Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников. Исследовательская работа "Музыкальная культура Башкортостана" Ильшат Имангулов «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений

Надежда Лисовская
Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников

Доклад на тему :

Учитель –логопед : Лисовская Надежда Анатольевна

Республика Башкортостан , г. Учалы, МАДОУ Детский сад №1 «Ромашка»

Доклад на тему :

БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особое место в народной педагогике отводится башкирскому фольклору и в первую очередь сказкам, колыбельным песням - малым формам устного творчества. Они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества.

В наше время выпускается множество книг, методических разработок по работе со сказкой в разных возрастных группах дошкольного учреждения . Все они направлены на развитие творческих способностей детей , эстетическое и нравственное воспитание, знакомство детей с культурой разных народов. Но при знакомстве детей с Башкортостаном перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям башкирскую сказку ? Как

заставить их душу проникнуться смыслом сказки, понять быт и традиции народа Башкортостана . Ведь сказка является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях .

Любимый жанр детей - сказки.

Народная педагогика отразила в сказках целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Сказки воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие и т. д.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Отражение патриотических и интернациональных традиций башкирского народа мы находим в богатом фольклоре . Фольклор как исторически-конкретная форма на- родной культуры не остается неизменной, а развивается вместе с народом , вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные условия.

Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, на-родному слову.

В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора в воспитании дошкольников (Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, А. П. Илькова) .

Исследователи рассматривали влияние устного народного творчества на развитие и воспитание детей в разных аспектах : личностном и речевом.

Тихеева Е. И., Шураковская А. А., Алиева С., Шибицкая А. Е. в своих исследованиях показали влияние сказок на развитие устной речи .

Флерина Е. А., Усова А. И. характеризуют устное народное творчество с точки зрения нравственного и эстетического воспитания ребенка.

На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана . Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки) . Иткулова А. Х. рассматривает мировозренческо - нравственный аспект различных жанров народных сказок. Она говорит о важном значении башкирской сказки в духовной жизни людей. Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества : сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.

Башкирская сказка прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре -фольклору , искусству. Сказка помогает нам возродить традиции башкирского народа .

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на башкирских сказках . Театр помогает развитию танцевальных , песенных способностей , а общение с куклами делает детей свободными, раскрепо-щёнными.

Театральная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики, речи (монолог, диалог, познавательной деятельности, координации движений, усвоению логико-грамматических конструкций, расширению словаря по материалам башкирских сказок .

Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания , особенно это, важно для детей, посещающих специальные речевые группы.

Выбранные нами сказки были адаптированы и апробированы дошкольном образовательном учреждении № 14 г. Кумертау Республики Башкортостан . Ниже рассмотрим ряд методических разработок (занятий) для дошкольников по устному народному творчеству

Расскажи о кукле

Куклы - бибабо служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребёнка .

Приведе1.1 образец примерного описания куклы ребёнком подготовительной речевой группы.

«Моя кукла - джигит. У него круглые маленькие глаза. Прямой нос. Красивые карие глаза. Одет он в рубаху и штаны. Поверх рубахи нарядная короткая безрукавка (камзул) . Джигит подпоясан узким ремнём с узором (каптырга) . На голове тюбетейка, украшенная звёздочками и блёстками. На ногах сапоги из мягкой кожи (ичиги) . Мы с джигитом любим танцевать. Я его очень люблю».

Во время рассказа ребёнок управляет куклой. Кукла - джигит слова текста сопровождает соответствующими движениями. Учитель - логопед дополняет рассказ ребёнка. Танец сопровождается башкирской мелодией .

Отгадай загадку

По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок.

На занятии загадывают их друг другу с куклами олатай дедушка) и малай (мальчик) .

Для мужчины - крыло,

Для султана - клеймо,

Летом не устаёт,

Снег зимой в поле мнёт.

Малай (поднимает руку) : знаю! Это лошадь.

На стене разговаривает, а кто - не видно

Малай : - Это радио. Догадался, потому что голос слышно, а кто говорит не видно.

Логопед : - Ребята, малай говорил чётко, не торопился, чтобы мы успели подумать и правильно отгадать. Так хорошо говорить научил олатая его кукловод - Кирилл. Малай с помощью своего кукловода Саши громко и ясно сказал отгадку, следя за первым звуком в словах - л-л-лошадь, р-р-радио.

Активная речь ребёнка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики ребёнка - логопата способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение кукол театра «Живая рука» .

Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий, в том числе и при проведении пальчиковой гимнастики. К детям приходит герой сказки и показывает движения.

Гулькей и курочка

Вот во двор бежит Гулькей,

Указательный и средний пальцы руки передвигаются по столу. Хлопнув створками дверей.

Хлопок в ладоши.

Кушай, курочка - пеструшка! -Сыплет девочка пшено.

Движение, изображающее посыпание пшеном. Угощайся, не стесняйся, Очень вкусное оно. Ходит курочка вокруг,

Ладонь располагается горизонтально. Клювом розовым Тук - тук!

Большой и указательный пальцы

образуют глаз. Следующие пальцы

накладываются друг на друга

в полусогнутом положении.

Молвит курочка - сестричка :

Очень вкусное пшено!

Каждым пальцем руки постукивание по столу. Подарю тебе яичко Я за каждое зерно.

Руки в кулак с последующим раскрыванием ладони по одному пальцу. Так что, добрая Гулькей, Ты мне зёрен не жалей.

Поглаживание каждого пальчика противоположной руки.

При работе с детьми над каждой башкир-пи сказкой , выделили нравственный урок.

Так же было уделено внимание развитию pew и математических способностей детей - логопатов , их мелкой моторике рук, этическому воспитанию. А центральным звеном работы было приобщение дошкольников речевых групп к культуре родного Башкортостана .

«ЗАЯЦ И ЛЕВ»

Действующие лица

Заяц, лев, медведь, лиса.Декорации : Лес, колодец. (Голосза ширмой) .

Автор : В стародавние времена проживал ужасный лев (слышится периодически рычание льва) . Наводил страх на всех остальных зверей. Надоело зверям терпеть прожорливого льва, и собрались они на совет

(Появляется лиса, заяц, медведь) .

Медведь : Давайте каждый день бросать жребий, на кого он упадёт, тот и станет пищей для льва.

(Звери тянут жребий, лиса и медведь радуются, а зайцу грустно)

Заяц : Придётся мне идти ко льву. Неужели мы так и будем покорной добычей льва? Нужно придумать какую-нибудь хитрость, чтобы от него избавиться.

Лиса : (фыркнув) Не ты ли уж тот зверь, что может обхитрить льва?

(Под музыку лиса и медведь уходят, а заяц отправляется ко льву.)

Лев : (сердито) Твои предки двигались куда быстрее. Ты должен был явиться ко мне ещё утром, а теперь уже обед.

Заяц (испуганно) : Меня к тебе послали на обед. А на завтрак к тебе должен был прийти другой заяц. Только по пути ему встретился другой лев и съел беднягу. Вот и я по пути сюда встретил того самого льва.

«Куда направляешься?» - спрашивает он у меня,а я ему отвечаю : «Иду я к своему хозяину, Льву» .А он страшно рассердился на такие слова и стал рычать и рвать когтями землю : «Кто это хочет быть хозяином этих мест?» Мне с трудом удалось от него убежать, потому и опоздал.

Лев (грозно) : Где живёт твой наглец?

Заяц : Недалеко отсюда, вон в той стороне.

Лев : Веди меня сейчас же к нему, я ему покажу, кто тут хозяин!

(Заяц идёт впереди, за ним следует лев. Вот пришли они к какому-то старому и глубокому колодцу).

Заяц : На дне этого самого колодца скрывается тот самый лев.

(Лев заглядывает в колодец и рычит)

Лев : И впрямь тут сидит лев, похожий на меня. Ну, я ему покажу! (прыгает в колодец)

Заяц (бежит, радостно крича) : Нет больше злобного и прожорливого льва!

Работа со сказкой

Нравственный урок «Мал, да удал» . Воспитание добрых чувств

Чем вам понравился заяц?

