Культура эпохи возрождения презентация. Культура эпохи возрождения

Культура эпохи Возрождение

Переходной эпохой, которая шла между средневековым и капиталистическим временем называют в истории эпохой Возрождения или Ренессансом. Исторической родиной этого времени является Италия.

Культура эпохи возрождения - это такой тип культуры, в котором на первом месте стоит человек. Отличительная особенность этого времени- отрицание божественного создания и главенство в мире человечества.

В западной Европе культура Возрождения шла на шаг быстрее, чес в Азии и Восточной Европе. Однако в каждой стране в это время появлялись свои особенности.

Этапы развития культуры эпохи Ренессанса

Раннее возрождение

Высокое возрождение

Позднее Возрождение

Культурный всплеск в этой эпохе шел параллельно с резким развитием науки и ремесла.Главные достижения были достигнуты Европой в таких сферах искусства:

Архитектура

Живопись

Поэзия и литература

Философия

скульптура

Живопись Возрождения

Характерная особенность живописи эпохи Ренессанс - это реализм. В основе своей изобразительное искусство основывалось на изображении человека и природы. В период позднего Возрождения в работах живописцев заметны нотки мистицизма.

Известные художники эпохи Возрождения

Микеланджело

Джотто да Бондоне

Сандро Боттичелли

Леонардо да Винчи и др.

Философия

Философия, как наука, начала бурно развиваться в эпоху Возрождения. Знаменитые труды Ж-Ж Руссо, Монтескье, и т.д. распространяли мысли свободы, равенства, независимости человека. На основе их трудов появились государственные документы и декларации.

Всем известные Шекспир, Франческа Петрарка, Дайте Алигьери и др. являются основоположниками итальянской поэзии эпохи Возрождения. В их трудах также прослеживается свободомыслие и антропогонизм.

Архитектура эпохи Возрождения

В архитектурных строениях этого времени идет возврат к античности. Само название эпохи произошел от словосочетания « возрождение античности». Возвращение к геометрическим формам, лаконичности, симметрическим постройкам, как в эпоху античности присуще Ренессансу.

Известные архитекторы эпохи Ренессанса

Филиппо Брунеллески

Микеланджело Буонарроти

Донателло

Леон Баттиста Альберти и т.д.

Скульптура

Развитие скульптуры ярче всего представлено работами скульпторов пизанской школы, во главе которой был Пизано соответственно. В основе скульптур лежит спокойные плавные силуэты, традиционные мотивы и сюжеты.

Возрождение - это эпоха наивысшего расцвета культуры, науки и политической мыли в истории человечества.




Возрождение (XIV-XVI)- эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур.


Художники Итальянского Возрождения Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.


Была ориентирована на возрождение античной культуры; Утверждала силу, разумность, красоту и свободу личности; Имела целостное и разностороннее понимание человека, жизни и культуры; Искусство осознавалось как равноценность и равноправность форм человеческой деятельности; Носила ярко выраженный демократический характер, в его центре стоят человек и природа; Эпоха Возрождения имела следующие особенности:


Леонардо да Винчи гг.


Внебрачный сын некоего сэра Пьеро и простой крестьянки. Родился близ города Винчи Уже с детства проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой,к другим естественными наукам. Многие его наблюдения предвосхищают развитие европейской науки и живописи на целые столетия. Умер он вдали от родины, во французском городе Клу в 1519 году Жизнь, творчество, судьба


Все работы да Винчи исключительно разноплановы; Для его картин характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению тела человека; да Винчи изобрел свой прием живописи – сфумато;. Примечательно, что на многих картинах да Винчи фоном служит горный пейзаж. Леонардо да Винчи. Портрет Джинервы Бенчи г.







Тайная вечеря, гг




Микеланджело Буанаротти () Более всего и во всем, Микеланджело – ваятель, но его живописные произведения столь монументальны, что их можно принять за скульптуры. Созданные Микеланджело образы отличаются могучей телесностью и анатомической точностью; Будучи глубоко религиозным, Микеланджело часто писал на библейские сюжеты. Но созданные им образы не имеют ничего общего с каноном. Он родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив Леонардо да Винчи и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, оставив далеко позади эпоху Высокого Возрождения. В последние годы жизни он стал свидетелем того, как грубо попираются идеалы гуманизма. Все это глубоко возмущало и ранило душу Микеланджело.



«Пьета»(г).




Страшный суд.Фреска гг. Сикстинская капелла, Ватикан





Надгробие Джулиано Медичи гг. Церковь Сан- Лоренцо, Флоренция






1
Ренессанс

2
Возрождение - эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы 15-16 вв. В своей классической форме культура Возрождения развивалась в городах Северной и Средней Италии. Для эпохи Возрождения характерно возрождение интереса к литературе, искусству, философии Древней Греции и Рима. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: Человек - мера всех вещей. Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового мировоззрения – гуманизма(признание ценности человеческой личности). Особенно возросла роль творческой личности.

3
Эпоха Возрождения
Итальянское Возрождение 1. Проторенессанс (12-13вв) 2. Раннее Возрождение (15в.) 3. Высокое Возрождение (к15-нач.16вв) 4. Позднее Возрождение (вт. пол 16в.) Северное Возрождение

4
Проторенессанс
Проторенессанс - период в истории итальянского искусства, охватывающий 13 и 14 вв., характеризующийся ростом светских реалистических тенденций и обращением к античным традиции. Джотто. Фреска «Поцелуй Иуды»

5

Эпоха радостного открытия мира. Центр- Флоренция. Архитектор Филиппо Брунеллески. Идея разомкнутого пространства «идеального города».

6
Раннее Возрождение (15 век- кватроченто)
Донателло «Давид»
Мазаччо «Изгнание из рая»

7
Высокое Возрождение Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения.. Художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Леонардо да Винчи добивался, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

8
«Дама с горностаем»
«Мадонна в скалах» «Мадонна Литта»

9
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

10
Высокое Возрождение Рафаэль
Рафаэль (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

11
Мадонна Конестабиле
Сикстинская мадонна

12
Высокое Возрождение Микеланджело Буонарроти
На своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека

13
«Давид» «Пьета»

14
Позднее Возрождение(Венеция. 16 век)
Джорджоне «Спящая Венера» Тициан «Венера Урбинская»

15
Северное Возрождение
А. Дюрер. Автопортрет в 13 лет
Гравюра «Четыре всадника» из цикла «Апокалипсис»

Художественная культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения - один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей.

Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

расцвет культуры;

переворот в культуре;

переходный культурный этап;

восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

Происходит формирование основ новоевропейского чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира.

В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.

Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.

В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечениелитературой. поэзией и философией с изучением точных наук Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства. кроме Венеции, утратили прежнее значение. /data/files/s1473707573.ppt (Культура Эпохи Возрождения)