Профессия менеджер по продажам. Кто такой менеджер и чем он занимается? Пять главных функций

Менеджер (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. (Современный экономический словарь)

Основная функция менеджеров — управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и менеджеров.

Общепринято выделять менеджеров низового звена (в мировой практике — операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.

Менеджеры низового звена — это младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам , у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей — это менеджеры низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена могут иметь любой уровень образования.

Менеджеры среднего звена — это начальники над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник цеха , директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений.

Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень управления требует наличия высшего образования, иногда и не одного.

Очевидно, что величина заработной платы зависит от уровня управления и может колебаться от нескольких тысяч рублей до сотен тысяч.

В российской практике менеджерами могут называть кого угодно, независимо от наличия или отсутствия у них подчиненных. Такие ситуации порождают сюжеты для анекдотов, когда, например, грузчика называют менеджером по переносу тяжестей.

Должностные обязанности

  1. Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.
  2. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность.
  3. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.
  4. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  5. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.
  6. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.
  7. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.
  8. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.
  9. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.
  10. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
  11. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;
  • рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;
  • конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;
  • теорию и практику работы с персоналом;
  • формы и методы ведения рекламных кампаний;
  • порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;
  • основы социологии, психологии и мотивации труда;
  • этику делового общения; основы технологии производства;
  • структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности;
  • методы оценки деловых качеств работников;
  • основы делопроизводства;
  • методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
  • основы законодательства о труде;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента;
  • правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:

  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.

Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:

  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.

Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав — ТОП-менеджер Discovery Communications. З/п $156 млн

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:

  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.

Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.

Кто такие менеджеры и чем они занимаются

Итак, все организации имеют ряд общих характеристик, в том числе потребность в менеджменте. Неудивительно, что и сам менеджмент обладает набором общих характеристик. Хотя организации и сферы ответственности сильно варьируются, деятельность президента США имеет много общего с работой мастера сборочного конвейера на заводе Honda в Огайо.

Общие факторы управленческой деятельности

Общие аспекты управленческой деятельности намного менее очевидны, чем различия.

Природа управленческой деятельности

Вот отличный способ доказать, как трудно найти общее в работе менеджеров: определите, в чем состоит повседневная деятельность разных менеджеров. Большинство людей, в том числе и сами практикующие менеджеры, считают, что рутинная работа начальника цеха не слишком отличается от работы его подчиненных. Это мнение подкрепляется тем, что в рабочем процессе эти люди постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковую зарплату. Однако исследования показали, что управленческая деятельность по природе весьма сильно отличается от неуправленческой. На самом деле труд начальника цеха имеет намного больше общего с работой президента компании, чем с трудом его подчиненных. В связи с этим Минцберг, обобщив итоги более ранних исследований и проведя фундаментальное исследование природы труда пяти менеджеров высшего звена, в своей книге «Природа управленческого труда» написал:

Практически любой труд в обществе требует специализации и концентрации. Слесари, овладев техникой изготовления той или иной детали, могут неделями выполнять эту операцию; у инженеров на разработку конструкции моста уходят месяцы; продавцы зачастую всю жизнь продают один и тот же ассортимент товаров. Но менеджер рассчитывать на это никак не может. Для его рабочей деятельности характерны кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Гест, по утверждению которого его бригадиры ежедневно выполняют в среднем по 583 различные управленческие операции, замечает: «Любопытно, что характеристики работы бригадира – разнообразие, прерывистость и непостоянство – диаметрально противоположны характеристикам труда механика-почасовика, работа которого рационализирована, постоянно повторяется, не прерывается и, как правило, выполняется в постоянном, устойчивом ритме движущегося конвейера».

Роли менеджера

Описывая деятельность менеджера, Минцберг указывает на еще одну общую область любого управленческого труда – на роли менеджеров . По его определению, роль – это «набор определенных поведенческих шаблонов, действующих в конкретном учреждении или на конкретной должности». Как актеры имеют в пьесе роли, заставляющие их поступать тем или иным образом, менеджеры занимают определенную позицию главы конкретного организационного подразделения, что и определяет их рабочее поведение. «Индивидуум может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание . В итоге актеры, менеджеры и другие люди играют предопределенные роли, но как личности могут интерпретировать их по-разному».

В ходе исследований Минцберг выделил 10 ролей, которые в разное время и в разной степени играют все менеджеры. Он объединил их в три большие категории: межличностные ролевые установки, информационные ролевые установки и ролевые установки, связанные с принятием решений. В табл. 1.2 эти ролевые установки описаны по категориям с примерами для каждой из них.

Таблица 1.2. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу.

Источник. H. Mintzberg, (New York: Harper & Row, 1973), р. 93–94.

По мнению Минцберга, роли не могут быть независимыми одна от другой. Они взаимозависимы и направлены на достижение общего результата. Межличностные ролевые установки определяются полномочиями и статусом руководителя в организации и касаются его взаимодействий с окружающими. Они могут сделать менеджера фокусом сосредоточения информации, что позволит ему и одновременно вынудит его выполнять информационные ролевые установки и стать центром обработки информации. Исполнение межличностных и информационных ролей позволяет менеджеру играть роль, связанную с принятием решений: распределять ресурсы, улаживать конфликты, искать новые возможности, вести переговоры. В совокупности эти десять ролей определяют объем и суть труда менеджера в любой организации.

Например, менеджер отдела магазина Sears регулярно взаимодействует с продавцами. Они получают от него инструкции о запросах и нуждах клиента, решают рабочие проблемы и просто общаются. А он получает от них важную информацию о работе своего подразделения, которую часто нельзя получить из формальных источников, например из отчетов о реализации. Это помогает ему принимать обоснованные решения. Далее, встречаясь с менеджером всего магазина, менеджер отдела передает ему наиболее важные сведения, которые становятся базой для управленческих решений на более высоких уровнях.

Управленческие функции: определение менеджмента

Общепризнанный анализ Минцберга сути управленческого труда вполне четко объясняет, чем занимаются менеджеры. Однако не все специалисты согласны с его определениями и классификаций. В сущности, определений сути труда, ролей и функций менеджера, которые устраивали бы всех, не существует. Даже в таком, на первый взгляд, простом вопросе, как определение менеджмента, единого мнения нет. На рис. 1.2 наглядно представлен один из таких вариантов.

Рис. 1.2. Менеджер как система обработки информации.

Источник. Henry Mintzberg, The Nature of Managerial Work (New York: Harper & Row, 1973), p. 72. © 1973. Воспроизводится с разрешения издателя.

