе». В ней философ рассуждает о вопросах познания и бытия. Парменид рассуждал, что существует только вечно и неизменное Бытие, которое отождествляется с мышлением. По его логике о небытии мыслить невозможно, а значит, его и не существует. Ведь противоречивой является мысль «есть то, чего нет». Главным учеником Парменида считается Зенон Элейский, но труды философа оказали влияние и на Платона с Мелиссом.

Аристотель (384-322 до н.э.). Наравне с Аристотелем столпами античной философии принято считать также Платона с Сократом. Но именно этот человек отличался еще и своей просветительской деятельностью. Школа Аристотеля дала большой толчок его в развитии творчества многочисленных учеников. Сегодня ученые не могут даже разобраться, какие точно из работ принадлежат великому мыслителю. Аристотель стал первым ученым, кто смог создать разностороннюю философскую систему. Позже она ляжет в основу многих современных наук. Именно этот философ создал формальную логику. А его взгляды на физические основы мироздания заметно изменили дальнейшее развития мышления человека. Центральным учением Аристотеля стало учение о первопричинах - материи, форме, причине и цели. Этот ученый заложил концепции пространства и времени. Аристотель много уделял внимания теории государства. Неслучайно его самый успешный ученик - Александр Македонский, так многого добился.

Марк Аврелий (121-180). Этот человек вошел в историю не только, как римский император, но и как выдающийся философ-гуманист своей эпохи. Под влиянием другого философа, своего учителя Максима Клавдия, Марк Аврелий создал 12 книг на греческом языке, объединенных общим названием «Рассуждения о самом себе». Работа «Медитации» была написана для внутреннего мира философов. Там император поведал об убеждениях философов-стоиков, но не все их идеи принял. Стоицизм был важным явления для греков и римлян, ведь он определял не только правила терпениям, но и указывал пути к счастью. Марк Аврелий считал, что все люди посредством своего духа участвуют в идейно общности, которая не имеет ограничений. Труды этого философа легко читаются и сегодня, помогая решить некоторые жизненные проблемы. Интересно, что гуманистические идеи философа вовсе не мешали ему преследовать первых христиан.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Этот средневековый философ много сделал для католического богословия. Его даже считают отцом схоластики, а самой известной работой Ансельма Кентерберийского стала «Proslogion». В ней он с помощью онтологического доказательства привел незыблемые свидетельства существования Бога. Бытие Бога проистекало из самого его понятия. Ансельм пришел к выводу, что Бог есть совершенство, существуя вне нас и вне этого мира, превосходя по величине все мыслимое. Главные высказывания философа «вера, требующая понимания» и «верую, чтобы понять» затем стали своеобразными девизами августинской философской школы. Среди последователей Ансельма был и Фома Аквинский. Ученики же философа продолжили развивать его взгляды на отношение веры и разума. За свои работы на благо церкви в 1494 году Ансельм был канонизирован, став святым. А в 1720 году папа Климент XI провозгласил святого Учителем Церкви.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). Спиноза родился в еврейской семье, предки его после изгнания из Португалии осели в Амстердаме. В юности философ изучает труды лучших еврейских умов. Но Спиноза стал высказывать ортодоксальные взгляды и сблизился с сектантами, что привело к отлучению от еврейской общины. Ведь его передовые взгляды входили в противоречие с закоренелыми общественными взглядами. Спиноза бежал в Гаагу, где продолжал совершенствоваться. Себе на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз и частными уроками. А в свободное от этих обыденных занятий время, Спиноза писал свои философские труды. В 1677 году ученый умер от туберкулеза, его закоренелая болезнь была к тому же усугублена вдыханием пыли линз. Только после смерти Спинозы вышла его главная работа - «Этика». Труды философа синтезировали воедино научные идеи Древней Греции и Средневековья, труды стоиков, неоплатонистов и схоластиков. Спиноза пытался перенести влияние Коперника на науку в сферу этики, политики, метафизики и психологии. Метафизика Спинозы основывалась на логике, что надо определить термины, сформулировать аксиомы и уже затем с помощью логических следствий выводить остальные положения.

