Сильные личности в детских произведениях. Увековеченные герои детской литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Введение

Заключение

Введение

Большая часть детей в современное время растут с отклонениями в здоровье, возросло количество детей, которые употребляют наркотические вещества и алкоголь, растет детская преступность. Одной из причин возникновения всех этих негативных проявлений является снижение духовности, исчезание ориентиров нравственности. Ребенок оказывается лишенным права голоса, он нуждается в защите своих прав и интересов.

Развитие нравственности, интеллекта, эстетики у ребенка напрямую связано с получаемой им духовной пищей.

Особо значимое место в процессе социализации личности ребенка играют СМИ и книги. Попадание детей в книжную вселенную проходит в первую очередь с помощью художественной детской литературы. Детская литература питает ум и воображение детей, открывает для ребенка новые миры, образы и модели поведения, является сильнейшим средством духовного развития личности.

Особое внимание нужно уделять встрече ребенка с книгой уже в раннем возрасте, наличию доступа к книгам, поддержке и поощрению чтения.

Один из самых основных факторов, который влияет на чтение ребенка -доступ к книге. Важно чтобы интерес к чтению у ребенка не погас, поэтому процесс чтения надо поддерживать. Книги должны быть доступными детям, а репертуар чтения должен быть широкий и разнообразный.

Дети как читатели имеют свою специфику: в отличие от взрослых людей дети не могут "откладывать" чтение, т. к. в период детства интересы ребенка интенсивно меняются. Если ребенок вовремя не получает необходимые книги, то он или начинает читать другие книги, или совсем не читает.

Издательская деятельность литературы для детей требует гораздо больших в сравнении с иными видами затрат, и детская литература начинает дорожать, становится недоступными для населения. Финансовые затруднения и снижение уровня жизни большинства населения привели к сокращению возможностей к реализации покупательских потребностей в книгах. Единственный бесплатный источник приобщения ребенка к чтению остается библиотека.

Малое финансирование привело к ухудшению комплектования библиотек литературой для детей. Возникла ситуация "книжного голода" для большинства детей, которые лишены возможности реализовывать свое право на чтение.

Значительность и важность художественной литературы в становлении личности ребенка определяет актуальность нашей работы.

Цель курсовой работы - исследовать вопросы влияния произведений художественной литературы на формирование и развитие личности ребенка.

В соответствии с поставленной целью определены задачи работы:

Изучить литературу по теме исследования;

С учетом психолого-педагогических основ исследовать особенности влияния художественной литературы, в том числе и современной на личность ребенка.

Курсовая работа содержит введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

1. Книга и чтение в жизни ребенка

Падение интереса детей к чтению книг в свободное время вызывает сильное беспокойство. Происходит обеднение эмоциональной и интеллектуальной сферы развития ребенка, что сказывается на становлении личности ребенка, взаимоотношениях с окружающими людьми. Происходит увеличение дисбаланса тематики репертуара чтения: дети практически не интересуются книгами по "профориентации" и "искусству", у них преобладают книги по фантастике, мистике и "ужасам", детективы. Большая часть таких литературы не может оказывать положительное влияние на становление морали и норм этики, правильных эстетических оценок и развитие словарного запаса ребенка.

Существование прямой связи навыка систематического чтения в свободное время и интенсивного чтения помимо школьных книг, оказывает косвенное влияние на успеваемость и формирование культуры ребенка.

Большинство детей не любят заниматься чтением. Социологи отмечают у детей снижение интереса к чтению и перемещение занятия чтением на одно из последних мест в свободное время. Становление отношения к занятию чтением, формирование культуры чтения ребенка в значительной степени зависят от тех образцов поведения читателя, которые предлагаются ребенку взрослыми. художественный литература личность ребенок

В целом можно говорить о сокращении доли занятия чтением в свободное время подрастающим поколением. Чтение не является одним из любимых занятий для большинства детей разного возрастного периода. А именно в наше время особенно важным становится развитие читательской культуры, информационной грамотности - умения находить и критически оценивать предлагаемую информацию (Дмитриева, 2007).

Негативным процессом, который происходит в чтении детей в настоящее время является быстрое проникновение в репертуар ребенка продукции современной массовой культуры запада низких художественных достоинств - " китча", "чтива", "паралитературы". Это триллеры, детективы, фантастика, приключения, ужасы и мистика.