Однако большинство исследователей признают существование применимого к любой организации процесса менеджмента, включающего функции, которые обязан выполнять любой менеджер. В современной литературе по менеджменту менеджмент, как правило, определяется с точки зрения этих функций. Как мы подробнее обсудим в главе 2, единого мнения относительно содержания этих функций нет, но разногласия, в основном, носят чисто семантический характер. Большинство специалистов в области менеджмента согласны с таким определением.

Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей.

Величайший теоретик в области менеджмента и организаций Питер Ф. Друкер предлагает другое определение менеджмента (см. врезку 1.1).

Мы дадим определения функций планирования, организации, мотивации и контроля в следующей главе, а затем подробно остановимся на них в части II. Очень важно, чтобы вы поняли суть этих функций и как они взаимодействуют, объединяясь в единый процесс.

Врезка 1.1

Друкер о менеджменте

Менеджмент – это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. В этом качестве менеджмент является как движущей силой социальных перемен, так и объектом серьезных социальных инноваций.

В конечном итоге именно менеджмент в большей, чем что-либо другое, степени является причиной самого невероятного феномена этого столетия: взрыва образования. Чем больше в обществе высокообразованных людей, тем больше они зависят от организации.

Практически все люди, имеющие образование выше средней школы, во всех развитых странах мира – в США этот показатель составляет более 90 % – всю рабочую жизнь будут наемными работниками управляемых организаций и не смогут зарабатывать вне них. Можно добавить, что это относится и к их учителям.

Источник . Peter F. Drucker, «A New Discipline», Success! January – February 1987, p. 18

Уровни управления

Все менеджеры играют определенные роли и выполняют определенные функции, но, конечно, это не значит, что менеджеры в крупной компании занимаются одним и тем же. В организациях, достаточно крупных для четкого разграничения управленческой и неуправленческой деятельности, обычно настолько большой объем управленческой работы, что распределять приходится и ее. Такое разделение может быть горизонтальным – когда главой каждого основного подразделения назначается конкретный менеджер. Например, во многих компаниях есть начальники финансового, производственного и маркетингового отделов. Как при горизонтальном разделении труда на уровне производственных заданий, горизонтально разделенный управленческий труд также необходимо тщательно координировать. Одним менеджерам приходится затрачивать время на координацию работы других менеджеров, которые, в свою очередь, также координируют работу менеджеров следующего уровня, и так до уровня менеджера, координирующего деятельность неуправленческого персонала, т. е. работников, фактически выпускающих продукт. На основе такого расширения вертикального разделения труда образуются уровни управления . На рис. 1.3 представлен один из способов их наглядного описания.

Обычно определить уровень одного менеджера по сравнению с другими можно по его должности. Но название должности не может служить надежным показателем истинного статуса менеджера. Сравним, например, статус менеджеров в разных организациях. Капитан в армии – это младший офицерский состав, а на флоте – руководитель высшего звена. В некоторых компаниях продавцов называют «региональными менеджерами по продажам», хотя они никем, кроме самих себя, не управляют.

Далее мы подробнее обсудим, почему размер организации – только один из факторов, которые определяют количество уровней управления, необходимых ей для оптимальной эффективности. Существует множество примеров больших преуспевающих организаций с гораздо меньшим числом уровней управления, чем в организациях намного меньшего размера. Например, в римской католической церкви (а это организация, объединяющая миллионы членов) Папу Римского и приходского священника разделяют всего четыре уровня управления. Крупнейшие фирмы розничной торговлиSears и Mitzukoshi – также знамениты небольшим количеством уровней управления. А вот в другой успешной организации, в армии США, генерала от рядового отделяют семь основных уровней и двадцать чинов.

Рис. 1.3. Уровни управления.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления как в армии, так и в бизнесе. Названия должностей и званий не являются четким показателем статуса в организациях. В военной организации существует много уровней выше бригадного генерала и ниже капитана, а в бизнесе уровней управления намного меньше. Главный исполнительный директор подотчетен только председателю правления и совету директоров фирмы; и в организации часто нет управленческого уровня ниже уровня администратора по вопросам труда и зарплаты.

Но независимо от количества уровней управления, традиционно менеджеры делятся на три категории. Социолог Т. Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функций, выполняемых менеджером. Согласно Парсонсу, менеджеры технического уровня , в основном, заняты рутинными операциями и действиями, необходимыми для эффективного и непрерывного выпуска товаров или оказания услуг. Менеджеры управленческого уровня прежде всего занимаются внутренним администрированием и координацией разных видов деятельности и подразделений. Менеджеры институционального уровня заняты, в основном, разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией организации к переменам и управлением взаимоотношениями организации с внешней средой и местным сообществом.

Но сегодня чаще используется другой подход к описанию уровней управления – управленческий персонал разделяют на менеджеров низового (или операционных менеджеров), среднего и высшего уровней. Соответствие этого подхода концепции Парсонса наглядно отображено на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Два подхода к описанию уровней управления.

Пирамидальная форма призвана подчеркнуть, что на каждом последующем уровне управления менеджеров меньше, чем на предыдущем.

Менеджеры низового уровня

Менеджеры низового уровня , или операционные менеджеры , относятся к организационному уровню, находящемуся непосредственно над неуправленческим персоналом. Эти руководители контролируют выполнение производственных заданий. Они, как правило, отвечают за управление ресурсами, например сырьем и оборудованием. В организациях их могут называть мастерами, бригадирами, сержантами, заведующими секциями, старшими медсестрами и т. д. Большинство менеджеров работают на этом уровне, и большинство людей именно с него начинают карьеру в менеджменте.

Исследования показали, что работа менеджера низового уровня напряженна и разнообразна. Для нее характерны частые переходы от одной задачи к другой. Задачи эти обычно краткосрочные: по результатам исследований, на каждый вид деятельности мастер затрачивает в среднем 48 секунд. То же самое относится к функции принятия решений: почти все их решения реализуются в течение не более чем двух недель. Кроме того, исследования показали, что мастера около половины своего рабочего времени затрачивают на общение: с подчиненными, с другими мастерами и – совсем немного времени – с начальством.

Менеджеры среднего уровня

Работу менеджеров низового уровня координируют и контролируют менеджеры среднего уровня . В последние десятилетия численность и значимость этого уровня управления существенно возросли. В крупной организации иногда бывает столько таких менеджеров, что возникает необходимость их разделения. В этом случае формируются два звена: верхнее и низовое звенья среднего уровня управления. Таким образом, в компании образуются не три, а четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.