Как вы думаете, правильно ли поступили лиса и медведь?

Сказка и математика

С помощью геометрических фигур изобразите героев сказки (заяц - овал, лиса -треугольник, медведь - круг, лев - прямоугольник; колодец- квадрат).

Речевая зарядка

Подходят ли к сказке пословицы «Смелость города берёт» , «И сила уму уступает» .

Игра «Наоборот» (слова - антонимы)

Умный заяц - глупый лев Храбрый заяц - трусливый медведь

Этимология слова КОЛОДЕЦ Сказка и экология

Для чего зайцу длинные, быстрые ноги?

Развитие мышления и воображения

Что бы вы сделали, оказавшись рядом со львом у колодца?

Придумайте, как подружить льва и всех зверей.

Развиваем руки .

С помощью счётных папочек сделайте колодец.

Какие дикие животные водятся в лесах Башкирии ?

«ГОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛИСА И ДЖИГИТ»

Действующие лица :

Медведь, лиса, джигит.

Декорации :

Лес, телега, веревка, кол.

(Сцена украшена зелёными деревьями. В лесу появляется джигит с телегой, он приехал за дровами)

(Звучит башкирская мелодия , выходит медведь)

Медведь : Как давно я не ел. (хватает джигита и в это время под музыку появляется лиса) .

Лиса : Что ты тут делаешь?

Медведь (шепчет на ухо джигиту) : Скажи, что собираешь здесь дрова, и вали меня на телегу. Я прикинусь мёртвым, а когда лиса подойдёт ко мне узнать, что случилось, я её съем.

Джигит : Приехал за дровами. (Валит медведя в телегу) .

Лиса : Когда дрова кладут в телегу, то крепко связывают верёвкой, давай завяжем.

Медведь (тихо говорит) : Верно, говорит.

(Джигит крепко-накрепко привязывает медведя к телеге) .

Лиса : Когда дрова вяжешь верёвкой, надо крепче затягивать.

(Джигит затягивает ещё сильней, что медведь не может пошевелиться) .

Лиса (подходит к медведю и смеётся ему прямо в морду) : Вот ходил-бродил хозяином по лесу, коварный медведь, житья нам не давал. Лёг теперь дровами в телегу, связанный по рукам и ногам.

Лиса (обращаясь к джигиту) : Толстые дрова следует колоть при помощи кола. Что же ты стоишь?

(Джигит берёт кол и начинает охаживать хозяина леса, а тот ревёт) .

Лиса : Теперь хозяином леса будет могучий и справедливый лев.

Работа со сказкой

Нравственный урок

«Что посеешь, то и пожнёшь»

Воспитание добрых чувств

Мне жалко в конце сказки медведя, а вам?

Как ему помочь?

За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?

Сказка и математика

Вспомните 5 сказок о медведе. Речевая зарядка

Подберите слова - определения к слову МЕДВЕДЬ (голодный, злой, глупый) .

Подходит ли к сказке пословица «Научит горюна другая сторона»

Сказка и экология

Найдите по обобщающим признаки лишнее слово : медведь, лиса, волк, собака. заяц, ёж.

Развитие мышления и воображения

Чем похожи и чем отличаются сказки «Медведь и пчёлы» и «Голодный медведь, лиса и джигит» ?

В какой сказке джигит поступает лучше?

Сказка развивает руки

Используя аппликацию - мозаику из бумаги, изобразите медведя.

Воспитание любви к родному краю

Чем питается медведь? (всеядное животное)

Какие ягоды, грибы растут в лесах Башкирии ?

Какая рыба водится в реках?

Назовите названия рек Башкортостана . Мы надеемся, что наш материал поможет

в работе педагогов не только речевых групп, но и педагогам массовых групп дошкольных учреждений .

ЛИТЕРАТУРА

1. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан » : Учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.- Уфа : БИРО, 2005.

2. Башкирское народное творчество . Перевод с башкирского .- Уфа : Башкирское книжное издательство, 1987. - 576 с.

3. Башкирские народные сказки . Сказки о животных. Бытовые сказки.- Уфа : Башкирское книжное издательство, 1987. - 120с.

4. Бачков И. В.Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Ось-89, 2001.-144 с.

5. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные игры (на русском и башкирском языках ) . Книга первая. - Изд. 2-е, с изм.- Уфа : Китап, 2002. -248с.

6. Рахимкулов М. Г. «Любовь моя - Башкирия » . Литературно-краеведческие очерки. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.

7.Сказка как источник творчества детей : Пособие для педагогов дошк . Учреждений. / Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников : Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2004. - 70 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Башкирское устно-поэтическое творчество - главная форма проявления духовной культуры и идейно эстетических воззрений башкирского народа вплоть до начала XX в., обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. В его национально самобытных жанрах нашли яркое отражение богатый внутренний мир, история и быт, мечты и чаяния башкирского народа. Лучшие эпические жанры созданы мастерами импровизированного художественного слова сэсэнами.

Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие.

Целью настоящей работы является анализ башкирского устно-поэтического творчества как важнейшего элемента башкирского народного творчества, анализ основных его жанров, выявление связи литературы с устно-поэтическим творчеством и рассмотрение творчества сэсэнов (на примере Буранбай Яркейсэсэна и Ишмухамметсэсэна).

1. БАШКИРСКОЕ УСТНОПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. СВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ СУСТНОПОЭТИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ

Башкирское устно-поэтическое творчество, фактически являющееся главной формой проявления духовной культуры и идейно-эстетических воззрений народа вплоть до начала XX в., обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. В его национально самобытных жанрах - в героических поэмах (кубаирах) и романтических сказаниях, исторических песнях и баитах, сказках и легендах, обрядовой поэзии и такмаках, пословицах и поговорках - нашли яркое отражение богатый внутренний мир, история и быт, мечты и чаяния башкирского народа.

Лучшие эпические жанры созданы безымянными мастерами импровизированного художественного слова сэсэнами. В их творчестве особенно большого совершенства и неповторимой национально поэтической самобытности достиг жанр кубаира.

Кубаир (кобайыр) - это основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических сказаний. Кубаиры типологически близки и родственны, например, русским былинам, украинским думам, казахским жырам, якутским олонхо, кавказским нартам. Слово «кубаир» профессор А.Н.Киреев объясняет как «хорошая, славная песня», т.е. песня прославления. И действительно, основное идейно-тематическое содержание кубаи ров связано с прославлением Родины, родного Уралтау, народа и его славных батыров. Глубокое общественно патриотическое содержание кубаиров, их эмоциональная сила, слова сэсэнов о защите добра и бичевание зла, их призыв к народу отстоять в битве с врагами родную землю придали этому эпическому жанру величие и мощь наказа-клича Родины, поэтических наставлений и заветов предков.

В кубаирах, пожалуй, больше, чем в каком либо другом жанре устно-поэтического творчества башкир, выявляется искусство красноречия и народная мудрость. В старину йыйыны (народные собрания), большие торжества и различные праздники были местом испытания находчивости и мастерства сэсэнов. Они зачастую выступали от имени народа - племени, рода, выражали его думы и чаяния, йыйыны необычайно повышали общественное значение кубаиров. На их основе возник своеобразный, как бы самостоятельный жанр эйтеш, как и казахский айтыс, поэтическое состязание сэсэнов.

Глубокое содержание кубаира достигается высокой и в то же время простой поэтической формой, его афористическим звучанием. В отличие от песни, где необязательна смысловая связь между двумя половинами строфы, в кубаире, как правило, каждый поэтический образ, каждое сравнение, параллелизм или троп служит средством выражения основной мысли и составляют органическую часть общей поэтической канвы. Явления или предметы обрисовываются в нем тщательно, детально, и поэтому строфа кубаира, если даже она состоит из одного предложения, может включать от двух до двадцати четырех и более строк. Плавность и равномерность ритма, обязательная рифмовка строк обеспечивает легкость восприятия.

Особенностью кубаиров следует признать и то, что в них часто употребляются пословицы, поговорки, крылатые выражения. Некоторые почти целиком состоят из афористических изречений. Наиболее значительные и самобытные героические сказания кубаиры - это «Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Кусякбий».

