Деятельность старшего воспитателя и методиста дошкольной образовательной организации в условиях реализации фгос до. В чём заключается деятельность старшего воспитателя в ДОУ

Нередко воспитателям-новичкам приходится очень сложно в плане ведения документации в ДОУ, поскольку бумаг нужно заполнить и вести неимоверное количество. И никого не волнует, что основная задача воспитателя - любить и воспитывать детишек своей группы, в нашей стране бумажная волокита становится все объемнее с каждым годом и для воспитателей ДОУ, и для учителей. Какую документацию и как нужно вести? Давайте разберемся.

Ввиду того, что в образовательный процесс введены государственные стандарты, для детских садов это ФГОС ДО, то и ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы. Но ведение документации может стать камнем преткновения для молодых неопытных воспитателей. А ведь правильно оформленные планы призваны не затруднять работу воспитателя, а облегчить ее. Вот тут и возникает парадокс. Почему бы министерству образования самим не разработать хотя бы примерные планы, в которые бы осталось внести свои корректировки в соответствии со спецификой группы. Вряд ли им это надо, всегда легче спихнуть работу на тех, кто ниже по служебной лестнице. Но мы сейчас не об этом. Документацию в итоге вести все же нужно, система требует.

По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:

1. Локальные акты – это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения – постоянно.

В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:

1.1. Должностная инструкция воспитателя.

1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

1.3. Инструкция по охране труда.

2. Документация по организации работы воспитателя:

2.1. Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно – образовательной работы с детьми определенного возраста. Возьмите за основу, к примеру, рабочую программу «От рождения до школы» и на основе общей программы нужно сделать такой документ для своей группы.

Комплексно-тематическое планирование.
Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.
Комплексно-тематические планы – это планы работы с детками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.

Календарный план воспитательно-образовательной работы.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно-тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы (она не обязательна, но очень удобна и помогает педагогу правильно спланировать свою работу с детьми в течение дня.)
В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку.
Во второй половине дня - бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д..

2.3. Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий) .

Сетка занятий упрощает планирование образовательной деятельности и представляет собой таблицу по дням недели, в которую вносим все занятия, в том числе, музыкальное, физкультурное

Она помогает педагогу систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» о максимально допустимом объеме образовательной деятельности нагрузка в первой половине дня в младшей и средней группах не должна превышать 30-40 минут, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1. 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.

2.4. Оценка результатов освоения программы

Педагогическая диагностика.
Каждый педагог во время работы постоянно изучает своих воспитанников. Такая работа проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Для этого документация воспитателя детского сада включает в себя карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе различных видов деятельности (речевой, познавательной, художественной, игровой, проектной и физического развития)
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Пример - готовые карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам к примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Папка педагогической диагностики – здесь карты наблюдений за детьми, диагностики и рекомендаций.

2.5. Портфолио воспитателя

В современном дошкольном учреждении воспитателям приходится работать в условиях постоянной конкуренции. В большинстве случаев, портфолио воспитателя детского сада – это папка, которую создает и пополняет педагог-дошкольник, с целью повышения своей квалификации, отправляясь на которую необходимо подтверждение трудовой деятельности. Также можно сказать, что портфолио воспитателя – это своего рода форма для аттестации педагога, при помощи которой можно представить материалы своих работ, посещенных курсов, достигнутых успехов. Портфолио воспитателя находится в группе или в методическом кабинете ДОУ. Срок хранения – постоянно.

2.6. Творческая папка по самообразованию (Срок хранения - постоянно) .

Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более работа, связанная с детьми. Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является самообразование. Это целенаправленная работа воспитателя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Своевременное заполнение данного документа также помогает при сборе материалов для аттестации педагога. Выбираем тему и постепенно наполняем папку материалами

3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.

3.1. Табель посещаемости.

Он необходим для того, во-первых, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и начисление родительской платы.
Во-вторых, воспитателю проще сориентироваться на проведение занятий и раздачу материала для каждого ребенка.
В-третьих, он помогает отследить заболеваемость детей в определенные периоды, наметить медсестре свою работу, направленную на оздоровление, а в период адаптации выявить беспричинные пропуски, усложняющие успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

3.2. Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.

Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО обязательно предполагает выявление сведений не только о детях, но и о родителях.

В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
- фамилия, имя ребенка;
- дата рождения;
- адрес проживания и телефоны;
- ФИО родителей, бабушек и дедушек;
- место работы родителей и телефоны;
- социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья) .

Воспитателю следует в тактичной беседе выяснить у родителей информацию и отразить ее в журнале. Причем нельзя разглашать полученные данные, сведения эти должны быть конфиденциальными. Сейчас от родителей требуется еще и письменное согласие на обработку персональных данных.