Какие-либо обобщения относительно деятельности менеджера среднего уровня сделать трудно, поскольку ее характер сильно варьируется в разных организациях и даже в рамках одной организации. В некоторых организациях работники этого уровня наделяются большими полномочиями, что делает их работу похожей на работу менеджеров высшего уровня. Исследование деятельности 190 менеджеров из 8 компаний показало, что руководители среднего уровня являются неотъемлемым элементом процесса принятия решений. Они выявляют проблемы, инициируют дискуссии, рекомендуют действия и выдвигают новаторские и творческие предложения.

Менеджеры среднего уровня часто возглавляют крупные подразделения организации. При этом характер их деятельности определяется скорее сутью работы этого подразделения, чем организации в целом. Например, начальник производства промышленной компании, в основном, занимается координацией и контролем деятельности менеджеров низового уровня, анализом данных о производительности своего подразделения и контактами с инженерами, разрабатывающими новые продукты. А менеджер по связям с общественностью этой же фирмы основную часть времени посвящает «бумажной» работе, чтению, беседам и участию в различных заседаниях.

Но основное назначение среднего звена управления – служить буфером между высшим и низовым уровнями. Менеджеры среднего звена готовят информацию для решений менеджеров высшего звена и доносят эти решения, уже в виде конкретных заданий, операционным менеджерам. В основном, они общаются в форме устных бесед с другими менеджерами среднего звена и с менеджерами низового уровня. Исследование деятельности менеджмента среднего звена одной производственной фирмы показало, что 89 % их времени занимает устное общение с другими работниками. Другое исследование выявило, что менеджер среднего уровня только 34 % своего времени проводит в одиночестве и большую часть рабочего времени затрачивает именно на устное общение.

Менеджмент среднего звена был группой, на которую экономические и технологические изменения 1980-х годов оказали особенно сильное влияние. Появление ПК привело к исчезновению одних функций и к изменению других, поскольку благодаря новым технологиям менеджеры высшего уровня могут получать информацию из первоисточника, не фильтруя ее на среднем уровне менеджмента. Кроме того, корпоративные поглощения и общая потребность в повышении эффективности привели в ряде организаций к масштабным сокращениям менеджмента среднего звена, например, в Chrysler – на 40 %, в Crown Zellenbach и Firestone – на 20 %.

Менеджеры высшего уровня

Менеджмент высшего уровня в организации – самый малочисленный. Типичные должности этого управленческого звена в бизнесе – председатель правления, президент, вице-президент и казначей корпорации. Армейские генералы, госсекретари и главы университетов тоже относятся к этой категории. Именно менеджеры высшего уровня принимают все важнейшие для организаций решения. Так, если высшее руководство RCA решает начать выпуск компьютеров, не будучи уверенным, что сможет конкурировать с IBM , то менеджеры среднего и низового звеньев вряд ли сумеют помешать компании встать на «скользкий» путь. Менеджеры высшего звена, которые являются сильными личностями, часто определяют облик своих организаций. Например, при каждом новом президенте обычно изменяются как атмосфера в федеральном правительстве, так и вся страна. Подумайте о резких различиях между администрациями Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Отличной иллюстрацией влияния сильного руководителя высшего звена могут послужить и серьезные перемены, произошедшие в Chrysler под руководством Ли Йакокки. Именно поэтому труд эффективных работников высшего уровня управления крупных организаций ценится и оплачивается очень высоко.

Однако бремя этой деятельности также чрезвычайно велико. Тщательно исследовав работу пяти менеджеров высшего звена, Минцберг пришел к следующему выводу:

Итак, деятельность, связанную с управлением большой организацией, можно описать как очень и очень тяжелый труд. Объем работы, которую должен выполнить руководитель в течение дня, огромен, а темпы чрезвычайно высоки. После нескольких часов такой деятельности глава фирмы (как, впрочем, и многие менеджеры), судя по всему, уже не в состоянии уйти ни от своей среды, в которой признаются его авторитет и статус его должности, ни от своих мыслей, направленных на постоянный поиск новой информации.

Главная причина такого напряженного темпа и огромной загрузки заключается в том, что работа менеджера высшего звена никогда не имеет четкого момента завершения. Если торговому агенту надо сделать определенное количество звонков, а рабочему выполнить норму выработки, то момента, когда можно считать законченной работу высшего руководителя (кроме, конечно, прекращения деятельности компании), не существует. Кроме того, такой менеджер никогда не может быть уверен, что его деятельность успешна. Пока организация продолжает действовать, а внешняя среда меняться, риск существует всегда. Если хирург, закончив операцию, может считать свою задачу выполненной, менеджер высшего звена постоянно ощущает потребность двигаться дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60–80 часов для него не редкость. На рис. 1.5 показано, как обычно распределяется его время.

Рис. 1.5. Распределение рабочего времени менеджера высшего звена.

Источник . Henry Mintzberg, The Nature of Managerial Work (New York: Harper & Row, 1973), p. 39. © 1973. Воспроизводится с разрешения издателя.

Менеджер и предприниматель

Термин предприниматель был предложен французским экономистом Р. Кантилльоном в начале XVIII века. С тех пор предпринимателем называют человека, принимающего на себя риск, связанный с созданием нового предприятия или предложением обществу новой идеи либо продукта. Очень важно понимать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Фундамент индустрии США был заложен горсткой смелых предпринимателей в конце XIX и начале XX века: Дж. Д. Рокфеллером (нефть), Дж. П. Морганом (сталь и банковское дело), Э. Меллоном (алюминий), Э. Карнеги (сталь), Г. Фордом (автомобилестроение). Их имена знакомы каждому американцу. В последние десятилетия не менее известными стали и имена таких выдающихся предпринимателей, как Дж. П. Гетти (нефть), X. Л. Хант (пищевая промышленность), А. Онассис (судостроение), Э. X. Ленд (Polaroid ), Дж. Д. Мак-Артур (страхование).

Сотни тысяч людей, ежегодно основывающих новые компании, – тоже предприниматели, хотя их имена вряд ли будут упоминаться в учебниках по истории. Эти люди играют в экономике ключевую роль. Малый предпринимательский бизнес чрезвычайно важен для экономики США. По сведениям Джона Нейсбита, из 11 млн. американских компаний 10,8 млн. являются именно такими предприятиями. В нем занято 60 % всей рабочей силы страны. Более того, с 1972 по 1979 год число частных предпринимателей (работающих не по найму) выросло на 25 %.