Одним из ранних памятников башкирского эпоса является героическая поэма об Урал батыре («Урал батыр»), в которой выражена идея победы жизни над смертью. Урал батыр победил Смерть, пожертвовав при этом своей жизнью: он отказался выпить добытую им с великими трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал батыра сохранились в виде различных драгоценных камней, золота, серебра и железа.

Тематическим завершением поэмы об Урал батыре является сказание «Акбузат». В сказаниях «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Кусякбий», в отличие от мифологического эпоса, реально поступает быт, обычаи, верования, традиции кочевого хозяйства, празднества, спортивные состязания. Они насыщены глубоким лиризмом, мотивами любви и верности, преданности друг другу. В эволюции эпических традиций башкирского фольклора, особенно в XVIII - XIX вв., наблюдается тесное переплетение и взаимопроникновение кубаира и исторических песен и баитов. Башкирские баиты обычно посвящаются социально-историческим событиям героико-трагического или же остродраматического содержания. Например, в баите о Кинзекееве повествуется о сожжении карателями аула Кинзекеево (ныне с. Петровское Ишимбайского района). «Баит о земле» рисует нашествие царских чиновников грабителей на башкирские земли. Художественно выразительные свойства баитов определяются сочетанием в них особенностей, идущих от песенного творчества и письменной поэзии. Одновременное создание и бытование песен и баитов об одних и тех же важных исторических событиях превратились в дальнейшем в замечательную традицию башкирского устно-поэтического творчества.

Приблизительно в XVIII - XIX вв. окончательно формировалась чрезвычайно богатая и массовая форма народной поэзии - песенно-музыкальная классика башкирского фольклора. Каких только тем и жанровых форм нет в этом репертуаре: от исторических классических песен о Родине и батырах («Урал», «Салават», «Азамат», «Кахымтюрэ», «Кутузов», «Каравансарай» и др.), кантонных начальниках («Сибайкантон», «Кулуйкантон», «Кагарманкантон»), о ссыльных (каскын йырзары) - типа «Буранбай», «Бииш» до бытовых, обрядовых песен (сенлей, телек йыры) и превосходных песен о женской доле («Таштугай», «Зульхизя», «Шаура», «Гильмияза» и др.).

Среди традиционных жанров башкирской народной песни (йыр) выдающееся положение занимает узункюй - сокровищница башкирской народной музыкально-поэтической культуры. В узункюй наиболее глубоко и всесторонне выражен национальный характер башкирского народа, ярко отражены его жизнь и борьба за светлое будущее. Именно поэтому узункюй в то же время и национальный эпос: в прошлом, не имея возможности запечатлеть свою насыщенную богатыми событиями историю в письменной форме, башкирский народ стремился отобразить ее в узункюй. Воплощение в совершенной форме высоких мыслей и чувств народа, высокий уровень музыкального и поэтического мастерства и, наконец, живое развитие традиций в условиях современности, все это позволяет назвать узункюй башкирской народной музыкально-поэтической классикой.

Во всех своих видах и жанрах башкирское песенно-музыкальное творчество правдиво отражает жизнь народа, его обычаи и верования, думы и чаянья. Песня и утешала, и вдохновляла человека. Песенная сокровищница, обогащаемая на протяжении столетий, вобрала в себя мудрость и душевную красоту народа. Черты художественного самосознания людей наиболее древнего периода отражены в сказках. В башкирском эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Волшебные сказки отражают страх и удивление человека перед непонятными силами природы, показывают борьбу человека с этими силами, их преодоление. Богатая природа Урала - обилие гор, лесов, вод - не могла не поражать воображение человека, не возбуждать желание найти посильное объяснение непонятным явлениям. Основными персонажами башкирских волшебных народных сказок выступают: аждаха, юха, див (или дию, дью), пери, джин, мяскяй - злые духи и враждебные людям существа. Среди положительных персонажей выделяется крылатый конь Тулпар - верный слуга сказочного героя и громадная птица Самрегош, которая спасает героя за то, что он избавляет ее птенцов от аждахи (дракона). Сказочная традиция выработала также целый ассортимент волшебных предметов, облегчающих героям их подвиги.

Наиболее широко употребляемыми из них являются меч самосек, топор саморуб, шапка невидимка, вода, прибавляющая или убавляющая силу; гребешок, из которого вырастает лес; зеркало, превращающееся в озеро (реку, море); курай, из которого капает кровь, если герой попал в беду, или молоко - при удаче героя; целебная трава; одежда, которая не изнашивается; хлеб, который не кончается, и др.

Башкирские бытовые сказки более полно и непосредственно отражают социальную жизнь, общественные отношения; они знакомят с давно прошедшими временами, вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников, скотоводов. Вместе с тем в них ярче отразилось остроумие народа, донесен до нас его сатирический смех.

Герои бытовых сказок отражают в своих поступках жизненные интересы народа, они выступают обличителями неправды. Сказки всегда кончаются возвращением героя на Родину с победой. Отношение героя к родной земле ярко выражено в поговорке: «Лучше быть на Родине ултаном (подметкой), чем на чужбине султаном», которая часто служит концовкой сказок бытового цикла. Это возвышенное чувство любви к своей Родине и тоска по ней захватывают героя тем сильнее, чем дальше он уходит от своего края. Так, в одной из сказок царь решил выдать свою дочь за того, кто залезет на вершину очень высокого столба со стаканом воды на голове и спокойно спустится. Герой сказки выполнил это условие. Он добрался до самой вершины столба, вода из стакана не пролилась, но зато потекли слезы из глаз: батыр увидел оттуда свой родной край, и напала на него тоска печаль.

Характерными для башкирского устного народного творчества являются различные загадки и кулямасы (анекдоты). Каждое значительное явление жизни находило своеобразное отражение в загадках. В древние времена запрещали произносить некоторые слова. Например, наши предки считали, что если произнесешь слово «медведь» (айыу), то этот зверь явится и навредит людям. Поэтому они называли его переносным словом - «олатай» (дед). Из таких запретных слов и выражений постепенно образовывались загадки. Кулямас - один из жанров народного творчества: произведение с остроумным содержанием, основывающееся на оригинальном событии с неожиданной концовкой, т.е. кулямас (анекдот)- короткий устный рассказ о забавном происшествии.

Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчеств башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие.

Изустная поэтическая классика и сейчас продолжает доставлять эстетическое наслаждение. О живом развитии традиций словесно музыкального искусства башкирского народа, о его исключительной роли в становлении и росте башкирской культуры говорит, в частности, тот факт, что все развитие ее идет в немалой степени на базе широкого использования богатейшего фольклора.

2. СЭСЭНЫ. БУРАНБАЙЯРКЕЙ (1781-1868), ИШМУХАММЕТ (1781-1878).

Сэсэны - башкирские народные поэты импровизаторы и певцы. Они импровизируют в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры.

Состязания сэсэнов проводились на йыйынах. Сэсэны считались в народе как самые уважаемые личности. Они не ограничивались лишь стихотворным творчеством, а были активными общественными деятелями: живо интересовались жизнью народа, всегда оказывались в самой гуще важных исторических событий, пламенным поэтическим словом призывали народ к активной борьбе за свою духовную свободу. В кубаире «Диалог Акмурзысэсэна и Кубагушсэсэна» («Акмырза сэсэн менен Кобагош сэсэнден эйтешекэнэ») выражается общественный идеал сэсэна: «Не защищает он зло, не щадит он врага, любит он справедливость, горе страны на его устах, радость людей - в его песнях». Некоторые сэсэны были участниками крестьянских выступлений на территории Башкортостана, а поэт импровизатор Салават Юлаев - предводителем крупного крестьянского движения. Сохранились имена многих талантливых сэсэнов 14-18 вв., тесно связанных с историей и духовной культурой башкир: Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуша, Караса, Махмута, Баика, Айдара и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. их традиции продолжали Ишмухаммет Мурзакаев, Габит Аргынбаев, Хамит Альмухаметов, Сабирьян Мухаметкулов, Шафик АминевТамьяни, Валиулла Кулембетов. В послевоенные годы наиболее популярны произведения М. Бурангулова, Ф. Давлетшина и С. Исмагилова, им присуждено звание народных сэсэнов Башкортостана. Ныне традиции сэсэнов активно возрождаются.