Полученные сведения помогают воспитателю нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, если таковое имеется. Да и ребенка можно лучше понять, если больше знать об условиях его проживания и статусе родителей.

3.3. Возрастной список детей.

Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и иногда разница может доходить до года. Воспитатель должен учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.

3.4. Лист здоровья на воспитанников группы.

В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья» , которые заполняются медицинским персоналом. Ведь, как правило, дети не посещают ДОУ в связи с болезнью. Медицинский персонал и воспитатель обязательно тесно сотрудничают между собой. Без этой взаимосвязи невозможна грамотная оздоровительная работа.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров (проводимых 2 раза в год в детсадовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально.
В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной) . Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.

3.5. Журнал закаливающих мероприятий

Журнал закаливающих мероприятий помогает целенаправленно проводить оздоровительные мероприятия с детьми с соблюдением индивидуальных особенностей ребёнка.

3.6. Схема посадки детей за столами.

Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели (высота стола и стула) . Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год. Для этого нам и необходима схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.

3.7. Режим дня группы.

Режим дня на теплый и холодный период времени необходим для рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

3.8. Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет) .

Карта стула детей и утренний фильтр позволяет выявить заболевание ребёнка на ранней стадии и принять меры для сохранения здоровья детского коллектива группы. Утренний фильтр в других возрастных группах проводится и заполняется только в эпидемиологический период.

3.9. Адаптационный лист.

На период адаптации детей вводится ещё один вид документа - адаптационный лист. В нём отмечается дата поступления ребёнка, его время пребывания в ДОУ, особенности поведения в знаковом исполнении. Своевременный анализ данного документа помогает педагогам выявить и устранить или сгладить проблему адаптации ребёнка. На основе анализа координируется совместная работа «педагог – медик – психолог – родители» .

3.10. Журнал приема и ухода детей под роспись родителей.

Ежедневный утренний прием детей должен проводиться воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу при наличии показаний измеряют температуру тела. В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела проводится во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются, а заболевшие в течении дня изолируются от здоровых детей в изолятор до прихода родителей.

4. Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.

4.1. Взаимодействие с родителями воспитанников группы.

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

Родительские собрания,
- консультации (индивидуальные, групповые,
- семинары-практикумы,
- тематические выставки,
- эпизодические беседы с родителями,
- клубы по интересам,
- совместные праздники,
- развлечения и досуги,
- анкетирование,
- родительские посиделки,
- тренинги
- экскурсии,
- туристические походы,
- участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Сколько мероприятий планировать, каждый определяет сам. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения. О совместной деятельности воспитывающих взрослых, которая может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах, вы можете ознакомится в программе «От рождения до школы» .

Акции,
- мастер-классы
- тренинги
- ассамблеи,
- вечера музыки и поэзии,
- посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада;
- семейные гостиные,
- фестивали,
- семейные клубы,
- вечера вопросов и ответов,
- салоны, студии,
- праздники (в том числе семейные,
- прогулки, экскурсии,
- проектная деятельность,
- семейный театр.

4.2. Протоколы родительских собраний группы.

Протокол родительских собраний в детском саду является важным документом. К его составлению нужно подходить ответственно и грамотно. Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов. Тетрадь протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада. Она нумеруется постранично, подшивается, скрепляется печатью детского сада и подписью заведующей.

План составления протокола :

Полное название учреждения
- Дата проведения собрания в ДОУ
- Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители)
- Тема встречи (повестка дня)
- Перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.)
- Решения
- Подпись секретаря, воспитателя, и председателя родительского комитета

Все протоколы хранятся у воспитателя.

Всю эту документацию можно поделить на обязательную и рекомендуемую. Но, что есть обязательное, а что – нет, решает не воспитатель, а начальство.

Для грамотного планирования и ведения документации нужно твердо знать предмет документации: рабочую программу вашего садика, на основании которой строятся почти все остальные документы.

Обязательной является следующая документация:

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности на группу;
- Рабочая программа педагога для своей группы;
- Табель посещаемости ребят.

Рекомендуемая документация, которую можно вести или не вести:

Информационно-нормативная папка: локальные акты, должностные инструкции, по технике безопасности, по охране здоровья и т.п.;
- Папка планирования и анализа: сведения о детках, о родителях, план закаливания и других режимных моментов, сетка занятий, схема посадки деток за столом, листы адаптации, журнал приема деток и т.п.;
- Методическое обеспечение процесса образования: комплексно-тематический план работы, список программ, технологий, авторских разработок, материалы педагогической диагностики, портфолио педагога, материалы по самообразованию, работы с родителями и все, что у вас есть.