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Современники философа вспоминали о нем, как о маленьком некрасивом пессимисте. Он большую часть жизни провел с матерью и котом в своей квартире. Тем не менее этот мнительный и честолюбивый человек смог пробиться в число самых важных мыслителей, став самым ярким представителем иррационализма. Источником идей Шопенгауэра послужили Платон, Кант и древнеиндийский трактат Упанишады. Философ стал одним из первых, кто осмелился соединить восточную и западную культуру. Трудность синтеза состояла в том, что первая - иррациональная, а вторая, наоборот, рациональная. Философ много внимания уделял вопросам воли человека, его самым известным афоризмом стала фраза «Воля - вещь в себе». Ведь именно она и определяет сущее, влияя на него. Главной работой всей жизни философа стала его «Мир, как воля и представление». Шопенгауэр изложил основные способы достойной жизни - искусство, моральный аскетизм и философия. По его мнению именно искусство способно освободить душу от жизненных страданий. К другим же надо относиться, как к самому себе. Хотя философ и симпатизировал христианству, он оставался атеистом.

Фридрих Ницше (1844-1900). Этот человек, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, смог добиться многого в философии. Имя Ницше принято ассоциировать с фашизмом. На самом деле он не был националистом, как его сестра. Философ вообще мало интересовался жизнью вокруг себя. Ницше смог создать самобытное учение, которое не имеет ничего общего с академическим характером. Труды ученого поставили под сомнения общепринятые нормы морали, культуры, религии и общественно-политических отношений. Чего стоит только знаменитая фраза Ницше «Бог мертв». Философ смог возродить интерес к философии, взорвав застоявшийся было мир новыми взглядами. Первая работы Ницше, «Рождение трагедии», сразу же наградила автора ярлыком «ужасным ребенком современной философии». Ученый пытался понять, что же есть мораль. Согласно его взглядам не стоит думать об ее истинности, надо рассматривать ее служение цели. Прагматический подход Ницше отмечается и в отношении философии и культуры вообще. Философ смог вывести формулу сверхчеловека, который не будет ограничен моралью и нравственностью, став в стороне от добра и зла.

Роман Ингарден (1893-1970). Этот поляк являлся одним из самых видных философов прошлого века. Он был учеником Ганса-Жоржа Гадамера. Ингарден во Львове пережил фашистскую оккупацию, продолжая работать над своим главным трудом, «Спором о существовании мира». В этом двухтомнике философ рассуждает об искусстве. Основой деятельности философа стала эстетика, онтология и эпистемология. Ингарден заложил основы реалистичной феноменологии, которая актуальна до сих пор. Исследовал философ также и литературу, кино, теорию познания. Ингарден переводил на польский язык философские работы, в том числе Канта, много преподавал в университетах.

Жан-Поль Сартр (1905-1980). Этот философ очень любим и популярен во Франции. Это самый яркий представитель атеистического экзистенциализма. Его позиции были близки к марксизму. При этом Сартр являлся еще и писателем, драматургом, эссеистом и педагогом. В основе работ философов лежит понятие свободы. Сартр полагал, что она является абсолютным понятием, человек просто осужден быть свободным. Мы сами должны формировать себя, отвечая за свои поступки. Сартр говорил: «Человек - это будущее человека». Смысла же у окружающего мира нет, именно человек своей деятельностью меняет это. Работа философа «Бытие и ничто» стала самой настоящей Библией для молодых интеллектуалов. Нобелевскую премию по литературе Сартр отказался принять, так как не хотел ставить под сомнение свою независимость. Философ в своей политической деятельности всегда отстаивал права обездоленного и униженного человека. Когда Сартр умер, проводить его в последний путь собралось 50 тысяч человек. Современники полагают, что ни один другой француз не дал миру столько, сколько этот философ.