Примерно в XV - XVI столетиях жил легендарный Хабрау - один из первых башкирских сэсэнов, имена которых дошли до наших дней. Он в своих импровизациях воспевал родной Урал, призывал народ к защите его от иноземных захватчиков. Как отмечают современные ученые, имя выдающегося Хабраусэсэна было известно тогда от Урала до Алтая.

БУРАНБАЙЯРКЕЙ(1781-1868)

«Буранбай» это башкирская историческая народная песня узункюй. Она была записана в разные годы в регионах проживания башкир С.Г. Рыбаковым, М.А. Бурангуловым, Г.С. Альмухаметовым, С.Х. Габяши, А.С. Ключаревым, И.В. Салтыковым, К.Ю. Рахимовым, Л.Н. Лебединским, Ф.Х. Камаевым и др. «Буранбай» была обработана композиторами Х.Ф. Ахметовым, М.М. Валеевым, Рахимовым. Возникновение песни и преданий о Буранбае связано с именем народного певца-импровизатора и кураиста Буранбая Кутусова (Буранбай Яркейсэсэна), юртового старшины 6-го Башкирского кантона (ныне д. Старый Сибай Баймакского района РБ). В песне нашло отражение событие из жизни Кутусова, когда он по ложному обвинению вместе со своим сослуживцем Айсуаком Ибрагимовым был сослан в 1820 г. В Сибирь. Напев песни виртуозно орнаментирован, мелодия отличается большим диапазоном (две с лишним октавы). Исполнение «Буранбая» свидетельствует об особом таланте и зрелости певца и музыканта. Лучшими исполнителями «Буранбая» считаются М. Хисматулин, И. Султанбаев, А. Султанов, С. Абдуллин, Ф. Кильдиярова, М. Гайнетдинов. Напев «Буранбая» использован в сюите для скрипки и фортепиано Ахметова (1940), в балете «Журавлиная песнь» Л.Б. Степанова (1944).

ИШМУХАММЕТСЭСЭН(1781-1878)

Ишмухамметсэсэн - это псевдоним, настоящие фамилия и имя этого сэсэна - Ишмухаммет Мурзакаев. Он родился в 1781 г. в д. Ново-Балапаново Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, ныне Абзелиловского района РБ. Умер в 1878 г. там же. Ишмухаммет сэсэн - выдающийся башкирский сказитель, певец и кураист. По преданию он является автором песен «Звенящая долина» («Санды узэк»), «Беглец Юлтый» («Юлтый карак»), «Бузыкаев» и др. На воинской службе был кураистом при начальнике 9-го башкирского кантона Оренбургской губернии Кагармане Куватове, а также при генерале губернаторе Оренбургской губернии В.А. Перовском.

Ишмухаммет сэсэн оказал большое влияние на творчество последующих сэсэнов и кураистов, в частности на Габитсэсэна. Сэсэнов каждого поколения волновала судьба народа, его тяжелое положение, они призывали сохранить верность самым лучшим человеческим качествам, выработанным трудовыми массами в течение многих поколений. Поэтические произведения изустных авторов отличались значительностью содержания, глубиной мысли, меткой образностью языка. Некоторые строки из их импровизаций впоследствии стали народными пословицами и поговорками. Любя и уважая творчество сэсэнов, народ тоже выразил свое отношение к ним в пословицах и поговорках. Бытуют, например, такие афоризмы:

Придержи язык в присутствии сэсэна.

Величие сэсэна - в его поэтическом слове.

Слово сэсэна - для всех.

Изустную поэзию сэсэнов надо уметь отличать от фольклора. Фольклор - народное устное поэтическое творчество - также распространяется устным путем. Но он не имеет конкретного автора, а слагается коллективно. А в изустной литературе ярко выражается мировоззрение какого-либо отдельного автора - сэсэна импровизатора.

Заключение

Устно-поэтическое творчество башкирского народа - история этого народа. Оно началось с древнейших времен и в течение веков было и есть средоточие души народа, отражающее в себе думы и чаяния народные. Народ никогда не прерывает своего творчества. Когда не было еще письменности, люди творили изустно. Сказки и истории, поговорки и пословицы распространялись из уст в уста. Так же переходили они от поколения к поколению. При переходе от рассказчика к рассказчику они обогащались, совершенствовались. Произведения сэсэнов и отдельных мастеров слова, распространяясь в течение веков среди людей, стали произведениями самого народа.

Фольклор учит людей жить. Призывает всегда быть честным и порядочным. Зовет к пониманию красоты мира. Учит брать пример с доброго и избегать плохого. Приветствует величие борьбы за счастье народа. Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие. Изустная поэтическая классика и сейчас продолжает доставлять эстетическое наслаждение. О живом развитии традиций словесно музыкального искусства башкирского народа, о его исключительной роли в становлении и росте башкирской культуры говорит, в частности, тот факт, что все развитие ее идет в немалой степени на базе широкого использования богатейшего фольклора.

башкирский сэсэн народный творчество

Список использованной литературы

1. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа,2013.

2.Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 2014.

3.Башкирский народный эпос. М., 2014.

4.Башкирские предания и легенды. Уфа, 2013.

5.Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос. Уфа; Т. 2. Предания и легенды. Уфа; Т. 3. Богатырские сказки. Уфа; Т.4. Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа; Т. 5. Бытовые сказки. Уфа; Т.6. Шуточные сказки и кулямясы. Уфа; Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа.

6. Башкирские народные сказки. Уфа, 2013.

7.Хисаметдинова Ф. Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 2014

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История культуры Беларуси в ХIХ - начале ХХ вв.: народное образование, книжная и периодическая печать, наука. Развитие искусства, архитектуры, литературы; устно-поэтическое народное творчество, формирование профессионального театра; бытовой уклад.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Танец как выражение духа народа: история развития искусства, оценка воспитательного потенциала. Взаимодействие башкирского и марийского танцевального творчества. Национальное танцевальное творчество в системе музыкального образования младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2014

    Казахская народная музыкальная классика. Профессиональное музыкально-поэтическое искусство устной традиции. Музыкально-поэтическое творчество народа. Его жанры и носители. Айтыс как форма самобытного казахского музыкально-поэтического творчества.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Исследование творчества как процесса деятельности человека, при котором создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Характеристика художественного, технического и спортивного творчества. Функции и результаты различных видов творчества.

    презентация , добавлен 16.09.2011

    Определение художественной самодеятельности как общественно-исторического явления и как активного средства воспитания и образования личности. Характеристика исторических путей развития коллективов народного творчества на примере Губкинской территории.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Процесс формирования произведений народного творчества. Народное творчество как историческая основа художественной культуры, его коллективность. Музыкальный фольклор, его виды и жанровое разнообразие. Календарные праздники и обряды, их характеристика.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Творчество - форма взаимодействия общества и личности. Культурные основания научного творчества. Культура как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Роль мистики в жизни человека, синергетика.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Возникновение и развитие художественной самодеятельности. Особенности самодеятельного художественного творчества. Связь художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным искусством. Художественное самодеятельное творчество Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Рассмотрение особенностей влияния на здоровье и продолжительность жизни человека занятия творчеством. Описание танца как источника энергии, красоты, здоровья. Проведение анкетирования современных студентов по теме взаимосвязи творчества и долголетия.

    реферат , добавлен 02.03.2015

    Общие закономерности, присущие всему хоровому творчеству Шебалина. Влияние творчества Виссариона Яковлевича на дальнейшее развитие целого направления советской школы хорового творчества. Хор "Зимняя дорога" на стихи А. Пушкина, диапазоны хоровых партий.