Ребенку характерно возникновение интереса ко всему необычайному, загадочному. Поэтому этот интерес удовлетворяется детьми в большей степени не научно-познавательной, а литературой по астрологии, магии, религии. Ребенок очень часто проявляет интерес к взрослой литературе, при этом большая часть такой литературы имеет сомнительное содержание.

В процессе социализации личности ребенка увеличивается влияние СМИ. Развиваться начинает культура, называемая "визуальной", "видеокультурой", "электронной культурой". Происходит изменение домашней среды, в которой растут дети, и к домашней библиотеке прибавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. В России быстро набирает темпы "кризис чтения".

Возникновение беспокойства в мировой общественности связано, с снижением чтения детей и увеличением смотрения телевизора. Все это способствует возникновению у "мозаичной культуры", т. е. бессистемного набора фрагментов знаний об окружающем мире, к порождению пассивного сознания. Увеличивается и отрицательное действие на чтение детей СМИ.

Ведущие мотивы обращения к телевидению у детей - познавательные и рекреационно-развлекательные интересы. Телевидение вызывает у ребенка интерес к окружающей действительности и этим может способствовать стимуляции чтения детьми художественных книг. Но телевидение также вызывает порождение поверхностного восприятия информации. В процессе это способность ребенка к длительному сосредоточению при чтении начинает утрачиваться. У ребенка не происходит деление передач на детские и взрослые, они смотрят все. В результате специфические киноинтересы и предпочтения детей нивелируются, происходит сближение и совпадение их с взрослыми. Школьники начинают наравне с взрослыми смотреть фильмы с содержанием эротики, насилия и убийств. Дети начинают подсознательно проникаться мнением, что подлинные ценности это не столько истина и добро, сколько грубое насилие, сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств (Голованова, 2011).

Поэтому чтение детьми художественной литературы положительного содержания - главная общенациональная проблема, и от его решения будет зависеть духовное здоровье и будущее нации.

2. Восприятие художественной литературы как фактор развития личности ребенка

Разработка проблемы влияния литературных произведений на развитие личности ребенка имеет важное значение в рамках триединой задачи обучать, воспитывать и развивать, которая стоит перед современной общеобразовательной школой.

Развитие личности детей - одна из сторон образовательного процесса в школе. Произведения художественной литературы являются важным фактором, имеющим развивающий характер как для всей личности ребенка в целом, так и отдельных ее сторон (в частности, эмоциональной сферы).

Широкое освещение теоретических вопросов роли художественной литературы в процессе становления личности ребенка находит отражение в работах многих психологов, среди которых Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Р.А. Зобов, Л. Н. Рожина, В. М. Розин, Б. С. Мейлах, А. М. Мостапенко, Г. Г. Шпет и многие другие. Возможности использования произведений художественной литературы для развития личности ребенка обусловлены огромны.

Чтение художественной литературы выполняет информационную, релаксационную, эстетическую, смыслообразующую и эмоциональную функции.

Произведения художественной литературы аппелируют, прежде всего, к эмоциональной сфере личности ребенка. В научной литературе для обозначения эмоций, возникающих при восприятии художественного литературного произведения, используются понятия «эстетические эмоции», «эстетическое переживание», «художественные переживания», «катарсис», «художественные эмоции» (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Б. Берхин и другие). Данный тип эмоций обогащает внутренний мир личности ребенка (Семанова, 1987).

Обращение детей к художественной литературе, способствует более полному формированию художественной картины мира, субъективной по своему смыслу, поскольку она в образно-эмоциональной форме выражает внутренний мир человека, отношения людей друг к другу, к природе, к миру в целом, эстетические свойства действительности. Научная картина мира, дающая целостный образ мира на основе научных методов познания, упускает вопросы образно - эмоционального, ценностного, эстетического освоения действительности.

Произведения художественной литературы как инструмент искусства, является и познавательным эталоном, и средством для формирования художественной эмоции - сопереживания художественному образу. Литературные произведения являются источником знаний о человеке.

Идея внутренне присущего литературе психологического содержания берет свое начало в работах Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, И. В. Страхова, Б. М. Теплова. Художественная литература выступает как носитель психологического знания, являясь, таким образом, не только объектом, но и субъектом психологии (Якобсон, 1971).

Воздействие книг художественной литературы на ребенка выражается в стимулировании проявления эмоций и чувств; преобразовании ядра личности (смысловых образований), приобщении к общечеловеческим смыслам и ценностям.