Если вы не любитель длинных текстов, можно перейти на карточки. Это не запрещено и очень удобно. Картотека работы с родителями, сетка занятий, планы работ можно оформить в виде отдельных листов картона с вписанными мероприятиями.

Пример комплексно-тематического планирования по ФГОС ДО

Пример, как составить комплексно-тематический план на октябрь для средней группы. По этому же принципу составляем на другие месяцы, но берем другие задачи.

Итак, октябрь:

1-2 неделя тема «Осень». Содержание работы: расширить представления деток об осени как времени года, дать понятие о разных признаках и особенностях погодных явлений осени, научить устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой. Вести сезонные наблюдения за природой, отмечать ее изменения, красоту. Дать представление о профессиях сельского и лесного хозяйства. Расширить знания о сезонных овощах, фруктах, в том числе – экзотических. Познакомить с осенними цветами. Воспитывать бережное отношение к природе и ее дарам. Формировать начальные сведения об экологии.

Мероприятия: праздник-утренник «Осень», выставка поделок из природных материалов, проект «Урожай», целевые прогулки.

3-я неделя тема «Азбука вежливости». Содержание работы: формирование представления о морально-этических нормах, развивать доброжелательные отношения между всеми воспитанниками. Укреплять положительные привычки: здороваться, благодарить, правильно выражать просьбы и т.п. Заполнение карты развития на каждого ребенка.

Мероприятия: сюжетно-ролевые игры «Вежливый медвежонок», кукольный спектакль «Здравствуйте!» Разработка индивидуального листа развития каждого ребенка.

4-я неделя тема «Мои любимые игрушки». Содержание работы: совершенствование и развитие игровой деятельности дошкольников. Формирование знаний и практических навыков общения между сверстниками, с взрослыми посредством игры. Расширить игровые приемы и обогатить опыт детей в игровой деятельности. Развивать творческие способности дошкольников в направлении самостоятельного развития новых сюжетов игр. Закрепить познавательный материал через дидактические игры.

Мероприятия: праздник народных игр и гуляний, соревнования в народные подвижные игры, комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Как выглядит календарный план на каждый день?

Календарно-тематические планы на каждый день оформляют по-разному, есть в продаже журналы готовые, разграфленные. Обычно графы такие: месяц, день недели, число. Тема недели в соответствии с перспективным планом, например, как я писала выше «Осень», «Азбука вежливости», «Мои любимые игрушки» на октябрь.

Затем графы такие: по вертикали – совместная деятельность воспитателя и детей, организация предметно-развивающей среды, поддержка индивидуальности ребенка. Могут быть другие графы по вашему усмотрению. Например, по целям: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое и эстетическое развитие.

Если выбираем второй вариант записи плана, то, что мы можем написать в графе «Совместная деятельность» на тему «Осень» в строке познавательно-речевое развитие: Наблюдение «Осенние деревья», рассматривание листьев, коры деревьев, которые есть на участке, учимся определять различие между деревом и кустом, характеризуем форму листьев разных растений, цвет. Побуждение детей к активному коммуницированию. Слушаем шорох листьев, шум ветра, развиваем сенсорные ощущения.

Исследовательская деятельность: «Что нравится деревьям?» Выясняем, какие условия подходят для роста деревьев. Развиваем познавательные способности, умение наблюдать, анализировать, высказывать свою мысль.

Проблемная ситуация: осень – противоречивая пора года. Учимся анализировать причинно-следственные связи между явлениями природы и отношением к ним людей, пытаемся анализировать плюсы и минусы осени, развиваем умение доказывать свою точку зрения.
Беседы на тему осени. Тем может быть множество, не стану перечислять.

ФЭМП: обучение счету, сравнению величин, в общем, по плану занятий. Дидактические игры. Тоже великое множество, определяйте по своему желанию.

Это лишь одна графа заполненная. Так же нужно заполнить остальные, отталкиваясь от программы и перспективного плана, а также сетки занятий. Сложно для новичка, да?

У нас на сайте 7гуру можно найти готовый план и просто переписать, изменив даты и доработав под свою группу.

Организация: МБДОУ «Детский сад №103»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Главная черта современного мира - стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации.