Концепция предпринимательства не ограничивается бизнесом. Достаточно вспомнить, например, о новаторских управленческих методиках генерала У. Л. Грича, благодаря которым Тактическое авиакомандование ВВС США всего за шесть с половиной лет превратилось из неэффективной и постоянно дающей сбои службы в модель военного совершенства.

Предприниматели в роли менеджеров

Поскольку все предприниматели активно выбирают цели своих организаций и управляют ими в начале их деятельности, их всех можно считать менеджерами. Некоторые из них остаются выдающимися менеджерами в течение длительного времени. Например, благодаря успешному «управлению» Мао Цзэдуна КНДР превратилась в великую державу. Основатель IBM Т. Уотсон внедрил в практику управления методы, позволившие компании стать бесспорным лидером в компьютерной индустрии. Ф. Смит наглядно продемонстрировал свой управленческий талант, реализовав идею, которая обеспечила огромный успех Federal Express .

Однако такие характеристики, как готовность рисковать, умение быстро реагировать на появление новых финансовых возможностей и желание долго и упорно работать (т. е. черты, традиционно отличающие хорошего предпринимателя), далеко не всегда означают, что такой человек сможет эффективно управлять организацией по мере ее дальнейшего роста. Некоторые предприниматели не способны либо не склонны эффективно выполнять основные управленческие функции. Так, одно исследование выявило следующее:

Эффективные менеджеры смогли внести организованность в неструктурированную ситуацию и разглядеть ее последствия для своей организации. Они были способны принимать решения. Среди предпринимателей, однако, такой поведенческой модели выявлено не было… Кроме того, успешные бизнес-руководители проявляли позитивное отношение к власти. А предприниматель по своим личностным характеристикам попросту не желает признавать власть и подчиняться ей, не способен работать под чьим-либо началом и всячески стремится этого избежать.

Следовательно, неудивительно, что выдающийся предприниматель не всегда является эффективным менеджером. В итоге созданную им организацию в дальнейшем вполне может постичь неудача. Исследования на государственном уровне показали, что, по сути, большинство новых бизнес-предприятий ждет именно такое будущее, и основной причиной их краха являются не плохие идеи, а неэффективное управление.

В случае удачи, прежде чем организация распадется, бразды ее правления примет эффективный менеджер. Sears , например, не стала гигантом розничной торговли, пока ею управляли ее создатели. Людьми, которые благодаря новаторству в сфере менеджмента и маркетинга превратили Sears в лидера отрасли, были Дж. Розенвальд, купивший ее на грани банкротства, и генерал Р. Э. Вуд. Apple тоже добилась резкого увеличения объема сбыта только после того, как пост председателя правления перешел от основателя фирмы С. Джобса к Дж. Скалли.

Предпринимательский менеджмент

Организации, действующие в неустойчивой среде, не могут ждать изменений и только потом на них реагировать. Их менеджерам необходимо мыслить и действовать, как предпринимателям. Менеджер-предприниматель активно ищет новые возможности и сознательно идет на риск, внедряя изменения и усовершенствования.

Решения, касающиеся масштабных предпринимательских действий, связанных с серьезным риском для организации, принимаются на высшем уровне управления, но базируются они, как правило, на информации и предложениях менеджеров среднего звена. Если эти менеджеры не могут или не хотят рисковать, предлагая новые идеи, предпринимательские возможности организации будут ограниченными. Менеджеры всех уровней, включая низовой, должны постоянно искать пути повышения эффективности своей организации. Мастер, разработавший и внедривший новый метод выполнения рабочего задания, по своему духу не менее предприниматель, чем руководитель компании, инвестировавший 10 млн. долл. в разработку нового ассортимента продукции.

Независимо от того, занимаетесь вы индивидуальной деятельностью или работаете в организации, быть предпринимателем нелегко. И организации, и общество, как правило, противятся переменам, какими бы полезными они ни были. В следующих главах мы расскажем о методах, благодаря которым менеджеры повышают способность своих организаций реагировать на изменяющиеся потребности общества и облегчают для своих коллег сложную задачу – принятие предпринимательских решений.

Не будучи предпринимательской по природе, компания RCA потерпела неудачу в компьютерном бизнесе. Основной подход менеджмента RCA был привязан к телевизионным технологиям, которые со времени появления цветного телевидения почти не менялись. Поскольку высококвалифицированные компьютерщики не имели здесь той же степени творческой свободы, какую они имели в IBM и других компаниях, RCA не могла привлечь и удержать их. В итоге RCA просто оказалась неспособной разрабатывать и продавать свои продукты достаточно быстро, чтобы идти в ногу с радикальными изменениями в компьютерной индустрии. Не смогла она предложить и такого уровня сервиса, которого ожидали от нее покупатели крупных систем, «разбалованные» IBM. Apple, Compaq и другие компании преуспели в этой области отчасти потому, что, не будучи связанными структурными ограничениями крупных организаций, смогли быстро разрабатывать новые продукты. По мнению многих специалистов, успех IBM в области менеджмента обусловлен тем, что несмотря на огромный размер ей удается оставаться предпринимательской.

Менеджер

Профессия менеджер

Общественные аспекты самоменеджмента

Мировой опыт в реализации принципов самоменеджмента

Принципы самоменеджмента

С появлением тенденций 3 и 4 менеджер должен войти в состав системы и изнутри обеспечить жёсткий

15 критериев активизации деятельности работников

Методы, используемые при личном общении

Косвенные методы

Система ВУК - ТОМ предлагает следующие концепции для обеспечения эффективного управления

В связи с этим необходима разработка общей модели современного менеджера

Существует несколько способов совершенствования информационного обмена

Менеджер - это руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаунт-менеджер, менеджер по продажам), управляющий проектом (менеджер проекта) или целой организацией (топ-менеджер).

Менеджер по рекламе - выполняет функции связующего звена между маркетинговым отделом организации и партнерами, предоставляющими этой фирмы услуги рекламирования ее продукции. Менеджер по рекламе должен хорошо ориентироваться в конъюнктуре рынка, досконально знать конкурентов, их преимущества и недостатки и, исходя из этого, строить взаимоотношения с рекламными партнерами.

К соискателям должности менеджера по рекламе обычно предъявляются следующие требования: опыт работы на должности менеджера по рекламе или маркетолога не менее 2-х лет, высшее образование по специальности менеджмента и, часто, свидетельство о специальной подготовке в сфере рекламы.

Менеджеры по продаже рекламных площадей работают в периодических изданиях, компаниях, занимающихся наружной рекламой и рекламой на транспорте. В задачи менеджера по продаже рекламных площадей входит поиск рекламодателей на свободные рекламные площади, ведение переговоров и подписание соглашений.