Л. Н. Рожина вводит понятие «художественной перцепции» для обозначения процесса восприятия, понимания и оценивания человека, являющегося объектом художественной литературы. Для изучения художественной перцепции и ее влияния на развитие личности ребенка в исследованиях Л. Н. Рожиной использовались литературные тексты. Л. Н. Рожина подчеркивает, что специально организованная учебная деятельность дает возможность одновременно диагностировать и формировать у учащихся способности различать авторские смыслы и оценки, выраженные через систему художественных средств и эмоциональную атмосферу произведения. Чем глубже и точнее художественное восприятие читателя, тем легче ему вступить в диалог с писателем.

В исследовании Л. Н. Рожиной экспериментально доказано, что художественная перцепция включается во множество связей и отношений с различными феноменами развития личности ребенка. Отраженные реципиентом особенности человека, являющегося главным объектом изображения в книгах, складываются в определенную систему знаний и представлений о человеке, художественное познание которого представляет собой сложный процесс интерпретации литературного текста. Содержание и структура образа человека, формирующегося в процессе художественной перцепции, многозначны. Она включает анализ описания его поступков и невербального поведения, многообразных отношений к себе, другим людям, природе, произведениям искусства, мотивов поведения и деятельности, детерминации его характера, сложности его внутреннего мира (Рожина, 1976).

Художественное познание человека обеспечивает развитие эмоционально-смысловой сферы личности школьника, перестройку таких структурных компонентов личности, как сензитивность и эстетическая впечатлительность, формирует эстетическую позицию при оценивании произведений искусства, а также явлений и предметов окружающего мира.

Высокий уровень психологического анализа литературного персонажа обеспечивает раскрытие многообразия, многовариантности присущих ему сторон и свойств, сложности, неоднозначности, возможной противоречивости свойственных ему качеств и мотивов.

О. И. Лейнова делает вывод о том, что обогащение представлений учащихся о человеке, как субъекте труда стало возможным за счет активного использования информации, заложенной в его художественном изображении в книгах.

В работе А. М. Гадилии определена тесная взаимосвязь между восприятием художественной литературы школьниками и развитием их эмоциональной сферы. В частности, отмечается тесная взаимосвязь между восприятием поэтического произведения и расширением словесной репрезентации эмоций у старшеклассников.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что учащиеся старших классов не в достаточной мере владеют умениями психологического анализа поэтического текста. Несформированность этих умений, является причиной недостаточно полного и всестороннего восприятия ими образа-переживания.

Согласно А. М. Гадилии специально ориентированная работа, направленная на овладение учащимися умениями литературно-психологического анализа образа-переживания, обеспечивает его восприятие во всем многообразии и многосторонности.

У учащихся формируется представление о широком спектре чувств и переживаний, присущих человеку, что приводит к расширению у них словесной репрезентации эмоций. Это нашло свое выражение в многообразии терминов, используемых учащимися экспериментальных классов для описания воспринятого образа-переживания, а также собственной эмоциональной сферы; семантической наполненности данных терминов; видении многообразных форм проявления описываемого переживания; многообразии характеристик воспринимаемого переживания; адекватном понимании собственных эмоций; тонкой дифференциации и нюансировке чувств и переживания, присущих личности.

Восприятие школьниками художественного текста зависит от умения извлекать информацию из всех элементов предложения и воссоединять ее со своим жизненным опытом. Также как и в работах Л. Н. Рожиной, подчеркивается необходимость и важность диалога с автором, текстом. Настоящее чтение - сотворчество как диалог текста и читателя.

Умения адекватно выражать свои эмоции и чувства вербально и невербально, контролировать и осознавать причины эмоциональных состояний, вычитывать эмоции и чувства других людей, богатство эмоционального словаря являются необходимыми для широкого спектра личностных проявлений учащегося как субъекта учебного процесса.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы необходимы для стимулирования самосовершенствования ребенка, повышения эффективности его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Особенно важным представляется обращение именно к старшему подростковому возрасту, который в эмоциональной сфере считается наиболее противоречивым и сложным.

Процесс восприятия ребенком произведений художественной литературы представляет собой сложную творческую деятельность, опосредованную всеми жизненными, эстетическими, читательскими и эмоциональными знаниями ребенка.

Восприятие ребенком художественной литературы не должно происходить в изолированности от основных задач воспитания, становления личности, восприятия мира, духовного мира.

Взаимосвязь первоначального восприятия литературного произведения и его дальнейшего углубления в процессе анализа является особенно актуальным вопросом.

Восприятие произведений художественной литературы имеет свои особенности, которые свойственны восприятию человеком окружающей действительности во всей ее сложности, восприятию произведений любого вида искусства. Этими особенностями являются целостность, активность и творческий характер (Неверов, 1983).