Морис Мерло-Понти (1908-1961). Этот французский философ одно время был единомышленником Сартра, являясь приверженцем экзистенциализма и феноменологии. Но затем он отошел от коммунистических взглядов. Основные мысли Мерло-Понти изложил в своей работе «Гуманизм и террор». Исследователи полагают, что в ней есть черты, родственные фашисткой идеологии. В сборнике своих работ автор жестко критикует сторонников марксизма. На мировоззрение философа оказали влияние Кант, Гегель, Ницше и Фрейд, сам он увлекался идеями гештальтпсихологии. Основываясь на работе предшественников и работая над неизвестными трудами Эдмунда Гуссерля, Мерло-Понти смог создать свою феноменологию тела. Это учение гласит, что тело не является ни чистым существом, ни естественной вещью. Это всего лишь поворотный момент между культурой и природой, между собственным и чужим. Тело в его понимании - целостное «я», которое является субъектом мышления, речи и свободы. Самобытная философия этого француза заставила по-новому переосмыслить традиционные философские темы. Неслучайно его считают одним из основных мыслителей двадцатого века.

«Первая и лучшая победа - это победа над самим собой!». Не правда ли, с данным изречением не поспоришь?! Во все времена люди старались познать самое себя и окружающий мир. В Европе начало развития философии - учение о познании всего сущего и исследованию причин и принципов вещей, в VII-V вв. д.н.э. положила Эллада. Философы Древней Греции стремились ответить на вопросы: «Из чего произошел мир?», «Зачем?», «Познаваем ли он?».

Ранняя греческая философия (VI-V вв. д.н.э.)

Древние философские школы включали в себя милетскую, пифагорейскую, элейскую, атомизм. Родоначальником греческой философии считают Фалеса Милетского - философа и математика, который рассматривал Воду, как начало всего и вся. По мнению Фалеса Вода - это Альфа и Омега, начало и конец Вселенной. Его концепцию «утвердили» Гераклит и Плутарх , которые отмечали, что Вода (Влага), испаряясь, обращается в воздух, выпадает в виде осадков, питает землю, то есть жизнь без нее невозможна. «Родителем» всего сущего считали Воду и древние египтяне.

Милетцы

Представители Милетской школы Анаксимандр и Анаксимен в качестве «первоначала» видели апейрон (нечто божественное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении) и воздух. Кстати, Анаксимандр первым из мыслителей выдвинул предположение, что Земля имеет форму сферы. Милетцы полагали, что Единое Вечное имеет первовещество - некую субстанцию абстрактную, неопределенную, беспредельную и божественную. Находясь у истоков греческой науки, они первыми ввели научную терминологию и стали писать прозой.

7 мудрецов

«Отец» философии Фалес возглавлял список «7 мудрецов», куда входили политики, мыслители, общественные деятели VII-VI вв. д.н.э. Кроме него неизменными в этом списке во всех источниках оставались:

  • Солон из Афин - поэт, политик, архонт по роду деятельности (гг.жизни 640-559 до н.э.); сыграл важную роль в становлении Афинского государства;
  • Биант из Приены - мудрец, общественный деятель (625-559 гг. до н.э.); автор крылатой фразы «Все свое ношу с собой»;
  • Питтак из Митилены - мудрец (д/р 650 – д/с 570 гг. до н.э.), автор изречения «С неизбежностью и боги не спорят».

Философия «7 мудрецов» - это и не наука, и не мифология, а сознание, которое достигается уровнем житейской мудрости и проявляется в изречениях, пословицах и поговорках. Так, профессор Шахнович М.И. отмечал, что «…изречения, приписываемые 7-ми древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору». А Карл Маркс считал, что греческая философия «…начинается с «семи мудрецов».

Имена оставшихся трех мудрецов из семи в разных источниках отличались друг от друга. Но в одном из них, списке Диогена Лаэртского, значился - философ, математик, мистик, основоположник собственной философской школы, получившей название Пифагорейской.

Школа Гераклита Эфесского

Одним из значимых философских учений раннего периода древнегреческой философии являлось учение Гераклита. Его считают основателем первой формы диалектики. Гераклит из Эфеса принимал за первооснову Живой Огонь, воспламеняющийся и потухающий по законам Природы. Он полагал, что все явления рождаются из Огня, и, исчезая, преобразуются в него. В этом Гераклит «перекликался» с милетскими философами, которые брали за первовещество природную стихию.

Мир, по мнению Гераклита, - это Вселенная, где все изменяется и движется, где невозможно пребывать все время в одном и том же состоянии. И в тоже время, противоположности связаны друг с другом и становятся тождественными, как «тепло-холод», «день-ночь», «избыток-нужда», «жизнь-смерть». Так, каждая пара противоположностей формирует единство и одновременно множественность.