Менеджер проекта - должность часто временная. Функции менеджера проекта могут выполняться маркетолог, менеджером по рекламе, или другим специалистом из смежных областей. В обязанности менеджера проекта входит курирование одного или более рекламных проектов, работа с партнерами, ведение переговоров и контроль подрядчиков.

Вознаграждение обычно определяется процентом от прибыли организации от отдельно взятого проекта, в дополнение к обычной ставке специалиста.

Часто BTL-менеджер является и менеджером по работе с клиентами. Его задача - сформулировать с клиентом бриф и, обработав его в соответствии с внутренними требованиями фирмы, максимально четко поставить задачу координаторам и супервайзерам, которые, в свою очередь, обеспечат работу промоутерам.

Зарплата BTL-менеджера в Российской Федерации колеблется в пределах $400-$700, в Москве достигает 1200 и более у.е.

Аккаунт менеджер занимается работой с клиентами, управляет бюджетом и исполнителями в рамках одного или более проектов. Между менеджерами проектов и аккаунт менеджерами можно часто поставить знак "ровно". От соискателя обычно требуется знание сферы менеджмента , отличные деловые качества и способность находить нестандартные решения.

Заработная плата успешных аккаунт менеджеров может достигать эквивалента полутора и более тысяч долларов, в среднем же по Российской Федерации она составляет 500-800 у.е.


Профессия менеджер

Управление компанией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на компанию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние компании на общество.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой компании управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.

Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в созидательном применении информационных технологий.

Самоменеджмент, а более правильно самоуправление - самостоятельность и личное управление самим собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и фирмой, социальным управлением.

Роль, место в структуре, масштабы участия, ресурсоёмкость отношений и т.д. каждой сущности определяется самоменеджментом, временно обеспечиваются и контролируются.

Общественные аспекты самоменеджмента.

Мировой опыт в реализации принципов самоменеджмента:

Потребность во взаимных решениях, подготовленных квалифицированными лояльными кадрами, так как многие из них в настоящее время занимаются лишь «критиканством».

Гибкость в решениях, необходимая для компенсации потерь в одном, с приобретениями в другом.

Темпы до полной реализации программы.

Нельзя идти в слишком быстром темпе.

Последовательность + доверие масс = экономическая уверенность.

Доведение до сведения масс о причинах возникновения проблем, их ущербность, свои изменения, затраты и т.д.

Собранность.

Создание таких структур, которые расширяют выбор и стимулы, улучшают созидательность общего блага.

Общесистемные аспекты самоменеджмента заключаются в обосновании, во-первых, феномена самоорганизации как нового качества при децентрализованном управлении, и особенно при самоуправлении.

Во-вторых, текущая ситуация представляет собой размытый и какой-то непрерывный процесс неуправляемости, другими словами, процесс , названный И. Пригожиным большим беспорядком (хаосом), слабо поддающими контролю и управлению, что характеризует взгляд на классические концепции, как на изживании во многом себя. Самоменеджмент в этом случае становится неоднозначным и поэтому наиболее соответствует своему изначальному назначению - организовывать любые процессы, передавая реализацию функционерам.

Принципы самоменеджмента

Самопроизвольность.

Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем. В определённых условиях этот принцип позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности любых социально-экономических систем, но и передавать им большую часть функций, в том числе и самоменеджмента. Учёт этого принципа требует определённости в поведении руководителей, менеджеров и самих исполнителей процесса. Параллельные процессы и сам эффект обеспечивают благоприятные возможности для реализации на практике функции самоуправления.

2.«Погружённость» системы.

Данный принцип при реализации самоменеджмента последовательный. Эффект самоорганизации, саморазвиваясь и возникая лишь в так называемых «погружённых» в свою внешнюю среду, во-первых, зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним, во-вторых, спонтанно может ограничивать число состояний по формированию любых системообразований следующими конечными результатами: а) для «себя» (до завершения работы);

б) для теневого рынка ;

в) для общества.

«Погружённость» обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.

Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующегося процесса, развивает параллельность: на себя (семью), теневой , на общество.

4. Искусственное начало.

Руководители, менеджеры должны либо учесть, либо искусственно «создать» такую ситуацию, в которой «погруженные» в систему могут какое то время обеспечивать себя тем, что им необходимо для «сдерживания» эффекта самоликвидации.

5. Ресурсная поддержка.

При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов:

а) самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, должен дать ей самоопределиться, то есть менеджер обязан стать на время наблюдателем;

б) конкретная система произвольно решает необходимые задачи для обеспечения себя ресурсами и услугами;

в) при развитии самоуправления способна ликвидировать себя с получением или без получения результатов;

г) практически система, реализовав свои внутренние задачи, способна мгновенно финишировать по конкретной работе в пределах предыдущих принципов, не заботясь о конечных результатах.

С появлением тенденций 3 и 4 менеджер должен войти в состав системы и изнутри обеспечить жёсткий контроль .

1.Сочетание скачкообразных и эволюционных процессов.

Самоменеджмент при структурных эволюциях минимален. Скачки, системные мутации каналов управления реализуются чаще всего спонтанно, но, как правило, после «воздействия», т.е. параллельно.

2.Параллельность.

Предполагается, что феномены самоорганизации и самоприватизации развиваются одновременно с действующими процессами в системах.

3.Концептоёмкость.

Данный принцип является глобальным и представляет собой набор нескольких разных принципов:

а) обязательное наличие гибкости;

б) наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками;

в) ассоциативность композиционного построения;

г) горизонтальное ассоциативное построение, как основа временной устойчивости;

д) сохранение иерархического вмешательства центральных органов;

е) учёт предыдущий под принципов;

ж) самоуправляемость систем.

4.Виртуальность.

Создание на базе самоорганизации новых объектов самоменеджмента - нечётких множеств временных отношений сторон.

5.Двойственность самоуправления

Этот принцип проявляется в том, что в иерархических структурах самым необычным образом «смешиваются» функции власти предпринимателя, административной, методической (функциональной) власти управляющих и незримого влияния менеджмента.

6.Дополнительность самоменеджмента.

В развитии демократичности управления самоменеджмент фактически реализует самоорганизацию.

7.Дигитальность.

Является важнейшим современным решением задач управления.

Совокупности применения во взаимодействии перечисленных принципов обеспечивает эффективность самоменеджмента. Эффективность управления во многом зависит от людей и критериев мотивирования их труда. Практика менеджмента выработала ряд критериев, позволяющий активизировать деятельность работников в процессе управления.