Башкирский фольклор распространен не только в Башкирии, но и в сопредельных Саратовской, Самарской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской обл., в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в Республике Саха, Тюменской обл. и в ряде стран СНГ.
По составу родов и жанров башкирский фольклор во многом сходен с фольклором других, в частности, тюркских народов. В то же время есть в нем много отличительных особенностей. Одним из древнейших жанров башкирского фольклора считаются кубаиры-эпосы, которые бывают сюжетными и бессюжетными. Сюжетные кубаиры представляют собой эпические поэмы, а бессюжетные - оды, поэтические насихаты - дидактические стихи. Хронологические границы кубаиров-эпосов (КЭ) охватывают период начиная с времен разложения первобытного родового общества до эпохи позднего феодализма.
Наиболее древними кубаирами являются всемирно известный "Урал-батыр", а также "Акбузат". По своей тематике кубаиры-эпосы делятся на героические и бытовые. К первой относятся уже названные КЭ, кроме того эпосы о межплеменных усобицах ("Алпамыша", "Кусяк-бий"), о борьбе против татаро-монгольского ига ("Идукай и Мурадым", "Таргын и Кужак", "Ек-мэргэн", "Мэргэн и Маян"), о борьбе с иноземными захватчиками и против колонизации ("Карас и Акша", "Карахакал", "Батырша", "Юлай и Салават"); ко второй - мифологические и связанные с культом животных ("Заятуляк и Хыухылыу", "Акхак-кула", "Кара юрга", "Конгур-буга"), о дружбе и единстве родов и народов, о любовных и семейных отношениях ("Куз-Курпяс", "Алдар и Зугра", "Юсуф и Зулайха", "Тагир и Зугра", "Последняя песня", "Байрамбикэ и Татлыбай"). В кубаирах-одах восхваляется красота родного края, к-рый олицетворяется в образах Урал-Тау, Яика и Агидели, воспеваются подвиги легендарных батыров (Мурадыма, Акшана, Сукана, Суры, Салавата и др.). А в кубаирах-насихатах раскрывается морально-этическое кредо башкир. Песни башкир по жанровым признакам делятся на лиро-эпические, лирические и такмаки. По тематике башк. песни образуют две большие группы - исторические и бытовые, имеющие свои внутренние подгруппы. В исторических песнях нашла отражение история башкир: память о Золотой Орде ("Золотая Орда"), о ханах-завоевателях ("Буягым-хан и Акхак-Тимер"), борьба против колонизации края ("Карахакал", "Салават-батыр", "Салават и Пугачев"), участие в Отечественной войне 1812 ("Вторая Армия", "Кахым-туря", "Кутузов", "Любизар" и т.д.), о кантонных начальниках ("Кулуй-кантон", "Кагарман-кантон", "Абдулла-ахун" и т.д.), о беглецах-борцах за социальную справедливость ("Буранбай", "Ялан-Яркай", "Бииш-батыр", "Газибак-Насыр" и т.д.), об армейской жизни и пограничной (линейной) службе ("Армия", "Карпат", "Перовский", "Циолковский", "Акмасет", "Сыр-Дарья", "Порт-Артур" и т.д.). Мн. ист. песни пронизаны идеей дружбы народов, Большого Отечества. Широк и разнообразен тематический диапазон бытовых песен и такмаков (вроде частушек). Самым молодым поэтическим жанром считается баит, примыкающий, с одной стороны, к песням с эпическим содержанием, с другой - к преданиям, лирическим песням. В отличие от песен баиты не имеют определенной мелодии, прикрепленной к одному тексту. Они обычно слагаются по поводу несчастных случаев и носят характер элегии, но бывают также сатирические и типа оды. Близки к баитам в жанровом отношении, а также по форме исполнения мунажаты, стихи с религиозным содержанием и воспевающие загробную жизнь. Баиты пользуются ограниченным количеством мелодий.
Устную народную прозу в Б.Ф. представляют акияты (сказки), легенды, риваяты (предания), хурафати хикая-былички, хэтирэ (сказы и устные рассказы), а также кулямасы-анекдоты. Башк. сказки как самостоятельный вид нар. прозы (кархуз) включают в себя сказки о животных, волшебные и бытовые, к-рым в свою очередь присущи внутрижанровые разновидности. Легенды и предания имеют установку на этиологию и преподносятся как повествование подлинных историй, хотя первые зиждутся на фантастическом вымысле, последние представляют собой рассказы реалистического характера. Репертуар легенд восполняется за счет рассказов о встречах с демоническими силами (ен-ведьмами, шайтанами, эйэ-хозяевами дома, водоемов т.д.; шурале, пярий, албасты, бисура); риваяты же - за счет хэтирэ-воспоминаний, потерявших свое "авторство". Кулямасы относятся к малым юмористическим жанрам. Среди подобных жанров выделяются еще насихаты (притчи), басни-миниатюры и лакапы. По пафосу кумалясы тяготеют к сатирическим сказкам, насихаты - к новеллистическим, басни - к сказкам о животных, лакапы представляют собой разговорно-фольк. клише, образующее локальный афоризм, связанный с определенной анекдотической ситуацией. Кроме сатирических сказок и малых юмористических форм, в Б.Ф. бытуют кульдурук (небылицы) и ымхындырык (докучные сказки). Афористические жанры в Б.Ф. представляют макал (пословицы), айтем (строфы, состоящие из нескольких пословиц), тапкыр хуз (поговорки), а также йомак, табышмак (загадки). Корни мн. традиционных образов, мотивов и сюжетов уходят в мифологию. А по мифологическому представлению предков башкир горы, реки, деревья, небесные тела, природные явления -живые существа, человекоподобны (антропоморфизм) либо звероподобны (зооморфизм). По башк. мифологии мир состоит из трех ярусов: небесного, наземного и подземного (подводного). Каждый из них населяют определенные мифические существа, которые по характеру отношения к человеку классифицируются как злые, добрые и беззлобные. Особым обилием образов и мотивов, связанных с мифологией (анимизмом, тотемизмом, верой в магическую силу слова и определенных действий), отличается обрядовый фольклор. Этот фольклор башкир делится на календарный и семейно-бытовой, которые отражают быт, трудовой опыт, заботу о здоровье, обновление поколений, обеспечение хоз. благополучия.
Большим разнообразием и обилием красок отличается палитра фольклора, связанного с семейно-бытовым, в частности, свадебным обрядом, который у башкир представляет собой многоступенчатое театрализованное действие: первая ступень - бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда девочка и мальчик, которых родители хотят видеть в будущем женой и мужем, достигают сорокадневного возраста; вторая хыргатуй (свадьба серег) проводится тогда, когда "жених" в состоянии самостоятельно сесть на коня и управлять им, а "невеста" может носить воду (в этом случае мальчик дарит нареченной серьги). После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба - никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит махар (калым), запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще, поэтому он к ней приходит поздно вечером и лишь в назначенные дни. Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенгляу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.
В башкирском фольклоре прослеживается двоеверие - сочетание языческих обычаев с канонами ислама. Особенно сильно было влияние ислама в погребальных обрядах. В совр. условиях в Б.Ф. просматриваются четыре тенденции: бытование традиционных жанров; возрождение старинного песенного репертуара и творчества сэсэнов; рост интереса к национальному обряду, к народным праздникам; развитие художественной самодеятельности.

Башкиры создали богатый фольклор. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, обычаи, понимание справедливости и творческая фантазия.

Эпос башкирского народа зарождается в эпоху разложения первобытно-общинного строя и достигает наиболее полного развития в период феодализма, в период объединения раздробленных родовых групп в крупные родо-племенные союзы перед лицом иноземных захватчиков. Одной из самых совершенных форм башкирского народного эпоса была форма героической поэмы – кубаир. Кубаиры отражали мотивы объединения и идею образования единой башкирской народности.

В преданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравы, обычаи.

Башкирские сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа. В сказках действуют егеты (добрые молодцы) и батыры (храбрые воины). Они прекрасно владеют луком, то есть метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям.

Башкирские сказки зло высмеивают притеснителей народа: падишахов, ханов, баев.

В сказках рассказывается о тяжёлой жизни бедняков, сирот, но чаще всего она бывает весёлой, чем грустной.

Башкирские сказки восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость тех, кто бросает товарищей в беде, призывают к труду, изучению ремёсел, учат ценить и почитать старых людей.

Богатырские сказки повествуют о борьбе с чудовищами, об испытаниях, связанных с решением трудных задач. Батыр покидает дом, чтобы повидать свет, себя показать и найти применение своим силам.