Пифагорейская школа

Пифагор первый ввел в обиход понятие «Космос» - Вселенная, как единое целое, где все подчинено Гармонии и Соразмерности. Красота гармонична, если она «пропорциональна», но не чрезмерна. Таким образом, пифагорейцы выдвигали математическое объяснение происхождения мира и количественные закономерности его развития. Пифагор утверждал, что познать мир можно только, изучая числа и числовые отношения. С помощью чисел и пропорций можно познать душу человека и управлять ею до того самого момента, как она перейдет в другое - высшее состояние.

Одной из сфер деятельности Пифагора была мистика. Он создал мистическое учение о круговороте переселений души, где прослеживалась мысль о том, что Душа Вечна: она многократно переселяется в тела людей или животных до тех пор, пока не заслужит права вернуться вновь на Небеса.

Интересной и даже экзотической версией Пифагора было учение о Гармонии сфер, к которым якобы прикреплены планеты. Сферы эти двигаются и вместе с ними вращаются и планеты. Естественно, в те времена речь шла о видимых небесных телах: Луна, Солнце и т.д. Правда, одну планету - десятую - пришлось «выдумать», так как Пифагор считал «10» совершенным числом. Придумал ее ярый последователь пифагорейцев Филолай и назвал Противоземля, считая, что она находится напротив Земли и заслонена «Центральным огнем».

Вращаясь, небесные сферы издают неповторимую музыку, но человек этого услышать не может, потому что созвучие их постоянно, ничем ненарушаемо. Человек родился, живет и умирает с этой мелодией и не улавливает ее, как нечто особенное для слуха. Это и есть Гармония сфер. Кстати, впоследствии Пифагор даже определил для небесной мелодии музыкально-математическую пропорцию.

Самосский мыслитель проповедовал лечение музыкой и достигал в этом больших успехов. В его учении ясно прослеживалось триединство математики, астрономии и музыки, и в дальнейшем усложнилось Платоном и использовалось другими последователями Пифагора, включая Шекспира и Гёте.

Элейская школа

Она была основана Ксенофаном примерно в 540 году д.н.э. Самый знаменитый ее представитель - , который предложил идею Бытия, как то, что оно Всегда есть, а Небытия нет. Элеаты утверждали, что какого-либо движения во Вселенной не существует, и это лишь обман чувств. Зато есть Одно лишь Материальное и Неподвижное Вечное. Элейская школа плотно подошла к вопросам бытия, отождествляя его с Богом, Космосом.

Атомизм

Ранняя древнегреческая философия совмещала философию и физическое начало, чтобы объяснить первооснову мира и всесущего. Учение об атомах - следующий этап развития этой концепции.

Демокрит рассматривал Бытие, как нечто абсолютно простое и неделимое. Его учение, так называемая онтология, сводилась к двум положениям: все в мире соединяется и разделяется на атомы (1), которые движутся в пустоте и занимаемое ими место случайно (2). Атомы, находясь в бесконечном движении, при столкновении образуют различные соединения. Более «плотные» частицы соединяются в середине - это Земля. Более «тонкие» устремляются во внешнюю часть пустоты - это Небо.

Человека тоже образуют атомы, но он еще и наделен Душой, которая «функционирует» за счет дыхания. Человек «познает» мир через органы чувств. Причем реакцию вызывают образы вещей - их тончайшие копии, которые «проникают» в Тело и соприкасаются с атомами Души. Так человек ощущает что-либо: видит, чувствует, осязает, постигает их природу.

Античная классика (V век - середина IV века д.н.э.)

Постепенно философы подходят к изучению человека и его мироощущений. Родоначальником субъективно-антропологического направления в философии стал . Он был софистом - популярного в V-VI вв. д.н.э. учения, обличающего окружающую действительность, но обратившего внимание людей к проблемам человека, его внутреннему «я», воспитанию и отношению к миру. Однако Сократ был больше, чем софисты, которые не желали учитывать опыт прошлых цивилизаций. Мудрец с помощью логических приемов и вопросов к собеседнику, подводил его к самостоятельному поиску истины и верному ее нахождению. Он совершил переворот в философии, «перейдя» от натурфилософии к рассмотрению человека, как форме Бытия.