15 критериев активизации деятельности работников :

Любые действия должны быть осмысленными.

Большинство людей испытывает радость от работы.

Каждый на своём рабочем месте хочет показать, на что он способен.

Каждый стремится выразить себя в труде.

Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, её фирму.

Людям нравится ощущать свою значимость.

Каждый человек стремится к успеху.

Успех без признания приводит к разочарованию.

По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, её оценивают, какова её реальная значимость.

Сотрудникам не нравится, чтобы решения об изменениях в работе и на рабочих местах , даже если эти решения позитивны, принимались без их ведома, без учёта их знаний и опыта.

Каждому требуется информация о качестве собственного труда.

Для всех нас со стороны неприятен.

Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания.

Сотрудники резко реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят только к тому, что их ещё больше нагружают.

Позволяет ли работа быть самому себе шефом?

Каждый, кто в своей управленческой деятельности сталкивается с трудностями, которые по его мнению, заключаются в том, что сама работа малопривлекательна, должен по этим 15 пунктам проверить, можно ли создать необходимое условие.

Для обеспечения сложных, скоординированных, эффективных действий нужны компетентные, высокоорганизованные, настойчивые и смелые руководители, менеджеры. Они должны мыслить глобально, действовать, ориентируясь на международные стандарты.


Для обеспечения эффективной работы менеджер должен уметь использовать различные инструменты влияния на исполнителей. Это методы личного общения и косвенные.

Методы, используемые при личном общении:

Использование власти , основанной на обязанности.

Влияет на поведение в пределах зоны, которую другой считает законной в свете своих обязанностей. Этот метод быстр, не требует издержек , однако, если просьба заходит за пределы зоны, то она не действует и, если она заходит слишком далеко, её могут посчитать незаконной.

Использование власти основанной на предполагаемой тенденции. Влияет на отношения и поведение в пределах зоны предполагаемой компетенции. Как и первый метод быстр и не требует расходов и отрицательная сторона такая же как и в первом методе.

Использование власти, основанной на отождествлении с руководителем. Метод влияет на отношение и поведение, не противоречащее идеалам, лежащим в основе отождествления. Этот способ быстр, не требует издержек ограниченных ресурсов, однако ограничен влиянием, не противоречащим идеалам, которые лежат в основе отождествления.

Использование власти, основанной на представлении о зависимости. Влияет на широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым. Метод быстр, может быть двойственным в тех случаях, когда другие методы не действуют, но повторяющееся влияние поощряет другого человека на приобретение власти над влияющим.

Использование власти, основанной на принуждении и на представлении о зависимости. Этот метод влияет на широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым, но предрасполагает к ответственному удару, метод очень рискован.

Использование убеждения. У этого метода широкий диапазон отношений и видов поведения. Может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления, не требует власти или расходования ограниченных ресурсов. Метод может требовать много времени, нужен хороший слушатель.

Сочетание различных методов - зависит от точности сочетаний. Может быть более двойственным и менее рискованным, чем использование какого-то одного метода, но этот метод требует более дорогостоящий подход, чем какой-либо один метод.

Косвенные методы

Манипулирование окружением другого человека, используя один или все прямые методы. Имеет широкий диапазон отношений и видов поведения. Может дать результат, когда не срабатывают прямые методы, но также может потребовать много времени, сложен для использования, рискованный, если часто используется.

Изменение сил, которые воздействуют на отдельную личность, - правил формальной и неформальной организаций, технологии, имеющихся ресурсов, объявленных целей фирмы. Имеет широкий спектр отношений и видов поведения на непрерывной основе, имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект, может иметь сильное воздействие, но часто требует проявления значительной власти для достижения целей.

В системе эффективного менеджмента важнейшее место принадлежит учётной политике, установленной на основе бухгалтерского учёта. Учётная политика представляет набор принципов и правил, их совокупность. Только системный анализ всех факторов может способствовать обоснованной разработке учётной политике, которая должна обеспечивать полноту отображения в бухгалтерском учёте всех вопросов деятельности компании.

В этих целях в системе менеджмента должна быть создана система контроля. Она представляет собой концепцию, направленную на ликвидацию «узких мест», ориентированную на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определённых результатов.

Основные концепции по обеспечению качества работы фирмы (по системе ВУК - ТОМ).

Основная масса рабочих работает без проявления интереса к системе ВУК - ТОМ. Задача менеджера - достигать максимальных количественных и качественных показателей у своих работников, чтобы каждое изделие отвечало стандарту. Для развития компании необходимо уравновесить отношения рабочих и менеджера за счёт подбора квалифицированного персонала, за счёт своевременного морального и материального стимулирования, оказания своевременной помощи: консультации, обучение, ротация кадров, можно рабочих привлекать к решению задач, проблем, касающихся богатства производства.

Система ВУК - ТОМ предлагает следующие концепции для обеспечения эффективного управления:

Ориентируйтесь на клиента.

чётко определите, что ему от вас надо;

принять решение по обстоятельствам (иногда необходимо исследование);

только высшее руководство устанавливает правила, которые позволяют сотрудникам проявлять инициативу, принимать решения.

Принятие совместных решений

устанавливание общих правил (работа в команде);

Работа основана на доверии друг другу

Обеспечение всех менеджеров необходимой информацией для их работы.

Любая важная доводится до менеджера оперативно.

Ответственность ложится на всё руководство фирмы в целом

Высшее руководство не вмешивается без необходимости в работу подразделений.

Высшее руководство обязано поддерживать руководителя подразделения, принимающего сложное решение, и берущего на себя ответственность.

Информационные данные руководителя любого ранга должны отражать количественные и качественные показатели.

Учёт всех факторов контроля, выводы и принятия решения.

Обеспечить качество товаров и услуг, превосходящее все ожидания клиента.

Контроль итогов, наиболее важных моментов работы.

Менеджер, по системе ВУК - ТОМ, должен знать и уметь использовать инструменты контроля и управления качеством.

Эффективная имеет 9 основных характеристик:

Отражение коньюктурных колебаний рынка.

Миссия компании - служение потребителю.

Видение будущего фирмы.

Коллективная работа.

Признание организационной культуры.

Разумное использование своих ресурсов.

Вовлечение в позитивные перемены и в усовершенствование.

Усовершенствование кадров.

Соответствующая структура компании.

Функции менеджеров:

Обмениваться информацией.

Традиционные управленческие функции.

Создание сети контактов.

Управление человеческими ресурсами.