В восприятии произведений художественной литературы, главное понять, что литература дает читателю целостную картину мира, суждение писателя об окружающей действительности. Познавая заключенную в литературном произведении картину человеческой жизни, читатель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни ребенка, художественная литература учит самостоятельности мысли.

Восприятие художественной литературы не есть просто прием информации. Оно представляет собой активную деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес.

Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Ребенка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения.

Однако ребенок не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Но при этом многие дети проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора.

Большинство школьников способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера.

Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся.

Ряд психологов пришли к выводу о 3 основных типах восприятия школьников:

1) В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов.

2) Во втором - преобладание словесных и логических моментов восприятия.

3) Третий тип - смешанный.

Каждый из трех типов восприятия характеризуется, кроме того, большей или меньшей способностью учеников к адекватному восприятию произведения при минимальной или постоянной направляющей работе учителя.

Во всех случаях важно сохранить в ученическом восприятии не подменяемый ничем другим элемент наслаждения, который опосредован объемом знаний и начитанностью ученика, его эмоциональностью, а также его потребностью воспринимать произведения искусства.

Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.

Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главной целью совершенствование школьного анализа литературного произведения.

Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов литературы, что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия и его последующего углубления.

Основной особенностью восприятия лирики является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся 5-8 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 8-9 классов, когда у многих подростков наступает временная "глухота" к лирической поэзии. В 10-11 классах интерес к лирике возвращается, но уже в новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.

Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в 7-9 классах является основой всей последующей работы в старших классах (Маранцман, 1974).

Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта.

Дело не только в насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие школьников.

Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Выбор книг для самостоятельного чтения, усвоение нравственного потенциала лучших произведений художественной литературы, восприятие эстетического многообразия мировой литературы - вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования.

3. Особенности современной художественной детской литературы

Художественная литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения.

Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Нет смысла говорить о том, что современная детская художественная литература - стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая.

Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом.

Детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена.

Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.

Одной из функций детской художественной литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать.

В художественной литературе содержится «азбука нравственности», из нее во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важна эстетическая функция детской художественной литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. Огромна роль взрослого, в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной художественной литературы.

Впечатления детства - самые крепкие, самые важные.

Не вызывает сомнений познавательная функция детской художественной литературы. В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.

Огромна роль иллюстраций в детской художественной книге. Один из ведущих видов памяти - зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединяется с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления.

Нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия ребенком художественной литературы:

1) Идентификация - отождествление себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста.

2) Эскапизм - уход в воображаемый мир книги. Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных ребенком книг, он тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт.

Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности.

Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику (Подругина, 1994).

Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему.

Художественная литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках. Поэтому книги и их герои становятся в этом возрасте уже не учителями и советчиками, а собеседниками, помогающими выросшему читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях (Загвязинский, 2011).

Итак, о специфике детской художественной литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста.

Среди главных черт детской художественной литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание поучительного и художественного компонентов.

4. Стилистическое своеобразие современной художественной детской литературы

В конце ХХ века, как и на рубеже XIX - XX веков, общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса.

Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная художественная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ века, а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников.

Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской художественной литературы ХХ века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных (Борытко, 2009).

Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской художественной литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы.

Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ веке, прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.

Однако в наше время детская литература не только сохраняет традиции ХХ века, но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.

Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е годы ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской художественной литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться.

Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей.

Однако здесь возникает другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения, читательский уровень. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях (Жабицкая, 1994).

Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской художественной литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения.

Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские.

Однако существуют и примеры удачного сочетания занимательности и художественных достоинств, когда писатели ищут новые способы донести до ребёнка представления о вечных ценностях и моральных нормах.

В целом же современная детская художественная литература представляет собой подвижное противоречивое явление, находящееся в процессе становления, и сделать выводы о том, какие тенденции возобладают, можно будет только спустя некоторое время, когда ситуация стабилизируется.

Заключение

Художественная литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек.

Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Приобщение ребенка к «миру прекрасного» расширяет горизонты видения окружающего мира, создает новые потребности, совершенствует вкус.

Формирование у ребенка способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это самая важная задача воспитания.

Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.

Основным средством приобщения к «миру прекрасного» является художественная деятельность человека, выступающая и как усвоение, и как создание эстетических ценностей (Бордовская, 2011).