Философия Сократа отличалась высокой нравственностью. Он сам являл собой пример храбрости, мудрости, благородства. Сократ отличался красноречием, независимостью взглядов, добродетелью, жаждой помочь другим. На поле боя, когда он помогал раненому Алкивиаду, воинам противоборствующей стороны ничего не стоило убить старца. Но они находились под впечатлением от его храбрости, слов, авторитета, и просто разошлись в стороны.

Примером была не только жизнь Сократа, но и смерть. Когда его в родном городе Афины осудили за богохульство и развращение молодежи, он, как свободный гражданин, сам себе избрал способ казни, и принял сильный яд - спокойно, безропотно, с высоко поднятой головой. Он даже отказался от побега из тюрьмы, который ему организовали друзья, пошутив, что вряд ли на свете есть место, куда не могла бы заглянуть смерть.

Позже последний день жизни и суд над философом описывали в своих трудах ученики Сократа - Платон и Ксенофонт. Кстати, благодаря им мир узнал о Сократе, как о великом ораторе, философе и мудреце, ведь он никогда не записывал свои мысли, но излагал их в форме беседы и спора. Так он разработал диалектику, состоящую из иронии и рождения в споре истины. "Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!" - это крылатое выражение Сократа актуально в современном мире.

Продолжатель Сократа - Платон . Он впервые в философии обозначил различие между тем, что есть сущность и что - явление. Он предложил объяснить многообразие чувственного мира с помощью понятия «материя» - первичного материала, из которого «сделаны» все существующие вещи - и ее формы.

  • Платон развил учение о том, что все божественное произошло из Хаоса;
  • Он «разделил» Душу человека на три части: разумную, вожделенную и чувственную;
  • Он предложил создать совершенное государство со строгой системой воспитания и образования, где высшей властью обладали бы философы, второе сословие составляли бы стражи, третье - ремесленники и земледельцы.

Завершил объективистско-онтологическое учение Платона Аристотел ь. Правда, он не был согласен со своим учителем на счет идеального государства, состоящего из несчастных граждан, где каждый занимался бы не тем, что близко его душе, а тем, куда его определит общество.

Аристотель утверждал, что Душой наделены растения, животные и человек, но только Человек может заниматься интеллектуальной деятельностью и следовать определенным нравственным правилам жизни. Аристотель - ученик Платона и воспитатель Александра Великого - был первым мыслителем, который «охватил» все аспекты человеческого бытия: социологию, политику, логику, этику, физику и, конечно, философию. Его учение оказало огромное влияние на последующее развитие западной философии.

Эллинистическая философия

Аристотель был «последним» философом античного периода древнегреческой философии. После него начинается эра эллинистической системы взглядов, для которой первостепенными вопросами являются проблемы человеческого счастья и добродетели. Это время, когда жил Сенека , пропагандировавший следование судьбе, фатуму, Эпикур , считавший, что жизнь человека - это преодоление страхов, и основным из них является страх перед смертью.

Одним из направлений эллинистической школы стал скептицизм, и философ из Элиды Пиррон был основателем скептической школы, где поддерживалось мнение, что нет в мире ничего прекрасного и безобразного, плохого и хорошего - все ровно и одинаково. А значит, суждения на эту тему неуместны и недоступны для человеческого познания.

В целом, разнообразие философских школ Древней Греции определило основные тенденции для дальнейшего развития человеческой мысли.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.

Первая философская школа Древней Греции

Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.

Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

Основополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту , милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.

Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.

Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях. Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский. Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической , хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.


Особенности философии Древней Греции

Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.

Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса. К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.

В период расцвета происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.


Периоды философии Древней Греции

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым . Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия. Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

В V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.

Последним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть , в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

  1. Школа эпикуреизма , представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
  2. Направление скептицизма , последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
  3. Учение Зенона Китийского , получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
  4. Неоплатонизм , который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.

Философские учения Древней Греции были положены в основу культуры многих народов. Античные мифы стали основой зарождения новой истории древнего мира.