СЛАЙД 1

Управленческая деятельность старшего воспитателя в условиях модернизации - это поиск и внедрение эффективных методов и форм последовательного воздействия на педагогический коллектив для достижения высокого качества дошкольного образования

СЛАЙД 2

Понятие Модернизация вошло в наше ДОУ вместе с:

  • принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
  • изданием приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступившем в силу с 1 января 2014 г.
  • появлением проекта «Профессионального стандарта педагога» 12 февраля 2015г.
  • выходом распоряжения правительства Российской федерации от 29 декабря 2014 №2765-р об утверждении «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

СЛАЙД 3

Основные задачи модернизции:

  • повышение качества дошкольного образования
  • повышение профессионализма работников образования
  • распределения ответственности и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения

СЛАЙД 4

Решение задач государственной образовательной политики, направленных на повышение эффективности деятельности ДОУ предусматривает возможность их реорганизации

В сентябре 2015года в нашем ДОУ прошла процедура реорганизации, которая стала определенным этапом, обеспечившим создание необходимых условий для модернизации ДОУ (улучшение материально – технической базы позволило обновить развивающую среду в группах; увеличение кадрового состава, расширили возможности обмена инновационным опытом у педагогических работников)

Процедура реорганизации прошла путем присоединения трех четырехгрупповых детских садов (36,99,42) к детскому саду №103. В результате реорганизации образовалось одно юридическое лицо с разными фактическими адресами.

На сегодняшний день в детском саду функционирует 16 групп, получают образовательные услуги 420 воспитанников. Коллектив ДОУ насчитывает 90 человек; 30 воспитателей, 3 старших воспитателя, 4 музыкальных руководителя.

Решение задач модернизации российского образования, направленных на повышение качества дошкольного образования, зависит от образовательного уровня, квалификации и профессионализма педагогов. Поэтому роль старшего воспитателя, как организатора педагогического процесса и инициатора профессионального роста воспитателей, на современном этапе приобретает особую значимость.

В нашем ДОУ старший воспитатель осуществляет не только методическую работу с педагогическими кадрам и, но и координирует деятельность всех сотрудников, т.к. является администратором в своем здании. В связи с этим, неотъемлемой частью управленческой деятельности является - контроль за качеством работы сотрудников. Если рассмотреть план оперативного контроля, разработанный до реорганизации, можно увидеть, что объектом контроля являлась воспитательно – образовательная работа педагогов. После реорганизции, в связи с расширением обязанностей, возникла необходимость в разработке новой циклограммы деятельности старшего воспитателя, где отражены и новые направления контрольно – оценочной деятельности. Из циклограммы видно, что контролю подлежат…. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

После реорганизации в нашем ДОУ появилась возможность организации дополнительных образовательных услуг…..

С целью обеспечения выполнения решения августовской конференции педагогических работников Ленинского района 2016года о создании благоприятных условий и дополнительных возможностей для развития способностей воспитанников и привлечении внебюджетных средств в образовательные организации, нами запланировано проведение маркетинговых исследований, направленных на выявление потребностей родителей и интересов воспитанников в рамках организации дополнительных образовательных услуг.

Одним их важнейших направлений деятельности старшего воспитателя, в условиях модернизации ДОО, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в ФГОС дошкольного образования (П.3.2.5.)

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Процесс модернизации в дошкольном образовании характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевает наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, равные возможности полноценного развития. Данная проблема влечёт за собой переосмысление деятельности старшего воспитателя, которая в условиях реализации ФГОС ДО должна быть ориентирована на развитие педагогических умений, которые находят отражение в Профессиональном Стандарте педагога. Развитию этих умений в свете современных требований к воспитателю должна способствовать грамотно организованная методическая работа.

Работа нашего ДОУ в условиях модернизации потребовала новых подходов к организации методической работы, поиска таких форм, оптимальное сочетание которых гарантирует повышение компетентности педагогов, комфортность пребывания воспитанников в ДОУ и установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.

Комментарии

Анкетирование

«Анализ профессиональной деятельности» «Составляем годовой план работы ДОО»

Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых ре­зультатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года с помощью анкетирования проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке и само­анализе педагогов. Такой подход к работе позволяет легче про­водить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на сле­дующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, осуществлять необходимую коррекцию.

Разработка (корректировка) критериев стимулирующих выплат

Разработанные критерии позволяют оценить результативность и эффективность работы, повысить у педагогов степень заинтересованности в достижении высоких результатов работы посредством стимулирующих выплат

Индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов.

Данная форма работы обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необхо­димые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Семинары - практикумы

Одна из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов. Это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушате­лей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совер­шенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимо­стью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определе­нию содержания семинаров предшествует изучение затруд­нений педагогов в практической деятельности.

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ»

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Праздники профессионального успеха

«Звездный час» (День дошкольного работника)

«Достояние года» (Итоговый педсовет)

Интеллектуальное кафе «За чашкой чая» (приглашение в методический кабинет для неформальной беседы)

Данная форма работы направлена на повышение у педагогов уверенности в своих силах, формирование понимания значимости личного вклада в общее дело

Тренинги по сплочению педагогического коллектива

Данная форма работы направлена на построение эффективного командного взаимодействия и является для нашего ДОУ особенно актуальной в связи с увеличением количества педагогических кадров после реорганизации

Площадки, ярмарки, галереи, конкурсы, фестивали педагогических достижений

Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, социуме и педагогическом сообществе разного уровня стала важным стимулом в повышении профессионально – личностного статуса педагогов

Интерактивные формы

Творческие группы

Круглые столы

Брифинги, дискуссии, мозговая атака, деловая игра

Интерактивные формы работы предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

«Клуб начинающих педагогов»: включает в себя такие формы как

Наставничество (наставниками являются педагоги первой и высшей категории).