Менеджер, его личные качества сильно влияют на управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и фирмы, самым главным из которых является человек.

В связи с этим необходима разработка общей модели современного менеджера .

Знания и умения менеджера.

Современный менеджер во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + + стиль работы + карьера. Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой.

Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный , уметь осуществлять бизнес - проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие компании с учётом потребностей и занятие в нём новых инновационных ниш.

Личные качества менеджера. Менеджеру необходимо иметь:

жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;

упорство, уверенность в себе и преданность делу;

нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;

психологические способности влиять на людей;

коммуникабельность и чувство успеха;

эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;

ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;

внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

энергичность и жизнестойкость;

склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

ответственность за деятельность и за принятые решения;

потребность работать в коллективе и с коллективом.

Этические нормы менеджера. Менеджер в своей деятельности с коллегами и партнёрами руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами: следовать методам честной конкуренции; не использовать «грязные » в своей деятельности; «играть в открытую», если партнёр делает также, стараться выполнить данное им обещание при любых условиях, использовать только честные методы при попытке влиять на подчинённых, быть требовательным, но не оскорблять достоинство, быть внимательным и предупредительным.

Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал, время и люди, умело используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.

Навыки и способности менеджера эффективно управлять. На эффективность управления могут влиять:

способность управлять собой;

разумные личные ценности;

чёткие личные цели;

упорный постоянный личный рост;

навыки и упорство решать проблемы;

изобретательность и способность к новациям;

высокая способность влиять на окружающих;

знание современных управленческих подходов;

способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

умение обучать и развивать подчинённых;

Ограничение саморазвития менеджера.

К таким недостаткам следует отнести:

неумение управлять собой;

размытые личные ценности;

смутные личные цели;

остановленное саморазвитие;

недостаточность навыка решать проблемы;

недостаток творческого подхода;

неумение влиять на людей и их консультировать;

недопонимание особенностей, процессов управления;

слабые навыки управления людьми и ресурсами;

неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие;

низкая способность формировать коллектив.

На эффективное управление оказывает действие оперативная информация, коммуникации, т.е. способность обмениваться информацией. Менеджер должен понимать важность коммуникации, постоянно совершенствовать коммуникацию. Существует несколько способов совершенствования информационного обмена:

Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях компании должны понимать потребности в информации свои собственные, своих начальников и подчинённых, должны научиться оценивать качественно и количественно стороны информационных потребностей.

Управленченские действия. Планирование, реализация и контроль формируют дополнительные возможности управления в совершенствовании информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, контроль хода работы, отчёты по результатам такого контроля - вот дополнительные действия, подвластные руководителю.

Системы обратной связи. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной в фирмы. Один из вариантов - перемещение людей из одной части компании в другую с целью обсуждения определённых вопросов или опрос работников с целью получения информации от руководителей и работников.

Системы сбора предложений. Разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Чаще всего реализуется в виде ящиков для предложений, куда работники могут анонимно подавать свои предложения или развернуть частную телефонную сеть, куда работники могут анонимно звонить, задавать вопросы или подавать предложения .

Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи фирмы. Они выпускаются и реализуются для того, чтобы все работники получали информацию о событиях в жизни компании.

Современная информационная технология. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию коммуникации. Персональный компьютер оказывает огромное воздействие на информацию, электронная почта даёт возможность уменьшить неиссякаемый поток телефонных разговоров, последние инновации в системах телефонной связи, видеоконференции, система «Интернет» и многие другие виды связи позволяют менеджеру получать важную информацию оперативно.

Менеджмент

Сегодня, большое количество людей интересуются созданием собственного бизнеса, и нужно заметить, что у большинства это получается достаточно хорошо. По статистике, 95-98% открытых фирм, закрываются уже через два месяца после открытия, этого говорит о том, что изначально бизнес строился неправильно, возможно в фирме не хватало сотрудников для правильного вдения дел, возможно бизнес-план был не лучшим, поэтому следует задуматься, а стоит ли открывать собственный бизнес, и что необходимо для правильного планирования работы? - это одна из составляющих любого бизнеса: вновь открытого, или занявшего определённое место на бизнес рынке. Что такое менеджмент? На этот вопрос мы постараемся ответить как можно более подробно.

Дословно, менеджмент - это руководство социально-экономическими системами, другими словами, менеджмент предназначен для фирмы управления. Все организации, которые имеют хорошую , а так же не считаются “однодневными” компаниями, имеют хорошую систему управления, т.е. в таких компаниях работают профессиональные менеджеры. Менеджер может работать по нескольким направлениям, самое главное из направлений, это, конечно же, система управления, только с организованностью можно добиться хороших результатов в бизнесе, поэтому роль менеджера на предприятии можно назвать одной из главных. Зачастую, в Российской Федерации путают деятельность менеджера с деятельностью продавцов - это две разные профессии, однако часто, вместо слова “продавец”, мы слышим “менеджер по продажам”, это не совсем верное определение профессии менеджера. В обязанности менеджера, входит:

Стратегическое управление;

Знание принципов и функций производства;

Знание сложностей систем управления;

Знание целей менеджмента;

Умение управлять персоналом.

Конечно, помимо основной деятельности менеджера, есть второстепенные обязанности: работа с клиентами, распределение обязанностей среди сотрудников и т.п. Поговорим об основных обязанностях менеджера,что они из себя представляют и каким нужно обладать знаниями для достижения хороших результатов в бизнесе.

Стратегическое управление - это основа менеджмента, стратегическое управление является деятельностью, которая направлена на достижение целей при помощи стратегических инструментов. Стратегические инструменты могут быть самые разнообразные: финансовые ресурсы или , активы, политика компании и т.п. Для того, чтобы менеджер чётко понимал суть стратегического управления, он должен в первую очередь получить образование менеджера, и только после этого начинать свою работу в организации. Профессия менеджера не проста, как кажется на первый взгляд, менеджер имеет массу обязанностей, он должен знать огромное количество информации о бизнесе, и понимать, что от него зависит процветание фирмы. Менеджер должен иметь понятие о принципах и функциях управления производством. Управление производством в любой организации, является сложным процессом, который требует от менеджера профессионализма и знаний.