В волшебных сказках повествуется о различных чудесах, звери говорят «человечьим голосом», помогают в беде. Волшебные предметы могут изменять свой внешний вид и превращаться в другие предметы.

В бытовых сказках повествуется о жизни народа, его повседневных трудах и заботах, об отношениях между людьми (богатыми и бедными, добрыми и злыми и так далее).

Шуточные сказки проникнуты добродушным юмором, в них обычно высмеивается глупость. Нередко в таких сказках действующими лицами являются шайтаны, дэвы, ведьмы, которых отличает беспричинная жестокость и глупость.

В башкирских пословицах и поговорках отражена история народа с древнейших времён по наше время. Например, поговорка- примета «Ворона каркает – к несчастью» связана с древними представлениями башкир, что ворона – птица-вещун, предупреждающая людей об опасности.

Одушевление природы нашло выражение в поговорке «Лес – уши, поле – глаза». В пословице «У одинокого и лук может потеряться, а у того, кто с родом, и стрела не потеряется» народ высказывает мысль, что человек должен жить в коллективе. Пословицами народ осуждал биев, мулл, чиновников: «Не ходи к бию – сам за тобой придёт, не ходи к хану – сам за твоим добром придет», «Богатому каждый день праздник, бедному – каждый день горе и заботы».

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заведующий филиала Директор

МБОУ ДО ДД(Ю)Т МБОУ ДО ДД(Ю)Т

Н.Е.Селив ёрстова ______ Л.З.Шарипова

«___» _______ 2016г. «___» _______ 2016г.

ПЛАН
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР»

НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОСТАВЛЕН НА ОСНОВЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ МОДИФИЦИРОВАННОЙ) ПРОГРАММЫ
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Хисматуллина Г.Г.

Учитель башкирского

языка и литературы

с.Салихово

Пояснительная записка

Допольнительная общеобразовательная (общеразвивающая модифицированная) программа “Башкирский фольклор” составлена на основе:

    Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273- ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации”.

    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москвы)

    СанПин 2.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей” (утвержденный главным государственным врачом РФ 4 июля 2014 года № 41)

    Письмо Миобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”

    Устав МБОУ ДО ДД(Ю)Т г.Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

Актуальность программы

У каждого имеется своя, сложившаяся в течении многих тысячелетий воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, передает от старшего поколения младшему все лучшее, что накоплено поколениями, и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций –воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале башкирского народного искусства.

Дополнительная образовательная программа работы фольклорного кружка направлена на истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным ценностям. Участники реализации программ имеют возможность обращения к мудрости и нравственной чистоте, отражённых в фольклоре. Деятельность их выражена в освоении культурных традиций родного края. Разучивание бытовых и обрядовых песен, календарных праздников и народных обрядов, знакомство с народным костюмом, народным бытом, театром и календарём находит, через музыкальный фольклор и устное народное творчество, своё отражение в организации концертной деятельности, участии в научно-практических конференциях, в организации проведения фестивалей фольклорного искусства.

Нормы морали, закрепленные в пословицах и поговорках, не только являются регулятором нравственных отношений в нашем народе, они служат четкой программой нравственного воспитания подрастающего поколения. Под их взаимодействием формируется мораль, развиваются нравственные чувства,вырабатываются навыки и привычки. Что же требует от нас народная мудрость, говорящая языком пословиц? Она учит уважать родителей, говорит о дружбе и любви семьи, воспевает труд,осуждает лень, плутовство, бюлуд и бысстыдство. Впословицах сформулированы народные понятия о чести и бесчестии, о справедливости и не справедливости, о долге и достоинстве человека.

Знакомство с башкирским фольклором, лучшими произведениями народной поэзии (эпос, кубаиры, баиты), помогают формированию таких качеств характера, как гуманизм, трудолюбие, честность, смелость, патриотизм, скромность, ответсвенность, доброта и уважение к старшим. При этом народ, как бы, притягивает свою могучую и добрую руку из далекого прошлого своему будущему.

Он печется о духовном и физическом здоровье наших современников. Он учит детей и подростков тоньше и глубже чувствовать истину, разбираться в жизненных ситуациях, в окружающем явлениях, воспитывает восприимчивость к прекрасному. Так народ оберегает сам себя. Он дает, по сути, один только путь уберечься от всех, весьма вероятных в наши дни держаться за свои корни.

Направления программы

Образовательная программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческое деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы родного народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости,честности, уважения к старшим, забота о младших-заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Новизна программы

Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Воздействие его высоко и на ум, и на душу.

Одна из задач данной программы помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания, опыт в современной жизни.

Интерес к культуре, к истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Но детям не всегда интересно то, что интересно взрослому. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры.

Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их творческую художественную деятельность.

Участие родителей в образовательном процессе обязательно. Родители, интересующиеся народным творчеством, присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках.

Прграмма модифицированная, разработана на основе образовательно-воспитательной программы “Купава”, педагога дополнительного образования Дрожжевой Т.А., 2009 год.

Цель программы: привить любовь и интерес к своей культуре и искусству, содействовать гармоничному развитию личности ребенка посредством народного творчества.

Задачи программы:

Образовательные:

1) Дать представление об историческом прошлом края, традициях и обычаях своего народа, взаимосвязи разных народов, живущих в этом краю, взаимодействия человека и окружающей среды.

2) Формировать у ребенка исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.

Развивающие:

    Развить и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края.

    Способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям башкирской культуры, к башкирскому фольклору, костюму, национальную гордость за свой народ, его культурное наследие.

    Формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами народного искусства, на основе традиционных ценностей национальной культуры.

    Сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве.

Содержание и направление образовательной деятельности

Программа предназначена для изучения фольклора детьми от 12 до 14 лет. Реализация программы рассчитана на 2 года, обучение включает в себе изучение следующих разделов:

    Устный фольклор.

Простейшие детские стихи, частушки, считалки положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждый урок, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребенка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

    Музыкально-песенный фольклор.

Развивает музыкальный слух, певческий голос, умение двигаться, выполнять простейшие танцевальные движения.

    Этнографические сведения.

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно-прикладного искусства. Экскурсии в краеведческий музей.

    Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.

    Фольклорный театр.

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребенок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.

    Праздники

Это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят свое применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Нардуган», «Науруз», «Сумбуля», «Воронья каша».

Формы проведения занятий

Каждое занятие по каждому разделу имеет следующую структуру:

    Беседа по одной из трех тем:

Народный календарь, народные обычаи и обряды; Башкирский быт, традиционный жизненный уклад; Фольклорные жанры.

    Слушание и восприятие музыки.

    Пение, танец.

    Музыкально-фольклорные игры.

Все указанные элементы занятий отражены в календарно-тематическом планировании.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, с перерывом 10 минут. Всего 144 часа.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы, предполагается, что дети получат следующие знания:

О семейных традициях башкирского народа;

О традиционных занятиях башкирского народа (ремесло, национальный костюм, национальные блюда);

О национальном костюме народов, живущих в Башкортостане;

О народном календаре;

О башкирской культуре и культуре других народов, прпоживающих в Башкортостане.

Научаться:

Исполнять башкирские народные песни;

Выполнять танцевальные движения;

Организовать и проводить народные игры.

Дети смогут воспитать в себе:

Уважающую себя личность (думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям и стать посредником между поколениями своей семьи;

Умение видеть прекрасное в народном творчестве;

Адекватную самооценку.

Формы контроля проверки знаний, умений и навыков.

Общий контроль осуществляется на итоговых мероприятиях года, где находят отражение сферы фольклорного творчества: устный, музыкальный, игра.

Индивидуальный подход и контроль осуществляется:

В форме устных опросов и контрольных работ по усвоению материала из раздела «Этнографические сведения».

В форме отчетных концертов.

Методы отслеживания результатов

1) Организация и участие в конкурсах, играх, праздниках.

2) Тестовые задания и викторины.

3) Беседы с детьми и их родителями.

4) Коллективные творческие дела.

Задачи первого года обучения

    Пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа.