Командировка в другие учреждения для ознакомления с методами и опытом работы других педагогов

День молодого специалиста

Данные формы работы направлены на оказание психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в современных условиях работы, формирование индивидуального творческого «почерка» у молодых педагогов.

Материал данной формы работы представлен на выставке

Обобщение и распространение передового педагогического опыта представлено такими формами

- «Банк инновационных идей» в методическом кабинете, ко­торый содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ, педагогов ДОУ района.

Участие в педагогических советах, проблемных семинарах, конференциях.

Публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных

Размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте

Все формы работы направлены на распространение и внедрение эффективных средств и методов, способствующих получению высоких результатов в работе. Свой опыт педагоги представляют в виде конспектов образовательной деятельности и режимных моментов; перспективных и комплексно-тематических планов работы; сценариев утренников, развлечений, выпускных балов; образцов дидактических материалов, продуктов детского творчества (фотоматериалы); авторских программ и проектов; образцов информационных материалов по работе с родителями и воспитанниками.

Информчас

Это практическая тренировка использования информационно – коммуникативной техники в воспитательно – образовательном процессе

Студия партнерского взаимодействия с родителями

Цель студии – научить педагогов выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, используя адекватные методы и средства для их психолого – педагогического просвещения.

Школа здорового педагога

В настоящее время выполнение современных требований к организации педагогического процесса очень часто сопровождается повышенным эмоциональным и физическим напряжением педагогов. Деятельность школы направлена на профилактику профессиональных заболеваний, преодоление стрессовых ситуаций, борьбу с синдромом профессионального выгорания, а также овладение педагогами приемов релаксации и снятия мышечного напряжения.

Открытые просмотры, взаимопосещения НОД, мастер - классы

Пропагандируют лучший опыт педагогов ДОУ, новые эффективные формы работы с дошкольниками. Его распространение является сильным стимулом для дальнейшего твор­ческого роста педагогов

Салон «Мудрый педагог»

Работа салона направлена на создание условий для личного и профессионального самосовершенствования педагогов. Его мероприятия предполагают защиту педагогом наработанно­го творческого материала по теме самообразования с проведением самоанализа и обозначением перспектив дальнейшей работы.

Материалы этой формы работы также представлены на выставке

Формирование методического кабинета

Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, обеспечивающей создание единого информационного и методического пространства в ДОУ. Его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в повышении педагогического мастерства, в организации воспитательно – образовательного процесса и во взаимодействии с родителями.

В ДОУ имеется паспорт методического кабинета.

Организация мониторинговых мероприятий

Оперативный, тематический контроль

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Взаимоконтроль

Родительский контроль

Контроль является важной функцией в методической работе. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений. На наш взгляд наиболее действенной формой контроля является взаимоконтроль. Оценивая деятельность своих коллег, педагоги начинают видеть недостатки в своей работе, что является мощным стимулом к самосовершенствованию. А главное, что эти недостатки выявили они сами, а не администрация.

Данные формы методической работы применяются дифференцированно с учетом стажа работы, возраста педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов. Именно такой подход позволяет педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе.

Одно из важнейших направлений деятельности старшего воспитателя - повышение квалификации педагогиче­ских кадров.

В нашем ДОУ составлены перспективные планы по аттестации и повышению квалификации педагогов через обучение на курсах.

В настоящее время все педагоги ДОУ прошли курсовую подготовку по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»

Старший воспитатель осуществляет сетевое взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами образования и культуры. Приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе – является ключевой линией в ФГОС ДО. В связи с этим в ДОУ разработан план сетевого взаимодействия с субъектами внешнего окружения. Нашими партнерами стали:

  • библиотека имени Паустовского: выставки новинок детской художественной литературы, обзорные экскурсии, викторины, тематические досуги
  • школа № 72: экскурсии и целевые прогулки детей в школу, взаимопосещения занятий, консультации учителей с презентациями образовательных программ, дни открытых дверей для выпускников ДОУ, совместные праздники «День знаний», «День защиты детей».
  • музыкальная школа № 14: концерты, познавательные развлечения, музыкальные вечера
  • детский клуб «Фантазия»: экскурсии, участие в совместных выставках, смотрах - конкурсах
  • управление образования Ленинского района: участие педагогов в районных семинарах, методобъединениях, совещаниях, конкурсах, праздниках, выставках детского творчества
  • ГБОУ ДОВ НИРО: повышение квалификации педагогических кадров через курсовую подготовку
  • детская и взрослая поликлиники: профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия, медицинские рекомендации
  • профсоюзная организация
  • выездные детские театры

Приоритетным направлением в деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации является – установление взаимодействия с семьями воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей помогает лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Поэтому мы вместе с педагогами стараемся найти наиболее эффективные формы установления партнерских взаимоотношений с родителями.