Художественная деятельность человека представляет собой активный процесс, который требует творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Формирование полноценной личности ребенка немыслимо без воздействия художественной литературы.

Привитие ребенку любви к чтению особенно важно в подростковом возрастном периоде, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте.

Удовлетворение и развитие художественных интересов ребенка создает благоприятные условия формирования его личности, делает содержательным его досуг, его любимые занятия.

Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.

Восприятие художественной литературы как присвоение художественных ценностей невозможно без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Оно представляет собой сложный процесс, имеющий свою специфику, свои тонкости.

Воспринимая произведение художественной литературы, дети могут ограничиться только вниманием к развитию фабулы, динамике действия.

Глубокие нравственные идеи, взаимоотношения литературных героев, их переживания останутся за пределами восприятия детей. Такое ограниченное, неполноценное восприятие нередко определяется влиянием сверстников, их реакцией.

Для того чтобы произведение художественной литературы выполняло свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято.

Отсюда вытекает важная психологическая задача - понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия (Молдавская, 1976).

Поэтому изучение проблемы восприятия художественной литературы представляет несомненный интерес. Коммерциализация книжного рынка отрицательно сказалась на выпуске детской художественной литературы и картине детского чтения вообще: произошел резкий спад показателей издания детской художественной литературы; с расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.

Список использованной литературы

1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л. Семановой. М.: Издательство «Просвещение», 1987. - 175 с.

2. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.: Издательство «Педагогика», 1979. - с. 2 - 24.

3. Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство «Питер», 2011. -304 с.

4. Борытко Н. М. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2009. - 496 с.

5. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Издательство «Просвещение», 1981. - 240 с.

6. Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2011. - 240 с.

7. Дмитриева И.А. Педагогика. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007. - 192 с.

8. Загвязинский В. И. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2011. - 352 с.

9. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Издательство «Штиинца» 1994. - 134 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство «Академия», 2005. - 352 с.

11. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - 154 с.

12. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Издательство «Просвещение», 1977. - 208 с.

13. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Издательство «Педагогика», 1976. - 224 с.

14. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Издательство «Просвещение», 1964. - 144 с.

15. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе. Л.: Издательство «Просвещение», 1983. - 162 с.

16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Издательство «Книга», 1972. - 152 с.

17. Подругина И.А.Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М.: Издательство «Просвещение», 1994. - 78 с.

18. Рожина Л.Н. Психология восприятия художественной литературы. М.: Издательство «Просвещение», 1977. - 176 с.

19. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. М.: Издательство «Школьная библиотека», 2004. - 248 с.

20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство «Просвещение», 1968. - 557 с.

21. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Издательство «Искусство», 1971. - 85 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль театрализованной игры в развитии личности ребенка. Содержание педагогической деятельности, направленной на знакомство дошкольников с художественной литературой и формирование творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2012

    Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Анализ педагогического потенциала художественной литературы и его значимости в условиях современной действительности. Изучение особенностей влияния художественной литературы на детей разного возраста. Негативное воздействие литературы низкого качества.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2018

    Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по структуре семьях. Роль родителей в формировании личности ребёнка. Пути решения проблем в семейном воспитании.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    История становления детской литературы. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста. Психофизиологические и возрастные особенности ребенка как читателя. Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с дошкольниками.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2014

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Динамика восприятия в период дошкольного детства. Анализ восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Экспериментальное выявление особенностей восприятия дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Понятия художественной культуры. Использование произведений искусства для приобщения к ней. Художественная культура в условиях детского объединения. Использование произведений: литературы, живописи и музыки для обучения детей старшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.

Художественная литература рассказывает об удивительных вещах, которые, возможно, никогда не случатся с нами в реальной жизни. Вместе с героями книг можно бесконечно путешествовать, влюбляться, преодолевать трудности и, конечно же, набираться жизненного опыта. Книги, как хорошие друзья, могут подсказать решение личных проблем. Тем, кто потерял твёрдую почву под ногами, советует 7 художественных произведений, способных помочь взглянуть на этот мир другими глазами.

«Над пропастью во ржи» (1951)

Джером Дэвид Сэлинджер

Холден Колфилд страдает от немотивированной агрессии, патологической раздражительности и неприкрытого цинизма. Потеряв смысл жизни и утратив возможность влиять на ход значимых ситуаций, он начинает отрицать действительность. Нет, он не странный. Просто ему 17.

В книге нет закрученного сюжета на 1000 страниц. В ней есть душа юных поколений, бунтарей и борцов с системой.

