Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых. По познавательному развитию Постановка новой проблемы

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель — то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионых объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва - столица нашей Родины», «Санкт-Петербург - культурная столица России», «Кисловодск - город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск - столица донского каза-нества» и т.д.
При определении названия экскурсии следует избегать: п
— применения различного рода штампов, обезличивающих тему;
— использования сокращений слов, аббревиатур;
— применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям особо выделяло следующие названия экскурсий: «Руины стреляют в упор» в Бресте, «Золотыми руками рабочих» и «Текут реки «Жигулей»» в Волжске, «В степи под Херсоном» и др. Подобные названия оно рекомендовало бюро путешествий и экскурсий страны в качестве образцов.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейщее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, Не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется все что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.

Целями экскурсии могут быть:
— воспитание патриотизма;
— интернациональное воспитание;
— трудовое воспитание;
эстетическое воспитание;
экологическое воспитание;
— показ достижений города в экономике страны;
— показ исторической роли города;
— знакомство с творчеством выдающегося архитекторам
— знакомство с особенностями природы края и др.

У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениям в экономике и др.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскусионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции.

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (русского, национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые -- связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики и др.), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства.

Популярны экскурсии и в так называемые комплексные музеи преимущественно краеведческого профиля, а также музеи-заповедники, в состав которых наряду с экспозициями в закрытых помещениях входят расположенные территории заповедника архитектурные и исторические памятники. В последнее время широкое распространение получили народные музеи, музеи промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, посещение которых обычно включается в краеведческие экскурсии.

Основная функция музеев -- собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками.

Музейные экспонаты хранятся в экспозиционных залах музея или в фондохранилищах и запасниках. В экспозиции, как правило, размещаются наиболее ценные в историческом или художественном отношении памятники или вещи, полнее характеризующие определенную эпоху или события. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсий. Музейные экскурсии, как правило, проводятся сотрудниками отделов научной пропаганды музеев.

Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной -- 10-12 залов, но только 5-10 памятников.

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала -- тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте -- одна из отличительных черт экскурсии в музее.

Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп, например для работников искусства можно усилить показ разделов культуры, для группы колхозников подробнее охарактеризовать сельскохозяйственные орудия прошлого. С учетом возраста экскурсантов разрабатываются экскурсии и различной продолжительности: для школьников 4-5-х классов -- 45-50 мин, для 8-10-х -- до 1 ч 30 мин, для взрослых -- 2 ч.

Структура музейных экскурсий обычна: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, как и другие, имеют текст и методическую разработку. Основное правило методики проведения экскурсий-- сочетание показа с рассказом -- применимо и к музейным экскурсиям. В этих показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера.

Проведение экскурсии в одном из музеев г.Москвы: Третьяковская галерея, Исторический музеи или музей Изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.

Государственная Третьяковская галерея - самая крупная сокровищница русского изобразительного искусства. За свою более чем вековую историю галерея стала одним из крупнейших музеев мира.

Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова, выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX столетия и его брата Сергея Михайловича Третьякова, который также был коллекционером.

В коллекцию галереи входят работы выдающихся русских художников, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. И. Левитана и других художников.

15 августа 1893 г. - день официального открытия Городской художественной галереи братьев Третьяковых (ныне Государственная Третьяковская галерея). Братья Третьяковы несколько раз перестраивали свой дом, чтобы в нём разместилась вся коллекция живописи и наконец им удалось создать первый общедоступный музей русского искусства, несущий многим пользу и всем удовольствие.

Логическим завершением собирательской деятельности Третьяковых явился акт передачи галереи городу Москве в 1892 году.

К тому времени в ней было 1287 картин и 518 рисунков.

Сейчас общее число картин и рисунков составило свыше 50 тыс. экземпляров.

Галерея стала первым национальным музеем, доказавшим своеобразие, самобытность, прогрессивность общественных воззрений русской школы живописи.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда московский коллекционер, купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Такого музея в России в ту пору не было.

