Картина васнецова богатырский скок описание 4. Описание картины В

Виктор Михайлович Васнецов всегда придерживался в своем творчестве русской тематики. В его произведениях отображались былины, простой крестьянский быт. Описание картины Васнецова «Богатырский скок» пригодится школьникам и студентам при написании сочинения и анализе изображения. Для лучшего понимания стоит распечатать репродукцию, на которой удастся рассмотреть все детали и распознать скрытый смысл.

Композиционная основа

Написана картина «Богатырский скок» Васнецовым была в 1914 году. Сейчас шедевр русского художника хранится в его доме-музее в Москве. Сюжет картины посвящен былинному богатырю (предположительно, Илье Муромцу). Персонаж представлен в полном боевом облачении, словно готов в любую секунду отправиться в бой с врагами. Помощником в его нелегком деле выступает мощный конь.

Главная задача художника заключалась в максимальной детализации момента прыжка всадника на лошади, что Васнецову, несомненно, удалось. Чтобы передать движение, автор полотна использовал диагональную композицию с нижней подачей. Из-за этого складывается впечатление, что обозреватель наблюдает за действующим персонажем снизу вверх. Подобный художественный прием прибавляет изображению физической силы. К прочим композиционным особенностям относятся:

  1. Диагональное расположение фигуры грозного черного коня в прыжке подчеркивается линиями копья и движущимися облаками на заднем фоне.
  2. Динамичность фонового изображения. Облака быстро летят по небу, надвигается буря. На сильный ветер указывает развивающаяся лошадиная грива.
  3. Демонстрация воли к победе проявляется в положении конной головы и суровом взгляде богатыря.
  4. Использование контражура и контрастности фона с главным персонажем добавляет рисунку внушительности.
  5. Подчеркивание величины и силы русских богатырей путем низкого расположения горизонта и миниатюрного соснового леса позади.

Вся картина довольно символична и демонстрирует непобедимость народа, живущего в Древней Руси. При взгляде на полотно сразу поднимается боевой дух.

Детальное рассмотрение картины

Детям в соответствии со школьной программой задают сочинение по картине в 4 классе. На уроках, посвященным литературе и народному творчеству, дети знакомятся с известными художниками, рисовавшими былинные сюжеты. Тот, кому выпадает задание написать сочинение по картине Виктора Васнецова «Богатырский скок», должен разобраться в сюжете и элементах, изображенных на полотне. Можно выделить несколько основных моментов:

  1. Русский богатырь. Он мужественный, готов бороться с врагами. В богатырском взгляде нет и грамма страха, жалости. Одет мужчина в крепкие доспехи (стальной нагрудник, кольчугу и остроконечный металлический шлем), синие штаны и высокие коричневые сапоги. В левой его руке красуется большой щит, в правой - лошадиный кнут. В ножнах виднеется внушительных размеров меч, с другой стороны проглядывает острое копье. Все это говорит, что всадник готов к бою.
  2. Вороной конь с развивающейся черной гривой - верный товарищ всадника в бою. На лошади можно увидеть золотистую узду и красное седло. Животное нарисовано в прыжке или галопе, так как находится высоко над землей. От этого создается эффект мощной быстрой скачки, о чем свидетельствует находящийся в движении кнут всадника.
  3. Задний фон, представленный быстро плывущими по серому небу облаками и негустым хвойным лесом. Богатырь находится на возвышенности, из-за чего образ его насыщается величественностью даже по сравнению с природой. Мощности центральному персонажу и его «боевому товарищу» добавляет контрастность цветов, кардинально отличающихся от фонового рисунка, выполненного в приглушенных спокойных тонах.

Сама по себе картина весьма патриотична, она ассоциируется с былинами и сказками, что вдохновляет на боевые свершения и возвышенное настроение. Перед написанием сочинения или подготовкой устного рассказа можно выделить основные моменты в виде плана, обозначив тематику, описание главного героя и настроение, переданное автором полотна.

Пример сочинения

В своем творчестве русский живописец Виктор Михайлович Васнецов всегда обращался к древним былинам, мифам, истории страны . Главными героями его полотен становились богатыри, прославляющие земли государства на протяжении веков. Могучие защитники отчизны изображаются художником колоритно и умело, что добавляет им мощности. Ярким тому примером является картина «Богатырский скок».

Центральную позицию в художественной композиции занимает могучий всадник-богатырь, сидящий верхом на вороном коне. Вместе они, возможно, отправляются на поле битвы. Всадник облачен в полное обмундирование - он имеет крепкие доспехи, защитный шлем, устрашающее оружие. Смелый и прыткий конь скачет высоко над землей. Он настолько выглядит живым и реалистичным, что невольно слышится топот копыт. Навстречу коню дует ветер, развивающий его гриву, но он не становится преградой для смелых соратников в бою.

Детальное изображение коня, мчащегося в галопе по полю, его напряженные ноги, заточенные под быстрый скок, - все это говорит о подготовленности животного, которое неоднократно со своим хозяином участвовало в битвах. Наверное, поэтому всадник доверяет лошади настолько, что даже не смотрит вперед, а устремляет свой взгляд на зрителей . Воинственности образу добавляет затемненный фон, показывающий бескрайние поля и леса.

Изображение символизирует силу русского духа. Для этого автор использует прием отдаленности фонового пейзажа и величины богатыря.

Главный герой настолько могуч, что занимает почти все пространство - от земли до небес . Грозный взгляд внушает страх перед воином. Сразу складывается впечатление, что он точно одержит победу. Об этом он намекает грозным взглядом своему оппоненту в бою.