Наряду с традиционными, такими как родительские собрания, консультации, педагогические беседы, анкетирование, папки – передвижки, совместные праздники, дни здоровья, творческие выставки, мы стремимся к внедрению инновационных форм сотрудничества с семьей. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии осуществляется с помощью таких форм как: педагогическая библиотека для родителей, педагогические гостиные, круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссионные встречи. К активным формам повышения педагогической культуры родителей относятся семинары – практикумы и мастер – классы, где приобретение или совершенствование знаний осуществляется через деятельностный подход. Формированию у родителей навыков разрешения конфликтных ситуаций способствуют тренинги, которые помогают родителям по –новому выстраивать взаимоотношения в семье.

Наши родители активные помощники в благоустройстве территории и эстетическом оформлении помещений детского сада. Такие формы работы как «Трудовые десанты» и «Дни добрых дел» вызывают положительные эмоции у родителей, т.к. все участники получают призы, подарки, благодарственные письма или почетные грамоты.

Приобретает популярность в нашем ДОУ и такая форма совместной деятельности как благотворительные акции. Она имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не остаются равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Отношения родителей и педагогов в современных условиях невозможны в рамках закрытого образовательного пространства. Информирование родителей о ходе и результатах педагогического процесса осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте ДОУ, проведения дней открытых дверей, создания информационных стендов, альбомов, буклетов. Семьи наших воспитанников стали реальными участниками образовательного процесса благодаря их привлечению к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Применение той или иной формы работы с использованием мультимедийного оборудования, показом презентаций, фотослайдов, оформлением фотостендов, выставок семейного портфолио привлекают родительский интерес к работе детского сада. Происходит обмен семейным опытом, устанавливаются дружеские взаимоотношения между родителями группы.

Анализируя современную педагогическую литературу и публикации в различных изданиях, я выделила еще наиболее интересные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников и планирую предложить их для использования в работе педагогам нашего ДОУ. Для вас я тоже подготовила памятки с описанием этих форм. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) К ним относятся:

  • Устный педагогический журнал
  • Родительские конференции
  • Педагогические консилиумы
  • Клубы для родителей
  • Индивидуальные блокноты
  • «Родительский университет».

Изменения в технологии управленческой деятельности старшего воспитателя в нашем ДОУ позволили достичь следующих результатов:

  • повысился уровень профессиональных знаний и умений педагогов по применению инновационных методов и технологий в образовательном процессе, таких как проектные, исследовательские, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие;
  • возросла активность педагогов в мероприятиях профессиональной направленности;
  • увеличилось количество заинтересованных и творческих педагогов (воспитатели нашего здания-постоянные участники и призёры конкурсов педагогического мастерства внутри ДОУ);
  • благодаря расширению полномочий старшего воспитателя, появилась возможность вовлечения в педагогический процесс каждого сотрудника.(Например, младшие воспитатели участвуют в праздниках, досугах, изготовлении дидактических пособий и демонстрационного материла. На родительские собрания, если необходимо, приглашаются врач и медсестра)
  • повысилась степень вовлечённости родителей в педагогический процесс.

Однако, жизнь не стоит на месте и в рамках модернизации дошкольного образования намечены следующие перспективные направления развития нашего ДОУ:

  • совершенствование форм непрерывного образования педагогических кадров;
  • мотивирование педагогов на необходимость повышения своей квалификации через курсовую подготовку и использование дистанционных форм обучения;
  • создание условий для прохождения педагогами процедуры аттестации;
  • повышение компьютерной грамотности педагогов;
  • повышение эффективности использования электронных ресурсов в образовательной деятельности;
  • удовлетворение потребностей родителей и воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него и на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, образовании детей дошкольного возраста

На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Воспитатели - это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому, самым трудным для старшего воспитателя является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Циклограмма деятельности

старшего воспитателя

МБДОУ «Детский сад № 103» здание 4

Месяц

Мероприятия

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Август

Контроль

Мониторинг посещаемости и заболеваемости воспитанников ДОУ.

Контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.

Контроль санитарного состояния помещений ДОУ.