«Хорошо быть тихоней» (1999)

Стивен Чбоски

Чарли излишне наивен для своих пятнадцати лет. Высказывать личное мнение, бороться за место под солнцем — это не для него. Книги Чарли понимает лучше, чем людей. Он космически одинок, хотя с ним всегда кто-то рядом. Герой хранит страшную тайну даже от самого себя.

В этом произведении нет сложных слов. В нём есть мир, показанный глазами интроверта.


«Заводной апельсин» (1962)

Энтони Берджесс

Алекс совмещает внутри себя любовь к насилию и красоте. Он — жертва своего времени, которая одновременно является и палачом системы. После того, как малолетний преступник попадает в экспериментальную программу по перевоспитанию, он теряет ту часть себя, что отвечала за волю к жизни. Без внутренних порывов Алекс становится недочеловеком. И любимая музыка Бетховена вызывает теперь только тошноту.

Хэппи энда здесь ожидать не стоит. Эта книга — размышление над природой человеческой жестокости и стремлением к прекрасному.


«Мартин Иден» (1909)

Джек Лондон

Простой моряк Мартин Иден, ослеплённый поставленными перед собой целями, полностью поглощается в чтение книг и написание собственных произведений. Даже сон кажется молодому человеку пустой тратой времени. Усердие — это хорошо, но в избытке оно приводит к совершенно неожиданным результатам.

В этом романе Джек Лондон не открывает новых истин, а в который раз напоминает, что ценность личности не зависит от степени её признания.


«На западном фронте без перемен» (1929)

Эрих Мария Ремарк

Пауль Боймер любил жизнь, но у войны были другие планы на этот счёт. Она забросила молодого немца в холодный окоп и обрекла на выживание. Его сослуживцы — такие же, как он. Люди без прошлого и без будущего.

В этой книге мало патриотических чувств. В ней много сожалений о потерянном поколении.


«Подросток» (1875)

Фёдор Михайлович Достоевский

Главный герой, молодой человек с чуткой, но неразвитой душой, испытывает соблазны своего времени. Достоевский мастерски смешивает в своём произведении романтику и пошлость, боль и злопамятность, страсть и неуклюжесть, любовь и неприятие, самоуверенность и всепоглощающий страх, банальность и своеобразие, псевдоисключительность и продажность, юношеский максимализм и слабоумие.

В этой книге — срез эпохи с целой палитрой настроений, которые были свойственны молодежи, брошенной старшим поколением.


«Два капитана» (1940)

Вениамин Каверин

Саня Григорьев упрям, горд и противоречив. Его жизненный девиз — «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Личность Александра для каждого без исключения становится ориентиром, за которым хочется следовать. Светлая и немного идеализированная история о романтике научного поиска всё так же привлекает молодых искателей правды жизни.

В книге нет трагизма. В ней есть жизнеописание, которому хочется верить.


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Наталия Степанова
Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка - дошкольника , в его речевом развитии . Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка », - говорил известный советский педагог- новатор В. А. Сухомлинский. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения ребенка , воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи , дают образцы русского литературного языка . Советский педагог Е. А. Флерина в своих работах отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы , словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок . Средствами художественного слова еще до школы , до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Кандидат педагогических наук Н. С. Карпинская, внесшая огромный вклад в исследования в области эстетического воспитания детей средствами художественной литературы , также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития , язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Интерес к книге у ребенка появляется рано . Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов , даёт первые, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том , что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму .

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров : рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой «возрастной ступени» особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги . Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведениями классиков детской литературы . Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука") . Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986 г.) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991г.) . Нельзя пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки", в который вошли сказки многих детских писателей . Так же нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города") . Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Братья Гримм "Бременские музыканты".

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок". Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, в которых «оживают» знакомые им герои, журналы, наполненные разными играми, головоломками, кроссвордами.

После рассказывания сказок, необходимо обучать детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения . Ежедневное чтение детской литературы в детском саду , специальные занятия по художественной литературе , оказывают большое влияние на развитие словаря детей . На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.) . Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях , но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Ежегодно издается много новой литературы для детей , за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять «детскую библиотеку » , руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Литература :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада . Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет . Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004

Публикации по теме:

Цветотерапия в формировании личности ребенка Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет,.

Анкетирование «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития» Просим Вас принять участие в анкетировании с целью оценки существующей системы работы ДОУ, по направлению «Детская художественная литература.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мини-конференцию, деловую игру