Среди частных коллекций Москвы и Петербурга в 1840-1850-е годы были такие, которые могли стать основой для музея национального искусства, например коллекции П.П.Свиньина, Ф.И.Прянишникова и других. Но все они оказались расформированными, в связи со смертью или банкротством своих владельцев. И только Третьякову удалось создать из частной коллекции подлинный музей общенационального значения, общественный по духу, исторический по характеру. Этому способствовали с одной стороны характер Павла Михайловича - человека деятельного, цельного, совестливого, а с другой - та обстановка невиданного ранее подъема национального самосознания, которая характеризовала атмосферу общественной жизни России рубежа 1850-1860-х годов.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, - писал он в конце 1850-х годов, - …дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Такая эстетическая установка естественно привела Третьякова в конце 1860-х годов к сближению с группой художников-реалистов, чуть позже образовавших Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), крупнейшее творческое объединение за всю историю существования русского искусства. Начиная с первой выставки 1871 года Третьяков становится главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым им, а вместе с ними всему русскому искусству неоценимую поддержку. Но поддержка здесь была обоюдной: художники-передвижники часто не продавали своих картин, пока их не увидит и не выскажет своего мнения Третьяков.

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были удивительны. Каждый год на выставках и в мастерских художников он покупал десятки, а то и сотни работ, не останавливаясь подчас перед очень крупными тратами, если того требовали интересы дела. Третьяков покупал картины, несмотря на отрицательную критику и недовольство цензуры, как это было, например, с полотнами «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова или «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине совпадало с его собственными взглядами, но соответствовало духу времени, как это было с картиной того же И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», социальная острота которой не вполне импонировала Третьякову.

Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке в Замоскворечье. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно. В 1872 году было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому. Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. С появлением специального здания галереи собрание Третьякова приобрело статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для всех желающих, независимо от сословной принадлежности.

31 августа (ст. ст.) 1892 года Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова - Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. В 1896 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Москвы.

После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, а также дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.

1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, часть собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев.

В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был открыт новый корпус - Депозитарий, включающий в себя просторные хранилища произведений искусства и реставрационные мастерские; в 1989 - второй, так называемый Инженерный корпус, где разместились выставочные помещения, лекционный и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерная службы. В 1986 году началась реконструкция основного здания, завершившаяся в 1994 году. Фасад, возведенный по проекту В.М. Васнецова и ставший эмблемой Третьяковской галереи, был сохранен и отреставрирован.

За годы реконструкции сложилась новая концепция галереи как единого музея, существующего в двух зданиях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточены экспозиция и хранилища старого искусства, и на Крымском Валу, в залах посвященных искусству ХХ века. Тогда же в структуру Галереи на правах научных отделов был включен ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрела церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время П.М.Третьяков, получившая теперь статус «домовой церкви» при музее, то есть Храма-музея.

Третьяковская галерея сегодня - это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за 150 лет путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них - свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими.

Экспозиция в Лаврушинском переулке, размещенная в 62 залах, построена по хронологическому принципу и включает 7 разделов.

Древнерусское искусство представлено работами иконописцев XI-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII - первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. С исчерпывающей полнотой представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины И.Н. Крамского, И.Е Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников - современников П.М. Третьякова. Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников. В яркой коллекции живописи рубежа XIX-XX столетий - творения М.А. Врубеля, В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где можно увидеть художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Специальный раздел галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с приглушенным освещением. Галерея располагает крупнейшим в стране собранием графики XVIII - начала XX века, а также небольшой, не многим более 300 произведений, но очень ценной коллекцией портретной миниатюры.

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена экспозиция отечественного искусства ХХ и начала XXI века, обновленная к 150-летнему юбилею: работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1910-1920-х годов, произведения социалистического реализма 1930-1950-х, творчество художников «сурового стиля» 1960-х, искусство представителей андеграунда, положивших начало «второй волне» русского авангарда. Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. В соответствии с традициями П.М. Третьякова современная экспозиция позволяет «иметь понятие о всех русских художниках».

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. В чем особенность подготовки музейной экскурсии?
  • 2. Какова специфика проведения музейной экскурсии?
  • 3. Перечислите основные функции музеев.
  • 4. Охарактеризуйте основные этапы создания Третьяковской Галереи.
  • 5. Какова цель обзорной экскурсии в Третьяковскую Галерею?
  • 6. Перечислите несколько тематических экскурсий для иностранных граждан в Третьяковской Галерее.

Целевая прогулка

Тема: «Экскурсия в краеведческий музей»

Учитель:

Воробьёва Е. А.