Контроль за организацией питания.

Оперативный и предупредительный контроль педагогического процесса (по плану)

Работа с документацией

Заполнение документации по питанию. Оформление документации по учету рабочего времени сотрудников.

Формирование выплатных дел воспитанников ДОУ

Оформление результатов контроля

Заполнение реестра по компенсации части родительской платы, работа с квитанциями

Изучение нормативно – правовых документов

Составление картотеки педагогических кадров

Сдача табелей посещаемости детей и питания сотрудников, документации по учету рабочего времени сотрудников

Составление графиков аттестации и курсовой подготовки педагогических работников. Разработка плана методического сопровождения педагогического процесса на следующий учебный год.

Оформление выставок, стендов в методическом кабинете

Подготовка ходатайства в рабочую комиссию по распределению стимулирующих выплат

Разработка диагностических карт для проведения мониторинговых мероприятий

Анализ проведения летней оздоровительной работы

Составление плана работы на следующий месяц

Работа с кадрами

Решение административных вопросов

Консультации, индивидуальные беседы

Взаимодействие с зам.зав. по ВОР по планированию педагогического процесса на следующий учебный год

Взаимодействие с зам. зав. по АХР по укреплению материально – технической базы

Работа в комиссии по распределению стимулирующих выплат

Проведение педагогического совета №1

Взаимодействие с социумом

Консультирование родителей по вопросам, связанным с выплатой компенсации части родительской платы

Сотрудничество с выездными театрами, библиотекой, школой

Досуговые мероприятия с участием родителей и представителей социума

Размещение информации на сайте ДОУ

Консультации для родителей в соответствии с годовым планом работы и по индивидуальному запросу

Маркетинговые исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Устный педагогический журнал . Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму. Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

  • наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
  • определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
  • разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Индивидуальные блокноты , куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

«Родительский университет». В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

  • «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
  • «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
  • «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций)

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них:

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.


Современный старший воспитатель - это миссионер, умеющий убедить другого, поверить в то, во что верит сам, умеющий увлечь, повести за собой. Это единомышленник, умеющий сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был . Старший воспитатель - это творец, постоянно находящийся в творческом поиске. В должностные обязанности старшего воспитателя входит организация рациональной структуры в детском саду, направленной на обеспечение качества образовательного процесса. Это человек-дипломат, старающийся управлять своими чувствами, переживаниями, поведением, уважающий окружающих. Старший воспитатель - это мудрый и гибкий высокопрофессиональный специалист, изобретатель, новатор, источник идей, информации, ориентирующий всех в широком спектре . Также старший воспитатель является стратегом , владеющим искусством планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Он тактик и разработчик программ, приёмов, способов достижения поставленных задач. Если сгруппировать все ДОУ, то получатся четыре основных блока.

Должностные обязанности старшего воспитателя

Первый блок - осуществление руководства дошкольным образовательным учреждением вместе с заведующим или с руководителем. Старший воспитатель вместе с заведующим руководит коллективом детского сада, участвует в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Основной фокус работы должен быть направлен на содержание и методы воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Также в обязанности старшего воспитателя ДОУ входит комплектация групп учебными пособиями, играми, игрушками, организация сотрудничества с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Второй блок - старший воспитатель планирует образовательную и методическую работу. Прежде всего, это помощь в работе с детьми, помощь в аттестации и в формировании портфолио каждого воспитателя, планирование повышения квалификации воспитателей и помощь в организации их самообразования. Деятельность старшего воспитателя включает составление режимов и расписание образовательной деятельности по каждой возрастной группе в ДОУ, обобщает и транслирует опыт работы. Также старший воспитатель планирует, какой опыт будет обобщён и внедрён в этом учебном году, а какой в следующем.

Помимо этого, старший воспитатель планирует знакомство с тем новым, что появляется в педагогической теории и практике. В обязанности старшего воспитателя ДОУ входит планирует форм организации работы по преемственности со школой, с другими организациями, с родителями воспитанников детского сада. Также он анализирует состояние образовательной работы и осуществляет всевозможные виды контроля (тематический, оперативный, итоговый), принимая на его основе меры для повышения эффективности работы.

Третий блок должностных обязанностей старшего воспитателя связан с организацией методической работы. Каждый детский сад имеет свои особенности, и распределение должностных обязанностей - это прерогатива руководителя образовательного учреждения, который пишет и представляет должностные инструкции каждому сотруднику педагогического коллектива. Деятельность старшего воспитателя в ДОУ включает достаточно многообразную работу, в том числе комплектование научно-методической библиотеки и методического кабинета новыми разработками или пособиями, пополнение детской литературы, пособий. В обязанности старшего воспитателя ДОУ входит анализ - действительно ли то, что заявлено на обложке и в короткой аннотации, отражено в содержании издания - только при такой экспертизе ему следует приобретать то или иное научно-методическое пособие.