    Познакомить с местным фольклором.

    Воспитывать нравственные чувства.

    Привить практические навыки исполнения фольклорных песнопений.

Учебно-тематический план первого года обучения

144

105

Содержание программы первого года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с планом работы кружка.

Раздел 2. Введение в предмет. Народ – создатель фольклора. Понятие о фольклоре. Жанры народного творчества. Выдающиеся исследователи фольклористы. Знакомство с фольклорными сборниками.

Раздел 3. Осень.

Тема 3.1 Устно – поэтический фольклор. Теория . Знакомство с детским фольклором: прибаутки, потешки, дразнилки. Загадки, пословицы об осени. Народные приметы, их роль в жизни человека.

Тема 3.2 Музыкальный фольклор. Практика. Разучивание колыбельных песен, об осени, об урожае. Частушки. Работа над развитием вокально – хоровых навыков. Индивидуальные занятия по постановке голоса, работа с солистами. Народная хореография.

Тема 3.3 Народные игры. Теория. Беседа о народных играх. Практика. Разучивание считалок, игр «Наши грядки», «Йашерам яулык», «Гуси-лебеди», «Шлепанки».

Тема 3.4 Фольклорный театр. Теория. Практика. Подготовка и проведение праздников «Сумбюля-праздник урожая», «Сугым ашы», «Дочки-матери».

Тема 3.5 Этнографические сведения. Теория. Женская и мужская одежда разного сословия. Практика. Рисование эскизов народной одежды.

Раздел 4 Зима

Тема 4.1 Устно-поэтический фольклор. Теория. Пословицы и поговорки, народные приметы о зиме. Практика.

Тема 4.2 Музыкальный фольклор. Теория. Беседа о народных танцах. Практика. Разучивание песен о зиме. Слова с музыкой, движением. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар. Освоение движений народной хореографии.

Тема 4.3 Народные игры. Практика. Музыкально-танцевальные игры. «Наза», «Курай». Игры на развитие интуиций «Курешеу», «Ворота».

Тема 4.4 Фольклорный театр. Теория.

Тема 4. 5 Этнографические сведения. Теория. Зимние работы в деревне. Домовой - хозяин дома. Беседа о традиционном быте народа.

Раздел 5 Весна

Тема 5.1 Устно-поэтический фольклор. Теория. Заклички весны. Обращение к солнцу, дождю, земле. Поговорки, народные приметы о весне. Наблюдения за природой по весенним приметам. Пословицы о весне.

Тема 5.2 Музыкальный фольклор. Практика. Народные песни о весне, о птицах, о красоте весенней природы. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров. Отработка движений народной хореографии.

Тема 5.3 Народные игры. Практика. Музыкальные игры «Сума ойрак, сума каз», «Ак тирак, кук тирак».

Тема 5.4 Фольклорный театр. Теория. Знакомство с праздником «Кар сыуына барыу». Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Кар сыуына барыу».

Тема 5.5 Этнографические сведения. Теория.

Раздел 6 Лето.

Тема 6.1 Усто-поэтический фольклор. Теория. Беседа. Что за прелесть эти сказки. Практика. чтение и просмотр сказок. Конкурс сказочников.

Тема 6.2 Музыкальный фольклор. Теория. беседа о жанрах песен. Трудовые песни. Песни-танцы. Практика. конкурсы песен, частушек. Соединение изученных элементов танца с песнями.

Тема 6.3 Народные игры. Практика. Подготовка и проведение детского Сабантуя. Сбор подарков по древнему обычаю «Солго йыйыу».

Тема 6.4 Фольклорный театр. Теория. Знакомство с праздником

«Нардуган». Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Летний Нардуган».

Тема 6.5 Этнографические сведения. Теория. Башкирская юрта. Особенности построения. Практика. Украшение юрты. Рисование эскизов.

Тема 6.6 Итоговое занятие. Теория. Тестирование. Практика. Игра «Своя игра», Народные игры на свежем воздухе.

Раздел 7 Воспитательная работа. Теория . Беседы с учащимися. Практика.

Задачи второго года обучения

1) Продолжить знакомство с традициями и обычаями башкирского народа.

2) Углубить предыдущие знания.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Введение в предмет.

Образ птицы.

Образ животных.

Дерево жизни.

Семья и бытовой уклад.

Небесные светила.

Этнографическа я экспедиция

Итоговое занятие.

Воспитательная работа

144

114

Содержание программы второго года обучения

Тема 1 Вводное занятие. Теория. Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности .

Тема 2 Введение в предмет. Теория. Жанры народного творчества. Исследователи фольклористы. Новые сборники по фольклору.

Тема 3 Образ птицы.

Устно-поэтический фольклор. Теория . Художественное прочтение и обсуждение сказок о птицах. Знакомство с загадками, пословицами, поговорками, считалками о птицах. Практика. Проигрывание сказок по ролям. Конкурсы рисунков – «Птица символ счастья». Конкурс загадок о птицах.

Музыкальный фольклор. Теория. Птицы в башкирских и других народных песнях. Музыкальные инструменты, имитирующие пение птиц. Курай, кубыз, свистульки. Знакомство с творчеством мастера, виртуозного кубызиста, музыканта Загретдинова. Просмотр видеофильма «Сынрау торна». Практика. Разучивание танца «Сынрау торна».

Народные игры. Практика. «Гуси-лебеди», «Гусиный мост», «Горелка». Музыкальна викторина «По фольклорным островам».

Тема 4 Образ животных

Устно-поэтический фольклор. Теория . Сказки о животных. Знакомство с загадками, пословицами, поговорками о животных. Знакомство с закличками о животных. Практика. Конкурс сказочников о животных. Конкурс загадок, пословиц и поговорок о животных. Конкурс рисунков «Жили-были». Народные приметы о животных и птицах.

Музукальный фольклор. Теория. Образы животных в башкирских народных песнях. Знакомство с историей башкирской народной песен «Кара юрга», «Акбузат». Практика. Разучиван е этих песен. Разучивание танца «Наездники».

Этнографические сведения. Теория. Беседа об образе жизни башкирского народа. Башкирская лошадь – гордость народа. Кымыз – национальный напиток башкирского народа. Просмотр видеофильма об изготовлении сбруи.

Тема 5 Дерево жизни

Устно-поэтический фольклор. Теория. Уважение к старшим в бытовых сказках. Знакомство с загадками, пословицами, поговорками о деревьях. Обращение к деревьям в русском народе. Целительная сила деревьев. Практика. Обряд украшения деревьев в народе.

Музыкальный фольклор. Теория. Отражение образа дерева в народных песнях. Практика. Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла», башкирской народной песни «Ак кайын». Разучивание танца «Листопад». Повторение колыбельных песен.

Народные игры. Практика. Повторение и проигрывание пройденных игр.

Этнографические сведения. Теория. Беседа о древней традиции-составление каждой семьей генеалогического древа. Практика. Шежере. Знакомство с правилами его составления.

Тема 6 Семья и бытовой уклад

Устно-поэтический фольклор Теория. Кто живет в нашем доме? Понятие семьи. Традиционная крестьянская семья. Семейный бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища. Состав семьи, глава, члены семьи. Роль и место каждого члена семьи в бытовом распорядке и в соответствие с хозяйственными занятиями каждого.

Музыкальный фольклор. Практика. Разучивание колыбельных песен, песни о матерях, о семье. Разучивание танцев «Бишмармак», «Три брата».

Фольклорный театр. Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Исем туйы».

Тема 7 Небесные светила

Устно-поэтический фольклор. Теория. Образ солнца, луны, звезд в сказках. Пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о солнце, луне и звездах. Практика. Проигрывание сказок по ролям. Знакомство с легендой «Етеган йондоз».

Музыкальный фольклор. Теория. Образ небесных светил в народных песнях. Практика. Разучивание песни «Ете кыз».

Народные игры. Практика. «Ай курде, кояш алды», «Ак тирак, кук тирак».

Фольклорный театр. Практика. Подготовка и проведение тетрализованного представления по легенде «Етеган йондоз».

Тема 8 Этнографическая экспедиция.

Практика. Сбор материала по фольклору.