Школа-интернат № 2

г. Вышний Волочёк

Тема занятия: экскурсия в краеведческий музей.


Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.


Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσε ῖ ον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории , материальной и духовной культуры , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов ) по искусству и науке , затем, с 18 века , оно включает в себя также здание , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Вышневлоцкий музей краеведения имени 15-й годовщины Октябрьской революции был открыт 7 ноября 1932 года.

Наш музей возник на базе коллекций реального училища, где были собраны материалы по геологии, флоре и фауне родного края.

У истоков местного краеведения стояли такие замечательные педагоги, как Александр Васильевич Весский – преподаватель училища, Семён Аронович Стром – преподаватель географии в женской гимназии (ныне средняя школа № 5) и другие. Благодаря этим людям в музейных коллекциях сохранились многие предметы уходящей эпохи.

В экспозиции музея долгое время преобладал археологический материал в ущерб другим темам.

Это обстоятельство постоянно отмечалось посетителями и прессой как недостаток. Другим недостатком была ограниченность площади музея, в то время он находился в двухэтажном кирпичном здании, общей площадью 266 квадратных метров, отапливался 6 печами.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства).

С 1977 года Вышневолоцкий музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. Требования к его работе были значительно повышены.

В 2005 году реконструкция нашего краеведческого музея была завершена. Общая площадь увеличилась в 5 раз. В музее впервые появились выставочный и лекционный залы, помещение под научную библиотеку, кабинеты сотрудников.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

  1. Вышний Волочек в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых , теплокровных , яйцекладущих позвоночных , чьи передние конечности имеют форму крыльев . Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц . Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва . На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов ).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

  1. Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями. В частности к таким сосудам относятся вышневолоцкий скобкарь с двумя слегка изогнутыми длинными ручками. Его несколько удлиненный корпус напоминает водоплавающую птицу.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки.

Заметное развитие в Вышневолоцком уезде получило изготовление резной деревянной скульптуры. Наиболее часто встречается скульптура святого Нила Столбенского.

Что основал Нил Столбенский? (он является основателем Ниловой Пустыни на Селигере)

Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы. Его монашеская одежда со слегка проработанными складками всегда окрашивается в черный цвет.

По воспоминаниям, полученных от коренных жителей вышневолоцкого края, в каждом уезде были свои мастера, которые изготавливали и украшали различные предметы.

Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Вышневолоцкие кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д.

К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.

На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»


Школьные натуралистические экскурсии

Цели и задачи экскурсии “История развития жизни на Земле” можно реализовать не только при проведении ее на геологическом обнажении, но и в краеведческом музее, имеющем экспозиции по геологическому прошлому местного края. Экскурсия в музей не изменяет установленного ритма учебного процесса, не перегружает учащихся в подготовительный период и во время ее проведения.

Краеведческие музеи со своими филиалами в различных районах могут обеспечить учащихся полноценной информацией о геологическом прошлом своего края. Высокая информативность и уникальность палеонтологических находок, хранящихся в музее, способствуют не только расширению мировоззренческого кругозора, но и воспитывают эколого-краеведческий подход к современной среде обитания. Учащиеся узнают особенности работы геологов, что способствует формированию профессионального интереса. Познавательные и интеллектуальные возможности учащихся раскрываются полнее при организации самостоятельной работы в палеонтологическом зале музея.

На диорамах и настенных экспозициях представлены эры и периоды с их описанием, что позволяет учащимся по плану экскурсии изучать экспозиции самостоятельно после обхода их с экскурсоводом.

Экскурсию целесообразно проводить в конце изучения раздела “Эволюция”, когда основные направления и пути эволюционного процесса можно обосновать конкретными примерами по геологическому прошлому. Использование материала экскурсии на обобщающем уроке или на зачете позволит учителю понять уровень усвоения учащимися основных закономерностей эволюции и провести в дальнейшем коррекцию их знаний, а учащимся - поупражняться в переносе знаний из стандартной обстановки в конкретные условия жизни человека и природы в целом.

Для подготовки к экскурсии учащимся сообщается тема: “История развития жизни на Земле”. Цель экскурсии: на основе сведений о геологическом прошлом раскрыть суть биологического прогресса и регресса, устанавливая причинно-следственные связи между основными направлениями и результатами эволюции. Описать геологическое прошлое местного края.