Четвёртый блок должностных обязанностей старшего воспитателя означает осуществление мониторинга. Под мониторингом, проводимым старшим воспитателем, понимается система контрольно-диагностической функции, которая выделена в управленческой деятельности. Ежегодно в годовом плане старшему воспитателю необходимо планировать систему контроля. Она включает в себя ежемесячные вопросы к оперативному контролю, тематический контроль по годовым задачам, психолого-педагогический мониторинг за реализацией содержания педагогического процесса.

Помимо этих четырёх блоков в обязанности старшего воспитателя ДОУ входит обеспечение взаимосвязи в работе детского сада, семьи, школы и других организаций.

Руководитель детского сада в зависимости от того, как распределяются обязанности внутри детского сада между всеми участниками педпроцесса, может снять какие-либо из обязанностей со старшего воспитателя. Решение о непосредственных обязанностях старшего воспитателя ДОУ принимается на основе квалификационной характеристики и должностная инструкция, которую разрабатывает заведующий или руководитель ДОУ.

Анна Шорина
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность , к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании , развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления : касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций : определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели . Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее : цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя . Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например , если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям . Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется , прежде всего, умение работать с людьми.

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя . Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе .

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности .

Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например , старший воспитатель говорит о том , что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей . При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например , получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя . Прежде чем требовать с воспитателей , старший воспитатель должен определить , над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель , и только потом – все воспитатели . Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель . Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей .

Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в :

Подборе кандидатов на должности воспитателей , их помощников, специалистов;

Создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

Формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

Создании имиджа ДОУ среди населения;

Выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Организации образовательной, воспитательной работы с детьми ;

Организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

Развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

Развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно- воспитательную , методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ , предусматривая :

Предложения в план работы ДОУ;

Повышение квалификации воспитателей ;

Помощь воспитателям в самообразовании ;

Аттестацию воспитателей ;

Составление сетки занятий по возрастным группам;

Методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

Обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

Ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

Развитие преемственности ДОУ и школы;

Совершенствование работы с родителями;

Комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную , методическую работу :

Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

Проводит для воспитателей открытые занятия , семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

Организует работу творческих групп;

Своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной , методической работы;

Ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

Комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

Организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

Проводит совместные мероприятия со школой;

Готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания ;

Своевременно оформляет педагогическую документацию;

Формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям .

Осуществляет контроль за работой воспитателей :

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы ;

По графику посещает занятия в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя , психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию . Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе :

Наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности ;

Наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями , осуществляемой в режиме диалога;

Готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

Стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

Освоения культуры получения, отбора, воспроизведения , обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

Наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности .

По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен :

При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания , обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно -образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом ; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации : осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей , методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей , собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле : разрабатывать схему наблюдения за воспитательно -образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно -образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей ; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно -образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями , использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации : изучать педагогическое мастерство воспитателей , социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы , свою организаторскую деятельность ; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей ; регулировать ход воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении : владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности ; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям ; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формирование и методы. – М.: ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия .)

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .)

3. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве - направление, содержание, суть нашей работы.
М иссионер - должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Е диномышленник. Основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Т ворец - постоянно находится в творческом поиске.
О рганизатор - создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Д ипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
И зобретатель - новатор, источник идей, информации.
С тратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Т актик - в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

Старший воспитатель - это стратег и тактик образовательного процесса.

В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.

  • планирование
  • методическое сопровождение
  • работа с коллективом
  • контроль
  • индивидуальное шефство;
  • наставничество;
  • консультирование
  • самообразование (самовоспитание).
  • моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.
  • аттестация педагогических работников;
  • выступления перед аудиторией;
  • обобщение опыта работы.
  • проблемные консультации;
  • организация работы творческих групп;
  • «Школа молодого педагога»;
  • подбор организационно-деятельностных, ролевых игр для детей;
  • организация психолого-педагогических практикумов;
  • работа аттестационной комиссии;
  • организация взаимопосещений занятий;
  • организация методических посиделок; творческих мастерских; методических объединений специалистов;
  • модельные занятия.
  • Педагогические советы.
  • Психолого-педагогические семинары.
  • Педагогические часы.
  • Консультации.
  • Аукционы знаний, методических находок и идей.
  • Смотры-конкурсы
  • «Круглый стол».
  • Открытые занятия.
  • Конкурс методических находок.
  • Школа передового опыта «Диалог».
  • «Образовательный салон» и др.