Виктор Михайлович Васнецов - выдающийся художник. Его перу принадлежат признанные шедевры, хранящиеся в галереях с мировым именем. Особое внимание художник уделял сказочным и былинным сюжетам. Картина "Богатырский скок" относится именно к этой ветви творчества Васнецова.

На картине изображен русский былинный богатырь. Он мужественный и смелый. В его глазах нет ни капли страха и жалости к врагу земли русской. На нем мощные металлические доспехи, в ножнах острый кинжал, в одной руке щит, в другой плетка, на седле закреплено длинное копье с острым начищенным наконечником. Все это говорит о том, что он готов к бою. Его верным боевым товарищем является его лошадь, которая давно служит ему верой и правдой. Она черная, на ней золотая уздечка и красное седло. Она расположена высоко над землей, что создает ощущение мощной и быстрой скачки. Центральная фигура богатыря на коне выполнена яркими, контрастирующими красками. Фон прорисован в более спокойных и светлых тонах. Фоном является русская природа: чернеющий вдалеке лес, поле и небо.

Картина пропитана духом патриотизма. Создает боевое и возвышенное настроение.

Понравилось сочинение? Расскажи о нём друзьям!

В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли - богатыри. Автор умело и с колоритом умел передавать их боевой настрой и дух, их настроение и переживания по поводу предстоящей битвы.

Не обошла стороной мое внимание картина Васнецова «Богатырский скок», на которой в самом центре событий автор изобразил пылкий и быстрый скок русского богатыря на своем верном помощнике – смелом и прытком коне. Картина настолько кажется «живой», как – будто я слышу удары копыт об твердую землю и порывы свежего ветра, который летит навстречу всаднику, создавая препятствие его намерениям.

Автор показывает мощь и силу русского духа, изображая всадника так, как будто он настолько велик и могуществен, что занимает пространств от земли до самых небес. Кажется, что богатырь своей головой касается облаков. Его взгляд очень суров, таким образом, он навеивает страх у своих врагов, что является одним из боевых подходов. Так он показывает свое преимущество и намекает противнику, что бой будет неравным.

Одетая на всаднике кольчуга, дополняет его образ, и является средством защиты от врага. Длинное копье, которое далеко выдается вперед за пределы головы коня, напоминает мне полет стрелы по бескрайнему пространству, как будто она разрывает на своем пути потоки ветра.

Васнецов детально изображает каждое движение коня, его прыжок, напряженные и поджатые ноги, все это говорит о хорошей тренированности животного, о его стремлении угодить своему «хозяину». А богатырь полностью доверился животному чутью, и взгляд его прикован в сторону зрителя. Таким образом, автор показывает связь между душевными порывами человека и чувствами животного инстинкта.

Для создания воинственной атмосферы автор изобразил задний фон, где вдали виднеются лес и бескрайние поля, в темных тонах. Что позволяет сосредоточить свой взгляд только на самом всаднике и его коне, как центральном элементе картины. Так же живописец умело изображает рассвет, время, когда природа пробуждается от ночного сна, а воины уже готовы к нападению на врага.

Описание картины Васнецова Богатырский скок

Васнецов - человек, который через свои художественные произведения обращался к давним литературным произведениям русского народа. Очень часто главными лицами на его картинах были главные защитники земли русской - богатыри. Васнецову удавалось очень точно изображать эмоции своих персонажей, общий настрой и боевой дух, их переживания по поводу предстоящего сражения.

Одной из таких картин является его художественная работа "богатырский скок". На ней изображен древнерусский богатырь, который очень стремительно мчится на своем сильном и верном коне. Картина выполнена так, что отлично передает ту атмосферу. Возникает ощущение, будто можно услышать звук копыт и прочувствовать на себе порывы ветра, который дует в лицо всадника, пытаясь стать для него препятствием.

Васнецов показывает своего персонажа очень сильным и крупным, показывая всю мощь крепкого богатырского духа. Он кажется настолько огромным и могущественным за счет того, что его огромное тело возвышается до небес, кажется будто голова достает до облаков. Сам богатырь имеет такой суровый и грозный взгляд, который навеять страх на любого врага. Он словно показывает взглядом всем врагам, что расклад сил изначально неравен.

Всадник одет в кольчугу, которая служит хорошим дополнением его образа и защищает его от вражеских атак. Его длинное и могучее копье, виднеющееся из-за головы коня, которое похоже на стрелу, готовую обрушиться на голову любого недруга.

Картина выполнена так, что всадник и его конь привлекают к себе всё внимание зрителя, являясь центром изображения. Сзади виднеется густая лесная чаща и огромное бескрайнее поле, которое изображено в самых мрачных тонах. Время изображено как рассвет, когда вся природа и люди только начинают просыпаться, что является отличным временем для нанесения удара. Всё это максимально точно передает атмосферу обстановки и чувства главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

    Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию - показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения - старые консервативные

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Сочинение Хорошо зимой 3 класс

    Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Анализ произведения Быкова Альпийская баллада

    Хоть произведения Быкова зачастую содержат весьма непростой сюжет, сложные для восприятия простому человеку, чем разум не был, затронут второй мировой войной, и необычными персонажами, но в произведении

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о былинном герое по картине; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование : выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатырский скок».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

(Дети отвечают, пользуясь своими записями.)

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию.

(Дети составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение обучающихся.)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского Духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ. Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

Вот что почувствовал я, рассматривая картину В.М. Васнецова «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

Домашнее задание