Сцена свидания печорина и мери. Последний разговор печорина с княжной мери

Анализ пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота»

Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения.

Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не существует никаких ценностей. Из первого же разговора Зилова с приятелем выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не помнит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень волнует. «Переживут, верно?» - говорит он приятелю Диме.

Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с ленточкой, на которой написаны трогательные поминальные слова: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».

Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в процессе дальнейшего развития событий читатель понимает, что Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.

В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художественная деталь - большой плюшевый кот с бантом на шее, подарок Веры. Это своеобразный символ нереализованных надежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему не нужен.

Основной принцип отношений с людьми для Зилова - безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который вообще сначала не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера -любовница самого Зилова. В свою очередь, Виктор подталкивает Кушака к ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все делается с ходу. Хватайте быка за рога».

Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал которой - мещанское счастье. Семейные узы она отождествляет с материальными благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь» - заявляет она мужу на новоселье у Зиловых.

Метко обрисован А.В. Вампиловым и другой выразительный женский образ пьесы - образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех мужчин называет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина старается казаться грубее и развязнее, чем есть на самом деле. Очевидно, это помогает ей заглушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Витя, мне кажется, она совсем не та, за кого себя выдает».

В сцене новоселья используется важный композиционный ход. Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потребительское отношение.

Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже понимает, что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия. В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...», Саяпины дарят Зилову снаряжение для охоты, о котором так мечтает герой. Образ утиной охоты в произведении, несомненно, носит символический характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов как раз оказывается неспособным. Неслучайно Галина, которая знает его характер глубже остальных, замечает, что для него главное -сборы и разговоры.

Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, - жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор: поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об угиной охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не увидев сына.

На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Галины на личное счастье. Он безучастно относится к ее беременности, и женщина, видя это, избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, который до сих пор любит ее.

Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом.

В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую Ирину, которая искренне влюбляется в него. В кафе его с девушкой застает жена.

Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то привлек к себе лживыми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть его по имени, а не Аликом, как остальных мужчин.

Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал устроил Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, пригласил Ирину и начал оскорблять всех по очереди, грубо нарушая правила приличия.

В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А когда официант Дима, с которым герой и собирается на долгожданную утиную охоту, вступается за девушку, он оскорбляет и его, называя лакеем.

После всей этой отвратительной истории Зилов в действительности пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин, мечтающий о своей квартире, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит, что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры. Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то пытаются бороться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кровать и то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой. Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на охоту.

Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевидно, что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор - типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом - послевоенное строительство. В шестидесятые - семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.

Созданная в 1967-м году пьеса "Утиная охота", анализ которой мы проведем, оказалась самой загадочной из всех произведений Вампилова, ее сценическая судьба оказалась, в отличие от других пьес, которые ставились много и приносили успех постановщикам и актёрам, тоже необычной: впервые поставленная только в 1975-м году, она до сих пор так и не получила адекватного драматургическому материалу сценического воплощения, да и отличный в целом фильм В. Мельникова "Отпуск в сентябре" с блистательным Олегом Далем - это всё-таки не совсем Вампилов...

Виктор Зилов, главный герой "Утиной охоты", воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут "эпохой застоя". Этот тридцатилетий, физически крепкий, человек, у которого в жизни есть всё - работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, - живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне. Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не "проживая душой" всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит - ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.

Самое страшное в анализируемой пьесе то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову. Отношения людей, которым "все до лампочки", которым на всё "наплевать" не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так, но у него есть отдушина в душе - утиная охота. Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение: "О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви...". Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: "Но они не на картинке. Они-то все-таки живые". "Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые," - говорит Зилову его "друг" Дима, который на охоте "гигант" - и Зилов легкомысленно соглашается с ним.

Финал пьесы "Утиная охота" Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь ("Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем") звонит тому же Диме и говорит "Да, всё прошло... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Я готов...". Если Зилов успокоился, стал "таким, как все", то это означает, что он окончательно смирился с пошлостью и бездуховностью существования, с которой давно смирились все окружающие. Если нет?.. Но ведь он "совершенно спокоен", и теперь он перешел в разряд тех, "кто попадает"...

Анализ эпизода.

Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)

Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “...я зашел к княгине проститься...”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.”

Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой Григорий Александрович Печорин открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”...

Итак, в данном эпизоде - двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж старая княгиня Лиговская “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “ Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек...” И, хотя эта героиня персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается).

Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы.

Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери...” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” ...ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.”

Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “...вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее...” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“...вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль...”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие!..

Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали...”

Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу... - сказала она.”

Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул...

. Княжна Мери .)

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

…Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя – и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

– Вы опасный человек! – сказала она мне, – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, – я думаю, это вам не будет очень трудно.

– Разве я похож на убийцу?..

– Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

– Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, – а это великий признак!

См. также статьи

Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа "Герой нашего времени" как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что "история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.

В повести "Княжна Мери" намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

"Княжна Мери" построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Дневник Печорина не раз напоминает "Думу" Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны... .

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского "Паруса", прекрасно характеризующие молодого человека: "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой"). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.

От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь "для себя", не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: "В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись". Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

"Из чего же я хлопочу?" - спрашивает он себя и отвечает: "Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!" Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

"Княжна Мери" показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: "Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны".

Итак, в "Княжне Мери" нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: "Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно". И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, "себялюбивой и сухой", как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него "нравственного калеку". Видно, что эта "болезнь" прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. "Скучно", - заключает он.

Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу "Фаталист", где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли "нравственными калеками"? Не стоит ли поискать ответ в романе "Герой нашего времени", а особенно в главе "Княжна Мери"?..