Практика. Сбор материала об обрядах и праздниках.

Тема 9 Итоговое занятие. Практика. Кроссворд «По страницам любимых сказок», Музыкальная викторина «Угадай мелодию». Конкурсы загадок, пословиц и поговорок. Тестирование.

Тема 10 Воспитательная работа. Теория. Беседы с учащимися. Практика. Экскурсии. Праздники, утренники, концерты. Участие в конкурсах, фестивалях.

Методическое обеспечение

Методические разработки;

Образовательная программа;

Журналы «Учитель Башкортостана»

Электронный учебник «Государственный академический ансамбль танца им. Ф. Гаскарова».

Материально-техническое обеспечение

ТСО: компьютер, колонки;

Диски с записями башкирской народной музыки, песен, танцев;

Костюмы для конкурсных выступлений;

Элементы башкирского народного костюма к играм, пляскам;

Атрибуты для народных игр, хороводов, плясок;

Список литературы

    Буракаева М. Башкирская культура. Уфа, 2004

    Башкирское народное творчество: Сказки. – Уфа 1981,1984.

    Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор 1,2 тома.- Уфа,1984.

    Башкирское народное творчество: Пословицы, поговорки, приметы, загадки. –Уфа 2006.

    Башкирское народное творчество: Баиты, песни, такмаки. –Уфа 1984.

    Башкирское народное творчество: песни-предания. –Уфа 1997.

    Лисицкая Т.С. Хореография и танец. Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.

    Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: «Китап», 1995.

    Нагаева Л.И. Три башкирских танца. Уфа, 1992.

    Надршина Ф.А. Башкирские народные мелодии. Песенно-плясовые игры. Уфа, 1996.

    Сулейманов А. Детский фольклор. Уфа, 2007.

Календар но-тематический план кружка “Башкирский фольклор”

МБОУ ДО ДДЮТ г.Ишимбай на базе с.Салихово

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Прак

тика

Дата

Вводное занятие. Правила поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования ТСО и особенностях внешнего вида.

Знакомство с планом кружка.

16.09

Введение в предмет.

Народ-создатель фольклора.

Жанры народного творчества.

20.09

Осень

Устно-поэтический фольклор

Собиратели башкирского фольклора.

27.09

Изучение фольклора в Башкортостане. Г.Аргынбаев, А. Харисов, С. Галин, А.Сулейманов и др.

Загадки, пословицы об осени.

30.09

Прибаутки, потешки, дразнилки

Народные приметы, их роль в жизни человека.

30.09

Музыкальный фольклор Разучивание колыбельной песни.

4.10

Разучивание песен, об осени, об урожае.

Частушки.

7.10

Творчество сэсэнов (Экиэттэр, риуэйэттэр, хикэйэлэр. Сэсэндэр ижады)

Сказки.

10.10

Разучивание скороговорок.

Работа над развитием вокально – хоровых навыков.

14.10

Индивидуальные занятия по постановке голоса, работа с солистами. Народная хореография.

18.10

Народные игры. Беседа о народных играх.

Традиционные народные игры.

Игры ( , куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш)

Игры познавательные.

4

2

2

21.10

25.10

12

Разучивание считалок.

Сюжетные с наличием персонажей и ролей («убырлы ҡарсыҡ» - «ведьма», «айыу менән куяндар» - «медведь и зайцы», «йәшерәм яулыҡ» - «прячу платочек»)

Игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: "Игра тетеревов", "Игра кукушек".

2

2

28.10

1 3

Фольклорный театр

Знакомство с народными обрядовыми праздниками.

Сезонные и традиционные праздники башкир.

2

2

1 .11

1 4

Подготовка к осеннему празднику «Сумбюла байрамы».

6

6

4.11

8.11

11.11

15

Подготовка и проведение праздников «Сугым ашы».

Развлекательная программа «Дочки-матери».

2

2

15.11

17

Этнографические сведения

2

1

1

18.11

Зима

18

Устно-поэтический фольклор. Пословицы и поговорки о зиме.

Н ародные приметы о зиме.

2

2

22.11

19

По страницам сказок. Инсценирование любимых сказок.

4

4

25.11

29.11

20

Музыкальный фольклор.

Беседа о народных танцах.

2

2

2.12

21

Разучивание песен о зиме. Слова с музыкой, движением. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.

2

2

6.12

20.12

22

Освоение движений народной хореографии.

Разучивание пляски « Наза » . Отработка элементов танца .

Отработка движений пляски

Отработка всей пляски « Наза » .

6

6

9.12

13.12

16.12

23

Народные игры

Игры на развитие интуиций «Курешеу», «Ворота».

2

2

23.12

24

Фольклорный театр

Знакомство с праздниками «Зимний Нардуган», «Кис ултырыу».

2

2

27.12

25

Подготовка праздника «Зимний Нардуган» .

2

2

30.12

26

Подготовка праздника «Кис ултырыу».

2

2

6.01

27

Этнографические сведения .

Зимние работы в деревне.

Домовой - хозяин дома. Беседа о традиционном быте народа.

2

2

10.01

Весна

28

Устно-поэтический фольклор

Заклички весны .

Обращение к солнцу, дождю, земле.

2

2

13.01

29

Поговорки, народные приметы о весне.

Наблюдения за природой по весенним приметам.

Пословицы о весне.

2

2

17.01

30

Музыкальный фольклор

Народные песни о весне, о птицах, о красоте весенней природы.

2

2

20.01

33

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров.

2

2

24.01

34

Отработка движений народной хореографии.

2

2

27.01

35

Хороводные игровые песни.

Шуточные песни.

2

2

7.02

36

Народные игры .

Игры с приходом весны.

Спортивные игры: бег наперегонки (йугереш), бег в мешках, бой с мешками, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др

4

4

10.02

14.02

37

Музыкальные игры «Сума ойрак, сума каз» . «Ак тирак, кук тирак».

Игры на раскрепощение.

2

2

17.02

38

Подвижные игры на темы сказок.

Башкирские народные игры для праздника.

Занимательные игры.

2

2

21.02

39

Фольклорный театр. Знакомство с праздником «Кар сыуына барыу».

4

4

24.02

28.0 2

40

Праздник «Кар сыуына барыу» в литературе.

Обряды жизненного цикла.

6

2

4

3.03

7.03

10.03

41

Этнографические сведения

Просмотр видеофильма о древних ремеслах башкирского народа.

Древние ремесла башкир аркан ишеу и.т.д

2

1

1

14.03

Лето

42

Устно-поэтический фольклор.Беседа. Что за прелесть эти сказки.

Мои любимые сказочные герои.

Чтение и просмотр сказок.

Конкурс сказочников.

4

2

2

17.03

21.03

43

Музыкальный фольклор. Беседа о жанрах песен.

2

2

24.03

44

Трудовые песни. Песни-танцы.

Конкурсы песен, частушек.

Соединение изученных элементов танца с песнями.

Разучивание пляски «Косилка-молоти л ка».

Отработка элементов танца.

Отработка движений танца.

Отработка всей пляски.

8

8

31.03

4.04

7.04

11.04

4 5

Народные игры.

Подготовка к проведению детского Сабантуя.

6

6

14.04

18.04

21.04

4 6

Фольклорный театр

Знакомство с праздником

2

2

25.04

28.04

48

Знакомство с праздником

«Нардуган». «Летний Нардуган».

Подготовка и проведение обрядового праздника.

8

8

2 .05

5 .05

8.05

10.05

49

Этнографические сведения

2

1

1

12.05

50

Итоговое занятие

2

1

1

15.05.

51

Воспитательная работа

Праздник урожая «Сюмбуля байрамы»

1

28.10

52

Проведение праздника «Зимний Нардуган»

1

абрь

53

Вн.мероприятие «Прощай, год кино».

1

54

Проведение весеннего праздника «Науруз байрамы»

1

55

Участие в фестивале «Радуга талантов»

1

56

Вн.мероприятие «Я-дитя природы»

1

57

Проведение праздника «Карга буткасы».

1

58

Участие в конкурсах, фестивалях.

7

В теч.

года

59

144

40

9 0