Темы для повторения: “Литосфера” и “Литосфера и рельеф Земли” (география 6-7 кл.); “Развитие растительного мира” и “Эволюция животного мира” (биология 7-8 кл.).

Вопросы для обсуждения:

  • Геологическая характеристика Земли.
  • Выход слоев на изучаемой территории и их палеоэкологические условия.
  • Палеонтологические доказательства развития жизни на данной территории.
  • Ароморфозы и идиоадаптации.
  • Механизм действия геологических сил в настоящее время.

Перед обсуждением указанных вопросов экскурсовод проводит вступительную беседу, кратко останавливаясь на характеристике пяти эр и их продолжительности. После этого дается характеристика периодов.

Необходимо привлечь внимание учащихся к вопросу о том, что эволюционный процесс продолжается и в настоящее время, причем скорость его, по сравнению с прошлыми эрами, возрастает. Примером этого служат виды, исчезнувшие в течение нескольких десятков лет.

После рассказа экскурсовода учащиеся самостоятельно осматривают экспонаты палеонтологического зала.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Определение цели экскурсии помогает творческой группе более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Четко сформулированная цель правильно намечает тему экскурсии.

Нельзя смешивать цель и задачи экскурсии. Неправильно, когда вместо цели называются задачи, стоящие перед экскурсией. Задачи экскурсии служат основой для вступительного слова экскурсовода в начале экскурсии, они определяют глубину раскрытия темы, объем материала экскурсии.

В качестве примера приведем цель и задачи экскурсии «Мир белорусских местечек», разработанной в ТП «Виаполь» экскурсоводом Н.Метельской:

Цель экскурсии : содействовать воспитанию патриотизма и чувства национальной гордости за прошлое отчизны; развивать уважение к культуре и традициям наших предков; развивать эстетическое восприятие памятников архитектуры; способствовать воспитанию ответственности за сохранность культурного наследия Беларуси.

Задачи экскурсии:

Познакомить с архитектурными памятниками Мира.

Познакомить с историей поселка Мир и Мирского замка.

Дать представление о традициях и культуре белорусских местечек.

На примере Мира познакомить с культурой национальных меньшинств Беларуси.

Выбор темы.

Что же такое тема вообще? Тема – это то, что положено в основу, это главная мысль произведения. Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Она показывает, чему, какому именно кругу явлений посвящено данное произведение, к чему автор стремиться привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, экскурсантов, что и с каких позиций хочет осмыслить. Русский лексикограф В.И.Даль давал этому термину такое толкование: тема – это «положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Таким образом, тема определяется как главная мысль той формы, в которой знания доносятся до аудитории – лекции, доклада, телепередачи, экскурсии.

В современной экскурсионной практике очень важно обеспечивать правильный выбор темы экскурсии. Он (выбор) зависит от спроса на туристском рынке, конкретного заказа. Четкая определенность темы оказывает влияние на содержание экскурсии и, в конечном счете, на ее эффективность. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии, которое объединяет в одно целое объекты и подтемы экскурсии.

В результате правильного выбора темы, экскурсии на разные темы могут быть построены на одних и тех же экскурсионных объектах, но раскрывать их разные стороны, по своему содержанию быть абсолютно не похожими. Так, объекты важнейшего экскурсионного центра Беларуси – Несвижа – являются основой для раскрытия нескольких тем экскурсий – «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа», «Несвиж – столица белорусских привидений», «Радзивиллы – белорусские короли».

Тему экскурсии нередко смешивают с ее названием. Но это не одно и то же. Тема, как мы уже определились, призвана концентрировать внимание авторов-разработчиков, экскурсоводов, проводящих экскурсию, на определенном круге объектов и событий, связанных с ними, последовательном логическом изложении материала. Название же экскурсии – это ее имя. Его задача активизировать, заинтересовать заинтриговать экскурсантов, подготовить их к восприятию материала. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от круга участников и от поставленной задачи. Например, обзорная экскурсия по Минску для гостей столицы носит название «Город-герой Минск – столица Республики Беларусь»; для местных жителей – «Родной город» или «Город девяти веков»; для школьников младших классов – «С чего начинается Родина?»; вечерний вариант - «Огни родного города» или «Минск зажигает огни»).