Первые философы Древней Греции

Ранние учения философии зародились в 7-5 веках до Р.Х. в период становления первых крупных древнегреческих городов-государств. Сюда включают такие древние философские школы: милетская, элейская, пифагорейцы, школа Гераклита Эфесского. Философы этих течений пытались объяснить явления внешнего мира, одушевляли природу и искали первооснову всего, не используя дискуссии как средство познания истины.
Милетская школа возникла в 6 веке до н.э. в . Она была названа в честь большого полиса Милет, где и образовалась. Основателем данного течения философии был Фалес. Ученик Фалеса - Александр впервые выявил закон сохранения материи. Его последователь Анаксимен приравнивал богов к силам природы, планетам и звездам.
Пифагорейцы - это последователи великого математика Пифагора. Данное учение возникло в 6-5 веках до н.э. Пифагорейцы первоосновой зарождения мира и всех явлений считали числа.
Элейская школа родилась в городе Элея в 6-5 веках до н.э. Самыми выдающимися ее мыслителями были: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты стали прародителями идеализма.

Знаменитые древние философы в Греции

Демокрит заложил основы течения материализма в философии. Он предполагал, что все живое и неживое вокруг состоит из мельчайших частиц - вечных атомов. Именно движение этих частиц - причина жизни.
Сократ - известный древнегреческий философ, не поддерживал демократическое устройство государства. Он перемещал ракурс познания с окружающей действительности на внутренний мир человека («Познай самого себя»). Был казнен в 399 году до н.э.
Платон - один из величайших мыслителей в Древней Греции, ученик Сократа. На его учениях основываются многие европейские и древнегреческие философии. Сторонник идеализма считал, что существует лишь мир идей, а все прочее - лишь производные от него.
Аристотель - еще один знаменитый философ, написал такие труды, как «Органон» и «Политика». Позже ими руководствовался .


Философы Древней Греции и Рима

В 3 веке до н.э. — 6 веке н.э. главным учением античности был неоплатонизм, славившийся своей педагогической традицией. Эта школа соединила в себе элементы платонизма с другими философскими течениями. Центром неоплатонизма стали

Самые ранние зачатки греческой философии находятся в религиозных и мифических стихотворениях глубокой древности. Философские умозрения заметны уже у великих эллинских поэтов Гомера и Гесиода . Чуть позже их развитие привело к появлению таинственной секты орфиков , с которой были тесно связаны и практиковавшиеся близ Афин элевсинские мистерии . К числу ранних философов могут быть отнесены и Семь прославленных греческих мудрецов .

В VI столетии до Р. X. в Греции возникли три её самые ранние философские школы или, вернее, были сделаны три первые попытки уяснить мыслящею силою взаимную связь предметов отвлеченных и объяснить их отношение к видимому миру. Из этих школ две – ионийская (милетская) и элейская – приобрели значение только тогда, когда были перенесены в Афины ; с тех пор философская наука стала развиваться в столице Греции рядом и в связи с другими науками и изящными искусствами. К ионийской школе ранней греческой философии принадлежали знаменитые мыслители Фалес Милетский , Анаксимандр , Анаксимен и , к элейской – поэт-философ Ксенофан , Парменид и автор известных в древности парадоксов Зенон . Третья ранняя философская школа Греции – пифагорейская – долго не оказывала никакого непосредственного влияния на процветание в Афинах наук и искусств, но и она имела значение для развития греческой культуры. Пифагорейская философия дала научный характер математике, из него произошли также те мистические мечтаний, которые были так сильно распространены между греками и другими народами. Мистицизм является всегда, когда люди ослабевают от чрезмерной роскоши и вследствие ложного образования идут не тем путем, который указывает сама природа. Таким образом, все три школы имели сильное влияние на понятия и взгляды позднейших греков. Впрочем, пифагорейская школа не способствовала возникновению развивавшейся в Афинах философии, которая, собственно, была вызвана только ионийскою и элеатскою школами.

Греческий философ Гераклит. Картина Х. Тербрюггена, 1628

К ранней греческой философии относятся также учения атомистов Левкиппа и Демокрита .