Менеджер всеми силами должен добиваться внутри фирмы роста производительности и контроля над качеством выполняемой работы, кроме этого, он должен обеспечить организации сохранение конкурентных позиций на рынке, и обеспечивать доверие потребителей. Менеджмент, как и другая наука требует хороших знаний, а так же целеустремлённости и желания работать в фирмы и на компанию. Менеджер должен в первую очередь думать о процветании организации в которой работает, он должен понимать, что от него зависит будущее процветание фирмы и её дальнейший рост в бизнесе. Хороший менеджер, который понимает свою работу и любит её, обязательно добивается больших успехов и имеет быстрый карьерный рост. Быть менеджером сегодня - это не просто модно, но и прибыльно, профессиональные менеджеры имеют заработную плату, которая исчисляется несколькими тысячами долларов, поэтому трудиться и улучшать свои рабочие качества просто необходимо.


Руководители, которые думают, что им не нужен менеджер в коллективе, очень глубоко заблуждаются, менеджер должен присутствовать в любой организации, если её руководство хочет дальнейшего продвижения своего бизнеса, а так же прибыльных сделок. Менеджер всегда будет работать на компанию, принося ей новых клиентов, контролируя все производственные процессы и управляя персоналом. Существует большое количество обязанностей, которые должен выполнять менеджер, поэтому руководители должны понимать, что такой труд должен хорошо оплачиваться, в первую очередь, высокая оплата труда станет для менеджера первой ступенькой в развитии его рабочих качеств, менеджер будет желать работать на компанию, и приносить ей процветание. Не менее важной персоной в любом бизнесе, можно считать менеджера по персоналу, он сможет качественно выполнять свою работу и наведёт порядок в рядах сотрудников фирмы.

Финансовый словарь Экономический словарь

Менеджер - (англ. Manager – управляющий) – профессиональный управляющий: генеральный (исполнительный) директор предприятия, президент или член дирекции (правления) , руководитель отдела или других подразделений концернов, трестов, синдикатов и т. д.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

МЕНЕДЖЕР - управляющий в коммерческой организации … Юридический словарь

Менеджер - англ. manager управлять наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью. М. занимается планированием, организацией, управлением и… … Словарь бизнес-терминов

МЕНЕДЖЕР - (английское manager управляющий), наемный профессиональный управляющий (руководитель предприятия, фирмы, организации и др.); специалист по управлению … Современная энциклопедия

МЕНЕДЖЕР - [нэ ], а, муж. Специалист по управлению производством, работой предприятия. Школа менеджеров. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Менеджер - см. Руководитель (

Ни один новоиспеченный специалист на сегодняшний день отказывается от полученной профессии и заявляет родителям, что хочет стать менеджером. Кто же это такой и каков род его деятельности? Профессия без профессии – можно ли отнести данное толкование к должности менеджера?

Попробуем ответить на все эти вопросы в данной статье.

На самом деле менеджер менеджеру рознь. Имеется множество разных менеджеров:

  • по продажам;
  • по закупкам;
  • контент-менеджер;
  • SMM-менеджер;
  • пиар-менеджер;
  • офис-менеджер;
  • по рекламе;
  • по работе с клиентами;
  • по персоналу .

И это только основные виды данной профессии . Примечательно, что деятельность даже менеджера одного вида может существенно отличаться в разных компаниях. Например, менеджер по продажам в одной компании может работать исключительно на телефоне, обзванивать клиентов, предлагать им товар или услугу и заключать сделки.

Тогда как в обязанности менеджера по продажам в другой компании может входить ведение статистики, налаживание связей с клиентами с целью дальнейшего сотрудничества, обучение персонала и даже ведение соцсетей компании. Другими словами, у каждого руководителя понятия о том, что должен делать его сотрудник, разнятся.

Однако можно привести такие действия, которые в любом случае осуществляет любой менеджер в не зависимости от компании, где он работает и рода деятельности.

Главные функции менеджера:

  1. Ориентация направления компании, в которой ей нужно двигаться для достижения основной цели. Менеджеру важно правильно сформулировать задачи и цели, чтобы персонал компании хорошо их понимал. Тогда вероятность достижения поставленных задач в разы увеличится.
  2. Организация процесса работы . Менеджер должен анализировать деятельность компании в целом, в частности своего отдела, свою личную деятельность и работу каждого сотрудника в подчинении (если таковые у него имеются). Вся работа должна быть разделена на классы, каждый из которых дробится на мелкие задачи и из них выделяются самые необходимые для выполнения. То есть должна получиться структура, каждая из задач которой будет поручена определенному сотруднику.
  3. Формирование слаженной команды из сотрудников компании. Для этого менеджер находит средства мотивации каждого из сотрудников на работу. Он может попросить у руководителя увеличение зарплаты для кого-то из персонала или повышение в должности.
  4. Налаживание контакта касательно клиентов, своих руководителей, коллег и подчиненных. С этой целью осуществляется регулярное общение.
  5. Оценка и контроль работы компании и ее результатов, введение в курс дела относительно этого своего начальника и коллег.
  6. Постоянное развитие . Современный менеджер обязательно должен регулярно заниматься саморазвитием, а также развитием своих коллег.

Нужно ли учиться на менеджера? На самом деле менеджеры низшего звена могут не учиться вообще. Им достаточно быть коммуникабельными, ответственными и трудолюбивыми. Многие компании занимаются обучением менеджеров уже по ходу их работы.

Но такие сотрудники редко достигают хороших результатов и продвигаются по карьерной лестнице. Чтобы менеджер достиг успеха, он должен разбираться в менеджменте, знать хотя бы его основы, которым учат при получении любого высшего образования.

Успешный менеджер может работать в любой компании с любыми товарами или услугами. Он в любых условиях может наладить цикл управленческой деятельности: спланировать работу, организовать ее, замотивировать себя и свою команду и строго контролировать весь рабочий процесс.

Настоящий менеджер должен быть лидером, за которым готовы пойти все сотрудники и к кому будет прислушиваться руководитель компании.

Не менее важно для успешного менеджера не тащить всю работу на себе, а делегировать задачки другим сотрудникам , уметь объяснить, как их правильно выполнить и какую пользу это принесет компании.

Таким образом, современные менеджера – это ключевые сотрудники компаний. Не стоит считать их низшим звеном, так как настоящий менеджер-специалист способен в разы повысить доходы компании, где он работает, и вывести ее на более высокий уровень.

Если вы получили образование, но вместо того, чтобы работать по профессии стали менеджером, не стоит переживать по этому поводу. Работайте с полной отдачей, постоянно развивайтесь, и вы обязательно достигните успеха в карьере.

Есть немало примеров, когда начиная с обычного менеджера, человек становился средним, затем старшим менеджером, и далее занимал уже пост руководителя. Другие люди, проработав несколько лет менеджером в определенной компании, набираются опыта в этой сфере и успешно открывают свой бизнес, приносящий им высокий доход.